Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Дети во время войны

Для написания этого реферата я выбрал тему «Война и дети», потому что она меня очень интересует. Великая Отечественная война не обошла стороной и мою семью тоже. Эта война стала великой школой мужества и героизма, навсегда оставшись в памяти людей, получившая многогранное отражение в литературе. Тема войны неиссякаема. Появляются всё новые и новые произведения, которые вновь и вновь заставляют вернуться к огненным событиям теперь уже более пятидесяти летней давности и увидеть в современном человеке то, что мы ещё недостаточно осознали и оценили.

Великая Отечественная Война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Началась эта страшная трагедия двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года, а закончилась только через четыре года, через четыре тяжелых года - девятого мая тысяча девятьсот сорок пятого года.

Это была самая величайшая война за всю историю человечества. Огромное количество людей погибло в этой войне. Даже городам, которые выстояли весь напор гитлеровской армии, присвоили звание героев.

Очень много вытерпел российский народ в эти четыре года. Вспомните героический подвиг Ленинграда - девятьсот дней держались люди в окруженном городе и не отдали его! Люди выдерживали мороз, холод, голод, вражеские бомбардировки, не спали, ночевали на улице. Вспомните Сталинград. ! Вспомните другие города! Перед этими подвигами мы должны, обязаны склонить голову.

Скоро мы будем отмечать шестидесяти пятилетие победы, но задумайтесь - какой ценой досталось нам эта победа! Россия в это время отдавала все для дела победы. Люди считали святым - отдать жизнь для победы. Сколько миллионов людей погибло в эту войну. Матерям и женам некогда было оплакивать своих родных, воевавших в окопах, они сами брали в руки оружие и шли на врага.

Россию считали страной - освободительницей. Она не только изгнала фашистскую армию из своих пределов, а освободила другие страны, находящиеся под гнетом фашизма.

Эта война была самой ужасающей, самой безжалостной. Но ужаснее всего было то, что в этой трагедии принимали участие наши сверстники - дети тринадцати-четырнадцати лет. Они работали в тылу и воевали на фронте.

§ 1. Семейная фотография.

В семейном альбоме моих бабушки и дедушки хранится старая фотография (приложение №1). Это увеличенная копия снимка военных лет. На фоне пышного дворца с колоннами и фронтонами с красивой дамой под зонтиком запечатлены мой прадедушка Динжанов Хамидулла и три его внучки. Круглолицая, серьёзная девочка с огромными глазами - это моя бабушка Жиналиева Жумакан Сабуровна, в девичестве Гайнулина. Она стоит возле своего дедушки. На переднем плане её маленькие сестрички- двойняшки Разия и Жумазья, которым на фотографии около пяти лет.

Прапрадед - высокий старик с усами и бородкой клинышком. На голове шапка- ушанка, одет он в стеганую телогрейку. Крупные руки лежат на коленях, лоб изборождён морщинами, прищуренные глаза смотрят с доброй усмешкой. Маленькие Разия и Жумазья смотрят испуганно, видимо боятся незнакомого человека- фотографа. На той фотографии моя бабушка младше меня, но как не по- детски серьёзны у неё глаза. Это глаза человека, которого коснулась война. Это группа людей на фотографии так резко контрастирует с декорацией, которую неизвестный фотограф возил из села в село, чтоб хоть немного украсить суровую действительность.

Детство моей бабушки Жумакан Сабуровны и дедушки Микиша Негметовича пришлось на лихое военное время. Когда началась Отечественная война, бабуле было 9 лет, дедуле -12.

