Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Матрешка – символ России

Мир игрушки удивительно многообразный. С помощью игрушки ребенок открывает для себя мир и постигает накопленный жизненный опыт взрослых. Мы встречаемся с игрушками в музеях и на выставках, ценим их как художественные произведения, созданные талантливыми народными мастерами, художниками, скульпторами, дизайнерами. Созданные мастерами рукотворные изделия дороги нам сегодня как носители непреходящих духовных ценностей, как хранители опыта прошлого в настоящем.

Тема народных игрушек интересовала меня давно. Рассматривая игрушку, всегда можно узнать что – то новое. В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и народного творчества, техники и искусства. Каждый народ, создавая свои игрушки, передавал в них свое мироощущение.

В детстве, я не раз с интересом наблюдала, как моя мама сама из разного материала мастерила игрушки - сувениры, расписывала их красками, рассказывая мне, почему народная игрушка выглядит так, а не иначе.

Занимаясь рисованием в художественной школе, я с большим интересом изучаю разные виды искусства. Особенно мое внимание привлекала Матрешка, которую я рассматриваю не только как игрушку, но и как художественное изделие, отражающее культуру разных народов. Много раз я задумывалась о ее происхождении, где, когда она появилась на свет, о том, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки. Вот я и решила больше узнать об этом чуде – Русской Матрешке.

1. Имя деревянной игрушки - матрёшка

Начиная работу, в первую очередь надо было узнать: что же такое «матрешка»? Интересно, что в словаре Даля о матрешке нет никаких сведений. Зато в словаре Ожегова дано значение этого слова как «полуовальная полая разнимающая посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера»

Еще одно определение этого слова было найдено в новом словаре русского языка автора Т. Ф. Ефремовой МАТРЁШКА ж. - Русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся такие же куклы меньшего размера. // Одна из таких кукол. 2. перен. Полная, румяная, круглолицая девочка, девушка, напоминающая такую куклу. .

Сравнив эти определения, мы определили объект нашего исследования:

Матрешка – токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие. В быту чаще всего игрушка изображающая девочку, в сарафане и платочке. Ее условная округлая форма имеет мягкие очертания и плавные переходы от головы к широкому туловищу с плоским устойчивым основанием. В игрушке замечена легкость круглящихся поверхностей, веселая игра бликов, красочная роспись и случайное обнаружение в полости игрушки двух, восьми, двенадцати и более фигурок-вкладышей.

Действительно, в игрушке есть что-то особенное, необыкновенное. Матрешка сегодня – одно из популярных произведений декоративно-прикладного искусства не только в нашей стране, но и за рубежом. Ее увозят как сувенир во все страны мира, поэтому русская матрешка и стала великой путешественницей.

Почему этой деревянной игрушке дали такое необычное имя? Мнений на этот счет много. Одни историки утверждают, что имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня; другие - что это название ведет происхождение от женского имени Матрёна (в переводе с латыни mater - мать), а третьи считают, что название "матрешка" связано с именем индуистской богини-матери Матри.

Всем известно, что Матрена - это женское имя, любимое в среде крестьянства. Но все же популярных крестьянских имен довольно много, почему же было выбрано именно это? Возможно, игрушка своим обликом напоминала какую-то определенную девушку Матрешу, поэтому и получила такое название.

Кстати, имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает "знатная женщина", по-церковному писалось Матрона. На наш взгляд, "матрешка" название очень удачное, кукла действительно стала "знатной".

На Руси издавна точили из дерева посуду, погремушки, деревянные игрушки. Выточили и куклу. Увидев куклу, кто-то ахнул: «Да это же настоящая Матрёна!» Так имя и закрепилось за игрушкой.

Сегодня мы не воспринимаем название матрёшки как имя собственное. Оно срослось с игрушкой и стало именем нарицательным - названием игрушки. И пишется оно теперь с прописной буквы.

2. Происхождение русской матрешки.

История появления матрешки очень древняя и в то же время молодая. Её корни отнюдь не русские. Как же такое случилось?

