Виды генеалогических деревьев
Однажды занимаясь музыкой, я задумалась о том, откуда у человека берутся те или минные способности. Если говорить о нашей семье, то все члены семьи музыкальны, имеют красивый голос и хороший слух. Некоторые из моих родственников могут работать с деревом и по металлу, а по женской линии многие умеют шить и вязать, строчить на машинке, кто-то преуспел в вышивании. Некоторые - пишут стихи. Поэтому мне захотелось поближе познакомиться с нашими предками и узнать, кто из них какой жизненный путь прошел, что умел делать и как применял свои способности в жизни.
Почти каждый нормальный человек однажды приходит к мысли о том, что он всего лишь звено в цепочке поколений, и что сам он должен передать детям и внукам если уж не материальные ценности, то хотя бы знание о предках, о прошлом своей семьи.
Иногда прислушиваясь к разговорам родственников, я понимала, что память членов нашей семьи хранит много интересных историй из жизни.
Разглядывая старый семейный альбом, который хранится в нашем доме, я увидела старые черно-белые снимки. С них на меня смотрели незнакомые мне люди, многие из которых были похожи друг на друга. Мне стало интересно, кто же они, мои предки?
Так я и пришла к мысли, что пора, наконец, заняться родословными разысканиями и решила попытаться найти как можно больше сведений о предках - о родителях, дедах, прадедах, и по возможности "уйти" как можно дальше вглубь веков.
Поэтому, приступая к работе, я поставила перед собой цель: собрать сведения по истории моей семьи, для того чтобы понять, почему во мне проявляются черты членов моей семьи.
Для достижения поставленной цели, мною был сформулирован ряд задач:
1. Познакомиться с понятием генеалогии, понять, чем она занимается, что называется генеалогическим древом;
2. Собрать материалы о родственниках, проводя опросы и изучая семейные архивы;
3. Определить генеалогические ветви моего родословного древа;
4. Составить генеалогическое древо моей семьи.
5. Познакомиться с Интернет-программами для составления генеалогического древа.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к генеалогии. Восстанавливаются утраченные традиции, возрождается интерес людей к истории своего рода.
Изучение своего происхождения, истории своего рода способствует пониманию значимости каждого человека, повышению ответственности за судьбу своего рода, семьи. Кто были наши предки, откуда родом, откуда наши родовые корни, чем занимались, кому и чему служили. Ответы на эти вопросы помогут понять себя и своих близких, оставить память о предках молодому поколению.
2. Генеалогия как наука.
Чтобы понять, что из себя представляет наука генеалогия и чем она занимается, мне пришлось обратиться к поисковым системам Интернета, который предложил несколько источников определения термина <<генеалогия>>:
Генеалогия (греч. ) - систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве старинных родов титулованного и нетитулованного дворянства.
Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля
Генеалогия ж. - наука родословная, родословие: поколенная роспись лишь одного рода, родословная. Генеалог м. родослов, занимающийся родословием. Генеалогический, родословный.
Генеалогия РЭС
Генеалогия (греч. genealog a родословная), вспомогательная историческая дисциплина (возникла в XVII XVIII вв. ), изучающая происхождение, историю и родственные связи родов и семей; практическая отрасль знаний, составление родословий.
По Савелову Л. М. :
1. Генеалогия есть, построенное на достоверных документах и других источниках, доказательство родства, существующего между лицами, имеющими общего родоначальника или потомка, независимо от общественного положения этих лиц.
2. Генеалогия есть история того или другого рода во всех проявлениях жизни его представителей, как общественной, так и семейной.
По Кобрину В. Б.
Генеалогия - историческая дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц, и выявлением их родственных связей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности этих лиц
Генеалогия - историческая наука, имеющая свою систему. Слово "генеалогия" греческого происхождения, происходит от слов "ген" - "род", "логос" - "наука".
Познакомившись с этими понятиями, я сделала для себя вывод, что генеалогия - это историческая наука, занимающаяся изучением и составлением родословных отдельных семей или родов на основе исторических и архивных документов, выяснением сведений о происхождении тех или иных семей и составлением генеалогического древа.
Различают теоретическую и практическую генеалогию.
Практическая генеалогия занимается изучением источников и построением на их основе родословных древ, таблиц и описанием родословий. Нередко задачами практической генеалогии являются доказательства прав и привилегий.
Существуют разные способы извлечения генеалогической информации из разнообразных генеалогических источников. Ценнейшими генеалогическими источниками являются метрические книги, ревизские сказки, исповедные ведомости, дворянские родословные книги.
Генеалогия - это увлекательное занятие, вместе с тем и глубоко нравственное. Общественная потребность к генеалогической информации растёт.
3. Этапы составления родословной.
Процесс составления родословной можно условно разделить на три этапа. Первый из них - тщательное изучение домашнего архива. В шкафах и тумбочках городских квартир или в сундуках на чердаках деревенских домов наверняка найдутся какие-то старые семейные бумаги - документы, письма, дневники, а может быть, и фотографии. Все они при внимательном изучении дадут Вам бесценную первичную информацию о том, кто были и как жили Ваши ближайшие предки.
На втором этапе работы Вам придется обращаться к печатным источникам информации, которые можно найти в библиотеках. В каждом областном городе работает универсальная областная (универсальная научная) библиотека, имеющая неплохие фонды книг и газет, а в университетских городах имеются еще и библиотеки этих университетов.
И, наконец, пройдя первые два этапа, Вам наверняка придется обратиться за информацией в архивы, как в центральные, так и в местные, и начать работать там лично или рассылать запросы по поводу интересующих Вас персон. Самостоятельная работа в архиве требует определенных знаний и навыков, которые можно постепенно приобрести - было бы желание и терпение. Изучать можно не только архивные записи, но и и данные метрических книг.
4. Виды генеалогических деревьев.
При слове генеалогия собеседник чаще всего сразу вспоминает о древе. Все слышали о генеалогическом дереве. В действительности их два и в этих двух соснах блуждают миллионные толпы. Необходимо иметь ясное представление об этих деревьях.
4. 1. Прямое генеалогическое дерево
Прямое (восходящее) генеалогическое дерево включает в себя всех предков.
Оно строится по принципу геометрической прогрессии, когда каждое последующее число умножается на два, 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512,. 1048576 и т. д. , т. е. оно строго симметрично и у всех имеет одинаковую форму. У каждого ребенка обязательно есть два родителя и ни как иначе. У каждого из них тоже есть отец и мать и т. д. и т. д.
4. 2. Обратное дерево
Обратное (нисходящее) дерево включает в себя всех людей, происходящих от какого то одного, отдельно взятого предка. Т. е. включает всех его потомков имеющих кровь этого предка в том или ином количестве и являющимися соответственно родственниками через этого предка.
Обратное дерево выглядит не симметрично и может представлять из себя и раскидистый куст и тонкую нить, т. е. имеет произвольную форму и редко по форме похоже одно на другое.
Программа-максимум для исследователя включает построение максимально большого прямого дерева и построение от каждого последнего обнаруженного предка его обратного дерева до сегодняшнего дня.
4. 3. Два дерева одного человека
Если поместить прямое генеалогическое дерево какого-то человека вершиной в верх, а обратное вершиной в низ, соединив эти два дерева этого человека через него самого, то мы увидим от куда взялось выражение Генеалогическое дерево. Этот рисунок дает много почвы для размышлений.
