Справки  ->  Поиск людей  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

История Российских символов

Чувство Родины у всех у нас развито очень сильно. Прекрасное чувство! И оно питается, конечно, не только созерцанием красоты нашей земли. Надо, как говорится, врасти в нее корнями, и когда человек до пота потрудится на ней, хлеб вырастит, заложит город, построит новую дорогу – вот тогда он поймет до конца, что такое Родина.

Чувство Родины у каждого из нас начинается с памяти детства, со своего дома, своей улицы, своего города или села. И вместе с тем живо в нас ощущение большой великой Родины, которая в дни опасностей и больших испытаний вся от края и до края становится вдруг до боли близка и дорога.

Под красным знаменем совершали боевые подвиги наши герои - земляки. С именем Родины, с символами России они шли в бой и побеждали. Мы гордимся нашими героями – земляками. Кунгурская земля – Родина Дважды Героя Советского Союза Сивкова Григория Флегонтовича. Во время Великой Отечественной войны он совершал на штурмовиках вылеты на вражеские объекты. Капитан Сивков Григорий Флегонтович награжден двумя медалями «Золотая Звезда». В 1946 году Указом Президиума Верховного Совета СССР на Родине Героя в селе Кыласово Кунгурского района поставлен бюст.

Гремит салют в честь русской славы,

Фонтаном рвущихся огней.

Ликуй народ! Ликуй держава!

Встречай Россия сыновей.

Каждому россиянину знакомо чувство особой теплоты и радости, переполняющие душу при звуках государственного гимна, при виде развевающегося флага родной страны. Особенно остро ощущают это люди, находящиеся вдали от родных берегов.

Символы России Государственный герб, флаг, гимн. Каждое государство имеет свои символы и эмблемы.

Символы государства – то же, что и атрибуты государства. Они дают представление о сущности государства и тех ценностях, которых они придерживаются. Главными символами государства являются Государственный флаг, герб и гимн. Они устанавливаются Конституцией государства, а их подробное описание и порядок использования определяются в специальном законе или ином акте общегосударственного значения. Государство имеет исключительное право на установление своих символов. Их установление кем-либо еще, помимо государства, невозможно. Нарушение порядка использования символов государства, а также неуважительное отношение к ним, тем более, их осквернение влекут административное или уголовное наказание.

Среди разных специальных исторических дисциплин существует геральдика – наука о гербах, эмблемах и символах. Эта дисциплина помогает узнать много интересного о традициях прошлого, развитии отдельных городов, территорий и знаменитых исторических родов.

В то же время геральдика – это искусство. Искусство составления, чтения гербов и эмблем. Но искусство строго научное, в котором есть исторически сложившиеся и поэтому незыблемые правила. Настоящий символ только тогда может быть подлинным и правильным, если он соответствует исторической геральдической традиции.

Согласно ст. 70 Конституции РФ, государственные флаг, герб и гимн России, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом. Сейчас применяются утвержденные указами Президента РФ Положения о Государственном флаге РФ от 25 сентября 1999 г. , о Государственном гербе РФ от 25 сентября 1999 г. , о Государственном гимне РФ и его музыкальной редакции от 25 сентября 1999 г.

В связи с принятием в декабре 2000 г. Федеральных законов «О Государственном гербе Российской Федерации», «О Государственном флаге Российской Федерации», «О Государственном гимне Российской Федерации», у меня возникли закономерные вопросы: какие исторические корни имеют двуглавый орел, трехцветный флаг, музыка советского гимна? Имеют ли право нынешний герб и флаг считаться исконными символами России? Какие существовали гимны в России до Октябрьской революции 1917 года? Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо обратиться к истории символики нашей страны.

История Российских символов.

У истоков российской геральдики.

История герба.

Что такое герб? Слово вроде бы знакомое, но что оно означает? В отличие от эмблемы герб не может меняться и выбираться произвольно. Рисунок герба складывается исторически и фиксируется законодательно. Таким образом, герб — это правовой знак.

В Европе гербы возникли в ХI—ХIV вв. как знаки отличия рыцарских родов и орденов. Герб подтверждал привилегии рыцаря, его юридические родовые права, в гербах отражались заслуги рода в целом и отдельных его представителей.

В ХV в. сложился первый герб Русского государства, им стала фигура «Ездеца» — изображение святого Георгия Победоносца, поражающего своим копьем дракона. Однако чаще всего это не иконное изображение святого с нимбом, а изображение воина в латах и шлеме. Первое сопоставление этого изображения с Российским государственным гербом мы видим в начале XVI века, когда великий князь Василий III изображался с фигурой «Ездеца», помещенной на фоне геральдического щита. Геральдический щит — важный признак того, что данная фигура действительно является гербом!

Подлинно государственным гербом становится двуглавый византийский орел, «залетевший» на Русскую землю в качестве приданного царевны Софьи Палеолог, невесты Великого князя Ивана III. Первое употребление орла в качестве государственного герба в России относится к 1497 г. , когда он появился на печати Ивана III. С тех пор, с перерывом в 70 лет, с двумя главами и «Ездецом» на груди он осеняет земли российские.

