Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Анализ темы Закона и Благодати

Всем известно, что начало XXI века для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Успешная самореализация личности, её социализация в обществе, являются важнейшей задачей нашего общества в сфере молодёжной политики.

Молодёжь нередко обвиняют в инфантилизме, пониженной критичности по отношению к себе, хотя молодёжь принадлежит к тем социальным группам, которые предположительно должны бы больше всего быть заинтересованы в развитии гражданского общества.

Очевидно, что проявления инфантильности и нигилизма не редкость в молодёжной среде. Вместе с тем факт обретения молодым человеком всей полноты прав и обязанностей свидетельствует о том, что общество уже признаёт за ним высокую степень социальной зрелости, развитое чувство ответственности, способность принимать решения, руководствуясь не только личными интересами, но и гражданскими чувствами.

Мы считаем, что в настоящий момент основным фактом, способным противостоять потоку разрушения духовности молодых, различным формам интеллектуального нигилизма и социального цинизма, и для успешной социализации подрастающего поколения, является культурообразующий фактор. Поэтому мы решили обратиться к теме патриотических и национальных идей «Слова о Законе и Благодати» русского митрополита Иллариона, тем самым внеся свой вклад в дело возрождения духовных ценностей нашего общества. Содействовать тому, чтобы и мы, и наши братья и сёстры, а затем и наши дети помнили, откуда мы родом, какое духовное наследство передали нам наши прадеды, в какой великой стране мы живём.

"Слово о Законе и Благодати" стало первым литературным произведением Древней Руси, в котором патриотическая мысль получила стройное, логичное и органичное развитие. Именно Иллариону принадлежит честь рождения патриотической идеи, пережившей века и ставшей одним из оснований русского национального самосознания - идеи особого призвания, особой миссии русского народа.

Выбирая данную тему, мы поставили перед собой следующую цель:

Раскрыть значение произведения «Слова о Законе и Благодати» для нашего времени.

И перед нами встали такие задачи:

1. Изучить «Слово о Законе и Благодати»;

2. Раскрыть личность Иллариона;

3. Рассмотреть сопоставление Закона и Благодати.

Глава 1. Личность Иллариона

Илларион – киевский митрополит, древнерусский писатель, оратор, церковно-политический деятель. Год его рождения неизвестен. В летописях Илларион характеризуется как человек исключительной учености, близкий ко двору князя Ярослава Мудрого. Личность Иллариона, несомненно, принадлежит к числу наиболее значительных в отечественной истории. Он внес весомый вклад в становление русской культуры.

До посвящения в митрополиты Илларион был старшим священником (пресвитером-старейшиною) при церкви святых апостолов в селе Берестове (загородная резиденция Ярослава Мудрого) и отличался необыкновенным просвещением и благочестием между современниками. Образец благочестия они не могли не видеть в том, что Илларион, не ограничиваясь обыкновенным исполнением своих обязанностей, стремился к высшим духовным подвигам. Он часто удалялся из села на соседственную гору, где сейчас расположен Киево-Печерский монастырь, покрытую тогда лесом, ископал себе там небольшую пещеру в две сажени и передавался в ней уединенной молитве и благомыслию. «Боголюбивый князь Ярослав любил Берестово и бывшую там церковь святых Апостолов, и многих пресвитеров чтил и содержал. Был среди них пресвитер имени Илларион, муж благ, и книжен, и постник. Ходил он из Берестова на Днепр, на холм, где ныне ветхий монастырь Печерский, и тут молитву творил в глухом лесу», - рассказывает преподобный Нестор Летописец.

За эти-то, без сомнения, достоинства смиренный пресвитер по воле Великого князя и избран Собором русских епископов в митрополиты в 1051 году: «Поставил Ярослав русина Иллариона митрополитом, собрав для этого епископов». До этого Русская Церковь была в то время митрополией, входящей в состав Константинопольского патриархата. Илларион же стал первым Русским митрополитом. Он предварительно принял пострижение от преподобного Антония. При посвящении своем Илларион, по церковному обычаю, составил и торжественно произнес исповедание веры. Почему же Ярослав решил сделать митрополитом Иллариона? Наверное, во-первых, потому что Ярослав хотел утвердить самостоятельность русской церкви от Византии, что было следствием общего политического и культурного подъема Руси к середине XI века, во-вторых, было признание заслуг Иллариона. Как смотреть на это избрание и поставление митрополита? То и другое совершилось вполне законно, и в летописях говорится, что сам «Бог князю вложи в сердце» поставить митрополитом Иллариона.