Вот что написал об этом Михаил Осипович Меньшиков (1859-1918) в своей книге Письма к ближним. СПб. 1913. -"Нам же простым гражданам несущим трудовою жизнью своей тяжесть государственности, нельзя не прислушиваться к вечным заветам. Мы хорошо знаем, что эта святыня народная - Родина - принадлежит не нам только, живым, но всему племени. Мы - всего лишь третья часть нации, притом наименьшая. Другая необъятная треть - в земле, третья на небе, и так же нравственно столь же живы, как и мы, но кворум всех решений принадлежит скорее им, а не нам. Мы лишь делегаты, так сказать, бывших и будущих людей, мы их оживленное сознание, - следовательно, не наш эгоизм должен руководить нашей совестью, а нравственное благо всего племени".
Часто начинающему генеалогу кажется, что невозможно, будучи не специалистом - историком, исследовать и написать историю своей семьи, начав работу буквально "с чистого листа". Однако вспомним, что наши предки сложили мудрую присказку: "Глазки боятся, а ручки делают".
Для начала мы решили составить самую простую генеалогическую схему, в которой графически показаны родственные связи между мной и моими ближайшими предками.
5. Информационные технологии на службе у генеалогии.
Обратившись к поисковым системам Интернета, я обнаружила большое количество программ, которые предназначены не только для составления генеалогического древа семьи, но также представляют возможность поиска информации о своем роде.
Одна из таких программ - Блокнотик.
Блокнотик - текстовый редактор, т. е. редактор с древовидной организацией данных.
Блокнотик обеспечивает легкое решение проблемы систематизации множества разнородной текстовой информации. Возможные области его применения:
* Органайзер, персональный менеджер информации
* Записная книжка
* Дневник
* Адресная книга
* Каталог книг, кассет, CD-дисков и т. д.
* Планирование мероприятий, встреч и т. д.
* Хранитель документации различных проектов (например, программ, сайтов)
* Составление и хранение генеалогических деревьев
Удобство программы заключается в том, что она позволяет создавать, удалять, перемещать неограниченное количество разделов и подразделов; обеспечивает поиск любого слова (числа) по своему файлу, либо текущему разделу и дереву разделов; обеспечивает по необходимости автоматическое создание и сортировку разделов по русскому и латинскому алфавитам, а также по номерам; поддерживает гиперссылки (адреса электронной почты, интернет-сайтов); экспортирует накопленные в ней данные в общедоступные форматы TXT и HTML; а главное - хранит всю накопленную информацию в простом текстовом файле. Это означает, что можно прочитать свою информацию на любом компьютере, даже там, где программа Блокнотик и не установлена.
Отличие программы от аналогов (например, TreePad) заключается в том, что она корректно работает с переключением русской и английской раскладок, и поддерживает программы автоматического или принудительного их переключения, да к тому же, полностью русифицирована. Последние версии Блокнотика умеют импортировать файлы TreePad.
Условия использования: Free Ware (бесплатная)
Несмотря на английское название, это полностью русифицированная программа, разработанная отечественными программистами. Программа предназначена для удобного хранения и наглядной работы с Интернет-ссылками. Она состоит из двух частей. Первой является непосредственно <<Книга ссылок>>, которая работает с любыми браузерами и остается доступной по локальной сети или нескольких систем. Вторая часть добавляет в Internet Explorer кнопку, нажатие которой автоматически сохраняет в Вашей коллекции адрес, название и <<фотографию>> выбранной страницы (формат JPG с 50%-ым качеством для уменьшения размера файла). В <<Книге>> имеется возможность группировать ссылки по темам, производить проверку для выявления <<устаревших>> адресов, осуществлять писк по различным параметрам и т. д.
Отличие программы от аналогов заключается именно в этой <<фотографии>> страницы, которую она делает. Внешний вид Интернет-страницы - это ее визитная карточка, надолго откладывающаяся в памяти, что позволяет быстро вспомнить содержание сайта, который вы когда-то давно посещали, лишь только увидев его <<фотографию>> в LinkBook.
Порталы по генеалогии:
* Генеалогия и поиск в архивах России и СНГ Архивная служба <<Архивист>>
* Еврейская генеалогия Новоградволынский и Слуцкий уезды
* Conce Генеалогия
* Всероссийское Генеалогическое Древо
* Родословия Европы - генеалогическая программа и большая база данных
* Книги по генеалогии
* Генеалогия и архивы
* Центр генеалогии и информации
* Новостная лента по генеалогии, истории, краеведению, ономастике, топонимике и пр.
* Программа <<Российские Династии>> - Новости, рассылка, статьи по генеалогии и ономастике
* Генеалогическое древо - Проект посвященный генеалогии. Локализация отчетов программы GenoPro.
* Генеалогия из Запорожья
* Каталог сайтов по генеалогии
* Генеалогический портал
* Джегуако: портал адыго-абхазской генеалогии
* Генеалогия, генеалогические исследования, составление родословного древа
Генеалогическая база - бесплатное размещение и хранение родословной в виде генеалогического древа. Книга Памяти Украины - cписки воинов, погибших, умерших от ран и пропавших без вести на территории г. Николаева и Николаевской области
6. История моей семьи.
А теперь самая главная часть нашего реферата - история семьи моих родственников со стороны моей бабушки (маминой мамы), т. к. именно по ней нам удалось собрать наибольшее количество материалов: фотографии и, конечно же, рассказы моих двоюродных бабушек, Машковцевой Татьяны Васильевны и Мурашовой Марии Васильевны.
Семья родителей моей мамы проживала в небольшом провинциальном городке Великие Луки на улице Школьная (второй дом от угла). Это была семья Булгаковых Василия Афиногеновича и Анны Петровны. Семья была большая: восемь детей, папа и мама. Теперь по порядку о каждом члене семьи.
6. 1. Прадедушка Василий Афиногенович Булгаков.
Василий - глава семьи, единственный, кто работал на производстве и практически содержал всю эту большую семью. Родился он в деревне Шипино Поречьевского сельского совета в 1901 году. Поречье и сейчас является большим населенным пунктом. Рядом проходит автомобильная магистраль С. Петербург - Витебск. От Поречья до Шипино около 4 км, а от Поречья до Великих Лук чуть больше 30 км. Это средняя полоса России. Край озер, холмов, болот. Междуречье Ловати и Западной Двины. Юго-западные отроги Валдайской возвышенности, так называемые Воробьевы горы. Сколько их на Руси? Оказывается, они есть не только в Москве.
Склоны холмов покрыты широколиственными лесами: клен, липа, дуб. Дубравы образуют небольшие островки. Особенно красивы осенью: темно-коричневые дубы и ярко-желтые клены. В низинах кустарник орешника, много болот - мшара. Леса сильно пострадали за годы войны, да и после. Сейчас больше сосновых перелесков, чем дубрав.
Сама деревня была небольшой, но рядом с ней было много хуторов. На одном из хуторов и жили Булгаковы.
Основателем рода был Фирсан. От него и пошел наш род по отцовской линии. Среди его сыновей был Афиноген. У Афиногена Фирсановича было 5 детей: Ефросиния, Арина, Мария, Владимир, Василий (мой прадед). Василий был младшим в семье. В тринадцатилетнем возрасте он остался без матери. За хозяек в доме были старшие сестры Фрося и Арина. Тетя Фрося вышла замуж только после того, как женился отец. Вышла за вдовца. Своих детей у нее не было, но пасынков Сеню и Алексея она любила.