В начале ХVIII Петр I наряду с другими нововведениями вводит в оборот и геральдику, гербы появились у русских дворян. У русских городов гербы появились раньше, чем у дворянства.

В 1672г при царском дворе появляется, так называемый, Титулярник – книга, в которой был записан полный титул русского царя, оригинальный образец, в виде гербов 33 территорий – княжеств, царств, земель. Эти «гербы» не имели самого главного – они не отражали автономию и самоуправление этих областей.

Подлинные территориальные и городские гербы появляются в России лишь в ХVIII веке, когда в русской геральдике утверждаются общемировые принципы и правила.

О гербе Древней Руси известно немного. Например, единого и постоянно герба, передаваемого по наследству (наподобие двуглавого орла), не существовало. Как правило, на княжеских печатях (для этой эпохи печати означали и герб) изображались святые – покровители того или иного князя (т. е. каждый князь имел личную печать). Предтечей герба с двуглавым орлом условно можно назвать изображение льва, пожирающего змею, на печати великого князя московского Василия II Темного (1415 –1462), которую он передал – впервые в истории Руси! – сыну, Ивану III Васильевичу (1440 – 1505). С точки зрения геральдики лев олицетворял разные значения – Христа, дьявола, сюзерена (крупного феодала) или его врагов. В данном случае лев представлял положительное начало, змея – отрицательное.

В 1472 году великий князь московский Иван III женился на Софье (Зое) Палеолог (?-1503), племяннице последнего византийского императора Константина ХI Палеолога (1403— 1453). Как утверждал знаменитый русский ученый В. Н. Татищев (1686—1750) и его немецкие современники-историки, в результате женитьбы Ивана Васильевича в русской геральдике появился двуглавый орел, который лег в основу герба России. Первоначальное изображение двуглавого орла известно нам по двусторонней красновосковой печати, привешенной к жалованной грамоте 1497 г, которая сохранилась до наших времен. На лицевой стороне печати изображался всадник, пронизывающий копьем змия, (дракона), на обороте – двуглавый орел.

Двуглавый орел — один из древнейших символов, возникший на Древнем Востоке (существуют его изображения на печатях и барельефах IV – III в до нашей эры). После крестовых походов двуглавый орел распространяется по Европе; с середины XII века он становится королевским гербом в Священной Римской империи. В Византийской империи двуглавый орел существовал в качестве светской и религиозной эмблемы, символизировал отличительный знак принадлежности к императорскому двору, но на печатях и монетах он никогда не присутствовал и гербом не был! Однако в качестве символа государственной власти двуглавый орел выступает во многих южнославянских странах (Сербия, Болгария, Черногория) и соседней Албании. В XIII веке особенно широкое распространение двуглавый орел получил в Западной Европе; он становится геральдической фигурой.

Вооруженный всадник на лицевой стороне великокняжеской печати Ивана III оказался не случайно: во-первых, он символизировал рыцаря, который всегда должен сражаться на коне (как и древнеримский патриций). В противовес простолюдину, воевавшему в пешем строю. Другими словами, всадник означал на печати древнее происхождение своего владельца и являлся «молодым» символом в западноевропейской геральдике. Во-вторых, в сознании русских людей того времени всадник (изображавшийся ранее на монетах, печатях) ассоциировался с правителем Руси – князем, царем, великим государем.

Иван III правил Московским государством в очень сложную историческую эпоху. На территории России шел процесс консолидации и объединения земель в единое целое государство, которое нуждалось во внешней атрибутике, подтверждающей древность происхождения Русского государства наравне со старыми христианскими странами Западной Европы. Поскольку западноевропейские монахи считали себя прямыми потомками римских императоров, принятие Иваном III в качестве печати двуглавого орла – пусть даже и не герба Византии – свидетельствовало о далеко идущем намерении великого князя. Именно двуглавый орел Византии позволял русским государям считать себя, свой род и свое государство «потомком» Древнего Рима в глазах знатоков геральдики – только через православную Византию.

В последствии в герб Ивана III вносились изменения так, в 1625 году при первом Романове – Михаиле Федоровиче (1596 – 1645) у орла появляется третья корона, между двумя уже существовавшими.

2 короны сохранились вплоть до распада Российской Империи в 1917г. С XVII века орел держал в когтях скипетр и державу. Для геральдики подобные нововведения означают очень многое: короны, скипетр и держава – регалии царской, королевской, императорской власти, общепринятые во всех государствах, где существует эта власть.

Николай I (1796 – 1855), Александр II (1818 – 1881) тоже вносили геральдические новшества в герб империи. Огромную роль при их разработке сыграл специалист по геральдике Б. В. Кене (1817 – 1886). В результате грандиозной работы 11 апреля 1857 года специальная комиссия опубликовала подробное описание государственного герба (большого, среднего, малого – каждый вид должен был применяться в определенной ситуации), государственной печати и гербов членов императорского дома. Поскольку каждый город, царства (Польское, Астраханское и т. д. ) и княжества, входившие в состав Российской империи, имели собственные гербы, их разместили на большом государственном гербе в порядке соблюдения особой определенности.

