Развлечения  ->  Непознанное  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Эволюция темы человека в творчестве М. Горького

В философской этике человек обозначен как часть материального мира, обладающая духовностью. Теоретики чувственного познания называют людей абстрактным отражением Высшей Реальности. Мыслители времен античности преклонялись перед человеком, воплощающим собой идею Вечного Разума, совершенства и гармонии. Веками менялось представление о созданной из противоречия непознанной до конца частичке жизни. Человек с рождения заключал в себе таинство вселенского бытия, идею торжества мысли и первозданного чувства. Неоднозначно воспринимался человек в искусстве. Классицисты воспевали в своем творчестве силу характера, подвиги и деяния личности; сентименталисты открыли для себя красоту человеческого чувства; писатели-романтики прославляли богатство духовного мира человека, видели в стремлении к свободе залог его величия; для реалистов человек рожден идеей противоречия, которое словно вросло в его сущность. Этот образ вбирает в себя глубину психологизма рассказов И. Бунина, овеян мотивом лиризма, свойственным произведениям Куприна. Теме человека посвятил ряд своих произведений М. Горький.

О величии свободы человека писатель размышлял в рассказе «Старуха Изергиль», созданном в 1894 году. Это произведение о красивых и смелых людях, наделенных способностью любить жизнь, умением открыто выражать свои чувства и восхищаться прекрасным. Они горды и свободны, смелы и независимы. В молодости эти люди подобны солнечным лучам, а на закате жизни их почти не остается, они раздаривают богатство своей души тем, кто им дорог. Такой предстает на страницах рассказа М. Горького мудрая Изергиль. Она утратила молодость и красоту, но сохранила любовь к жизни, которая умрет только вместе с ней. Изергиль рассказывает о своей «мятежной жизни», уготованной всем смелым и сильным людям. Ее переполняют чувства, вызванные воспоминаниями. Даже в старости героиню не покидает жажда свежести и новизны происходящего. Насколько велика ее беззаветная любовь к жизни. Такие люди, как Изергиль, впитывают это светлое чувство вместе с молоком матери и проносят его сквозь годы. Они не перестают удивляться красоте, радоваться каждому мгновению, любить и искать счастье. Эти люди открыты и честны, им не страшна смерть, потому что их дух остается свободным даже после нее. Опасность обостряет у них желание жить, а трудности закаляют. В своем рассказе М. Горький изобразил «могучее племя людей», которое отвергло мелочные интересы и низменные желания. Он подчеркнул величие Человека, способного жить, а не существовать, быть выше земных страстей: трусости, эгоизма и ненависти. Изергиль в легенде о Ларре раскрывает эту идею М. Горького. Она говорит о невозможности человеку обрести счастье, «сохранив себя целым». Сын орла и «нежной, как ночь» девушки пожелал ни с кем не делиться своей душой, а взамен получать любовь. Он считал «себя первым на земле». Это и погубило Ларру. Рожденный свободным, он отрекся от идеалов «Могучего племени людей» и стал жить мелочными интересами, порочащими имя Человека. Этим Ларра обрек себя на одиночество. Через много лет, отверженный и вольный, как птица, он захотел смерти, но не нашел ее. Даже смерть отвернулась от изгнанника, не пожелав одарить его вечным покоем. Ларра стал подобен тени, которая «все ищет, ходит, ходит ». Человека, который пытается сохранить свою сущность для себя самого, ожидает участь быть отвергнутым людьми. Богатства души должны быть предназначены для того, чтобы щедро одаривать дорогих сердцу людей. Изергиль открывает рассказчику эту важную идею. Она пытается показать истинное лицо свободного человека, чуждого условностям рутинной жизни. Герой легенды также похож на идеал Изергиль, созданный воображением мудрой старухи. Ларра представляет собой темное человеческое начало, которое выбирает все то порочное, что свойственно людям, не ценящим свободу. Поэтому Изергиль не осуждает отверженного сына Орла, она понимает его душу, истерзанную собственными предрассудками. Для этой женщины он предстает частью стихии, чуждой миру красивых и смелых людей. Изергиль - одна из них, поэтому с таким восхищением и любовью она рассказывает легенду о Данко. «Было на свете сердце, которое однажды вспыхнуло огнем » - повествует мудрая старуха. Она преклоняется перед поступком Данко. Этот легендарный герой заключил в своей душе беспредельную любовь к людям, не покидающую его до последнего мгновения так внезапно оборвавшейся жизни. Для Данко не существует препятствий, чтобы сделать других счастливыми. В этом благородном стремлении он видел смысл своей жизни. Недаром герой М. Горького «разорвал себе грудь руками и вырвал из нее свое сердце», которое «пылало ярче солнца» лишь для того, чтобы спасти людей, вселить веру в их души. Гордый и свободный Данко видел свое предназначение в служении людям. Он был рожден не для славы, а для борьбы. После смерти Данко «один осторожный человек наступил на гордое сердце». Но даже тогда великое чувство любви героя не угасло, а расплылось искрами. Образ Данко воплощает собой идею торжества человеческого духа через самопожертвование и любовь. Он велик своим искренним чувством, которое поглощает все его существо. Для Данко-борца за правду и счастье нет невозможного. Грани разумного исчезают перед напором его силы, способной изменить привычный ход вещей. Героя рассказа М. Горького отличает непреодолимое желание быть полезным людям, он по-настоящему счастлив лишь тогда, когда в нем нуждаются. Данко становится воплощением альтруизма и бескорыстного служения Идее человеческой добродетели. В своих поступках он следует канонам христианской морали: отдает собственную жизнь ради спасения других людей. Истоки жертвенности героя заключаются в его особом понимании предназначения Человека. Для Данко смысл жизни в том, чтобы обрести счастье, быть свободным и независимым. Своей уверенностью он вселяет в сердца людей надежду на светлое будущее. Данко чувствует в себе силы вести народ к свободной земле, которая станет их домом. По крупицам он раздает богатства своей души людям, поэтому к концу пути его не остается. Данко щедро раздаривает все то прекрасное, чистое и доброе, чем была наполнена его душа. Он оделяет своим внутренним светом каждого. Люди тянутся к нему, пока горит факел великой любви к Человеку, и забывают, как забывается все на свете.

