Справки  ->  Транспорт  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Великая Отечественная война. Краткое описание

В 2011 году Россия будет праздновать семидесятилетие Московской битвы. К этому значимому для всех россиян событию мы как раз подготовили наш проект, в котором мы хотим показать, как жила наша столица в военные годы.

Война погубила жизни миллионов людей, разрушила множество городов, но Москва выстояла.

Мы выбрали это тему, не только потому что мы- москвичи, скорее стойкость духа наших соотечественников вдохновила нас на создание этого проекта. Они гордо берегли столицу, отстаивали право жить в ней и сохранили Москву так, будто война ее не коснулась, но все же огромное количество памятников и исторических мест напоминают жителям о тех страшных днях в истории нашей страны.

Великая Отечественная война. Краткое описание.

Великая Отечественная война (1941—1945) — война Союза Советских Социалистических Республик против нацистской Германии и её европейских союзников (Болгарии, Венгрии, Италии, Румынии, Финляндии, Словакии, Хорватии, Испании); решающая часть Второй мировой войны.

22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Армия и население страны не были к этому готовы. В первый же день было уничтожено 1200 советских самолетов. Красная Армия не была моторизована, командный состав из-за сталинских репрессий конца 1930-х годов состоял в основном из малоопытных полководцев. Верховный же главнокомандующий пребывал все это время в растерянности и не обращался к советскому народу вплоть до 3 июля.

Несмотря на героизм и самопожертвование советских солдат и офицеров в первые недели войны, остановить врага не удалось. До последнего сражались герои Брестской крепости, Минска, Киева и Одессы, Ленинграда и Сталинграда Севастополя, Новороссийска и Керчи, Тулы, Смоленска и Мурманска.

Однако уже в 1941 году план молниеносной войны, в ходе которой германское командование планировало за несколько месяцев захватить весь Советский Союз, провалился в битве под Москвой. В скором времени советская армия разбила фашистские войска под Сталинградом и Ленинградом, на Кавказе, на Курской дуге, Правобережной Украине и в Белоруссии, в ходе Ясско-Кишиневской, Висло-Одерской и Берлинской операций.

Великая Отечественная война окончилась победой СССР. В 22 часа 43 минуты по центрально-европейскому времени 8 мая война в Европе завершилась безоговорочной капитуляцией вооружённых сил Германии. Боевые действия продолжались 1418 дней. Тем не менее, приняв капитуляцию, Советский Союз не подписал мир с Германией, то есть формально остался с Германией в состоянии войны. Война с Германией была формально окончена 25 января 1955 г. изданием Президиумом Верховного Совета СССР указа «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией».

24 июня в Москве состоялся парад Победы. На прошедшей в июле — августе 1945 года Потсдамской конференции руководителей СССР, Великобритании и США была достигнута договорённость по вопросам послевоенного устройства Европы.

Родина-мать зовёт! — плакат первых дней Великой Отечественной войны

Актуальность.

Нам посчастливилось родиться в замечательном городе Москве. Каждый день проезжая по ее улицам, не перестаешь поражаться красоте нашей столицы. Но нельзя забывать, что без стойкости и сплоченности москвичей в годы Великой Отечественной войны, все это могло исчезнуть. К сожалению, многие не понимают всей значимости статуса- «город герой», не понимают также какими усилиями наши предки отстояли свое право жить в златоглавой. Поэтому мы хотим напомнить, что наш город и люди, жившие в нем в период Второй Мировой войны, заслуживают еще большего уважения и безграничной благодарности. Хочется верить, что с годами люди не забудут страшные годы войны.

Военный облик Москвы.

По-настоящему война для Москвы начинается не 22 июня 1941 года, а месяцем позже – 22 июля. Ночью на город обрушились бомбы. В первом налете участвовали почти четверть всех бомбардировщиков люфтавве на восточном фронте. Бомбежка продолжалась пять часов и подвергла людей в шок. Рушились надежды на то, что война не доберется до столицы. С этого дня москвичи готовились к самому худшему. На улицах появились беженцы и бойцы разбитых воинских частей. С конца июля 1941 года ежедневные атаки вражеской авиации не прекращались почти пять месяцев. Так началась новая глава в истории Москвы - военная.

