История волжских татар и булгар
Из византийских письменных документов известно, что в пятом веке в пределах черноморских степей жили болгары – народ тюркского происхождения, и что эта народность считалась родственной гуннам Атиллы. Болгары беспрерывно нападали на Византию, которая в шестом веке даже платила дань болгарам. Но нахлынувшая новая волна тюркских народностей из Алтая заставила болгар разбиться на отдельные группы. Некоторые из этих групп покорились пришельцам и смешались с ними. Другие принуждены были переселиться. Так напри-мер, одна ветвь направилась на Дунай, другая осела на Кавказе и известна ныне под именем балкар, третья, может быть, самая главная перекочевала на север и осела на Каме и Волге.
Осевшие здесь болгары , получившие в свое владение богатый дарами природы край , создали своё самостоятельное государство ,и, благодаря большой водной дороге, легко связались с культурными народами Востока, приняв от них целый ряд достижений тогдашней культуры и цивилизации. Вожди болгар, приведшие их на Каму и Волгу, посте- пенно превращаются в ханов, из которых один становится великим ханом, а остальные подвластны- ми.
Одним из мест, на котором расположились булгары, в то время стала Средняя Волга. Её тогда населяли племена, говорящие на тюркских, древневенгерских и финских языках. Так болгары (переселившихся на Среднюю Волгу ,болгар стали называть булгарами) обосновались между реками Волга и Кама, и через некоторое время создали новое государство -Волжскую Булгарию. Но это случилось не сразу. Сначала им нужно было привыкнуть к особенностям климата и условиям жизни на новой Родине.
Это был чудесный край с множеством смешан- ных лесов. Встречались целые ореховые леса и боль- шие заросли диких яблонь. В изобилии было и всяких ягод. В этих лесах обитало много разного зверя и дичи. Реки и озера полны были рыбы. Для занятий земледелием имелись открытые пространства. На этих землях булгары выращивали пшеницу, ячмень, просо и другие злаковые культуры. И не только, но и на продажу соседям.
Булгары держали много скота - коров, овец, а также лошадей. Конь был гордостью булгарина: « Конь - крылья мужчины», - говорили они.
В пищу они употребляли ячменную похлёбку с мясом, просяную кашу, изготовляли сушёный творог (корт), из кобыльего молока - очень полезный для здоровья кумыс. Пищу варили в горшках, которые сами лепили из глины. Готовые горшки обжигали в особых печах- горнах. Стенки горшков и другой посуды для красоты покрывали узорами в виде бегущей волны и пересекающимися линиями. Обычно каждое время наносило свой узор. В хозяйстве много использовалось и деревянной посуды. И только у очень богатых и знатных были бронзовые и серебряные кубки, чаши, кувшины и тарелки.
После переселения на новые земли булгары сначала жили в укреплённых земляными валами и крепкими бревенчатыми стенами селеньях. Городов у них ещё не было. Дома обычно строились в виде шатров, углублённых в землю, а также из срубов. На лето они ставили для себя юрты из войлока.
Они занимались различными ремёслами: лепили горшки, ковали железные серпы, стальные топоры, изготовляли оружие и всё необходимое для хозяйства и быта. При раскопках древних булгарских городищ учёные-археологи часто находят маленькие формочки для литья металла. Как выяснилось, в них булгарские мастера-металлурги отливали бронзовые звонкие украшения для женщин и серебряные поясные бляшки для мужчин.
Любили булгары охоту и рыболовство. Особенно выгодна была для них добыча меха пушных зверей- бобров, соболей, белок и других обитателей леса. Этот мех очень дорого ценился на рынках восточных стран.
По свидетельству арабского путешественника Ибн- Фадлана, посетившего Волжскую Булгарию в 10 веке, по образу жизни этот народ может быть назван более оседлым, чем кочевым. Народ земледельческий. Главным занятием его была торговля. Оживлённая торговля шла с Персией, Индией, Аравией, Хазарским каганатом, Русью. Предметами торговли были куний мех, кожи, шерсть, орехи мёд, воск. Центрами торговли и ремёсел являлись построенные из дерева и камня города: столица государства Булгар (в 13-14 вв. русские летописи называли этот город « Великие Булгары»), а также Биляр, Ошель, Сувар, Керменчук и другие.