Таков Человек в понимании М. Горького - романтика. Он представляется свободным, красивым, смелым и сильным. Дух человека всеобъемлющ; для таких людей весь мир прекрасен, они умеют радоваться жизни, любить ее, петь и смеяться. Счастье для них заключено в стремлении жить и открывать непознанное: новые чувства, земли, людей. М. Горький рисует своего человека независимым и свободным от предрассудков. Герои ранних романтических произведений автора словно сливаются со стихией, гармония с природой становится залогом их счастья. Им не интересна первичная материя. Человек с его чувствами и мыслями выше земной суетности.

Эту идею развивает М. Горький в поэме, посвященной духовным исканиям личности, которая была создана в 1904 году. Лиро-эпическое произведение «Человек» отличает глубина философской мысли, связанной с темой красоты и величия человека. В поэме создан идеальный образ духовно богатой, сильной личности, которая избрала познание целью своей жизни.

В ее судьбе «мысль, как бесстрастное солнце осени, освещает грозный хаос настоящего». Перед читателем возникает «величественный образ Человека», который «трагически прекрасен». Главный герой М. Горького предстает воплощением светлого начала, его отличает беззаветная любовь к мысли. «Гордый путь» человека освещает путеводная звезда творчества; «из жгучей крови» он создает «поэзии нетленные цветы». Эта художественная деталь образа человека отличает его от личности ранних романтических рассказов М. Горького. Смыслом жизни главного героя поэмы становится познание и искусство, а не самопожертвование. Любовь к людям сменяет преданность к самому себе. Верность идеалам творчества и науки. Хотя идея свободы не перестает быть доминантой в жизни человека. «Его гордое чело и смелые, глубокие глаза» исполнены решимости. Отличие состоит в том, что свобода необходима человеку лишь для самовыражения. «Вооруженный только силой Мысли», он стремится подчинить законы бытия своим желаниям. Человек становится свободным от любви к людям, чувств, страданий; он идет далеко впереди людей, но перед читателем не самоотверженный Данко, который готов в любое мгновение погибнуть во имя спасения народа, а творец. Его разум поражен Мыслью, ему не интересны люди с их страстями. Он одинок, горд и свободен. Этому образу близки черты Ларры, но он совсем не похож на изгнанника. Человек сам избрал путь познания и отрекся от людей. От Ларры у него осталась лишь любовь к свободе. Ему не нужны друзья, «мысль – подруга Человека», с которой он всегда не разлучен. Герой поэмы М. Горького не стремится сталь частью могучего племени людей. В его душе не рождаются желания любить народ или посвятить жизнь поискам счастья. Он выше этих стремлений, Человек словно оторван от реальности. Он живет в другом мире, в котором нет места слабости. Человек создал его сам, поэтому он окружен «созданиями своего творческого духа» - Любовью, Дружбой. Надеждой, Ненавистью, Гневом, Верой и Безумием. «Вечным спутником» становится немая и таинственная Смерть. Человек обладает высшей духовностью. В своем мире он свободен от людского общества, низменных желаний, любви с ее «коварными и пошлыми уловками». Человек одинок и в этом заключено его подлинное величие. Жажда жизни тесно переплетается в его душе со стремлением к творчеству и познанию. Мысль, окрыленная успехом, завладевшая сознанием человека, даже она не способна предопределить его судьбу. Старуха Изергиль и Данко знали об уготованном им пути мятежной жизни. Человек в поэме М. Горького избирает свою судьбу сам. Он словно стал мудрее и серьезнее относиться к жизни. Человек видит, как «уродливы, несовершенны, слабы создания его творческого духа», «одетые в лохмотья старых истин»