Как митрополит управлял Русской Церковью, летописи молчат. Но, мы знаем, что он освятил храм святого Георгия, построенный в Киеве Ярославом Мудрым. Затем Илларион – участник реформы византийского права на Руси. После смерти Ярослава Мудрого в 1054 году Илларион смещен со своего поста: под 1055 год в летописи упоминается новый митрополит, присланный из Византии, - Ефрем. Затем Илларион удаляется в Киево-Печерскую Лавру. В Киево-Печерском патерике говорится, что Илларион умер в 1067 году. Но согласно другой точке зрения, Илларион пострижен в монастырь под именем Никон; именно он считается составителем Киевского летописного свода 1073 года и автором погодных летописных записей после 1054 года. Илларион не канонизирован Русской православной Церковью, но его имя находится в некоторых древних списках русских святых.

Илларион был человеком высокой духовности, и его работа «Слово о Законе и Благодати» этому подтверждение.

Митрополит Илларион один из знаменитейших писателей нашей начальной литературы. Нам известны такие его произведения как: «Поучение о пользе душевной ко всем христианам», «Слово к брату-столпнику» - кратки и довольно общи по содержанию, «Исповедание веры» - содержание догматическое, отличается богословской точностью и ясностью изложения. Едва ли названными произведениями исчерпывалась вполне литературная деятельность митрополита.

Илларион – родоначальник традиции торжественного красноречия на Руси. В конце 30-х гг. XI века он создает «Слово о Законе и Благодати» - выдающееся произведение древнерусской ораторской прозы. Предположительно оно было произнесено 25 марта 6546 (1038) года на праздник Благовещения в новоосвещенной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на Золотых воротах в Киеве. Полный текст произведения известен в рукописях XV-XVII веках.

Глава 2. Темы разделов «Слова о Законе и Благодати»

Первая часть «Слова» — это своеобразное философско-историческое введение. Она начинается с догматического размышления о том, что иудеи («Израиль») и христиане исповедуют единого бога. Сначала посредством Закона не дал погибнуть в языческом идолослужении только «племени Авраамово»,но затем, послав своего Сына, через его воплощение, крещение, проповедь о благе (евангелие), крестные страдания, смерть и воскрешение привел все народы к вечной жизни. Критерием различия между Законом и Благодатью является, согласно Иллариону, представление о «будущем веке». Если Закон лишь приуготовил, привел иудеев к крещению, и этим его значение ограничено, то крещение прямо открывает путь к спасению, к вечной жизни в Боге уже всем крестившимся. Ведь Моисей и пророки предрекали лишь о пришествии Христа, а вот Христос и затем его ученики уже учили о воскрешении и будущей жизни. Далее Илларион иллюстрирует эту мысль посредством длинного ряда развернутых образно-символических сопоставлений и противопоставлений. Материалом для его размышления служит пересказ библейских повествований.

Автор говорит, что Закон у него ассоциируется с понятиями лжи, холода, с образами луны, суши, а также ветхозаветных персонажей: Агари (рабыни), Измаила (сына рабыни), Манассии (старшего сына Иосифа). Напротив, Благодать ассоциируется с понятиями правды (истина), тепла, с образом солнца, росы, ветхозаветных персонажей: Сары (свободная), Исаака (сын свободной), Ефрема (младшего сына Иосифа). После соотношений, Илларион далее излагает догматическое учение о двуестественной, богочеловеческой природе Христа. И вновь иллюстрирует последние сопоставленные образы: Христос «яко человекъ, оцьта вкушь, испусти духъ, и ако Богъ победи искушающагояко человекъ, оцьта вкушь, испусти духъ, и ако Богъ солнце помрачи и землею потрясе».

Величие Христа состоит в том, что через свою крестную муку он уничтожил грехи, принявших его людей. Иудеи же, которые его мучили, вызвали на себя гнев: Иерусалим был разрушен римлянами, иудейство погибло, Закон погас. А христианство распространилось по всем странам: «лепо бо бе Благодати и Истине на новы люди въсиати! Не въливають бо, по словеси Господню, вина новаго учениа благодетьна въ мехы ветхы, обетьшавъши въ иудействе. Аще ли то просядутся меси, и вино пролеется». Илларион в этой части произведения показывает положение Русского государства как равноправного среди других западных и восточных стран.