24 июля 1882 года император Александр III (1845 – 1894) утвердил новый большой герб, на котором остались прошлые недостатки – нагромождение орлов, орликов и орлят (не менее 35), крестов и крестиков (более дюжины), лент, кистей, завитушек.

Последнее изменение государственный греб претерпел в 1883 году, оставшись без изменений до 1917 года: «Российский государственный герб есть в золотом щите черный двоеглавый орел, коронованный двумя императорскими коронами, над которыми третья такая же, в большом виде, корона с двумя развивающимися концами ленты ордена святого апостола Андрея Первозванного. Государственный орел держит золотой скипетр и державу. На груди орла герб московский: в червленом с золотыми краями щите святой Великомученик и Победоносец Георгий на коне, поражающий дракона золотым копьем». [и. 6]

В начале XX века герб осуждался общественностью; предполагались его многочисленные изменения, связанные с возраставшим в обществе негативным отношением к самодержавию. Однако, не смотря ни на что, герб остался прежним, и только революция 1917 года уничтожила многовековой герб Российской Империи.

2 марта 1917 года Николай II (1868 -1918) отрекся от престола за себя и сына, затем отрекся и брат царя Михаил (1878 – 1918). В этом же месяце начинается работа по созданию нового герба, и в первую очередь с орлами снимаются царские регалии. Типичным гербом новой России (автором стал известный русский художник И. Я. Билибин) (1876 – 1942) стал двуглавый орел, превратившийся в смешную фантастическую птицу, которую можно было увидеть на так называемых керенках (бумажных деньках): непропорционально маленькие головы, слишком тяжелый и массивный хвост. Однако новый орел просуществовал недолго – пришла Великая Октябрьская социалистическая революция.

Четыре с лишним столетия символом царской власти – гербом Российской империи – был двуглавый орел. Под тенью его черных крыльев свистел кнут, раздавался звон кандалов, гремели ружья солдат, стрелявших в народ

Октябрь 1917 года изменил политическую ситуацию стране. Власть становится народной.

О новом символе невиданного с мировой истории государства думали все – и народ, и правительство. И все сходилось на том, что символом нового строя должны стать серп и молот.

10 июля 1918 года была принята первая Советская Конституция. Она заканчивалась описанием эмблемы нашего государства. «Герб РСФСР состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещенных крест-накрест рукоятками книзу, окруженных венцом из колосьев и с надписью» «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

30 декабря 1922 года I съезд Советов СССР принял Декларацию об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Художники московской печатной фабрики Гознак начали работу над проектом Государственно герба СССР. Проект картографа Всеволода Павловича Корзуна был признан лучшим художественным проектом. Простой рисунок. Скрещение серпа и молота. Оно означает нерушимый союз рабочего класса и крестьянства. Оружие и другие знаки войны в гербе отсутствуют.

Гербы союзных республик имели много общего с гербом СССР, у них общий символ – серп и молот – и общий девиз: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

В декабре 2000 года был принят Закон «О Государственном гербе Российской Федерации».

История российского флага

Как символ Родины великой

Всегда трепещет на ветру

Наш флаг Российский - победитель,

Мы поклоняемся ему.

Е.  Елтышева.

История Государственно флага России, известного под прозвищем «бесик» или «Бесикр» «(бело-сине-красный), чрезвычайно интересна и занимательна. Хотя бы потому, что возникнув в конце XVII века, официальным флагом Российской империи «бесик» стал только в 1896 году, т. е. просуществовал таковым только в течении двадцати лет (до 1917 года), хотя имел двухвековую историю.

Первоначально славянские “знамена” имели вид шеста, возможно, с пучком травы или с конской гривой вверху; с течением времени трава и грива заменялись материей ярких цветов. Эти «знамена» назывались стягами (древнерусское слово, обозначающее: «жердь, палка, шест»). Постепенно размеры полотнища увеличивались, с принятием христианства на Руси на них стали помещать изображения креста святых. Так, войска Дмитрия Донского (1350—1389) на Куликовом поле сражались под «чермным» (багряно-красным) стягом с изображением Нерукотворного Спаса.

В качестве государственных стягов (изготовлявших в единственном экземпляре) государи Руси использовали разные знамена, т. е. единого знамени, которое правители передавали бы по наследству друг другу, не существовало. Даже во время правления одного и того же вывешивались знамена разных цветов.

Вопреки устоявшемуся мнению, нынешний Государственной флаг России ввел отец Петра I – Алексей Михайлович (1629 – 1676). В 1667-1669 году на Оке был построен корабль «Орел» с флотилией (4 мелких корабля) для защиты караванов на Волге и Хвалынском (Каспийском) море. Капитаном «Орла» царь назначил голландца Д. Бутлера, который обратился к правительству России с вопросом, какой флаг поднять на корабле. Вопрос являлся далеко не праздным – в международных водах он позволял определить принадлежность корабля к тому или иному государству. «На кораблях бывает – которого государства корабль, того государства и знамя».