Чувства не способны слиться с Мыслью в «одно могучее и творческое пламя». Они быстротечны, а идея вечна, лишь она дарует Человеку бессмертие. Герой поэмы М. Горького задумался над сущностью Смерти, которую «Мысль ревниво изучает». И старуха Изергиль, и Ларра и Данко не боялись смерти, они принимали ее. Смерть предстает продолжением Человека. Герой поэмы осознал это. Ему открылось новое таинство бытия. Через познание Смерти Человек способен постичь жизнь. Он велик своей Мыслью, как никто другой, ощущает острую необходимость в ней. Человек понимает, что, лишенный идеи, ничтожен. Мысль, а не любовь к жизни спасает его от слабости и ее проявлений, явившихся в образе трех черных птиц: Уныния, Отчаянья и Тоски. Человек чувствует свою связь с идеей и миром рациональных истин. Им отвергаются эмоции как возможный способ познания души. Человек поистине велик лишь тем, что обращен внутрь себя, к своим мыслям, рожденным познанием и творчеством. Он силен способностью преодолевать слабости одним усилием воли, противостоять Лжи. Яд обмана, как червь, точит мозг героя поэмы, он, как засуха, опустошает грудь и, как палач, пытает. «Но Мысль горда, и Человек ей дорог», поэтому Идея торжествует над Ложью. Разум оказывается сильнее низменного чувства. Эта особенность Человека отличает его от героев ранних романтических рассказов М. Горького, которые не пытались противостоять плотским страстям. Они искали наслаждений и с восторгом предавались им. Полна удовольствий была жизнь старухи Изергиль, поглощенной жаждой новизны бытия. Ищет наслаждений Ларра, убивающий девушку, отказавшуюся быть его возлюбленной, крадет ее и обманывает ради достижения собственного благополучия. В поэме человек меняется. Его уже не привлекают земные удовольствия. Он – философ, открывающий для себя радости познания, которые заменяют ему Любовь и Дружбу. «Величественный, гордый и свободный» Человек «мужественно смотрит в очи Правде». Он неотделим от сознания истинного и ложного. Человек не возможен без веры в противоречия. Недаром на страницах поэмы открывается глубина его духовности. Он исполнен идей морали, свободы самовыражения. Один «среди развалин старых истин» Человек обречен на поиски Правды, предчувствие которой скрыто в нем самом. Благодаря высокой духовности, он стремится к обладанию спасительными идеалами созидательной добродетели, способными открыть единственно верный путь к познанию. Задумывались ли Ларра или Данко об этом? Они были слишком заняты собственными желаниями и чувствами. Эмоции разрушают разумное начало. Человек в поэме М. Горького понимает это, он следует закону рациональной Мысли, это и спасает его от выбора гибельного пути.

Тема человека, так подробно раскрытая М. Горьким в поэме «Человек», тем не менее, не покидала писателя. Он обращается к ней в пьесе «На дне», представляя читателю разные точки зрения на человека, причем ему удается настолько гениально скрыть авторскую позицию, что и по сей день ученые ломают голову: чья правда о человеке (Луки или Сатина) ближе М. Горькому?

Я думаю, христианские мотивы, нашедшие свое воплощение в поэме «Человек», нашли продолжение в образе Луки, в его понимании человека. Для Луки человек – существо, наделенное от природы не только способностью мыслить, но еще и творить, верить. Лука проповедует теорию человеческого начала, имеющего потребность в духовных ценностях и жизненной правде (в ней открывается подлинная философская глубина образа человека). Для него люди неотделимы от религиозных заветов, потому что дилемма веры и безверия завладевает сознанием «до оснований, до корней, до сердцевины». Христианские идеалы, по мнению Луки, составляют основу человеческой природы. Сами по себе люди наделены умением прощать и любить друг друга, только немногие из них не бояться выразить это. Размышления о праведной земле, овеянной иллюзорными мотивами, проникнуты глубокой верой. В них заключены идеальные представления о жизни человека, которые отличаются особым вниманием к двуединой природе его нравственных исканий. В размышлениях Луки отражено представление о личности, способной постичь сущность веры и безверия. Он проповедует идеи человеческих отношений, основанных на понимании и взаимоуважении. Лука пытается изменить человека к лучшему, стремиться пробудить в человеке желание духовного возрождения, потому что окружающие его люди потеряли веру, перестали делать открытия, отреклись от познания и творчества.