В первые же дни войны бабушкиного папу - моего прадеда Гайнулина Сабыргали Хамидуловича мобилизовали на трудовой фронт - рытьё окопов у города Саратова. Его маленькому сыну Арыстану тогда не исполнилось и года. На плечи прабабушки Умитай Шамировны легла вся тяжесть работы и за мужчину и за женщину. На руках четверо детей, родители мужа и тяжёлая работа. Бабушка вспоминает, что в войну все женщины работали за троих, плохо одетые, полуголодные, они вынесли на себе все тяготы войны. Невольно вспоминаются стихи Михаила Исаковского:

Одной тебе - волей - неволей,-

А надо повсюду поспеть:

Одна ты и дома и во поле

Одной тебе плакать и петь

Бабуля вспоминает, как её бабушка пекла лепёшку, поставив сковородку на угли, а дедушка делил её на всех. Не было ничего вкуснее этого хлеба! Самый большой кусок он давал прабабушке, потом всем девочкам поровну, а Арыстану - чуть побольше, как самому маленькому. Он съедал свой кусок и молча смотрел на свою маму, и она отдавала ему свой хлеб. Бабуля не может вспоминать об этом без слёз. В 1943 году бабушкиного отца снова мобилизовали. А вскоре пришло извещение, что Гайнулин Сабыр Хамидулович пропал без вести в августе 1943 года. Так закончилось детство моей бабушки. Она стала работать: возила на волах зерно с поля на ток. Волы то и дело распрягались, а запрячь их снова не хватало силёнок. Работала сторожем на току, который тогда не был огорожен. Ей то и дело приходилось отгонять от тока свиней, которых она до смерти боялась. Пасла телят и частенько попадала в поле в грозу. Работала на плантации, на сволакивании соломы, да и где только она не работала. Бабуля до сих пор великая труженица, ни минутки не посидит без дела.

Когда моему дедуле исполнилось пять лет, умер его отец. С началом войны дедушкин старший брат Рахметулла Негметович ушел на фронт. Дедушка работал подпаском, скотником, выполнял любую работу, которую ему поручали, добросовестно. В плохонькой одежонке, босой, полуголодный, он делал свою работу с большой ответственностью. Он закончил только четыре класса, дальше учиться не пришлось. Лозунг “Всё для фронта, всё для победы” – это были не просто слова. Это был образ жизни людей военной поры, и взрослых, и детей. Без отцов, с матерями, которые целыми днями пропадали на работе, они выстояли и победили. Они состоялись как люди, как личности. Они создали семьи, мимо них не прошло человеческое счастье. Они заменили ушедших на фронт отцов. Они работали с полной отдачей. Они умели ценить дружбу и хранить верность.

Отца забрали на войну.

Мальчишка—шпингалет,

Но враз прибавила ему

Война так много лет.

( А. Брагин)

«Наше поколение по возрастной причине не участвовало в Великой Отечественной войне, но горечь первых отступлений, страдания под гнётом оккупации, липкий хлеб эвакуации пополам с полынью и лебедой, шелест похоронок в руках наших матерей, смертельный страх потерять продуктовые карточки, спрятанные в холщовый мешочек на шее - всё это было суровой начальной школой нашего поколения. Когда нам не хватало тетрадок, мы писали диктанты на газетах, между строк Информбюро, и мы были сами похожи на эти хрупкие, неуверенные буковки между строками истории нашего народа. Собирая колоски на полях, лекарственные растения в тайге, шефствуя над ранеными фронтовиками в госпиталях или над семьями погибших воинов, будучи связными в партизанских отрядах или пастушьим кнутом подгоняя коров к грузовым вагонам, идущим на фронт, мы чувствовали себя маленькими солдатами Красной армии, борющейся против фашистских захватчиков.

Война унижала нас голодом, холодом, нищетой, и в то же время возвышала нас ощущением причастности к истории, ощущением самих себя как части великого народа, единого в своём стремлении к победе. Мы – дети Великой Отечественной войны, мы – это зелёные, ещё не окрепшие побеги на древке Знамени Победы, водружённого над Рейхстагом» ( Е. Евтушенко)

§ 2. Дети на фронте.

Мальчишки и девчонки помогали взрослым в тылу. Как могли, приближали День Победы. Но тысячи их было и на фронте вместе с бойцами.

Навечно останутся в благодарной памяти человечества имена погибших в Великой Отечественной войне детей:

Леня Голиков, 17 лет, партизан, Герой Советского Союза, погиб в бою.

