Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Этнический состав населения Омской области

Россия – многонациональная страна. На её территории проживает около 130 больших и малых народов. Каждый из народов отличается по языку, культуре, религии, обычаям, исторически сложившимся традициям, укладу жизни, трудовым навыкам.

Расположена Россия на стыке Европы и Азии. Соседи России с запада – европейские страны – Литва, Эстония, Белоруссия, Украина – с традициями христианства.

На Кавказе, имеющем очень пестрый национальный и религиозный состав сильно влияние ислама. Северный Кавказ – это сложный регион с преобладанием мусульман, христианами являются лишь осетины, армяне и грузины.

На юге Россия граничит с Казахстаном. Этнический и культурный мир Казахстана также очень сложен. Здесь проживает много русских, украинцев, немцев, узбеков, уйгуров.

Итак, не только Россия многонациональная страна, но и её соседи имеют также сложный этнический и религиозный состав. Поэтому России необходимо проводить «мягкую» национальную политику.

Каждый народ имеет свой язык, который является визитной карточкой народа. По сходству языка народы объединяют в языковые семьи: индоевропейская, алтайская, уральская, кавказская и т. д.

Народы России по языковой принадлежности относятся к 4 языковым семьям:

1. Индоевропейская семья (89% населения);

2. Алтайская семья (7% населения);

3. Кавказская семья (2% населения);

4. Уральская семья (2% населения).

Семьи делятся на группы. Так, в индоевропейскую семью входят славянская, германская, иранская и другие группы. А самая многочисленная группа в этой семье – славянская, а среди славян крупнейший народ – русский (82,5% всего населения).

В. Даль, создатель толкового русского словаря, писал, что национальная принадлежность человека определяется по тому языку, на котором он думает. Так, русский язык является родным для 86,6% населения России, а 97,7% населения свободно им владеют.

Русские области России – это территории Европейского Севера (Архангельская, Вологодская области), Северо-Запада (Ленинградская, Псковская, Новгородская области) и Центральные районы России. Там преобладают русские.

Россия названа по имени русского народа, составляющего подавляющее большинство населения государства, - народа, в течение нескольких веков расселившегося на обширных пространствах Севера Евразии, от арктических морей до Кавказа, Алтая, самого центра Азии, от Балтийского и Чёрного морей до Тихого океана, народа, создавшего одну из самых больших держав мира. В отличие от многих государств расширение России, включение в её состав территорий, населённых другими народами, крайне редко сопровождалось их изгнанием и никогда – физическим истреблением. В далёком прошлом часть народов полностью ассимилировалась, слилась с русскими, восприняв от них язык и религию, особенности быта. Но значительно больше народов сохранили этническое своеобразие, не отказываясь в то же время от усвоения прогрессивных элементов русской культуры. Это своеобразие было закреплено созданием автономных национально-территориальных образований. Населяющие их народы получили возможность развития образования, культуры на своем языке. Все это закрепило характер России как многонационального государства.

Этнос (народ) – сложившаяся, устойчивая общность людей.

Но в официальных документах у нас употребляется термин «национальность», указывающий на этническую принадлежность человека. Единственным источником данных о национальном составе населения территории и всей страны в целом являются данные переписи населения. В ходе переписи люди указывают свою национальность сами, без предъявления каких-либо документов.

Сложно определить национальную и даже расовую принадлежность потомков весьма распространенных смешанных браков.

Приведём список народов РФ численностью более 0,5 мл человек.

Таблица №1. Численность нардов России в 2002 году.

Народы Численность народов, в тыс. чел.

Русские 115868,0

Татары 5558,0

Украинцы 2943,0

Башкиры 1673,0

Чуваши 1637,0

Чеченцы 1361,0

Армяне 1130,0

Мордва 844,0

Белорусы 814,0

Аварцы 757,0

Казахи 655,0

Удмурты 636,0

Азербайджанцы 621,0

Марийцы 604,0

Немцы 597,0

Среди народов России выделяются:

1. Титульные, имеющие национально-территориальные образования (русские, татары, чуваши);

2. Имеющие государственность за пределами России (украинцы, казахи);

3. Коренные народы, постоянно живущие длительное время на занимаемой ими территории, не имеющие своих национально-территориальных образований, обычно немногочисленные, но не уступающие некоторым титульным народам (например, вепсы, шорцы – их больше, чем манси или долган);

4. Народы, живущие и в России, и за её пределами, но не обладающие государственностью (цыгане).