Тетю Арину выдали замуж за Тюлева Алексея, церковного старосту. Был он красавцем: курчавый, темноволосый. Их дом стоял на горе и был виден издалека. Покрыт был красной черепицей. Дом кирпичный. Около дома располагались хозяйственные постройки. Вся усадьба была обнесена кирпичным забором, тоже крытым черепицей. В доме было 3 больших комнаты, в одной на всех стенах висели иконы. В доме был теплый туалет с печкой. Полы во всем доме были крашены.
Церковного старосту выбирали на сходе. Это должен был быть <<справный>>, честный хозяин, так как ему доверяли церковную казну, и, конечно, глубоко верующий православный. Всем этим качествам и отвечал Алексей Толписов. Каждое утро начиналось с молитвы, на которой присутствовали все члены семьи.
После революции, чтобы Алексея не раскулачили, Василий Афиногенович Булгаков (он работал тогда секретарем сельского Совета) дал ему совет войти добровольно в колхоз, а самую большую комнату в доме отдать под школу. Дядя Алексей вступил в колхоз. Он выходил на работу в поле в 3 часа утра, как это делал и раньше. Вышел в первый день - никого, другой день - никого. На третий день, когда опять в поле никого не оказалось, он прямо там, в поле, умер от разрыва сердца. Было у них семеро детей, в том числе сын Андрей. Вот за Андрея Тюлева и была просватана мамина сестра тетя Дуня в 16-летнем возрасте. А у них уже в свою очередь родилось 4 детей: Иван, Мария, Валентина, Евгения. Сейчас все они живут в Великих Луках.
Мария с мужем уехали в Мурманск. Там и обосновались.
Владимир вместе с женой уехали в Питер, но затем вернулись в Шипино. Дядя Володя мало жил в деревне. Жил один в Питере. Вначале хорошо помогал семье, потом запил и снова вернулся в деревню.
После женитьбы отца дедушка остался жить у младшего сына - Василия.
Дед был красивый, с белой бородкой. Очень аккуратно обертывал оборы (портянки) вокруг ноги. Носил белые полотняные рубашки с высокими манжетами. Очень любил плотничать. Каждому из детей делал грабли по росту. Вместе с внуками ворошил сено, сгребал, убирал. Ни дед, ни отец не употребляли бранных слов. Был он очень хорошим сказочником. Знал их много. На святках мужчины собирались у него в доме, и он начинал рассказывать. Сказки были длинными, говорил он выразительно, интересно. Слушали его охотно. Глава семейства (Булгаков Василий Афиногенович) по тем временам имел хорошее образование. Он окончил 4 класса церковно-приходской школы. Был не только грамотным, но и очень трудолюбивым. Умел он многое: шорничал, сапожничал, валял валенки, делал всю крестьянскую работу.
Его юность пришлась на годы первой мировой войны, революции и гражданской войны.
Когда на селе организовали <<Советы>>, его поставили секретарем сельского Совета. В то время эта должность была значимой, так как именно у секретаря хранилась круглая гербовая печать и именно секретарь оформлял разные документы и справки. К нему за советом приходили многие крестьяне. И по мере возможности он пытался помочь каждому. А так как все партийные и государственные директивы прочитывал он, то у него была возможность подсказать некоторым крестьянам, как избежать раскулачивания и высылки на Север и за Урал.
Однако были и те, кто был на него в обиде, если не сказать больше - затаили злобу.
Василий понимал, что коллективизация для крестьянина - рабство, кабала, уравниловка, и ничего хорошего от этого ждать не приходится. А когда после сталинской статьи о перегибах стали судить и карать тех, кто особенно рьяно сгонял крестьян в колхозы и раскулачивал всех более менее зажиточных крестьян, отец, чтобы не попасть в эту мясорубку, завербовался на север и уехал в Мурманск, где жила его сестра Мария. В Мурманске он пробыл до весны. Квартиру там найти было трудно. В семье было уже пятеро детей. Вот к весеннему севу он и вернулся обратно, решив обосноваться в Великих Луках.
В один из дней (был какой-то религиозный праздник) отец уехал в город, дедушка с внуками (Надя, Петр, Алеша) ушли в гости к тете Арине, Таня с маленьким Иваном пасла корову. Дома была одна Анна Петровна. Злые люди подожгли дом. Первыми загорелись сени. Анна через окно успела выбросить швейную машинку <<Зингер>> и три иконы и выпрыгнуть сама. Все остальное имущество сгорело. Уцелели сарай и баня.
Василий, вернувшись к вечеру домой, увидел пепелище и заплакал в голос.
Пришлось продать основную кормилицу - корову, чтобы купить муки - 8 пудов (пуд - 16 кг. ). Погорельцев приняла тетя Алена. Теперь уже в город уезжали родители. Отец на работу, мама на поиски квартиры. К осени (на покров день) мама нашла квартиру на Коломенской улице, и вся семья перебралась в город Великие Луки.
Интересна административная история этого старинного города, стоящего на знаменитом пути <<из варяг в греки>>. Он поочередно входил в состав Смоленской и Калининской областей. После Великой Отечественной войны приобрел статус областного центра, а во времена хрущевской реформы стал районным центром Псковской области, в состав которой входит и сейчас.
В Великих Луках Василий устроился на работу на спиртзавод (ныне пивзавод) простым охранником. Потом его направили на курсы и назначили гуртовщиком, а потом и заместителем директора по снабжению. Спирт гнали из картошки и зерна. Отец ездил по селам и заключал договора на поставку сырья, сопровождал обозы с сырьем. Эта работа позволила ему спасти семью от голода, а в дальнейшем даже содержать большое хозяйство. Перед Великой Отечественной войной в семье было две коровы, свинья, куры и даже индюки. Во время поездок Василий договаривался с крестьянами о сене, фураже, а с завода привозил отходы от переработки.
Работая на таком предприятии, Василий трезвенником не был, но и алкоголиком его назвать нельзя. Пить было некогда, надо было заботиться о семье, которая росла год от года. По воспоминаниям, нрав он имел крутой. Мария Васильевна вспоминает эпизод: <<Он пришел домой в подпитии, и так как я была его любимицей, то именно меня мама и сестры уговорили уложить его спать.
Он, сидя на стуле, уснул, и я, чтобы не разбудить его, подтащила еще стулья, с двух сторон поставила в ряд, положила на крайний стул подушку и привалила на нее папу. А так как я была коротышкой, да и очень мала, то с огромным трудом подняла еще и каждую его ногу и тоже положила на стулья. Конечно, моими действиями руководили взрослые. Все старались не шуметь, говорили шепотом, не хотели, чтобы он проснулся>>.
Несмотря на то, что в семье было такое большое подворье, жили небогато. Лакомством для детей было, когда нам покупали белую булку с изюмом или мятные конфеты- карандаши. В финскую компанию, когда отца призвали в армию и отправили на карельский фронт, вообще жилось очень трудно. Продукты и хлеб выдавали по карточкам. Анна Петровна в магазин брала младших детей: Марию, Витюшку и Надю. Они стояли в длинных очередях, чтобы получить побольше тех продуктов, которые давали в так называемые <<одни руки>>, потому что их было четверо.