Появилась эта игрушка, кто говорит - в Индии, кто утверждает, что в Китае, ну а кто-то указывает точно на Японию, ссылаясь на древнюю легенду о Джарме. Считается, что именно он, сын 28-го патриарха Дзэн, привез буддизм из Индии в Китай и Японию. Джарма был убежден, что любой человек может стать Буддой путем медитации. Чтобы доказать это, он девять лет без устали предавался молитвам и размышлениям. При этом он сидел неподвижно в своей пещере. Чтобы не заснуть, Джарма убрал себе веки. Руки и ноги отвалились сами за ненадобностью. За такие деяния японцы полюбили Джарму. Но его имя для японцев было труднопроизносимо, поэтому они назвали его по-своему – Даруму. Так фигурка монаха вот уже 1500 лет является частью жизненной атрибутики японцев.

Но японские божки множились. Японские божки разнообразны и многолики: весёлые, разгневанные, мудрствующие Одни отвечали за успех в деле, другие – за хороший урожай, третьи защищали праведных. Йоги говорили, что у человека пять тел и, значит, каждому телу должен быть свой покровитель. Учение Ошо считало, что тел семь: физическое, эфирное, астральное, ментальное, духовное, космическое и нарванное. Так что божки продавались уже в комплекте.

И вот в конце XIX столетия кто-то решил поместить несколько фигурок одна в другую. Первой такой забавой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старика, который отвечал за счастье, процветание и мудрость. У деревянного мудреца была вытянутая голова и добродушное лицо - и вдохновившись обаятельной игрушкой, которая оказалась с “сюрпризом” - она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок. Всего таких куколок насчитывалось пят. По преданию, такие фигурки впервые начал вырезать русский монах, живший на острове Хонсю!

Ему-то, буддийскому мудрецу Фукуруму и предстояло совершить далекое путешествие в Россию. Кстати, японцы, утверждают, что первым на острове Хонсю такую игрушку выточил безвестный русский монах. Интересно, что документального подтверждения эта легенда не имеет.

Впервые токарную форму матрешки предложил Василий Звездочкин, уроженец Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии, которая издавна была знаменита своими искусными токарями. В начале 1890-х годов он увидел как-то в журнале "подходящую чурку" – японскую куклу КОКЭСИ и по ее образцу выточил деревянную пустотелую куклу. Эта фигурка имела "смехотворный вид, напоминала как будто монашенку" и была "глухая" (не раскрывалась).

Известный художник Сергей Малютин расписал эту фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. (У более поздних будут узелки, самовары, бублики, букеты. А вот у этой смешной девочки была живая птица!)

У нашей первой матрешки «бутылочная» форма. Высота старшей куклы 19 см. Первая матрешка была восьмиместной – внутри большой девочки помещался мальчик поменьше и так далее – мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, «неделимой», была матрешка – спеленатый младенец, меньше мизинца. Все семь её подружек были как настоящие, словно только что вышли из своего деревенского мира: одна несет миску к столу, у другой в руках серп, третья держит перед собой за руки маленького братца, а четвертая, младшенькая просто засунула палец в рот. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.

Надо отметить, что умение расписывать выточенные изделия в России существовало задолго до матрёшки – в традиции точения и росписи деревянных яиц на Пасху. Так что японские фигурки попали на подготовленную российскую почву.

Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрёшки практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок. Изначальный сюжет русской матрёшки – это русские девки и бабы, румяные и полные, одетые в сарафаны и платки, с собачками, кошками, корзинками, с цветами.

Вскоре после матрёшек, расписанных цветочными орнаментами, появились матрёшки, украшенные живописными сюжетами из сказок и былин. Такие матрёшки "рассказывали" целые истории. В конце 19 века в России наблюдался огромный подъем интереса к русской истории, народному искусству, сказкам, былинам и промыслам. Матрёшка быстро получила широкую известность и заслужила народную любовь. Но она была дорога - и эта кукла, предназначенная детям, в основном покупалась взрослыми ценителями искусства.

В 1900 году матрешка была представлена на Всемирной выставке в Париже, где заработала бронзовую медаль и признание мира. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России.

