Цели и задачи истории
Термин «история» многозначен. В русском языке можно насчитать шесть значений. Два научных и остальные четыре - бытовые термины. Это, прежде всего, история как процесс развития, другое значение из жизни общества, история – это прошлое. Память о прошлом, знания, понимание и переживание его характеризуют собой историческое сознание. Человек живет не только настоящим. Он дорожит своим прошлым. Используя накопленный опыт, строит планы на будущее. Историческое сознание осуществляет «связь времен». Это ретроспектива, необходимая для перспективы.
Наконец, термином история мы обозначаем науку, изучающую прошлое человеческого общества. Это и есть собственно история, гражданская история, представляющая собой важный компонент исторического сознания. Не надо думать только, что единственный. Осознание прошлого может складываться на основе устной традиции. Фольклор в виде рассказов о былом, преданий, исторических легенд и песен сохраняет в памяти народа наиболее существенные события его истории. Подлинные факты здесь перемешаны с вымыслом, акценты зачастую сдвинуты.
История – это память человечества, а любая память подвержена аберрации, для создания истины необходимы факты. У историка нет непосредственного контакта с фактами прошлого, он имеет дело с источниками. Исходя из них, он реконструирует факты. Знание о прошлом носит характер объективной истины. Историк ограничен в возможностях применения такого надежного средства проверки научной истины, каким является практика. Правда, изучая современную жизнь, особенно опыт развития отсталых народов, мы можем на практике подтвердить истинность ряда исторических закономерностей.
Задача истории – воспроизвести прошлое в единстве необходимого и случайного, восстановить реально пройденный человеческий путь во всех его зигзагах, во всем многообразии и неповторимости.
Говорят, что история открывает широкие возможности для дилетантизма; стать посредственным историком легче, чем плохим математиком. Не будем спорить, отметим другое: чтобы стать хорошим историком, нужно иметь энциклопедические знания, быть эстетически развитым и этически зрелым человеком, нужно обладать не только специальными знаниями, но и особым талантом синтетического мышления, способностью охватить единым взглядом жизнь эпохи, подойдя с одинаковым пониманием к любой сфере исторического бытия, умением проникнуть в человеческую душу.
Цель исследования заключается в раскрытии социально-исторической сути образа Бабы-Яги, а не магической, используя различные исторические письменные источники и устное народное творчество.
Процедура исследования будет проходить по следующим направлениям:
1. Знакомство со сказками, былинами и сказаниями русского, казахского и северных народов. Поиски и отслеживание определенно подходящих персонажей.
2. Изучение литературы с различными подходами и точками зрения о главной героине нашего расследования.
3. С помощью дедукции разработка образа Бабы-Яги.
4. Опираясь на письменные источники и устное народное творчество, составить таблицу, которая выявит специфику образа Бабы-Яги.
5. Работа с терминами по словарю позволяет мне поставить точку в моем маленьком исследовании.
Исследовательская часть: в нашем детстве мы слышали очень много сказок и, оставаясь одни, часто друг друга пугали Бабой-Ягой, Кощеем или другими страшилищами. Было страшно и весело одновременно.
Прошли годы. Я случайно достала с книжной полки русские народные сказки. Села, начала листать, потом читать и не заметила, как полностью ушла в чудесную страну. Сколько интересных вещей там для нас: ковер-самолет, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, а какие люди!
Из сказки в сказку переходит Баба-Яга. Ее образ впечатляет, притягивает. Только чем? Остановить себя, значит не узнать что-то новое, интересное.
Я решила провести маленькое исследование, которое должно было ответить на вопросы:
1. Кто Баба-Яга?
2. Время ее появления?
3. Имянаречение?
Упоминание такого однозначного имени, как Баба-Яга, вызывает на исходе второго тысячелетия разве что улыбку. Между тем, в прошлом веке к нему относились отнюдь не так легкомысленно. Полтораста страниц солидной книги «Чтение в Императорском обществе истории и древности российских при Московском университете» отвел Бабе-Яге профессор Московского университета А. Потебня. Несколько интересных страниц посвятил ей профессор Киевского университета П. В. Владимиров во «Введении в историю русской словесности». Нашел ей место в своем «Толковом словаре» и Владимир Даль. «Баба-Яга или Яга-Баба, сказочное страшилище, большуха над ведьмами, подручница сатаны».