У Марии Васильевны сохранились воспоминания об отце:
<<Был он высокого роста, густые русые волосы, слегка волнистые, небольшие глубоко посаженные глаза, волевой подбородок с ямочкой, довольно крупный нос с большими ноздрями.
Как-то я тяжело заболела, крупозное воспаление легких. Думали, что я не выживу, нужно было отнести меня в больницу. Я капризничала и хотела, чтобы меня на руки взял папа. Мама, одев меня, хотела обвязать еще своей шалью, а мне обязательно было нужно, чтобы меня обвязали папиным шарфом. Это был такой серый, очень длинный, с кистями, так называемой английской вязки, шарф. Вот этот-то шарф папа и снял с себя и, обвязав меня и взяв на руки, вместе с мамой отправился в больницу. Самое удивительное - это то, что я это место узнала спустя 30 лет, а ведь город во время войны был сметен с лица земли. Уцелели немногие здания, в том числе и больница - здание красного кирпича с воротами и будкой пропусков.
А вот дальше то ли бред, то ли это было на самом деле, но около ворот я ясно видела пожарников в их брезентовых куртках. Но что больше всего меня поразило - у них были красные лица и блестящие, золотом отливающиеся, каски на голове. Наверное, это все-таки был бред.
В больнице я пролежала долго, приходила мама, но в палату ее не пускали, и она стояла под окном, что-то говорила, но двойные рамы не пропускали звук, а я сидела на подоконнике, и мне очень хотелось домой. Наверное, это было перед моим окончательным выздоровлением. А потом, уже дома, к нам еще долго приходил доктор и ставил мне банки на спину. Эта процедура пугала меня, так как в банку перед этим засовывали, горящую синим пламенем, лучину. Мне казалось, что огонь там и остается. Спину покрывали теплым маминым платком, и так я долго лежала, ощущая, как моя кожа на спине натягивается и всасывается в эти банки. А потом с громким хлопком банки снимали, а на спине оставались бордовые подтеки. Эта процедура и потом долго преследовала меня в жизни, так как воспалением легких, бронхитом, ангинами я болела на протяжении всех военных и даже послевоенных лет>>.
Василий Афиногенович вникал в дела своих детей, проявляя заботу о каждом. Однажды одной из Машиных подружек во дворе купили мячик. Всем хотелось поиграть им. И она, зареванная, пришла домой с просьбой к отцу - сделать мяч! Он выслушал ее, и сказал: <<Сейчас мы с тобой сделаем такой мяч, какого нет и не будет никогда ни у кого во дворе!>> Надрал шерсти с белой и черной овечек, <<поколдовал>> с какой-то жидкостью, что-то поделал у печки - и вот в руках у дочери настоящий пятнистый мяч. Ничего, что он не так пружинисто отскакивает, но это был мячик, какого, ни у кого не было.
Руки у Василия были умелыми.
Валенки, которые носили дети, были сваляны его руками, подшиты тоже. Для мальчиков он точал сапожки, всяобувь всегда была отремонтирована. Без дела отец никогда не сидел. Семья большая - забот было много.
6. 2. Моя прабабушка Анна Петровна Булгакова (в девичестве Толписова).
Ну а теперь что касается Анны Петровны Булгаковой, в девичестве Толписовой. Родилась в 1900 году в деревне Рудня. Толписовы были зажиточными, очень трудолюбивыми. Ее отец Петр Яковлевич до женитьбы жил в Петербурге. Был портным, сапожником. Там же познакомился со своей женой Акулиной, которая служила в горничных в богатом доме. После женитьбы молодые вернулись в деревню. Петр Яковлевич отделился от брата и стал хозяйствовать самостоятельно. Свою Акулину очень любил. Она же девушка городская, в деревне никогда не жила, к крестьянской работе не приучена, поэтому дедушка все делал сам по хозяйству, а бабушка <<вела>> дом. Вот тут-то и сказались ее городские привычки и навыки. Соседи порицали ее за неумение крестьянствовать, выговаривали деду. На что он отвечал: <<Зато моя Акулинушка самоварчик поставит - любо-дорого>>. Она и шила, и плела кружева. В доме был порядок, чистота, уют.
Родилось у них 8 детей, но в живых остались только двое: Анна (моя мама) и Евдокия. Были они очень религиозные. Жили по заповедям. Никому не отказывали в куске хлеба. Очень часто у них находили пристанище нищенствующие, коих в то смутное время было очень много. Вот от кого-то из таких <<постояльцев>> бабушка и заразилась тифом и умерла.
Дедушка пережил ее ровно на сутки. Умер с горя от разрыва сердца. Хоронили их вместе, в одной могиле, в один день.
Анна Петровна к тому времени уже была замужем, а тетю Дуню к себе взяла тетя Арина. Тетя Арина научила их деревенской работе. Ну а шить, ткать, плести кружева, вязать - эти умения Анна почерпнула в своей семье. Все это она делала очень хорошо, красиво, аккуратно, с выдумкой, а потом передала и своим дочерям.
Деревня Рудня располагалась на берегу озера. В озере ловили рыбу не только мужчины, но и женщины. На берегу, в обнажениях, выходили пласты белой глины, а вот с сенокосными угодьями было плохо. Заготовлять сено ездили за несколько верст. По всей вероятности тогда-то и познакомились семьи Булгаковых и Толписовых.
Василий, молодой, видный, понравился Анне, и хотя Булгаковы были победнее Толписовых, ее сосватали за него. В ту пору ей - 19, ему - 18 лет. Оба трудолюбивые, оба грамотные, причем Анна считала в уме быстрее Василия. В дни его получки вся семья после ужина оставалась за столом и все решали, что кому нужно купить. И ни один из детей не говорил - мне, а говорили - ему и доказывали, почему.
Когда Анну Петровну спрашивали, верит ли она в бога, она отвечала: <<Моя религия - это моя совесть>>. Но была она религиозной. И когда еще жили в деревне, на посиделки зимой женщины собирались в ее доме. Все занимались своей работой, а она садилась за стол под лампу и вслух для всех читала <<Евангелие>>.
Анна Петровна умела все. В семье была ножная машинка <<Зингер>> из ее приданого. Так вот она никогда не стояла без дела. Старшим шилось из нового, а младшим перешивалось из старого. Причем все это с выдумкой. Разные складки, рюши, воланчики, карманчики. Так что все дети выглядели нарядными. Анна Петровна умела плести кружева на коклюшках. Узоры для кружев брала с рисунка, которым мороз разукрашивал окна зимой. Она брала чистый лист бумаги, прикладывала его к окну и водила по этому листу алюминиевой ложкой до тех пор, пока на листе не проступал узор. Потом эти узоры воспроизводила в своих кружевах. Так что при достаточно скромном достатке в доме было чисто, светло, уютно. Скатерти, накидки на подушки, занавеси на окнах - все это прострочено, вышито, связано, сплетено. Анна была удивительно внимательна ко всем детям, большим и маленьким.
Жила семья на Школьной улице, которая была на левом берегу реки Ловать и делила город на две части. Правая - центральная, левая - окраинная. Дом был вторым от угла по левой стороне, как идти к школе (она уцелела и сейчас). На углу была колонка, куда ходили за водой (стоит и сейчас, хотя ни дома, ни улицы после войны не осталось). Сейчас этот район принадлежит к улице Лизы Чайкиной.
