Геральдика как наука о гербах
Геральдика - (от лат. - глашатай), гербоведение, истоки которого связаны с тотемизмом. Члены рода, имевшего своим покровителем зверя-сородича-прародителя, в качестве амулета-оберега носили его изображение (целиком, часть, след и др. ). С появлением территориальных образований знак главного рода становился общим для данного сообщества. Родовые символы наносились также на щиты и шлемы воинов как защита-оберег и средство устрашения врага. Особое значение гербы-символы получили во время крестовых походов(11-12 вв. ), приобретая значение индивидуального определительного знака. Позже такой герб удостоверял личность и происхождение рыцаря. Чтением и объяснением гербов занимались герольды, они же составляли гербы, вырабатывали специальные правила составления. В гербе могло отражаться и происхождение рыцаря. Право на герб передавалось по наследству. Являясь символом суверенного владельца, герб изображался на знаменах, печатях и монетах. При матримониальных союзах герб иногда изменялся, включая в себя составляющие женского герба. В отличие от западноевропейской геральдики, в польской геральдике герб сохранил характер родового знака, происходящего от изображения на знамени, вокруг которого объединились все родственники и соседи. Число таких знамен было постоянным (около 300), и лица, получавшие дворянство, приписывались к одному из существующих. Позже знамена были подчинены правилам геральдики и стали гербами польских дворянских родов, при этом одним гербом пользовалось несколько дворянских фамилий.
1320 датируется древнейший справочник по геральдике – «образованием сословных монархий геральдика принимает Цюрихский гербовник».
С государственным характером: Производство пожалования и утверждение гербов становится привилегией монарха (в Российской империи гербы утверждались императором, а после Февральской Революции – Сенатом; последний герб утвержден 20 октября 1917 года).
В России геральдика заимствована из Западной Европы во 2-ой половине 17 века. Первые сочинения носили характер гербовников и имели целью обосновать высокое положение русского царя среди европейских монархов: «Титулярник»(1672) сочинения Л. Курелича о родстве русского монарха с европейскими (1673). Более широкая потребность в геральдике возникла после уничтожения местничества и с началом составления родословных книг (1692), для внесения, в которые требовались доказательства благородного происхождения. У членов фамилий, выехавших из других государств, основным доказательством было употребление их предками на родине фамильного герба. Необходимость частой проверки таких представлений привела к составлению в Посольском приказе специального справочника: « Книга в десть о родословии и о гербах российских разных шляхетских фамилий»(1686-1687, рукопись не сохранилась). С начала 18 века делами геральдики ведала Герольдия. С 1726 года Петербургский АН профессор И. С. Бекштейн начал обучение студентов «геральдической науке». В 1731 году в Петербурге издано первое в России руководство по теоретической геральдике (на немецком, французском и латинском языках), составленное Бекштейном. В 1741 году императрица Елизавета Петровна при вступлении на престол пожаловала дворянство гренадёрской роте Преображенского полка и повелела герольдии сочинить для них единообразные гербы, содержащие указания на фамилию или происхождение (так как надо было сочинить около 200 гербов, то работа растянулась более чем на 20 лет).
В 1785 году А. Т. Князевым составлен первый российский гербовник «Собрание фамильных гербов, означающих отличия благородных родов обширной Российской империи», куда вошли 533 рисунка гербов, снятых им с личных печатей (без различия между утверждёнными и неутверждёнными). С 1797 года начал составляться «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи», включавший только гербы, получившие императорское утверждение. До 1917 года составлено 20 томов. Всего в 20 томах помещено около 5000 дворянских гербов.
Теория геральдики - свод правил составления и описания гербов. Дворянство Российской империи поглотило дворянство польское, финляндское и остзейское (происходило из Ливонского ордена, который соединил в себе рыцарство большинства стран Европы), к этому добавились представители большого числа европейских дворянских фамилий, прибывших в Россию. Поэтому российская геральдика отличает смешение различных национальных элементов и традиций.
Полный герб состоит из щита и внешней части. Основные формы щита: готический, немецкий, английский (двух видов), французский (с 18 века эта форма преобладала в западно-европейской и российской геральдике), византийский (круглый), польский, итальянский (овальный), испанский, ромбический, квадратный.
Изображения исполняются металлами (золото, серебро), мехами (горностаевый, беличий), финифтями, к которым относятся: червлень (красная), лазурь (синяя), зелёная, пурпур (фиолетовая) и чернь. В особо оговариваемых случаях изображения выполнялись в «натуральном», «телесном» и каком-либо другом цвете. В редких случаях щит покрывался чешуёй, перьями или крыльями бабочек. Для удобства типографского исполнения справочников по геральдике с 17 века были приняты условные графические изображения металлов, финифти и мехов - шраффировка.