Поэтому Алексея Михайловичу пришлось решить вопрос о государственных цветах России. В результате огромной работы Алексею Михайловичу представили для утверждения белый, красный, синий цвета. Почему именно эти? Разработчики государственных цветов исходили из следующих данных. По русским обиходным понятиям XVII – XIX вв. красный цвет символизировал отвагу, войну, героизм, огонь; синий - небо, целомудрие, верность, духовность, веру; белый – мир, чистоту, правду, благородство, невинность. Эти три цвета являлись самыми предпочтительными и традиционными цветами русского народа. Достаточно вспомнить устойчивые словосочетания: красное крыльцо, красна девица, белый царь и др. Поэты воспевали синие цвета: «Не видать конца и края // Только синь сосет глаза» (С. Есенин (1895-1925).

Существует расхожее мнение, что государственные цвета России были заимствованы из голландского флага. Возможно, что при составлении государственных цветов учитывался и голландский флаг, но нельзя не отметить, что в цветовой гамме разнообразных русских древних знамен и стягов преобладающими являлись именно белый, синий и красный цвета.

Петр 1 не стал изменять государственные цвета, но внес одно новшество – определил иное расположение горизонтальных полос, которое совпало с древним понимаем строения мира: внизу – физический, плотский (красный); выше небесный (синий); еще выше божественный (белый), или (сверху вниз): Вера, Надежда, Любовь.

В начале Северной войны (1700-1721) Петр вводит специальный флаг - знаменитый Андреевский флаг в честь св. Андрея – первосвятителя Русской земли и покровителя мореплавателей. Известно, что при Петре I создавались многие символы Российской государственности, в разработке некоторых из них император принимал личное участие.

Большое значение придавал он воинским знаменам и корабельным флагам. Сохранилось множество рисунков флотских флагов, выполненных лично Петром. Среди них 50 рисунков корабельных флагов, 20 галерных флагов, 70 сигнальных. Примечательно, что каждый рисунок флага как бы развивал предыдущий и всегда соответствовал тогдашней структуре Военно-морского флота России. Первые рисунки были созданы государем в 1690 году, последний датирован 5 августа 1724 года. За пять месяцев до кончины Петр I сочинил и собственноручно начертил проектный рисунок для полувоенных судов – пакетболов. Причем из военных судов он позаимствовал Андреевский косой крест, а у гражданских – почтовый рожок. Этот рисунок был обнаружен Н. Н. Семеновичем в центральном военно-морском архиве в 1946 году.

Существует еще один штандарт, принадлежавший Петру I. Но он, к сожалению, находится за пределами России. История его такова. Известный знаток русских флагов капитан-лейтенант П. И. Белавенец в 1911 году был командирован в Стокгольм для осмотра трофейных знамен, захваченных шведами в разных войнах. В усыпальнице шведских королей – Риддарсхольмской кирхе он осмотрел 352 трофейных русских знамени. Из этого числа, по мнению П. И. Белавенца, 186 знамен было захвачено в битве под Нарвой. Многие знамена сильно повреждены временем. К счастью, сохранились их акварельные рисунки, выполненные в начале XVIII века художником Олафом Гофманом.

Французский историк Кассини обращает внимание на знамя, зарегистрированное шведами под № 136 и названное ими «провинциальным», то есть принадлежавшим, по их мнению, одной из российских провинций. Это было единственное знамя с трехполосным полотнищем. В центре на фоне бело-сине-красного полос изображен золотой двуглавый орел с поднятыми крыльями, без грудного щита под тремя коронами, держащий в лапах скипетр и державу. Под орлом на красной полосе изображены военные атрибуты: шесть знамен, протазан, алебарда, шесть пик, ствол пушки, дульные срезы двух мортир и восемь ядер. По описанию штандарт очень напоминает «знамя морское», заказанное Петром I Московской Оружейной палате в 1700 году. Надо предполагать, что это знамя использовал царь в походе на Нарву в качестве своего сухопутного штандарта. Естественно возникает вопрос: как царское знамя попало к шведам, если Петр I скрытно покинул войско в канун сражения и личного его знамени в войсках не должно быть. Чтобы понять это, следует вернуться к событиям, имевшим место накануне сражения под Нарвой.

Русские войска, осаждавшие Нарву, насчитывали 35 тысяч солдат и 173 орудия, а шведский гарнизон состоял из 3 тысяч человек, при которых было 400 орудий. Но вскоре стало известно, что на помощь осажденному городу идет первоклассное войско, насчитывающее 325 тысяч солдат и 370 орудий. Узнав о приближении столь мощной силы, царь вместе с фельдмаршалом И. М. Головиным срочно отправился в Новгород за подкреплением. Рассчитывая на скорое возвращение, Петр I оставил свое знамя в ставке. Он, вероятно, следовал флотской традиции, согласно которой флагман, покидая корабль на короткое время, не спускал на нем своего адмиральского флага.