Приведём ещё одну характеристику образа жизни народа Волжской Булгарии, принадлежащую перу того же Ибн-Фадлана : « По своему характеру булгары были народом скорее мирным, чем воинственным; они чаще терпели нападения и обнаруживали к мирным занятиям – торговле и ремёслам сильнейшую склонность; в торговле были честны; воровство и распутство наказывали жестоко»
Столицей Булгарского ханства был город Булгар или Великие Булгары; развалины этого города находятся в Спасском уезде Казанской губернии.
Развалины эти до сего времени не исследованы детально. Но тем не менее на основании добытого до сего времени материала, можно утверждать , что город Булгар был богатым торговым центром и здесь было много иностранных купцов, как постоянно живущих , так и временно пребывающих (арабы, персы, славяне, греки, евреи и другие. ), что и свидетельствуется, как писателями, так и археологи-ческими раскопками (могилы, надгробные камни, развалины храмов и т. п. )
Нет сомненья, что болгары для своего времени были очень культурными и среди окружавших их народов выделялись своей культурностью.
Исследователи развалин Булгарского государства среди остатков строений находят следы кирпичных печей с идущими от них в разных направлениях гончарными трубами. Назначение этих печей ещё не установлено, но многие археологи усматривают в них подпольное центральное отопление. Болгарские мас- тера , по свидетельству русских летописей, пригла- шались в русские города для постройки церквей и дворцов. Один из русских князей болгар называет людьми в сапогах, а русских лапотниками. В начале 13 –го века Болгарское ханство перестаёт существовать, как самостоятельное государство. В 1236 году оно попадает под владычество Золотой Орды и входит в состав Джуджийского улуса. А в 1437 г. внук Тохтамыш - хана Улу-Мухаммед основывает на месте разгромленной в 1399 и 1431 гг. Булгарии могучее Казанское ханство.
Да История моего народа уходит своими корнями в глубокую древность. И путь становления татарского народа был непрост. Во- первых, он как бы дважды рождался. В 1342 г. из разрозненных и зачастую враждовавших между собой тюркских племен, которые были объединены в могучее государство Бату-ханом. И в конце 19 – века - начала 20 веков из разобщенного татарского населения, которое усилиями передовых представителей татарской интеллигенции, торгово-промышленного капитала и сильного духовенства было превращено в нацию. Сам этноним «татар» имеет более 2000-летнюю историю и овеян всевозможными легендами.
Вплоть до 12 века то ли сами племена татар, то ли их этноним были самыми популярными и почётными на Востоке, что засвидетельствовано Рашид-аддином:
«Они (татары) владычествовали и господствовали в древние дни большую часть времени над сильнейшими племенами и странами с могуществом, силою и совершенным почётом. Ради чрезвычайного величия и почтения их другие роды турецкие (тюркские) стали известны под их (татар) именем».
Кто же я татарин или булгарин? Мои поиски по этому вопросу таковы Прогрессивные представители как русской, так и татарской общественной мысли выдвинули идею, что не имя определяет историю народа, а сам народ делает эту историю. Показательно в связи с этим , например , замечание Н. Г. Чернышевского , что среди «Казанских и оренбургских татар едва ли есть хоть один человек , происходящий из воинов Батыя , что нынешние татары – потомки прежних племён , живших в тех местах до Батыя и покорённых Батыем , как были покорены русские, и что пришельцы-завоеватели все исчезли, все были истреблены ожесточением порабощенных». Да и другие ученые 19 века, непосредственно изучавшие местное население Поволжья, Урала и Сибири , например,
Ю. Гагемейстер, А. Павловский и другие, замечали, что казанские, астраханские и даже сибирские татары ещё в середине 19 века отрицали, что они татары.
Видные татарские ученые и общественные деятели
Ш. Марджани, К. Насыри, И Халфин. Х. Фаизханов, З. Бигиев и другие активно поддерживали и развивали эти мысли. Они считали своим долгом разъяснить народу , что имя «татарин» в силу целого ряда исторических условий стало наименованием народа , что надо чётко отделять имя народа от его истории , религиозной принадлежности и т. п.
Очень показательно выступление в начале 20 века выдающегося татарского учёного , писателя и общественного деятеля Г. Ибрагимова , который , вступив в активную полемику с буржуазными националистами по поводу названия народа «тюрками» или «татарами» , писал : « Мы татары, наш язык- татарский, наша литература- татарская, всё, что мы делаем- татарское, наша рождающаяся культура тоже будет татарской».
