Справки  ->  Поиск людей  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

История государственных символов России

p>Пожалуй, не найдется в стране человека, который совсем ничего не ответил бы на этот вопрос. Однако ответы, без сомнения, будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы – луга, поля, леса, кому-то на ум придут сувениры: матрешки, самовары, медведи. Любители русской старины расскажут о древнем Московском Кремле, и регалиях – знаках царской власти: скипетре, короне, державе, бармах, Шапке Мономаха и, конечно же, не забудут и русские архитектурные святыни: Красную площадь, Покровский собор (храм Василия Блаженного), храм Христа Спасителя. А кто-то, возможно, обратит свой мысленный взор к своей «малой Родине» - городу, в котором он родился и вырос. И каждый по-своему будет прав.

Символы государства означают его независимость, подчеркивают особенности и значимые традиции, сложившиеся в ходе исторического развития. В новое тысячелетие Россия вошла с обновленной государственной символикой. Наши новые, но, в то же время, преемственные по отношению к прежним, символы отражают важные вехи в многовековом историческом пути России. Музыка гимна написана в советские годы. Флаг – императорский. Двуглавый орел появился еще в Московском царстве. Наша страна по-разному называлась на протяжении истории.

Исторически наше государство большое и многонациональное. Жизнь в нем регулируется Конституцией РФ – основным документом государства, где записаны все законы, определяющие жизнь страны, права и обязанности ее граждан. Все граждане страны обязаны жить согласно Конституции. День принятия конституции является государственным праздником.

В первой статье Конституции Российской Федерации указано современное название нашего государства и определена форма правления:

1. Российская Федерация и Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименование Российская Федерация и Россия равнозначны.

Герб, флаг и гимн – это основные символы любого государства, показывающие его могущество и независимость. Существуют науки, изучающие атрибутику и символику в государстве – это геральдика и сфрагистика. Символы нашей страны знаем не только мы –граждане Российской Федерации, но и люди из разных стран мира. Ведь эти символы являются необходимыми элементами международных встреч и договоров. Это – «лицо» нашей страны. И, конечно, необходимо каждому знать историю возникновения этих символов.

Цель данной работы:

• расширить свой круг знаний в области символики своей страны;

• исследование начального уровня знаний государственной символики у подростков.

Проделывая данную исследовательскую работу, я поставила перед собой следующие задачи:

1. исследовать историю развития государственного гимна РФ;

2. исследовать развитие и изменение государственного герба РФ;

3. найти изображения древних гербов России;

4. исследовать развитие и изменения государственного флага России;

5. исследовать историю Москвы и Кремля;

6. провести опросы на тему символики РФ у подростков;

7. сделать вывод по проделанной работе.

I. История государственного гимна РФ[1]

• Государственный гимн Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации. Гимн – официальный символ каждого независимого государства.

• Слово «гимн» происходит от греческого «hymnos» – торжественная песнь в честь божества. В современном понятии гимн – это хвалебная песнь или торжественное музыкальное произведение без слов.

• Согласно закону, гимн должен звучать в особо торжественных случаях. При исполнении гимна необходимо вставать.

• Гимн – один из наиболее старейших видов вокального жанра. Известны гимны революционные, патриотические, духовные, государственные. Это хоровая песнь торжественного характера.

• Гимны исполняли еще в Древнем Египте и Месопотамии в честь богов. В Древней

Греции их пели хором, аккомпанировали на кифаре и танцевали. Сочиняли гимны и в средневековой Византии и Европе. В христианстве гимны стали составной часть. Богослужений.

В России до Петра I гимнов не было. Торжества сопровождались церковным пением. В XVII в. стали распространяться канты – светские гимны, но исполнявшиеся на церковный манер. Первым неофициальным гимном Российской империи с 1791 г. стал написанный О. А. Козловским марш-полонез «Гром победы, раздавайся!» на слова Г. Р. Державина, созданный в честь взятия русскими войсками крепости Измаил (1790 г. ).

Но вот настало великое и переломное в истории России время – время царствования Петра I. При нем празднование побед сопровождалось пением виватных кантов. Появилась также и другая музыка.

Марш гвардейского Преображенского полка стал главным маршем российской армии. Именно под его музыку русская армия шагала по Парижу в 1814 г. В начале XIX в. у марша появились слова. Вот несколько строчек из куплета:

Пойдем, братцы, за границу

Бить Отечества врагов.

Вспомним матушку-царицу,

Вспомним, век ее таков.

Славный век Екатерины

Нам напомнит каждый шаг;

Те поля, леса, долины,

Где бежал от русских враг

Победа в Отечественной войне вызвала небывалый патриотический подъем. Появилось огромное количество патриотических песен. В 1813 г. В Петербурге была исполнена торжественная песня «Песнь русскому царю» на музыку английского гимна «Боже, храни короля». А в 1815 г. поэт В. А. Жуковский написал стихотворение, которое начиналось словами:

Боже, царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли.

Это стихотворение и стало первым официальным государственным гимном Российской империи с 1816 г.

Сменивший на престоле Александра, Николай I дал указание композитору А. Ф. Львову сочинить новую музыку для российского гимна. Слова сочинил тоже поэт В. А. Жуковский. Он озаглавил их «Боже, царя храни». Впервые гимн был исполнен в Москве 11 декабря 1833 г. в Большом театре и 25 декабря в Петербурге в Зимнем дворце на праздновании 21 годовщины освобождения России от Наполеоновского нашествия. Государственный гимн подлежал обязательному исполнению на парадах, разводах, на утренних и вечерних молитвах в русской армии.

В 1836 г. после постановки оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» в качестве национально-патриотического гимна стал звучать хор «Славься». Этот гимн был упразднен Февральской революцией. И оставался государственным гимном России вплоть до 1917 г. Он был спокоен и гармоничен, но одновременно исполнен внутренней силы.

