Справки  ->  Поиск людей  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Влияние Хакасского этноса на топонимику Ширинского района

Мировая история подтвердила неоднократно слова этого умного человека. Десятки стран и народов, забывших о своих корнях, неизбежно растворялись в более многочисленных нациях и просто исчезали с лица земли.

Тема моего реферата « Влияние хакасского этноса на топонимику Ширинского района». Я думаю, что она является одной из интересных, в виду того , что земля Хакасии богата историко – природными комплексами. Вся Хакасия с её памятниками старины – это уникальный природно – исторический музей, редкостное в России место, где широко представлены и сохраняются до сих пор произведения древнего искусства. Со временем уходят в небытиё тайны Хакасской истории и культуры. И я считаю, что одной из задач, молодого поколения, является – сохранение истории и этнографии для будущих потомков. Жителям нашей республики есть чем гордиться. Хакасия – это удивительный край: бескрайние степи, озера, горные хребты, реки и много маленьких речушек спешащих к Енисею, таинственные и молчаливые скалы, и вековая тайга. Всё это поражает и удивляет меня своей величавой красотой. Когда проезжаешь по степени лугам, богатых своим обилием красивых цветов и разнотравьем, и смотришь на эту красоту, на душе становится спокойно и радостно, а благоухание трав не вольно заставляет думать тебя о том, как прекрасна наша Республика.

« Родные края широко исходил

По лесам и долинам следы пролегли

На следах проросли зеленеют цветы,

И густая трава и цветочный ковер»

( Из тахпахов С. П. Кадышева)

Она находится в центре Южной Сибири в долинах рек Абакан и Чулым, с их многочисленными притоками. По верховьям реки Чулым и левобережью среднего течения Енисея, живет небольшой тюрко – язычный народ – хакасы. Численность их составляет 11,5% всего населения, 79,5% русские, и остальные 9% разные национальности. На земле Хакасии не всегда жили хакасы. Топонимика дает основание предполагать, что в рунических памятниках долины Енисея зафиксированы кыргызы, тюрки и уйгуры. В качестве примера можно указать на непрекращающиеся дискуссии вокруг этнонима « кыргыз» и термина « хакас». Эти два термина имеют общие исторические корни. Это подтверждается исследованиями ученых А. Р. Кызласовым, В. Бутонаевым в области науки, культуры и истории, а также археологическими раскопками. Хакасия является краем древних курганов. Именно здесь археология зародилась как наука. В 1722 году у села Абакана – Перевоз на Енисее, выдающимися всемирными немецкими учеными Д. Г. Миссершмидтом и доктором Паласом были проведены первые раскопки хакасских курганов. С тех пор прошло много лет, а земля Хакасии до сих пор хранит не мало тайн, загадок, и вместе с тем не перестает нас радовать красотой величавой тайги с её кедрами, соснами, березовыми рощами, с обилием ягод, грибов, различного зверя, а также бескрайними степями и это конечно ещё не всё, ведь земля Хакасии известна немалыми богатствами. Уникальная история уходящая в глубину на десятки тысячелетий. Названия гор, рек, озер были необычны моему слуху и я решила изучить и открыть для себя эти интересные места. Мне было интересно узнать откуда произошли эти названия: Шира, Туим, Аргыстар, Чалгыстаг.

В своей работе я рассказываю об особенностях географического расположения Республики, истории развития района и языка, опираясь на изучение исторической литературы о Хакасии: фотоматериалов Минусинского музея им. Мартьянова, книг « Край тайги, пещер, озёр», Летопись от века камня до современности. Исходя из вышеизложенного основной задачей моего реферата считаю в полном объеме рассказать о влиянии истории и этнографии Хакасии на географические названия Ширинского района. Основываясь на изучении научных работ немецких ученых Д. Г. Миссершмидта, доктора Паласа, А. Р. Кызласова, В. Бутанаева, Н. Д. Катанова, Радлова, Я. С. Сунчугашева и других.

Глава I.

Раздел I. Происхождение хакасов.

Коренным населением нашей республики являются – хакасы. Что же это за нация? Хакасы ( самоназвание – « тадар», историческое имя « хоорай») – тюркоязычный народ, который проживает на территории Хакасской республики.

Хакасы разделяются на четыре группы: качинцев ( хааш, хаас), сагайцев ( сагай), кызыльцев ( хызыл) и койбалов ( хойбал), каждая из которых имеет свой диалект.

В царской России хакасы, как и ряд других тюрских народов, именовалось татарами. Термин « хакас» был заимствован из китайских источников. В китайских летописях 9 – 10 в. формой « хягас» передавалось звучание имени енисейских кыргызов.