Автор стремится доказать превосходство христианства над ветхозаветной религией и посредством этого, вероятно, превосходство принявшей христианство Руси над потерявшей своё былое значение Хазарской империей. В то время, эта задача осознавалась как особенно актуальная.

В самом деле, во-первых, между Русью и Хазарией сложились соревновательные отношения: то Русь платила дань Хазарии, то Хазария платила дань Руси. Во-вторых, в процессе развития отношений между государствами, часть хазарских иудеев перекочевала в Киев, осела здесь, найдя себя. В-третьих, известна попытка иудеев склонить Владимира Святославича к иудаизму, когда он задумался над выбором государственной религии. В-четвертых, любезные отношения не всегда были безоблачными, особенно после принятия Русью христианства. Об этом свидетельствует «Киево-Печерский патерик», на страницах которого говорится о враждебных отношениях между хазарами и русскими. Например, новелла о Евстратии Постнике свидетельствует, что проживавшие на Руси иудеи не только торговали христианами как рабами, но и, случалось, что пытались через истязания принудить их к отказу от своей веры в пользу иудаизма. Так что звучащая в «Слове» полемическая тема была порождена не только религиозным сознанием, но и самой реальной жизнью.

Второй раздел произведения – повествовательно-исторический. Здесь автор «Слова» размышляет о значении принятия Русью христианства, здесь звучит впервые в истории русской мысли утверждение исторической миссии Руси, определение её места во всемирной истории. Рассуждения, как и в предыдущем разделе, построены на приеме соединения и противостояния. Только теперь сравниваются факт славного приобщения Руси к христианскому миру и факт бесславия иудаизма, но вместе с тем, осмысляется преимущество христианской Руси над Русью языческой: «Вся страны благыи Богъ нашь помилова и насъ не презре, въсхоте и спасены, въ разумъ истинный приведе. Пусте бо и пресъхле земли нашей сущи, идольскому зною исушивъши ю, вънезаапу потече источникъ еуагельсьскыи, напаая всю землю нашу». Оратор, приводя библейские изречения на тему вселенского значения промысла Божьего о спасении человечества, обосновывает мысль о том, что открытое некогда ветхозаветными пророками и сказанное ими о всеобщем, за пределами иудейства, признании Бога, касается в частности и Руси: «Открыеть Господь мышьцу свою святую пред всеми языки, и узрять вси конци земля спасение, еже от бога нашего!». Мы видим, что приобщение Руси к христианству трактуется Илларионом в контексте священного предания о промысле Божьем относительно истории человечества.

Определив, таким образом, смысл крещения Руси, автор «Слова» приступает к похвале князю Владимиру. Он выстраивает её в форме личного обращения к нему и в интонации, исполненной воодушевленного патриотического пафоса.

Главной темой третьего раздела произведения являются не столько личностные достоинства Владимира (благородство, мужество, ум, политическое могущество, милосердие), сколько феномен его духовного преображения в христианина и крестителя Руси. Князь Владимир владычествовал не в «худой земле», а в той, которая «ведома и слышима есть всеми четырьми концы земли». Илларион характеризует его как «единодержца всей земли», сумевшего «покорить под ее окружные страны». Власть князя крепка и основана на правде.

Значение совершенного князем деяния Илларион раскрывает опять же с помощью приёма сравнения (скрытого или прямого): «Хвалить же похвалныими гласы Римскаа страна Петра и Паула, има жевероваша въ Иисуса Христа, сына Божиа Похвалимъ же и мы по силе нашей малыими похвалами велика и дивна сотворшааго, нашего учителя и наставника великааго кагана нашеа земли Володимера». Здесь скрыто подчеркнута мысль об исключительном характере подвига русского князя. Если страны Востока и Запада благодарят за своё приобщение к Христу его непосредственных учеников и приемников, то Русь обязана своим крещением государственному деятелю, слава которого была основана только на военных и политических победах. Его преимущество в том, что он сам, своей волей, без помощи со стороны, только лишь узнав о благоверной «земли Гречьске», принял решение о крещении Руси.

