Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Из истории образования этнических компонентов татар

В нашей стране проживают представители более 120 народов. Важным фактором, определяющим характер развития межэтнических отношений, является то, что русские составляют большинство населения страны (около 80%). В целом во всех республиках, «коренное население» составляет всего 32% населения, а в автономных округах еще меньше. Многие утверждают (и в литературе можно об этом прочитать), что уже этот факт говорит о том, что возможны серьезные противоречия между «титульным» русским и остальным населением в условиях провозглашения суверенитета республики. Ведь важную роль в обществе начинают играть идеалы, ценности и установки национального самосознания. А нравственное самочувствие русского народа, его самосознание будут испытывать ущемленность и страх за будущее, когда каждый другой, даже небольшой по численности народ может предстать перед ним в образе врага. Но я с этим не согласен! Каждый народ имеет право на самоопределение и самовыгораживание.

Вот уже 15 лет я, русский (с казакскими корнями), живу в суверенном Татарстане в селе Аппаково. Но этнического презрения и неуважения я и мои близкие не испытывают. Нас окружают татары, чуваши, мари, мордва. Это добрые, доброжелательные люди, готовые помочь в любой ситуации. Особо хочется отметить их милосердие, гостеприимство! В своей небольшой исследовательской работе я хочу рассказать о татарах-кряшенах, которые являются субконфессиональной общностью (приложение №1) татарского этноса.

Из истории образования этнических компонентов татар.

К середине 7в. в Западной Евразии власть тюркских каганов ослабла, и в причерноморских степях возникло государство Великая Болгария во главе с Кубратом.

Болгары, жившие в степях Кубани и Причерноморья, объединенные около 603г. сформировали свое этнополитическое объединение. Некоторое время оно находилось в зависимости от Аварского каганата, но в 635г. правитель болгар Органа и его племянник Кубрат, выросший при дворе византийского императора и, видимо, там крещенный (около 619г. ), сбросив власть Аварского каганата, создали в степях Восточного Причерноморья союз племен, вошедший в историю под названием «Великая Болгария». Это государственное объединение выступало как союзник Византии, а Кубрат даже принял от императора Ираклия титул патрикия. Хотя Великая Болгария существовала недолго,в этот период сформировалось особое этнополитическое самосознание, так как после распада сохраняли свой этноним, характерные элементы духовной культуры,в том числе династийную историю. С тех пор православных булгар называют «кряшенами». Таким образом, кряшены появились до включения Казанского ханства в состав России.

Этнонимы.

У кряшен выделяется пять говоров: заказанских кряшен; кряшен Нижнего Прикамья; нагайбаков; чистопольских кряшен; молькеевских кряшен. В основном они укладываются в рамки среднего диалекта татарского языка (исключение составляет говор молькеевских кряшен, который ближе к западному диалекту). В составе кряшен выделяются этнографические группы: моль-кеевская, чистопольская, западно пред-камская, елабужская , мензелинская, бакалинская и нагайбаккская.

В сложении кряшен участвовали как финоугорские так и тюрские, в т. ч. , позднетюркские- кыпчакко-ногайские компоненты. Как самостоятельная общность они сформировались в несколько этапов. Народы, принявшие православие в 15ом-первой пол. 16 вв. , быстро образовали и в дальнейшем выступали как часть русского этноса. Ядро кряшен сложилось за счет христианизации части татар во вт. пол. 16-17 вв. Эта группа (численностью на начало 18 в. – ок. 17 тыс. чел. ) впоследствии получила название «старокряшенные». В первой половине 18в. в Поволжье началась христианизация народа. Была предпринята попытка обратить в православие и татар , что вызвало их сопротивление ( татаро-башкирское восстание 1755, активное участие в крестьянской войне под руководством Пугачева ) и в целом не увенчалась успехом.

В первой половине 18в. около 3,5 тыс. татар были крещены. Они образовали группу « новокрещенных» К 60-м гг. 18в. удельный вес кряшен в составе татар Поволжья и Приуралья достиг максимальной величины – 7,6%. К тому же многие представители татарской аристократии, принявшие христианство с целью сохранить свои владения в 16в. начале 18в. обрусели ( например, Беговатовы, Бигловы, Урусовы, Ширинские и др. ) В 19в. , особенно с 60-х годов, среди кряшен началось движение за переход в мусульманство. Оно охватило прежде всего «новокрещенных». В начале 20в. около 40% кряшен перешли в мусульманство. Этот процесс был связан с консолидацией татар в период формирования единого этноса.