Свое исследование я начинаю с определения возраста своей героини.
ВОЗРАСТ
Речь пойдет о мужчине. Думаю, уместны самые откровенные признания. Моя гипотеза: возраст – от 30 до 100 тысяч лет. Заглянем в то далекое время: каменный век, палеолит. «Над голубыми горами Алтая поднимается к небу дым костров. В костре шипит и брызгает соком мясо убитого горного козла, а среди горячих огней лежит раскаленный булыжник- материал для каменных орудий. Кругом, наслаждаясь теплом костра, сгрудились наши звероподобные волосатые предки, архантропы, чьи широкие приплюснутые ноздри вдыхают запах жареного мяса. Почувствовали себя в том далеком прошлом? Свежий воздух, здоровая пища, постоянно в движении но жизнь обрывалась рано (средняя продолжительность жизни мужчин 30 лет). Страшной, непреодолимой силой противостояла человеку природа. И верным союзником в схватке за жизнь служил огонь. Три главные заботы были у нашего далекого предка: добыть пищу, вырастить детей и сохранить огонь. Хранителем огня становился, как правило, израненный охотник. Ночь. Костер. Спят усталые люди. Вокруг мир, наполненный таинственными звуками. Каждый знает: это говорят меж собой страшные силы, коварные духи (демоны сознания первобытного человека). Смотритель костра задремал – видно, и его сморила усталость. Ведь поддерживать огонь дело не легкое, а днем еще приходится присматривать за детьми задремал – и огонь погас. Страшная беда для всех. И самое страшное наказание соплеменников – изгнание.
Я уверена, стать изгоем больше шансов было у мужчин. Матриархат брал свое, и не случайно среди обитателей леса явно преобладали персонажи мужского пола – леший, кощей в их компанию и попал наш изгой. Как ни суровы были к нему люди, но хотелось, однако, чтобы соплеменник выжил «перевоспитался». Ведь уйдя, он уже искупил вину. Как ему там, в одиночестве? Воображение рисовало самые невероятные истории, и героем их был тот самый изгой – предполагаемый прототип сказочной Бабы-Яги.
Вот и выходит, что она много старше любого из ветхозаветных героев, ей десятки тысячелетий.
Возраст Яги свидетельствует о том, что припугивали ею не просто поколение людей – более тысячи поколений! Если попробовать написать точное наименование Яги, типа «пра-пра-пра-прабабушка», получится слово длиною в десятки метров.
Меню. Его можно определить без труда. Это преимущественно плодово–ягодная диета – что еще мог достать себе одинокий изгнанник! Постепенно изгой дичал, обретая отпугивающие людей черты. По крайней мере, таким становился его образ. Им-то и пугали оставшихся у очага детей, предостерегая от самовольных путешествий в лес, полный опасностей. Так родились прототипы фильмов ужасов – сказки с ужасно страшным героем Бабой-Ягой. Причем, народная фантазия в творческой силе не уступает профессиональным режиссерам.
Доказательством того, что Баба-Яга издревле пугала лишь детей, служит, например, такой факт: сажала она на лопату (предварительно поджарив – и тут огонь, так трудно дававшийся людям) только детей. Случаев поедания взрослых не установлено. Более того, с взрослыми, например, с добрым молодцем, Яга может быть даже доброй, но об этом чуть позже.
ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕГО ВИДА. ЖИЛИЩЕ
Прямо скажу, вид мало привлекательный. Особая примета – костяная нога (?).
У воина, охотника, инвалида нога могла со временем высохнуть. Но почему «костяная»? Кость – излюбленный материал позднего палеолита. Раскопки говорят, что приблизительно 15-30 тысячелетий назад был настоящий костяной век. Верно, тогда-то и нога стала костяной.
О том, как древние охотники одевались, у меня нет большого количества сведений. Статуэтки и портреты мужчин и женщин того времени представляют голые фигуры. Несмотря на это, я уверена, что зимой они одевались в звериные шкуры и в то, что ему приносили бывшие соплеменники. По описанию в сказках на голове у Бабы-Яги платок, но он завязан по принципу банданы - концами назад – как это делали и делают мужчины. Женщины волосы должны были прятать под плат и заплетать в косы, а мужчины нет. Вы видели косу у Бабы-Яги?