Наряду с этим ученые и общественные деятели, прогрессивные русские историки, профессора Казанского университета С. М. Шпилевский , Н. Ф. Катанов, М. Г. Худяков и др. неустанно доказывали в своих трудах, что основу татар Поволжья и Приуралья составляют не татары периода монгольского нашествия, а булгары и другие местные народы
Так кто же я?
Я - Низамеев Азат Ильдусович, сын- Низамеева Ильдуса Ильдаровича, Низамеевой Раушании Фаргатовны, внук-Низамеева Фаргата Гаязовича и Низамеевой Асии Каримовны(со стороны мамы), Низамеева Ильдара Акрамовича и Низамеевой Флюры Фагимовны (со стороны папы), правнук -Низамеева Акрама Низамутдиновича и Низамеевой Гайникамал Миннуловна ( мой прадед и моя прабабушка со стороны отца) и Низамеева Гаяза Низамеевича и Низамеевой Минсылу Зиганшовны ( это мои прадед и прабабушка со стороны матери).
Родители мои по чистой случайности, оказались однофамильцами. А хотя, кто знает?!
Родился я 17 апреля 1991года в деревне Красный Яр Зеленодольского района Р. Т. Деревенька моя небольшая. Когда-то очень давно здесь находилось имение помещика Атлашкина Михаила Тимофеевича.
А что же рассказывает об этом человеке история?.
Михаил Тимофеевич Атлашкин происходил из крестьян, родился в марийской деревне Кожлы-Сола. С детства он отличался умом, трудолюбием и предприимчивостью. Эти качества позволили ему накопить достаточно средств для покупки у отставного подполковника Ивана Петровича Осокина деревни Одинцовки. На приобретенных 300 десятинах пахотной земли и 200 десятинах лугов и леса он организовал интенсивное хозяйство, поощряя местных жителей к занятию высокодоходными отраслями сельского хозяйства. Он, в частности, убедил крестьян заняться разведением большого поголовья овец. Шерсть Атлашкин сам же и скупал и перерабатывал на не большой суконной фабрике , построенной на паях со своим тестем известным казанским фабрикантом Михляевым, прадед которого построил кафедральный собор Петра и Павла в Казани.
Михаил Тимофеевич вел большую торговлю лесом, имел собственные суда на Волге и широко занимался благотворительностью.
Семья Атлашкиных имела два больших дома в Казани, где и жила весь год.
На лето они приезжали в свою деревню, которая по имени хозяев стала называться Атлашкино. В советское время по идеологическим соображениям её переименовали в Красный Яр, но железнодорожная станция до сих пор носит прежнее название - Атлашкино. Впрочем, для местных жителей название деревни осталось неизменным- Атлашкино. По воспоминаниям старожилов, у семьи Михаила Тимофеевича были прекрасные отношения с жителями деревни. На праздники всем делались подарки, из города привозили одежду, обувь, посуду и инвентарь для нуждающихся. Особо поощрялись дети, помогавшие помещичьем хозяйстве, из которых
Младшие пасли гусят, а кто постарше- работали в огороде Не далеко от имения на реке Сумке Михаил Тимофеевич построил водяную мельницу, на которой для местных жителей безвозмездно мололи муку. В голодные зимы Атлашкин давал нуждающимся зерно и зачастую не требовал возврата. В советское время (70-е годы) мне приходилось часто беседовать со старожилами, помнившими Атлашкиных и всегда я слышал от них слова любви благодарности к Михаилу Тимофеевичу и его домашним. Но революция не пощадила и это щедрую семью. В 1918 году их выгнали из дома, имение разорили. Долгое время фамилия Атлашкиных была под запертом, детей называли фамилиями матерей, им практически было невозможно пропустить учиться или найти хорошую работу.
После конфискации имения все они вынуждены были уехать и долгое время скрываться в марийских деревнях. Но врожденная настойчивость и любовь к труду позволили преодолеть им все препятствия и выжить в те страшные времена.
Среди продолжателей славного рода Атлашкиных- основательница марийской школы живописи Елизавета Дмитриевна Атлашкина, дочь младшего брата Михаила Тимофеевича. Преподаватели школ и институтов, выдающийся ученый, специалист по созданию первых искусственных спутников Земли. Из старшего поколения Атлашкиных ныне здравствует правнук Михаила Тимофеевича Николай Николаевич Атлашкина. 19 сентября ему исполниться 90 лет. Его брат Геннадий Николаевич погиб под Сталинградом в 1943 году, сестра Алевтина умерла 2000 году. Их отец, брат Михаила Тимофеевича, после революции жил в Казани и работал на низкооплачиваемых второстепенных должностях. Умер он в1920 году.
