Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Что значат для детей игрушки

Игрушка — это предмет, радующий ребенка, копирующий действия взрослых. Пулемет, машинка или вагон, кукла или маленький домик — это игрушки. А также мячи и волчки. Но дети с древнейших времен любили подражать взрослым, поэтому мы можем сделать вывод, что игрушки существовали всегда, с первых лет появления человечества.

Археологи раскопали в руинах древних городов такие игрушки, как колокольчики, погремушки, крохотные горшки, фигурки животных, сделанные из глины, бронзы и свинца. Среди раскопок древнего персидского города они обнаружили льва, стоящего на колесах. В основании игрушки нашли дырку для веревки, чтобы за нее тянуть льва, совсем как в игрушках наших дней. А этому льву 3000 лет. Среди руин Древнего Египта были найдены мячи, волчки, куклы. Мы знаем, что дети греков и римлян играли погремушками и повозками. На Кипре были обнаружены игрушечные винные повозки, в которые играли дети, совсем как мы, сегодняшние мальчишки,  играем автомобилями сейчас.

В эпоху средневековья ребята играли глиняными лошадьми, вооруженными рыцарями, луками и стрелами. В те стародавние времена игрушки были сделаны умелыми мастерами. Они были уменьшенными копиями оружия или предметов домашнего обихода того времени. Одна из причин, почему археологи не могут обнаружить более ранних игрушек та, что они обычно изготовлялись из дерева. Дерево быстро разрушается в земле, поэтому игрушки самых древних времен до нас не дошли.

Давайте вместе заглянем в мир детской игрушки, попробуем приоткрыть таинственную дверь в историю появления первых игрушек и узнаем, какими они были, как в них играли дети и сравним с нашими сегодняшними игрушками.

История возникновения игрушки

Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества.

История возникновения игрушек уходит своими корнями далеко вглубь веков, она такая же древняя, как и история человечества. Первые игрушки создавались только из тех материалов, которые можно было найти в природе: дерево, камень, глина, трава и даже кости.

Великий Новгород ХV-ХVI век, глина

Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. Правда, Игрушке-Погремушке в то время придавалось другое значение. Она являлась оберегом и охраняла младенцев от болезней и злых духов. Древние Египтяне верили, что оставив ребенка с Игрушкой-Погремушкой, с ним ничего не случится. Теперь должно быть понятно, почему Игрушки-Погремушки стали столь популярны в нашей жизни. Ведь история этих игрушек длится уже так много веков и ни одно поколение проверило на практике воздействие на младенцев Игрушек-Погремушек. Древние Египтяне не знали о развивающих возможностях, этих игрушек, не знали о полезности их для слуха и психики ребенка, но были уверенны - игрушки погремушки полезны для детей, в чем мы убеждаемся все снова и снова. Ведь оставив  ребенка с такой игрушкой, мама может спокойно спать – ее чадо занято полезным для него делом, ему спокойно и хорошо, ведь его охраняет магический оберег. А значит, хорошо и спокойно и родителям  крохотного ребенка.

Погремушка из сушеных плодов

В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Еще эти предметы имели и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отклоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка.

Много погремушек найдено при раскопках древнеримского города Помпеи. Это были погремушки различных видов: трещотки, кретала, систра. Трещотка, найденная в Помпеях, состоит из небольшого диска на рукоятке, снабженного бубенчиками. Кретала делались из деревянных или металлических пластинок, соединенных на одном конце. Устройство систра также просто. На каждом из двух поперечных стержней находится по три металлических пластинки, которые воспроизводят звук при движении стержней.

Современные погремушки очень отличаются от древних, но одно можно сказать с уверенностью - детям очень нравится в них играть. Как я играл в погремушку, я не помню, но помню, как играл мой младший брат. Он мог шуметь погремушками пока у всех домашних не заболит голова, причем, чем громче, тем лучше!

Первые игрушки с несложным механизмом движения встречаются в Древнем Египте. Это «Крокодил» и «Тигр». Древние мастера изображали их с большим знанием повадок и характера. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка, открывали пасть. Интересна игрушка, изображающая раба, месящего тесто. Если фигурку потянуть за нитку, она начинает двигаться вверх-вниз по наклонной дощечке. Этот древнейший принцип конструкции неоднократно использовали и русские мастера народной игрушки. Вспомним богородскую игрушку «Кузнецы».

Древнеегипетский тигр.

Сравнительно позднее в игрушке возник образ коня. О существовании колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в начале I тыс. до н. э. Известны кони-каталки, сделанные в V веке до н. э. Изготовление коня было одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции. Большинство миниатюр коней и всадников сделаны из глины.

Образ коня давался обобщенно, но имел ряд реалистических элементов. Крупнейшее событие гомеровской Греции - Троянская война - нашло отображение не только в литературе. Известна игрушка «Троянский конь», которая, возможно, копировала в миниатюре громадного коня, с помощью которого хитроумный Одиссей взял Трою.

Первые из известных кукол - египетские. Самым древним египетским куклам около 4 тыс.

лет. Вырезались они из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус.

Позже кукла также начала выполнять функции оберега и распространилась среди мирного населения. Кроме повсеместно встречающихся кукол, вырезанных из дерева, в Египте изготавливались и настоящие кукольные наборы. Кукла с деревянной головой и телом изо льна, набитого папирусом, была только частью набора. К ней обычно прилагалось несколько перемен одежды, игрушечные кровати, сундучки и прочие предметы обихода. Волосы у кукол делались из настоящих человеческих волос. Их можно было красить, делать им прически. Разумеется, такие игрушки были доступны только детям из высших слоев общества.

На территории России древнейшие куклы найдены из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве. Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Самой распространенной игрушкой деревенских девчонок была тряпичная кукла. Кукол этих берегли: вырастает девочка, становится мамой и куклу своей дочке передает.

Тряпичная кукла жила в каждой семье, в иных домах их было до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть» куклу лет с пяти. И сейчас любой из нас может без особого труда сделать себе такую куклу. Я пробовал, и меня получалось. О куклах, которые я сделал сам, я расскажу позже.

Кукла занимает особое место в истории развития игрушки. Это одна из первых игрушек, которая появилась у детей, и об ее истории хотелось бы рассказать подробнее.

История куклы

В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. В наше время существует огромное множество разнообразных кукол. Но особой популярностью пользуются куклы ручной работы. Очень часто любимой игрушкой становится та, которая сделана своими руками, потому что в нее вложена ваша фантазия и душа.

Изначально кукла служила тотемом, обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку. Люди верили, что они могут защитить от злых сил, принять на себя болезни и беды человека, принести ему счастье. Но чтобы игрушка выполняла защитную роль, она должна была быть «правильно» сделана. Мастерицы никогда не использовали при работе ничего колющего и режущего. И лоскутки ткани, и нитки не разрезались, а рвались вручную, а затем связывались. Узелки служили еще одним оберегом, встававшим на пути злых сил.

Кукла закрутка. Кукла - Параскева

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Куклы – обереги.

Вы видели древних кукол? Не заметили ничего странного? Правильно, у них нет лица. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая безликая кукла служила «оберегом». Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей и злых сил.

Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит «Куватка», то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. А когда малыш появлялся на свет, а родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.

Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. В наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм.

Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Берегиню сна вешали над изголовьем кровати. Верили, что она своими большими крыльями отгоняет дурные сны.

В подарок на именины делали куклу «Ангелочка». Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, ножницы и нитки.