Иглы, найденные на многочисленных стоянках, позволяют сделать вывод, что люди научились делать подобие штанов и жакетов, которые застегивались специальными застежками. Это позволяет сделать предположение, что внешний вид Бабы-Яги тоже менялся.
Например, в сказках «Василиса прекрасная», «Жихарка», «Братец и сестрица» Баба-Яга одета в рваную, старую одежду. А в сказках «Федот-стрелец», «Молодильные яблоки» наша героиня преображается: одежда стирается, зашивается, на голове опрятный платок.
Постепенно Яга получает постоянную прописку в особой избушке.
Думаю, это случилось в ту пору, когда впервые была решена жилищная проблема. Человек «переехал из пещеры в построенное жилище». Вероятно, ни окон, ни дверей оно не имело – нужно же было обезопасить себя от дикого окружения.
Делался лишь узкий лаз, закрывающийся изнутри. Не потому ли избушка Яги без окон, без дверей?
Ведущий элемент архитектурно-конструктивной системы всех избушек (лабазов) – опорные столбы. Чаще всего лабаз покоился на одном столбе, реже – на двух и совсем редко – на трех.
Лабаз на двух столбах относится к тому типу, который раньше других вышел из промыслово–охотничьего обихода.
Промыслово-охотничий стан на русском Севере – изба с лабазом – неразрывно связан с хозяйством, культурой, бытом и образом жизни здешних крестьян. Эти постройки еще недавно можно было встретить едва ли не у каждого лесного озера, на всех больших и малых реках, и даже на волоках, в безлюдном суземье.
А причем тут курьи ножки? Так ведь это игра слов: не куриные, а куренные, окуренные, т. е. дымом пропитанные, чтобы спасти себя и продовольствие от незваных четырехногих соседей, «к лесу задом, к путнику передом», чтобы вход находился со стороны реки или лесной тропы.
Скольких же людей и поколений уберегла Баба-Яга от коварств и смертельных опасностей леса, жертвуя собой, принимая на себя груз не совершенных ею преступлений (например, обвинение ее, вегетарианки, в людоедстве), становясь все более ужасающей.
Шли годы. Новые изгои сменяли прежних, менялся и «состав преступлений». Неизменным пока оставалось наказание «высшая мера первобытнообщинного строя – изгнание». Но она же оставляла и надежду. Вроде бы не мог не погибнуть человек в таком лесу, а он глядишь, возвращался. Воскресал из мертвых? Чем не диво! Яга знала «живую» и «мертвую» воду, могла вершить то, что другим не под силу. Она становилась хранительницей секретов жизни.
Люди же, осознавшие, что выжить можно лишь коллективом, понимая всю тяжесть одиночества изгоев, стали скрашивать их жизнь, заселяя сказочный лес все новыми обитателями: лешими, ведьмами, кикиморами, водяными, кощеями. Тут человек демонстрировал диковинную смекалку, изумительное лукавство. Созданный фантазией мир обитателей леса стал фольклорным памятником несгибаемому духу людскому.
Развивалось общество людей разумных, а вместе с ним шла по пути прогресса, постукивая костяной ногой, Баба-Яга.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Новые времена – новые страхи. Каждая эпоха привносила нечто новое и в образ Яги.
В начале своего пути она житель леса, повелительница зверей. Все они у нее в подчинении (чем не охотник). «Вышла старуха на крыльцо, крикнула громким голосом – и вдруг, откуда только взялись – набежали всякие звери, налетели всякие птицы». Верно, служат Бабе-Яге серые волки, гуси-лебеди, рыбы, гады.
Это позволяет сделать предположение, что в Яге люди начали видеть предка по женской линии. С развитием культа предков, знаменующего победу патриархального строя, на образ Бабы-Яги были перенесены черты, присущие семейным духам-покровителям. Развитие семейной общины во времена патриархального строя привело к возникновению культа домашнего очага. Ягу народное сознание стало связывать с кухней, очагом. Сказки говорят, что Яга возлежит «на печи, на девятом кирпичи», разъезжает по белу свету в ступе или на помеле, пестом подпирается. Отличие Яги от сказочного образа по мужской линии заключается в том, что Яга внушает отвращение и ужас. Такое отношение к ней появилось на стадии сокрушения матриархальных понятий, в эпоху утверждения патриархального строя (именно в этот период наш персонаж меняет пол и из мужчины в женщину).