Дом - бывший барский особняк, одноэтажный, обшитый тесом, крашеный зеленой краской, как и забор, сплошной, глухой, доска к доске, с калиткой и воротами. К дому примыкали большие хозяйственные постройки. Во дворе стоял двухэтажный флигель, в глубине двора был большой сад с прудом в центре. Берега пруда были когда-то выстланы мраморными плитами.
Анна Петровна нигде не работала, но ее день начинался до зари и заканчивался поздно ночью. Обиходить скотину, обстирать, обшить, убрать. - и так изо дня в день. Да еще через год семья пополнялась новым ребенком. И никаких бытовых удобств: ни газа, ни водопровода, ни канализации, ни электричества. Готовить - русская печь и таганок, гладить - паровой утюг и валек, полоскать - к колонке или на речку.
Русская печь с изразцовой лежанкой была центром квартиры. Передом она выходила на кухню, правым боком и задом - в комнату родителей, а левой стороной с лежанкой - в комнату.
Комната метров 30, может быть и больше. Обстановка в комнате скромная, но есть все, что необходимо семье. Окна в комнате располагались по 2 на противоположных сторонах: северная сторона и южная. Около северных окон стоял большой обеденный стол с венскими стульями вокруг. Над столом висела 3-линейная керосиновая лампа с абажуром. У южных окон стоял тоже стол - за ним делали уроки, рядом этажерка с книгами и швейная ножная машина, у глухой стены стояли 2 кровати, на которых спали старшие по 2: Алеша и Петр, Таня и Надя. Марии с Иваном стелили на лежанке или на полу. Все зависело от времени года. От лежанки ближе к окну был еще один стол. На нем мама кроила, когда что-либо шила, или делали уроки Петр, Иван и Надя. От лежанки к дверям стоял 3-створчатый платяной шкаф.
Несмотря на то, что к началу войны детей было уже 8 человек, в доме был порядок.
У Маши для игр был тоже свой уголок. Он располагался между швейной машинкой и маминым столом. Там была натянута даже шторка, за которой лежали все немудреные игрушки.
Комната родителей была небольшой. Там находилась деревянная 2-спальная кровать с резными спинками ручной работы, детская кровать - люлька, сделанная из темного бамбука, и в углу сундучок, инкрустированный эмалевыми разноцветными пластинками. Люлька качалась не только из стороны в сторону, но могла служить и манежем. Сверху ее венчала перекладина, на которой крепился кружевной полог.
Большой интерес у детей вызывал сундук. Был он не очень большой. Он никогда не был открытым. На все расспросы детей Анна Петровна отделывалась шутками. Содержимое его они увидели только тогда, когда началась война. Готовясь к эвакуации, о чем настоятельно настаивал Василий Афиногенович, который был сразу же призван в армию, Анна Петровна впервые открыла сундук при детях. Внутри он был черного цвета, и такого же цвета были коробки разной величины. Оказалось, что это были иконы разной величины в серебряных и золотых окладах. Одна из них - икона Богородицы, под оклад которой были положены косы с вплетенными в них алыми атласными лентами, которые Анна Петровна, будучи глубоко верующим человеком, принесла в жертву, когда отец попросил убрать иконы со стены. Она заплела волосы в две косы, вплела ленты и обрезала. Так они оказались под окладом в иконе.
Она повесила их на стене в своей комнате и сказала, что они будут сторожить дом и дожидаться их возвращения из эвакуации. Дом в войну был разрушен, а семья в родной город так и не вернулась.
Но пока еще был мир. Мама провожала скотину на пастбище, когда дети еще все спали, а вот встречать ее с мамой часто ходили младшие дети. Это было последнее мирное лето.
Теперь о детях.
6. 3. Татьяна Васильевна Булгакова.
Старшая - Таня. Родилась 27 января 1921 года в деревне Шипино Поречьевского района Калининской области. По ее воспоминаниям:
<<Дом был крайним. Было выделено 8 десятин земли, из них половина неудобий. У самого дома была <<мшара>> (болото), где росла клюква, росли и грибы. В хозяйстве была лошадь, корова, теленок, овцы. Считались средняками, но своего хлеба до нови не хватало. С государством заключалась контрактация: сдавали лен, клевер, хлеб. Не очень часто на столе бывал суп с мясом>>. Жать Татьяна начала с 7 лет, была нянькой для младших братьев и сестер, пасла коров. В деревне закончила 3 класса. После пожара год не училась. В 4 класс пошла уже в городе. Училась хорошо. После 7 класса поступила в педучилище. Там была редактором стенгазеты. За хорошие успехи в учебе после окончания ее наградили набором портретов великих русских писателей. Портреты были под стеклом в коленкоровой окантовке.
Во время эвакуации этот подарок Таня взяла с собой. Но так как поезд часто останавливался из-за бомбежек и им приходилось выскакивать из вагонов с необходимыми вещами (каждый знал, что он должен взять с собой), то эти портреты стали обузой, и в одну из таких бомбежек, когда они прятались в сосновом мелколесье от разрыва бомб, эти портреты обратно в поезд Таня не взяла. Она их припрятала под молоденькой сосенкой, закрыв мхом, хвоей, травой. А они ей были очень дороги.
Ее и старшего брата Алешу родители очень уважали. Они оба учились хорошо, много помогали по хозяйству, заботились о младших.
Мама свою старшую дочь научила шить. Это потом спасало всех от голода и служило прибавкой к крохотной учительской зарплате.
Одевали ее очень хорошо. Анна Петровна не только шила на нее сама, но дочери покупались и готовые наряды. Один из ее нарядов хорошо запомнился Марии, когда она была еще маленькой. Это было голубое шерстяное платье, у которого был двойной воротничок и 3 квадратные декоративные пуговки спереди, хотя застежка была сзади, бордовую шелковую вязаную кружевную блузку с короткими рукавами.
Татьяна стала единственной надеждой и опорой своих младших братьев и сестер, когда они оказались в эвакуации.
6. 4. Алексей Васильевич Булгаков.
Второй ребенок в семье сын Алексей. Он младше Тани почти на 2 года. Родился 2 декабря 1924 года в Шипино.
Так же, как и старшая сестра, он стал главным помощником родителей с самого детства. Красавец, с большими серыми глазами, открытой улыбкой, он учился у отца и деда Афиногена всем премудростям крестьянского труда. Дед был очень хороший плотник. Любил дерево. Все деревянные изделия в доме были его рук. От него это умение перенял и Алеша. Он очень хорошо резал по дереву.
Учился он очень хорошо. Был в школе комсомольским вожаком. К началу войны он окончил 9 классов. В июне 1941 года ушел добровольцем в народное ополчение, а оттуда в партизанский отряд. Мы на него получили повестку - пропал без вести.
Алеше в письме прислал фотографию и написал, что нашего дома нет - его сожгли, что он воюет в партизанском отряде <<Смерть фашизму>>.
Таня и Алеша - это самые светлые воспоминания детства Марии: <<Они не отгоняли нас от себя, хотя мы и мешали им. Они устраивали сеансы показа туманных картинок по проектору для всей мелочи двора. Это было очень торжественно. Окна закрывали простыней. Расставляли рядами стулья. Алеша показывал и давал пояснение. Чаще это было все о животных. После показа Таня играла нам на скрипке из детского альбома Чайковского>>.
