Справки  ->  Поиск людей  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Топонимика родного села

Работа по изучению топонимов актуальна. Актуальность её заключается в том, что изучение географических названий важно как в познавательном плане, так и в практическом отношении - ведь без них невозможно представить современную жизнь. Хорошее знание малой родины говорит о любви к ней.

Когда мы говорим <<язык>>, мы думаем: <<слова>>. Это естественно: язык состоит из слов, тут спорить не о чем. Но мало кто представляет себе по - настоящему, каково оно, самое простое и обычное человеческое слово, каким неописуемо тонким и сложным творением человека оно является, какой своеобразной, даже загадочной, жизнью живёт, какую неизмеримо огромную роль играет в судьбах своего творца - человека.

Если в мире есть вещи, достойные названия <<чуда>>, то слово, бесспорно, первая и самая чудная из них.

Человек склонен всему, что он ни увидит, обязательно дать название. Без этого ему было бы очень трудно разобраться в хаосе окружающих его предметов и явлений.

Стоит нам столкнуться с новой вещью, мы немедленно называем её. Люди с наслаждением дают имена чему и кому угодно - и травам, и деревьям, зверям. Они всегда привязывают к ним имена нарицательные, слова. Они с особой радостью прикрепляют к ним имена собственные, как только животное, птица или рыба чем-нибудь выделились из ряда себе подобных, ухитрились завязать с человеком <<личную связь>>.

Как возникли названия наших городов и рек? Какое происхождение имеют имена и фамилии людей? Эти и многие другие вопросы нередко встают перед нами. Ответы на них даёт специальная лингвистическая наука - ономастика. В основе этого научного термина лежит греческое слово, означающее <<искусство давать имена>>.

Невозможно представить себе жизнь современного общества без географических названий. Они повсеместно и всегда сопровождают мышление с раннего детства. Всё на земле имеет адрес, и этот адрес начинается с места рождения человека.

Родное село, улица, на которой он живёт, город, страна - всё имеет свои адреса.

Моя исследовательская работа посвящена одному из самых интересных разделов лексикологии - топонимике, занимающейся изучением географических названий. Говоря словами К. Г. Паустовского, <<для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий>>.

Географические названия таят в себе и мудрость народа, и исторические предания, и хитроумные загадки родного языка. Рано или поздно у каждого непроизвольно возникают вопросы: почему слово-название так необычно? Кто придумал его? Что оно значит?

Исследование оставленных в наследство нашими предками названий сёл, рек, оврагов, рощ, болот - всё это вместе взятое складывается в образ малой родины, это соприкосновение с национальной историей и самобытной культурой моего села, уважение к духовному наследию прошлого. Знать прошлое родного села нужно каждому, так как без прошлого нет будущего.

ТОПОНИМИКА

<<Бросьте взгляд на карту любой страны, даже любой области каждой страны - они усеяны именами географическими так же, как ночное небо - бесчисленными звёздами. И нет ни одного имени, за которым не стояла бы не простая, а сплошь и рядом сложная и загадочная его история.>>

Занимается этими загадочными историями топонимика.

Географические названия в науке, их изучающей, именуются топонимами. Топонимика в свою очередь входит в ономастику - науку о собственных именах, изучающую, индивидуальные, то есть собственные наименования любых объектов.

Термин <<ономастика>> в переводе с греческого означает <<искусство давать имена>>. Место её в кругу наук своеобразно: она изучает объекты, пользуясь достижениями географии, особенно исторической. Точно также она связана с историей. Однако ономастика - это лингвистическая наука, так как объектом её изучения являются слова. То же самое можно сказать и о топонимике: при изучении топонимов требуются сведения из географии и истории, так что подход к топонимам является и лингвистическим, и географическим, и историческим.

Географические названия отличаются большой устойчивостью в своих формах, некоторые из них живут тысячелетиями, дошли до нас из глубокой древности, появившись на нашей территории задолго до современного населения. Но и они, как и прочие слова, все же постепенно изменяются, этому способствует миграция населения, смешение народов, в результате чего происходит взаимодействие языков. Могут быть искусственные причины: изменения в общественном строе, различного рода переименования. Часто меняется первоначальный смысл слова, ему придаётся новое значение, а главное название нерусское приспосабливается к законам русского языка, то есть, приобретая форму русского слова, по существу становится совершенно непонятным, так как обрывается связь между названием и явлением, послужившим основой названия. Чтобы понять происхождение слова, его этимологию, нужно выяснить, в каком языке, у какого народа это слово-топоним могло появиться. Для характеристики топонимии своего села, при объяснении этимологии топонимов необходимо обладать историческими сведениями о заселении края с древних времён, надо знать, какие народы или народности здесь жили и на каких языках они говорили.