Кстати, в начале двадцатого века некоторые матрёшки и вправду "научились" ходить: ноги такой матрёшки, "обутые" в лапти, подвижны, - и она может идти, если поставить ее на наклонную плоскость. Такие игрушки получили название "матрёшки - ходилки".

Самой распространенной и поныне самой популярной является пятиместная матрешка. Однако часто встречаются также матрешки в три- семь- десять- пятнадцать мест. Кстати, матрешки обогащались не только росписью, но и усложнялись количеством вкладываемых фигурок. Так, в начале века в Сергиевом Посаде уже изготавливались матрешки, насчитывающие до 24 вкладышей. Есть многоместная - матрешка "Крестьянка-укладка"1903 года, состоящая из 32 кукол. А в 1913 г. токарь Николай Булычев побил своеобразный рекорд, выточив 48-местную матрешку. Нынешняя техника позволяет делать 20-50-местные матрешки. При этом дерево вытачивается до микрон. В 1970 году Евгений Безруков, семеновский мастер изготовил рукотворное чудо – 72-местную матрешку! В тот год семеновские мастера-игрушечники показали ее на Всесоюзной выставке декоративно-прикладного искусства самодеятельных художников и мастеров. А в фондах Исторического музея есть экземпляр 100-местной матрешки.

Выводы. Появление в России в самом конце прошлого века матрешки не было случайным. Именно в этот период в среде русской художественной интеллигенции начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, а также пытались творчески осмыслить национальные художественные традиции.

1. 3. Философия матрёшки.

«Игрушка, - в словаре В. И. Даля, - вещица, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям». Игру называли по-разному: балушка, потешка, баловка, таратушка, цацка. И в пословицах то же: «Игрушки да смешинки, шутки да потешки». Да и мы сами о чём-то не очень значимом для нас говорим: «Это всё игрушки!» Пустяк, ерунда то есть.

Но такой ли уж пустяк – игрушка? Игрушка игрушки рознь. Есть игрушки, запечатлевшие в себе историю создавших их народов. На них - отблеск славы побед, горечь поражений (кто не играл в детстве с солдатиками всех времён и народов!) Есть игрушки – учителя и наставники. Например, разноцветные пирамидки, разборные и складывающие игрушки. Есть игрушки - «технари», демонстрирующие достижения современной техники и показывающие нам возможную технику будущего. А ещё бывают игрушки – конструкторы, головоломки, самоделки, игрушки - «красотки», игрушки – сюрпризы и забавы.

Но есть и такие игрушки, которые являются отражением души своего народа, в них, как в зеркале, просматривается весь национальный характер. Возьмёшь такую игрушку в руки и чувствуешь: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!».

Вот она, такая игрушка – матрёшка. Матрёна, Матрёшечка или уважительно – Матрёна Ивановна. Неважно, что «дед» матрёшки – сердитый японец, даже сами японцы признают, что эта игрушка- символ русского характера, символ русской души, соединяющая в себе базовые ценности: материнство, семью, русскую соборность, единство, душевное тепло, покровительство трогательную заботу о близких.

Рассмотрим матрешку долее подробно. Какие секреты таит в себе эта игрушка?

Матрёшку изготовляли из мягких пород дерева, чаще всего из Материал безвреден. Если матрёшку подержать в руках, то почувствуешь от неё тепло.

Все куколки матрешки, построены в ряд. Можно быть «Мы дружная семья!». Крестьянские семьи на Руси были раньше большими, детей было много, жили самостоятельными, отделиться друг от друга, а в нужный дружно, помогая друг другу, поддерживая в трудную минуту. Наша матрёшка - символ дружной, момент соединиться снова, спрятаться под надёжной защитой крепкой семьи.

куколки-мамы.