Шведы, знали, что Петр не участвовал в сражении, поэтому царское знамя приняли за неизвестное им знамя какой-то русской провинции, ведь цвета его были цветами русского флота.

В пользу того, что «провинциальное» знамя – штандарт русского царя, говорят многие обстоятельства. Его рисунок и размеры соответствуют рисунку и размерам знамени, построенному по личному указу Петра I в апреле 1700 года. Хорошая сохранность «провинциального» знамени доказывает его короткую службу. До нарвского похода оно хранилось в Оружейной Палате и находилось «в строю» очень недолго. Размер этого знамени – 6 метров – почти в полтора раза превосходит другие знамена, чем подчеркивалась его особая значимость. Таким образом, знамя, захваченное шведами под Нарвой при поражении русских войск и числящееся в шведском каталоге под № 136, является сухопутным штандартом Петра I – «Знаменем царя Московского». Не исключено, что в создании рисунка штандарта принимал участие сам Петр I.

Более того, Петр неоднократно лично разрабатывал проекты соединения трехцветного флага с Андреевским флагом. Во время царствования Петра I бело-сине-красный флаг являлся государственным и боевым; царь всячески пропагандировал его. Даже на церемонии коронации 7 мая 1724 года наряд супруги Петра Екатерины Алексеевны (1684-1727) был выдержан в бело-сине-красных цветах.

Однако царским штандартом — личным знаменем царя стали черно-желтые цвета: на желтом (золотом) поле черный двуглавый орел. Возможно, Петр вспомнил о штандарте отца: золотой (реже – черный) орел на белом поле. Но желтый цвет пользовался большей популярностью в Священной Римской империи, чем в России. Может быть, Петр хотел «приобщиться» к европейским регалиям одного из самых сильных государств того времени? Не случайно иностранцы принимали личный штандарт русского царя (затем и императора) за государственный.

Несмотря на то, что Петр хотел в качестве государственного флага бело-сине-красный, его преемники распорядились иначе. Поэтому неудивительно, что белую полосу помещали в середину флага (картина В. М. Васнецова (1848-1926) «Взятие Карса»); либо флаг «поднимали» на мачту в перевернутом виде (И. Е. Репин (184-1930) «Бурлаки на Волге»). И это не вина живописцев – они фиксировали то, что видели.

Александр II увеличил путаницу во флагах, высочайше утвердив черно-желто-белый (земля, золото, серебро) флаг. Как ни парадоксально, но именно этот флаг стал первым, официально узаконенным флагом Российской Империи, поскольку петровский флаг не удостоился подобной чести, несмотря на огромную популярность в свое время. Отныне трехцветный флаг разрешалось поднимать на частных домах, гражданских судах.

Вопрос в пользу петровского флага положительно решился только при Николае II. Традиции Петра взяли верх 9 (21) апреля 1896 года. Особое совещание при Министерстве юстиции постановило: и «народным» «или «государственным» для всей империи (в том числе и для Польши с Финляндией) должен окончательно считаться бело-сине-красный, и никакой другой. Все прошлые черно-бело-желтые флаги подлежали немедленной замене на новый.

Красный флаг большевики возвели в ранг государственного только 8 апреля 1918 года.

Наверно, немногие знают, что бело-сине-красные цвета хотели возродить даже в СССР! С 1949 по 1953 годы в связи с возвращением ко многим историческим символам царской России (погонам, званиям, министерствам) большинство республик ввели и в свои флаги национальные цвета. 9 января 1954года был утвержден флаг РСФСР – один из его проектов предусматривал в нижней трети полотнища бело-сине-красные цвета, но в последний момент проект был отвергнут. Поэтому ограничились введением узкой вертикальной полоски синего цвета у древка

8 апреля 1991 года, день в день, ровно через 73 года спустя, Правительственная комиссия Совета Министров РСФСР одобрила возвращение трехцветного флага как флага республики. 21 августа Чрезвычайная комиссия Верховного Совета РСФСР постановила «считать исторический флаг России – полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос официальным Национальным флагом российской Федерации». [и. 6].

История Государственного гимна

В творческом кроссе по созданию Гимна СССР, вокруг которого совсем недавно было сломано столько копий, участвовало свыше 160 композиторов и 60 поэтов. За пять месяцев 1943 года его победитель Александр Васильевич Александров создал около 10 вариантов гимна на разные тексты.

К заключительному туру Госкомиссия присоединила еще и «версии» С. Прокофьева, Ю. Шапорина, Т. Хренникова, В. Кручинина, М. Коваля, С. Чернецкого, М. Блантера, С. Разоренова, С. Мицюшевича, Б. Александрова. Композиторская гонка завершилась, однако, как все знают, ничем: ни одна связка текст - музыка не сработала. Тогда вмешался сам вождь народов. Решение Сталина было полной неожиданностью, как и его резюме: когда трудно что-то решить, ищут самый простой выход. Вот и надо соединить «хороший текст товарищей Михалкова и Регистана с хорошей музыкой товарища, но из. его же «Гимна партии большевиков» - такова была мысль лучшего друга советских композиторов.