Слово <<топонимика>> произошло от сложения двух греческих слов (<> - место и <> - имя) и обозначает раздел ономастики, исследующий географические названия, их функционирование, значение и происхождение, структуру, ареал распространения, развитие и изменение во времени. Совокупность топонимов на какой-либо территории составляет топонимию.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ МОЕГО СЕЛА

Природные богатства Сибири и Алтая издревле привлекали внимание различных племён и народов. Шли они в дремучие дебри тайги на добычу пушного зверя. Народы Алтая вели широкую торговлю с народами Средней Азии, Ирана и Китая.

Кочевые племена гуннов из Маньчжурских степей, например, часто делали набеги на местное население. В 9 веке на территорию Алтая было совершено несколько походов монгольских кочевых племён. К этому времени относится и переселение на Алтай племён из-за Каменного пояса (Урала) <<чуди белоглазой>> и <<чуди голубоглазой>>. Переселение на Алтай чуди позволило сделать крупный шаг в развитии ремесла и культуры.

Усиленное расселение русского населения в Сибири относится к периоду правления Василия-2 Тёмного. Племена шорцев и татар стали уходить на <<обжив>> Чумыша. Онишироко расселились по Чумышу и его притокам. К этому времени образовываются поселения наших мест такие, как Анамас, Куюк, Богдаевка и Бехтимир, Калашево, Черемшанка и другие.

Существует легенда, в которой говорится, что один из вождей татарского племени Богдай был напутствован шаманом, что можно поселиться по долине Чумыша. Струги и маленькие долблёнки из Богдаевки волоком перетащены на Чумыш. На слияние Белого и Тёмного Чумыша была организована первая стоянка. Но шайтан не допустил Богдая до устья Чумыша. В сорокинских лесах он путал Богдаю дороги, переворачивал лодки и струги. Шаман передал Богдаю, что шайтан не разрешает двигаться дальше. Тогда и стали строиться татарские улусы по долине Чумыша до села Сорокино.

В первой половине 17 века на Алтай вновь хлынули искатели счастья от тяжёлой крепостной неволи и <<барской опеки>>. В 1630 году впервые на Алтае отличается проникновение старообрядцев.

Нововведения в христианскую религию для укрепления самодержавной власти вызвала религиозный раскол. Старообрядцы - кержаки, преследовавшиеся государственной и церковной властью, стремились заселить наиболее отдалённые глухие места, где можно было <<сохранить исконно святую и чистую веру>>. Тысячи кержаков со своими семьями перешли Уральский хребет и стали образовывать свои кержацкие поселения - скиты.

. Среди работных Кузнецкого края распространялись вольнодумные мысли. Изнурённые непосильным трудом и поборами царя и администрации, крестьяне восставали и сбегали в тайгу. В тайге возникали новые мелкие поселения. К этому времени относится образование поселения на правом берегу Чумыша под названием Степной Чумыш.

Это была поздняя весна 1750 года. Узенькими звериными тропами пробирается через лесные пади маленький отряд с вьючными лошадями. Впереди мужчины, за ними гуськом лошади с навьюченным домашним скарбом. Замыкают шествие женщины и несколько подростков. Отряд движется молча, останавливается на отдых или ночлег под покровом раскидистых кедров у ручьёв, впадающих в Чумыш или на берегах Чумыша. Отряд искал место для поселения. Дальше путь был так же извилист и труден, как путь самой реки.

Перейдя через небольшой ручеёк отряд расположился на небольшом взгорье. После небольшой разведки было установлено, что ниже по течению располагается татарский посёлок Куюк.

Решено! Остановимся здесь. Вот вырыты землянки, вот свалены на этой же полянке первые деревья, закладываются первые избы.

Это были первые поселенцы Степного Чумыша, тогда ещё не имевшего названия: Осиповы, Севергины, Вагановы, Старожиловы, Уманские, Давыдовы.

. Мало вестей о жизни страны доходило до жителей села. Их могли принести только как слухи приезжающие из города Бийска, Кузнецка, с которыми установились торговые связи, да служилые солдаты, побывавшие в далеких землях. О событиях 1904-1905 годов жители Степного Чумыша узнавали от калек-солдат, побывавших на русско-японской войне, да вести о гибели некоторых солдат.

