Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Теоретическое понятие воображения

Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человек не обладал фантазией, человечество лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры, усваивать школьную программу без воображения. Стоит лишить человека фантазии - прогресс остановится. Следовательно, воображение и фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека, нуждается в постоянном развитии, которое особенно интенсивно происходит в возрасте от 5 до 15 лет. Воображение пятилетнего ребенка позволяет воспринимать как реальные, так и самые фантастические, сказочные образы и ситуации. Десятилетние дети с упоением рассказывают друг другу страшные истории. Причем чем страшнее, тем лучше. А чуть позже они уже “хвастаются” друзьями и родственниками, попадавшими в такие ситуации или обладающими такими качествами, которые кроме как необыкновенными и не назовешь (например: уникальная профессия, выдающиеся способности, чрезвычайная физическая сила). Эти фантазии нередко вредят детям. Их обвиняют во лжи, стыдят, дети дают им различные прозвища, обзывают “врунами”. Тем не менее, ребенок вновь и вновь выдумывает самые невероятные истории, чаще со своим личным участием, которые якобы происходили на самом деле. Что же заставляет ребенка в ущерб своим собственным интересам пускаться в эти авантюры? Только активно действующее воображение.

Кроме повседневных фантазий, воображение развивается в творчестве. Бабушки и дедушки, мамы и папы водят ребёнка в кружки рисования, пения и т. д. для того, чтобы у него в творчестве развивалось и воображение. Без воображения немыслима жизнь. Люди постоянно что-то придумывают: архитекторы - здания, модельеры - одежду, художники –картины ,скульпторы - скульптуры. Если бы воображения не было, то и человечества бы не было. Почему? А потому, что все бы думали одинаково, не возникало бы прогрессивных мыслей, и если бы на рисунке был изображен круг, то вряд ли кто-то мог додуматься, что можно дорисовать на бумаге летнее солнышко и веселую тучку, Винни Пуха и зонтик, полосатый мяч и водяное колесо.

Никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения - своеобразной формы отражения действительности, заключающейся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений и понятий.

Люди, у которых слабо развито воображение имеют затруднения в учебной деятельности, в профессиональной. Они хорошие исполнители, но плохие творцы.

2. Теоретическое понятие воображения

Воображение трактуют по разному:

Воображение-своеобразная форма отраждения действительности,заключающейся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений и понятий.

“Воображение-процесс преобразования представлений,отражающих реальную действительность,и создание на этой основе новых представлений. ”(А. А. Реан)

Воображение (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. (Энциклопедия Кирилла и Мефодия )

Воображение-это создание новых образов на основе ранее воспринятых.

«Репродуктивное воображение-процесс механического воспроизведения полученного ранее впечатления в виде психического образа». (А. А. Реан)

«Произвольное воображение- вид воображения, характеризующейся преднамеренным , осознанным воспроизведением и преобразованием полученных ранее впечатлений. Одним из наиболее ярких примеров произвольного воображения являются творческое воображение и мечта ». (А. А. Реан)

«Непроизвольное воображение-вид воображения, характеризующийся непреднамеренным воспроизведение и преобразованием полученных ранее впечатлений. Крайним случаем проявления непроизвольного воображения являются сновидения». (А. А. Реан)

Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью

Воображение – (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.

“Воображение, - пишет С. Л. Рубинштейн, - связано с нашей способностью и необходимостью творить новое”. “Воображение - это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение - это преобразование данного, осуществляемое в образной форме”.

“Основной признак процесса воображения, - пишет Е. И. Игнатьев, - в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление”.

Воображение - это одно из средств научного открытия в процессе творческого познания.

“Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов”. ( С. Л. Рубинштейн)

“Воображение-способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений”. (“Философский словарь”)

3. Воображение в творчестве.

Воображение — это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество — сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (т. е. социально значимым открытием) и субъективно новым (т. е. открытием для себя).

Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует интенсивному развитию высших психических функций, таких, как мышление, восприятие, память, внимание, которые, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Воображение значимо включено в учебный процесс, поскольку последний на 90 процентов состоит из открытия нового. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность формирует эстетическую восприимчивость ребенка к миру, оценку прекрасного. Все дети, особенно старшие дошкольники и школьники младшего и среднего возраста, любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремеслами и т. д. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый же человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Занимаясь творчеством - ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь более сильными положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм. В подростковом возрасте, когда личностное развитие становится доминирующим, особое значение приобретает такая форма воображения, как мечта — образ желаемого будущего. Воображение значимо в личностном плане и для взрослого. Люди, которые во взрослом возрасте сохранили яркое воображение, отличаются талантливостью, их часто называют одаренными личностями.

4. Воображение как способность к открытию

Одной из сфер творчества является научное познание мира. Творчество в науке состоит в формировании знания, отображающего действительность. Оно дает объяснение новому кругу явлений, способствуя предвидению тенденций развития, накоплению и анализу информации, способствует продуцированию новых идей и их воссозданию, а без развитого воображения придумывать и «открывать» что либо очень трудно.

Открытие есть выявление ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира или духовной культуры, и воображение играет в этом процессе значительную роль. “Для меня воображение, - пишет Ф. Лорка, - это синоним способности к открытию. Воображать, открывать, нести слабый свет в живой сумрак, где скрыты его бесконечные возможности, все формы и ритмы. Но воображение действует в пределах человеческой логики, оно контролируется разумом и не может от него освободиться”.

Еще философы Древней Греции задумывались над следующим парадоксом: как можно искать то, что неизвестно, а если мы знаем, что ищем, то что же тогда искать. Неизвестное не есть “абсолютная пустота”, оно существует в определенной системе отношений, связывающих его с тем, что уже известно. В процессе познания недостаточно только воспроизведение старых связей. Для того чтобы глубже проникнуть в действительность - требуется выйти за её пределы. Поэтому, творчество начинается уже тогда, когда имеющиеся у человека знания не удовлетворяют его. Человек в обыденном находит загадки и ставит себе вопросы.

Достаточно часто творческое понимание рассматривается как решение задачи путем перебора различных вариантов (теория “проб и ошибок”). И такой способ познания находит свое выражение в мышлении человека, но человек с неразвитой силой воображения, отмечает Э. В. Ильенков, ищет по методу “проб и ошибок”, а закон этого метода - чистый случай. В действии же всегда участвует способность продуктивного воображения как один из способов познания, подчиненный эвристическому мышлению, когда человек решает задачу неосознанно, не осуществляя перебора всех вариантов, а сразу же отбрасывает многие, ненужные для решения.

5. Воображение и личность

Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы — различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т. д.

Наблюдения за жизнью людей, за их деятельностью показывают, что развитое и ярко выраженное воображение проявляется в ряде существенных качеств человека. К таким качествам, или чертам личности, прежде всего, относится одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, а отношения человека к другим людям, к жизни - эмоционально окрашены. Это способность видеть новое и прекрасное в повседневно окружающих людях и предметах, не упускать за повторяющимися трудовыми обязанностями высоких целей, которым служит любой, даже самый скромный труд человека. Оптимизм, умение тонко чувствовать комическое и трагическое, творческое отношение к труду, любовь к жизни, целеустремленность – все эти качества личности, самым тесным образом связанные с воображением и чувствами, определяют в целом одухотворенность как черту личности.

   Для характеристики личности и ее отношения к миру очень показательна степень легкости или трудности, с которой ей вообще удаются различные преобразования. Одни люди очень скованы ситуацией и так подчинены данным обстоятельствам, что всякое преобразование представляет для них значительные трудности. Им трудно, даже мысленно, сдвинуть что-нибудь со своего места, даже представить себе, чтобы что-нибудь было не так, как обычно. В них доминирует инертность. Их взаимоотношения с окружающим миром носят печать шаблона и рутины.

Для других всякая данная ситуация — это не столько непреложная данность, которая должна быть сохранена в своей неприкосновенности, сколько исходный пункт и материал для преобразующей деятельности личности, и это глубоко показательно для характеристики личности и ее отношения к миру.

                    Одухотворенность же, как черта личности, может своеобразно проявиться в романтическом складе человека или его поэтической натуре.