Что же касается полюбившегося товарищу Сталину партийного гимна, то его судьба тоже небезынтересна. Начиналось все с давнего музыкального наброска А. Александрова, связанного. с духовным песнопением. Ведь Александр, родившийся в земельной вотчине Богословского монастыря, учившийся у Н. Римского-Корсакова, А. Глазунова, А. Лядова и С. Танеева, всегда тяготел к музыке церковного песнопения, народных распевов, духовных песен. И мелодия «предгимна» поначалу складывалась именно как народный напев.

Еще в марте 1939 года А. Александров завершил работу над песней к Х съезду ВКП(б). Само собой определилось ее название: «Гимн партии» — без «большевиков». А когда опус вскоре премьерно прозвучал в Кремле, Сталин, внимательно прослушав его хоровую трактовку, предложив свой вариант. Исполнили произведение еще раз, но более распевно. Корректировка темпа и превратила песню-марш в «Гимн партии большевиков». Но не, всякий знает, что есть еще более давняя предыстория у этой мелодии. Начиналась она еще в 1929 году как хор матросов для «монтажа» в ансамбле «Красный флот в песнях». И зазвучал напев как марш, народный по характеру. В 1936 году давнишний, полузабытый «матросский» мотив реанимируется автором в виде откровенно заказной конъюнктурной песни с соответствующим названием – «Жить стало лучше». Старая мелодия запала в душу композитора. И вот, обновленная и откристаллизованная, она становится сначала «гласной песней» ВКП(б), а потом Гимном СССР.

Но и это не все тайные метаморфозы советско-российского гимна. Где-то в 90-м, уже на закате своего жизненного пути, сын Александрова Борис Александрович пригласил на чай своих бывших заместителей – дирижера Е. С. Тытянко и автора этих строк, - Комиссара, работавшего бок о бок с Александром Васильевичем в Краснознаменном ансамбле в течение долгого времени. И вручил Евгению Сергеевичу, уже главному дирижеру-худруку Государственного хора им. Свешникова, духовные сочинения своего отца. А потом подошел к роялю и сыграл и спел одно церковное песнопение, в котором вполне угадывался знакомый мелодический рисунок. «Вот», - подытожил Борис Александрович, - это и есть первоткань гимна Советского Союза, вот его остов – из самой глубины фольклорной, из поющей души народной». И еще обратил наше внимание Борис Александрович: - В гимне можно заметить интонационно-гармоническую «выписку» из увертюры «Былина» Василия Калинникова. «Так что гимн наш по всем своим корням является исконно-русским», - сказал маэстро.

И еще одно, о чем нельзя умолчать. Да, наскоки на маэстро по поводу «переприспособления» им одной и той же мелодии к разным виньеткам и сегодня случаются. Но они вряд ли впечатляют специалистов, способных к обстоятельному анализу, по трем причинам. Первая – никто из оппонентов не назвал музыку плохой: гимн Александрова, как правило, ругают. за слова. Вторая – автор гимна к решению И. Сталина не имел никакого отношения. Ну, а третья: давайте возьмем пример из самой высокой классики. Нынешний гимн Европейского союза – фрагмент оды «К радости» из Девятой симфонии Л. Бетховена, но начинался он с ранней фантазии великого композитора для фортепиано с хором. Потом реконструированный мелодический рисунок стал вставкой в опере «Фиделио». И, наконец, позже, к концу жизни композитора, трансформировался в лейтмотив его вершинной симфонии. И вот теперь небольшой отрывок звучит над всей интегрированной Европой.

А заключительное слово в этой истории рассказал сам А. Александров. Об этом я узнала в результате исследования, он говорил: «Мне хотелось соединить жанры победного марша, чеканной народной песни, широкого эпического – русского былинного распева. Хотелось, чтобы гимн был другим и был вдохновителем человека – гражданина».

Исследования по истории возникновения символики малой Родины – Прикамья

Какая притягательная сила заключается в том, что нас окружает с детства. Поэтому, даже уехав из родных мест, человек вспоминает их с теплотой, рассказывает о красоте и богатстве своего родного края. В этом выражение любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Любой край неповторим, в любом месте есть своя природа, везде есть особенные, дорогие его жителям тропинки, неповторимы люди, которые прославили свой край трудом. Нужно подчеркнуть, каким бы особенным не был родной край, в нем находит отражение то, что типично для всей страны:

- здесь, как и всюду, люди трудятся;

- соблюдаются боевые, трудовые традиции;

- проявляется забота о детях, престарелых;

- живут люди разных национальностей;

- охраняют природу;

- всех объединяет любовь к Родине, человеку, готовность защитить ее.

Я живу в старинном уральском городе Кунгуре, который находится в Пермском крае. Мне небезынтересна история моего края, поэтому четыре года я занимаюсь в краеведческом клубе «Кунгуренок» Дома детского творчества.