Всё больше волновала жизнь бедноту. Больших изменений стремились добиться при новой власти они. Нужно было переделить общественные угодья, да богачи всё тянут на свою руку.

С 1921 года большая часть бедного населения переселялась на хутора. Это давало возможность лучше обрабатывать землю, меньше тратить времени на переезды.

В окрестностях села Степного Чумыша образовались хутора: Победа, Андреевский, Прокопьевский, Верхшалапский, Садан, Крестьянин, Топтан, Озернинск и другие. Названия хуторам давалось в основном по именам, фамилиям владельцев или по месту его расположения.

Мало могло помочь бедноте только переселение на хутора, на свои участки. Жизнь требовала большего. Для победы социализма необходимо было крестьянству объединиться для совместной обработки земли, для борьбы с кулачеством, так как кулачество тоже переселялось на хутора. Стали возникать бедняцкие товарищества по совместной обработке земли.

Такое товарищество образовалось и на Победе. В него вошли Ляхов Архип Семёнович, Шебалин Василий Кириллович, Булычёв Александр Егорович, Фомичёв Василий Иванович, Веригин Егор Игнатьевич. Председателем был избран Веригин Александр Васильевич.

Вопрос о выделении земель товариществам на хуторе нынешнего села Победа был решён в пользу хуторян. По предложению уполномоченного на собрании товарищества и было дано название селу Победа, как и названо было организованное товарищество.

В 1928 году в селе Победе на основе товарищества была организована коммуна. Дальнейшее соперничество с кулачеством было невозможным. Кулачество было ликвидировано, как классовый враг. Большинство кулацких хозяйств было конфисковано и передано товариществам. Кулаки были выселены в Нарымский край.

ОЙКОНИМЫ

Усиленно строится коммуна. 6 августа 1931 года на землях государственного фонда и крестьянских землепользований был образован Яминский молсовхоз. В Яминском совхозе было организовано 4 отделения: Центральная усадьба и отделение 1 в посёлке Победе, Комсомольское отделение 2 на переулке Комсомольском, Локтёвское отделение 3 на посёлке Первомайском и Кировское отделение 4 на посёлке Кировском. Это и были годы образования сёл Комсомольского, Первомайского, Кировского, Октябрьского, Красное Знамя.

Названия этих сёл говорят о том, что именно исторический фактор сыграл большую роль в их наименовании.

В наше время уже не существует множества из этих сёл, но названия их остались и широко бытуют в речи и в жизни жителей села Победа.

Изначально наше село имело одно название - Степной Чумыш. Так как первое поселение появилось на правом берегу Чумыша, то и название ему дано было по названию реки. Почему Степной? Заболоченные места вдоль реки, поросшие кустарником, казались издали равниной (степью). Так возникло название <<Степной Чумыш>>.

В наше время наиболее обычным и устоявшимся названием нашего села является слово <<Победа>>.

Существует много значений у слова <<победа>>:

1. успех в бою, в войне, полное поражение войск противника;

2. успех в соревнованиях, в состязаниях;

3. успех в борьбе за что-то, достижение в результате борьбы, преодоления чего-либо;

4. в древнерусском языке это слово имело и противоположное современному значение <<поражение>> Ещё есть версия - победить значит принести беду. Пиррова победа - победа, стоившая слишком больших жертв, а потому равносильна поражению. В 279 году до нашей эры эпирский царь Пирр одержал победу над римлянами в битве при Аускуле. Но Пирру она стоила таких больших потерь, что он воскликнул: <<Ещё одна такая победа, и я останусь без войска, и я погиб!>> Существует и такая версия значения слова. Победа, возможно, родственное по происхождению со словом беда. Победил - одержал верх над бедой.

Мы склоняемся к версии о том, что слово обозначает полную победу бедноты над кулаками, то есть отвоевали землю.

ГИДРОНИМЫ

Важнейшим источником формирования исторически сложившейся топонимии служат местные географические термины. Наиболее древний слой представляет гидронимия.