Москвичи старались изо всех сил защищать свой город. За короткий срок на подступах к Москве был выполнен такой объем оборонительных работ, какого не знала за весь период второй мировой войны ни одна столица воевавших держав мира. Многие иностранные военные специалисты не верили, что за столь незначительное время, такой огромный город, как Москва, можно превратить в крупный военный бастион.

Во время налета 21 июля крупная бомба разрушила дом №10 на Моховой улице. Во время налета 3 августа на площадь у Никитских ворот упала бомба большой мощности. На площади зияла воронка глубиной 10 метров. Все коммуникации были разрушены, трамвайный поезд смят и отброшен на несколько метров в сторону. Памятник Тимирязеву также был поврежден. Однако на следующий день были восстановлены все коммуникации, заасфальтирована площадь, памятник стоял на прежнем месте.

Исключительное бесстрашие в защите города проявили женщины. Тысячи девушек добровольно участвовали в противопожарных и медико-санитарных операциях.

В октябре 1941 года немецкие войска подступили вплотную к Москве; многие промышленные предприятия были эвакуированы. 20 октября 1941 года в городе было введено осадное положение.

Столица ощетинилась, на всех улицах стояли ежи. Выли сирены, из-за постоянных потоков людей было трудно ходить.

Изменились и московские пригороды. Хоть и заколочены пристанционные киоски, на дачных платформах многолюдно. А прежде в ненастные ноябрьские дни бывало пустынно.

Москвичи строят оборонительные рубежи. Противотанковый ров начинается тут же, вблизи платформы, и подступает к Можайскому шоссе.

На окраинах Москвы поверх булыжной мостовой ложится асфальт. На балконе, где бывало, хозяйка развешивала белье или поливала цветы,- пулемет. За решеткой балкона и перилами - бронелисты.

Проезжая по Москворецкому мосту удивляешься, не виданным здесь прежде фанерным макетам домов. Цель маскировки- скрыть от вражеских глаз излучину Москвы-реки, сбить с толку германских воздушных стрелков.

На театральной площади проезжий москвич с недоумением смотрит на фасад Большого театра; замаскированы и колоннада, и колесница.

Довоенный большой театр(1932г)

Зеркальные витрины гастронома и других магазинов на улице Горького укрыты кулями с землей, спрятаны за дощатыми щитами.

Работящие трамваи на Пушкинской площади колесят и за себя, и за автобусы, которых в городе осталось мало.

В начале Тверского бульвара, с непокрытой головой, держа в левой руке за спиной шляпу, стоит Пушкин. Где-то высоко над памятником висит аэростат воздушного заграждения, но все равно за Пушкина страшно.

Москва. Памятник А. С. Пушкину послевоенные годы (1953)

Москвичи радовались, что город, если не цел-целехонек, но нанести ему серьезный урон налетчики не смогли. Фашистские листовки лгут, что город «город превращен в развалины».

На стадионе юных пионеров ополченцы учились стрелять, стоя на лыжах, ползать ползунком, обучались штыковому бою, пронзая чучела. На стадионе Динамо истребители танков упражнялись в метании гранат и бутылок с зажигательной смесью.

На Волоколамском шоссе построены маскировки ради фанерные бараки, а на щитах вдоль дороги намалеваны фальшивые ели и декоративные кусты.

Батарея старшего лейтенанта Лягушкина стояла северо-восточнее Тимирязевской академии.

Ощущалось, что Москва стала в полном смысле этого слова прифронтовым городом.

И именно от Москвы началось победное шествие советских войск, завершившееся полным разгромом фашистских захватчиков и освобождением Европы от коричневой чумы. Москва – символ независимости и существования страны во время Великой Отечественной войны.

Тяжёлые годы московской подземки.

Московский метрополитен. В годы Великой Отечественной войны он взял на себя роль защитника и помощника людей. Подземный этаж столицы служил и убежищем, и командным пунктом, и библиотекой, концертной площадкой, да какие роли только не исполняло наше родное московское метро.