Мой родной край – Пермский край – покажется маленьким пятнышком на необозримых просторах нашей страны: менее 1 процента площади России. Зато по размерам она превосходит многие страны мира и большинство стран Европы.

Образован Пермский край 1 декабря 2005 года. Площадь его – 192,1 тыс. кв. км. Протяженность с севера на юг – 580 км, с запада на восток – 520 км. Население – около 3,5 млн. человек.

Наш край целиком находится в Европе, на самом ее востоке, где на вершинах Уральских гор стоят, как пограничники, опознавательные знаки «Европа – Азия». За ними начинается другая часть света – Азия.

Пермский край часто называют Прикамье, а правильнее – Пермским Прикамьем. Это значит: «земля, лежащая при Каме-реке». Действительно, Кама протекает через всю область по ее центральной части, с севера на юг. Со всеми многочисленными притоками она образует почти замкнутый, естественный регион – Пермскую область. Называют область и Западным Предуральем, и Пермским Уральем, что тоже верно.

Законодательное Собрание Пермской области 28 декабря 1995 года утвердило новый герб нашего края. Он отражает историческую символику Пермского региона, во многом повторяя герб, присвоенный губернской Перми 17 июля 1783 года, и земельный губернский герб, утвержденный 8 декабря 1856 года.

После утверждения в 1780-1781 годах губернского города Перми – центра Пермской губернии – в 1783 году был принят наконец-то законный герб города. Он был утвержден 17 июля 1783 года. Вот его описание: «В красном поле серебряный медведь, на котором поставлено в золотом окладе Евангелие, над ним серебряный крест».

Медведь на пермском гербе шел влево от зрителя, в правую геральдическую сторону (стороны щита в геральдике считаются не от зрителя, а как бы от человека, стоящего за щитом, эта традиция в мировой геральдике существует еще с рыцарских времен). Если бы его развернули (то есть вправо от зрителя), то он бы считался позорно убегающим, а так он шел вперед, гордо приподняв голову, прямо навстречу всем опасностям. Его серебряный цвет символизировал чистоту, невинность, мудрость и радость; золотой цвет Евангелия подчеркивал верховенство, величие, уважение и богатство; серебро креста символизировало непорочность и мудрость помыслов и целей; красный цвет геральдического поля утверждал право, мужество, любовь и храбрость. Весь герб целиком символизировал христианское просвещение диких пермских лесов, величие и мудрость их обитателей, их стремление к спокойствию и благосостоянию.

Я узнала о дворянских родовых гербах Пермской губернии. По данным первой всеобщей переписи населения 29 января 1797 года в Пермской губернии проживало 4814 потомственных дворян, значительная часть которых – чиновники и офицеры, члены их семей. Количество фамилий, владевших в губернии имениями, было невелико. Еще меньше владели своими гербами. Между тем, гербы дворян Пермской губернии имеют важное значение, так как их элементы входили в товарные знаки предприятий, использовались в рекламе продукции и на фирменных бланках.

Родоначальником пермской ветви рода Строгановых был Аника Федорович Строганов (1498—1569), основатель Пыскорского монастыря. Его дети Яков и Григорий получили грамоты на пермские земли. Их потомки Максим Яковлевич (1557—1624), Никита Григорьевич (1 562—1 61 8), Андрей (1581 —1649) и Петр Семеновичи (1581 —1639) в 1610 году получили звание именитых людей. А правнуки Андрея Семеновича Александр (1698—1 754), Николай (1700—1758) и Сергей (1707—1756) Григорьевичи 6 марта 1722 года были возведены в баронское Российской империи достоинство (Гербовник. Ч. 1№ 34). Младшая линия Строгановых пресеклась со смертью в 1817 году графа Павла Александровича Строганова.

Родоначальником рода Демидовых был Демид Григорьев Антуфьев, кузнец села Павшина, в 20 верстах от Тулы. Его сын Никита Демидов (1656—1725) основал оружейное дело в Туле и горнозаводское — на Урале. 21 сентября 1720 2 был пожалован в личное дворянское достоинство и фамилией «Демидов»ю. За счет казны им построен Невьянский завод, а вместе с сыном Акинфием Никитичем (1678—1745) Шурвлинский, Выйский, Верхнее- и Нижне-Тагильские и Шайтанские заводы. После смерти Н. Д. Демидова были построены Черноисточенский, Уткинский, Суксунский (1729) и Ревдинский заводы. 24 марта 1726 года Акинфий, Григорий и Никита Никитичи были возведены в потомственное дворянское достоинство Российской империи .

Князья Голицыны происходили из литовского княжеского рода Гедиминовичей, поэтому в верхней части их герба помещен герб великого княжества Литовского (Гербовник. Ч. 1. № 2). В1757 году баронесса Анна Александровна Строганова (1739—1816) вышла замуж за генерал-поручика и камергера князя Михаила Михайловича Голицына (1731 —18%), который в доставшейся ему части строгановского имения основал Архангелопашийский (1785) и Нытвенский (1760) заводы. В совместном владении князей Голицына и Шаховских до 1864 года находился Кусье-Александровский завод.