В далёкие годы вся пойма реки Чумыша представляла сплошные топкие болотистые согры. (Имена нарицательные тоже интересны по своему значению. Согра - топкие, болотистые, кочковатые, покрытые травой и мхами участки на водоразделах с очень слабым уклоном. Приурочены к небольшим впадинам, где обычно застаивается снеговая вода. )

П. Ф. Рыженко в рукописной истории села указывал на то, что 3 столетия назад полноводная река Чумыш несколько раз меняла своё русло и разливалась на довольно обширную территорию. На месте понижений в рельефе суши и образовались наши озёра. Их стали называть старицами. Одно из таких озёр и сейчас имеет уже собственное наименование Старица. [8]

Болота окрамляли малодоступные озёра: с правого берега - Топтан, Моховое, Болотное, Лебяжье, Старица, Жеваево (названо по фамилии одного из поселенцев), Карасёво, Манжинское( Родионово), Излучина, Андреево, Медвежье, Протока, Подгорное, Краснознаменское( более позднее название), Шамонихинское, Колдобина, Согренное; с левого берега - Колючее, Долгое, Топки, Чёрное, Заводское, Магазинное, Продольное, Осиновое, Белое, Рагульное( с изобилием водяного ореха чилима, внесённого в Красную книгу), Голубое, Карначак, Черепаново, Цибусово, Змеинная яма, Источное, Иваново, Старица(Кугокское), Данилкино и др.

Названия речек и ручейков, впадающих в Чумыш по правобережью: Протока, Каменушка с верховьем Штаны, Пасечная с ключами Быкова лога, Октябрьская речка; по левобережью: Аргуреп, Борисиха, Камышанка, Дресвянка, Гришиха, Ключевая, Глубокая, Чистюнька, Чесноковка, Солоновка.

Название Чумыша, по словам Пьянкова Ивана Романовича, на языке щорцев обозначает <<текучая вода>>. Начало она берёт тремя истоками на Салаирском кряже. 1 - речка Томь-Чумыш (по определению понятий языка кузнецких татар-шорцев означает воду, текущую из топких мест и болот). 2 - речка Кары-Чумыш (по тому же определению означает тёмную воду из тёмных хвойных лесов). Томь Чумыш и Кары-Чумыш берут своё начало на территории Кемеровской области из черни, то есть из лесных массивов, итекут на встречу третьему истоку - Сары-Чумыш. Сары-Чумыш обозначает светлую, желтую воду, текущую с гор. Томь-Чумыш, Кары-Чумыш и Сары-Чумыш, сливаясь вместе, образуют Чумыш, что означает воду, которая течёт.

Большинство географических названий местности, по-видимому, сохранилось из говора коренных жителей тюрко-монгольского наречия.

Как в самом селе, так и вокруг него существует много озёр. Когда-то все их называли старицами, так как они находятся на том месте, где ранее было русло реки. А вот что нам удалось выяснить о названиях озё, расположенных в селе сейчас.

Озеро Белое. Говорят, что название произошло от наличия мелкой ряби на воде, от которой всё озеро в лучах солнца казалось белым. Существует и другая версия, что назвали озеро Белым по обилию белых кувшинок. Мы принимаем за основу и ту и другую версию, делая вывод, что озеро названо так по цвету.

Озеро Гориное. Гориное, потому, что расположено вдоль горы. Мы-то понимаем, что это вовсе не гора, а всего лишь холм, но старые люди любую возвышенность называли горой. Тем более, что и само озеро образовалось очень давно. Было время, когда Гориное разливалось в половодье до самой отсыпной трассы, это затрудняло движение жителей Степного Чумыша. В середине 80-х годов прошлого столетия совхоз <<Красный факел>> построил дамбу, и вода стала стекать в Чумыш.

Озеро Иваново. Есть предположение, что название связано с именем человека.

Озеро Карначак. Это слово татарского происхождения. Когда в 1760 году заселялся Степной Чумыш, татарский посёлок Куюк, граничащий с ним, распадался. Посёлок распался, а озеро осталось, осталось и название, только никто не знает, что оно обозначает.

Озеро Круглое. Оно названо так по геометрическому очертанию. К сожалению, сейчас мелкий участок пересох, и получилось как бы два озера.

Озеро Осиновое. Изначально вдоль берега рос осинник: с одной стороны чуть больше, с другой - меньше. Потом берег стал заселяться, а осинник выкорчёвываться, хотя кое-где осинки остались.

Озеро Черепаново. Озеро когда-то было большим и глубоким, изобиловало рыбой и <<чёртиками>>, так называли орех Чилим. А назвали его по фамилии первого жителя, построившего дом возле озера, это был Дмитрий Черепанов.

Оронимы

Основа рельефа местности - холмы и сопки. Того, кто впервые попадает в наше село, преследует ощущение того, что он находится в яме, в самом прямом смысле этого слова. Дорога к селу с любой стороны идёт по возвышенности, а при самом подъезде - резкий спуск и оказываешься в низине. Склоны холмов представлены логами. Очень интересна их топонимика. Одни названы по именам и фамилиям крестьян:

Которов лог, Беспалов лог, Быков лог, Гришиха, Мишиха, Васиха.