В начале 20в. этноконфессиональная общность состояла из групп, у которых само название «керэшен» прочно закрепилось. В связи с устойчивым характером данной общности, во время переписей 1920 и 1926гг. она выделялась даже в качестве самостоятельной этнической единицы - «народность». После 1917г. В Татарстане возник «кряшенский вопрос»: предоставление кряшенам (К. )определенной автономии и путь «сближения» с остальными татарами. В результате острой борьбы одержала победу средняя линия, когда при предоставлении К. определенной культурной автономии велась политика стирания различий между К. и татарами-мусульманами. В дальнейшем в условиях возведения атеизма в государственную политику возможности сохранения самобытности К. оказались резко суженными.

В последние годы наметилась тенденция к росту этнического самосознания К. , одним из отражений которого является создание в 1990г. в Казани «Этнографического культурно-просветительского объединения кряшен». Цель этого объединения его организаторы видят в содействии возрождению, сохранению и развитию национальной самобытности кряшен.

Культура.

Традиционная культура К. , достаточно своеобразна, связана как с особенностями формирования общности, так и с воздействием православия. В условиях изоляции К. от общей массы татар-мусульман произошла консервация некоторых элементов традиционной культуры, которые переплетались с элементами христианской культуры. По основным элементам культуры сближаются с казанскими татарами, хотя отдельные группы К. связаны и с татарами-мишарами (чистопольская, молькеевская).

В культуре, обычаях, традициях, обрядах К. были также язычниками, это факт: языческие праздники – например, «Нардуган», «Симит», – празднуются в кряшенских деревнях до сих пор. Даже иконы по-кряшенски называются «тери», а слово это – от дошедшего из глубин веков «тенгри» – бог солнца.

«Старокряшены, прожившие в христианстве целый ряд поколений, так и остались в нем, создав как бы особую народность с татарским языком, но со своеобразной культурой».

До 1847 года кряшены не имели своей письменности, и все богатство языка и культуры воплощались в фольклоре. Когда стали создавать школы для религиозного обучения детей кряшен, появилась необходимость в переводе священного писания. Казанский архиепископ Амвросий Протасов обратился с этим вопросом в священный Синод.

Переводом занялся преподаватель казанской духовной академии Николай Ильминский. Он создал азбуку на основе кириллицы для кряшен и чуваш (17 знаков от кириллицы, 8 знаков от Ильминского).

Кряшены пользовались этой графикой вплоть до 1938 года, пока письменность всей республики не была переведена на латиницу. Надо отметить, что татары-мусульмане все это время пользовались арабской графикой.

Несмотря на то, что К. в течение многих десятилетий системой образования навязывается литературный татарский язык, до сих пор они сохранили яркие особенности своего языка. Вот примеры слов с одним и тем же значением по-русски, по-кряшенски и по-татарски:

Полотенце – бистэр – солге

Вчера – кенэген – кичэ

Верба – бэрмэнчек – тал песие

Венчание – кэбен – никах

Дядя – дэдэй – абый

Тетя – тути – апа

Начиная с 30-х годов прошлого века кряшены обучаются в татарских школах. А у кряшен Удмуртии, кряшен-нагайбеков, которые обособленно живут уже на протяжении более 200 лет в Челябинской области, язык кряшен сохранился.

Кряшены имеют значительный потенциал традиционной культуры, основа которой генетически связана с древней этнической культурой народов Волго-Камского этнокультурного региона. Современная культура кряшен продолжает сохранять в себе многие уникальные коренные свойства искусства характерные для древней эпохи домусульманского и дохристианского слоя тюркско-булгарской цивилизации, которые уже слабо проявляются в культуре Мусульманской общины татар. Этим культура кряшен особенно ценна для Волго-Камского региона, для России и всего мирового сообщества.

Сколько кряшен.

По последней переписи населения кряшен во всей России насчитывается около 300 тысяч человек, а по переписи 1926 года их было 120,7 тысячи.

По данным переписи населения 1926 года в Татарстане насчитывалось около 101 тысяча кряшен, то есть 10% от численности татар.

Сейчас в Республики Татарстан 198 кряшенских деревень, в Казани кряшены составляют 3-5 % населения, в Набережных Челнах около 10%, в Нижнекамске 13-15%, в Заинске 35-40%, в Мамадыше 30-35%. Как утверждают лидеры кряшенского культурного национального движения ныне кряшен в Татарстане около 200 тысяч человек, то есть около 10% от численности татар.