Принятый этноним « хягас» отождествлял современное население с кыргызами и способствовал политическому возрождению хакасов. В героических сказаниях, сложившихся, вероятно, в эпоху позднего средневековья, внешний вид хакасских богатырей рисуется следующим образом: « обладающие белой кожей лица с черными черемуховыми глазами и круглой головой».

Хакасский язык относится к уйгуро – огузской группе тюрских языков. Он составляет особую хакасскую подгруппу, куда входит близкородственные языки фуюйских кыргызов и Сары – уйгуров Китая, а также шорцев и северных алтайцев. Хакасы к началу 20 в. полностью сохранили родной язык.

Хакасия является частью Саяно – Алтайского нагорья. Поэтому хакасы считают себя « горным народом». Согласно мифическим представлениям, их далекий предок женился на дочери горного хозяина – « таг ээзи», от них и произошел местный люд.

В начале 6 в. нашей эры в долине Среднего Енисея возникло Кыргызское государство, которое просуществовало вплоть до монгольского завоевания. Различные племенные группы долины Среднего Енисея были объединены в единый этнополитический союз Хонгорай, утверждает профессор В. Бутанаев. Согласно исследованиям тюркологов, слово « Хонгорай» восходит к географическому обозначению горно – степных просторов. В эпоху позднего средневековья, при возрождении кыргызской государственности имя « Хонгорай» стало политическим знаменем, под которым объединились различные по происхождению и социальному положению, но единые по совместному проживанию этнические группы. Среди новорожденного хонгорского этноса ( по хакаски – « хоорай») ведущую роль заняли потомки кыргызских родов.

Процесс формирования хакасского этноса растянулся во времени и объединяет несколько последовательно сменявшихся этапов, различных по своей продолжительности. Первоначальный или кыргызский этап связан с периодом существования Кыргызского государства. Енисейские кыргызы, один из древних народов Центральной Азии, стали предками не только хакасов, но и тянь – шаньских кыргызов и частично рассеялись среди многих народов Саяно – Алтая. Поэтому Хакасы прекрасно понимают Кыргызов и государство которое расположено на Тянь – Шани. Хонгорайский этап охватывает время этно – политического союза Хонгорай, когда сложилась основа хакасского народа.

Раздел II. Жизнь хакасов.

В 18 – 19в. хакасы жили в переносных каркасных юртах. Их стены состояли из раздвижных решеток – « тирли» и дверной рамы, а купол образовывался жердями « ух», привязанными нижними концами к решеткам; верхние концы вставлялись в обод дымохода. С середины 19в. в Хакасии получили распространение дома, сложенные из брёвен, но повторяющие очертания юрты.

Народный костюм хакасов за долгое время своего развития впитал в себя обычаи и моды разных эпох. Он не похож на одежду соседних народов Южной Сибири и отличается национальным своеобразием. Так же меня заинтересовал такой вопрос как, «духовное богатство хакасов». Богатство духовного мира отразилось в устном народном творчестве, которое достигло высокого развития. Наиболее распространенным жанром фольклора являются богатырские сказания, которые при поэтических достоинствах сохраняют архаичность языка. Чудесные подвиги богатырей полагалось воспевать особым способом, который назывался горловым пением; неестественный голос певца усиливал ощущение чего – то необычного, как бы потустороннего, когда звучали песни о легендарных событиях прошлых времен. И я думаю, что услышав хоть один раз это пение, его невозможно забыть. На территории Ширинского района в с. Трошкино существует фамильный музей С. П. Кадышева народного сказителя. Его книги: « Алтын – Чус, Алтын – Арыг, Албынжи», были переведены на многие языки мира. В них он воспевал родную землю богатырей защищавших её. А легенды запечатлели на камне петроглифами V в. до н. э. ( Сундук IV долина Белого Июса).

« На медной скале написал Албынжи:

Сам прочитай и другому скажи:

Тому, кто захочет наш край покорить,

На нашей земле не придется жить.

Тот же, кто с дружбою к нам придет,

В наших улусах любовь найдет!»

( С. П. Кадышев)

Танцевальное искусство восходит к древним культам. В основном танцы состояли из кружения, пантомимы и подражания повадкам животных и зверей. В степях на севере Хакасии были песни, которые более мелодичны и приятны на слух. Стихосложение хакасов имеет те же законы и формы, что и у других тюркоязычных народов.

У хакасов встречаются самые различные музыкальные инструменты – ударные, шумовые, духовые, струнные и другие. Их около 15 видов. Наиболее древним, надо считать бубен – обрядовый, предмет шаманов. Хакасские шаманы представляются избранниками духов, сотворенных на равнее с небом.