Другие носят названия каких-то животных:

Волчий лог, Медвежий лог, Сурков лог.

Третьи названы по природным признакам и географическим критериям: Бугриха, Крутой лог, Камышанка, Берёзовый лог, Белогорье.

Но есть и такие названия, которые не подлежат никаким классификациям: Штаны, Коврижка, Булочка, Погановка.

Есть и историческая особенность топонимов. Когда образовывался Степной Чумыш, то граничащий с ним татарский посёлок Куюк распадался. Часть татар перекочевала в Степной Чумыш и внесла свою лепту в названия - Корначак, Шамониха, Елбан.

Хозяйственная деятельность человека наложила свой отпечаток на растительный мир. Во время существования совхоза <<Красный Факел>> не было заброшенных пустырей и необработанных полей. Сейчас во времена индивидуально-фермерских хозяйств много так называемой <<брошенной земли>>. Это определение очень коробит: земля для крестьянина была и есть кормилица, поэтому не должно быть необработанных полей, зарастающих сорняками и полынью и невыкошенных сенокосов, поросших бурьяном. Но эта печальная картина растворяется в пёстрой, необычайно приятной и самобытной картине природы, которая предстаёт взору в полном охвате, когда поднимаешься на маяцкую сопку. Село, расположенное в ложбине, буквально опоясано рощами.

За Степным Чумышом находится Сырая роща. Расположена она в пойме реки Чумыш. В былые времена, в половодье, она заливалась водой, которую полностью не могла впитать земля. Такие рощи называются сограми.

Урочища и сопки носили фамильные названия или по прозвищу владельца. Почти каждая семья имела два названия: официальное (документальное) и уличное по имени или прозвищу владельца:

Воробьёвы-Фомины, Старожиловы-Романовы, Мансковы-Губины, Гилёвы-Дыркины. Двойственность названий переносилась и на сёла: Антипино-Бокоёрзово, Брагино - Дуплинская заимка.

Широко распространены в наше время следующие названия, например: урочище Дубровский, лог Солдатский, грива Солонцова, лог Кролятник, грива Шевченко, грива Малая Тамдинская, грива Большая Тамдинская, лог Дегтярёв, грива Полякова, лог Могильный Ручей.

Урочище - (природная метка) это место, про которое <<уреклись>>, тоесть уговорились, договорились, что оно будет границей участка. Корень <<рек>> - <<говорить>> (уговорить, уговориться). Это естественная граница, природная межа (овраг, гора и так далее). Ещё оно может означать местность, выделяющуюся среди окружающего ландшафта естественными границами, признаками (лес среди поля; болото, луг среди леса и так далее. )

Степь-Чумыш в отличие от таёжных деревень по природным условиям был более благоприятен для занятия земледелием. Мощный чернозём, много открытых сопок (чистых грив) давали возможность получать богатые урожаи. Местность более соответствовала степным районам, хотя лога своими названиями дают основание говорить и о наличии леса: Сосновый лог, Берёзовый лог ,Осиновка, Заблудное.

Поселение на степном участке было окружено более старыми поселениями инородцев (шорцев, татар и киргизов) - Шалап, Куюк, Манжиха, Багдаевка и другие.

ГОДОНИМЫ

Улиц в Степном Чумыше не было - строились там, где хозяин считал для себя более удобным. Большей частью дома строили вокруг озёр или вдоль берегов Чумыша. За озером на краю села расположено несколько домов, образовавших улицу под названиям Заозёрная. [9]

Село расположено возле реки, и дома простираются по правому и по левому берегу Чумыша, создавая улицы. Имеют эти улицы следующие названия:

Речная, Береговая, Набережная.

Этот принцип названий улиц называется ландшафтный. Этот же принцип лежит в основе присвоения имени улице Садовая.

Следующий принцип - историко-мемориальный. Он объединяет улицы, связанные с личностью в истории страны:

Ул. Свердлова, ул. Ленина

Этот же принцип объединяет названия улиц, связанных с событиями из истории государства, важные вехи в истории России:

Ул. Комсомольская, ул. Социалистическая, ул. Юбилейная (названа так в честь 50-летия образования совхоза <<Красный факел>>)

Объектный принцип учитывается в названии улиц Торговая, Дорожная.

По геометрическому расположению домов интересно название улицы Кольцевая. Дома расположены в форме кольца (круга) Посредине, между домами, огромная поляна.