Для России характерно не только этническое, но и религиозное многообразие её жителей. Религия во многом связана с национальным сознанием людей, с особенностями национальной культуры. Чаще всего представители одного народа исповедуют одну традиционную религию.

С 1917 года церковь отделена от государства, поэтому никакого учёта числа исповедующих разные религии (а многие люди не исповедуют никакой) не ведётся (в этом заключается актуальность выбранной темы нашего исследования). Считается, что в большинстве случаев конфессиональная принадлежность совпадает с национальной.

В этом случае подавляющая часть населения России относится к христианам, при этом к православным. Православными считают себя русские, белорусы, преобладающая часть украинцев, осетин, некоторые тюрки (чуваши, якуты, хакасы) и большинство финно-угорских народов.

Близка к православию армяно-григорианская церковь. Её приверженцы – многочисленные армяне, живущие в России.

Многие народы, в т. ч. Многочисленные народности Севера, относятся к числу православных, но сохраняют традиционные дохристианские верования. У них распространен шаманизм.

Во многих больших городах России сохранились и действуют католические, протестантские храмы, поскольку среди их жителей были немцы, финны, поляки (частично ссыльные), исповедующие соответствующие религии.

Ислам является основной религией для большинства народов Северного Кавказа (кроме осетин), для многих тюркских народов (татары, башкиры, казахи) в районах Урало-Поволжья, Западной Сибири, для живущих в России азербайджанцев.

Разновидность буддизма – ламаизм – исповедуют буряты, калмыки, тувинцы, эвенки.

Отсюда следует цель нашей работы: определить этнический и конфессиональный состав обучающихся МОУ «Гимназия города Называевска» и сопоставить, полученный результат с демографической ситуацией в нашей области и районе.

Задачи исследовательской работы:

1. Изучить этнический состав населения Омской области и Называевского района.

2. Изучить конфессиональный состав населения Омской области и Называевского района.

3. Проанализировать социальный паспорт МОУ «Гимназия г. Называевска».

4. Определить этнический и конфессиональный состав обучающихся МОУ «Гимназия г. Называевска».

I. Этнический и конфессиональный состав населения Омской области и Называевского района.

1. Этнический состав населения Омской области.

Омская область, на территории которой проживают представители 121 национальности, является моделью России в миниатюре. Омская область – это пример региона, в котором комфортно чувствуют себя как представители исторических коренных этносов, так и малочисленные национальные группы. Национальный состав населения Омской области обусловлен целым рядом географических, исторических, культурных, религиозных, социально-экономических причин. В регионе за последние несколько лет созданы условия для активизации процесса национально-культурного возрождения, создания национально-культурных автономий и объединений. Идет процесс взаимного обогащения, где для всех народов и наций есть только один язык – язык мировой культуры.

Современные особенности расселения по территории Омской области представителей различных национальностей во многом обусловлены историей заселения региона с начала русского освоения Сибири. С 1889 по 1914 г. на территорию современной Омской области переселились более 500 тыс. человек. Возникло множество новых деревень, само название которых указывает на географию миграционных потоков в Прииртышье. Так, в лесостепной зоне появились деревни Тамбовка, Рязановка, Орловка, Полтавка и др.

Коренными жителями Омской области являются сибирские татары, имеющие ареалы компактного расселения в лесной зоне на севере Омской области. Их доля в общей численности населения составляет от 26 до 32% в Усть-Ишимскоми Тевризском районах, от 8 до 14% в Тарском и Большереченском районах.

С определённой степенью условности к коренным народам Омской области можно отнести казахов, перешедших к оседлому образу жизни уже в период русского освоения Сибири, и разместившихся в южных степных районах Прииртышья. В настоящее время доля казахского населения наиболее велика в степных и лесостепных районах. В Щербакульском, Павлоградском, Нововаршавском и Русско-Полянском районах она составляет от 14 до 20% от общей численности населения. В последние десятилетия отмечается рост численности казахского населения, обусловленный главным образом высоким уровнем рождаемости.