Саша Чекалин, 16 лет, партизан, Герой Советского Союза, повешен фашистами. (приложение 2)

Марат Казей, 14 лет, партизан, Герой Советского Союза, погиб в бою подорвав себя и фашистов последней гранатой.

Лида Демеш, 13 лет, партизанка, расстреляна фашистами.

Таня Савичева, 13 лет, умерла после блокады Ленинграда в 1944 году.

И ещё тысячи и тысячи детей чью жизнь оборвала война. Или выпала трудная судьба – жить на войне, но и завидная – защищать свою Родину. Их детство опалено, обожжено войной.

Моя бабушка всегда плачет в День Победы - это действительно праздник “со слезами на глазах”. Более 60 лет прошло с того памятного дня. Дети, родившиеся после войны стали уже взрослыми, и у них родились свои дети И война постепенно уходит в прошлое, становясь страницей в учебнике истории. Почему же мы вновь и вновь забываем о ней ?

От Бреста, где началась война, до Москвы, где фашистов остановили – тысяча километров. От Москвы до Берлина – тысяча шестьсот километров Это, если отсчитать по прямой Так мало, правда? Две тысячи шестьсот километров – это если поездом менее четырёх суток, самолётом – примерно четыре часа, с боями, перебежками и ползком – четыре года. Четыре года! 1418 дней. Тридцать четыре тысячи часов. И двадцать семь миллионов погибших соотечественников. Если по каждому погибшему из двадцати семи миллионов объявить минуту молчания страна будет молчать сорок три года.

Двадцать семь миллионов за 1418 дней – это значит погибало по тринадцать человек каждую минуту. А сколько среди двадцати семи миллионов наших сверстников?

Война и дети Нет ничего страшнее, чем эти два слова поставленные рядом. Потому что дети родятся для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает

Мы были серыми, как соль.

А соль – на золото ценилась.

В людских глазах застыла боль.

Земля дрожала и дымилась.

Просили, плача: “Мама хлеба”

А мамa плакала в ответ

И смерть обрушивалась с неба

Раскалывая белый свет.

Да, мало было хлеба, света,

Игрушек, праздников, конфет.

Мы рано выучили это

Безжалостное слово – “Нет!”

Так жили мы, не зная сами,

Чем обделила нас война.

И материнскими глазами

В глаза смотрела в нас страна.

Мы были бережно хранимой

Её надеждой в горький час –

И свет, и соль земли родимой,

И золотой её запас.

( Л. Щасная)

§ 3. Публицистика войны

Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков началась 22 июня 1941 года. А уже утром 24 июня в газетах “Извеcтия” и “Красная звезда” была опубликована песня поэта В. Лебедёва- Кумача на музыку композитора А. Александрова “Священная война”:

Вставай страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой

Пусть ярость благородная

Вскипает как волна, -

Идёт война народная,

Священная война!.

Под звуки этой трагически – возвышенной, размеренно – торжественной мелодии советские люди все четыре года провожали солдат на фронт, героически трудились в тылу. Поэзия, родившаяся как бы в самой глубине народной души, потрясённой страшным бедствием и возвышенной чувством великого долга, все годы воевала вместе с теми, кто ковал победу.

В январе 1942 года газета “Правда” сделала всенародно известным стихотворение К. Симонова “Убей его!”, в котором звучал жгучий призыв: “Сколько раз увидишь его, столько раз его и убей”, а в феврале того же года опубликовала глубоко лирическое стихотворение А. Суркова “Землянка” – о негасимой любви и нежности воина. Песню “Землянка” запели тогда повсеместно и поют сейчас, столь точно выразило оно человечную натуру советского воина.

В годы войны детские писатели работали в разнообразных прозаических жанрах: очерки, рассказы, повести, романы. Они сумели охватить и отразить в ярких, запоминающихся образах жизнь советских людей – взрослых и подростков – на войне и в тылу, внести свой вклад в создание художественной летописи эпохи.