Гимном новой революционной России по праву стал «Интернационал». Автор слов – француз Э. Потье, член Парижской коммуны, а композитор – французский работник из г. Милля П. Дежейтер. Публично впервые прозвучал этот гимн в 1888 г. В 1902 г. поэт

А. Я. Коц написал русский текст «Интернационала», а затем эта песня стала гимном российской социал-демократии. После победы Великой Октябрьской революции «Интернационал» становится новым государственным гимном молодой Советской республики. С 1922 по 1934 гг. он оставался гимном СССР.

На смену «Интернационалу» в 1944 году пришел новый гимн. Впервые он был исполнен в новогоднюю ночь 1 января 1944 г. Музыка была написана Л. В. Александровым еще в 1939 г. Слова написали С. В. Михалков и Г. Г. Эль-Регистан. Новый государственный гимн СССР утвержден в декабре 1943 г. Повсеместное исполнение с 15 марта 1944 г. Все торжественные собрания, конференции, съезды КПСС начинаются и заканчиваются этим гимном.

Новая редакция музыки и текста гимна (авторы те же) была утверждена 27 мая 1977 г. , исполнение введено с 1 сентября 1977 г. Таким государственный гимн был до 1990 г.

В 1993 г. в России был утвержден новый гимн. Эта была «Патриотическая песня» М. И. Глинки. Но текст к гимну так и не был утвержден.

После президентских выборов в России в 2000 г. опять встал вопрос о гимне. 8 декабря 2000 г. был принят федеральный конституционный закон «О государственном гимне Российской Федерации». 20 декабря он был одобрен Советом Федераций, а 25 декабря был утвержден президентом В. В. Путиным. Текст гимна снова написал поэт С. В. Михалков. Современный гимн России впервые был исполнен в 2001 г.

Гимн – это музыка и слова для воспевания и прославления Родины, торжественная песнь. Официально такая песнь появилась в 1883 г. , по указанию Николая II. Его исполняли при проведении строевых и церковных парадов, почетных караулов, вручении знамен и наград, строевых смотров, встреч государя и других торжественных случаях. Но с 1917 г. Из-за смены власти полностью изменились и текст, и музыка, так как они прославляли самодержавие. Так же сегодня не актуален и гимн СССР. Гимны соответствовали запросам политического строя. Однако гимну Франции 200 лет, Англии – более 300 лет. Слова этих гимнов проникнуты любовью к Родине, заботой о защите от ее внешних и внутренних врагов, обращением к таким общечеловеческим принципам, как свобода, равенство, братство. Таков и современный гимн РФ, принятый 25 декабря 2000 г. , указом президента РФ. Впервые он был исполнен в новогоднюю ночь с 31 декабря 2000 г. на 1 января 2001 г.

Государственный гимн – это торжественное музыкально-поэтическое произведение, принятое как символ государственного единства. Текст гимна отражает чувства патриотизма, уважения к истории страны, ее государственному строю.

Государственный гимн Российской Федерации может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом, либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции.

Государственный гимн Российской Федерации может исполняться в точном соответствии с утвержденной музыкальной редакцией и текстом.

Звучание гимна обязательно при вступлении в должность руководителей органов государственной власти, открытии и закрытии официальных церемоний, в том числе и за рубежом, а также ежедневно в 6 и 24 часа по местному времени и радиоэфире и в новогоднюю ночь после боя часов на Спасской башне в 24 часа. В том случае, если исполнение гимна сопровождается поднятием флага России, все присутствующие поворачиваются к нему лицом. При официальном исполнении Государственного гимна России присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов.

II. История создания государственного герба РФ[2]

• Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.

• Слово «герб» происходит от немецкого «эрбе» - наследство.

• Государственный герб обязательно помещается на бланках федеральных законов, решений органов власти, на фасадах правительственных зданий, на форменной одежде для военных лиц.

• Герб – это изображение, которое отражает внутреннее устройство государства, его могущество и т. д. Есть специальная наука о правилах составления гербов и истории их возникновения и развития. Эта наука называется геральдикой. Гербом называют изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города.

Гербы появились очень давно. Они найдены на монетах, медалях и печатях древних государств и городов. Так, например, гербом шумерских государств, существовавших более четырех тысяч лет назад, был орел с львиной головой, гербом Древнего Египта – змея, Персии – орел, Армении – лев, увенчанный короной, Афин – сова, Коринфа – крылатый конь, острова Родос – роза. На шлеме Александра Македонского был изображен морской конек. В старину гербы имели как дворянские роды, так и отдельные лица.

В России гербы появились давно, но это были рисунки, которые не подчинялись правилам составления герба. Из-за отсутствия рыцарства на Руси гербы были мало распространены. Старинные гербы русских городов рассказывают потомкам о красоте и богатстве родной земли, о ратных подвигах, о народных сказаниях и легендах. При этом значение имеют не только изображенные на гербе фигуры, но и цвет фона. В русских гербах голубой цвет выражает красоту и величие, зеленый – изобилие, красный – мужество и храбрость. Часто на княжеских печатях изображались святые – покровители того или иного князя. Единого же и постоянного герба, передаваемого по наследству, в Древней Руси не существовало.

До начала XVI в. Россия была разрозненным государством, поэтому и речи о государственном гербе идти не могло.

Герб появился при Иване III. Он был поистине крупнейшей исторической фигурой и правил с 1462 по 1505 гг. [3] При нем было свергнуто ордынское иго.

Суверенному государству потребовалась соответствующая его рангу государственная символика[4]. Москва уже тогда становится центром Русского государства. А Иван III женится на племяннице византийского императора. Но вскоре Византия – центр Восточной Римской империи – гибнет под ударами завоевателей – турок. И тогда Иван III принимает в качестве своего герба изображение византийского двуглавого орла.