Переселение русских крестьян на омскую землю началось с 1600 г. В настоящее время доля русских в общей численности населения области составляет 83,3%, в областном центре – 87,5%. Она колеблется в пределах от 45,9 до 95,2% по Омской области. Наибольшая доля русского населения (более 90%) отмечается в районах северной лесостепи, наименьшая (от 45 до 60%) в южных степных районах.

Появление в Омской области украинцев связано с началом пашенного освоения Сибири. В настоящее время численность украинцев в Омской области значительно уменьшилось вследствие низкой рождаемости и ассимиляции с русскими. Наибольшее число представителей этой национальности проживает в степных районах – Полтавском, Одесском, Павлоградском районах и Русско-Полянском.

Четвёртое место по численности в Омской области занимает немецкое население. Первая большая его группа переселилась в Прииртышье из Поволжья в 1893 г. В настоящее время максимальная концентрация немцев наблюдается на территории созданного в 1992 г. Азовского национального округа и смежных с ними районах – Одесском, Щербакульском, Марьяновском.

Из более 100 национальностей, представители которых проживают на территории Омской области, на долю пяти основных (русские, казахи, украинцы, немцы, татары) приходится 97,3% от общей численности населения. Оставшиеся 2,7% составляют: белорусы (0,4%), армяне (0,3%), азербайджанцы (0,2%), чуваши (0,2%), а также эстонцы, поляки, евреи, цыгане, латыши, мордва, грузины, молдаване, узбеки, башкиры, чеченцы (по 0,1%).

Проведенная в 2002 г. перепись населения указывает на уменьшение как абсолютного, так и удельного веса прибалтийских национальностей (латыши, эстонцы), а также мордвы и евреев. Этот процесс связан с их естественной убылью, ассимиляцией с другими народами, эмиграцией .

Таблица №2. Национальный состав населения Омской области (человек).

Народы 1979 г. 1989 г. 2002 г. 2002 г. в % к 1989 г.

Омской области

1956799 2141909 2079220 97,1

в том числе:

русские 1571106 1720387 1735512 100,9

казахи 61157 74991 81618 108,8

украинцы 103823 104830 77884 74,3

немцы 120806 134199 76334 56,9

татары 46714 49814 47802 96,0

белорусы 10612 10964 9075 82,8

армяне 1017 2175 6644 в 3 р.

азербайджанцы 630 2023 4260 в 2,1 р.

чуваши 5864 5683 4191 73,7

эстонцы 4544 4069 3025 74,3

поляки 2793 2625 2842 108,3

евреи 6924 5456 2397 43,9

цыгане 1387 1517 2272 149,8

латыши 3761 3218 2235 69,5

мордва 3098 2772 1966 70,9

Лица других национальностей 12563 17176 21163 123,3

В 1997 году по постановлению губернатора Л. К. Полежаева в Омской области создано Государственное учреждение культуры «Межрегиональное национальное культурно – спортивное объединение «Сибирь» (Дом Дружбы). Объединение организовано с целью создания для приумножения исторического и культурного наследия различных национальностей Омского Прииртышья; для развития народных промыслов и ремесел; для возрождения, изучения, сохранения культур и языков, этносов и народов области; для гармонизации межнациональных культурных отношений в регионе.

В настоящее время Дом Дружбы является областной научно-методической базой по оказанию организационной и информационной помощи национально-культурным автономиям и объединениям, творческим коллективом, муниципальным образованиям в реализации национально-культурных программ, в том числе с использованием новых информационных и Интернет технологий.

2. Конфессиональный состав населения

Омской области.

Как и в России в целом, текущие религиозные процессы в Омской области отличаются сложностью и динамизмом. По официальным данным, по состоянию на 1 июня 2005 г. в регионе было зарегистрировано 238 религиозных объединений различной конфессиональной направленности. Из них 79 зарегистрированы и действуют на территории города Омска.

Омско – Тарской Епархии Русской Православной Церкви принадлежат 23 объединения, 5 религиозных объединений исповедуют ислам, 2 – иудаизм, 1 – буддизм, 4 – католицизм, на, 3 немногочисленные религиозные организации, принадлежащие Русской Православной Церкви за границей, 1 община духовных христиан – молокан. Согласно ведомственному реестру, на территории города Омска зарегистрированы 4 религиозные организации, которые можно отнести к так называемым «религиозным новообразованиям».