Интересно происхождение названия улицы Алтайская.

Дома на этой улице расположены по прямой линии. Долгое время её называли <<Белой>>, так как все дома белого цвета. Другая версия названия Белой - это улица, не имеющая названия. Затем, в начале 80-х годов 20 века ей было присвоено название Алтайская (в основном эту улицу населяли люди, приехавшие из разных сёл Алтая).

Всего в нашем селе насчитывается 14 улиц.

Антропонимы

Каждый день нам приходится слышать, читать, произносить или писать десятки фамилий наших друзей, родственников, знакомых. Все граждане нашей страны имеют фамилии. Фамилии записаны в паспортах, свидетельствах о рождении, браке. Но не все из нас задумываются над происхождением или возрастом своей фамилии. Запомнив её с детства, мы на протяжении последующей жизни повторяем её как нечто раз навсегда данное и очень значимое для каждого из нас. Как ни странно это звучит, но до конца 18 - середины 19 века большинство населения нашей страны фамилий не имело. Поначалу фамилии возникли у феодалов. Существовало наследственное землевладение, оно-то и привело к появлению наследственных имён, то есть фамилий. Большая часть княжеских фамилий указывала на те земли, которые принадлежали феодалу. Так возникли фамилии Шуйский, Вяземский, Елецкий и др. Первые русские фамилии встречаются в документах, относящихся к 15 веку. Но у большинства людей, населявших нашу страну, фамилий не было. Прозвища и отчества - вот что было, помимо имён, у наших предков.

Когда в России пало крепостное право, перед правительством встала серьёзная задача: дать фамилии бывшим крепостным. Одним крестьянам давали полную или изменённую фамилию их бывшего помещика, у других в фамилию превращали отчество, а у третьих - прозвище. Но процесс шёл медленно, и нередко люди продолжали обходиться без фамилий. В 1888 году Сенат опубликовал специальный указ, в котором было записано: <<Именоваться определённой фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и означение фамилии на некоторых документах требуется самим законом>>.

Само же слово <<фамилия>> - латинского происхождения. У римлян оно первоначально относилось не к супругам и детям, а только к рабам. Familia - совокупность принадлежащих одному человеку рабов. Но по всей Европе это слово распространилось именно в значении <<семья, <<супруги>>. И в России слово фамилия поначалу употребляли в значении семья. В 17-18 веках ещё бытовало слово <<прозвище>>: оно-то в те времена и обозначало, называло фамилию. И только в 19 веке слово фамилия приобрело своё второе значение, ставшее основным: <<наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени>>.

Так что фамилия - это наследственное имя семьи, а часто и её живая история. Но знаете ли вы, откуда взялась и что означает ваша фамилия, каково её происхождение? Такие вопросы мы задали учащимся нашей школы. Результаты опроса показали следующее:

Количество учащихся, участвовавших в опросе

Знаю, что означает моя фамилия

Не знаю, что означает моя фамилия

Сомневаюсь в значении фамилии и её происхождении, но имею догадки

Результаты опроса свидетельствуют о том, что огромное большинство опрошенных не знают, что означает их фамилия и каково её происхождение.

Поэтому мы занялись рассмотрением значений фамилий, наиболее распространённых в нашем селе.

Веригин. Вериги - так в древней Руси называли цепи, оковы, кандалы. Веригами обвешивали себя юродивые, монахи или кающиеся грешники, умерщвляя свою плоть. Вериги часто упоминались рядом с именем Петра - в память вериг апостола. Родственные фамилии: Вережников, Верижников.

Дорофеев: вопреки общераспространённой ошибке, фамилия не имеет никакого отношения к дороге. Это фамилия от повседневной формы Дорошка из канонического мужского личного имени Дорофей через промежуточные формы Дорох - Дорош, само имя вышло из употребления, утратилась связь этой фамилии с Дорофеев, Дорохов, Доронин, Дорошин, Дорошевич, Дорошенко и другими; этимологическое значение стёрлось, а возникла ложная связь по полному звуковому сходству со словом дорожка, которое по законам русского языка произносится <<дорошка>>.

Дубровский: дубник, дубняк - или дубовая роща, или человек, живущий в ней. Существуют и другие <<дубовые>> фамилии: Дубенский, Дубнёв, Дубов, Дубовой, Дубровинский и так далее.

Давыдов: довольно распространенная фамилия, происходит от крестильного имени Давид - любимый. Родственные фамилии: Давидов, Давыдкин.