Году в 1966 - 67 Мария с Татьяной побывали в Великих Луках. В краеведческом музее узнали, где можно найти ветеранов. Они нашли одного из партизан, который сказал, что знал Алешу и что в 1944 году при штурме города отряд вышел навстречу армии и на площади Советов (это центральная площадь города) пулеметчик Булгаков Алексей погиб, отражая атаки противника. Похоронен на братском кладбище.
Были они и на кладбище, но могилы с именем брата не нашли, однако там есть 3 могилы, где похоронены неизвестные партизаны. По-видимому, в одной из них - наш Алексей.
6. 5. Надежда Васильевна Булгакова.
Вторая дочь - Надя! Родилась 5 декабря 1926 года. Главная помощница мамы. Она и статью и лицом очень похожа на маму. Небольшого роста, с узкой талией и роскошными волосами. Каждая ее коса - это человеческая рука по толщине. Косы до пояса.
В магазин, баню маму всегда сопровождала Надя. В бане - мыть Марию или Витюшку, в магазине - в очередь за теми продуктами, которые отпускались <<только в руки>>. Она была любимицей тети Арины, очень богомольной женщины. Да и мама, обладая грамотой, когда они еще жили в деревне, по вечерам женщинам на посиделках читала <<Евангелие>>. Поэтому Надя с детства обладала определенным количеством религиозных знаний.
К началу войны Надя успела закончить хорошо 7 классов. Когда в результате эвакуации семья прибыла в Кировскую область, Таня сказала ей, что при сложившихся обстоятельствах она уже сама должна заботиться о себе. А она была совсем девчонка.
В 14 лет она стала студенткой медицинского училища в г. Кирове. Голодала, так как на папу аттестат еще не получали. От голода стала пухнуть, и ей посоветовали перейти в школу радисток - бористов. Там как раз был набор. В этой школе было казарменное положение. Выдали форменное обмундирование. Спали в казарме, питались в столовой. Это спасло ей жизнь. Она рано вышла замуж.
Первый муж, Алимов Алим - аварец из Дагестана. С ним она уехала на Дальний Восток. Он офицер. После демобилизации (1950 г. ) он с женой приехал на родину. В ауле, где они жили, Наде пришлось очень трудно: обычаи, религия (а ей предложили принять мусульманство при ее-то религиозном православном воспитании). Начались неполадки в семье. Надя написала обо всем Тане с просьбой выслать денег на дорогу. Перевод пришел на <<До востребования>>. Чтобы получить деньги, нужен был паспорт, а он у нее был отобран. Так вот раздетая, в одном только платье, босая, она пошла на почту, получила деньги и сбежала. Где-то в начале августа (я как раз летом гостила у Тани) в таком виде с тюком шерсти, который она купила по дороге, Надя и явилась к сестре. Алим писал Тане, просил ее, чтобы она помогла ему вернуть Надю, но все решили, что этого делать не надо. Надя устроилась работать на деревообрабатывающий комбинат в Нововятск. Потом уехала в Барановичи (Белоруссия) в доржтехшколу.
Там и познакомилась со вторым мужем (Зилинских Василий Романович). Прекрасный человек, добрый, приветливый, отличный специалист. Говорили, что установка АСУ на ж/д от Жлобина до Минска - его заслуга, и работала она без заминок и замечаний. С ним она уехала в Воркуту, а в 60 годы вернулась в Жлобин. В январе 1968 года у них появилась девочка (моя мама). К сожалению, они оба рано ушли из жизни, Василий Романович умер 16 апреля 1972 года, а Надежда Васильевна в августе1981 года. Видимо, сказались трудности военного детства.
6. 6. Петр Васильевич Булгаков.
Следующий сын - Петр! Красавец! Мужская суровая красота! Высокий, стройный, поджарый, русая волнистая шевелюра, прямой нос, полные чувственные губы, квадратный подбородок с ямочкой. Он закончил перед войной 4 класса. Был он ближе к Ивану. Между ними была разница в 2 года. По воспоминаниям Тани, мальчик был бойкий, мог постоять за себя и за брата. Опекать младших не любил, поддразнивал.
Когда семья приехала в Кировскую область, Таня его и Ивана отдала в детский дом. Он окончил школу юнг на Соловках, после чего его, пацаненка, которому не исполнилось еще и 17 лет, призвали служить во флот, но на войну он уже не попал. Служил на Балтике. Там в Пярну он и познакомился со своей будущей женой, а так как не было у него ни кола, ни двора, а служба подходила к концу и надо было определяться, что делать дальше, а Галя жила в Ленинграде, он и сделал ей предложение.
Свою жизнь связал с морем. Поступил в школу механиков на рыболовецкие траулеры. После ее окончания уехал в Находку на Дальний Восток. Через год - два вернулся в Ленинград. Вскоре появился второй сын александр. Приехав в Ленинград, поступил механиком на судно, которое занималось сооружением мостов, набережных, платин. Скончался неожиданно от воспаления легких, когда ему было всего лишь 50 лет.
6. 7. Иван Васильевич Булгаков.
Иван! Родился в апреле 1930 года.
И в этот же год сгорел наш дом. Для семьи настали трудные дни. Иван рос болезненным ребенком. А потом война, детский дом, ремесленное училище, армия. До армии он сумел закончить только 5 классов.
У Ивана были золотые руки и умная голова.
Иван имел прекрасный голос, сочинял стихи, прекрасно разбирался в любой технике, любил дерево. Всю мебель для дома сделал своими руками. Из армии его комиссовали по болезни - язва желудка. И эта болезнь мучила его всю жизнь. Женился на учительнице начальных классов (Швецова Лидия Афанасьевна). Родили они 3 детей: Оля, Надя, сын Саша. Девочки учились хорошо. Оля поступила в институт железнодорожного транспорта в Ленинграде, закончила его и работала в Кирове.
Надя молодец, стала в экономистом, сначала работала в Якутске, сейчас в Санкт-Петербурге. Ее сын Саша закончил Кировский политехнический университет.
Младший сын Ивана, Саша, работает в мостоотряде, имеет 2 детей: дочь Татьяну и сына Евгения.
6. 8. Зинаида Васильевна Булгакова.
Последний из детей Василия и Анны - Зиночка. Маленький, безгрешный человечк, виноватый в том, что родилась не ко времени. Ей было неполных 2 месяца, когда началась война. Родилась она в мае. Что-то было неблагополучно во время родов - мама чувствовала себя нехорошо. А тут война.
Папу призвали сразу же. Он строго-настрого наказал маме - уезжать. Дети - комсомольцы-активисты, он член партии. Видимо, слухи о том, как немцы относятся к таким, уже были, оставаться в городе было не безопасно.
А тут сборы, маленькая грудная дочь, сама больна, Алёша ушёл в ополчение.
Надо ликвидировать животных. Приехала тётя Фрося. Одну корову отдали ей, другую обменяли у какого-то мужчины на лошадь с дровнями. Остальной скот зарезали. Часть мяса затушили, часть забрала тётя Фрося.