Матрёшка первоначально была в основном в ярком красном На Руси люди старались самую нарядную и яркую одежду приберечь для праздника. Самым сарафанчике. праздничным и красивым считался красный цвет. Слово «красный» раньше означало «красивый, хороший». Говорили: «красная девица» - красивая девица, «красный угол» - самый нарядный угол в избе

Глаза у матрёшки большие, открытые. Ресницы чёрные, длинные,Такая внешность у матрёшек тоже неслучайна. Рисуя матрёшке лицо , мастера старались передать изогнутые. Бровки дугой. Щёчки румяные, губки алые. истинно народное представление о женской красоте. Вот например, как описывались русские красавицы в народных сказках: «девица красная, очи ясные, брови соболиные, щёки румяные, уста алые».

Если посмотреть внимательно на матрёшек, то у некоторых Всегда ценилось во внешности девушки, считалось её особой красотой – коса. Существует и по куколок можно увидеть одну или две косы. сей день такая поговорка: «Коса- девичья краса». По обычаю существовавшему на Руси, у незамужней девушки была одна коса, а у замужней –две. Когда девушку выдавали замуж, то косу расплетали.

Голова игрушки всегда в платочке. Оказывается, это тоже особенности древнерусской культуры. Раньше женщине было неприлично показаться на людях без головного убора. Считалось позором «опростоволоситься»

(«опозориться»)т. е показать постороннему человеку простые волосы.

Фигура у матрёшки толстенькая, округлая. На Руси ценились женщины дородные, то есть высокие и полные. Считалось, что женщина худенькая и бледная не сможет содержать как нужно свою семью и выполнять тяжёлую крестьянскую работу.

Наряд матрешки - простой сарафан, передничек, платочек. Раньше женщины носили просторные сарафаны и рубахи (сарафан – русская женская крестьянская одежда, род платья без рукавов, надеваемого поверх рубашки с длинными рукавами). Русские нравы не позволяли женщине подчеркивать фигуру, поэтому одежда русских красавиц была широкой и свободной, а сарафан и рубахи для этого исключительно подходили.

Одежда матрёшки украшена бутонами, гирляндами цветов, Русские женщины любили принарядиться, они с удовольствием украшали себя и свою одежду.

нарядной вышивкой.

Русская матрёшка добрая, сердечная, весёлая, приветливая, В женщине испокон веков почитались такие черты характера как доброта, улыбчивая в ней отразились черты русского национального доброжелательность, открытость, приветливость.

характера.

Благодаря обилию и яркости цветов матрёшка создаёт праздничное, радостное настроение. Когда мы смотрим на неё, на лице невольно появляется улыбка.

Каждый художник, создавая свою семейку матрёшек, старается не повторяться в едином стиле, одной цветовой гамме, но в каждой матрёшке показать свою «изюминку», её отличие от других в семейке. Этим и интересны матрёшки. Они как люди в одной семье: вроде бы чем – то похожи, но всё-таки разные!

Нам кажется, что каждый человек живущий в нашей стране, обязательно должен знать свою историю, культуру, обычаи и традиции наших предков, уважать их и ценить.

1. 4. Виды матрёшек.

Рассматривая особенности традиционных матрешек, мы заметили, что они отличаются друг от друга формой. Одна из них широкая, толстобокая, приземистая, слегка сужающаяся книзу; другая - несколько вытянутая с резко сужающейся нижней частью; третья - более вытянутая с узкой уплощенной вверху головкой. Кроме этого среди матрешек каждой группы есть много общего. Мы обратили внимание на изображение художником на разных матрешках фартука, сарафана, платка и на стиль декоративной росписи, узоры.

Так же заметили, что названия видов матрешек зависит от места ее изготовления.

Ее стали создавать в Сергиевском посаде (ныне г. Загорск), в Нижегородской губернии (ныне Горьковская область), а после Великой Октябрьской революции и в г. Семенове (Горьковская область), в селах Семеновского района Мериново и Полхов-Майдан, в г. Калинине, в г. Уфе Башкирской АССР, в г. Йошкар-Оле Марийской АССР, в г. Нолинске Кировской области, в городах Жлобине и Бресте.