Не только детские куколки были оберегами. Кстати сказать, и теперь городские жители стараются приобрести или сами сделать куклу – Берегиню домашнего очага. И делают эту куклу не без смысла.

Когда я начал активно изучать традиционную русскую народную культуру, я попробовал сделать куклы-обереги. Особенно мне понравилось делать куклу Зернушку или как ее еще называют Крупеничку. Две такие куклы есть у меня дома – мы с мамой сделали их сами.

Простая на внешний вид куколка, но имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для взращивания на территории славян. Коли именно земля дает урожай – родит, значит, то и образ, дающий этот урожай, женский. Крупеничку всегда ставили на самое видное место в доме – красный угол. Когда год был голодный, и семье нечего было есть, доставали зерно из крупенички и варили.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они бывают сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, о которых речь шла выше. Такие куклы есть в моей коллекции – я делал их своими руками.

Очень забавная игрушка «Зайчик – на - пальчик». Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становится скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видели родственную душу, открывались и разговаривали как с живым человеком.

При исследовании я узнал, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла «полено». Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду.

Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в

«скалку», тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

Наиболее простой свёрнутой куклой считается кукла «Барыня», бытовавшая в

Ефремовском уезде Тульской губернии. Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белой тканью и перевязывали в трёх местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички – это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку.

Кукла «на выхвалку» являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на посиделки.

Шили куклы на «выхвалку» в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами. В некоторых местностях эти куклы имели своё название.

Первая кукла – «простоволосая». Вторая – «кукла с косой». Третья – «молодуха». Четвёртая – «кукла нарядная», она и была тем экзаменом, что отделял детство от юности.

Первую похвалу своим рукоделиям младшие девочки часто слышали от старших сестёр, у них же учились ролевым играм в куклы, к ним же бежали за утешением и советом.

Обрядовые куклы.

Богата земля русская обрядами. И не только русская. На всех континентах, все народы совершают своеобразные обряды, участниками которых бывают куклы. Встречалась обрядовая кукла и на Алтае.

Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла «Плодородие», то будет достаток и хороший урожай.

Обрядовая кукла «Покосница» изображала женщину во время сенокоса. «Покосница» – одна из самых простых по технике изготовления кукол. Она делается без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани. На куклу надевают юбку, передник (но должна быть видна «рубаха»- светлая основа куклы), повязывают платок. Общие тона используемой ткани –

разные, светлые, ведь первый покос издавна считался в деревнях праздником.

Кукла «Купавка» - это обрядовая кукла одного дня, бытовавшая в Рязанской, Тульской,

Владимирской и Калужской губерниях. «Купавка» олицетворяла собой начало купаний. Её

сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников

Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.

Обрядовую куклу «Масленица» делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии кукла «Масленица» была в человеческий рост, из лыка или соломы. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её

ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Ежегодно на Руси празднуется Масленица. Для этого делается большая кукла – Масленица. Одни ствол дерева принесут, кто – то солому навертит, другие нарядят, кто – то украсит. Это очень веселый праздник с песнями, конкурсами, танцами, шутками

Больше всего мне нравится участвовать в конкурсах, а потом кушать блины!

«Домашняя Масленица» – кукла, бытовавшая в Тульской губернии. Её называли дочкой

Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую, высотой 20 –

25 сантиметров, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом. «Домашняя

Масленица» символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи.

Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах.

В некоторых губерниях бытовала кукла «Коза». В её основе – деревянная крестовина, а морда, рога, борода – из лыка и соломы. Одета была «Коза» в яркое специальное платье и тулуп (или шубу), поверх которого крепились обрядовые предметы: дудочки, шарманки, бубны, подкова в подарок на счастье, колокольчики, бубенцы, деревянные бусы, серьги, мешочки с подарками. Кукла «Коза» была символом жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше родился хлеб.

Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Она была оберегом женщины, дома, очага.

При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

Зольная кукла дарилась молодым на свадьбе. Это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых. Зольная кукла – это как бы дух предков, обращённый к потомкам.

Для взрослых зольная кукла имела символический смысл. Зола издавна означала домашний, а изначально родовой очаг. Деревенские жители, почитающие сложившиеся обычаи, не разбрасывают золу, где попало, а ссыпают ее в укромное место неподалеку от своего жилья. Постепенно холм нарастает все выше и выше. Именно поэтому кукла, изготовленная из золы своего домашнего очага, имела ритуальное, магическое значение. Являясь частицей родового зольника, она несла в себе идею сохранения здоровья и рода, умножения потомства.

Надо сказать, что в народе всегда придавали значение здоровью детей и семьи. Так некоторые обрядовые куклы были лечебные. Это «Козьма и Демьян». Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других трав.

Есть такое предание. Жили на Руси два брата – погодки. Они были бессребрениками. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение.

Но однажды один из братьев взял за работу немного еды. Другой брат очень обиделся на него и просил после смерти похоронить их в разных местах, но народ рассудил по – своему. Ведь еда – это пища для существования, а не деньги, и поэтому их захоронили вместе. За добрые поступки их возвели в ранг святых. Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили благо и здоровье в дом.

В XIII- начале XIV в. производство кукол сосредоточилось в руках мастеров узкой кукольной специализации, именовавшихся коропластами. Этот период традиционно связывают с появлением такого самостоятельного культурного явления, как городская (в будущем промышленная) кукла – игрушка.

Деревянная кукла. В различных регионах Европы начинают закладываться основы сугубо кукольного цехового дела. Его центрами стали Франция, Германия, Англия. Изделия немецких кукольников были известны и за пределами Германии: в 1566 г. большое количество деревянных кукол купили венецианские купцы для сбыта, как в Венеции, так и в других городах. Судя по образцам европейской кукольной продукции XV – XVI вв. , хранящимся в различных европейский музеях, в основном изготовлялись раскрашенные деревянные куклы – достаточно условные и примитивные.

Есть свидетельство и о куклах с головами, вылепленными из воска, терракоты, алебастра. Примерно на рубеже XV-XVI вв. кукол стали одевать. Так куклы стали играть роль своеобразных глашатаев моды. Этих кукол называли пандорами, причем существовали две: большая и малая, в соответствии с назначением их костюмах – для большого и малого выхода. Пандоры в первую очередь способствовали распространению вкусов законодателям мод – Парижа. Одновременно они исполняли роль кукол – игрушек, хотя, учитывая их стоимость, играть с ними могли лишь немногие. Но даже в качестве игрушки пандоры служили утехой скорее взрослым, чем детям. Буквально все королевские дома Европы владели такими модными куклами.

Восковая кукла. Первые восковые куклы появились в XVII в. в Италии. Этот термин обычно используют применительно к куклам с тряпичным или лайковым туловищем, набитым шерстью либо опилками; восковыми были у них только голова, плечи, нижние части рук и ног, крепившихся к туловищу металлическими петельками.

Делали кукол из пчелиного воска, обесцвеченного и цветного. Восковые куклы не относились к числу массовых изделий, так как их производство было долгим и кропотливым и стоила она дорого. Над каждой эксклюзивной куклой работала до семидесяти человек: кто-то делал голову, кто-то глаза, а кто-то прическу.

Куклы-автоматы. Эпохой расцвета заводных, или автоматических, кукол стал XVIII в. Куклы снабжались внутренним механизмом, позволявшим имитировать движения или поведение человека. До сих пор нет ясности, считать ли таких кукол игрушками либо относить их к особой категории кукол, промежуточной между игрушками и театральными куклами.