В течение многих веков складывался народный опыт лечения. Хакасы знали целебные свойства таёжных горячих источников и солёных озёр, которые и сейчас пользуются широкой популярностью. Так же я считаю, что важную роль для Хакасии сыграла присоединение её к России.

Глава II.

Раздел I. Самый уникальный район Хакасии – Ширинский.

На территории Республики Хакасия находится несколько районов, в том числе и наш Ширинский район. Занимаясь исследованием истории республики, в этой главе меня заинтересовала история района, в котором я живу. Ширинский район находится в северной части Хакасии. Площадь его по Сибирским меркам невелика, всего 6810 квадратных километров. По восточной стороне п. Шира, районного центра самого северного района Хакасии, проходит меридиан 90º восточной долготы. Это значит, что здесь находится середина восточного полушария между Лондоном и Чукотским полуостровом. Своё начало район берет с Усть – Фыркальской волости, образованной в последнее десятилетие 19в. В ней существовало 60 населенных пунктов и лишь в селе Усть – Фыркальское была школа и церковь. В Шира проживало 54 человека ( 14 семей). В связи со строительством Транссибирской магистрали и ж/д Ачинск – Абакан строится ст. Шира и в 1933г. образуется Ширинский район. Шира становится единым экономическим узлом.

Когда едешь на автобусе, с левой стороны когда – то в 19в. были хакасские улусы, Коково, Камышевский, Абумовский, здесь жил знаменитый бай Арыштаев. С древних времен эти места были обжиты человеком. Также по левую сторону от дороги Шира – Туим расположены склепы Окуневской и Таштыкской культуры. С правой же стороны по движению автобуса видно макро – склон Кузнецкого Алатау, представленный массивом Секачуль. Горы эти образовались в эпоху Уральско – Герщенской складчатости, древние сложены комплексом магматических и осадочных горных пород, времен девона и карбона.

На западе Ширинский район по хребтам кузнецкого Алатау граничит с Кемеровской областью. Далее граница района опускается в долину реки Чёрный Июс и идёт местами по реке. Огибая поселок Июс, направляется на север по реке Белый Июс. Таким образом, на большом протяжении район имеет хорошо выраженные естественные границы, кроме восточных, которые идут по степи.

Раздел II. Что в имени тебе моем?

В центральной части района, в долинах речки Туим, расположен районный центр – поселок Шира. Исследуя историческую литературу, научные труды В. Бутанаева, И. Кызласова, легенды, сказания хакасского народа я выделила несколько вариантов его происхождения. И вот одна из легенд. Шира – что же это означает?

В давние – давние времена в Ширинской степи род жил: в морозы на зимниках стоял, летом овец и коней по травам пас. По древним обычаям люди жили, любились, женились, рожали детей, старое вспоминали, о будущем думали, сказки сказывали, песни пели. И жила в роду девушка, красотой наливалась, пятьдесят косичек заплетала, тахпах пела. Многие на неё засматривались, да не каждому она взгляд приветливый дарила, суженого –ряженого ждала. Только к сердцу девичьему всегда тропинка найдется, добрый парень обязательно её протопчет. Так и здесь. Нашелся, заворожил девичьи глаза смелой повадкой, словами заветными совсем вскружил голову. И всё бы у них ладно было, к свадьбе дело шло. Да видно не под счастливой звездой оба родились. Попалась Шира, так девушку звали, на глаза злому духу, решил он её себе в жёны взять, у рода людского отобрать. Никакой силы нет отбиться от вздорного. А парню не по нутру духовы приставания, решил защитить любимую. Сел на коня, лук и стрелы взял, саблю – острую – вызвал духа на смертный бой. Встретились они в степи пустой и гладкой, семь дней и семь ночей бились. Где саблей махнут – лог появится, где кони копытами землю взбродят –гряда сопок вырастет. Устал парень биться. Не каждому удаётся силу темную одолеть.

Только взмахнул злой дух саблей – и пал парень под копыта своего коня. А девушка за поединком наблюдала. Как увидела гибель любимого, бросилась к нему, обняла несчастливого, горько зарыдала – запричитала. Хотел дух схватить девушку да к себе тащить, а она взмолила Мать – солнце о смерти скорой. И там, где парень под копыта пал – гора поднялась. Кто Улгу – тас называет, кто Улгу – тигей, по разному. А где девушка у груди его плакала, озеро горько – соленое разлилось, огромное. С тех пор Шира называется

И ведь действительно, и озеро Шира есть, и с его северо – восточной стороны, горы напоминают человеку с воображением фигуру лежащего. Отсюда и Улгу – тас с Улгу – тигеем, что в переводе с хакасского означают Каменная фигура и Фигурная вершина.