Можно выделить несколько видов матрешек, создание которых существуют с давних пор:

Сергиево – Посадская матрёшка одета в сарафан, кофточку с вышивкой, в яркий платок и передник с узором. Ныне, это Загорская матрешка, ее расписывают по белому дереву, гуашевыми красками, используя красные, зеленые, синие цвета. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Концом кисти рисуют верхние веки, приподнятые брови, черные радужки глаз с бликами. Платок у загорской матрешки завязан узлом. Мастер рисует рукава кофты, сарафан. Рукава кофты расписывают полоской узора. У мелких вкладышей украшают сарафан вертикальной полосой с кружочками и змейками. Все нарисованное обводят черной краской по контуру, четко обозначая силуэт. Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след-лепесток или листок. Эти несложные узоры местные мастера называют «пестрешкой». А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней.

Есть семёновские матрёшки. Они родились в городе Семёнове Нижегородской области. Их расписывают иначе. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают "наводку" черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке. Это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки. Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. Ведь семеновскую матрешку отличает от загорской большой букет цветов, которой украшает фигуру игрушки, занимая почти весь фартук. Итак, наводка готова. Теперь роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. Часто роспись выполняется без «наводки» в кистевой манере и в ее узорах используются хохломская «травка» и штриховая «оживка» лепестков и листьев. Роспись наносится на естественную золотистую фигурку, краски кажутся необычайно чистыми, яркими. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках. И, наконец, матрешку лакируют. И вот перед нами яркая хохломская матрешка.

Полховско - Майданскую матрешку узнать легко : голова у игрушки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб, платок на ней ярко-красный, юбка – фиолетовая, на голове, по центру платка, голубой трилистник с жёлтой сердцевиной, а прямо из-под него – жгучие, кольцами, кудри, лицо слегка скуластое, с нежным румянцем, глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятно – её фартук. Расцвёл на нём чудо – букет. На зелёной изгибистой ветке разноцветные цветы, бутоны, ягоды. Майданские цветы не копируют настоящие. Не форму, а душу цветка стараются передать мастерицы, стараясь изобразить свои любимые большие розово-малиновые цветы шиповника, такие же, какие растут перед их домами.

У крутецкой матрешки тоже роспись по – своему: рядом с розами расцветают огромные колокольчики, невероятные гвоздики, ромашки, тюльпаны и такие цветы, которым уже и названия не подберёшь – сказочные.

Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой.

Разделив матрешек по месту их изготовления, мы увидели, что можно найти много общего и среди этих разных групп. Вот новые группы:.

Матрешки, «одетые» в «Исторические матрешки». Матрешки - литературные «Семейная матрешка». «Авторские работы».

национальные костюмы. произведения и их героев.

Каждый регион России изображал В начале XX века большое влияниеВ качестве сюжетов Это матрешки, которые изображали Художники используют на матрешках свою региональную на тематику оказало росписи матрешек использовалисьдевушек в сарафанах, росписи «под хохлому», одежду. Иногда создавались и общее увлечение русской литературные произведения в платках, с корзинами, узелками, «под Гжель», «под целые серии матрешек, историей. В период с 1900 по русских классиков: “Сказка о букетами цветов, пастушков со Жостово» или «Палех».

представлявшие костюм разных 1910 год появились серии царе Салтане ”, “Сказка о свирелью, и бородатых стариков с Настоящий русский областей нашей страны: Москвы, матрешек, изображающих рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина, большой палкой, жениха с усами и сувенир – результат

Московской области, Вятки, древнерусских витязей и бояр, “Конек - Горбунок ” П. П. невесту в подвенечном платье. ручного труда народных

Воронежа, Новокузнецка и др. причем и те и другие иногда Ершова, басня “Квартет” И. А. Фантазия художников не ограничивалаумельцев.

Названия матрешек говорят сами вытачивались в шлемовидной Крылова и другие. Так, к себя ничем. Матрешки компоновались за себя: «Псковитянка», форме. Не был обойден вниманием 100-летию со дня рождения по самому разному принципу, чтобы

«Нижегородский костюм», и любимый народный герой Степан Н. В. Гоголя были изготовлены отвечать основному своему

«Воронежская свадьба», Разин с его ближайшими матрешки, изображавшие героев назначению - преподносить сюрприз.