Кряшены проживают в соседних республиках: Башкирии, Удмуртии, Мари-Эл, а также в Кировской, Самарской, Оренбургской, Челябинской областях.

Религия.

В Казани несколько лет назад была образована православная крещенская община. Её настоятелем является кандидат богословия, протоиерей Павел Павлов. По началу приход располагался в нижнем храме Петропавловского собора. А в 1996 году прихожанам была передана церковь Тихвинской иконы Божьей Матери.

Храм Тихвинской иконы Божьей Матери считается одним из древнейших храмов Поволжья Точных данных о том как он был построен, нет. Но уже в 1652 он существовал. Историки, в частности Ефимий Малов, оставили об этом свидетельства. В одном из них говорится, что в храме на престоле находится крест, дар митрополита Казанского, и указана дата, год 1652-й от рождества Христова.

А в 1771 году храм был перестроен в каменном варианте, из чего мы делаем вывод, что по началу он был деревянным. Надо сказать о его месторасположении – это в Забулачной части Казани, где в основном располагались памятники мусульманской культуры.

Новую страницу в истории Тихвинского храма открыли демократические преобразования последних лет. В декабре 1995г. был зарегистрирован Устав православного религиозного объединения Тихвинского прихода. С начала 1996г. здесь началась церковная служба для кряшен на их родном языке.

Еще один приход открылся 12 августа 2001 года в Набережных Челнах в поселке Сидоровка.

Так же работают приходы для кряшен в Тукаевском районе в деревне Бодры, в Нижнекамском районе в деревне Аты, в Кукморском районе в селе Чура, в Мамадышском районе – в Чиябаш (Никифорово), в Албай, в Рыбно-Слободинском районе в деревне Ури Челны. В данное время ведутся работы по открытию церквей в деревнях Крещеные Казыли (Рыбно-Слободинском района), Мялем (Заинского района), в селе Калейкино (Альметьевского района)

У кряшен дети при крещении нарекались каноническими именами христианского именника. Но в быту под влиянием фонетико-грамматического и акцентологического строя татарского языка они звучали в особой транскрипции: Варвара-Барый, Анастасия-Начтый, Дмитрий-Метрэй, Петр-Питрэй.

Хозяйство и быт.

Ведущую роль в хозяйстве К. играло земледелие с зерновой специализацией (выращивали рожь, пшеницу, овес, гречиху, ячмень, горох, чечевицу). Из технических культур возделывали коноплю, реже – лен. Основным орудием вспашки оставалась до начала 20в. соха. Огородничество и садоводство были развито слабо, ограничивались выращиванием картофеля, лука, иногда капусты, тыквы.

Животноводство было подсобным, содержали лошадей, коров, овец, коз, свиней (о позднем появлении свиноводства свидетельствует то, что эти животные не фигурировали в традиционных ритуалах, и мясо этих животных в обрядовой пище не присутствовало).

Птицеводство практиковалось широко (куры, гуси, местами и индейки). Занимались также пчеловодством; рыболоводством, охота - носили любительский характер. Промыслы достаточно разнообразны: ткачество, плетение лаптей, обработка дерева, шерсти, кожи и т. п.

Типы поселений: деревни, села (аул), в основном овражно-речного или долинного типа. В 19в. преобладала линейная форма планировки деревень. Усадебные постройки, образующие единый комплекс, состояли из бревенчатых изб, хозяйственных построек (клети, амбары, бани , кладовые, погреба и т. д. ) Крыши жилищ покрывались тесом и соломой, хозяйственные постройки кроме того , лубом и камышом. Традиционно было деление дома на две половины – белую (ак ой) и черную (кара ой). Жилая часть комнаты делилась, как и у татар-мусульман, на две половины: мужскую и женскую перегородкой или занавеской (чаршау). Во внутреннем убранстве жилища широко использовались домотканые полотенца с цветными концами, салфетки и др. Основной мебелью служили нары и лавки. В конце 19в. проникли и некоторые детали городского быта (столы, буфеты, зеркала, часы).