Двуглавый орел – древнейший символ, возникший на Древнем Востоке. Крестовые походы способствовали распространению этого символа по Европе. В гербе Византии две головы орла показывали два центра Римской империи: восточный (Византию) и западный (Рим). В гербе Москвии (так тогда называлась Россия) двуглавый орел стал означать, что Москва пришла на смену Византии, сделалась «Третьим Римом», но на груди орла появляется щит с рисунком воинственного всадника – неизменный герб Москвы. В качестве герба в то время выступала печать, на лицевой стороне которой был изображен всадник, протыкающий копьем змия, а на оборотной – двуглавый орел. Впервые этой печатью Иван III скрепил грамоту в 1497 г. Затем этот герб стал символом Российской Империи. Избрав в качестве символа двуглавого орла, Иван III давал понять, что ранг государя всея Руси равен рангу императора Священной Римской империи. Кроме того, двуглавый орел Византии позволял русским царям считать себя и свое государство преемниками Древнего Рима.

Постепенно Московская Русь превратилась из слабого, малоизвестного государства в мощное, завоевавшее мировой авторитет. И герб менялся с течением времени. Он начинался с орленка, но вскоре он начал раскрывать крылья, над его головой появились императорские короны, в лапах – атрибуты монархической власти: скипетр и держава, на груди появился герб Москвы, символизирующий ее столичный статус, на крыльях стали появляться гербы царств и княжеств, входящих в состав России.

На протяжении последующих 200 лет русский орел постоянно преображался. При Елене Глинской он имел вид разжиревшей, короткохвостой птицы с опущенными крыльями. При Иване IV получает в свои лапы грозный меч и распускает крылья. В смутное время, период самозванцев и лжеправителей, имеет вид двуглавой взъерошенной курицы.

Орлы первых Романовых незначительно отличались от русского орла времен Ивана III. Лишь в 1653 г. , после присоединения Украины, на торжествах по этому случаю в Москве появляется трехглавый орел[5]. Три головы нового орла должны были знаменовать новый титул русского царя: «Всея Великия и Малыя и Белыя Руси царь, государь и самодержавец».

В специальном указе царя Алексея Михайловича 1667 г. написано: «Орел двуглавый есть герб державный великого государя». В современном законе РФ «О государственном гербе» написано: «Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона». Черный, желтый и белый цвета более 400 лет являлись русскими гербовыми цветами. Черный, цвет российского двуглавого орла - символ великой державы, государственной стабильности, крепости. Золотой (желтый), цвет знамени православной Византии - символ духовности, твердости духа, для русских – сохранение православной веры. Белый – цвет вечности, чистоты, для русских – это цвет Георгия Победоносца.

Но после смерти Алексея Михайловича вновь возвращается старый орел[6]. Серьезные изменения рисунок русского орла потерпел после победы России в Северной войне и провозглашения России империей[7]. Орлиное тело покрывается цепью Андрея Первозванного как символом абсолютной и неразрывной связанности России с ее династией.

В 1892 г. в Своде законов российской империи в I томе впервые встречается описание Государственного герба, который с этого времени становиться незыблемым. В таком виде он просуществовал до 1917 г[8].

В 1917 г. двуглавый орел вновь стал гербом РФ и как прежде охраняет западные и восточные рубежи страны.

После февральской революции рисунок орла упрощается, его изображение встречается лишь на денежных банкнотах царского правительства.

В 1918 г. Гербом Советской России становиться серп и молот в лучах восходящего солнца на фоне земного шара[9]. После образования СССР (1922 г. ) на алых лентах, обвивающих колосья, на языках народов 15 республик написано: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Герб венчает пятиконечная красная звезда.

30 ноября 1993 г. указом президента России был утвержден новый государственный герб – двуглавый орел, рисунок которого выполнен по мотивам малого герба Российской империи.

Закон «О Государственном гербе РФ» был принят 25 декабря 2000г[10]. Существующий ныне герб РФ не отражает каких-либо идеологических, классовых, религиозных устремлений. Он строго соответствует исторической традиции и олицетворяет силу, мощь, независимость, единство и суверенитет России.

Фон герба – красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита – золотой двуглавый орел. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. Правой лапой орел сжимает скипетр – жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава – золотой шар с крестом на верху. Над головами орла располагаются короны. В давние времена корона, скипетр, и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают об историческом прошлом нашей Родины, символизируют единство нашего государства и независимость ее от других государств. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец. Он сидит на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке он держит серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами.

Этот герб Москвы появился после битвы московского князя Дмитрия Донского с монголо-татарскими полчищами на Куликовом поле. Символика изображений на гербе - историческая, но отдельные её элементы могут быть переосмыслены с позиций сегодняшнего дня. Так, три короны можно трактовать как символы трех ветвей власти - исполнительной, представительной и судебной. Скипетр - это символ защиты суверенитета государства. Держава - символ единства, целостности государства. Всадник, поражающий копьем дракона - символ борьбы добра и зла. Вместе с тем, этот символ указывает, что Москва, Русь - сердце страны.

III. История государственного флага РФ[11]

• Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом России, отличительным знаком государства, описание которого устанавливается законом.

• Существует предположение, что прародителем первого флага мог быть посох древнего пастуха, ведущего за собой стадо.

• Государственный флаг, как и герб, является символом достоинства нации. При торжественном подъеме или выносе флага ему отдаются воинские почести. Флаг Российской Федерации размещается на правительственных зданиях страны, на транспортных средствах президента РФ, представителей правительства, руководителей государственных делегаций. В дни траура, в знак скорби, все флаги приспускаются, а на флоте повязывают черные ленты.