«Вятка». сподвижниками и персидской его произведений: персонажи Матрешки могли быть приурочены к княжной. В 1912 г. , к столетиюкомедии "Ревизор" (Хлестаков, определенным семейным датам. Так,

Бородинской битвы, были городничий, судья, почтмейстер внутри матрешки "Невеста и жених"

выполнены матрешки "Кутузов" и и другие). Много матрешек было помещались родственники. Вот

"Наполеон". Внутри этих матрешекпосвящено обрядам, фольклору. названия некоторых матрешек:

помещались фигурки поменьше, на Иллюстрировались "Репка", "Иван«Масленица», «Русская зима», которых были изображены царевич", "Жар-птица" и др. «Прогулки по лесу», «Забавы зимой», сподвижники, члены их штабов, «Веселушка», «Русская тройка», участники военных советов. «Святки», «Удалая тройка», «Первый

Можно найти и матрешек, снег» и др.

изображающих вождей пролетариата

Ленина и Сталина.

Глава II. Технология изготовления матрёшки

1. Технология изготовления матрешки мастерами.

Надо отметить, что русские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца) освоили изготовления матрешки с легкостью. Но процесс этот достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения. Над созданием матрешки работает целая команда мастеров. У каждого мастера есть свои секреты.

Первый этап – выбор дерева. И быть оно должно ровным, без сучков. Как правило, это липа, береза, осина. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть. Древесина должна быть сухой и легко поддаваться рукам мастера. После ошкуривания начинается процесс вытачивания деревянной формы.

Второй этап – заготовка. Для выполнения заготовки берут подходящий чурбачок, вставляют его в станок и вытачивают. Деревянные заготовки, «белье», мастер начинает точить с неразъёмной малютки, «первенькой». Она может быть совсем крохотной – с рисовое зёрно. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Кстати, верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся. Затем следующая кукла, уже складная, и так до самой большой. Сначала вытачивает мастер голову, затем туловище, подрезает в нужных местах резцом, и заготовка готова. Вытачивание матрёшек - тонкое искусство, которому учатся годами; некоторые умельцы-токари выучиваются даже вытачивать матрёшек вслепую!

Третий этап – шлифовка и грунтовка. После того как токарь выточил фигурки матрешки, к работе приступает шлифовальщик. Он сглаживает все неровности и шероховатости на теле матрешки, делает ее поверхность гладкой и удобной для художника. Когда смотришь на некрашеные «слепые» фигурки, трудно поверить, что это и есть будущие красавицы. Но поставьте рядом, и вы заметите, какие они разные! Хорошая матрёшка отличается тем, что: все её фигурки легко входят друг в друга; две части одной матрёшки плотно прилегают и не болтаются; рисунок правильный и чёткий; ну, и, конечно же, хорошая матрёшка должна быть красивой

Четвертый этап – роспись. Начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность – роспись:

• перед росписью деревянную поверхность матрёшек покрывают картофельным клейстером;

• сначала карандашом наносится основа рисунка;

• потом намечаются контуры рта, глаз, щёк;

• затем матрёшке рисуют одежду.

В XIX веке для росписи этих игрушек использовали гуашь - теперь же уникальные образы матрешек создаются также с помощью анилиновых красок, темперы, акварели. Интересно и то, что после появления первой матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек по-разному. Среди росписей различают: гжельскую, городецкую, полхов-майданскую, хохломскую, дымковскую.

С середины двадцатого века матрёшек стали не только расписывать, но и декорировать - перламутровыми пластинками, соломкой, а позже стразами и бисером. Но не было этих украшений у первых матрёшек - и "настоящей", исконно русской матрёшкой и поныне считается деревянная расписная куколка, без инкрустаций и "накладок".

Матрёшки всегда радует нас неповторимой красотой: своеобразием росписи, яркостью красок. Сколько фантазии вкладывают мастера в их изготовление!