Помимо приведенной легенды, занимательно и другое. Почему все – таки родилось название Шира, сохранились ли его корни в современности? Есть ведь и другие версии о его происхождении. Например, бывший главный врач курорта « Озеро Шира» А. Охота в газете « Знамя коммунизма 14 сентября 1972г. » переводила название, как « Жёлтое море». А автор « Топонимического словаря Хакасско – Минусинского края» , изданного в Абакане в 1995г. , В. Бутанаев даёт иное толкование « Сыра кол» ( бражное, т. е. лекарственное озеро). Также были и названия как « Красивое озеро». А по одной из версий и вовсе называли озеро имени парня, растерзанного конями по велению хана.

У Алтайцев имена на «ш» встречаются, а вот хакасских имен, женских и мужских нет совершенно. И вообще, для хакасского языка не характерны имена и топонимы, начинающиеся со звука «ш». По крайней мере в академическом Хакасско – русском словаре таких слов чрезвычайно мало. И все они уж очень далеки от гидронима « Шира». Продолжая исследовать историю района я увидела любопытную деталь. Почему « Шира» не склоняется по падежам? Конечно исключения из правил есть, и именно – для слов с окончанием на « а». И, как правило, такие названия восходят к очень глубокой древности. Так, может и наше « Шира» родилось в незапамятные времена? А может быть, более вероятна версия о происхождении названия от бражно – лекарственного « сыра». Первый звук вполне мог превратиться в «ш» хотя бы потому, что в русском произношении « с» спокойно могло перейти в « ш». Наверно, и нельзя отбросить версию о происхождении из прилагательного « сарыг» ( желтый). Сам признак желтого мог родиться от вида часто выгоравших степей. Да и мало ли изменений в топонимике происходит сегодня. Из вышеизложенного следует, полностью отрицать то, что « Шира» могло произойти от имени женщины, тоже не стоит. В своё время около озера Шира было найдена статуя зооморфной женщины с рогами коровы и с волком на груди, позднее описанная ученым Л. Р. Кызласовым в книге « Древнейшая Хакасия».

Раздел III. Целебные озёра.

В хакасских названиях, как, впрочем, и в топонимике любого другого региона на нашей планете, необычайно точно отражаются географические и исторические особенности той местности, где жил и живет человек. Так же произошло, по всей вероятности, с названием озеро Шира,(Тюркс. Сыра – бражное, сарыг - желтый ) когда люди на первое место поставили именно его соленость и лечебное предназначение, заодно увязав этот «признак» с древнейшим сводом сказаний.

Помимо озера Шира на территории района учтены около 40 больших и малых озёр. Многие из этих водоемов минерализованы, часть из них обладает высоким рекреационным и бальнеологическим потенциалом. Неслучайно наш район называют краем озёр. В настоящее время в РХ широкой известностью пользуются 12 минеральных озер, из которых 5 озер расположены в контурах нашего района – это: Шира, Белё, Тус, Шунет. Значительную, оздоровительную, заповедную роль играет « Жемчужина Хакасии» - озеро Иткуль.

Озеро Иткуль – расположено в 4,3км. Юго – западнее курорта « Озеро Шира». Вода его используется для водоснабжения курорта. В настоящее время Иткуль приобретает важное значение, потенциал которого пока не использован в полной мере. «Ит» в переводе с тюркского « ворчащее, бурлящее озеро». Чистые, прохладные родники, питающий водоём. Издают такой звук. По чистоте и уникальности оно соперничает с оз. Байкалом. В народе существует легенда « Озеро 50».

Илиг Кюль ( пятьдесят озер) Раньше девушек выдавали замуж рано, еще подростками. Родители мальчика и девочки, еще когда они были детьми, заранее договаривались поженить их, когда подрастут. Перед замужеством девушку возили погостить к её будущим родственникам, чтобы они пригляделись друг к другу. Сопровождали ее сверстники и девушки постарше.

Однажды одну девушку – невесту в сопровождении пятидесяти девиц отправили из одного аала в другой. Был жаркий день. По дороге они остановились, чтобы искупаться в озере. Вдруг поднялся ураганный ветер. Девушки не успели выйти, как всех захлестнуло волнами. Старики говорили, что этих девиц хозяин воды ( Суг ээзи) себе в жертву взял. После этого, как получил этот подарок, хозяин воды больше ничего не требовал и не брал. С тех пор в этом озере никто не тонул и не исчезал.

Озеро Белё – Пелё, Пелеас( Тюркское братья – сёстры). Местные жители называют это озеро – сродные сёстры. Расположено в 25 км северо – восточнее райцентра Шира. Это самое крупное озеро Республики Хакасия. Котловина озера представляет собой широкое корытообразное углубление. На крайнем юго – западном окончании озера в него впадает р. Туим. Скалистый выступ в средней части озерной ванны разделяет его на два плеса, Большое Белё и Малое Белё. По степени минерализации и основному солевому составу воды озеро Белё относится к минеральным лечебно – столовым водам.