Из воспоминаний генерала армии С. М. Штеменко :

«Бомбёжки Москвы усилились. Воздушные тревоги объявлялись почти каждую ночь. Иногда бомбы падали недалеко от Генштаба. Оборудованное в подвале бомбоубежище теперь приходилось использовать для работы, а оно оказалось совершенно не приспособленным к этому.

Вскоре последовало решение: на ночь Генштабу перебираться в помещение станции метро «Белорусская». Там были оборудованы командный пункт и узел связи.

Теперь мы каждый вечер собирали документы в чемоданы и ехали к Белорусскому вокзалу. В течение всей ночи на одной половине метрополитеновского перрона функционировал центральный командный пункт, тогда как другая половина, отгороженная от первой только фанерной перегородкой, с наступлением сумерек заполнялась жителями Москвы, в основном женщинами и детьми. Так же, как и мы, они являлись сюда, не ожидая сигнала тревоги, и располагались на ночёвку. Работать в таких условиях было, конечно, не удобно, а самое главное – при ежедневных сборах и переездах терялось много драгоценного времени , нарушался рабочий ритм.

Вскоре мы отказались от этого и перебрались в здание на улице Кирова. Станция метро «Кировская» тоже была полностью в нашем распоряжении. Поезда здесь уже не останавливались. Перрон, на котором мы расположились, отгораживался от путей высокой фанерной стеной. В одном его углу – узел связи, в другом – шеренги столиков, за которыми работали мы. Место начальника Генштаба – рядом с кабинетом Верховного

Понятия дня и ночи у нас полностью стёрлось. Круглые сутки приходилось быть на рабочих местах. Но так как без сна обойтись всё-таки нельзя, то на станцию метрополитена нам подавали для этого поезд. Вначале спали сидя. Потом стали подавать классные железнодорожные вагоны, где мы устраивались с большими удобствами.

И. В. Сталин в свой подземный кабинет спускался лишь при объявлении воздушной тревоги. В остальное время он предпочитал находиться в отведённом ему флигельке, во дворе занятого под Генштаб большого дома на улице Кирова. Там он работал и принимал доклады.

А бомбёжки Москвы всё усиливались».

Метро стало самым безопасным, удобным и просторным бомбоубежищем. Некоторые станции принимали десятки тысяч жителей. Например, на станцию «Маяковская» спускалось до 50 тысяч, на «Курскую» - до 40 тысяч.

Станция метро «Маяковская»

21 сентября Моссовет установил распорядок жизни подземного этажа столицы, где находили приют до полумиллиона человек. Если движение поездов прекращалось до сигнала «Воздушная тревога», вход в метро был разрешён только детям и женщинам с детьми до 12 лет. Во время воздушных тревог метропоезда доходили до ближайшей станции и стояли у платформы в ожидании отбоя. Диспетчер подавал команду: «Снять напряжение с третьего контактного рельса». И москвичи могли располагаться в тоннелях метро.

В октябре и в ноябре, когда Москву часто бомбили, в метро приходили на ночёвку до пяти утра. Поэтому движение поездов прекращалось сперва в семь, а потом и в пять часов вечера. Женщинам с детьми разрешался ночлег в вагонах, стоящих у платформ. Остальные ночевали в тоннеле. Разрешалось брать с собой постельные принадлежности.

Новая функция метрополитена-бомбоубежища потребовала колоссальной организационной работы от сотрудников.

На подземное полотно в тоннелях настилали дощатые щиты, общая длина настила достигала 36,5 километра. Чтобы удобнее, быстрее сойти с платформы в тоннель или подняться, на всех станциях установили откидные металлические мостики, их было 80. На двадцать две станции завезли 3800 детских кроваток и 4600 топчанов.

Провели дополнительное освещение, позаботились о питьевой воде. Дежурные водопроводчики проверяли, есть ли на всех станциях вода. В тоннелях обычные водопроводные краны, а на платформах устроены питьевые фонтанчики. Оборудовали уборные – 25 постоянных и 15 переносных.