Существует ещё одна легенда о возникновения села Атлашкино (по рассказам долгожителей деревни).
Когда-то очень давно, лет 260-280 назад один из предков Атлашкина был простым пастухом и пас скот в одной из марийских деревень.
Однажды по этапу в Сибирь гнали заключенных.
Конвоиры остановили заключённых на отдых и они оказались около стада , который пас предок Атлашкина. К пастуху подошёл один из заключённых. Он был очень голоден и истощен , попросив у пастуха кусок хлеба. Пастух поделился с ним хлебом и тем съестным , что у него было в котомке. В благодарность за это заключённый открыл ему свою тайну.
Его тайна заключалась в том , что он был очень богат , у него есть клад , который спрятан. Каторжник объяснил пастуху , где его можно найти. А потом договорились, что если ему когда – нибудь посчастливиться вернуться, то пастух вернёт половину богатства заключённому.
Наступила осень. Закончился сезон пасти скот. Пастух отправился на поиски зарытого богатства того таинственного каторжника. Долго ли , быстро ли он шёл к заветной мечте. Наконец пастух обнаружил клад и к весне вернулся в родную.
Купив землю и крестьян, бывший пастух построил
Имение и назвал деревню своим именем – деревня Атлашкино. Неменее интересна и ценна для меня и деревня Карашам, откуда родом моя мама, где практически я провёл своё детство.
Почему деревня Карашам, что находится на территории Зеленодольского района, именно была названа так и какие исторические события связаны с ней?
Второй своей Малой Родиной я для себя считаю деревню Карашам Зеленодольского района РТ. Здесь родились и жила моя мама , дед, и прадеды. Время от времени в детстве, да и сейчас я очень часто бываю у своей Дау Ани - (у Низамеевой Асии Каримовны).
По многократным рассказам своей бабушки ( до пенсии она работала дояркой машинного доения колхоза “ Комсомолец”, несколько раз становилась
Победителем социалистических соревнований среди работников своей отрасли) и моей мамы, я – Низамеев Азат Ильдусович , понял, что деревня Карашам- имеет свою замечательную историю, а жители деревеньки дорожат памятью своих предков.
Вот самые интересные факты об этой деревушке:
В октябре 2003 года в городе Зеленодольск Институтом истории имени Ш. Марджани АНТ, Татарским государственным гуманитарным институтом, Волго-Уральским Центром отделения “Археология и антропология” РАЕН-РАО была организована и проведена региональная научно-практическая конференция по теме “ Историко-культурное наследие Зеленодольского региона и
Татарстана. ”. Из материалов этой конференции удалось узнать, что:
. Одним из интереснейших в историко-культурном отношении является Зеленодольский район, крайне западный регион Республики Татарстан. Его территория Волгой делится на северную и южную части. В археологическом отношении территория района пока ещё изучена слабо.
В разделе “ Основные археологические и эпиграфические памятники Зеленодольского района, в пункте “Курганы” отмечено: Карашамские курганы (эпоха бронзы). Село Карашам, левый берег р. Кубня, левого притока Свияга.
В 12-13 в. в. эти земли активно усваиваются булгарским населением, но особенно активно были усвоены земли в периоды Улуса Джучи и Казанского ханства. .
Некаждая деревня в наше время имеет книжку, которая посвящается описанию, истории происхождения села.
Древнетюркские племена поселились на здешних землях 700-800 лет назад. Вот, что я узнал о происхождении названия деревни:
. Одна из древних булгаро-татарских деревень Зеленодольского района носит название Карашам. Известно о существовании этой деревни период Казанского ханства. Происхождение названия деревни связано с её физико-географическим месторасположением, с тем что на данной местности рос высокий сосновый бор.
Густые дремучие леса, состоящие из сосновой или других смешанных древесных пород древние татары в те времена называли кара урман или карурман ( т. е. дремучий лес). Но на языке тюркских народов и ныне слово “нарат” ( т. е. сосна) используется в значении слова “шэм” ( в переводе на русском языке означает свеча). А это значит, опираясь на данное название деревни Кара шэм ( “нарат”, в переводе на рус. яз. “сосна”) образовано из компонентов Кара ( тёмный) + шэм ( “нарат”- сосна) и означает “ сосновый бор”. Это в свою очередь доказывает, существующие и растущие и в настоящее время, сосновые и смешанные леса. Расположились они на удобном географическом месте. Во-первых деревня “спряталась” среди холмов, вдоль овражков и ям.