Теперь немного об озере Тус. (Тус – соль, Тюркс). Оно расположено в 30км севернее Шира. Котловина его имеет эллипсоидальную форму. По сравнению с другими лечебными озерами Хакасии, минерализация озера Тус в настоящее время является наиболее высокой. Дно озера покрыто лечебной грязью, а местами соляным – « черепом». Грязевый раствор, как и озерная вода высокоминерализован имеет щелочную реакцию.

Озеро Шунет –« СÖÖТ нет» тюрк. Расположено в 10км юго – западнее курорта « Озеро Шира». Изучая геологическое положение котловины озера мы видим, что главной особенностью является приуроченность терригенных толщ раннего девона и отчетливой пространственной связью с Шунетским тектоническим разломом. Вода озера отнесена к среднеминерализованным с щелочной реакцией.

Раздел IV. Реки, воспетые в тахпах.

Конечно же в нашем районе есть не мало рек.

Водные ресурсы района включают воды систем, пресных и минеральных водоёмов. Вся речная система района представлена реками Белый Июс, Черный Июс, Сон, Туим и их притоками.

Река Белый Июс берет начало на восточном склоне Кузнецкого Алатау и, сливаясь с Черным Июсом, образует начало реки Чулым. В верховьях и среднем течении Белый Июс представляет собой порную реку. Берега пологие, высотой не более 3м, правый берег большей частью примыкает к обрывистому склону долины. Ниже по течению, после п. Малая Сыя, появляется пойма, и река становится более спокойной. Но и здесь ее русло изобилует перекатами. ( см. приложение стр. 26)

Здесь расположен Аал Тарча в котором родился народный хай – джинымахчи( сказитель) Семён Прокопьевич Кадышев

« Я из рода Белого оленя,

В нем певцов сменялись поколенья,

Я из рода Каменного лося,

Видно, и моя проходит осень.

Я из рода древних аксакалов,

Чьи бессмертны письмена на скалах»

Яркий представитель хакасского эпоса, С. П. Кадышев исполнял более трех десятков богатырских поэм: « Хан Кичигей», « Ай Хуучин», « Алтын Хус» и другие.

Черный Июс – берет начало с гор Кузнецкого Алатау. Дно русла каменистое; правый берег в районе гидропоста скалистый и совпадает со склоном долины, левый – песчано – галечный, крутой, высотой около 2м. Зимой наблюдаются наледи с выходом воды на лед.

Давным – давно там, где сливались Белый и Чёрный Июс, стоял восьмидесятилетний глава кызыльского народа по имени Хызылах, вместе со стариком Хурулдаем стояли на горе и смотрели вниз:

- Ну, старик Хурулдай, как назвать эти реки?

Хурулдай отвечает:

- Давай зачерпнем из той реки воды и вскипятим в двух котлах, Тогда и назовем.

Они развели костер и поставили на них два котла с водой взятой из каждой реки. Когда вода в них начала закипать, они увидели, что в первом котле белая накипь появилась, а в другом – Чёрная накипь выступила.

Хурулдай говорит:

- Ну вот, Хызылах, видишь, в первом котле белый жир ( юс), в другом – жир чёрный. Так пусть эти реки называются так, одна – Белый Июс, другая – Чёрный Июс.

Тогда Хызылах диву давался мудрости старика:

- Да, Хурулдай, ты и впрямь мудрый человек.

С тех пор эти реки стали называться Белый Июс и Чёрный Июс.

Река Сон – единственный естественный водоток, впадающий в озеро Шира. Почти половину своего пути к озеру Шира она протекает по заселенным горным долинам, в среднем течении находятся безлесные гористые участки, а в нижнем течении – степные. Больших притоков нет. Долина реки разработанная, ассиметричная. Питается Сон как за счет поверхностного стока во время снеготаяния и атмосферных осадков, так и разгрузки водоносных горизонтов.

Река Туим – единственный крупный водоток, впадающий совместно с р. Даргужул в озеро Белё. Окружающая местность бассейна Туима крупнохолмистая. Русло – извилистое, деформирующееся. Питается Туим поверхностным стоком во время осадков и грунтовых вод. Туим – Туюх ( глухой впадающий водоём).

Туим – ( « Той» - праздник, пир, Праздник на реке, Тюркс. ). В этом месте с давних пор кочевники устраивали смотр – ярмарку лошадей и скота.