Куклы-автоматы известны с глубокой древности. По приданию, первую механическую игрушку сделал легендарный Дедал. О механических игрушках, в том числе о куклах, перемещавшихся с помощью воды, ртути и песка, рассказывали Аристотель, Плутарх и Плиний Старший. В конце XVIII в. Европу охватило повальное увлечение автоматами. К концу XIX в. число различных кукол-автоматов значительно возросло, так, что танцующие, шагающие, кланяющиеся и даже поющие куклы уже некого не удивляли, тем более что технический прогресс позволял создавать все новые и новые варианты механических игрушек.

Кукла из папье-маше. Новый материал, обусловивший своего рода переворот в кукольном деле, - папье-маше (буквально «жеваная бумага»; смесь бумаги, песка, цемента и муки) – был внедрен в производство в 20-х гг. XIX в. кукольником – кустарем из Зонненберга Фридрихом Миллером. Папье – маше изменило не только саму куклу, но и характер её изготовления: место прежних, работавших вручную мастеров занял формовщик.

Куклы из папье-маше стали массовыми, что позволило Германии к концу столетия превратиться в королеву европейского игрушечного производства. В начале XIX века окончательно определились страны диктовавшие моду в кукольном мире: Франция, Германия и Англия еще долгие годы сохраняли лидирующие позиции в производстве. Так городская игрушка, утратив черты кустарности и фольклорности полностью отмежевалось от народной и середине столетия перешла на промышленную основу.

Фарфоровая кукла. На заре XVIII столетия в Германии был раскрыт секрет получения фарфора, что положило начало европейскому фарфоровому производству.

Как правило, они сочетали матерчатое туловище с фарфоровыми головой и конечностями. В семье промышленно созданных кукол-игрушек фарфоровые куклы занимают достойное место. Они подразделяются фарфороглазурованных и бисквитных. Начиная с 1840 г. фарфор, покрытый глазурью. Как и раньше, основное внимание уделяли голове куклы: её склеивали из двух половинок, полученных в результате наложения на твердые глиняные формы кукольного лица мягкого фарфора, раскатанного в листы. В 1858 г. впервые в истории кукольного дела подвижную шею обрела именно фарфоровая кукла, изготовленная парижской фирмой Леонтина Ромэ (Rohmer). Тела таких кукол делались из кожи, ткани или дерева, а конечности – из фарфора; лица расписывались и покрывались глазурью, придававшей им яркость и блеск. Для большей устойчивости ноги хрупких кукол часто заменяли массивной опорой.

В XIX – первой третий XX века ведущим материалом в производстве кукол был бисквитный фарфор. Именно с ним работали прославленные мастера кукольного дела во Франции. В бисквите создавались лучшие образцы кукол, ныне украшающие частные коллекции и собрания известных музеев. Процесс изготовление бисквитной куклы так же начинался с фарфоровых слепков головы и конечностей. Обожженные, что давало усушку изделия на тридцать процентов, они расписывались и повторно подвергались обжигу, и иногда предваренному глазурованием – правда, матовой глазурью.

Бисквитные куклы имели ряд неоспоримых преимуществ. Сама фактура бисквита придавала куклам благородную бледность, элегантность, томность и утонченность, превращая их в изысканные произведения искусства. Нарядные красавицы, с пробитыми для сережек ушками, пышными прическами, тонкими бровями и огромными глазами, завоевывали сердца не только детей, но и взрослых.

В конце ХIХ века в России появились куклы, которые были ничуть не хуже зарубежных. У них были фарфоровые головы с прелестными личиками и красивыми волосами, а носили они искусно сшитые народные костюмы разных губерний России. Таких кукол назвали этнографическими. Их с удовольствием покупали не только в России, но и гости из-за рубежа. Эти куклы  были недёшевы. Костюмы  у них были самые настоящие: сарафаны, шушуны, поневы, душегрейки. Отделка – вот в чем была особая красота народной одежды. Для нее использовались ленты, тесьма, позументы, канитель, блёстки, бисер, мулине разных цветов. Бусики и пуговки делали стекольщики. Кукольную обувь шил сапожник. Куклами в национальных одеждах играли и царские дочери.   Одежду для таких кукол шили лучшие портные Постельной палаты в Кремле.

Современная рыночная индустрия готова удовлетворить любые, самые порой экстравагантные представления о том, какой должна быть кукла. От набора точных копий национальных костюмов, «обладательницы» которых смотрят стеклянными глазами сквозь стекла витрин, до еще сохранившихся у нас штампованных Наташ из твердой пластмассы. От начиненных электроникой,  говорящих, ходящих, агукающих киберпупсов до зрелых Барби, окруженных безумным количеством сопутствующего товара, без которого жизнь будущей женщины должна быть просто немыслима.

Что касается Барби, то она, безусловно, феномен последнего времени. Исторически кукол, подобных этой, никогда не существовало. Барби олицетворяет собой социальный успех и потребление. Она мало интересна сама по себе, но существует только в окружении собственных вещей и чем их больше, тем лучше. Известны случаи «барбимании», особенно в Америке, когда для Барби приобреталась мебель, дом, потом еще один с бассейном, кони, авто, друг и т. д. Все это значительно уменьшало и жилплощадь, и родительский кошелек. Ни о какой свободе, а тем более творчестве в подобной игре, не может быть и речи.

Однако Барби может быть полезна для проигрывания будущих ролей и ситуаций, для адаптации в социальном мире.

Музей детского сада № 1851

«Русская старина»

Я хотел бы рассказать о музее «Русская старина» в детском саду № 1851, в котором я был воспитанником. Это маленький музей, в котором собраны в коллекцию куклы, сделанные руками педагогического коллектива детского сада, родителей воспитанников и самих детей.

В 2009 году музей «Русская старина» детского сада № 1851 принял участие в Фестивале музеев ДОУ в Северном административном округе и стал одним из лауреатов.

Посмотрите, какие куклы находятся в музее.

Делать их совсем не сложно, когда преподаватель показывает каждый шаг. Конечно, не все куклы падают в музей – только самые лучшие. Куклы, сделанные моими руками, тоже есть в музее – это крупенички.

Очень много из того что я знаю про русские народные куклы, нам рассказывали на занятиях по традиционному искусству. Это были мои самые любимые занятия – ведь каждый человек должен знать свои корни, свою культуру.

Наш преподаватель не только нам рассказывала о разных обычаях, но и прививала интерес к прошлому родной традиционной культуры, развивала наше творчество, расширяла кругозор. Мы сделали много игрушек из глины, из лоскутов. Иногда мы делали тематические макеты.

Этот макет мы делали из белой глины.

Сценка из сказки «Огниво» в фольклорном представлении.

Это куклы «полено».

У нас получилась целая деревня таких кукол: и взрослые, и ребятня. В

каждой группе сада стояли такие куклы.

Дымковские барыни и кони.

Такие занятия увлекают детей. Детворе всегда интересно узнать о том, что было до тебя, как жили твои предки, какой у них был быт и культура.

О том, какие игрушки были у ребят задолго до нас, я продолжу рассказывать в следующем разделе.

Старинные русские игрушки

Старинные русские игрушки («потешки»), как правило, выполнялись в двух самых распространенных на Руси материалах: глине и дереве. Деревянные «потешки» были в обиходе восточно – славянских племен еще в IХ веке. Об этом говорят находки археологов на территории древнего Новгорода. Новгородская ярмарка, этот крупнейший средневековый «меновой двор Европы и Азии, собиравший до 50 племен», показала, что купцы многих стран, кроме сундуков и деревянных ложек, интересовались также русскими игрушками.