В риторическом восхищении Илларион обращается к Владимиру, моля его объяснить: как это он, никогда лично не видев Спасителя, не слыша в своей земле апостольской проповеди, не бывши свидетелем изгнания бесов одним только именем Иисуса, обрел веру и стал его учеником. Пытаясь понять это, Илларион подчеркивает духовные дарования Владимира, а также его «благой смыслъ и остроумие». Именно благодаря ним князь сумел осознать, что Бог един. Именно это осознание привело князя и «в святую купель».

Но заслуга Владимира обусловлена не только его личным обращением, и даже не тем, что он кого-то ещё привел в христианство. Господь, по убеждению Иллариона, сподобил его «славы и чести», прежде всего, за то, что он уничтожил заблуждения язычников. В этом отношении Владимир подобен основателю Византийского государства, святому равноапостольному Константину Великому. Вывод о равночестии Константина и Владимира основан на ряде приведенных Илларионом с целью сопоставления фактов церковно-политических трудов первого и второго. И такое сопоставление, и такой вывод естественно вытекают из ранее высказанной патриотической мысли о том, что русские князья «не в худе бо и неведомее земле владчствоваша, нъ въ Руське, яже ведома и слышима есть въсеми четырьми конци земли!». В Ярославе Илларион видит преемника великих Святослава и Владимира.

Источник верховной власти он усматривает в божественной воле, поэтому сам великий князь воспринимается как «причастник Божественного царства». Кроме того, все рассуждение Иллариона утверждает, в сущности, хотя и не прямо, идею равенства Руси по отношению к Византии, идею особенно актуальную именно в эпоху Ярослава Мудрого, строившего свою внешнюю и внутреннюю политику отстраненно и независимо от Константинополя. И вполне уместно, что, образно обосновав мысль о самодостаточности Русской земли и продолжая своё обращение к Владимиру, Илларион говорит об его сыне – Георгии (крестильное имя Ярослава), говорит о нем как о «верном послухе» Владимира и как о наместнике его власти.

Последний продолжил начатое отцом дело распространения на Руси единой религии. В конце похвального раздела рассматриваемого произведения риторический пафос оратора возвышается до молитвенного апофеоза. В сущности, это молитва о благоденствии Руси и князя Ярослава Мудрого, выраженная в форме сочлененных в длинные цепочки и перемежающихся похвальных, благодарственных и просительных возгласов. Но молитва, обращенная к Владимиру как к пребывающему на небесах в сонме святых угодников Божьих. Ею и заканчиваются риторические по своей жанровой природе разделы «Слова о Законе и Благодати».

Далее в самом раннем списке произведения читается «молитва к Богу», как она обозначена в названии ко всему тексту. Однако иногда древнерусские книжники переписывали только её текст в виде самостоятельного произведения Иллариона. На этом основании, видимо, некоторые исследователи, издавая «Слово», не включали молитву в его состав. Тем не мене, кроме того, что её принадлежность к «Слову» в качестве составной части вытекает из самого названия последнего, об этом же говорит и её как логическое продолжение предшествующего текста. Если риторическая часть завершается обращенным к Владимиру прошением помолиться перед Богом о своём сыне Георгии, дабы он принял славу праведных, то зазвучавший в этом конечном прошении мотив славы развивается в следующей далее молитве в виде славословия Богу: «Симь же убо, о владыко, царю и Боже нашь высокъи и слвне человеколюбець!».

И затем следуют покаянные возгласы, главная тема которых – это упование на милосердие Божье. Но среди них встречаются и тематически перекликающиеся с риторической частью произведения возгласы. Например, упоминание о ещё не изжитом язычестве: мы «и стадо, еже ново начать пасти, исторгъ от пагубы идолослужениа, пастырю добрый. Не остави насъ, аще и еще блудимъ, не отверзи насъ!»; или сопоставление с историей иудеев: «Тем же боимся, егда сътвориши на насъ, яко на Иерусалиме»; патриотический призыв: «И донеле же стоить миръ, не наводи на ны напасти искушениа да не рекуть страны: «Кде есть Богъ ихъ?».

В целом эта молитва как бы подводит итог всему произведению и развернутой в ней цепи двойных сопоставлений, выражающих идею преемственности и наследственного отношения к прошлому: иудаизм – христианство, Хазария – Русь, Константин – Владимир, языческая Русь – христианская Русь, начало христианства на Руси – продолжение христианства на Руси, Владимир – Ярослав- Георгий, Молитва к Владимиру – молитва к Богу.

