Борьба немецких переселенцев за политическую реабилитацию
Тема репрессий по отношению к немецкому населению СССР, насильственно высланному со своих земель в начале Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годы и которых подвергли ограничениям в осуществлении всех правил и свобод, до настоящего времени является мало изученной. Это связано с тем, что немецкая тема в советской историографии была закрыта. Все документы немецкого поселения были снабжены грифом « совершенно секретно». Длительное время единственным источником были воспоминания трудармейцев и спецпереселенцев. Возможность обращения к истории немецкого народа появилась только в начале 90 – ых годов после рассекречивания документов и публикации их в различного рода сборниках. Появилась возможность для изучения репрессивной политики государства по отношению к гражданам немецкой национальности.
Мобилизация переселенцев в трудармию.
В кругу проблем, которые характеризуют репрессии по отношению к немцам можно выделить: депортация, трудармия и спецпоселение. Депортация включала в себя насильственное переселение немцев из европейской части СССР в Сибирь и Казахстан. Она проходила с августа 1941 года по январь 1942 года. Трудармия – это мобилизация через военкоматы дееспособных мужчин и женщин, создание из них военизированных формирований, сочетавших в себе элементы военной службы, производственной деятельности и гулаговского режима содержания. Трудармии просуществовали до конца 1946 года, а когда были ликвидированы, трудармейцы смогли вызвать к себе семьи и переходить в категорию спецпереселенцев. Спецпоселения – это ограничение прав граждан по месту жительства, прежде всего право на свободное передвижение. Оно просуществовало для немцев с момента переселения до конца 1955 года.
На начало войны 1941 – 19945 годов в СССР проживало около 1, 4 млн. граждан немецкой национальности. Немцы имели свою республику АССР немцев Поволжья. В Хакасии до 1941 года немцы составляли незначительную часть населения. Массовое переселение немцев в Хакасию произошло в 1941 году в результате ликвидации АССР немцев Поволжья. Документом, круто изменивший судьбу немецкого народа, стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года « О переселении немцев,, проживающих в районах Поволжья и ликвидации АССР НП», в котором говорилось, что «среди немецкого населения, проживающих в районах Поволжья, имеются тысяча диверсантов и шпионов, которые могут оказать помощь Германии».
В Хакасии работа по приему переселенцев началась в сентябре 1941 года. Планировалось принять для расселения на территории области 10, 5 тысяч немцев. Формы выселения немцев было возложено на органы НКВД, Для сбора немецким семьям давалось до пяти дней. С собой разрешалось брать 20 кг. вещей. Затем всех немцев грузили в баржи, товарные вагоны и отправляли на восток страны. В дороге многие немцы умирали от голода и болезней.
Из воспоминаний переселенцев села Большой Монок.
Вот как пишет об этом один из переселенцев, трудармеец в книге А. Г. Копытова «Лесоводы Присаянья» ( с. 183 -186) Шрефер Николай Леович. Он несколько лет проработал с моим прадедушкой , Байкаловым Дмитрием Дементьевичем, лесником Табатского лесничества.
Шефер Николай Леович родился в 1928 году 14 октября в селе Краснополье Энгельского района Ставропольской области, в семье крестьянина. Отец его – Шрефер Лео Леович, мать – Шрефер Мария Валентиновна. До начала колхозов они пахали , сеяли, держали в хозяйстве лошадей, коров, овец. Обо всем этом Николаю Леовичу рассказал дедушка со стороны матери. Дедушка растил Николая до 1941 года, так как он остался без отца с 5 лет.
Отец работал шахтером, мать – на поверхности шахты. Отца придавило в шахте и он скончался. Матери трудно было воспитывать их: была сестра Клава, старше его на два года.
Мать решила вернуться с ними в родные края. Покинули они Украину и вернулись в те места, где родился Николай Леович- это деревня Дубровка, которая находилась на другой стороне Волги. Дедушка оставил свое хозяйство, дом, постройки, забрал бабушку и меня, переплыл через Волгу на лодке и поселился в этой небольшой русской деревне, стал там доживать, боялся, что сошлют в Сибирь.
Там Николай стал изучать русский язык, так как говорил на украинском. В этой деревне жили только русские , только их семья была немцами. Мать с ними не жила , она вышла второй раз замуж в той деревне, где он родился. В этой деревне Дубровка Николай учился до четвертого класса.
В 1941 году по Указу Сталина их стали эвакуировать. Дедушке и бабушке не разрешили переезжать согласно Указа. Но матери разрешили забрать детей. Незадолго до эвакуации в их деревню привезли три машины женщин и мужчин для работы на поле и с животными. Затем началось выселение. Их повезли в районный центр, который был в десяти километрах от деревни. Погрузка на автомашины была очень трудной. При погрузке присутствовали офицеры. Военные при виде лохмота ( « лохмот» от слова « лохмотья» ), взятого матерью, сбрасывали с машины. С собой ничего, кроме еды не разрешали брать, только сухари, да отварное мясо. Все осталось дома и во дворе: птица, корова, поросенок, куры. Мать перед тем, как их стали выселять, купила цыплят, поставила им воду, корм и говорит: « Может недолго мы будем, и цыплята выживут»
Привезли их на пристань, там их разгрузили. Кругом военные. Взрослым - угроза: сидеть и без разрешения - никуда. С неделю просидели они, а потом приказ – грузиться. Их погрузили в пароход и повезли к железной дороге. Там – разгрузка и опять ожидание, и снова погрузка в « телячьи» вагоны. Повезли их по железной дороге. Больше стояли, чем ехали. В дороге были больше двух месяцев, без бани, спали как попало. Про питание и говорить нечего – кроме горячей воды ничего и не было. Хорошо, что родители дома наделали котлет и мясо отварное залили свиным салом. Доставали по кусочку из упаковки хлеб, сало, мясо и горячий кипяток, такая была у них еда. Это длилось с августа по октябрь 1941 года. В октябре их привезли в Абакан. Там они просидели около десяти дней, потом их стали развозить. Приехали за ними женщины на конных повозках, в дохах и лохмашках ( собачьи рукавицы) на руках. А немцы – то все одеты легко. Бежали, как собачата за повозкой, а двух маленьких сестренок мать завернула в одеяло и положила в телегу с вещами. Так они ехали двое суток: холодные, голодные. Привезли их в колхоз
«Аргыс Ворошилов» Аскизского района. Это был небольшой хакасский улус. Тут их стали размещать по семьям. Не все семьи принимали их с охотой, но приказ есть приказ – ничего не поделаешь.