Существенную роль, особенно в начале войны, играет публицистика, представленная статьями А. Гайдара (“Война и дети”, “Мост”, “Переправа”), С. Маршака (“Родные дети”), К. Чуковского (“Война и дети”), Р. Фраермана, А. Барто и других. Несовместимость войны и детства, детский подвиг на войне, детский труд, ненависть и месть, ответственность взрослых за судьбы детей – вот круг проблем, которые со всей остротой встали перед советскими писателями. Очерк был вместе с тем и необходимым источником информации о жизни детей в годы войны, в особенности о фактах героических поступков ребят. В очерке сделаны первые шаги к познанию и выражению характера советского в условиях военного времени.

“Вторую линию обороны” держали жанры психологической художественной прозы – рассказ и повесть, сыгравшие свою важнейшую роль в развитии детской литературы военных лет.

Рассказы о войне для детей были напечатаны уже летом 1941года. В восьмом и девятом номерах журнала “Костёр” появились произведения В. Каверина “Из дневника танкиста”, “Домик на холме”, “Трое”. Рассказы об отдельных эпизодах героизма советских воинов были характерны для начала войны. Они в какой- то мере они напоминали очерки, вырастали из скупого газетного факта.

Образцом такого произведения может служить рассказ В. Катаева “Флаг”.

Романтическому по своему характеру рассказу В. Катаева очень близки рассказы Л. Соболева, опубликованные под общим названием “Морская душа”. Писателя привлекают в первую очередь ситуации предельно обострённые, критические, требующие от человека, казалось бы, невозможного. Недаром один из исследователей назвал рассказы Л. Соболева “достоверной легендой”. Таковы “Батальон четверых”, “Пушка без мушки”, “Подарок военкома”. Характеры их героев цельны, они похожи друг на друга, и писателю дорого это сходство, потому что они едины в великом – в желании защитить Родину.

Рассказ В. Каверина “Русский мальчик”, написанный в романтическом стиле, повествует об одаренном подростке, свидетеле и участнике войны, одном из тех, кто мог бы стать в будущем её летописцем. В. Каверин передаёт высокое напряжение духовной жизни человека, в самосознании которого выражены, доведённые почти до символа, определённые черты целого поколения.

Вскоре после войны в литературу вступило новое поколение писателей – те, чей жизненный опыт сформировался и закалился в пламени войны. Чувство народа – хозяина жизни, народа-победителя, сочетающееся с осознанием горьких невосполнимых утрат, несут в себе стихотворения и поэмы пришедших с войны С. Гудзенко, М. Дудина, С. Наровчатого, А. Недогонова, А. Межирова, К. Ваншенкина, С. Орлова, Е. Винокурова, Э. Асадова, М. Луконина, Ю. Друниной. Могучей волной вошли в прозу те, кто во время войны были командирами взводов, батарей, танкистами, партизанами. Ф. Абрамов, А. Адамович, А. Ананьев, В. Астафьев, Г. Бакланов, В. Богомолов, Ю. Бондарев, В. Быков, Б. Васильев, В. Кондратьев, Д. Гранин и сколько ещё других ныне широко известных писателей создали могучий пласт художественных произведений высшей нравственной пробы.

§ 4. О детях на войне.

Нодар Думбадзе родился в мирное, довоенное время. Жил и рос вместе друзьями не представляя, какие горести и страдания, какие тёмные дни наступят с войной в солнечном грузинском краю. Но это случилось, и тринадцатилетний подросток ощутил и запомнил всё, что принесли ненавистные захватчики на советскую землю. У него тоже сложился свой счёт фашистским извергам, его сердце тоже оказалось “обязанным” поведать людям о страданиях, причинённых войной народу.