П. В. Владимиров в книге «Введение в историю русской словесности» пишет, что Баба-Яга «встречается в многочисленных русских сказках как помощница герою, на чаще как существо враждебное – людоедка». Однако отрицательные черты не были изначальным свойством образа Бабы-Яги. Неустрашимый воитель и герой Иван очень частый гость старухи и не боится ее «Накорми, напои, спать уложи, а потом и спрашивай» - чем не постоялый дом и «баушка-ведунья» ведает, куда нужно путь держать.
В других сказках Яга наделена чертами людоедки-похитительницы детей («Терешечка», «Гуси-лебеди», «Иванушка», «Жихарка» и др. ), однако ни одного ребенка не съела, т. к. на Руси в древности было поверье, что если недоношенного, слабого ребенка омыть в русской печи, то ему будет даровано здоровье. Терешечка хитро предлагает Бабе-Яге показать, как надо сесть на лопату и у него уже хватает сил посадить ее в печь. Есть сказки, где Яга наделена чертами злой и коварной воительницы, беспощадной к своим жертвам («Медведко», «Усыня», «Горыня и Дубыня богатыри»). Это новая роль Бабы-Яги – результат переосмысления образа после социальных изменений в обществе, сопровождавшихся разложением родового строя. Позднее образ Бабы-Яги оброс чертами средневековых ведьм. Вот с этим образом мы встречаемся чаще всего.
При вхождении человечества в эпоху имущественного неравенства у Бабы-Яги появилась частная собственность и новые проблемы.
Большухе над ведьмами (так именовал ее В. Даль) надо бы поберечь свои сокровища. Вот и дорисовали ей замки. Причем запор на воротах (отмечу!) – из кости. Примитивный. Более символический, чем настоящий. Так было, вероятно, и у людей. Сначала такого «указателя», своего рода табу, доставало. Потом появятся слова типа «не укради» и необходимый при том хитрый замок.
Баба-Яга становится главой леса, первой из ведьм, постепенно заняв лесной трон, устанавливает прямо-таки монархические порядки.
Так же и черепа на заборе. Их сила не в физическом воздействии. Крепость Яги можно было легко взять, перемахнув через забор. Но забор с черепами, да еще с огненными глазами,- это может остановить и толпу, удержит силой страха. Вот она эффективность психологического воздействия.
РЕЛИГИОЗНОЭТНИЧЕСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИМЯНАРЕЧЕНИЯ
Шли чередой века и тысячелетия. Люди уже создали себе богов. Появились Яхве, Будда, Иисус Христос и Аллах. Русь приближалась к своему Крещению. Этот факт стал поворотным в биографии Бабы-Яги. До сих пор она не имела имени, столь хорошо знакомого теперь всем (и Ягой, и Бабой я называла ее условно), существовала под разными именами, например, что в деревне Рябино, Калининской области, вблизи станции Бовражьей, малышей пугают местным лешим - Яшкой Шанинским. В других местах были, вероятно, свои лешие с именами и фамилиями. Однако вот что диковинно, Брокгауз и Ефрон в своей знаменитой энциклопедии обратили внимание на фонетически близкое звучание схожих с Ягой имен персонажей польских, словацких и чешских сказок! Баба-Яга, славянка? Профессор киевского университета П. В. Владимиров в конце прошлого века так и писал: «Славянское происхождение «Яги» отражается в сказках и поверьях всех славян: чешская, словацкая Еже – Баба». Еще раньше А. Потебня подметил: созвучны Яге Едза у поляков, Енжи-Баба у чехов, едзинка, галицко-русское Язя.
Значит, славянка? Но вот советский исследователь С. А. Токарев находит персонажей, схожих с Бабой-Ягой в германской и греческой мифологии. В. Я. Проп утверждает, что Баба-Яга – явление международное. И причиной тому христианство, сменившее целые сонмы местных богов, идолов, леших и каменных баб. Да, была и каменная баба – «дикое исчадие древней тьмы» (И. Бунин).