Семьдесят тысяч жителей получили медицинскую помощь в метрополитене-бомбоубежище. Ежевечерне на дежурства в метро заступало триста санитарных дружинниц.

В убежищах было полно хлопот. Надо было вовремя спустить с платформ на пути мостики-сходни, задраить проёмы от возможной взрывной волны и всё это проделать в считанные минуты.

Помимо действующих станций использовались тоннели третьего, незаконченного радиуса «Автозаводская» - «Площадь Свердлова». Под убежища приспособили перегоны и недостроенные платформы. Неподалёку от будущей станции «Новокузнецкая» участки тоннеля обстроили деревянными нарами. Сандружинницы предупреждали тех, кто приходил с детьми: их нужно одевать потеплее: это на улице душный, тёплый ветер, а в недостроенной шахте – холодная сырость.

Детей поили молоком, кормили, укладывали спать. Случалось, детей приводили, приносили среди ночи. К малолетним москвичам можно отнести прекрасные строчки поэта:

Детей разбуженных испуг

Вовеки не простится

Не все родильные дома, больницы имели надёжные, хорошо оборудованные бомбоубежища. Неудивительно, что роженицы искали приюта и помощи на станциях метро. И вот здесь, в служебных помещениях, открылись никем поначалу не предусмотренные, стерильно чистые родильные комнаты; распоряжались там опытные акушерки.

В часы воздушных тревог в московском метро родилось двести семнадцать младенцев. В возрасте нескольких дней каждый из них на руках матери совершил первое в своей жизни путешествие на эскалаторе.

Ошибочно было бы думать, что с наступлением вечера все платформы, неподвижные составы и тоннели превращались во вселенскую спальню.

В тишине и тепле, при электрическом свете на подземном бивуаке можно было позаниматься, почитать книгу, написать письма, узнать свежую фронтовую сводку, прослушать лекцию, обзор международных событий. На каких-то станциях появились кинопередвижки. Чья-то бабушка, может быть, старая учительница, учила группу ребятишек азбуке.

«На станции метро «Арбатская» силами преподавателей и аспирантов Московской консерватории через день устраивали концерт. Выступали квартет имени Бетховена, Д. Ойстрах, Л. Оборин, Г. Гинзбург и другие.

На станции метро «Курская» открылся филиал Государственной публичной исторической библиотеки. Как только прекратилось движение поездов метрополитена, на платформе станции был оборудован читальный зал. Сотрудники библиотеки приступили к выдаче книг москвичам, пришедшим на ночь в метро

Вчера в большом спросе были «Война и мир» Л. Толстого, «Наполеон» академика Е. Тарле, «Суворов» К. Осипова, «Кутузов» М. Брагина, «Родина» Ванды Василевской.

Подземный филиал библиотеки открыт ежедневно с 7 часов вечера до 12 ночи. Открыты две передвижные выставки «Отечественная война1812 года» и «Великая Отечественная война советского народа с гитлеровской Германией». Оформляется стенд, посвящённый гвардейским частям Красной Армии» Так помнил себе это один из жителей Москвы.

Библиотека на станции метро «Курская»

Не только мраморным великолепием станций может гордиться Московский метрополитен имени В. И. Ленина. Под его сводами рождались решения, предвосхитившие поражение гитлеровской Германии. Он предоставлял приют москвичам в часы бомбардировок, кормил и поил молоком детей, стал родильным домом для двухсот семнадцати граждан Москвы.

Присутствие духа

В музыке:

Военный период был одним из самых плодотворных в истории советской музыки. В эти годы композиторы создали множество выдающихся произведений, полных веры в победу справедливого дела. Среди них были и крупные симфонические произведения, и кантатно-ораториальные, и камерные, и оперы, и, конечно, в первую очередь песни.

Боевая песня и марш шагали всю войну рядом с солдатами, поднимая их на героические подвиги. А теплая, задушевная песня украшала досуг в часы затишья между боями, сближала воинов. С первых же дней войны песня стала истинно народным искусством, голосом героической души народа. Примечательно, что лишь за первые два дня войны московские композиторы написали 40 песен, а через четыре дня их было уже более 100.