Металлы, финифти и меха имеют символическое значение: золото – справедливость, сила, милосердие, богатство; серебро – правдивость, невинность, чистота; червлень – храбрость, кровопролитие; лазурь – величие, красота, ясность; зелень – надежда, свобода, изобилие; пурпур – достоинство, могущество, мужество, сила; чернь – скромность, образованность, смирение, печаль; горностай – власть, чистота.
Щит с чистым полем встречается крайне редко. Поле щита делится на части при помощи 4-ёх основных делений: рассечение (вертикально), пересечение (горизонтально), скошения справа и слева (сверху вниз по диагонали). Сечение выполняется как прямыми, так и извилистыми линиями.
Существует иерархия частей щита – наибольшей почётной является центр поля, затем справа или в центре сверху (в зависимости от членения), далее сверху или в центре снизу и так далее.
Многопольность возникает либо при соединении нескольких гербов (включая гербы угасших линий), либо при получении гербовладельцем более высокого титула (например, в гербе А. В. Суворова), либо при позднем получении герба (обычно, чем древнее герб, тем меньше сечений на его щите).
Выделение меньшей части поля образует главные (почетные) и второстепенные геральдические фигуры. Почетных фигур восемь: глава (верхняя часть щита), оконечность (нижняя часть щита); пояс (средняя горизонтальная часть щита), столб (средняя вертикальная треть), перевязь (средняя часть по диагонали), стропило (шеврон), крест, кайма или бордюр по обводу щита. В геральдике встречается около 200 разновидностей трех основных форм щита: прямого, косого (Андреевского) и трехконечного (антониевского). Если фигуры не касаются сторон щита, они называются укороченными.
Второстепенных фигур свыше 300. Наиболее часто встречаются: квадрат, остриё, брусок, (горизонтальный прямоугольник), ромб, веретено (ромб с незаполненной сердцевиной), круг (металлический - монета, финифтяный – шар), щиток (сердце щита), турнирный воротник (титло).
Титло в геральдике употребляется для указания на родственное отношение к владельцу основного герба. Вольная часть - менее четверти щита в правом или левом верхнем углу. В вольной части помещался символ сюзерена, иерархической подчиненности, должности, профессии и др. В российской геральдике – вольная часть: двуглавый орел (герб С. Ю. Витте), прямой крест (Суворовы, Гулинские), полумесяц (Спиридоновы), лилии (Коровин), беличий мех (Якоби) и др.
На щите изображаются также негеральдические (гербовые) фигуры, которые условно разделяются на 3 группы: естественные, искусственные и мифические. Естественные фигуры: человек, животные, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, насекомые, растения, солнце, луна, звезды, облака, радуга, реки, поля, вода, горы, холмы и др.
Человек обычно изображается вооруженным, часто верхом на коне; встречаются изображения только головы, руки, вооруженной мечом, пылающего сердца и др. Рука, поднятая для присяги, означает верность, а две (или более) руки, соединенные в рукопожатии,- дружбу, союз. Из четвероногих животных наиболее распространены изображения льва (символ силы, мужества, великодушия) и леопарда (храбрость, отвага), которые отличаются только по положению: лев – в профиль, стоящий на задних лапах, леопард – идущий с головой, повёрнутой на зрителя (варианты: лев с головой в фас – леопардовый лев; леопард на задних лапах – львиный леопард). Известно около 40 вариантов изображения льва (леопарда), различающихся по его позе или по характеру исполнения отдельных деталей. Часто встречаются изображения коня (сочетающего храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы), собаки (символ преданности и повиновения), кошки (независимость), волка (злость, жадность), медведя (предусмотрительность), кабана или вепря (бесстрашие, неукротимость), быка (плодородие земли), овцы (кротость), лани (робость), оленя (символ воина, перед которым бежит неприятель) и другие. Из морских животных: дельфин (символ силы); из насекомых пчёлы и муравьи (трудолюбие), бабочки (непостоянство). Змея может быть изображена ползущей (символ зависти, раздора, мятежа, неблагодарности), свернувшейся в кольцо с хвостом во рту (символ вечности), обвившаяся вокруг чаши (символ медицины). Особое значение в геральдике имеет изображение раковин – чаши пилигримов. Растения в геральдике представлены деревьями: дуб (сила, крепость), оливковое дерево (мир), пальма (долговечность, миролюбие); ветками; цветами – роза, лилия; венками, злаками – колосья, снопы; травами, плодами. Геральдическая лилия (лилия Каролингов) в своей основе, по-видимому, была изображением острия копья, чем и объясняется её широкое употребление в геральдике. Солнце (символ истины, правды, премудрости) изображается в виде диска с человеческим лицом и окружено сиянием или имеет восемь лучей. Точно так же луна, изображаемая в виде полумесяца, имеет иногда человеческий профиль. Количество лучей у звёзд различно: в немецкой геральдике обыкновенно шесть, во французской – пять.