Деревянные игрушки

Первое упоминание о деревянной игрушке в письменных источниках встречается лишь в ХVII веке. Из этой записи мы узнаем, что к «цареву двору» деревянную игрушку покупали в Троице-Сергиевском монастыре, который был в то время местом богомолья русских царей. Во время «Троицких» походов царским детям помимо сладостей покупали также потешные возки, деревянных коней и птичек. Столетие спустя, в 1721 году, в подробных записях дворцовых расходов мы узнаем, что детям Петра I «куплено в Москве на торгу разных игрушек. живства числом осьмнадцать - кони, коровы, олени, бараны, лебеди, петухи, утки, а также трое детей и город с солдатами». Интересно, что до определенного времени, игрушки, которыми играли крестьянские и царские дети, были из одних и тех же мастерских.

В северных деревнях России до XIX века сохранялся древнерусский уклад жизни, ранние традиции обработки дерева. Именно там сохранился наиболее древний вид игрушки, так называемые «панки», которые вплоть до начала XX

века бытовали в северных губерниях. «Панками» назывались игрушки, вырезанные из цельного куска дерева и изображающие фигурки людей, птиц, зверей.

Само слово «панк» происходит от слова «панг», что означает «корень», «ствол». Цельность, нерасчлененность массива дерева была главной отличительной чертой этих игрушек. В них легко угадывается прототип - древние идолы, которые были широко распространены в дохристианские времена. Игрушки-панки близки детям младшего возраста. Цельность игрушки, ее скупая обработка, схематичность и типологичность в передаче образа - все это будит фантазию ребенка, дает возможность трансформации этой игрушки, позволяет выразить с ее помощью любой образ-характер.

В Поволжье, в Нижегородской губернии выделялось несколько центров производства деревянной игрушки и, соответственно, несколько стилей: федосеевский, городецкий, семеновский и т. д.

Федосеевская игрушка (баляска) выделяется в самостоятельное направление в середине XIX

века, когда возникает новый тип игрушки - жанровый. Сколоченые из тесаных дощечек, они были просты по конструкции, но бесконечно разнообразны и реалистичны. От вращающихся каруселей и конских упряжек на дощечках с колесиками мастера постепенно переходят к сложным сюжетным многофигурным игрушкам.

Фигурки приводятся в движение при вращении вала. Сюжеты других федосеевских игрушек аналогичны по сложности: горшечники, косари, молотильщики, музыканты и танцующие. Ярко, цветасто расписанные по желтому или зеленому фону они были чрезвычайно интересны, нарядны и образны. К сюжетной игрушке примыкает игрушка конструктивная, которая начала развиваться также в прошлом веке: мебель для кукол, пароходы, паровозы и даже автомобили, изготовленные и расписанные в традициях разных мастеров.

Делалась такая игрушка из щепы и всяких отходов, вырубалась топором! Замечательной была не техника исполнения, а механическая идея. Кораблик не просто катился на колесиках, а еще и приводил в движение другие детали внутри. Карусель закручивалась – и раскручивалась обратно сама. Сейчас уже нет таких мастеров.

В XIX веке в деревнях вокруг Городца мастера, занимавшиеся изготовлением прялок, делали и деревянную расписную игрушку. С помощью простых инструментов - ножа и топора, вырезались «запряжки» - кони с повозкой и с гордым изгибом шеи, каталки-вертушки, куклы из расколотого пополам полена, плоские с лицевой стороны и объемные сзади. Игрушки ярко раскрашивали в стиле городецкой росписи. Хорошо известны игрушки городецкого мастера Игнатия Мазина, созданные им в 1920-1930 годы. В его образах отражалась жизнь Нижегородского Поволжья: влюбленные парочки, няньки с детьми, девушка с коромыслом.

Кроме традиционных образов, он делал и механические игрушки, отличавшиеся большой выдумкой и оригинальностью. На небольшом ящичке-подставке, внутри которого помещался простейший деревянный механизм, мастер расставлял резные фигурки пильщиков дров или пастушка с дудочкой и танцующую девушку. С помощью ручки игрушка приводилась в движение и звучала простая мелодия.

С давних времен центром токарной игрушки в Нижегородском крае были селения, расположенные недалеко от города Семенова, по лесным берегам реки Керженец. Здесь точили из дерева пирамиды, каталки, игрушечные самовары, яблоки, ведерки, грибы, груши, внутри которых помещались наборы чайной посуды и другие игрушки.

Нельзя забывать о значении лошадей в игрушках Руси – их создавали с древности. В

язычестве лошадь была частью перевоплощений, выступала в роли бога солнца или везла колесницу с ним. Древние русские игрушки, «лясы», часто включали в себя коней (т. к. они изготавливались из дерева, вытачивались, появилось выражение «точить лясы»).

Вспомните – на крышах деревенских избушек есть «конек», который тоже появился из символики лошади.

В Подмосковье самым крупным центром производства деревянной игрушки был Сергиев Посад. Здесь, в Троице-Сергиевой лавре и в поселениях вокруг монастыря еще с XV века занимались резьбой и токарной обработкой дерева, изготавливая иконы и киоты, ковши и веретена. Соответственно игрушки были токарного производства и вырезные. Говорили, что сам Сергий Радонежский резал игрушки и дарил детям.

В конце прошлого века мастер Василий Звездочкин вырезал куклу на славу, одел ее в передник и сарафан, нарядил в платок с цветочками, в руки дал петуха или платочек. И имя ей дал самое простонародное - Матрена. Успех к девочке Матрене пришел в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже.

Древнейшая разъемная игрушка - прототип Матрешки, бытовавшей на Древнейшей Руси, - несла более глубокий смысл. Одни исследователи предполагают, что такая кукла женского рода с большим потомством есть сама Матерь - богиня жизни, продолжения рода. Другие считают, что многооткрывающаяся кукла говорит о том, что человек, как и земля, имеет семь сфер - семь тел. И эти тонкие тела прежде наши предки видели. И еще, древние мудрецы говорили, что семь поколений сохраняют память и генетические коды. Семь поколений из рода в род зависят друг от друга, вот почему так бережно относились ко всем традициям и законам рода.

Матрешка стала нашим национальным сувениром и шагнула за рубежи нашей Родины. Многие иностранцы, посетившие нашу страну, увозят к себе на родину нашу русскую матрешку.

Особую известность в мире получила семеновская матрешка. Узнаваема семеновская матрешка по искусно написанному большому букету цветов - роз, тюльпанов, маков, колокольчиков и др.

Если в Сергиевом Посаде игрушки обязательно раскрашивали, то в соседнем с монастырем селе Богородское мастера стремились к наилучшему выявлению природного существа дерева и при изготовлении игрушки использовали естественные его формы, обыгрывали рисунок древесины, сучок или развилок веток. Как и Новгородские игрушечники, богородские мастера делали и подвижные игрушки, плоские фигурки, нежестко скрепленные с планкой и между собой и снабженные балансом. Динамичность, выразительность и юмор, легкость исполнения - вот что обусловило распространенность этой игрушки в прошлые века и в наше время, как сувенира.

Сюжеты богородской деревянной игрушки – это чуть смешные гусары и дамы, всадники и плясуны, дровосеки и музыканты, медведи и курочки.