А в целом все части «Слова о Законе и Благодати» - и догматическая, и историческая, и панегирическая, и молитвенная, каждая по-своему, разрабатывают единую патриотическую тему независимости русского народа и равноправия всех христианских государств. Составляющие части произведения неразрывно связаны в одно идейно целостное повествование. Вместе с тем «Слово» обладает высоким художественно-стилистическими качествами. Ему присущи яркая образность, торжество, эмоциональная взволнованность, публицистическая заостренность, возвышенная сила библейского языка, соотнесенность с контекстом христианской мысли и истории. Илларион использует богатейший набор присущих Священному Писанию средств художественной выразительности церковной литературы. Это поэтические тропы (метафоры, сравнения, уподобления, символы), поэтические фигуры (вопрошания, восклицания, обращения, противоположения), ритмическая организация текста (синтаксический параллелизм, анафорические повторы, глагольные рифмы). Это и щедрое применение библейских образов, цитат и фраз, фрагментов из церковных песнопений, а также различных заимствований из других источников, приведенные выше примеры отражают особенности литературной манеры Иллариона. Хотя «Слово о Законе и Благодати», по утверждению самого автора, предназначалось не для простых людей, а для «избранных», «преизлиха насыштышемся сладости книжыа», то есть для людей относительно образованных, оно всё же обрело весьма широкую популярность среди древнерусских читателей.

Глава 3. Анализ темы Закона и Благодати

Логический анализ позволяет разделить "Слово о Законе и Благодати" на три составные части:

1. Вступление, посвященное Ветхому и Новому Заветам.

2. Повествовательная часть – истолкование сюжета из библейской истории об Аврааме и его детях: Измаиле и Исааке, явившихся прообразами Закона и Благодати.

3. Заключение – похвала князю Владимиру Святому, крестившему Русь.

Сочинение Иллариона – тематически сложный текст. «Слово о Законе и Благодати» утверждает идею о равноправии всех народов, живущих на земле, подчеркивая, что время избранничества одного народа прошло. Бог не делает различий между эллином, иудеем и каким-либо другим народом, ведь его учение равно распространяется на всех без исключения людей независимо от расы, пола, возраста и социального положения.

В основе сочинения лежит рассуждение о соотношении Ветхого и Нового Заветов, двух священных книг – Закона и Благодати. Смысл подобного рассуждения многообразен. С одной стороны, это продолжение чисто богословского спора между западной, римской Церковью и Церковью восточной, православной.Дело в том, что западное христианство почитало Ветхий завет как собрание разного рода правовых норм, как оправдание свойственных западному миру прагматических устремлений и т. д. На Востоке Ветхому завету придавалось гораздо меньшее значение. Илларион в своем "Слове" стоит ближе к восточной Церкви. Он говорит: "Прежде законъ, ти по томъ благодеть, прежде стень, ти по томъ истина". В распространении морально-этического идеала христианства киевский митрополит усматривает путь к совершенствованию человечества и замене Закона Благодатью. Илларион утверждает: почитание только Ветхого Завета не приводит людей к спасению души. Зато Новый Завет - это, данный человечеству Иисусом Христом, является Благодатью, Истиной. Но почему же Илларион так решил?

Известно, что Новый Завет - это договор между Богом и человеком. По смыслу Новый Завет представляет собою установление такого взаимоотношения между Богом и человеком, по которому человек, искупленный от первородного греха и его последствий добровольною крестною смертью Иисуса Христа, как Спасителя мира, вступил в совершенно иную, по сравнению с ветхозаветным, фазу развития и, перейдя из рабского, подзаконного состояния в свободное состояние сыновства и благодати, получил новые силы к достижению поставленного ему идеала нравственного совершенства, как необходимого условия для спасения.

Новый Завет разрушил рамки национализма и провозгласил благодатный закон для всего человечества. Следовательно, Благодать – итог достижения христианином высокого нравственного статуса, связанного с постижением новогозаветного учения и воплощением его требований непосредственно в своем поведении и деятельности. Тот, кто живет согласно постулатам Нового завета, не нуждается в регулярном действии закона, ибо внутреннее нравственное совершенство позволяет ему свободно реализовать свою волю.

Ветхий же Завет – это договор, который Бог заключал с различными представителями древнего человечества для того, чтобы через них сохранить истинную веру среди распространявшегося повсюду заблуждения.