Славянские знамена первоначально имели вид шеста, возможно с конской гривой или хвостом вверху. Со временем гривы заменили матерчатым клином яркого цвета. В IX веке с образованием славянских княжеств с центрами в Пскове, Смоленске, Чернигове стали возникать и первые предшественники флага – стяги, символы княжеской власти. Стяги представляли собой длинные шесты, на которых укреплялись древесные ветви, пучки трав, конские хвосты. Затем для стягов стали использовать большие куски тканей яркого цвета. Во времена сражения стяги находились на самом видном месте, чтобы их мог видеть каждый ратник. Сражающая сторона стремилась в первую очередь сбить стяг противника.

После введения христианства на Руси стали изображать на стягах крест Господень, и они приобрели значение святыни: под ними стали проводить церковные службы, приносить присягу. В конце XIV в. на русских стягах появляется лик Спасителя.

Так, в 1380 г. На Куликовом поле на великокняжеском стяге красного цвета был изображен именно Иисус Христос. В древнейшем документе «Поведение и сказание о побоище великого князя Дмитрия Донского» стяг впервые называется «знаменем».

Усиление государственной власти приводит к изображению герба на знаменах.

В 1472 г. при Иване III золотое полотнище с черным орлом, венчанным двумя коронами, становиться государственной хоругвью России.

1 января 1856 г. выходит указ Александра II, в котором черный, золотой (оранжевый) и белый цвета названы «государственными цветами России».

Царь Алексей Михайлович решал, какими будут государственные цвета России. Для утверждения ему были представлены белый, синий и красный цвета.

При царствовании Петра I существует одновременно сразу 3 флага: белый с синим поперечным крестом – для военного флота (Андреевский); бело-сине-красный – для торгового флота; черно-желто-белый – государственный флаг Российской империи. В 1969-1701 гг. Петр I создает множество эскизов нового флага. Он не стал менять государственные цвета, но определил точное расположение горизонтальных полос, совпадающее с древним пониманием строения мира: снизу (красная линия) – физический мир людей, полный забот, страданий, страстей; выше (синяя линия) – мир ангельский, небесный; еще выше (белая линия) – мир божественный. Именно этот бело-сине-красный флаг станут называть русским национальным флагом.

8 апреля 1918 г. ВЦИК утвердил декрет, который гласил: «Флагом Российской республики установить красное знамя с надписью «Российская Социалистическая Федеративная Республика». Принятая 10 июля 1918 г. Конституция РСФСР определила, что торговый, морской и военный флаг состоит из полотнища алого цвета, в левом углу которого помещены золотые буквы РСФСР.

Современный флаг полностью соответствует эпохе Петра Великого, а статус государственного он приобрел после указа Президента РФ. 21 августа 1991 г. Верховный Совет РФ постановил считать «исторический флаг – официальным флагом России».

Государственный флаг представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из 3-х горизонтальных полос: верхней – белой, средней – синей, нижней – красной. Это издавна любимые цвета народов России. Белый – цвет снегов, облаков, березок – олицетворяет великодушие, благородство. Синий – цвет неба, реки, цветущего льна, подснежников – олицетворяет верность и честность. Красный цвет соотносился с храбростью, удалью и символизировал мужество, смелость и любовь. Современное звучание цветов флага РФ таково: алый – слава, материальное и духовное благосостояние, утверждающий жизнь и обновление; лазоревый – надежда, согласие, мир; белый – вера, чистота помыслов.

А еще у нашего флага есть свой праздник, который отмечается 22 августа.

IV. История столицы Российской Федерации

Столицы Российской Федерации – город Москвы, и его по праву можно назвать своеобразным символом России, изображения его исторических памятников часто появляются на документах, открытках, книгах и др.

Существует восемь легенд об основании Москвы. Вначале следует остановиться на четырех из них, имеющих общие черты.

Самая подробная и известная из них — легенда о князе Юрии Долгоруком и боярине Степане Кучке. Она была записана в XVII в. по поручению царя Алексея Михайловича. В то время поисками преданий о столице растущего Российского государства занимались независимо друг от друга четыре разных человека. Каждый из них слышал устные рассказы, которые, видимо, существенно разнились. В результате получилось четыре повести.

Рассказ о Степане Кучке — самый правдоподобный из них. Согласно легенде, в 1158 г. князь Юрий Долгорукий ехал из Киева во Владимир. Посреди болота он увидел «огромного чудного зверя. Было у зверя три головы и шерсть пестрая многих цветов. Явившись людям, чудесный зверь затем растаял, исчез, словно туман утренний». Греческий философ на вопрос Юрия о значении видения сказал, что в этих местах «встанет град превелик, треуголен, и распространится вокруг него царство великое. А пестрота шкуры звериной значит, что сойдутся сюда люди всех племен и народов». Князь поехал дальше и увидел город Москву, бывшую во владении боярина Кучки. Юрий решил остановиться в этом городе, но Кучка «не почте великого князя подобающею честию».

Сначала он отказался впустить Юрия с дружиной в город под предлогом нехватки места в хоромах, которые якобы были недавно частично разобраны и теперь строились заново, а затем и вовсе отказался подчиняться князю, говоря, что все беглые из владимиро-суздальских вотчин сбегаются к нему, и он скоро станет вровень с Юрием.

Тогда князь, заподозрив Кучку в сговоре с новгородцами, повелел «того боярина ухватити и смерти предати». После непродолжительного боя суздальская дружина через главные ворота ворвалась в город, а Кучка через малые ворота вместе с воеводой Букалом (по другой версии этой легенды, изложенной А. Ф. Малиновским, Букал был отшельником и жил в маленькой хижине неподалеку от Москвы) и остатком воинов бежал в леса, где был вскоре настигнут и убит воинами Юрия. Город Москва стал частью владений великого князя.