Интернациональную природу Яги помогает понять подсказка А. В. Луночарского, она же помогает определить и пол. Расхожее имя может быть объяснено так: бог Яхве, или сокращенно Ягу. Это одно из имен бога в Ветхом Завете. В русском синодальном переводе имя Яхве заменено на «Господь». Древние же получили имя господа из «первоисточника». Они слышали и Яхве, и Ягве, и просто Ягу
Но почему бог обретает столь странное, прямо скажем, страшное обличие? Может быть, все объясняет процедура внедрения христианства: насилие, разрушение привычных стереотипов жизни, мышления людей? И чем сильнее было насилие, чем сильнее пригибали к земле перед новым, чужим богом, тем больший страх и одновременно протест вырастал в славянской душе. Ягу становился самым опасным врагом язычников, самым страшным из них. Пугать начинали уже им. Детей пугали не просто чудовищем, обитавшим в лесу, а строгим богом, почему-то очень похожим на ранее известную Ягу (только ударение на первом слоге).
Так, с конца X века, затейливо переплетаются в сказаниях и в народном сознании, с одной стороны привычная байка о страшилище в лесу, а с другой – новый бог, среди многочисленных имен которого, явственно слышится созвучное Яге – Ягу. Вот и крестили, почти что родную, Бабу- Ягу, бедное, одичавшее лесное существо. Крестили именем бога, ненавистного старой, языческой Руси. А Баба-Яга осталась как бы символом не сломленного язычества.
Теперь вы убедились: Яга - мужчина. Вот уже тысячу лет он скрывается под женскими одеждами.
Столь древнее происхождение Яги подтверждают следующие факты: в первой Новгородской летописи под годом 1200-м упоминается «Ягиниция»- прозвище, соответствующее русалке, упырю, водовику и т. п. название Ега-Баба, Баба-Ягая, Баба-Юга, Ягична Ягабовна восходят, отмечал профессор П. В. Владимиров, к XII веку.
Не смотря на приведенные доказательства, возникает необходимость сравнить ее с юго-восточными «соседками». Решено, делаю таблицу для сравнения: «Сравнительна характеристика Бабы-Яги и ее концептуального окружения».
Сравнительна характеристика Бабы-Яги и ее концептуального окружения.
Признаки Баба-Яга Жалмауыз-Кемпир Золотая баба
Внешний вид
Возраст От 30 до 100 тысяч лет Скорее всего, патриархат энеолит около IV тыс. л. назад Предположительно Матриархат энеолит около IV тыс. л. назад
Поздний палеолит, матриархат
Первое XII век ≈XVIII век XVIII век упоминание
Меню Плодово–ягодная диета, жертвоприношения, которыми Ест часто и много. Кровавые жертвы людей и животных.
кормит своих внучек Ест только людей.
Географическое Восточная Европа, Центр Российской империи Центральная Азия, Казахстан Север, Югра, Сибирь местожительство
Внешний вид и Высокая, костлявая, с горбом, хромоногая, по другим Маленькая, шустрая, руки могут увеличиваться в длину, Сделана из золота, одежда не упоминается. Имеет скорее всего меховую жилище источникам одноногая старуха. Одежда очень имеет большой рот. дошку. Идол по типу «матрешки».
поношенная и порванная, по другим источникам опрятноЖилище: пещера, колодец, позже плохонькая юрта. Три в одном: мать-сын-внук.
зашитая. Жилище: пещера
Жилище: избушка на курьих ножках, позднее изгородь, запоры, хозяйство.
Вид передвижения Очень редко пешком, в основном полет на ступе или Пешком. Переносят стражи.
Слуги, помощники. Черный кот, гуси-лебеди, три всадника: белый, _ Стражи в красных одеждах красный и черный. Две внучки
Социальное Кочевой образ жизни (избушка на курьих ножках), Кочевой образ жизни. Кочевой образ жизни.
происхождение сменяется оседлым (избушка, изгородь, запор, хозяйство. )
Занятие, «хобби». «печь» детей, т. е. давать здоровье: лечит травами, Добыча пищи, делает злые дела. Дает советы, предсказывает заговорами; добрым молодцам дает наставления, советы и оказывает помощь в поисках.