            Романтик – это, прежде всего оптимист, который смело смотрит в будущее и идет на встречу ему. Во имя будущего он согласен и внутренне готов переносить трудности, лишения, опасности. Романтик – натура деятельная, волевая. Это человек, у которого идеи воплощаются в жизнь через непосредственное участие во всех делах. В эти дела романтики вкладывают все свои силы и энергию. Для них свойственна прямая связь воображения с волевой сферой, с мужественным и стойким характером.

            Поэтическая натура характеризуется единством высоких чувств и воображения. Это проявляется в особо чутком и глубоком художественном восприятии произведений искусства, природы и жизни во всех ее многообразных проявлениях. При наличии склонности и способностей к творческой деятельности из поэтической натуры развивается тип художника-творца эстетических ценностей.

            С мечтой как особым видом воображения связана такая черта личности, как мечтательность. В отличие от грез, мечта не отрывается от действительности, однако мечтательность не считают положительной чертой личности.

5. 1 Воображение и самооценка.

            Воображение является непременным условием становления тех черт личности, которые выражают отношение к самому себе и другим людям. В языке детей школьного возраста есть очень меткое слово – «воображала», определяющее человека, который ведет себя не в соответствии со своими заслугами и положением. Самооценка складывается, как известно, под влиянием оценки других людей. Но то, как поведет себя человек в новом коллективе, в новых жизненных условиях, зависит от воображения. Оно программирует в соответствии со сложившейся самооценкой поведение человека в новых условиях.

            Таким образом, в формировании черт личности, выражающих отношение к себе и другим людям, большое значение имеет воображение.

5. 2 Зависимость воображения от высшей нервной деятельности человека

            В силе и яркости образов воображения проявляются типологические особенности ВНД человека. Воображение – один из показателей, по которому И. П. Павлов относил людей к художественному или мыслительному типу. Существенную роль в определении направления, по которому идет развитие воображения, играет направленность личности — интересы, создающие связанные с ними специальные очаги эмоциональной восприимчивости. В связи с общим направлением деятельности человека и воображение его может быть наиболее деятельным — у одного в области практической деятельности конструктивного, технического изобретательства, у другого — в области художественного, у третьего — в области научного творчества. В каждом человеке заключен какой-то «кусочек фантазии», но у каждого человека, в зависимости от силы протекания его психических процессов фантазия и воображение проявляются по-своему.

6. Виды воображения

В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения. Различие этих уровней определяется, прежде всего тем, насколько сознательно и активно отношение человека к этому процессу. На низших уровнях смена образов происходит самотеком, непроизвольно, пассивно. На высших - большую роль в формировании образов играет сознательное, активное отношение человека.

Кроме того, различают:

- пассивное воображение - более или менее отчетливое воспроизведение в памяти или в сновидениях образов прошлого;

- активное воображение - воображение, комбинирующее и преобразующее прежние образы и представления в новые образы и представления;

- воссоздающее воображение (воспроизводящее, репродуктивное). Образы воссоздающего воображения имеют существенное значение в познавательной деятельности, так как они пополняют знания, которыми оперирует человек в своей умственной и практической деятельности. При освоении основ наук эти образы являются необходимым условием понимания природы тех предметов и явлений, которые не воспринимаются, и может быть, никогда не будут восприниматься;

- творческое воображение. Примером творческого воображения может быть образ изобретаемой конструктором машины, образ литературного героя, создаваемый писателем, или образ скульптуры, возникшей у художника. Новизна, оригинальность, неповторимость – существенные признаки образов творческого воображения;

- разновидностью образов творческого воображения будут фантастические образы. К ним относятся религиозно-мистические, сказочно-фантастические, научно-фантастические образы.

            - Образы религиозно-мистической фантастики оторваны от реальной действительности. В них в искаженном виде отражаются как силы природы, так и сам человек.

            - Сказочно-фантастические образы, представленные в народных былинах, сагах, в своей основе имеют реалистическое отражение мира. В этих сказочно-фантастических образах воплощаются мечты народа, рисуются герои с несгибаемой волей, отдающие свою силу борьбе за народное счастье.

            - Научно-фантастические образы характеризуются, прежде всего тем, что создающий их допускает далекий отлет от действительности, скачок в далекое будущее или прошлое. Для научно-фантастических произведений типичен выход за пределы круга представлений и знаний, которыми располагает человечество в данное время.