Это был счёт детей лишённых детства из-за войны. Так сложился замысел романа “Я вижу солнце”. Он не был первым произведением Нодара Думбадзе о детстве. В романе “Я, бабушка, Илико и Илларион” уже описано красивое село в Гурии, одном из районов Грузии. Рассказано и о беззаботном детстве мальчика Зурико, которому тепло и радостно живётся с бабушкой, Илико и Илларионом. Но пришла война, и всё изменилось: Мужчины ушли на фронт, в каждой семье горе. Дети и женщины отдают последнее, чтобы приблизить разгром проклятого врага.

Сюжет романа “Я вижу солнце” во многом развивает то, о чем рассказывает Нодар Думбадзе в своем первом произведении - “Я, бабушка, Илико и Илларион”. Его можно даже считать своеобразным продолжением, хотя действуют здесь другие персонажи: Сосо Мамаладзе, Хатия, Кето, Бежан.

Повествование ведётся от первого лица – от имени Сосо, который постепенно взрослеет и начинает разбираться в людях. Он понимает не только свою тётку Кето и простодушного Бежана, но и русского солдата Анатолия, которого выходили жители села после тяжёло ранения. Ему и обидно, что невысказанной осталась любовь Анатолия и Кето, и ясно, что иначе нельзя в тех условиях, которые сложились. От простого сочувствия к слепой Хатии приходит Сосо к влюблённости в нее, к стремлению сделать всё, чтобы она прозрела и смогла воскликнуть: “Люди, это я, Хатия! Я вижу вас, люди!”.

Увидеть людей, увидеть солнце – приход мирной жизни – необходимо каждому, кто пережил войну, - к такой мысли ведёт своего Сосо писатель.

Для всех счастливых детей мира написал свою повесть “Ранние журавли” Чингиз Айтматов. О ранней горькой взрослости. О ранней светлой и трагической любви. О смерти за Родину, даже о бое за Родину, проходившем в глубоком тылу осенью 1942 году. О сражении с фашизмом пятнадцатилетнего Султанмурата и его друзей – десантников в Алайских горах. “Да уж, какие там фашисты! Обыкновенные воры-конокрады. Ну, пусть бандиты” – скажет некий “добродушный” читатель. Айтматов, я думаю, имел его в виду, когда писал последние страницы повести не нашел в своей богатой художнической палитре никаких “оттенков”, никаких “нюансов”: он дал фашистов одним только цветом – черным. И все же этот писатель был не собою, если б не добавил к цвету еще и запах: от убийц, кажется, несет жестким старым козлом, которого варит “десанту” на обед бандитская сообщница – повариха.

В повести “Ранние журавли” как положено каноном лучших произведений для ребят, есть полюсы абсолютного добра и абсолютного зла.

Абсолют добра – отец, ушедший на войну, любимый отец, от которого нет вестей. Отец, совершивший перед войною поездку с сыном в город и там – поход в зоопарк, где показывали слона. Султанмурат часто вспоминает этот долгий день вдвоем с отцом. Повозку с керосиновыми бочками, подобную в его душе и памяти сказочному экипажу. И слона. О, и слона! Ведь он еще маленький, этот храбрый, добрый, умеющий работать, как большой, Султанмурат. Он еще мальчишка, хоть и сочиняет стихи для Мырзагуль в цветистом стиле киргизской любовной песни.

Отец снится своему старшему сыну, но черты его и в памяти сына, и во сне не конкретны. Это облако, воспоминание, мечта. Абсолют добра в “стихах” Айтматова дан светлой тенью в отличие от черных теней абсолютного зла. Но писатель не был бы собой и здесь, если б не подарил отцу Султанмурата голоса, который слышит сын во сне и в памяти; а главное – прикосновения. Ощущение натруженной руки не покидает мальчика. И тебя, читатель, много раз сдерживавшего слезы во время чтения, тоже будто касалась эта рука.

Двойник отца – председатель колхоза Тыналиев, раненый парашютист, дает пятерым школьникам имя своей боевой профессии (приложение 2). “Десант?. Это отряд подвижный, боевой отсылается куда-нибудь для выполнения особо важного задания Десант уходит в тыл врага и действует самостоятельно”.