Князья Шаховские происходили из смоленско-ярославской ветви Рюриковичей, поэтому в их герб вошли гербы Киевского, Смоленского и Ярославского княжеств (Гербовник. Ч. 2. № 6). Князь Борис Григорьевич Шаховской (от Рюрика колено ХХVII) был женат на баронессе Варваре Александровне Строгановой (1748—1823), их дочь — княжна Елизавета (1773—1796) вышла замуж за своего племянника князя Петра Федоровича Шаховского (ум. 1641). Так часть огромного пермского, имения старшей линии Строгановых перешла в род князей Шаховских.

Яковлевы, известные своими несметными богатствами, были возведены в дворянское достоинство во второй половине ХУIII века. Савва Яковлев происходил из мещан города Осташкова. Сколотив состояние на откупе внешних таможенных сборов, купил у П. А. Демидова Невьянский, Шуралинский, Вынгорский и Верхне-Тагильский заводы; один завод у графе С. В. Воронцова и в 1778 году у графа С. Ягужинского — Уткинский. 20 апреля 1762 года по именному указу Сената он был произведен в коллежские асессоры (штаб-офицерский чин, дававший право на потомственное дворянство). Сын Саввы — действительный статский советник Сергей Саввич Яковлев (1763—1818) владел Алапаевским, Невьянским и Уткинским заводами, домами в Петербурге.

Дворяне Всеволожские происходили из младшей смоленской ветви рода Рюриковичей. Это нашло отражение в их гербе, в верхней части которого помещен герб Киевского княжества, а в нижней — Смоленского (Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи (далее — Гербовник). Ч. 2. № 19). В мае 1773 года баронесса Наталья Михайловна Строганова продала 1/9 часть своего имения в Кунгурском и Соликамском уездах (Пожевской завод с рудниками и деревнями; чусовские, ленвенские, новоусольские, зырянские и орловские соляные промыслы) сенатору Всеволоду Алексеевичу Всеволожскому (от Рюрика колено ХХХ) умершему в 1797 году бездетным и завещавшему свои имения племяннику Всеволоду Андреевичу Всеволожскому (1769—1836).

Немало есть на свете городов,

Что уваженье заслужили,

А среди них и наш Кунгур,

Известный далеко во всей России.

Возвращаясь к истории своего города, я узнала, что к 1737 году Кунгур экономически настолько сильно вырос, что обогнал такие старые города как Соликамск и Екатеринбург. И по указу сената было приказано «Ввести в Кунгуре провинциальное правление, а Соликамскую канцелярию к нему подчинить».

Когда в 1737 году Кунгур стал провинциальным центром всего Урала, ему был дан свой герб: «В голубом поле серебряный рог изобилия, с сыплющимися из него золотыми колосьями разного хлеба»..

Для управления городом был создан городской магистрат во главе с воеводой, а для управления провинцией – провинциальный магистрат.

На Урале в 1781 году было образовано Пермское наместничество в составе Пермской и Екатеринбургской областей, а Кунгур стал уездным центром Пермской губернии. В связи с этим в 1783 году в верхней части герба г. Кунгура появился герб губернского города Перми, то есть указывалась принадлежность к Пермскому наместничеству.

Каким же смыслом наполнены символы герба г. Кунгура? Ответ на этот вопрос я узнала, изучив местную краеведческую литературу. Николаев в своей книге «Кунгур» пишет. «Эмблемой города является его исторический герб: в голубом поле серебряный рог изобилия, наклоненный вниз; из него сыплются колосья разного хлеба. Герб утвержден Высочайшим Указом императрицы Анны Иоанновны в 1737 году и восстановлен решением Кунгурской городской Думы № 30 от 28 октября 1994 года».

Герб зарегистрирован Государственной геральдией при Президенте Российской Федерации.

Колосья означают победоносные земли. Хотя хлеб и сыплется из рога вниз, но он постоянно полон, благодаря трудолюбию кунгуряков. В современном смысле его можно, наверное, толковать так: этот рог изобилия – символ богатства, неисчерпаемости, символ экономического процветания.

Сейчас, когда возрождаются исторические традиции города, справедливо, что герб 1737 года вернулся к нам. Герб в настоящее время нашел массовое применение. На основании Положения о гербе г. Кунгура, утвержденного решением Кунгурской городской Думы от 28 октября 1994 года № 30 на официальном фирменном бланке учреждения или организации должен воспроизводится герб г. Кунгура.

Мое Отечество, моя Родина – матушка Россия. Отечеством я зову Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной я зову ее потому, что в ней я родилась, в ней говорят родным мне языком и все в ней для меня родное; а матерью – потому, что она вскормила меня своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет меня от всяких врагов Много есть и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

Символы – это живая история, легенда о прошлом и настоящем, о жизни и славных делах народа и государства. Символы возникли и существуют с древнейших времен, и будут существовать вечно.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)