Основа пищи К. – мучные и крупяные изделия, мясные продукты. В отличие от мусульман К. широко использовали грибы. Специфика кряшенской кухни – приготовление студня (койка). Распрстранено было использование в пищу крови животных (канн табэсе). Молочные продукты разнообразны: молоко, сметана, катык (вид кислого молока), творог (эремчек, сезмэ), разновидность сыра (чыгыт), но не везде. Основной напиток – чай, также эйран (смесь катыка с водой), квас, пиво (сыра) – непременный напиток на свадьбах, медовые напитки.

Многие характерные черты традиционного быта К. уже исчезли. Традиционная одежда сохранилась лишь в семейных реликвиях.

Одежда.

Одежда разных групп К. имеет различия. Во второй половине 19в. одежда шилась из холста и пестряди (алача), а в начале 20в. распространились фабричные ткани. Но вплоть до коллективизации фабричные ткани в основном использовались для изготовления праздничной одежды. У К. в отличие от татар-мусульман , домотканая одежда из употребления вышла значительно позже. Комплект одежды К. отличался от одежды татар-мусульман применением пояса (эзэр). Наиболее распространенными были рубахи туникообразного покроя, без плечевых швов, сшитые из белого холста (покрой общий для мужчин и женщин). Деревенский тип женской рубашки с отрезной талией, с украшением грудного выреза (изу) и оборками. Переход к городской одежде произошел через добавление кокетки и других усовершенствований. Замужние женщины под рубахой носили украшенные тамбурной вышивкой или аппликацией из кусков цветного ситца нагрудники (кукрэкчэ). У мужчин вышивались концы рукавов, подол, приполок рубахи, в начале XX века получили распространение штаны – чалбар. В качестве верхней одежды для женщин, и для мужчин (до середины XIX века) использовался камзол, который у женщин имел приталенную форму. В весенне-осенний сезон носили чекмень (чикмэн) из сукна. Обувь: лапти (чатала) татарского образца, суконные чулки (тула оек), вязаные сапоги (чэрек башмак) и валенки, также валенные калоши – йон ката. Головные уборы мужчин в основном того же типа, что и у других народов. Позже распространились городские фуражки. У женщин также наблюдался целый ряд головных уборов (калфаки, камчат бурек, каттаджи). Украшения весьма разнообразны – серебряные монеты, ювелирные с использованием бисера, мелких кораллов и т. д. (накосники, серьги, шейные украшения, браслеты).

Сообщество кряшен.

Само название сообщества кряшен первоначально представляло собой только конфессионизм, ибо в понимание народа оно всегда было синонимично понятию христианин.

В традициях русской истории и языковой культуры представителей многих тюркоязычных народов до начала XX века было принято называть общим термином

«татары». Отсюда естественно выводится, что христианские этнические группы народов Волго-Камья по русской традиции издавна называли «крещеными татарами». Однако сами кряшены с названием «крещеные татары» никогда не соглашались, ибо для них понятие ТАТАР синонимично понятию МУСУЛЬМАНИН. Поэтому в их понимании «крещеные татары» звучит как нонсенс – «христианские мусульмане». Сегодня кряшены хотят называть себя так, как называли себя их предки.

Исследователи отмечают, что хотя кряшены генетически связаны с Казанскими татарами, но своеобразие материальной и духовной культуры, особенность языка и, что немаловажно, рост самосознания позволяют считать их самостоятельным этносом.

К такой точке зрения склоняются многие ведущие отечественные этнографы, в числе которых С. И. Брук, Н. К. Воробьев, Д. М. Исхаков. Кряшены имеют в своем составе мощный слой культурной и управленческой элиты. Это Аркадий Фокин – заведующий сектором межнациональных отношений аппарата Президента РТ, Алексей Шабалин – президент Межрегионального союза национально-культурных объединений кряшен, председатель Совета Республиканского национально-культурного центра кряшен РТ, который был создан 30 мая 1998 года, Геннадий Макаров – этнограф, старший научный сотрудник Института языка, литературы и искусства Академии наук РТ, Николай Воробьев – доктор исторических наук, профессор, автор книги «Кряшены и татары», Татьяна Дунаева – профессор Казанской государственной академии культуры и искусств.

Духовным богатством являются писатели Григорий Радионов, Гурий Тавлин, композитор Марс Макаров, актер Николай Дунаев, певцы Галина Казанцева, Георгий Ибушев, Виталий Агапов, Лидия Ахметова и многие другие.

Великие исторические деятели культуры как Аксаков, Державин, Карамзин, Куприн, Рахманинов, Шаляпин и многие другие были также кряшенами.