Большое место занимало изображение животных, среди которых самым любимым был медведь. Волею богородских мастеров он наравне с человеком активно участвовал в различных работах — гнул дуги (правда, неудачно), ковал металл, а в часы досуга играл на музыкальных инструментах.

Позднее среди поволжской игрушки появились коньки-скакунки с обозначенным телом и ногами, ветряные меленки, качели.

Говоря о деревянной игрушке в России, хочется упомянуть еще одну «самую русскую» куклу - носатого Петрушку, несколько столетий бывшего самым знаменитым артистом кукольных спектаклей в России.

Хотя в своем большинстве петрушки-артисты были перчаточными куклами, одевающимися на руку, с тряпичной же или с глиняной головой, известны варианты деревянноголовых древних скоморошьих русских кукол, поскольку дерево всегда было на Руси привычным и легким в обработке материалом.

Так что, наш Петрушка - не только коллега деревянным итальянским марионеточным куклам, которые явились прообразом Буратино, но и в некоторой степени их родственник. И все-таки современные деревянные «суставчатые» человечки, так популярные уже несколько лет в России, и стилистически и фактически происхождение свое ведут от западно-европейского марионеточного театра, создавшего богатейшие кукольные традиции в своих странах, претворившиеся сейчас в целую кукольную индустрию.

Причина создания перчаточных кукол кроется в постановках, где использовались божества, так как изображать богов решались не все актеры, оказалось проще заменить людей куклами, не рискуя навлечь на себя гнев богов. Еще в Древнем Египте существовали передвижные кукольные театры, которые разъезжали по деревням со спектаклем на тему любви Исиды и Осириса. С приходом христианства кукольные мистерии разыгрывались даже в храмах. Фигурку Богоматери в этих представлениях называли Марионетт, или «маленькая Мария», оттого и пошло слово «марионетка». Такие кукольные театры носили название «вертепы». Последним остатком этого религиозного театра были рождественские представления, с которыми кукловоды-«вертепники» ходили по русским деревням.

Как и живые актеры, куклы быстро перешли от религиозных тем к житейским. Для этого перчаточные куклы с их грубоватыми, резкими движениями подходили как нельзя лучше. В Древнем Риме толпа развлекалась весёлыми шутками куклы Моккуса. В средние века разнообразные гистрионы и скоморохи всегда носили с собой кукол, отпуская их устами рискованные остроты в адрес власть имущих. А в случае чего говорили: «Это ведь не я, а кукла». И их оправдывали - настолько крепка была вера в свое, отдельное бытие кукол. Все кукольные герои были веселы, задорны и носили красные шутовские колпаки, отчего первого из них итальянцы прозвали Пульчинелла («петушок»). От него пошли французский Полишинель, английский Панч («пинок»), голландский Пиккельхерринг («копченая селедка»). Да и русский Петрушка, или полностью Петр Иванович Уксусов.

Пульчинелла Полишинель Панч Пиккельхерринг Петрушка

Глиняные игрушки.

Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Вероятно, это культовые предметы. Находили глиняную игрушку в раскопках X-XVII вв. (Москва, Рязань) - свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью.

Игрушки - важная составляющая воспитательного процесса. С их помощью ребёнок знакомится с окружающим миром. Заслуженной славой пользуются игрушки, сработанные в деревне Дымково (Вятская обл. ), Филимоново (Тульская обл. ), Абашево (Пензенская обл. ), г. Каргополь (Архангельской обл. ). Глиняные игрушки хороши тем, что они могут быть сделаны самостоятельно. Лепка игрушек - огромное удовольствие. В детском саду я лепил глиняные игрушки. Какие игрушки у меня получились, я расскажу ниже.

Дымковская игрушка.

Дымковская игрушка ведёт свою историю с XV века, когда Иван III, стремясь подчинить Москве непокорных жителей Великого Устюга, переселил их в глухие края. Среди переселенцев, обосновавшихся за рекой Вяткой - в слободе Дымково, было много ремесленников, гончаров и игрушечников. Их искусное мастерство быстро завоевало популярность. На весенних праздниках в слободе устраивались весёлые гулянья, непременным атрибутом которых были глиняные игрушки-свистульки. Постепенно искусное мастерство игрушечников завоевало популярность.

В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов.

И сегодня среди глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская (в прошлом вятская) игрушка. Это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота.

Такую игрушку мы с мамой купили для музея игрушек в моем Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, бывшем детском саду. петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками. Дымковские индюки и кони реальны и фантастичны в одно и то же время. Индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога.

Во всех этих наивных и красочных образах так и видятся присущие русскому народу: простодушие, удаль, оптимизм, склонность к сказочной, песенной интерпретации.

В художественных промыслах сохранялись и продолжали развитие замечательные традиции народного декоративного бытового искусства. В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывался художественный талант народа.

Изготовление глиняных игрушек — особая отрасль гончарного дела. Народные игрушки поражают простотой и выразительностью формы, которая передает самое характерное, самое значительное. Ярок и красочен живописный язык народной игрушки. Из детской забавы она постепенно превратилась в настольную декоративную скульптуру, которая охотно используется для украшения современного интерьера.

На занятиях по русскому народному фольклору и культуре, я пробовал лепить глиняные игрушки. Из специальной белой глины, которая быстро застывает, я пытался вылепить козлика, собаку и медведя. Очень интересно было прикоснуться к старине, слепить свою «живую» игрушку, в которую когда-то играли дети.

Вот какие игрушки у меня получились.

Абашевская глиняная игрушка.

Абашевская глиняная игрушка, свистулька, дудка изготавливалась гончарами села Абашево Наровчатского уезда Пензенской губернии (ныне Беднодемьяновский район).

Время возникновения промысла – середина XIX века. Первоначально игрушка изготавливалась гончарами попутно для детских игр. К началу XX века «дудки» стали основной продукцией отдельных мастеров.

Абашевские гончарные игрушки выделялись среди других изделий подобного рода пластической выразительностью, лаконизмом скульптурного языка, образностью решения, отходом от натурализма. Отличительной особенностью почерка наиболее талантливых мастеров являлся сатирический характер части традиционных изделий: городовой со взятками, городовой на свинье и так далее.

Традиционный размер игрушки – в ладонь. «Дудки» раскрашивались масляной краской, «оживлялись» пятнами бронзы, «серебрянки». Основные мотивы изделий – домашние животные, офицеры, барыни – «дуры».

Филимоновская игрушка – деревня Филимоново, Одоевского района Тульской области. Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла в середине XIX века. В начале XX века угас и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц. Основной тип изделий - свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь, медведь и др. ). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины «синики». При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись с характерными ритмичными полосками.

Эта игрушка меньше всего изменилась за последнее время. Искусство филимоновских мастериц (а именно женщины создают ее) было и остается крестьянским. Богатые залежи жирной, словно масло, глины синики как нельзя лучше подходили для лепки игрушек. Именно особенности глины придали столь необычный вид фигуркам: у них вытянутые шеи, удлиненные пропорции. Дело в том, что жирная глина при сушке оседает и трескается, и мастеру приходится несколько раз ее поправлять, пока фигурка окончательно не просохнет. А поправляя, он ее невольно вытягивает — так и родился филимоновский стиль.