Власов: одна из самых распространенных русских фамилий образована от крестильного имени Влас - толстяк; медлительный, неповоротливый. Родственные фамилии: Власьев, Влашин, Волошин.

Воробьёв: фамилия семинарская. Наставники выдумали её для своего подопечного, не мудрствуя лукаво: они попросту перевели обычную фамилию Хлебников на греческий лад.

Воротников. Ошибку делает тот, кто произносит эту фамилию с ударением на последней гласной, потому что воротник - часть верхней одежды - не имеет к её этимологии никакого отношения. Ударение следует ставить на второе о, потому что фамилия Воротников произошла от слова воротник - так в Древней Руси назывался привратник, сторож у ворот.

Артамонов. Артемий и Артамон - родственные крестильные имена, оба с греческого означают невредимый, здоровый. И недаром уменьшительные формы каждого из них дали жизнь одинаковым фамилиям: Артеев, Артюхов, Артюшин. От имени Артамон произошли фамилии: Артомонов, Артамонычев, Артамохин, Артанов.

Беспалов. Одна из самых старинных фамилий, образованных от отрицательных прилагательных, которые без приставки без -\бес -, как правило, не существуют. В этом гнезде много занятных фамилий: Безверхов, Безгачий, Безделкин, Беспалов, Бесперстов.

Клюев. Фамилия от прозвища или нецерковного мужского личного имени Клюй, подтверждённого документально. Этимология спорна: <<от клювый>> - <<красивый, статный, видный>> или <<человек с длинным орлиным носом, похожим на клюв>>. Оба объяснения минуют имя, а фамилия образована именно из него. Имя могло возникнуть из глагола клевать, общего для этого фонетически готовые основы, или из отглагольного существительного.

Колесников. Баул - так в Древней Руси называли зимний, кругом закрытый возок, а на Владимирщине - водовозную бочку. Кроме того Баул - сундук, короб. От прозвищ мастеров, изготавливающих баулы, и пошла, видимо, фамилия. Среди других фамилий, обозначающих изготовителей чего-либо: Бондарёв, Булочников, Ведерников, Гончаров, Дударёв, Калашников, Каретников, Колесников, Пряхин.

Жданов. Весьма распространённая в Древней Руси фамилия, означающая ожидаемый, желанный. Возможно. Она произошла от старинного мирского имени Ждан, имеющего то же значение. Так обычно называли долгожданного дитятю. Баженов - украинский, а Беклемишев - тюркский вариант фамилий Жданов, Жаданов. Родственная фамилия также Чаянов, ведь чаять - надеяться, уповать, ожидать, предполагать. Мирским именем Чаян называли желанного ребёнка. Ждановы - дворянские роды. Ослан-Челябя-Мурза выехал из орды к великому князю Димитрию Донскому и в крещении назван Прокопием. Его потомок по прозванию Ждан был родоначальником Ждановых. Внук его Фёдор Михайлович, за московское осадное сидение пожалован вотчиною в 1615 году. Другой род происходит от иноземца Ждана Иванова, пожалованного поместьями в 1622 г. Жданова Арина - кормилица царевича Димитрия. Она была с царевичем в день его смерти и на следствии каялась, что ребёнок нечаянно закололся ножом и умер на её глазах. По государеву указу она вместе с мужем была в оковах увезена в Москву, после чего они оба пропали бесследно.

Сидоров. От крестильного имени Исидор - дар Изиды, богини земледелия (греч. ) - произошли ещё фамилии Сидорин, Сидоркин и др.

Сухарев. <<Хлеб всему голова>>, - и поныне говорят в народе. Неудивительно, что существуют <<хлебные>> фамилии.

Коренные жители - инородцы, которых здесь называли татарами, жили в небольших селениях: Куюк, Манжиха, Анаштаиха, занимались охотой и частью скотоводством. Из переселенцев в Причумышье были мордва, марийцы, чуваши, белорусы, украинцы, уральские татары и русские из Воронежской, Тульской, Пермской, Вятской и других губерний. Особого разделения национальностей в сёлах не наблюдалось. Переселенцы часто смешивались с коренными жителями, хотя выделялись селения с преобладанием одной национальности. Такое село, как Садак, было с преобладающим населением из мордвы. В сёлах были Хохловки, Рязанки, Вяцкий Улус.