Искусственные фигуры в геральдике – предметы, сделанные человеком. Наиболее распространены изображения различных видов воинского вооружения и снаряжения. Кроме них изображаются орудия сельского хозяйства, мореплавания, архитектуры и другие; предметы, являющиеся символами различных понятий или должностей и профессий.
Мифические фигуры: феникс (символ бессмертия), единорог (сила, чистота, твёрдость), драконы, ангелы и другие.
Описание герба чешского рода Бушек.
Герб семейства Бушек имеет главные (почетные) геральдические фигуры:
1. Фора герба - французский щит.
2. Верхняя часть щита « глава» (вершина уменьшена до 1/9).
3. Одна горизонтальная линия говорит о том, что герб древний, чем больше делений на гербе, тем герб моложе.
4. Имеется на щите « пояс» - средняя горизонтальная часть щита.
5. Имеется на щите «оконечность» - нижняя часть щита.
6. Есть «окраина» -узкая часть.
7. Кайма и бордюр по обводу щита жаловался в знак особой милости или покровительства.
Таким образом, герб моих предков имеет 7 главных фигур из 8 возможных и свидетельствует о том, что род семейства Бушек можно отнести к древним, а наличие каймы и бордюра говорит о том, что роду оказывались, знаки особой милости и оказывалось покровительство.
Геральдическая наука кроме главных геральдических фигур отводит место второстепенным фигурам. Их насчитывается свыше 300.
В нашем случае на изображении герба мы не видим в вольной части символов (менее четверти щита в правом и левом углу).
На щите изображены негеральдические фигуры. Их всего бывает 3 группы: естественные, искусственные и мифические.
На щите изображена фигура льва, относящаяся к естественным негеральдическим фигурам.
ЛЕВ-символ силы, мужества, великодушия. Фигура льва изображена в профиль, стоящая на 3-х лапах. Хвост один, извивается в разных направлениях.
Мифических фигур нет.
Имеются искусственные фигуры, таковыми являются фигуры, сделанные руками человека. На гербе семейства Бушек изображен замок, стоящий на острове, окруженный водой.
Если искать наиболее яркий и характерный символ гербов чешских, то это, конечно, изображение крепости или замка. Замки строили короли, императоры, местные феодалы и епископы. Можно предположить, что наш род относился к местным феодалам. Замок с открытыми воротами-является знаком гостеприимства. Я рада, что мои предки были добрыми и гостеприимными людьми.
Прежде всего, подобный герб имеет «мать чешских городов» - злата Прага. Уже на городских печатях 14 века изображались 3 башни, соединенные стенами. Затем центральная башня стала изображаться с открытыми воротами. Та же эмблема была на щитах и флагах гуситского движения 1419-1430гг. Отсюда напрашивается следующий вывод: рождение родового герба семейства Бушек можно ориентировочно отнести к 15 веку.
А вот изображение льва традиционно для чешских гербов. Белый лев в красном поле- символ княжеской и королевской власти - известен уже с 10 века.
Герб семейства Бушек имеет льва, стоящего на стене в красном поле.
А это символ города чешского ЛИТОМЕРЖИЦЫ.
Вывод: родовой замок Бушек был расположен в районе чешского города Литомержицы.
Герб негласный, так как фигуры не связаны с фамилией владельцев.
Горизонтальные полоски на щите обозначают цвет щита-ЛАЗУРЬ.
лазурь-обозначает величие, красоту, ясность.
Лазоревый (синий) цвет- третий цвет национального флага-третий по употреблению в городских и фамильных гербах Чехии.
Заключение.
Род Бушек относится к чешским старинным родам, имеющим свой родовой герб. Герб имеет форму французского щита, составлен по правилам геральдики. Имеет главные, второстепенные, негеральдические фигуры. Время рождения и составления герба семейства Бушек относится к 15 веку. Род древний, относящийся к местным феодалам. Семейство имело родовой замок, который располагался в районе города Литомержицы.
Таков итог моего небольшого исследования. Мною написано письмо в Пражский исторический музей, надеюсь получить подтверждение моим находкам и выводам в отношении создания родового герба семейства Бушек.
Я горжусь тем, что история моего рода имеет очень много интересных загадок, которые мне еще предстоит разгадать.
Комментарии