У филимоновских игрушек мало деталей. У барыни — высокие юбки колоколом, с плавным пологим расширением книзу. Юбка кажется большой по отношению к верхней части туловища. Голова и шея почти одинаковой толщины, на ней шляпка или крестьянский головной убор — повойник.

Мужские фигурки (это чаще всего кавалеры или солдаты) — высокие, длинноногие, в характерных костюмах — мундире с погонами, шляпке с козырьком или полями, в сапогах с каблуком. Каблуки дают дополнительную опору фигурке. Под мышкой солдаты держат птиц.

В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки — свистульки, даже барыни и кавалеры. Но свисток никогда не делали в фигурке, а только в хвосте зверей или птиц, которых давали в руки персонажу. Обожженная игрушка приобретает белый или чуть розоватый цвет.

Роспись выполняется анилиновыми красителями, растертыми на яичном желтке или белке, куриным пером. Использовали три главные цвета: малиново – красный, желтый и зеленый. Иногда применяли синий или фиолетовый цвета. Каждому персонажу — свой цвет. Из-за того, что роспись велась пером (вернее, верхней его частью, а все остальное очищалось), она кажется небрежной, неумелой, словно это детская работа.

Роспись очень проста: сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг — это солнце, треугольник — земля, елочки и ростки — символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Игрушки из Филимонова жизнерадостны, в них сочетаются грубоватость и изящество, выразительность силуэта, юмор и добродушие.

Каргопольская игрушка - г. Каргополь Архангельской области

Производство игрушки сопутствовало старинному гончарному промыслу в Панфиловской волости Каргопольского уезда. В отличие от гончарного дела изготовление игрушки в XX веке не прервалось.

В промысле сохраняются наиболее традиционные типы русской игрушки - женские фигуры, изображения животных.

Искусство изготовления каргопольских игрушек — искусство северной деревни, народ которой любит и бережно хранит предания старины, обожает сказки и веселые шутки-прибаутки, боготворит природу и ее обитателей, изображая их в глине.

Подготовка глины, технология изготовления каргопольских игрушек такая же, как и везде: берут глину подальше от реки, в овраге, где она пожирнее, чем речная (речная глина тощая, то есть имеет много песка). Каждый мастер выбирает свой способ приготовления глины: кто-то сначала подсушивает кусочки глины, затем толчет ее до состояния порошка, затем замачивает и замешивает, словно тесто. Кто-то, наоборот, сначала ее заливает водой, перемешивает. Весь мусор — камешки, травинки — осядет на дно, тогда жидкую глиняную массу сливают и дают отстояться еще. Можно ее затем пропустить через сито и дать подсохнуть, тогда лишняя влага испарится. Глина готова для лепки, если хорошо отстает от рук.

При лепке мастер почти не пользовался инструментом. Главное орудие труда — его руки. Глину тщательно мяли, перемешивали, чтобы превратить ее в однородное глиняное тесто. Чуткие руки мастера чувствуют мельчайшие камушки и комочки, которые могут помешать при лепке и обжиге. Рука мастера служила своеобразным мерилом, эталоном пропорций — средний размер игрушки не превышал длины кисти руки. Вот почему игрушки получались ровными, одинаковыми.

Лепят каргопольцы охотно зверей и птиц. Особо почитается медведь: то его с зеркальцем слепят, то с рыбой. Кони каргопольские — с игриво закругленной шеей, зайцы — с гармошкой, степенные бородатые мужики — с трубкой, гармонью, лаптями. Есть полуконь-получеловек Полкан, женщина-крестьянка.

А вот о последней игрушке стоит поговорить особо. Фигурка каргопольской крестьянки напоминает по форме каменную бабу-идола, что до сих пор находят археологи в своих научных экспедициях. Женская фигурка с плоским, невозмутимым и спокойным «скифским» лицом, возможно, является олицетворением Матери сырой земли, главной богини — Природы. Культовый смысл утратился со временем, а фигурки стали более реальными, обросли бытовыми подробностями и стали предметами игры. Фигурка приземиста, одежда не имеет лишних украшений.

Расписывают игрушку неяркими, блеклыми красками. Цвет соответствует крестьянскому костюму в реальной обстановке, который избегал ярких красок. Раньше мастера подмешивали пигмент в мел, поэтому цвет каргопольской игрушки разбавлен белилами, приглушен. Предпочтительны розовые, зеленые, сиренево-синие, желто-оранжевые краски неярких оттенков.

Хочется отметить, что традиционное искусство по изготовлению народной игрушки продолжает поражать нас и сегодня. Привлекает лаконичная, но выразительная пластика форм, высокая культура цвета, завершенность композиции, красота орнамента, достигаемые специфическими приемами мастерства, в которых соединяется и верный глаз, и точная рука, и неистощимая творческая фантазия, и бережно хранимые профессиональные традиции.

Но, с развитием технических средств, вызванным стремительным научно техническим прогрессом, традиционные игрушки все дальше оттесняются на периферию игрушечные магазины под натиском механических новинок и навороченных видеоигр. Давно уже «Геймбои» и PSP вытеснили кукол и машинок со школьных дворов. Плохо это или хорошо, ни один из родителей судить не возьмется, но, на мой взгляд, эти устройства не в полной мере выполняют образовательную и воспитательную функции, которые традиционно несла игрушка с самого момента своего появления на заре человечества.

Кукольный дом

Многие города мира могут похвастаться собственными музеями, посетив которые, вы можете своими глазами увидеть историю развития игрушек: от древних глиняных кукол до игрушек с электронным управлением, от оловянных солдатиков до кукол, умеющих разговаривать и даже узнавать голос своей хозяйки.

В центре Москвы на ул. Варварка есть одно интересное место. Если выпадет вам возможность побывать там, обязательно сделайте это. Кукольный дом! - такое количество кукол в одном месте я видел только в соответствующем отделе игрушечного магазина. Снимать там запрещено, но мы постарались сделать несколько снимков.

В первой комнатке, там, где нельзя снимать, хранятся куклы раритетные. Есть отдельная полочка для плюшевых медведей. Среди них есть дружная парочка из Парижа - Жорж и Жоржета. Эти двое вместе уже с 1920 года. Рядом с ними сидит медвежонок – «ветеран Великой Отечественной войны» - он пережил со своей бывшей владелицей Ленинградскую блокаду.

В углу у самого входа стоит Щелкунчик. Настоящий. Высокий. Ростом с двенадцатилетнего подростка. Нам даже показали, как он щелкает орехи (без орехов, конечно же). В других залах мы потом нашли еще двух Щелкунчиков - маленьких.

Показали нам кукольную коляску, из тех, с которыми гуляли наши бабушки и прабабушки. Сколько кукол живет в этой комнате, считать мы не стали. Но для каждой есть свое место, своя комната или даже свой домик.

Мне понравился макет комнаты времен детства моей бабушки. В ней стоит фарфоровая посуда и висят бархатные портьеры.

Все это, конечно, кукольное. Есть в этой комнате и куколки из черного хлеба. Одна из них слеплена солдатом, находящимся в плену. Другая, стрелок, заключенным колонии. Одежды на стрелке нет вовсе, а за спиной угадываются крылья.

Фарфоровые красавицы из Германии, Франции - неплохо выглядят и сегодня, хотя родились аж в XIX веке.

Для некоторых пришлось шить новую одежду, некоторым чинить туловище. Но фарфоровые головы сохранились просто отлично. Есть даже представительницы Советской России, родившиеся в эпоху ее становления.

В этом зале мы смогли увидеть, как делают фарфоровых кукол.