На это название обратил внимание исследователь д. Палас. По его мнению слово « Туим» может происходить от тюрк. « Туюх» - глухой. Долину реки Туим окутывают множество легенд и сказаний. Это и про Окис Тигей ( тюрк. Дева – сирота) и Азах СÖÖТ, и Хайлых Харах( тюрк. Переносится, каменный утес, блуждающая гора) и про урочище Сохочул( прохладный ручей)

Окис Тигей ( Холма Дева – Сирота). На малом Улене жила – была Дева – сирота. У нее было множество косяков лошадей. Табуны часто на водопой спускались к Пятидесяти озерам. Когда голова табунов добиралась до озера, конец тянулся около Туу – горы на Марче.

Однажды её ездового карего коня воры – конокрады из племени кызыльцев увели. Она пустилась в погоню и преследовала их до Старого Июса. Не в силах обратно забрать коня, она начала с ними перестреливаться, и конокрады прострелили ей грудь. Дева почувствовала близкий конец и вернулась на свою землю. Через годы спустилась она к реке. Легла там отдохнуть, сильно страдая от боли. И тогда сказала: « Там, где я пережила сильное страдание пусть называется Тигей – река», - и поехала дальше.

Добравшись до середины Туима, Дева скончалась на одиноком холме. Серьги её и бусы стоили сорок коней, их положили вместе с ней в могилу.

С тех пор называется этот холм Дева – сирота.

Глава III.

Раздел I. Тайны и мифы пещеры « Кошкулакской».

Помимо рек, озер я хочу рассказать и о других исторических ценностях нашего района. Очень важную роль в Ширинском районе играют « пещеры».

Исследуя материал кадастра пещер, видно, что в Республики Хакасия зарегистрировано 159 пещер, 41 из них нашего района. Также есть холодные, теплые и комплексные пещеры. Говоря о менгирах и их культовом назначении, нельзя не вспомнить об одной из уникальнейших не только в Хакасии, но и, может быть, в России – пещере Кошкулакской. О ней в последние десять лет появилась масса сенсационных публикаций. В них она, переводится как пещера « Чёрного дьявола». Внешние особенности вершины Кошкулак – три хорошо различимых скальных останца на пологосклонной заселенной вершине – предопределяют ей название, перевод которого с хакасского на русский звучит – «Медвежьи уши». «В Хакасском языке имя медведя табуировано, слово, «аба» также « отец», « старик». В разговорах о нем говорили иносказательно: тёплая шуба, короткий хвост, пухлый нос. Медведь считался сородичем человека. Родственная близость с ним усматривалась в том, что медведь ходит на задних лапах, может поднять камни, палки, его след напоминает след человека. Во избежание всякого рода бед, хакасы всегда стремились выразить своё уважительное отношение к медведю: Подходя к пещере « Кошкулак» местные жители совершали обряды поклонения, кормления, поливая обильной росой. » С. Д. Майнагешев.

На вершине, примерно в 100м от входа, практически в центре грота возвышается сталагмит высотой 1м. Вокруг него находится скопление углей, из которых торчат кости. При внимательном осмотре этого места видно несколько осколков горшков из глины и часть деревянной ручки с инкрустацией медными гвоздиками. В окружающей глине на глубине 3см были обнаружены следы копоти, а на полу береста. При разведочной шуровке самого кострища было выявлено, что в углистой массе находились не обгоревшие кости ( это были кости баранов). Также появились фантастические рассказы об этой пещере, культивируемые учёными из Новосибирского института клинической и экспериментальной медицины.

Всё началось с видения одним из участников группы он увидел: « в пяти метрах от себя шамана. Развивающиеся одежды, мохнатая шапка с рогами, горящие глаза и плавные зазывные движения». Это можно было бы списать на расстроенную психику или видения, связанные с усталостью глаз из – за долгого нахождения при ограниченном свете. Но при исследовании этого ведения ученые обнаружили, что электро – магнитное поле в пещере постоянно колеблется, а среди прочих сигналов устойчиво проявляется импульс, совпадающий с появлением у испытателей неприятных ощущений – это не является эмоциями, а свидетельство приборов. Здесь же выявилось, что когда на дневной поверхности электромагнитное поле изменялось незначительно, то в пещере в это время бушевала настоящая « магнитная буря». Но и это не всё. Выявилось, что источник появления импульсов находится где – то в глубинах земли и может потрясти любого обывателя, эти сигналы никакого отношения к природным не имеют. Вывод, поразивший ученых, импульсы такой частоты с устойчивой амплитудой колебаний способен издавать, только искусственный излучатель! Есть мнение, что это радиомаяк космических пришельцев.