Уровень религиозности населения оценивается экспертами в 40 – 60%.

Религиозные объединения издают собственные газеты, информационные брошюры, листовки и прочие издания. Так, Омско – Тарская Епархия издает газету «Епархиальные ведомости». На территории города Омска расположено более 40 культовых сооружений различных религиозных объединений. Из них более 30 принадлежат Омско – Тарской Епархии Русско-Православной Церкви Московского Патриархата, кроме того, 1 синагога, 5 мечетей, 1 кирха, 1 костел и другие.

Многие религиозные объединения занимаются вопросами религиозного просвещения и воспитания. В большинстве приходов Омско-Тарской Епархии действуют воскресные школы. Численность обучающихся в воскресных школах составляет до 1000 человек. Во всех мусульманских общинах города Омска действуют школы, где молодежь изучает основы ислама. При синагоге работает Еврейский общественный университет, молодёжный клуб «Гилель», в котором ведётся изучение иудаизма и еврейских традиций.

Крупнейшей религиозной организацией на территории Омской области является Омско-Тарская Епархия Русской Православной церкви, возглавляемая митрополитом Феодосием. На ее долю приходится около половины зарегистрированных религиозных объединений. Заметной силой в регионе является ислам, что связано со значительной долей тюркского населения в регионе. Более того, Омск представляет собой один из основных исламских центров в России, так именно здесь находится Духовное управление мусульман Сибири и Дальнего Востока (Омский муфтият). Дополнительный авторитет Омску в исламской среде придает то обстоятельство, что в 1997 г. здесь была открыта крупнейшая в Зауралье соборная мечеть.

В Омской области действуют 18 общин католиков (в 1997 г. в городе Омске был открыт новый католический собор). Из числа протестантских деноминаций к наиболее крупным относятся Евангельские христиане-баптисты, андентисты Седьмого дня, лютеране.

С конца 1980-х гг. в регионе появился ряд религиозных структур, относящихся к различным направления неоориентализма (религиозное отделение Международного общества Сознания Кришны, буддийская община «Тара Дхарма-Центр», Ведический университет Махариши и т. д. ).

Достаточно ярко представлена в Омском регионе и такая ветвь современной «нетрадиционной» религиозности, как неоязычество. В Омске официально зарегистрирован и функционирует орден-миссия «Джива – Храм Инглии», исповедующий так называемый инглиизм. Это учение, представляющее собой пеструю смесь элементов дохристиаских сламистических доктрин, по мнению его адептов, существует сотни тысяч лет и является исконной религией Белой Расы, наиболее полно сохраненной русским народом. Особое место сторонники инглиизма отводят Омску как якобы древнейшему духовному центру Белой Расы.

Наконец, следует упомянуть многочисленные группировки оккультного и эзотерического характера, разнообразные объединения в духе «New Age»: организации сторонников Живой Этики (общество «Знамя мира», отделение Сибирского рериховского общества и т. д. ), духовные центры «Соляр», «Беловодье», общество «Авиценна» и др.

Несмотря на то, что Омская область является многоконфессиональным регионом, современная общественная ситуация отличается отсутствием конфликтов и мирным сосуществованием различных религий.

3. Этнический состав населения Называевского района.

Называевский район расположен на северо-западе Омской области и занимает площадь 5,9 тысяч км. кв. Район находится к северо-западу от областного центра г. Омска на расстоянии 150 км. На севере Называевский район граничит с Крутинским, а на северо-востоке – с Тюкалинским, на юге – с Исилькульским, а на востоке – с Любинским районом Омской области.

С1991 года, после распада СССР и создания на его территории независимых государств, Называевский район стал пограничным. Его западный предел является участком государственной границы Российской Федерации с суверенной республикой Казахстан.

Административный центр района – город Называевск. Через Называевск проходит одна из важнейших ветвей Транссибирской магистрали – железная дорога Екатеринбург – Тюмень – Омск. Она делит район на две части относительно равные друг другу.

Называевский район по специализации относится к сельскохозяйственному. На его территории расположены 14 акционерных обществ. Специализация хозяйств – мясо – молочное направление.

В городе Называевске имеются следующие промышленные предприятия: АТП-22, элеватор, молочный завод, мясокомбинат, ДЭУ, ремонтно-техническое предприятие, нефтебаза, трикотажная фабрика. Зарегистрировано 65 малых и частных предприятий, основной вид деятельности которых – коммерческая.