2. 2. Технология изготовления матрешки «Матрешка своими руками»

. Матрешку можно изготовить и самим. Для этого нужна фантазия, творчество. Ее можно нарисовать, выжечь на доске, вылепить из пластилина, сшить из ткани.

ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ МАТРЕШКИ ИЗ ПЛАСТИКОВОЙ БУТЫЛОЧКИ

этапы описание работы Эскизы Инструменты и приспособления

Подготовка к изготовлению изделия

1. Приготовить материал ситец разного вида – 50 см, кружева ажурные и ситцевые 20 см, шерстяные нитки – 20 г, ленточки – 10 см, салфетки, бумага картон и самоклейка, газета, кнопки

(круглые) – 2 шт, бутылочку от минеральной воды (0,5 л)

2. Приготовить инструментыТБ ножницы, клей ПВА, кисточка для клея, фломастеры, румяна

3. Организовать рабочее Свободный чистый стол, клеенка место

Технология изготовления

1. Заготовка туловища Берем пластиковую бутылочку от минеральной воды, бутылочку от минеральной воды (0,5

матрешки очищаем ее от наклеек. л), ножницы

Берем газету, скатываем шарик в виде головы, газета, нитки, ножницы прикрепляем его на горлышко бутылки с помощью ниток.

Обклеиваем бутылочку газетой до определенной формы. газета, клей ПВА, кисточка для клея

Голову матрешки обклеиваем розовыми салфетками клей ПВА, кисточка для клея, салфетки

Основу матрешки (туловище) обклеиваем разноцветным ножницы, клей ПВА, кисточка для ситцем. клея, кусочки ткани

2. Одежда матрешки Вырезаем небольшой круг из другого ситца и ножницы, клей ПВА, кисточка для приклеиваем его по центру туловища матрешки – это клея, кусочки ткани сарафан

По краям круга приклеиваем белые кружева (о,5 см) – Клей ПВА, кисточка для клея, оборка сарафана ножницы, кружева

Вырезаем рукава матрешки из ситцевых кружев и Клей ПВА, кисточка для клея, приклеиваем их по краям туловища матрешки. ножницы, кружева

Ручки можно сделать из салфетки, приклеиваем их под Клей ПВА, кисточка для клея, кружевные рукава салфетки

3 Голова матрешки Нарезаем шерстяные нитки полосками, длиной по 15 Ножницы, нитки см

Складываем их пополам. Перевязываем их по центру и Нитки, атласная ленточка с каждой стороны заплетаем косички, в конце каждой косички завязываем атласный бантик

Из ситцевой ткани вырезаем платок в виде Кусочки ткани, ножницы треугольника.

Волосы и платок закрепляем на голове матрешки с Клей ПВА, кисточка для клея помощью клея.

4. Лицо матрешки Глаза можно сделать из кнопок. Кнопки

Брови, ресницы, уста рисуем фломастером. Фломастеры

Щечки рисуем старыми румянами Румяна

Готовую матрешку ставим на подставку.

Назначение изделия

5. Такая матрешка будет радовать не только вас, но и гостей, которые к вам приходят. А еще ее можно подарить на день рождения своей подружке.

Заключение.

Проведя исследование по истории возникновения матрешки, можно сделать следующие выводы:

• русская матрёшка во все времена символизировала плодородие, материнство, пожелание счастья и благополучия;

• в своем облике она отражает историю русского народа, его традиции;

• эту игрушку мастерят во многих уголках нашей страны, название ее зависит от места ее изготовления и вида росписи;

• наиболее ценится авторская матрёшка, сделанная художником-профессионалом или любителем,

• можно смастерить матрешку своими руками;

• в настоящее время русская матрёшка переживает второе рождение, связанное, наверное, с огромным интересом в мире к России, к переменам, происходящим в нашей стране.

Мы подтвердили нашу гипотезу, о том, что матрешка, несмотря на свое иностранное происхождение, является русской национальной игрушкой, символом России известном во всем мире.

Материалы представленной работы могут быть использованы для беседы с учащимися начальных классов на уроках труда и изобразительного искусства, окружающего мира и во внеклассной работе.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)