Но вернемся к шаману. У ученых возникла гипотеза, базирующаяся на посылке, что памятью обладает не только человек, но и окружающие предметы. При определённых условиях они запечатлевают информацию, поступающую извне. Это подтверждают результаты разработок, которые ведутся в этом направлении во всем мире. Пещера была культовой, и шаманы тех далеких времен, выбрали эту пещеру не случайно, прекрасно зная её воздействие на психику человека. Как они это смогли узнать, ученым так и не удалось восстановить. Го уже в наше время выдающийся русский ученый – биофизик А. Л. Чижевский доказал, что при определенном состоянии солнечной активности возникают народные волнения – в это время люди наиболее податливы на всякие психогенные воздействия. Геофизик Олег Шмидт, изучавший геофизические особенности пород в районе пещеры Кошкулакской, высказывал, что особенности геологии пещеры многократно увеличивают силу изменяющегося электромагнитного поля. Этим и пользовались шаманы более 2тыс. лет назад. Подземные стены могли запечатлеть деяние шаманов и при определенных условиях сегодня проявляют изображения картин – ведений тех времен.

Раздел II. Находки у подножья 4 – го Сундука.

У подножья 4–го Сундука академиком В. Е. Ларичевым были обнаружены остатки древних гробниц. Огромные, весом в несколько сот килограммов, камни покрывают сверху погребальные камеры. Гробницы теснятся около вертикально срезанных пластов песчаника. Скала рядом с гробницами выглядит как вырубленный в камне храм или святилище. Заметно выделяются три отчетливо выступающие на восток козырька – навеса, прикрывающие расположенные ниже плоскости. Изучение последних позволило археологам обнаружить глубоко выбитые изображения людей, животных и необычных по облику фантастических существ. Все это говорит о том, что изображения на трех разных высотных уровнях заметно отличаются друг от друга. Рисунки средней зоны отличаются ясностью сюжета. В нижней части, у подножья святилища, люди и звери обладают неземными устрашающими чертами. Этот уникальный памятник, открытый у подножья 4-го Сундука, был создан нашими предками около 5в. до н. э. и на несколько веков делает древние истоки сказаний народов. Эта легенда в картинах с подвигах героя в трех мирах – подлунном, загробном и небесном – я думаю подтверждает представления человека о существовании трех жизней. Именно эти древние петроглифы вдохновили народного хайджи С. П. Кадышева на тахпахи и сказания о воинах – защитниках, воинах – героях. Так же для истории Ширинского района характерно обилие разнообразных и великолепных рисунков, относящихся практически ко всем эпохам, начиная с неолита. Рисунки отражают картины быта, труда, охоты, боевых действий. Сейчас ученые проводят исследования их содержания. Из расшифровки рисунков на Сундуках, археологам также удалось обнаружить более 20лет назад около п. Тупик, уникальное захоронение конца неолита – начала бронзового века. Если практически все курганы Хакасии ограничены по квадрату со своеобразными воротами на восток, то здесь вокруг центрального захоронения камни расположены вкруговую – таких захоронений, как утверждает профессор Московского университета И. Л. Кызласов единицы во всем мире. Святилище кромлех диаметр круга около 100м, в нем расположен квадрат с подчеркнутыми диагоналями в форме писаницы, придавая камням – особое значение. Это уникальное культовое сооружение. На протяжении веков кромлех считался обрядовым местом.

Раздел III. Туимский провал – Кия-лых Узень.

Одна из легенд.

«Давным – давно здесь дивная гора была, Богатой кладовой на сотни Верст слыла. За много лет хозяин гор богатство накопил, И всем на Удивление прекрасен был и мил. Был тих и добр, поспать любил он всласть,

Пока беда однажды не стряслась. Там, видишь, на скале темнеет Крест кровавый, К любви, терпению взывает он по праву.

Сочится кровь, стекает и струится, Как – будто просит нас Остановиться. Пути добра и зла пересеклись,

Любовь и смерть в одно кольцо слились. Хозяин гор сидел на выступе у Скал, Когда однажды он впервые увидал, девчушку,

Что бежала вдоль реки ,как будто убегала от тоски.

За сотни лет не видел он такой, С тех пор хозяин потерял покой.

Лицом была девчонка хороша, застенчивая, добрая душа.

Следил не раз он с выступа у скал, Как ветер волосы её ляскал,

Как блики от воды играли на лице. Решил дух заточить её в своем Дворце. Тропинку выложил среди больших камней

Девчонка слепо шла задумчиво по ней, Кровавая захлопнулась ловушка,

Попалась словно в паутинку мушка. Очнулась в зале. Ослепительно красиво! Наряды слуги предлагают ей учтиво,

Но солнцу не пробиться в толщу стен. Прекрасен был и ненавистен Этот плен! Так день за днем тихонько полились,

Жизнь шла вперед, и дети завелись. Глаза Таринки – дочки – изумруд

Впитали красоту Отцовских здешних руд,

Ну а мальчишка – вылитый отец – Наполнен смехом, красотой Дворец. рассказы матери им мысли бередят,

Наслушаются, а потом не спят! Какай же там встает с росой Рассвет, И солнечный какой горячий свет.