Отчим Николая Леовича в 1943 году решает переехать в село Иудино ( ныне Бондарево). Их сразу поставили на учет в комендатуре, где они должны были отмечаться каждый день. Здесь начинается его трудовая деятельность. Родители устроились на маслозавод, а он там же работал разнорабочим: сначала пилил и колол дрова, затем перевели на перевозку дров. Нужно было два раза привезти дров для сушилки и маслоцеха. Работали без выходных, без теплой одежды. В лес и из леса - бегом, чтобы не замерзнуть. Зимы были очень холодные и ветреные. Летом было немного легче без морозов. Зимой им было сильно тяжело, потому что дрова возили они на лошадях, быках, и коровах. Так работал он до конца войны. В августе 1946 года Николая Леовича отправляют в Нижний Тагил, где он работает учеником сварщика с пленными немцами. В июле 1950 года из – за болезни матери его отправляют домой в сопровождении офицера до Абакана, затем до Бондарева. В Бондарево сдали его в Аскизскую коментатуру. Комендант тут же отправил его на заготовку сена для милиции в Кайбалы. Документов и трудовой не было, потому что переселенцев немецкой национальности считали врагами народа и ничего не давали на руки. Трудоустраивала комендатура. Несмотря на такие тяжкие испытания, Николай Леович прожил долгую и интересную жизнь, посвятив себя охране природы. В настоящее время его нет в живых.
Такая же судьба постигла и семью Брейдер Надежды Иосифовны с1941 года рождения, которая родилась в селе Зельман Зельмановского района. Их выслали в Сибирь. Отца ее забрали на фронт, так как он был милиционером, а ее с матерью отправили в Иудино (нынче Бондарево), а затем в Большой Монок. Он назывался тогда колхоз « Красный Абакан». Немецких переселенцев, в том числе и мать Надежды отправили доить коров. Жили они в холодных домах, недоедали. От отца получили похоронку в 1943 году. Все немцы должны были каждый месяц отмечаться, то есть расписываться у коменданта, а если не успевали после работы отметиться, то приходилось идти пешком в Аскиз туда и обратно, чтобы не нарушать Указ. Во время Великой Отечественной войны было очень трудно жить. Надежда Иосифовна рассказывает,что их презирали, называли врагами народа, немчатами. После войны жили еще труднее, не было еды, одежды. Приходилось собирать ягоды, колоски. Иногда и их не могли донести до дома: дорогой ягоды и колоски отбирали объездчики, а их били бичом. Но постепенно жизнь налаживалась. Надежда закончила 7 классов, затем Канский библиотечный техникум, проработала в Большемонокской школе 40 лет. Она « Ветеран труда». Реабилитирована в 1998 года.
Таким образом, репрессии по отношению к немцам, начавшись с принуждения, как насильственное переселение, принудительная организация в трудармию приобретали карательный характер. Указом Президиума Верховного Совета отмечено, что немцы переселены навечно, без права возврата к прежним местам жительства. За самовольный выезд или побег – 20 лет каторжных работ.
Дальнейшая история немцев связана с их борьбой за политическую реабилитацию и восстановление своей автономии. Но несмотря на все усилия немцев, вопрос о восстановлении немецкой автономной республики не был решен. Это стало одной из причин массового возвращения немцев на свою родину в Германию, которое началось в начале 1990 года и продолжается до сих пор. В селе было много немецких семей: Кайль, Гертнер, Граф, Галингер, Крайс, Моор, Брейдер, Дорнес, Энграф. Фамилию Галингер заменили на фамилию жены Кайновы, в то время было безопаснее носить русскую фамилию. В настоящее время большинство немецких семей уехали из Большого Монока в Германию – это Граф Вера Самуиловна, Граф Виктор, Галингер Иван Иванович с семьей, Эрдле Михаил Матвеевич и многие другие. Еще одно воспоминание Бычковой Елены Семеновны - уважаемого ветерана труда, бывшего начальника почты, своей добротой как солнце освещающая окружающих – это следующее мое исследование: почему все село в Иркутской области насильно выселили? Почему в селе целая улица была заселена чувашами и куда они ухали? Почему в Калинино улица называлась «Маленький Берлин»? Каких детей закрепляли за колхозами? В Большом Моноке Елгин и Утюжников, в Красном Ключе – Шиков(Шеффер) и ?За каждым вопросом страдания и сломанные судьбы семей и целого поколения.
Комментарии