Погрузили скарб в дровни. Сверху положили маму - она уже не могла ходить, вся отекла, Зиночку и Витюшку. Все остальные шли за телегой. Дело в том, что железнодорожный вокзал находился вдали от города. Туда вёл тракт ещё екатерининских времён. По обеим сторонам дороги берёзы на равном расстоянии друг от друга. На бруствере вещи. Чего только там не было.
Сначала реквизировали лошадь, потом дровни. Нести всё, что взяли с собой, на руках, когда взрослая одна Таня, остальные подростки и дети да ещё больная мама с грудным ребёнком, было невозможно. Начали отбирать то, что было самым необходимым. На каждого одели несколько одёжек, и хотя было лето, зной, жара, на младших детей одели и пальтишки.
Вот тут-то и пришлось оставить на обочине тюфяки, подушки, одеяла, посуду и, конечно, игрушки. С собой взяли самое необходимое и ценное. Швейную машину мама не разрешила оставлять. За её сохранность отвечал Пётр. Когда пришли на вокзал, увидели, что вся площадь запружена людьми и вещами.
Погрузили их в товарный вагон, и они отправились в путь. Был он долгий. В июле сняли с поезда, так как маме становилось все хуже и хуже. Было это под Бологое. Станция Медведки или Медведково находилась рядом с железнодорожным мостом через какую-то речку. Мост постоянно бомбили, и вся семья частенько спасалась от разрывов.
Поселились в срубе. Таня еле-еле упросила, чтобы маму взяли в больницу. Там развернули госпиталь, лежали раненые, и гражданских не брали. Четыре стены без крыши, только стропила, но настелены доски неровные, неструганые вместо пола. Устроились на куче из мха. Таня каждый день отправлялась в Бологое - навещать маму и доставать еду для Зиночки. Она не плакала, а только скулила как щенок. Кормить ее приходилось чем попало, что удавалось достать. Вскоре она умерла. Таня достала машинку, желтенький батист и сшила этой малышке платьице, чепчик и штанишки. Вместе с Петром, Иваном и Надеждой они выкопали могилу под одним из кустов, выстлали ее досками и ветвями елей, завернули Зиночку в кружевной полог от кроватки и там похоронили. Нас с Витей они оставили в срубе. Так мы потеряли нашу сестричку. Это была первая потеря. Но настоящее горе нас поджидало впереди. Рядом, в овраге, находилась зенитная часть. Солдаты подкармливали детей гречневой кашей.
26 июля 1941 года Таня в очередной раз направилась в Бологое и вернулась оттуда с трагическим известием о смерти мамы. На другой день Таня в госпиталь унесла простыню, чтобы завернуть маму. Она вся распухла, и никакая одежда на нее не налезла бы. Возвращаясь из госпиталя, Таня зашла на могилу Зиночки. И здесь ее ожидало новое потрясение. Кто-то, думая, что здесь зарыты вещи, разрыл захоронение. Трупик голенький валялся сверху. Такая кроха, и какие-то подлецы сделали это. Таня позвала только Петра, и они вдвоем снова предали это настрадавшееся тельце земле.
Семья еще какое-то время продолжала жить в срубе. Таня хлопотала об отъезде. Фашисты подходили все ближе и ближе, обстрелы и бомбежки участились.
В августе тронулись в путь дальше. Конечной целью нашего пути стал город Киров. Оттуда-то их и отправили в Бобылево.
6. 9. Мария Васильевна Булгакова и Виктор Васильевич Булгаков (жизнь в эвакуации).
Ну а теперь о Марии и Витюшке. По воспоминаниям сестер, брат был просто ангел, Херувим. Большие серые глаза, светлые курчавые волосы. Из кольца в кольцо. На голове нимб из кудрей. Любимец всех в семье и всех взрослых во дворе. Одевали его очень нарядно. Все мама шила сама из мальчишечьих старых брюк и курток, а на них все горело. Мама комбинировала. Кокетки, накладные карманы, встречные складочки, обшлага. Все аккуратно, все красиво.
В эвакуации, отдав Петра и Ивана в детский дом, Марию с Витюшкой Таня оставила с собой.
Жили они сначала в деревне Бобылево, потом в Быкове. В Бобылево жили в доме, где кроме них жила еще одна семья. С их дочерью Ритой я даже подружилась. Комната была огромная, из мебели в комнате только - одна кровать, стол, где Таня готовилась к урокам, машинка швейная. В углу круглая печка, в которой Таня умудрялась что-то приготовить. Небольшой стол, где стояло кое-что из посуды.
Таня уходила на работу - дети оставались домохозяевами. Старались помочь сестре - мыли пол. А он не крашеный, плохо отциклеванный, тряпка цепляется за неровности. Но они выходили из положения - опрокидывали ведро и веником из пихты растаскивали эту воду по всей комнате. Где густо, где пусто. Но Таня и за это их хвалила. Жили они очень голодно. Таня продавала свои вещи. Из ценного осталась машинка, папин костюм выходной и заготовки на сапоги. Перед войной папа собирался стачать сапоги, но не успел. Остальное было уже все продано. И вот в один прекрасный день (а он действительно был прекрасный - солнечный, морозный - наверное, рождество) они проснулись утром (а спали все вместе), и кормить нас было нечем. Таня одела их и сказала - идите по домам, просите милостыню, может, кто и подаст. Мария Васильевна вспоминает: <<Пошли. Зашли в соседний дом и от запаха чуть сознание не потеряли. В углу под образами стол накрыт скатертью, а на столе только что из печи шанежки румяные. Мы стоим, широко открытыми глазами смотрим на это богатство и не говорим ни слова. Хозяйка спрашивает: <<Что вам?>>- <<Тетенька,- говорю я,- дайте, пожалуйста, утюга. Тане надо белье погладить>>. Дали мне утюг. Я поблагодарила и пошла к своему дому. Пришла домой - протягиваю утюг Тане. Она в недоумении - что ты принесла. Я заплакала и сказала: <<Пусть я с голоду умру, но никогда ничего ни у кого просить не буду>>. Обнялись, поплакали все. Таня ушла, у кого-то заняла мисочку муки и сварила завариху (это самый настоящий клейстер из муки). Ее-то мы с удовольствием и съели.
А потом пришлось есть и лепешки из лебеды и картофельных очисток. Брать в рот эти лепешки было страшно, так как они были жесткие, и потом во рту все болело. Ели и пестунью весной и радовались. Собирали на полях молодые побеги хвоща и вместе с водой варили на сковороде. Если туда удавалось вбить яичко, это был уже праздник>>.
А на весенних каникулах (как раз была масленица) случилась беда. Тане пришлось продать папин костюм, за который ей дали полмешка муки. Пока Татьяна ездила на совещание, а дети гуляли на улице из дома украли муку, оставив только мешок, и еще какие-то вещи. Дело в том, что замка не было, и комнату никогда не закрывали. Мучные следы вели в соседский сарай. Но доказать ничего не удалось.
На следующий год Таню перевели в Быково. Это уже была большая деревня.
В Быкове мы получили 3 трагических известия: о ранении папы, без вести пропал Алеша и о гибели папы.
В Быкове Таня часто нас брала с собой в школу. Мы с Витюшей сидели на последней парте. Вначале просто так, а потом как-то незаметно я стала ученицей своей сестры.
В школе Марии как ученице давали завтрак. Это была жидкая-прежидкая овсяная каша, но наливали ее в алюминиевую кружку граммов на 300, и девочка очень аккуратно несла ее домой. Там они с братом съедали её вместе.