Но время птицей пролетело, Уйти их мама не успела,

Последний вздох и взор остановился, Хозяин гор на веке с ней Простился. С той, что красотой его пленила,

И время для него остановилаОстался будто не удел, а у Таринки План созрел, Как из дворца уйти скорей,

В сад где выводит соловей весенний праздничный

Мотив, так мелодичен и красив! Идёт Таринка не спеша,

Как мать когда – то хороша, и видит:

Острый солнца луч, вдруг осветил холодный ключ.

Сквозь толщину он пробиться смог хоть

Крепок каменный замок. Свободно выскользнув, пошла,

Тропинку старую нашла, спустилась

С горки под откос, увидела прекрасных коз.

У ног – холодная река, а сердце сжала вдруг тоска.

Красавец парень на пути смеётся с места не сойти.

А подошел, заговорил и свет любви все озарил.

Как – будто век они встречались, И никогда не разлучались!

А брат Таринку потерял, он во дворце везде искал,

И сад проверил, осмотрел. Хрустальный ключ, что звонко пел, лучом

Искристым озаряясь, пошел на свет, и торопясь

Он выбрался, между камней идет тропинкою Скорей, от гнева, злости Воспылал, когда На едине застал сестру и парня на реке

Остался парень и в тоске в горе он штольни Вырубал, вот Долгожданный миг настал, Стены достиг он наконец, пред ним предстал её Дворец, В сиянье золота, камней. В объятья бросился он к ней.

Вдруг во дворце раздался крик. Настал печальный, страшный миг Копьем на век обручены, Сердца влюблённых пронзены

Хозяин сына не простил, но с миром К людям отпустил.

Когда совсем один остался, в края далекие подался.

Богатство людям все оставил, и Рудник руды эти плавил.

На много лет хватило их. Теперь уж гор здесь нет таких. Вниз,

Как посмотришь с высоты, то может быть увидишь ты,

Слезинкой озеро блестит, как драгоценный малахит.

Наверно озеро любви собрало силу всей земли.

Доныне виден всем окрест на сей горе кровавый крест.

И носит эхо звук обвала вокруг Туимского провала!

Еще прослыл в округе он красы невиданной каньон!»

Глава IV. Топонимический словарь.

Населенные пункты Ширинского района.

В Ширинский район входит 31 населенный пункт:

1. Деревня Белый Балахчин (по имени и фамилии основателя);

2. с. Беренжак ( Порачах Чул – Серенький ручей);

3. с. Борец; д. Власьево ( Улуf коль – большое озеро);

4. с. Ворота;

5. д. Гальджа;

6. с. Джирим;

7. с. Ефремкино;

8. пгт Жемчужный;

9. д. Катюшкино;

10. д. Кирово ( Сеектiг – комариное место);

11. п. Колодезный;

12. пгт Коммунар;

13. Аал Малый Кобежиков ( Хызыл Аал - красивый ручей);

14. Аал Малый Спирин

15. ( Азах Сooт – нижний тальник);

16. Аал Марчелгаш ( Марачалыf хаас – солонцовый склон);

17. д. Мендаль;

18. с. Соленозёрное;

19. с. Сон;

20. д. Талкин Ключ;

21. Аал Топанов ( Тоfыр Чул – поперечный ручей);

22. Аал Трошкин ( Чоохчыл Аал – разговорчивое селение);

23. пгт Туим ( Той – ым – пир на реке);

24. д. Тупик;

25. Аал Усть – Фыркал;

26. с. Фыркал;

27. с. Целинное;

28. д. Чалгыстаг ( одинокая гора);

29. д. Чебаки;

30. с. Черное озеро;

31. пгт Шира ( лекарственное озеро).

Вот все населенные пункты нашего района.

Заключение

В основной части своей работы я изучила и описала историю нашего района, историю хакасов. Исследовала много разнообразного материала. Опираясь на этнографический и топонимический материал « Иллюстрированная этнография Хакасов»; Информационный бюллетень « Наша жизнь» Газета « Что в имени тебе моем»; « Край тайги, озер, пещер». Можно сделать вывод, что влияние хакасского этноса на топонимические названия очень велико. Историческое наследие сохраняется для будущих поколений.

Основная цель моего реферата, была раскрыть взаимосвязь легенд, сказаний, мифов хакасов с географическими названиями, исторически – подлинными памятниками.

Показать своей работой, что наши предки жили в согласии с природой, поддерживая её и поклоняясь ей.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)