Одна из самых замечательных песен начальных дней войны - «Священная война» А. Александрова сразу же завоевала всеобщее признание. В ее эпически суровом складе было заключено поистине общенародное осознание патриотического долга. Монументальная по содержанию, лаконичная по выражению, эта песня стала уже в те дни «музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны»

Стремясь художественно-философски обобщить события современности, советские композиторы наряду с массовым песенным жанром создали ряд монументальных симфонических произведений.

В произведениях симфонической музыки раскрылись замечательные черты русского национального характера, богатый духовный мир советского человека, его мужество и героизм. В военные годы москвичи познакомились с 7-й симфонией Д. Шостаковича; с 22-й, 23-й и 24-й (1941 -1943 гг. ) «военными» симфониями Н. Мясковского; 5-й симфонией С. Прокофьева (1944 г. ), которую автор задумал как «симфонию величия человеческого духа». «Нашей борьбе и победе» была посвящена 2-я симфония В. Мурадели (1944 г. ), большой интерес вызвала монументальная 2-я симфония А. Хачатуряна (1943 г. ).

В литературе:

Советский народ боролся не только за свою свободу, но и за спасение мировой культуры. Не случайно один из американских журналистов назвал Советский Союз «великой надеждой человечества». Интерес к советскому искусству был необычайно велик во всем прогрессивном мире.

Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" (А.

Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстова, была

"голосом героической души народа". Лозунг "Все силы – на разгром врага!" непосредственно относился и к писателям. Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Тем не менее первое слово сказали лирики и публицисты.

Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи "Жди меня" Константина Симонова, "Землянка" Александра Суркова, "Огонек"

Исаковского породили многочисленные стихотворные ответы. Поэтический диалог писателей и читателей свидетельствовали о том, что в годы войны между поэтами и народом установился невиданный в истории нашей поэзии сердечный контакт. Душевная близость с народом является самой примечательной и исключительной особенностью лирики 1941-1945 годов.

Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа

– вот основные мотивы военной поэзии. В стихах Тихонова, Суркова,

Исаковского, Твардовского слышится тревога за отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны.

В театре:

Из воспоминаний Алексея Трофимовича Рыбина, бывшего военного коменданта ГАБТа СССР, майора в отставке:

«На Вашу просьбу отвечаю по существу вопроса. Как и почему я оказался 6 ноября в метро «Маяковская»? Был в то время военным комендантом ГАБТа СССР. Мы готовили сцену театра к торжественному заседанию. Одновременно подчинённые мне люди сопровождали членов ГКО при их выездах на фронт. Кроме того, мы несли охрану самолётов Ставки Верховного Главнокомандования. Когда торжественное заседание перенесли в метро «Маяковская» и там ждали появления руководителей партии и правительства, туда вызвали всех, кому положено там быть, в том числе и были меня.

Коснусь обстановки, которая складывалась днём 6 ноября. В 17 часов Гитлер послал на Москву самолёты, многие были сбиты, остальные убрались восвояси, не достигнув цели. А в полдень этого дня Козловский и Михайлов, вызванные на концерт в Москву, летели на «дугласе» из Куйбышева.

Утром 6 ноября я получил распоряжение прибыть к 15 часам на станцию метро «Маяковская» с задачей: обеспечить порядок на сцене и встретить артистов. На платформе встретил председателя Комитета по делам искусств М. Храпченко и диктора Ю. Левитана; каждый из них занимался своим делом - готовился к вечеру.

На сцене репетировал хор ансамбля НКВД СССР под управлением Зиновия Дунаевского. В оркестре, среди других, сидел со скрипкой известный в будущем дирижер Ю. Силантьев. З. Дунаевский заставлял хор повторять номера, добиваясь филигранной отточенности.

Правительство из Кремля направилось к Белорусскому вокзалу, спустилось там в метро и прибыло на станцию «Маяковская»

Началось заседание. Если смотреть на сцену, я стоял с левой стороны у второй колонны. Хотя меня плохо видно, но на фотографию в книге Г. Жукова я все же просматриваюсь.