Первый этап изготовления куклы.

Куклы, которые изготавливаются при музее, имеют фарфоровую голову и руки. Остальное ткань и картон. Это форма для отливки головок, 2 головки еще не вынуты.

Второй этап изготовления.

Головки расписываются.

Третий этап изготовления куклы.

Кукла сувенирная, поэтому она не имеет ног, а имеет хрупкое картонное тело. Главное у такой куклы - костюм.

Заключительный этап изготовления.

Вот она – готовая сувенирная кукла в национальной одежде. Играть с такой куклой затруднительно, она предназначена для украшения интерьера, для иностранных туристов, как носитель этнографической информации.

Показали нам тряпочную чудо-куклу, у которой три лица - с одной стороны бабушка, переворачиваешь вверх ногами - девочка, а посмотришь со спины на эту девочку - она уже мальчик. Все это великолепие спрятано за стеклянными стеллажами в домиках. На крышах домиков ангелочки и петушки, у кого что.

Следующая комната - самая большая и самая светлая. Чего здесь только нет! В центре зала стоит гигантский кукольный дом. Внутри – обстановка, потрясающая воображение. Там и современные и старинные вещи. Есть балконы, овальный парадный вход с резными перилами.

Эта комната была самая запоминающаяся. Смотрите сами, что мы там увидели.

Это немецкий кукольный магазинчик. Торговый стеллаж и весы –

вместе кукольный магазин. На каждом ящичке надпись продаваемого товара.

Гигантская плита в ширину 50см. - скорее не для кукол, а для детей.

На противне в духовке – тушка курицы у кухарки на поясе ключи от кладовой.

Это импровизация на деревенскую тему.

Мы с мамой попробовали сделать нечто подобное. То у нас получилось можно будет увидеть ниже.

Узнаете куклу? Вы читали сказку «Три толстяка»? Это кукла наследника Тутси из этой сказки. Мне всегда хотелось увидеть ее, и вот я нашел ее в кукольном доме!

Потрясающая вещь – кукольный магазин! Все что нужно для настоящих леди: и сумочки, и шляпки, и туфельки

Это кукольная кухня.

В ХIХ веке плита была точной копией настоящей: ручки на ней крутились, кастрюли и сковородки целиком повторяли настоящие.

Отличие – только в размере, диаметр кастрюли на фото около 5 см.

Как любого мальчика меня не могли оставить равнодушным солдатики.

Это канонир - пушкарь, палка у него в руках для запихивания пороха в пушку.

Воин армии Наполеона 1812 год.

Унтер-офицер

Оловянная кавалерия.

Солдаты гусарского полка

А еще там была Фисгармония. Говорят, она еще функционирует, если попробовать раздувать меха. Попробовать само собой нам не разрешили. Рядом за стеклом - куклы-знаменитости: Ахматова, Вертинская, Раневская. На верхней полке еще есть Юрий Никулин в своем клоунском образе, его на фотографии не видно.

За тетушкой можно разглядеть Чарли Чаплина.

Рядом с домом знаменитостей расположен мышиный дом. Огромный двухэтажный дом с прихожей, столовой, спальней и даже с цветочной мансардой. На кухне у мышей царит идеальный порядок. Фарфоровая посудка аккуратно расставлена по полочкам, в центре кухни – стол, наверняка дубовый.

На большом комоде расположились те, кому домиков не хватило. Здесь, если приглядеться, можно увидеть настоящего Буратино с длиннющим носом и маленького Щелкунчика.

Справа от них - гуляки - пышная женщина в перьях, танцующая парочка. Слева другой слой населения - солдат с гармонью и старушка, продающая леденцы.

Конечно, всего что мы увидели в кукольном доме, не опишешь и не перескажешь. Да и нет такой цели - все рассказать. Хочется, что бы ребята сами со своими родителями съездили в гости к игрушкам и увидели все своими глазами.

Современные игрушки

Поскольку цивилизация прогрессировала, и технологии изменялись, игрушки также изменились. Принимая во внимание, что древние игрушки были сделаны из материалов, найденных в природе - как камень, лес, и трава, современные игрушки часто делаются из пластмассы, ткани, и синтетических материалов. Древние игрушки часто делались родителями и другими членами семьи, а также детьми непосредственно, и были уникальными. Современные игрушки, напротив, часто выпускаются серийно и продаются в магазинах.

Давно позади то время тряпичных мячей и соломенных кукол, деревянных чурочек и лошадок. Сейчас это раритет, к которому модно возвращаться, ища традиционность и экологичность. Но основная масса родителей все-таки предпочитает Барби, технологические машинки на управлении и современные конструкторы.

Изменения в природе игрушек можно рассмотреть на изменениях, которые претерпели одни из самых древних и самых универсальных из человеческих игрушек – куклы. Самые ранние и самые примитивные куклы были простыми деревянными резными фигурками и связками травы. Египетские куклы уже имели подвижные конечности. К началу 1800-ых были куклы, которые могли сказать «мама». Сегодня есть куклы, которые могут узнавать и идентифицировать объекты, голос их владельца, и делать выбор из сотен фраз в их словарном запасе, чтобы ответить правильно.

Из всех видов игрушек, мягкая игрушка — самая поздняя. Мягкие игрушки прототипы различных животных, которые заботливые мамы шили своим чадам из лоскутков ткани, набивали ватой, украшали, используя различные навыки рукоделия, вязание и вышивку, появились в XIX веке. В конце XIX века широкое развитие получило кустарное производство мягкой игрушки в промышленных масштабах.

С начала ХХ века начался бум в производстве мягких игрушек и возник феномен плюшевого мишки, потому что повсеместно во всем мире, самой любимой игрушкой детей, и даже взрослых, стал плюшевый медвежонок.

И с тех пор, вот уже более 100 лет плюшевый мишка живет в сердце каждого ребенка.

Несколько позже, в 1930е годы, как известно, значительно упали в цене часовые механизмы. Это послужило неким толчком к созданию первых массовых заводных игрушек, которыми и оказались медведи. Более того, уже в 1950 годы, в связи с широким использованием батареек, их решили использовать в игрушках. И опять же первопроходцем в этом стал мишка. А в 1956 году медвежонок стал первой «говорящей игрушкой».

Точно установлено, что медвежонок родился в 1902 году. А вот за право называться его родиной до сих пор борются две страны Германия и США. В этих странах почти одновременно, осенью 1902 года появились первые игрушечные мишки, прямо стоящие на ногах, как куклы.

Когда в начале ХХ века родился знаменитый медвежонок, в мир детства вошла уютная игрушка неопределенного пола. Отныне играть в куклы стало любимым занятием не только девочек, но и мальчиков, для которых раньше это занятие было предосудительным. Вряд ли кто-то будет сомневаться, что мягкие игрушки влияют на развитие детей положительно. И пусть плюшевый мишка не развивает логическое мышление и координацию движений, дети все равно засыпают с ним в обнимку, потому что в мире стальных выхолощенных игрушек нашего времени Мишка остается для ребят островом любви и защиты. Родители ценят эту игрушку за благотворное влияние, пробуждающее в детях любовь к живой природе и воспитывающее человечность.

Сегодня плюшевого мишку пытаются модифицировать, используя новейшие достижения техники. Так, шотландская компания Livecam разработала медвежонка TeddyCam, оснащенного системой скрытого наблюдения: в нос Тедди вставили миниатюрную видеокамеру, микрофон и передатчик. Это новшество, по задумке изобретателей, должно помочь уменьшить тревоги родителей, когда они оставляют своих малышей одних в комнате.