Общая численность населения Называевского района составляет 33700 человек, из них 62,1% -сельские и 37,9%-городские жители.

В районе населено население более 10 национальностей. Подавляющее большинство населения составляют русские –62,7%,далее идут немцы –30,8%, казахи – 3,5%, украинцы – 1,3%, татары и чуваши – 0,4%, белорусы – 0,3%, представители других национальностей .

За анализируемый период численность населения района в сравнении с 2000 годом уменьшился на 1400 человек (3,9%) за счёт сельских жителей. Главную роль в уменьшении числа сельских жителей сыграл миграционный отток, в основном немецкого и казахского населения.

В структуре населения наибольший удельный вес приходится на взрослое население-76,2%, дети и подростки составили соответственно 18,7% и 5,1 %.

Таблица №3. Численность и возрастной состав населения Называевского района.

Показатели 2000 год 2001 год 2002 год

абс. уд. вес абс. уд. вес абс. уд. вес

Всего 35100 100 34200 100 33700 100

в том числе:

Дети 7213 20,5 6702 19,5 6303 18,7

Подростки 1640 4,7 1595 4,7 1720 5,1

Взрослые 26247 74,8 25903 75,7 25677 76,2

В том числе: 16041 45,7 13804 40,4 16239 48,2

трудоспособного возраста

За анализируемые годы уровень рождаемости в районе не стабилизируется. В 2000-2002 г. г. наметилась незначительная тенденция к её повышению с 9,4% до 9,8%.

Таблица №4. Динамика естественного движения населения за 2000-2002г. г.

Показатели 2000 г. 2001 г. 2002 г.

Рождаемость 9,4 10,0 9,8

Общая 15,9 14,2 16,6

Смертность

В том числе:

трудоспособного 26,0 30,4 27,9

возраста

Естественный прирост населения - 6,5 - 4,2 - 6,8

Показатель общей смертности возрос с 15,9% в 2000 году до 16,6 % в 2002 году.

Естественный прирост имеет отрицательный баланс. Это связано с ростом смертности и снижением рождаемости.

Численность постоянного населения Называевского района по данным переписи населения на 1 января 2004 года составляла 30,0 тысяч человек, в селе 17,1 тысяча человек. За 2004 год численность населения уменьшилась на 500 человек. На это повлияло два фактора: естественная смертность и выезд населения из района.

Демографическая ситуация в районе соответствует тенденциям прошлых лет, происходит процесс депопуляции населения.

4. Конфессиональный состав населения

Называевского района.

Последнее десятилетие XX века ознаменовалось в нашей стране всплеском религиозных верований. Не обошло это социальное явление и Называевский район. Кризис коммунистической идеологии, политическая нестабильность, экономические трудности, постоянная неуверенность в завтрашнем дне толкают многих людей в лоно той или иной Церкви, где они находят утешение и обретают веру. К тому же то, что длительное время запрещалось, а потом стало общедоступном, всегда влечет к себе человека.

В Называевском районе традиционно распространены две мировые религии: христианство (православие) и ислам. В 1988 г. в Называевске по ул. Новой священник Михаил Новицкий открыл небольшой молитвенный дом. образовался приход храма святых Бориса и Глеба. Вскоре М. Новицкий покинул город, и вместо него прибыл молодой священник Павел Зарицкий. Он родился на Украине в Тернопольской области. После приезда в Омскую область начал работать в с. Большекулачье, участвовал в восстановлении старой церкви, затем был возведён в сан священника и служил в городе Омске. В Называевск прибыл с благословения владыки Феодосия, архиепископа Омского и Тарского. Отец Павел сразу же поставил перед властями и прихожанами вопрос о сооружении храма. В 1994 г. для храма св. Бориса и Глеба выделили неприспособленное помещение на ул. Вокзальной. Немного позже на ул. 45 лет Победы была построена небольшая часовня. Зимой 2008 г. бала забита первая свая нового храма св. Бориса и Глеба, сдать в эксплуатацию который планируют в 2009 г. строительство храма ведётся на средства собранные с пожертвований на строительство храма и средства муниципалитета.