К детям Кучки, попавшим в плен, Долгорукий отнесся милостиво, говоря, что они не виноваты в преступлении своего отца. Дочь боярина Улита была выдана замуж за сына Юрия, Андрея Боголюбского; сыновья Яким и Петр стали его слугами.

Долгое время они жили в мире и согласии, но однажды, уже после смерти Юрия Долгорукого, Улита неожиданно встретила в лесу воеводу Букала, уже глубокого старца, и узнала от него историю гибели своего отца. Рассказ Букала Улита пересказала братьям. Охваченные жаждой мести, они решили убить князя Андрея.

Кучковичи напали на князя во время охоты, но Андрею удалось ускакать от них. Загнав коня, князь отправился дальше пешком и вышел на берег реки. Там он увидел перевозчика и попросил перевезти его на другой берег, но тот, выманив у князя плату вперед, уплыл прочь. Андрей, оставшись один и опасаясь погони, спрятался на ночь в сруб-могилу.

Кучковичи же, боясь его мести, на следующий день отправились на поиски, взяв с собой по совету Улиты любимого княжеского пса-выжлеца. Пес привел их к срубу-могиле, где спрятался князь, всунул голову в сруб и, радуясь хозяину, замахал хвостом. Увидев это, Кучковичи, раскрыв крышу на срубе, набросились на князя и убили его. Но вскоре слуга Андрея, Давыд, ночью убежал к брату князя — Даниилу Юрьевичу Киевскому (вымышленный персонаж) — и рассказал ему, что Андрей убит. После этого Даниил пришел с войском под Москву, и москвичи выдали ему Кучковичей. Улита с братьями были казнены, а тела их положены в берестяные короба и пущены в озеро.

Согласно легенде, эти короба до сих пор всплывают по ночам на поверхность, «ибо таковых злодеев ни земля, ни вода принять не хотят». Что касается Даниила, то он после этого решил не возвращаться в Киев и стал московским князем.

Из всех легенд об основании Москвы эта является, пожалуй, самой правдоподобной, так как она единственная, которая соотносится с известными фактами.

Во-первых, среди убийц Андрея Боголюбского летопись действительно упоминает неких Якима и Петра Кучковичей.

Во-вторых, во Владимирской области до наших дней сохранилось предание, что в Плавучем озере под Владимиром плавают в дубовых коробах братья Кучковичи, убитые за вероломство великим князем Всеволодом Большое Гнездо.

Наконец, в-третьих, в летописи есть упоминание о том, что Москва раньше называлась Кучковым: «До Кучкова, рекше до Москвы». В XIV—XV вв. летописи несколько раз называют одно из московских урочищ (в районе Сретенских ворот, Чистых прудов и Лубянской площади) Кучковым полем. Что же касается слабых мест легенды, то одно из них видно сразу же: князь Юрий Долгорукий умер в 1157 г. , за год до времени ее действия. Кроме того, согласно той же летописи, в которой упоминаются братья Кучковичи, причиной убийства ими Андрея Боголюбского была не месть за смерть Степана Кучки, а решение Андрея казнить за какой-то проступок брата своего слуги Якима Кучкова — Петра. В ответ Яким и организовал упомянутый в легенде заговор.

Реальными событиями могли быть война между Долгоруким и Кучкой, победа Юрия и, возможно, убийство Кучковичами князя Андрея. Остальное же является литературным вымыслом.

Одновременно с легендой о Юрии Долгоруком была записана и другая, согласно которой Москву основал сын Александра Невского Даниил, который отнял земли у уже упомянутого боярина Кучки и был убит за это сыновьями последнего. Эта версия почти полностью копирует предыдущую; возможно, она возникла в результате ее пересказа.

Чудесное видение упоминается еще в одной легенде, записанной тогда же. В ней также говорится о Данииле, только уже не об Александровиче, а об Ивановиче, который, в отличие от Александровича, является, скорее всего, вымышленным персонажем. Он, повинуясь видению, основал на указанном в нем месте город, получивший название Москва.

Интересно, что сцена убийства князя, абсолютно аналогичная сцене убийства Андрея Боголюбского, имеется и в другом рассказе, не имеющем ничего общего с легендой о Кучке и Юрии Долгоруком. Там не названо имя князя, но сказано, что убийцы были подосланы к нему неверной женой. Вскоре после убийства брат князя захватил в плен и казнил изменницу и ее наемников, а затем на месте совершенного ими преступления основал город — «около красных сел по Москве-реке» — и назвал его Москвой.

Есть и еще одна интересная легенда о начале Москвы, также записанная в XVII в. — одновременно с рассказами о боярине Кучке.

Согласно этой легенде, город основал библейский герой Мосох, сын Иафета, внук Ноя. Легенда гласит, что когда-то, в незапамятные времена, он поселился на реке, которая носит сейчас название Москва, и основал там город. Названия реки и города, по мнению автора, происходит от имени Мосоха и его жены Квы. У Мосоха и Квы был сын Я и дочь Вуза, от чьих имен происходит название реки Яузы.

Такой набор имен сразу наталкивает на мысль, что не названия рек происходят от имен Мосоха и членов его семьи, а, наоборот, имена Ква, Я и Вуза происходят от названий соответствующих рек. Тем не менее легенда эта весьма популярна.

А. Асов в статье «Сколько лет Москве» приводит рассказ дьякона удаленного от Москвы Холопьего монастыря на реке Мологе, Тимофея Каменевича Рвовского: «И созда же тогда Мосох-князь и градец себе малый на превысоцей горе той над устии Явузы-реки, на месте оном первоприбытном своем именно московском, иде же и днесь стоит на горе той церковь каменная святаго и великаго мученика Никиты, бесов мучителя».