Не случайно пьеса открывает перед читателем таинство человеческой души, оторванной от жизни и брошенной на самое дно. Особое внимание автор уделяет психологизму своих героев. Каждый из них – сложная противоречивая личность, обладающая скрытой индивидуальностью и способностью к самовыражению.

Необычным для читателя кажется выбор писателя показать жизнь людей духовно не совершенных, не чувствующих гармонии с внешним миром. В творческой концепции писателя меняется представление о Человеке. Пьеса «На дне» открывает качественно новую грань характера человека, изображенного с позиций реализма. В героях драмы воплощены низменные чувства и желания. Для М. Горького это играет важную роль в раскрытии духовных исканий персонажей, которые представлены как часть биологического мира, потерявшая смысл жизни. Актер, не верящий в себя, отрекшийся от былых идеалов. Если человек в ранних романтических рассказах внутренне свободен, то в пьесе зависит от внешних обстоятельств, принуждающих к служению чуждым идеям. Человек в поэме способен совершать открытия, создавать новое. Герои в пьесе потеряли интерес к жизни, окружающая обстановка сломила их дух, мрачные настроения овладели их сознанием. Меняется не только мировоззрение человека, но и его отношение к жизни. М. Горький через призму действительности пытается отразить особенность человеческой натуры, на которую влияют жизненные неудачи. Каждый из героев пьесы несчастлив. Этот мотив потери счастья утверждается через песенные реминисценции: «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно». Неотвратимость разочарований, безнадежность, отчаяние преследуют героев. Они погружены в атмосферу, способную убить человеческую мысль. Изменяется ракурс изображения личности. Горькому интересна концепция, содержащая реалистическое описание героев. Автором не отвергается духовность, глубина жизненной философии. В драме она присуща Луке и Сатину – персонажам, противопоставленным друг другу в духовном плане. Герои пьесы словно помещены в замкнутое пространство своих предрассудков, пороков и неверия. Они отреклись от христианских истин. Один Лука следует им до конца. Персонажи пьесы противоречат душевному складу Луки, не принимают его апостольской чистоты. Пороки одерживают власть над ними. Хотя даже «на дне» встречаются люди, подобные Луке – «выше сытости». Эта выразительная реминисценция сближает пьесу и поэму, ставит их в один ряд с произведениями, открывающими глубину философской концепции автора о человеке и его духовной сути. Пьеса «На дне» помогает осмыслить эту идею писателя; к ней он вернется и в последние годы жизни. Становление человека – это особая грань бытия, будет рассмотрена автором в широкой пространственной перспективе в произведении «Жизнь Клима Самгина».

На страницах произведений Горького человек предстает духовно богатой, своеобразной личностью, особым явлением историко-культурного развития общества. Автор пытается отразить в своем творчестве особенности духовного становления человека, глубину его нравственных исканий. Горькому интересен психологизм героев, рассмотренный в перспективе раскрытия эмоционально – экспрессивного плана. Многообразие художественных деталей отражает богатство внутреннего мира Данко и старухи Изергиль. Овеянные романтическим ореолом, они размышляют о первоосновах бытия, земных и небесных началах. Они открывают для себя идеи высшей духовности, ставшей воплощением их мировоззрения. Персонажи романтических рассказов заключают в своем сознании мысль о жизни, времени, счастье. Мир земных радостей становится для них идеалом духовного развития. Эта черта отличает их от Человека поэмы писателя. Меняется представление автора о личности. Человек предстает философом, творчески одаренной натурой, наделенной умением тонко чувствовать изменения окружающего мира. Психологизм как понятие этическое нашел отражение в образе Человека, избравшего своим идеалом Мысль и Познание. М. Горький пытается создать героя, отличающегося глубиной осмысления жизни, новаторским подходом к ее изучению. Писатель акцентирует внимание читателя на величии человека, его исключительности и своеобразии. В пьесе «На дне» находит развитие религиозная идеология становления личности, основанная на христианских канонах: уважении к ближнему, добродетельному отношению к окружающим людям. Воплощением этой философской идеи в произведении предстает Лука, который являет собой уникальное открытие праведности в человеке.

Великий русский писатель видел Человека наделенным способностью мыслить, творить, познавать окружающую действительность, восхищался и прославлял его.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)