Как, оказывается, правильно назвал Тыналиев ребятишек! Дальнее горное поле, где они будут пахать на выхоженных ими лошадях, - вражеский тыл. Враг хочет угнать лошадей, убить их, продать конину на ташкентском базаре. Конину? Эти существа – дивные, волшебные, холеные из последних мальчишеских сил, вернувших им жизнь на пороге смерти Конина? Эти любимые всей душою существа? А ведь Чавдар, конь Султанмурата, ходил еще под его отцом. “Конина” режет слух, как резало бы его страшное слово “человечина”. И волк (назовем его “Волк”, ибо он в “Ранних журавлях” почти легендарен), приблизившийся к рыдающему пареньку и к убитому Чавдару, “ухватывал на ветру запах свежей крови”, только подчеркивает замысел Айтматова: показать в своей повести бой с фашизмом в глубоком киргизском тылу. В этой книге как бы нет нескольких самых последних строк. Мы не знаем точно - погиб ли Султанмурат. Скорее всего. Но он победил.

В повести “Иван” нет ни стремительных атак, ни затяжных боев, ни прорывов. Мы знакомимся с героями в момент относительного затишья. Дивизия готовится к форсированию Днепра. Нужно время подготовить операцию, провести глубокую разведку, “языка” свежего взять. И хотя Гальцев, исполняющий обязанности командира батальона, не дает себе расслабиться: проверяет посты, оружие, готовит заранее лодки для переправы, с бойцами беседует, - это все же дни почти покоя.

Прислушиваясь к непривычной на фронте тишине, Холин, офицер разведотряда штаба армии, удивляется:

– На войне, а вроде ее и нет совсем. Тишь да гладь – Божья благодать!.

– Так тихо, что можно, кажется, забыть о войне, - думает Гальцев. – Но она вот впереди: вдоль опушки свежевырытые окопы, а слева спуск в ход сообщения – траншея полного профиля Ее длина более ста метров.

Война все время напоминает о себе. Ванюшка видит у Гальцева финку с наборной рукоятью. Он восхищен, его глаза загораются. “Слушай, отдай мне его”, - просит он. Но нож – подарок и память о лучшем друге Котьке Холодове. С ним Гальцев с третьего класса сидел за одной партой, с ним вместе ушел в армию, вместе были в училище и воевали в одном полку. Котька со своей ротой первым в дивизии начал переправу через Десну. И был убит огнем артиллерии и минометов. “Белый фонтан воды взлетел над Котькиным плотиком” Финка, как последняя память о сыне предназначалась Котькиным старикам, живущим в тихом арбатском переулке

Иван предстает перед нами под взглядом Гальцева. Первое впечатление: “ я увидел худенького мальчишку лет одиннадцати, всего посиневшего от холода и дрожащего маленькие босые ноги по щиколотку были в грязи”. Время дает возможность вглядеться в него получше:

“Он подошел, рассматривая меня настороженно-сосредоточенным взглядом больших, необычно широко расставленных глаз. Лицо у него было скуластое, темновато-серое от въевшейся в кожу грязи. Мокрые, неопределенного цвета волосы висели клочьями. В его взгляде, в выражении измученного, с плотно сжатыми, посиневшими губами лица чувствовалось какое-то внутреннее напряжение и, как мне показалось, недоверие и неприязнь”.

Еще не раз внимательные глаза Гальцева остановятся на Иване и отметят взгляд исподлобья, настороженный и отчужденный, увидят обнаженное “худенькое, с проступающими ребрами тельце”, то, что “он был совсем еще ребенок, узкоплечий, с тонкими ногами и руками, на вид не более десяти – одиннадцати лет, хотя по лицу, угрюмому, не по-детски сосредоточенному, с морщинами на выпуклом лбу, ему можно дать, пожалуй, и все тринадцать”.

Иван измучен, устал, главное для него как можно скорее передать полученные сведения о враге. Он сказал только то, что можно сказать. И не будет объяснять первому встречному, пусть даже он и офицер, то, что знать постороннему не положено; только – кто он и кому о нем сообщить.