Ссылка на церковь мученика Никиты сделана, очевидно, для того, чтобы придать рассказу максимальную достоверность. Асов указывает также, что легенда о Мосохе может быть подтверждена географическими данными: на Кавказе есть река Моква и племя месхов.

Многие церковные деятели называют эту версию правильной и по сей день. Очень популярной была она и в XVII в.

Помимо этих уже описанных легенд об основании Москвы существуют и другие, менее подробные и менее известные. Согласно одной из них, Москву основал сам князь Олег, правивший в 879—912 гг. : «Олег же нача грады ставите. и прииде на реку, глаголемую Москву, в нея же прилежат реки Неглинная и Яуза, и поставил град не мал, и прозва его Москва».

Бытовала также легенда об отшельнике Вукале или Букале (тезке воеводы Степана Кучки), жившем где-то рядом с Москвой и предсказавшем городу его судьбу.

Наконец — единственная, пожалуй, легенда, неверность которой доказана, — легенда о Саре и Подоне. Интересна она своим происхождением.

Дело в том, что в 1261 г. в городе Сарай-Бату, в столице Золотой орды, было учреждено православное Сарское епископство. Вскоре по аналогии было создано Подонское епископство. Сарский епископ поддерживал тесную связь с Москвой и другими русскими городами. В Крутицах, что на Рязанской дороге, было устроено подворье для сарских епископов или их представителей, приезжавших в Москву или проезжавших в северные княжества. В конце XIII или в начале XIV в. оно превратилось в Крутицкий монастырь.

Около возвышенности, на которой стоял этот монастырь, протекали две речки, одна с севера, другая с юга. Чуть позже эти речки получили названия в честь Сарского и Подонского епископств: северная стала называться Сарой, южная — Подоном.

Еще чуть позже происхождение этих названий забылось, и появилась легенда, по которой город Москву основали некие Подон и Сара.

Итак, получается целая коллекция легенд, причем довольно разнообразная. Интересно не только число основателей города, но и продолжительность самого процесса его основания: от первых веков после всемирного потопа до времени княжения Даниила Александровича.

Среди описанных легенд есть такие, недостоверность которых очевидна, есть и довольно правдоподобная версия — история о Кучке и Юрии Долгоруком.

Наверняка существуют и другие легенды. Возможно, в будущем будут найдены какие-то новые источники, которые помогут выяснить истинные обстоятельства основания Москвы и установить, какая же из версий правильна.

Происхождение названия «Москва»

По одной из версий название города состояло из корней "моск" (на древнеславянском языке – кремень) и "ков" (то есть прятаться). Значит слово "Москва" означало "каменное укрытие" и от города это название перешло и на реку.

Но всё-таки большинство исследователей считает, что город получил своё название от реки. Наиболее вероятны две версии происхождения названия реки и города. Согласно первой из них слово "Москва" финского происхождения и относится к тем далёким временам, когда по берегам реки ещё обитали древние финские племена, оттеснённые впоследствии на север славянами. Окончание "ва" в данном случае переводится как вода, река, а начало слова кто-то переводит как "медведь", а кто-то как "корова". По второй версии имя реке дали славяне, и означало оно на древнеславянском языке "мокрая", "сырая". Обе гипотезы сходятся в одном – в названии города заложено указание на воду, сырость.

История Москвы

1663 годом датируется древнейшее дошедшее до наших дней печатное картографическое изображение Москвы отечественного производства. Эта миниатюрная карта (12*10 см) помещена на титульном листе Библии, принадлежащей царю Алексею Михайловичу. Называется она "Град царя великаго: в лето отвоплощениа слова божиа 1663", выполнена гравером Зосимой и отпечатана на московском печатном дворе. Карта ориентирована на восток, дает изображение Москвы в пределах современного Садового кольца. Контурами показаны городские кварталы. Стены, рвы, отдельные здания даны перспективными рисунками. Заглавие помещено над планом в картуше в виде свитка, над ним двухглавый орел с гербом Москвы и тремя коронами над головами. Внутри рамки несколько картушей с библейскими текстами. Москва представлена как символ Нового Небесного Иерусалима.

В Тверской летописи под 1156 г. записано, что Юрий Долгорукий заложил город Москву. Историки давно обратили внимание на противоречие: в 1156 г. Юрий Долгорукий княжил в Киеве. В. А. Кучкин считает, что "в первой половине 1156 г. Юрий посетил Ростово-Суздальское княжество, назначил там себе преемников и заложил град Москву". Сомнительно, однако, чтобы такая поездка осталась незамеченной летописцами.

Большинство историков подвергают сомнению либо дату, либо содержание записи. Так, Ю. А. Лимонов полагает, что Москва была построена раньше 1156 г. Считая, что именно в 1152-54 гг. была необходимость укрепить южную границу Суздальской земли, и учитывая, что для начала строительства города не подходили зима, поздняя осень и ранняя весна, Лимонов относит закладку "града Москвы" к середине 1153 г.

А. Н. Насонов предполагал, что "непосредственно строил укрепления не сам Юрий, а сын его Андрей". Такого же мнения придерживается и Б. А. Рыбаков. Этот взгляд можно считать вполне обоснованным.

Действительно, в 1156 г. Андрей Боголюбский еще не был законным властителем Суздальской земли, и ему необходимо было действовать от имени своего отца. Женатый на дочери бывшего владельца этих мест, он мог рассматривать Москву как свою волость. Можно думать, что Андрей укреплял ее и в последующие годы. Не случайно после его смерти, когда возникла война между Ростовом и Владимиром, москвичи однозначно поддержали владимирцев.