Деревня Ильтень-Бута

«Селение основано до 1724 года. В это время деревня показана, как «Ашабудья Алан тож на реке Бута». По первой ревизии 1719-1724 года в деревне проживали ясачные новокрещены (всего 11 дворов). На рубеже XVIII-XIX веков население Ильтень-Буты состояло из двух групп ясачных крестьян – татар-старокрещен (15 дворов в 1811) и чуваш-новокрещен (8 дворов). Браки часто заключались с уроженцами новокрещенских деревень Калейкино и Ерсубайкино.

На карте Красильникова 1755 г. Селение показано как «Нижние Буты».

К 1854г. В 95 домах проживало 259 жителей ( 144 муж. , 115 жен. ). При селении имелись 2 водяные мельницы. У крестьян имелось 288 лошадей, 144 головы КРС, 432 овцы, 50 свиней и 35 коз. У пчеловодов – 205 ульев. В Ильтень-Буте имелось также 3 бакалейные лавки (1905), хлебозапасный магазин, где к 1901 г. хранилось 499 пуд. озимого и 318 пуд. ярового хлеба (на 981 душу). В селении проживали государственные крестьяне. Все жители составляли единую общину, сельское общество, которое возглавлял, избиравшийся на 3 года, староста.

По владениям ильтень-бутинцев протекали р. Бутинка и Ильтень , ручьи Утарка и Соленый. «Поля расположены по увалам, общее направление склона к р. Кичуй. Почвы- исключительно суглинистый чернозем. В полях каменистых мест по 8 дес. »(1896)

Деревня располагалась у подошвы горы, улицы узкие, дома стояли близко друг к другу, дворы были преимущественно крутые. Скученность деревянных построек приводила к частым пожарам. Имелось три колодца (10-15 сажень глубиной).

В 1890 году в деревне была открыта миссионерская школа, содержавшаяся на средства Уфимского миссионерского комитета. Церковные предметы вели священники из деревни Бута (заведующие школой), остальные уроки преподавали учителя, почти все выпускники Казанской центральной крещено-татарской школы: Прокопий Осипов, Ананий Андреев, Матрона Наумова, Матрона Забурдаев, Михаил Меньщиков, Михаил Мельников.

С 1924 г. Ильтень-Бута входила в состав Кузайкинской волости Челнинского кантона ТАССР, после районирования с 1930г. входит в состав Аппаковского сельсовета Акташского района. » (Архивные материалы)

Знаменитые люди деревни Ильтень-Бута

1. Макаров Александр Иванович (1935 год рождения) – кандидат математических наук.

2. Егоров Петр Иванович (1937 год рождения) – кандидат технических наук. Занимал ведущие посты в «СургутНефть».

3. Гудакова Татьяна Тихоновна (1954 год рождения) – кандидат педагогических наук.

4. Владимиров Макар Владимирович – участник русско-турецкой войны. Кавалер Георгиевского креста, получал царскую пенсию золотом. И многие другие

В настоящее время в Ильтень-Буте проживают 488 жителей, из них 430 татары-кряшены. В деревне имеется полная общеобразовательная школа, где основные предметы преподаются на родном языке. На досуге сельчане собираются в двухэтажном Доме Культуры, где принимают участие в различных развлекательных мероприятиях. В здании Дома Культуры находится библиотека, которая является одной из лучших среди сельских библиотек Республики Татарстан. Именно здесь собираются вечерами члены фольклорного коллектива «Ильтэнем», здесь рождаются их новые задумки: как сохранить культуру родного края!

Заключение

Татары обладали многими положительными качествами и как люди, и как правители. Прежде всего, они отличались непревзойденной честностью, верность долгу и дисциплинированностью, и в этом отношении влияние их на русский народ могло быть только хорошим.

Важно отметить и то, что несколько татар были причислены русской церковью к лику православных святых. Наиболее известен из них святой Петр Ордынский – племянник хана Батыя, принявший православие, а позже и монашество. Другой татарин – святой Петр, мученик Казанский.

Татары дали Руси многое: и понятия о государственности, и навыки военного искусства, и обогатили обыденный язык, а главное – защищали Россию и укрепляли ее как свою Отчизну. У Строгановых, Бахметовых и др. , не было вопроса: кого они защищают и во имя чего живут и борются. Александр Матросов не задумывался над вопросом: во имя чего он бросается на вражеский дзот. Татары издавна воспринимали Россию как свое Отечество!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)