В недетском взгляде Ивана не только пережитое им за последние дни на территории врага, но и его прошлое, как это ни странно звучит по отношению к маленькому мальчику.

Богомолов не жалеет читателей. То, что он рассказал о мальчонке, гневом и болью отзывается в нас. И пониманием ненасытности войны, ее беспощадности. Подробности не нужны писателю: он рассчитывает на наше воображение. Каждый дорисовывает, дописывает то, о чем Богомолов преднамеренно говорит скупо. Трагическая судьба мальчика для нас очевидна. И мы проникаемся жалостью, огромным уважением к нему.

Иван слышать ничего не хочет об интернате, суворовском училище, уже не раз сбегал оттуда. Это не значит, что ему не хочется учиться. Но это возможно только потом. После победы. Когда Гальцев уговаривает: повоевал, теперь бы отдохнуть, поучиться, какой бы из него офицер получился, - Иван рубит: “Офицером я стать еще успею. А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало”.

Он знает, для чего живет сейчас. Чтобы мстить. И каждое его донесение – это месть врагу. Маленький солдат, он знает высокую цену добытых сведений и потому, забыв о голоде и усталости, в первую очередь берется за перо и бумагу и не успокаивается, пока не убеждается, что донесение отправлено в штаб. Мы видим: его ненависть осмыслена, поступки осознаны. Он взвалил на худенькие плечи тяжелый труд войны. Он не по-детски целеустремлён, настойчив, сосредоточен, смел и мужествен, ответствен, самолюбив, горд. Он не по-детски взрослый, у него недетское занятие, недетский опыт жизни. Точнее – страшный опыт войны: испытаний, пыток, истязаний

Иван погиб. Есть и его капелька крови на знамени Победы.

Заключение

Историки могут скрупулёзно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов

Но они не могут рассказать, что чувствовал трёхлетний мальчик Коля из деревни Верхнее Чуфичево, оставшийся без дома, спасаясь от пули мадьяра под материнской юбкой и жалеющий обгоревшую кошку; о чём думала десятилетняя девочка Маша из села Богородицкое, которую война сделала инвалидом, или семнадцатилетняя девушка, угнанная в Германию. Разные судьбы у детей, но их объединяет одно – их детство совпало с войной.

Зачем мы вспоминаем Великую Отечественную войну? Ведь в сегодняшней жизни тоже много боли и горя. Но, не помнящий своего прошлого, обречён на его повторение. О минувшей войне можно говорить по-разному: скорбно и торжествующе, с любопытством школьника и бесстрастием ученого. Но тема детей на войне вызывает однозначные чувства – острую душевную боль.

Читая о детях Великой Отечественной, обнажаешься духовно, исчезает защитный покров отстранённости и приобретённого цинизма и приходит понимание: этого не должно быть! Ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем.

Конечно, литература не в силах изменить мир, не всё же книги о детях на войне, возможно, могут тронуть чьё – то сердце и добавить хотя бы каплю доброты и внимания в нашу жизнь. Они могут помочь нам передать уже нашим детям память о Великой Отечественной войне и сознания ценности мирной жизни. Книги о детях войны разные. Суховатые рассуждения историков и сдержанная скорбь воспоминаний, наивная доброта историй для малышей и высочайшие произведения литературы.

Со времен Ф. М. Достоевского мы привыкли мерить горе и свою совесть слезинкой ребенка. А что можно сказать об океане детских слез И все же в книгах о детях войны пробиваются, звучат жизнеутверждающие нотки. Все войны когда-нибудь заканчиваются, трава пробивается из-под пепла, дети, пережившие войну, вырастают и воспитывают своих детей.

Я считаю, что тема войны и детей на войне актуальна и в наши дни. Ведь много детей страдают от войн. Война прежде всего бьёт по ним.

Жизнь продолжается, но для того, чтобы она была мирной, надо помнить Великую Отечественную войну. Люди! Вы должны помнить тех, кто совершил этот подвиг во имя нашей Родины!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)