Упоминание о Москве

Весной 1147 года суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил князя Святослава: "Приди ко мне, брате в Москов!" Так впервые в древних летописях упоминается о Москве, поэтому принято считать, что 1147 год — год рождения Москвы.

Юрий Долгорукий — основатель Москвы.

Юрий Долгорукий (1125–1157) — сын Владимира Мономаха, получивший прозвище "Долгорукий" за постоянное стремление расширить свою территорию и подчинить себе Киев.

Москва была выстроена на месте бывшей усадьбы боярина Кучки, конфискованной Юрием Долгоруким.

Село Кучково (около нынешних Сретенский ворот) — место основания Москвы.

Здесь 4 апреля 1147 года состоялись переговоры Юрия с черниговским князем Святославом, привезшим в качестве подарка Юрию шкуру пардуса (барса).

В 1156 году построены первые деревянные стены будущего московского Кремля.

1240–1480 — власть над Русью монголо–татар.

Начало XIII века: Москва — самостоятельное княжество. Образованы первые московские районы: Занеглименье, Заяузье, Замоскворечье. Москва становится торговым центром Руси и объединяет вокруг себя русские княжества для борьбы с монголо–татарской Золотой Ордой.

С 1263 года Москва — столица образовавшегося московского княжества.

1156 г. - построен первый деревянный Кремль, который часто страдал от пожаров.

1340 г. - отстроены новые дубовые стены Кремля.

1367 г. - построена белокаменная крепость при князе Дмитрии Ивановиче.

1485–1495 гг. - при князе Иване III итальянскими зодчими построены новые кирпичные стены, сохранившиеся до наших дней. По верху стен — двурогие зубцы с бойницами, похожие на ласточкины хвосты. Их больше тысячи.

Общая длина — 2,25 км.

Толщина — от 3,5 до 6,5 м.

Высота от 5 до 19 м.

8 сентября 1380 г. - Куликовская битва За 30 дней князь Дмитрий собрал огромное войско со всей Руси. Игумен Троице–Сергиева монастыря Сергий Радонежский благословил войско. В поединке перед боем Пересвет победил Челубея. Битва русских воинов с Золотой Ордой произошла на берегу реки Непрядва на поле Куликовом.

Соборная площадь Кремля

Успенский собор построен в 1475–1479 гг. итальянским зодчим Аристотелем Фиоравенти, предназначен для важнейших государственных церемоний.

Благовещенский собор построен в 1484–1489 гг. псковскими мастерами, придворная церковь великого князя.

Храм Расположения построен в 1484–1489 гг. псковскими мастерами.

Грановитая палата построена в 1487–1491 гг. итальянскими архитекторами Марко и П. –А. Солари, была предназначена для пиров и приемов.

Архангельский собор построен в 1505–1508 гг. итальянским зодчим Алевизом Новым, служила усыпальницей великих московских князей.

Колокольня Ивана Великого

Построена в 1505–1508 гг. итальянским архитектором Боном Фрязином.

Высота — 81 м.

Толщина стен — от 2,5 до 5 м.

Вверх 329 ступеней.

На колокольне 18 колоколов.

Самый большой весит 64 т.

В 1532–1543 гг. рядом с колокольней сооружена Звонница.

Во время войны с Наполеоном в 1812 г. оба сооружения были разрушены. Восстановлены в 1814–1815 гг.

Царь-пушка

Самое большое по калибру орудие в мире Отлита в 1586 году русским мастером Андреем Чоховым.

Вес — 40 тонн.

Длина — 5, 34 м.

Калибр — 89 см.

Предназначалась для обороны Кремля, но из нее никогда не стреляли. На правой стороне дула — изображения царя Федора Ивановича на коне. Могла стрелять мелкими камнями или кусками железа, а не ядрами, которые находятся около нее.

Царь-колокол

Отлит из бронзы мастером Иваном Моториным и его сыном Михаилом в 1733–1735 гг.

Вес — свыше 200 т.

Высота — 6,14 м.

Диаметр — 6,6 м.

В 1737 году во время пожара колокол треснул, от него отвалился кусок весом 11,5 тонн. Колокол остался на земле, ни разу не огласив Москву своим звоном.

Красная площадь

Торг — Троицкая — Пожар — Красная: так изменялись названия площади.

1555–1560 гг. — при Иване Грозном в честь взятия Казани возведен Покровский собор — "храм, что на рву", храм Василия Блаженного (зодчие Барма и Постник).

У его стен похоронен популярный в народе в те времена юродивый Василий Блаженный.

1534 г. — Лобное место (самое высокое место площади), служило для оглашения царских указов.

1818 г. — памятник К. Минину и Д. Пожарскому (скульптор И. Мартос) — первый скульптурный памятник Москвы. Средства на его сооружение были собраны по всенародной подписке. "Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия" — эта надпись на памятнике сохранилась до наших дней.

1883 г. — Государственный исторический музей (арх. В. Шервуд)

1890 г. — новое здание Верхних торговых рядов, в которых размещалось около тысячи магазинов (сейчас это здание — ГУМ). Арх. А. Померанцев.

1930 г. — мавзолей В. И. Ленина Арх. А. Щусев.

1993 г. — восстановлен Казанский собор, возведенный при князе Дмитрии Пожарском в 1612–1614 гг.

1995 г. — восстановлены Воскресенские ворота и Иверская часовня (1669 г. )

Китай–город

Находящийся рядом с Красной площадью Большой посад обнесли земляным валом с огромным плетнем из жердей и назвали Китай–город. Название произошло:

• от слова "кита" — связка жердей, применяемых при сооружении оборонительных сооружений;

• от слова "китай" — по–монгольски "средний". "Китай–город" — "средний город".