Однажды Татьяна за невыученное стихотворение поставила Маше единицу и, ругая меня дома, сказала, что плохие оценки ранят отца. Получили письмо. Папа пишет - ранен, лежит в госпитале. Машу это так потрясло, что она это стихотворение про 2 электрические лампочки помнит наизусть до сих пор. Училась и тряслась от страха - не получить неуд или кол.
В январе 44 года получили похоронную на отца.
Итак, после кражи муки Марию с Витюшкой Таня тоже решила отправить в детский дом.
Надо сказать, что деревни Бобылево и Быково, в которых они жили, принадлежали Куменскому району, а в детдом их отправили в Вожгалы. Это даже не детдом, а интернат, куда были эвакуированы дети из Ленинграда. К осени их отправили в детдом в Сырченки. В ту зиму интернат в Вожгалах сгорел. Во время пожара погибло трое - воспитательница и двое детей. Детей на время поместили в школу, а в 1944 году или в 1945 всех, у кого были родители, вернули в Ленинград.
Сырченки. Это большая деревня, протянувшаяся вдоль дороги и берега реки. На краю деревни перед самой войной была выстроена школа - 2-этажное деревянное здание барачного типа. Напротив находились два здания, в которых и располагался детдом. Разделял их овраг, через который были перекинуты деревянные мостки. Главное здание, где располагались столовая, изолятор, жили мальчики и находились служебные помещения, было одноэтажным, второе здание - 2-этажное. 1 этаж кирпичный, 2 - деревянный. На 1 этаже находились квартиры учителей и воспитателей, на 2 жили девочки.
С Сырченками у Марии связаны самые неприятные воспоминания. Вначале о Витюшке. Он еще был мал и в школу не ходил. Его очень любила врач Клара Моисеевна. Жила она одна. Сын был на фронте. Она опекала мальчика. На новый год сшила ему костюм зайчика. Это был единственный костюм на новогоднем празднике. У елки, украшенной самодельными гирляндами, поставила табурет, водрузила туда Витюшку, и он читал стихотворение: <<Уснули котята, уснули ребята, и только Ванька по имени Встанька не спит никогда.>> Всех воспитанников стригли наголо, так как все были завшивлены. Не стригли только Витюшку. Его белокурые кудри, так же как и раньше вились из кольца в кольцо. Мыла его сама Клара Моисеевна и следила за тем, чтобы у него не завелись вши. Она даже хотела забрать Витюшку на воспитание.
Дети голодали, кормили их немудреной едой - овсяной болтушкой, тоненький кусочек черного хлеба с <<пятачком>> и стакан мутноватого кипятка. <<Пятачком>> мы называли джем. Когда не давали джем, выдавали по два кубика сахара.
9 мая встретили на линейке. Радость Победы вылилась во всеобщие рыдания. Это была большая точка, поставленная в жизни детей. Ждать им было некого, отцы погибли, матери умерли. Победа сулила радость встреч кому-то, но не им. И в этот миг каждый осознал свое сиротство. Дети сели за столы, к скудному обеду добавили по кусочку масла и 2 кусочка сахара.
Но после Победы ничего не изменилось, голод так и оставался постоянным спутником.
Работать детям приходилось много. Работать ходили и на поля колхоза, и на свои поля. За любую провинность могли наказать едой. Летом и осенью не было дня, чтобы дети были свободны от работы: пололи, окучивали картошку. Сгребали сено, ворошили, сушили, копнили - это была самая лёгкая работа. Наказаньем было рвать лён. Костра впивалась в ладони, занозы нарывали. Норма - 150 снопов.
Осенью - копка картошки, часто из-под снега. Сбор колосков. Отдых наступал зимой. Там только домашние дела: дежурство по комнате, в столовой да помощь прачке и кастелянше. Это за работу не считали.
С 1949 года на лето Марию стали отпускать к сестре в гости. Она шла пешком и не один день. От деревни к деревне. Спрашивала дорогу, на ночь просилась на ночлег. Ночевать пускали бедные и многодетные. Ложилась на полу с краю от хозяйских детей и засыпала. Утром опять в дорогу.
После 10 класса вместе с Петром приехала в Ленинград поступать в пединститут. И 1 сентября 1953 года стала студенткой 1 курса геофака ЛГПИ, который успешно закончила. Всю жизнь проработала в образовании сначала учителем географии, потом завучем, вскоре стала директором, была и специалистом Управления образования Выборгского района Ленинградской области. Вшла замуж, имеет двоих детей и двух внуков. Старший сын Игорь 25 лет отдал службе в военно-морском флоте, дочь Татьяна закончила ЛГУ и стала успешным программистом, живет и работает в США.
Теперь вновь о Витюшке. В д/д Сырчёнках оставили только школьников. Всех дошкольников отправили в Кырмыж. Клара Моисеевна к тому времени уже уехала в Ленинград. Опекать брата было некому. В Кырмыже он пошёл в школу. Осенью гулял возле церкви, которую разбирали пленные немцы, его дружок нашёл какой-то розовый кругленький камешек. Как это часто бывает у детей, камень оказался во рту. И о чудо! Он оказался сладким на вкус. При всём этом он не уменьшался в размерах. Добрый друг дал пососать его всем, ну а сам и его лучший друг насосались больше всех. Что это было? Так и не узнали. Но отравились все. Было их 13 человек. 11 - спасли, 2 не смогли. Задушили аскариды, которые пошли через рот. Похоронили брата на Вожгальском кладбище. Старшая сестра Татьяна узнала о его гибели только через два месяца.
Такова история семьи Булгаковых, которая тесно переплелась с историей нашей страны.
7. Заключение.
В ходе поиска сведений о своих родственниках, я не только составила часть своей родословной, но и еще раз более тесно познакомилась с историей своего Отечества, причем не так, как это <<проходили>> в школе, а по-настоящему. Я увидела, что в истории нашей, как и любой другой семьи, как в капле воды отразилась история России со всеми ее взлетами и падениями, войнами и революциями. Мои предки тоже были свидетелями и участниками жизни <<старой>> России, и они внесли свою лепту в копилку общего исторического и культурного богатства своей страны. Узнав подробнее об их жизненном пути, я ощутила гордость за то, что они сделали, и может быть, их жизненный опыт поможет преодолеть наши сегодняшние трудности. Не зря говорят, что наше прошлое - это наша защита.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к генеалогии. Восстанавливаются утраченные традиции, возрождается интерес людей к истории своего рода.
Изучение своего происхождения, истории своего рода способствует пониманию значимости каждого человека, повышению ответственности за судьбу своего рода, семьи. Кто были наши предки, откуда родом, откуда наши родовые корни, чем занимались, кому и чему служили. Ответы на эти вопросы помогут понять себя и свлих близких, оставить память о предках молодому поколению.
Моя работа не закончилась, она только началась, потому что в ходе работы появилось много вопросов, на которые хотелось бы найти ответы. История семьи бабушки со стороны моей мамы наполнена интересными и драматическими событиями. Я думаю, настолько же интересна судьба моих родственников со стороны моего дедушки Зилинских Василия Романовича. Поэтому я ставлю перед собой цель: собрать сведения о родственниках со стороны моего дедушки и составить генеалогическое древо его рода.
Комментарии