Образы, которыми оперирует воображение, могут быть различны; это могут быть образы единичные, вещные, обремененные множеством деталей, и образы типизированные, обобщенные схемы, символы. Возможна целая иерархия или ступенчатая система наглядных образов, отличающихся друг от друга различным в каждом из них соотношением единичного и общего, соответственно этому существуют многообразные виды воображения – более конкретного и более абстрактного. Различие конкретного и абстрактного воображения является различием тех образов, которыми воображение и оперирует.

7. Воображение и интересы

Воображение тесно связано с интересами. Интерес можно определить как эмоциональное проявление познавательной потребности. Он выражается в направленности человека на определенную деятельность, имеющую особое значение для личности. Началом формирования интереса является эмоциональная привлекательность объекта окружающей действительности.

Интересы имеют большое значение в жизни человека. Поскольку интересы проявляются в положительных эмоциях человека, то они вызывают чувство удовлетворения от работы. Они позволяют легко сосредоточивать внимание на работе, увеличивают работоспособность. И. П. Павлов рассматривал интерес как то, что активизирует состояние коры головного мозга. Общеизвестно, что любой учебный процесс идет тем успешнее, чем больше интерес к учебе у ученика.

Для развития ребенка очень важно формирование многих интересов. Следует отметить, что и для дошкольника и школьника вообще характерно познавательное отношение к миру. Им «интересно все». Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными деятельностями, активизирует его различные способности. Однако реально узнать, увидеть, «попробовать все» не под силу ребенку, и здесь на помощь приходит фантазия. Фантазирование значительно обогащает опыт ребенка, вводит его в воображаемой форме в ситуации и сферы, не встречаемые им в реальной жизни. Это провоцирует у него появление принципиально новых интересов. С помощью фантазии ребенок попадает в такие ситуации и пробует такие деятельности, какие в реальной действительности ему недоступны. Это дает ему дополнительный опыт и знания в житейской и профессиональной сфере, в научной и нравственной, определяет для него значимость того или иного объекта жизни. В конечном итоге формирует у него многообразные интересы. В наиболее яркой форме фантазия сливается с интересом в игре. Именно поэтому многие методики, направленные на развитие интересов, строятся на принципе фантазирования в игровой деятельности. Фантазия не только развивает интересы вширь, обеспечивая их разносторонность, но и углубляет уже сформировавшийся интерес. Используя методические приемы, построенные на воображении, можно значительно улучшить успехи ребенка в интересующей его деятельности.

8. Методы развития воображения

В развитии воображения нет возрастных границ, но чем раньше будет направлено усилие на его развитие, чем более разнообразными будут направления, тем более активной, продуктивной и яркоокрашенной будет жизнь любого человека.

В более раннем возрасте этому способствуют как направленные занятия (музыка, пение, рисование, лепка), так и проявление наблюдательности и «фантазирования» с повседневной жизни. Гуляя по улице обращать внимание ребёнка на окружающую природу, небо, задавать ему вопросы и вместе с ним отвечать, фантазируя например, на что похожа тучка, или пролитая дождём «лужица», сухая ветка, пенёк? А бесформенные каракули, а пятнышко на скатерти от чая или молока? Занимаясь с ребёнком, взрослый человек и сам испытывает огромное удовлетворение от того, как видит и чувствует ребёнок окружающую действительность. Чем более раннее развитие получает фантазия ребёнка, тем более лёгким может быть его обучение в школе.

Для развития воображения можно использовать задания известных тестов Торренса, Вильямса, использовать задания мнемотехники (ассоциации фонетические, последовательные, связанные, автобиографические), эйдетики (оживление, трансформации, соощущения, «фотографирование», отстранённость, графические импровизации, изменение модальности), визуализации мысленных образов и т. д. , которые одновременно также способствуют и развитию памяти и мышления, без которых не мыслима вся наша деятельность.

9. Вывод.

Развитию воображения способствуют любознательность и любопытство (неуспокоенность), непосредственность, открытость новому, желание импровизировать, экспериментировать, смелость, мечтательность. Развитое воображение – это залог успешной социализации, перспективности, в том числе и в выборе профессии, профессиональном росте и построение карьеры.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)