Концерт начал М. Михайлов, он спел арию из оперы «Иван Сусанин»: «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь». Затем И. Козловский и М. Михайлов дуэтом исполняли «Яр хмель» и другие народные песни. Затем И. Козловский спел арию Ионтека из оперы «Галька». Восторженно была встречена песенка Герцога из оперы «Риголетто». Аккомпанировал певцам концермейстер Московской филармонии А. Д. Макаров.

После исполнения этой арии Козловский пожаловался на усталость. Бурными аплодисментами зал требовал спеть арию на бис. После повторного исполнения Козловский вошел к нам в вагон и пожаловался: «Сколько же можно? Есть предел человеческим силам». А зал сотрясался от аплодисментов и требовал нового выхода певца. Члены правительства, сидевшие в первом ряду, активно поддерживали фронтовиков. Козловский покачал головой, отступать ему было некуда, и наш Иван Семенович пошел на сцену и спел эту тяжелейшую арию в третий раз.

Затем выступил ансамбль НКВД СССР, он исполнил «Марш чекистов» З. Дунаевского, прозвучала украинская песня «Реве та стогне Днiпр широкий», после была украинская пляска. Глубоко запало в душу пение солистки хора комсомолки Екатерины Сапегиной, она спела известный романс Варланова «Что мне жить и тужить».

Сцену занял Краснознаменный ансамбль песни и пляски под управлением А. В. Александрова. Хор исполнил песни А. Новикова «Самовары-самопалы» и «Вася-Василек». Запевали солисты Г. Бабаев и В. Панков.

На этом концерт закончился, я вернулся со своей командой в Большой театр, а рано утром мы отправились на Красную площадь».

В тревожное утро 17 октября после поспешного отъезда многих жителей из Москвы главный режиссёр театра Туманов и ведущие артисты Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Кемарская, Мельтцер, Бушуев, Томский, Янко, дирижёр Алевладов, балетмейстер Бурмейстер обратились с ходатайством в Совет Народных Комиссаров. Они просили не ускорить эвакуацию театра, оставить их в осаждённой Москве. Завтра же они готовы открыть зимний театральный сезон!

Афишу отпечатать не успели. На фанерных щитах при входе в театр и ещё в нескольких пунктах написали от руки: «Сегодня, 19 октября, спектакль «Корневильские колокола». Билеты были распроданы за несколько часов.

-Спектакль прошёл при переполненном зале, - вспоминала Л. Ягункова, - хотя над певцами стоял густой пар, деревенели ноги танцовщиц, а музыканты изо всех сил старались не фальшивить, перебирая струны посиневшими пальцами. Зрители долго вызывали Кемарскую, Ценина, Тимченко, Петрова. Артисты, выходя на вызовы, уговаривали зрителей разойтись до объявления ежевечерней воздушной тревоги. На другой день тревогу объявили, едва начался спектакль «Прекрасная Елена». Публика хлынула в убежище. Артистам переодеваться и разгримироваться было уже некогда. Звенья ПВО немедленно заняли свои посты: Орест - на телефонной станции, Менелай и Парис - у пожарных рукавов. Прекрасная Елена стояла на посту в своей традиционной тунике с сумкой дружинницы Красного Креста через обнажённое плечо

Прерванный спектакль возобновили в том же составе на другой день. Спектакль «Евгений Онегин» продолжался четыре часа, пока публика наконец досмотрела его до конца Премьера балета «Штраусиана» состоялась в срок – через неделю после открытия сезона. В зале было по-зимнему бело от маскировочных халатов на фронтовиках, и от этого казалось ещё холоднее. А на сцене жила романтическая Вена с непременным кафе, зеленеющим бульваром, весёлой толпой

После суровой и радостной премьеры артисты послали в Тбилиси телеграмму восьмидесятидвухлетнему В. И. Немировичу-Данченко: «Театр по собственной инициативе, утверждённой правительством, непрерывно играет в Москве. За исключением нескольких актёров, вся трупа налицо. Играем с большим успехом и полными сборами «Севильского цирюльника», «Евгения Онегина», «Корневильские колокола», «Прекрасную Елену», «Цыган». Премьера балета «Штраусиана» прошла блестяще. Возобновляем постановку «Периколы» и «Риголетто». Работаем над операми «Суворов» и «Чапаев». Окружены вниманием правительства. В театре прекрасная рабочая атмосфера, чудесная дисциплина».