Христианство имеет несколько течений. В Называевске, кроме Русской Православной Церкви, довольно многочисленным является братство евангельских христиан-баптистов. В 1986 г. на ул. Мичурина в своем доме начал проводить богослужение пресвитер Давид Классин. Затем он пожертвовал под молитвенный дом личный приусадебный участок. В 1994 г. называевский молитвенный дом евангельских христиан-баптистов был освещен.

Ислам исповедует в основном казахское и татарское население Называевского района. В 1994 г. в ауле Байымбет открылась мечеть. 18 июля 1997 г. в ауле Каран-Гарал состоялось торжественное открытие еще одной мусульманской мечети. Перед жителями аула и их гостями выступил представитель Омской религиозной организации «Хаимр-Исхан» Т. Шарипов. В 2006 г. в г. Называевске в небольшом старом здании на ул. 1 Железнодорожная начала действовать еще одна мечеть.

III. Этнический и конфессиональный состав обучающихся МОУ «Гимназия г. Называевска».

Гимназия г. Называевска как образовательное учреждение нового типа возникло 13 ноября 2002 г. Появилась гимназия на месте реорганизованной основной школы №3 г. Называевска. В начале своего становления в гимназии было организовано 3 класса комплекта, в состав которых вошли лучшие ученики города Называевска и Называевского района. Вместе с тем, формировался и новый педагогический коллектив МОУ «Гимназия г. Называевска». На протяжении четырёх лет (с 2002 – 2007 учебные года) классные коллективы ютились в небольшом, не приспособленном для средней школы здании.

1 сентября 2007 года по распоряжению губернатора Омской области Л. К. Полежаева было построено и сдано в эксплуатацию новое здание гимназии. В настоящий момент МОУ «Гимназия г. Называевска» расположено по адресу: ул. Ленина, 53. Это современная школа, находится в центре нашего города, с просторными, светлыми классными комнатами, спортивным залом, столовой, актовым залом, тренажерным залом. Гимназия оснащена новой современной техникой (два компьютерных класса), наглядным материалом для проведения учебных занятий. Руководителем МОУ «Гимназия г. Называевска» с начала его основания является опытный педагог, Отличник Народного Просвещения Зоя Ивановна Баранова. В гимназии работает 43 педагога, из них 5 – совместители. Из них 7 человек имеют высшую квалификационную категорию, 18 – I категорию, остальные II категорию. Педагогический коллектив гимназии находится в постоянном творческом поиске.

В 2008 г. на базе Называевской гимназии был открыт кадетский класс. Кадеты, кроме основной учебной деятельности, занимаются строевой подготовкой, огневой подготовкой, хореографией, борьбой.

Мы, являясь гимназистами, гордимся своим учебным заведением!

1. Этнический состав обучающихся гимназии.

С целью определения этнического состава обучающихся МОУ «Гимназия г. Называевска» нами был проанализирован социальный паспорт гимназии, проведена анкета среди учащихся 3 – 11 классов гимназии.

Социальный паспорт МОУ «Гимназия г. Называевска» составляется на основе социальных паспортов всех классных коллективов гимназии ( Он состоит из нескольких разделов:

✓ Общее количество учащихся гимназии;

✓ Количество классов комплектов;

✓ Количество учащихся в классе;

✓ Количество полных и неполных семей, в которых живут гимназисты;

✓ Сколько безработных родителей из полных и неполных семей гимназистов;

✓ Количество многодетных семей;

✓ Количество неблагополучных семей;

✓ Количество опекаемых семей;

✓ Количество малообеспеченных семей;

✓ Национальности;

✓ Педагогически запущенные дети;

✓ Количество необучающихся детей на 1 сентября текущего учебного года.

Социальные паспорта классных коллективов гимназии составляют классные руководители. Социальный паспорт МОУ «Гимназия г. Называевска» составляет социальный педагог гимназии – Ирина Николаевна Бендюкова ..

Анализируя социальный паспорт гимназии, нас, прежде всего, интересовали пункты:

✓ Количество классов комплектов гимназии;

✓ Количество учащихся в классе;

✓ Национальность.

В гимназии на первое сентября 2008 г. обучается 384 гимназиста в 18 классах комплектах. С 1 по 7 классы существуют параллели. В гимназии обучаются дети разных национальностей.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)