Для средневековой культуры характерно употребление термина «Закон» в теологическом и юридическом значении, так как Закон рассматривается как проводник чужой воли: Бога и Господина (в данном случае государя). Закон доминирует над всем, он подчиняет себе человека, строит своими предписаниями жесткие рамки свободе. Вполне определенный характер взаимного договора Завет получил в лице Авраама, который выступил как родоначальник избранного народа, долженствовавшего принять на себя специальную историческую миссию — быть носителем истинной религии среди языческого мира. Кроме того, Ветхий Завет повествует об истории и деяниях лишь одного народа – древних евреев, они как бы становятся в центре мира, выступая народом богоизбранным.

Следовательно, по мысли Иллариона, Закон призван определять внешние поступки людей на той ступени их развития, когда они не достигли ещё совершенства. Именно благодаря подзаконному состоянию человечество способно избежать полное взаимное уничтожение, так как сначала, словно «скверный сосуд» омывается «водой» - Законом, а затем становится способным вместить уже «молоко Благодати». Закон и Благодать не противопоставляются друг другу – напротив, они показаны во взаимодействии, причем с заданной последовательностью. Законопослушное и нравственное поведение человека в обществе связано у Иллариона с постижением Благодати и постижением в силу этого Истины.

Особенное значение в этом противопоставлении Нового завета Ветхому Илларион придает моменту национальному. Ветхий завет имел временное и ограниченное значение. Новый же завет вводит всех людей в вечность. Ветхий завет был замкнут в еврейском народе, а Новый имеет всемирное распространение. Илларион приводит многочисленные доказательства того, что время замкнутости религии в одном народе прошло, что наступило время свободного приобщения к христианству всех народов без исключения; все народы равны в своем общении с Богом. Христианство, как вода морская, покрыло всю землю, и ни один народ не может хвалиться своими преимуществами в делах религии. Какие пророческие мысли в свете событий нашего времени, в свете того, что мы обречены на толерантное отношение друг к другу, на взаимоуважение и признание других культур.

Глава 4. Значение «Слова о Законе и Благодати», как памятника духовной культуры

«Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона представляет собой интереснейший памятник. Значение, на наш взгляд, можно рассматривать в совершенно разных направлениях.

Во-первых, «Слово» является историческим памятником. В историческом смысле, митрополит Илларион продолжил и развил линию, начатую еще в летописной традиции, предприняв усилия по «вписыванию» истории Руси в библейскую историю. Многочисленные библейские аналогии, которые наполняют текст «Слова о Законе и Благодати», позволяют автору представить Русь, как государство, вставшее в ряд других христианских государств и занимающее в этом ряду самое достойное место. Но, совершенно сознательное и доказательное предпочтение Нового Завета Ветхому, доказывало и самостоятельность Руси как в сравнении с Западом, так и в сравнении с Востоком.

Всемирная история представляется Иллариону как постепенное распространение христианства на все народы мира, в том числе и на русский. Излагая эту идею, Илларион прибегает к многочисленным параллелям из Библии и упорно подчеркивает, что для новой веры потребны новые люди.

Во-вторых, произведение является памятником литературы. «Слово о Законе и Благодати» значительно повлияло на развитие русской литературы. Произведение не только переписывали, но и перерабатывали (известно несколько его редакций). Более того, сочинение Иллариона использовали в качестве источника при составлении новых произведений. Наконец, «Слово» использовали и в южнославянской литературе. Так что, подобно тому, как, по мысли Иллариона, Русь его времени была известна во всех концах света, так и его замечательная речь — несомненно, гениальное ораторское произведение — привлекала своей содержательной и художественной значительностью весьма широкий круг читателей Средневековья и на протяжении весьма длительного времени. Илларион пишет пространное рассуждение на тему библейской притчи о Сарре и Агари. Это рассуждение — первый образец символическо-аллегорического толкования библейских сюжетов в русской литературе. Впоследствии, символическое толкование Библии станет основным методом в творчестве древнерусских книжников.