Имя наречение. Баба-Яга – славянская адская богиня с двумя Жалмауыз-Кемпир - старуха с прожорливым ртом, Золотая баба – идол от ненецкого «яха», хантыйского яга, ягун, еган, внучками. всепожирающая; югам, аган – «река»
Большуха - повелительница над ведьмами. Албасты – женщина с распущенными волосами, с каменным «Яга» с хантымансийского – меховая шуба;
Егибишна = Егибиха – нечисть, живущая в озерах и носом или медным, похожа на черта, с одним глазом Йома–баба, йомалы – золотая баба;
лесах. (взаимопроникновение культур - циклоп) сорни–най – богиня северных народов добра и зла.
Еже-баба – словацкая, сварливая, злая баба по Жез-Тырнак - женщина с медными когтями и носом, с огромной прозвищу Ягична. силой.
Ягабовна, т. е. ведьма. Мыстан-Кемпир - хитрая старуха, быстро бегает, делает зло.
Яхве→ Ягве →Ягу – главный христианский бог. Все эти имена имеют общее значение – приносящие
Баба – с татарского - старик, дед. всеобъемлющее зло, т. е. ведьмы.
Составленная таблица показала, что наши женщины не миф, а плод развития человеческого общества. Нам осталось поставить точку в нашем расследовании и в этом нам поможет обыкновенная работа с терминами по словарю.
СЛОВАРИ О БАБЕ-ЯГЕ И
Держу в руках справочники по народному фольклору и толковый словарь В. Даля, которые меня неоднократно выручали. Термины буду читать и компоновать не в алфавитном порядке, а по группам интересующих меня «личностей».
Золотая баба (сорни–най) – богиня вогуличей, остяков и самояди – идол суровый и добрый, требующий жертвоприношений, исцеляющий недужных, насылающий мор на стада, помогающий от бесплодия женщинам, властительница зверей, помогает промыслу.
Ега (ханты) – река
Баба-яга = баба в яге (манси), т. е. баба в меховой шубе.
Йома–баба (йомалы) золотая баба, которой поклоняются пермяне (зыряне).
Баба-Яга = Егибиха = Чувилиха – нечисть, живущая в озерах и лесах, подделывает голос (Архангельская губерния).
Жалмауыз – демоническое прожорливое существо. Семантика слова «Жалмауыз» означает ненасытный прожорливый рот. В казахских сказках Жалмауыз выступает в образе старухи нередко с несколькими головами. Жалмауыз-Кемпир – это отвратительная, уродливая старуха, она обитает в безлюдных горах и степи, в колодце.
Пожирает скот, людей, похищает детей.
Албасты – («ал» - брать, «басты» - давить) – демон, связанный со стихией тяжести, иногда водной стихией. Имеет облик уродливой женщины с длинными распущенными светлыми волосами, во лбу один глаз, нос из камня или красной меди, на руках острые когти, на ногах копыта. Считалось, что Албасты может наслать болезнь, ночами пугает людей, может прогнать дурное от роженицы, приговаривая заклинания.
Жез-Тырнак («Жез» - медь, «тырнак» - коготь) - сходный образ с Албасты. Мифическое, злое существо в облике женщины с медным носом и медными когтями. Обладает чудовищной силой и громким пронзительным голосом, криком убивает птиц и мелких животных.
Баба-Яга (славянская) – под этим именем почитали Славяне адскую богиню изображаемую страшилище сидящим в ступе, имеющую железный пест. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает ею двух своих внучек и наслаждается при этом пролитием крови
Злая старуха, как человек хозяйственный, кроме ступы и песта, что заменяло в старину мельницу, имела также кота, гусей.
Баба-Яга = ламия, дракония (абанские сказки) – от латинского Lamia – колдунья, ведьма; болгарская ламья, ламя – баснословная змея.
Яга = ведьма – старые, сварливые, некрасивые женщины. «Ведьма» от слов «ведать, изведать, веди» и даже несет понятие «вести за собой».
Баба-ягая, баба-юга, Ягична Ягобовна, Ягиниция – прозвище, соответствующее русалке, упырю, водовику.
Баба или бабай м. р. С татарского дед, дедушка, старик, иногда в значении детского пугала.