Публика, которая заполняла театральные залы, выглядела совсем не так, как в мирные дни. Чувствовалось, что для некоторых посещение театра – событие, праздник души, а многие посетители в этом здании впервые, плохо здесь ориентируются.

Желание принарядиться, конечно, у женщин осталось, оно вечно и неистребимо. Но палитра зрительного зала, покрой и фасоны одежды стали строже, будничнее. Защитный цвет преобладает. Короткая стрижка. Мало женщин старательно завитых, с губной помадой. Многие в военной форме некоторые при оружии.

В театральном, концертном зале, в цирке, в мюзик-холле можно было увидеть и легкораненых – с рукой на перевязи, с костылём, с палкой. Из госпиталей привозили команды выздоравливающих. Приезжали команды из воинских частей, которые находились на переформировании или ждали нового вооружения. Билетами в театр премировали и бойцов противопожарной обороны, групп самозащиты, студентов, отличившихся на строительстве оборонительных рубежей. Билеты выдавали и донорам, сдавшим кровь предоставлялся выходной день. Иные приходили в театр после длительного пребывания на казарменном положении. Давали билеты на курсах, где обучали подрывников, шифровальщиков, радистов, снайперов, механиков-водителей, медсестёр.

Кому-то посчастливилось увидеть знаменитого артиста или послушать любимого певца, его доводилось слышать только по радио. А кто-то предпочёл цирк, где выступали клоуны Виталий Лазаренко, Бим и Бом.

Влекла не только редкая возможность отдохнуть, отрешиться на какое-то время от суровой повседневности, от житейских тягот и невзгод, от изнурительной работы, а случалось, от окопной жизни, от партизанской разведки, от бессонных дежурств в операционной или перевязочной

В залах кинотеатров:

Сократилось и число экранов, освещенных лучом киномеханика. В некоторых кинотеатрах обосновались призывные пункты, расположились на постой истребительные батальоны, военные курсы. Несколько кинотеатров(«Художественный», «Великан», «Спорт», имени Моссовета) пострадали, другие лишились электроэнергии.

Первые боевые киносборники отставали от событий, не могли ответить на тревожные вопросы кинозрителей, режиссеры ограничивались съемками боевых эпизодов и короткими рассказами о подвигах. Отступление наших войск, эвакуацию, беженцев снимать не разрешалось.

Успехом пользовались довоенные фильмы «Суворов», «Фронтовые подруги», «Валерий Чкалов», «Свинарка и пастух», «Майская ночь», американский фильм «Песнь о любви»- действие происходило в Советской России.

После двухлетнего перерыва вновь увидели экран антифашистские фильмы «Профессор Мамлок» и «Болотные солдаты».

Заключение.

1941 год вновь потряс основы Российского государства. И снова русский народ, как и в прежние времена, оказался лицом к лицу с могущественным врагом. Кованый сапог фашизма нарушил неприкосновенность российских границ, и для миллионов советских людей Москва стала единственной надеждой на спасение. Пока билось ее сердце, пока работал ее мозг, жива была и вся Россия. Полчища фашистских захватчиков, вероломно напавших на СССР, рвались к столице. И подошли так близко, что языки пламени успели лизнуть ее окраины. Сталин, уже готовившийся к худшему, с тревогой спрашивал у командующего Западным фронтом Г. К. Жукова: «Вы уверены, что мы удержим Москву?. Говорите честно. ». «Москву, безусловно, удержим», - отвечал Жуков и оказался прав.

И действительно, жизнь в столице не прекращалась ни на минуту. Искусство стало еще одним поводом не сдаваться. Люди ходили в театры, слушали музыку, писали стихи, не переставали работать. Это был ответ москвичей на жестокость и беспощадность Гитлера.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)