В-третьих, это религиозный памятник. «Слово о Законе и Благодати» представляет собой памятник отечественной религиозно-философской мысли, т. к. свидетельствует о появлении в XI веке духовного наследия раннего русского христианства, близкого к кирилло-мефодиевской традиции. В произведении подняты богословские вопросы, и тут же они решены. Можно видеть, богословские рассуждения митрополита Иллариона являются основанием для серьезных историко-политических обобщений и выводов. Доказательства в пользу Благодати дают митрополиту Иллариону возможность показать место и роль Руси в мировой истории, продемонстрировать величие его Родины, ибо Русь была освящена Благодатью, а не Законом. В произведении Иллариона отчётливо прослеживаются десять заповедей:

1. Я – Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня; 2. Не делай себе кумира, и ни какого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им; 3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно; 4. Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой — день покоя — да будет посвящен Господу Богу твоему; 5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле; 6. Не убивай; 7. Не прелюбодействуй; 8. Не кради; 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего; 10. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.

В-четвертых, «Слово» - патриотический памятник. Патриотизм - это поклонение Родине. Христианство - это поклонение Истине, это поклонение Богу-Творцу, создавшего, кроме всего прочего, и эту самую Родину. Патриотические чувства и идеи возвышают личность, когда они сопряжены с уважением к народам других стран и не вырождаются в психологию национальной исключительности. В произведении через воспевание Владимира воспевается русский народ. Патриотический пафос «Слова» растёт по мере того, как Илларион описывает успехи христианства среди русских. И в третьей части достигает высшей степени. Илларион, описывая успехи, прославляет и восхваляет Русь и Владимира, но тут же Илларион говорит о равноправии народов, в частности, о равноправности Руси с другими христианскими странами, он возглашает, что русский народ – это только часть человечества. Тавим образом, все «Слово» Иллариона от начала до конца представляет собой стройное и органическое развитие единой патриотической мысли, и замечательно, что эта патриотичекая мысль не отличается национальной ограниченостью.

Заключение

«Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона является великим памятником духовной культуры нашего народа.

«Слово» Иллариона будоражило русскую философскую мысль на протяжении многих веков.

Нам кажется, что истинная цель «Слова» Иллариона не в догматико-богословском противопоставлении Ветхого и Нового заветов (традиционное противопоставление двух Заветов — это только основа, на которой строится определение исторической миссии Руси) или по выражению В. М. Истрина (российского книговеда, доктора филологических наук, профессора), это «ученый трактат в защиту Владимира». Следуя за великими болгарскими просветителями — Кириллом и Мефодием, Илларион излагает учение о равноправности всех народов, свою теорию всемирной истории как постепенного и равного приобщения всех народов к культуре христианства. А история Руси и ее крещение изображены Илларионом как логическое следствие развития мировых событий. Чем больше сужает Илларион свою тему, постепенно переходя от общего к частному, тем выше становится патриотическое одушевление «Слова». Мы видим, что «Слово» Иллариона от начала до конца представляет собой стройное и органическое развитие единой патриотической мысли. Мы стремились показать, что патриотическая мысль Иллариона никак не вяжется с национализмом, подчёркивая, что русский народ только часть человечества, а соединение богословской мысли и политической идеи создает жанровое своеобразие «Слова».

Сочинение Иллариона пронизано предчувствием великого будущего Русской земли. Это своеобразный исторический оптимизм, он противостоит фатализму, т. е. идее заданности, предопределённости судьбы народов, который пронизывает Ветхий Завет.

«Слово» же открывает такую возможность для всех христианских народов, в том числе и для русского народа. В «Слове» доказано равноправие «молодого» русского народа с народами, богатыми своей культурой; впервые в отечественной мысли представлена идея сквозной связи времён.

В «Слове» Илларион проявил себя как мастер риторически украшенной речи, воспринимая от византийского искусства красноречия традицию украшенности речи при помощи различных тропов и фигур.

Нас поразило то, что подобно «Библии», подобно иконе или храму, древнерусское искусство слова удивляет своей серьезностью, глубиной, совершенно неистребимым стремлением к постижению самого главного, самого важного, самого нужного для человека, коль скоро он осознает себя как творение Божие и как дитя своей земли, своего народа и своей страны.

Какие простые и какие великие истины открывает нам «Слово», истины того, что нет предела нравственному совершенству.

Трактат Иллариона высоко оценен как современниками, так и потомками. «Слово» Иллариона настолько многозначно, столько в нём заложено мнений, что и русская литература, и политико-правовая мысль, и историки ещё ни один раз найдут в этом бессмертном произведении ответы на заданные временем вопросы.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)