Окрестность деревни окружена лесами. Леса на языке карашамцев носят интересные названия: Роща, Участка, Бачка( Васька), Чтапан брагы( Степанов овраг). Основными занятиями местных жителей были- рубка леса, посев и выращивание хлеба.
У д. Карашам есть своя история, есть своя книга. Написал её Карим Абдюшев. О деревне писал в своих трудах наш земляк, великий татарский просветитель Каюм Насыри. Он считал, что нашими древними дедами являются болгары.
Когда-то, изучая ближайшие деревни, Насыри исследовал надгробные камни местного кладбища. В деревне сохранилась уникальная запись- родословная села. Оригинал родословной хранится в научной библиотеке имени Н. Лобачевского (КГУ) под кодом Т-4308 №13. Составлял родословную один из образованных людей деревни дед Хидиатулла , живший в Карашаме около 130-140 лет тому назад. Судя по этой родословной первым предком карашамского народа был- дед Абдельхалыйк. Он жил приблизительно в 1650-1700-е годы. Позднее, родословная дополнилась в 1928 году жителем, муллой деревни Минуллой Зинатулиным, в 1967 году – Сагдеевым Гаязом ( тоже мулла), чуть позже аксакалом деревни ( бывшим директором Карашамской семилетней школы) – Сиразиевым Габбасом и Каримом Абдюшевым.
Говорят, что каждый человек должен знать своих предков семи поколений. Я горд тем, что по линии моей матери знаю 9 предков. Род Низамеевых начинался от 2-го сына пра. деда Дюсьмамета, которого звали Ибрагим.
Родословная. Сюда записывали только мужчин, как продолжителей рода:
Дюсьмамет (1) - Ибрагим(2) - Сафар(3) -
Ишмамет(4) - Ишмурат(5) - Шамсетдин(6) -
Низаметдин(7) - Гаяз (8) - Фаргат(9).
И к большому сожалению не могу тем же погордиться по линии отца. По этой линии известны только:
Низаметдин - Акрам - Ильдар.
Среди предков ( в разных поколениях, по линии матери) есть земледельцы, торговцы ( лавочник-дед Низаметдин ( Низами), скотовод ( животновод – дед Гаяз), лесник ( дед Фаргат).
Для меня очень интересно, и ещё то , что родной дядя моей бабушки (по линии матери) Зиганшин Зиганша когда-то был своего рода купцом. Он возил кое-какие товары по Великому шёлковому пути ещё до Великой Октябрьской социалистической революции ( !!!). И по воспоминаниям прадеда Зиганшина Карима Губайдулловича, дядя ( он являлся прадеду старшим братом) благодаря своим стараниям и похождениям дядя Зиганша сумел устроиться жить в небольшой провинции Китая. А ещё бабушка рассказывала о том, что о своих поездках в Китай и о жизни китайцев в те времена дядя Зиганша написал рукопись и даже ее хотел напечатать. А сумел напечатать или нет, она не знает. В начале 60-х годов в Татарстан приезжал сын дяди. Но, к сожалению, это лишь рассказы и воспоминания моей бабушки, какие- либо документы, подтверждающие её слова, пока не найдены.
Мои прадеды по линии отца: дед Низамутдин, прадед Акрам, дед Ильдар - были людьми простыми, народ к ним относился с уважением. Так, дед Ильдар был человеком добродушным, уважительным к людям, работал и конюхом, токарем-фрезеровщиком на заводе имени Серго Орджиникидзе. Эти мои дедушки жили в Атлашкино.
А в завершение хочу сказать, кто бы не был моим дедом, прадедом, и чем бы они не занимались, знаю- они были достойными людьми.
И я-Низамеев Азат Ильдусович, я-сын, я-правнук рода Низамеевых, приложу всё своё старание, чтобы гордо нести звание сына татарского народа.
С большим старанием буду изучать свой родной татарский язык, яркие произведения татарских поэтов и писателей ,продолжу изучение истории своего народа. И свою будущую взрослую жизнь я думаю, непременно свяжу с людьми , которые будут уважать традиции и обычаи своего рода , чтить память ушедших. Всё положительное что сумели воспитать во мне мои родители я передам своим детям.
Комментарии