В 1535–1538 годах сооружается Китайгородская каменная стена (итальянский архитектор Петрок Малый). В ней было 7 башен с воротами, от которых начинались дороги из Кремля в русские города.

Длина стены около — 2600 м.

Высота не превышала — 9 м.

Толщина — 6 м.

Большая часть Китайгородской стены была разобрана в 1934 году.

Никольская улица Китай – города образовалась на месте дороги, которая вела из Кремля в Ростов Великий, Суздаль и Владимир. На этой дороге стоял монастырь Николы Старого. От этого монастыря и получила свое название улица. "Никольская — улица торговая" — говорили в прошлом. Но это и улица просвещения: на ней находились Печатный двор, книжные лавки, Славяно–греко–латинская академия, первая аптека.

Ильинка: названа по Ильинскому монастырю и церкви Ильи Пророка. Улица торговцев, купцов, банкиров. У Ильинских ворот был открыт памятник–часовня в честь русских гренадеров–героев Плевны (1887 г. )

Варварка: названа по находящейся на ней церкви Святой Варвары. Здесь сохранился старый Гостиный двор, где раньше останавливались путешественники, купцы и дипломаты.

Великая (сейчас не существует): самая первая улица Москвы. Проходила вдоль берега Москва–реки до церкви Зачатия святой Анны.

V. Результаты опроса

«Что для вас символизирует Россию?»

Опрошенных: 37 человек

Возраст: от 12 до 18 лет

Описание: Опрос проводился в городе Юрга. Опрошенным гражданам Российской Федерации предлагалось ответить на вопрос: «Что для них символизирует Россию». Подводя итоги, были выявлены наиболее повторяющиеся ответы. Эти ответы распределены на места по убыванию их популярности:

1. Медведь

Глобальное потепление изменит российский климат, но стереотип о медведе на Красной площади – никогда. Медведь издавна символизирует российскую политику в зарубежной прессе что при царе-батюшке, что при коммунистах, что в наши дни.

2. Матрешка

Споры о том, в какой именно стране впервые появилась деревянная кукла с секретом, идут до сих пор. Но при этом никто не оспаривает: матрешка как имиджевый продукт ассоциируется только с Россией.

3. Спасская башня

Архитектурный символ России – в нем и синоним высшей власти, и напоминание о народных суевериях. С первым боем курантов принято загадывать желание, с последним – встречать новый год.

4. Тройка

Про «птицу-тройку – Русь» учат в нашей школе, но и для иностранцев конная тройка – это сугубо русский символ. И дело не только в том, что «дух захватывает», просто нигде больше в мире такого построения нет.

5. Балалайка

«Все русские играют на балалайке» – эта знаменитая цитата из «Неуловимых» в целом соответствует зарубежным представлениям о музыкальных пристрастиях в России. Спорить бессмысленно, ведь сегодня на русской балалайке играют даже рок-н-ролл.

Результаты опроса

«Что обозначают цвета полос на флаге РФ?»

Опрошенных: 37 человек

Возраст: от 12 до 18 лет

Описание: Опрос проводился в городе Юрга. Опрошенным предлагалось дать объяснение цветам полос флага России. Итоги были выражены в процентном отношении.

Красный цвет: победа - 38%; цвет крови, пролитой в войнах - 32%; не знаю - 22%; красота - 8%.

Белый цвет: свобода - 57%; независимость - 19%; чистота помыслов - 13%; не знаю - 11%.

Синий цвет: морская держава - 46%; небо - 22%; не знаю- 16%; верность- 16%.

Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом России, отличительным знаком государства, описание которого устанавливается законом. Все граждане России должны знать этот символ, а также значения его цветовой гаммы.

Результаты опроса

«Знаете ли вы текст гимна РФ, его автора?»

Опрошенных: 37 человек

Возраст: от 12 до 18 лет

Описание: Опрос проводился в городе Юрга. Опрошенным предлагалось спеть гимн России и назвать его автора. Итоги были выражены в процентном отношении.

Авторов знают - 76%; не знают - 13%; затрудняются ответить - 11%.

Текст гимна знают - 81%; первый куплет с припевом - 14%; не знают - 5%.

Государственный гимн Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации. Государственный гимн – это торжественное музыкально-поэтическое произведение, принятое как символ государственного единства. Текст гимна отражает чувства патриотизма, уважения к истории страны, ее государственному строю. Авторы А. В. Александров и С. В. Михалков.

Заключение

К государственным символам относятся герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей страны. Они нужны нам как воплощение истории нашей Родины и отражение ее настоящего, как выражение патриотизма ее граждан и обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ. Как раз, поэтому отношение к государственным символам – это отношение к самому государству.

Каждый гражданин России обязан знать текст гимна, герб и флаг своей страны. Это почетная обязанность любого гражданина России, показатель уважения и любви к своему государству.

Выбрав метод исследования – опрос, я пришла к следующему выводу: историю символики нашей страны знают плохо. Воспитывать уважение к государственным символам, изучать их историю нужно с младшего школьного возраста. Ведь любовь к родине начинается именно с этого – со знания символов своей страны. Любить Родину – это значит знать ее историю, культуру, гордиться ее прошлым и настоящим, беречь ее достояния, заботиться о будущем. Нельзя понять современную жизнь, нельзя создать будущее, не зная прошлого, не зная нашей истории.

Изучая геральдические символы[12], мы можем отчетливее понять историю Отечества, увидеть ее в живом движении. Ведь за этими гербами и флагами таких разных эпох стоят реальные люди минувших столетий с их историческими делами и устремлениями.

Государственные символы России должен знать и уважать каждый. Они воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего Отечества. Мы должны гордиться прошлым, настоящим и будущим своей страны. Эти государственные символы величия и могущества России достались нам от предков. Какими они станут в будущем, зависит уже только от нас.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)