Ступа, ступь ж. р. – самая тихая походка, едва переступая, шаг за шагом, волоча ноги.
Ступа ж. р. – сосуд из дерева, в котором толкут, мельчат зерно, ударяя пестом (мужская работа).
Ступа ж. р. – старинное стенобитное орудие, таран; тяжелая колотушка, кий, трамбовка, ручная баба, для убивания земли: здесь ступа принимает значение песта (военное дело, мужская работа).
Улей м. р. , улеёк – жилье, гнездо роя пчел, изготовленное человеком, ему много названий: дубляк, стояк, ступка, наворотень (работа с пчелами – мужская работа).
Пест м. р. – пехталь, пехтило (от пехать) т. е. бить, толкать, для толчения или растирки чего-то в ступе или в ступе толчи. Затем дается расшифровка, что можно толочь: зерно, толокно, коренья (используется для перетирания, измельчения зерна, первоначально мужская работа).
Метла, - лика см. месть гл. метла ж. р. , веник на палке, черенке для очистки дворов, улиц, для сгреба хлеба при молотьбе метла на небе, хвостатая звезда, комета (мужчины шаманы по звездам отслеживали изменения в природе, а, следовательно, и в жизни человека).
Мое небольшое исследование подошло к концу. Используя методы дедукции и синтетического мышления, пора делать вывод: кто же такая Баба-Яга?
Результаты работы. Предложения по их использованию:
Во-первых, наша героиня оказалась мужчиной, возраст которого исчисляется от 30 до 100 тысяч лет, т. е. приходится на поздний палеолит, матриархат и она или он – изгнанник общества из-за потери огня.
Во-вторых, если даже у кого-то остались сомнения о поле героини, то работа с терминами по словарю этот вывод полностью подтверждает. Этот человек обрабатывал землю, собирал зерно и пёк хлеб (ступа, пест, метла), одновременно содержал пчел. Эти виды занятий по силам были мужчинам, а то, что он был с увечьем говорит значение слова ступа - ступь. Баба-Яга-Костяная нога (протез из кости или усохшая нога). Увечье он свое получил в бою (ступа в значение старинного стенобитного орудия) и это еще не все: Баба-Яга занимался строительством (ступа в значение песта для утрамбовки земли) и держал станцию на ямской дороге (в отдельных сказках указывается на дорожный шест с черепом лошади, т. е. место где можно поесть, отдохнуть, поменять лошадей, взять нужное направление), строил лабазы на куренных столбах;
В-третьих: появившись в период вынужденного каннибализма Баба-Яга изменялась по мере становления человеческого общества. От детской страшилки к бабушке-ведуньи путь был долгий - от кочевого образа жизни (избушка на курьих ножках) к оседлому. Появление частной собственности и первого замка (череп с костями), чтобы спасти свое имущество. Появляются навыки лечения (травы, печь) и астрологии (метла – хвостатая звезда, комета) и наконец-то наша героиня пережила путь от кровавой богини ада до христианского крещения, т. е. приобретение имени от бога Иеговы.
Мое историко-детективное «исследование» подошло к концу.
Узнать удалось много. Можно даже заводить на Бабу-Ягу «личный листок по учету кадров», который заполнился по следующим графам: имя, отчество, возраст, пол, род занятий, социальное происхождение, место прописки, наличие родственников за границей, выезды (вылеты) Яги к ним в гости, наличие транспортных средств и права на их вождение (ни одной аварии за века) и т. д. известно когда она меняла фамилию.
С поставленной перед собой целью я справилась, доказала, что при правильном историческом подходе к устному народному творчеству можно найти факты о жизни человека в обществе.
Предлагаю использовать данный материал на уроках истории, литературы и «Обществознание». На примере работы показывать правильную работу с различными историческими источниками. Развивать интерес к этническим корням своего народа, видеть незнакомое в повседневном и знакомом, т. е. развивать у учащихся навыки синтетического мышления. Я убеждена в том, что полученные знания о людях в прошлом, об их взаимоотношениях с природой, усвоение традиций и даже технических навыков сделают богаче нашу нынешнюю жизнь, помогут найти правильные решения, выработать правильную линию поведения в современном обществе.
Комментарии