В нашем селе сегодня распространены фамилии следующих национальностей:

Немецкие - Вильгельм, Рудель, Томме, Вирц, Бауман, Рау, Браунагель,Май

Литовские - Якас, Дементас, Куприс;

Украинские - Петроченко, Порфиненко, Редько, Бойко, Тараненко, Лисовенко, Шевчук, Давлян, Шевченко, Василько, Чубенко

Указывая на способы словообразования топонимов, Суперанская А. В. вводит два понятия: топооснова и топоформант.

Если к образованию микротопонимов подходить с теми же критериями, что и к анализу обычных слов, то можно выделить в их составе приставку, корень, суффикс и окончание.

Так как микротопонимы образуют <<в большинстве случаев географические названия - особый, отличный от других языковых слоёв элемент>> , Следовательно, мы говорим об образовании топонимов при помощи топоформанта, чаще суффиксов:

-к-, -ск- (улица Комсомольская, Алтайская, лог Солдатский);

-н-(улица Юбилейная, озеро Болотное, Магазинное, Продольное, Подгорное);

-ин-(озеро Гориное);

-ов- (улица Садовая, Торговая, Берёзовый лог, Сурков лог и т. д. )

Иногда форманты, сливаясь вместе (иногда несколько суффиксов и окончание) участвуют лишь в одном словообразовательном акте: -овка (р. Солоновка, Чесноковка), -инка, -анка (р. Камышанка, р. Дресвянка).

Применение исторического метода позволило проследить эволюцию местных топонимов и соотнести их с конкретными периодами истории. Рассматривая географические наименования, мы получили возможность определить следы пребывания разных народов, живших и живущих на нашей территории. Таким образом, топонимы в тесной связи с историей и географией.

В ходе исследования была изучена доступная литература, использованы данные интернета. Было проведено анкетирование, беседы со старожилами села, изучена летопись села.

Изучение и анализ полученных материалов убедил меня в том, что знание топонимов жителями село не на высоком уровне.

К сожалению, результаты опроса одноклассников и учащихся нашей школы неутешительны. Выглядят они следующим образом.

На вопрос, что изучает наука топонимика, ответили 38% учащихся.

Интересна ли вам история вашего села? - 100%

Сколько лет исполнилось нашему селу? - 32%

Какие озёра есть в нашем селе и около него? - 98%

Как вы думаете, почему эти озёра называются именно так? - 62%

Какие реки и речушки протекают через ваше село или около него? - 98%

Назовите улицы, которые есть в вашем селе. - 40%

Почему они имеют такие названия? - 10%

Был проведён сбор и анализ топонимов и их классификация.

Подводя итоги проделанной мною работы, отмечу следующее:

-Ономастическая лексика села Победа представлена, как правило, односложными топонимами;

-топонимы нашего села часто ограничены территорией и историко-культурной терминологией;

-В лексике отсутствуют топонимы, образованные от названий профессий и промыслов, что может свидетельствовать о малой развитости последних на данной территории;

-особенностью словообразования названий улиц, озёр, несомненно, является суффиксальный способ словообразования.

Исследуя топонимы, я пришла к выводу, что топонимы - это мост между прошлым и настоящим. Как много, оказывается, могут рассказать топонимы о жизни наших предков. Топонимика позволяет создавать рисунок прошлого. Происхождение некоторых топонимов прозрачно. Далеко не всегда можно сказать: откуда взялось имя и почему его дали месту. История возникновения некоторых топонимов хранит тайну.

Топонимы в основном по происхождению можно разделить на следующие две группы: первая построена на человеческих именах, иногда личных, иногда родовых, фамильных.

Другую группу составляют те, внутрь которых человек как бы закладывает сжатое, иногда очень яркое описание признаков того места, которое он называет.

Нельзя допустить, чтобы пропали эти названия. Поэтому надо сохранить топонимы, так как они содержат в себе сведения о жизни наших предков.

<<Сохранить топонимы не только важно, но и нужно. Ведь многие объекты сельской местности и их названия исчезают, а это значит, что исчезает наша история, наши корни, опустошается наша память>>.

Актуальность

Актуальность работы заключается в том, что изучение географических названий важно как в познавательном, так и в практическом отношении - ведь без них невозможно представить современную жизнь. Хорошее знание малой родины говорит о любви к ней. Глубокое изучение географических названий отдельных регионов нашей страны - один из путей осознанного восприятия родной природы, культуры, традиций русского народа.

Любовь к родным местам, трепетное, бережное к ним отношение, желание всё о них знать вызывает преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.

Таким образом, проведённое исследование показывает, насколько интересна и актуальна данная тема.

Считаю, что работа над этой темой может быть продолжена, дополнена новыми данными.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)