Другой высокотехнологичный медвежонок создан компанией Siemens. Он оснащен приемником спутниковой навигационной системы (GPS) и средством вызова службы спасения; нажав на кнопочку, ребенок может послать сигнал тревоги и свои координаты спасателям.

Бельгийская компания Robonetics занимается разработкой мишки-робота для детей, долгое время находящихся в больницах и страдающих от одиночества. Предполагается, что у электронного медведя будут двигаться нос, уши и глаза, а в будущем он будет ходить на задних лапах, разговаривать, а также демонстрировать эмоции.

Корпорация Microsoft представила на ежегодной выставке TechFest в Редмонде новый проект под названием «Медвежонок». Плюшевый медведь — робот с беспроводным подключением к Интернету должен служить «удаленным помощником» для родителей. Робот — мишка сочетает функции телефона, компьютера и видеокамеры, что позволит сделать пользователя вездесущим, позволяя следить за поведением ребенка, разговаривать и играть с ним.

Заходя в магазин игрушек, начинаешь завидовать современным детям. Когда-то о таком разнообразии и техническом великолепии детских радостей даже не мечтали – просто не могли представить, что такое возможно - это всевозможные интерактивные и электрифицированные игрушки, роботы-трансформеры и куклы, игрушки для активного отдыха и настольные игры.

Все это яркое, поющее, почти живое. Производители игрушек постоянно следят за новинками кинематографа и мультипликации, и почти все герои и персонажи, которыми увлекаются современные дети, находят свое воплощение в образе игрушек.

При сегодняшнем разнообразии игрушек, нашим родителям, порой, непросто сделать выбор. Безусловно, один из главных критериев при выборе игрушек для детей, это безопасность и соответствие возрасту ребенка.

Современная индустрия игрушек предлагает родителям огромный выбор. Особое место в нем занимают развивающие игрушки, которые не только интересны, но и полезны. Они способствуют общему развитию ребенка, совершенствуют логику, воображение и творческое мышление ребенка.

Например, игра «Русское лото». Игра способствует развитию произвольности

(умения играть по правилам и выполнять инструкции), наглядно-образного мышления, активного словаря, познавательной активности, игровой деятельности, памяти, внимания, навыков общения и партнерства, пространственного ориентирования, необходимых для школьного обучения навыков, абстрактного мышления, сенсомоторной координации.

Компании-производители детских игрушек внимательно следят за малейшими изменениями в потребительских запросах и стараются предвосхитить их. Как утверждают маркетологи, современным детям продвинутые электронные гаджеты намного интереснее традиционных игрушек, на которых выросли их родители.

Детский фотоаппарат оснащен LCD дисплеем и имеет возможность подключения к компьютеру

Именно поэтому на полках магазинов появляется все больше товаров для детей, разработанных по последнему слову науки и  техники.

Ярким подтверждением этой тенденции являются ежегодные международные выставки детских игрушек. Среди представленных экспонатов растет количество высокотехнологичных новинок, поражающих воображение, как взрослых, так и детей.

Компания BMW решила порадовать и самых маленьких автолюбителей и выпустила Baby Racer II. Кататься на нем можно как на улице, так и дома. Толстая резина и резиновые шины с низким уровнем шума помогут преодолевать различные преграды,

Несомненным достоинством является натуральность и естественность современных игрушек, что характеризуется точностью воплощения образа. Дети верят, что их игрушки живые и возможности современного производства лишь лишний раз подтверждают это.

Что касается недостатков современных игрушек, то некоторая пропаганда насилия, которое несут игрушки, изображающие оружие, маски монстров, военизированные игры - это влияние сегодняшнего мира, с повседневным насилием в новостях, фильмах и даже мультфильмах. В этой ситуации лично родители должны решать, какие игрушки покупать своим детям, не забывая о том, что с одной стороны излишество вредно, а с другой, что ребенку рано или поздно придется столкнуться с действительностью.

Мои любимые игрушки

Как любой ребенок, я очень люблю играть в игрушки. У меня всегда было много игрушек: плюшевые зайцы, медведи, кубики, мячики, железная дорога. Но главное место в моей коллекции игрушек всегда будет отведено машинам.

Мне всегда очень нравилось играть в машины, причем не имеет значения, какого они размера, из чего сделаны. Раньше я играл не очень аккуратно, и мои машинки часто ломались. Сейчас у меня большая коллекция: это и гоночные, и строительные, и полицейские машины, на радиоуправлении. В настоящий момент нет времени играть как раньше, и в мои машинки играет мой младший брат.

С самого раннего детства я интересовался конструктором. У моего первого конструктора были очень большие детали. Мы с папой строили домики с башенками, разные гаражи, военные форты, и разыгрывали целые действия или с солдатами, или строительной площадкой, или еще что-нибудь.

Мне очень нравится собирать из деталей целое: машинку, самолетик, кораблик или даже город.

Сегодняшний мой конструктор – это ЛЕГО. Много деталей от конструктора мне досталось от папы, другие я заработал на конкурсах, некоторые мне покупают родители.

Я очень люблю собирать домашних животных. У меня их столько собралось! И поросята, и козлята, и коровы, и козы, и бараны. После посещения кукольного дома, нам с мамой пришла идея, чтобы животные не находились где попало, сделать маленькую деревню. Мы собрали всех животных на скотном дворе, сделали каждому стойло, отвели свое место. Вот что у нас получилось.

Эту работу я носил на конкурс, и она заняла призовое место.

Когда я еду на море, я обязательно беру своего любимого крокодила.

Он надувной, большой и яркий. Мама всегда может увидеть меня в толпе ребят, купающихся в море. С ним можно как угодно плавать:

держаться за лапу и плыть рядом, можно сесть на него, а можно лечь.

Мое первое знакомство с велосипедом состоялось, когда мне было два года. Тогда он был трехколесный с длинной ручкой. Тогда я еще не умел крутить педали, и маме приходилось толкать велосипед за ручку.

С тех пор велосипед постоянно присутствует в моем доме.

Сейчас у меня большой красивый велосипед. Обожаю гонять по полю на даче!

Еще очень люблю путешествовать на велосипеде. Каждое лето, когда мы всей семьей отдыхаем на даче, я с родителями отправляюсь в небольшой велопробег. Мы катаемся в местном заповеднике и надеемся увидеть животных в природной среде обитания. Однажды нам повезло: мы увидели группу косуль и стадо кабанов с детенышами. Теперь очень хочу увидеть лося.

Заключение

Детство – время, когда закладывается основа духовности личности ребенка, время, когда благодаря подвижности, непосредственности, эмоциональности, восприятие ребенком окружающего мира происходит постоянно, изо дня в день, легко и непринужденно. Игрушка играет очень важную роль в формировании личных качеств ребенка.

В погоне за достижениями прогресса нельзя забывать о некоторых существенных деталях. Прежде всего, ничто и никогда не сможет заменить маленькому человеку живое общение с родителями и друзьями. А в погоне за инновационными «фишками» необходимо учитывать особенности детской психологии. И ни в коем случае не экспериментировать с игрушками, подталкивающими детей к агрессивности и жестокости.

Мир детских игрушек – бескрайний. О нем можно говорить и рассказывать бесконечно, это одна из тем, которая взрослых возвращает в детство, а детей делает счастливыми.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)