Справки  ->  Поиск людей  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Сколько на Земле народов

Каждый ребенок, подрастая, начинает интересоваться своей родословной. Он спрашивает родителей о прабабушках и прадедушках. Также и человечество в целом постоянно задает себе вопросы о собственных родовых корнях.

Наши предки в каждом из нас есть их частица, а потому, найдя свои истоки, можно узнать все о них. Люди – это один биологический вид Homo sapiens (“человек разумный»), и произошли мы от одних предков. Изучить происхождение человека – значит понять, почему у него такой сложный мозг, благодаря которому он может возводить города, писать книги, строить космические корабли и летать на них в космос. Было время, когда предки современного человека больше напоминали животных. Где-то в самом начале родословной человечества появились двуногое существо, соединившие мир животных с миром людей. Как? Когда? Где? Почему это произошли?

На уроках географии мы проходили тему «Расселение людей и разнообразие народов». Меня эта тема заинтересовала, и я решила узнать об этом побольше.

Цель работы: исследование научной литературы по вопросу «народы мира».

Задачи:

1. Исследовать, что такое народ.

2. Изучить сколько народов на Земле.

3. Проанализировать, можно ли народы « разложить по полочкам»

4. Изучить взаимосвязь народов и языков.

5. Дать характеристику русских, украинских, молдавских и цыганских народов.

6. Сделать соотвествующие выводы и выступить с итогами исследования на школьной научной конференции.

Что такое народ?

Слово народ очень многозначно. Например, когда говорят: «Собралось много народу», имеют в виду большое количество людей. Выражение «в народе говорят» отражает мнение простых людей по какому-либо вопросу. «многонациональный народ в РФ»- это все граждане России независимо от национальности, а «якутский народ»- это, наоборот, только люди якутской национальности.

В этнографии (от греч «этнос» - «народ» и «графо» - «пишу», «описываю») - науке, изучающей происхождение, расселение, культуру и быт народов, под словом «народ» подразумевают общность людей, осознающих свою принадлежность к определённой национальности. Конечно, далеко не каждый может однозначно назвать свою национальность. Допустим, у молодого человека отец-алтаец, мать-немка, а родился и вырос он в Петербурге и с детства говорит только на русском языке. Возможно, ему будет нелегко определить, кто же он - немец, алтаец или всё - таки русский. Однако большинство людей чётко знают, к какой национальности они принадлежат, какой народ (именно в смысле национальности) они представляют.

Чтобы избежать путаницы, связанной с многозначностью слова «народ», учёные обычно используют термины этнос (в значении «отдельный народ») и этнический (т. е. присущий данному народу).

Каждому человеку свойственно любить свой народ и гордиться принадлежностью к нему.

Каждый этнос, за исключением, пожалуй, только цыган, имеет свою исконную территорию, на которой он сформировался и где проживает большинство его представителей. Каждый этнос обычно говорит на своём языке. Впрочем, исключений здесь довольно много. Иногда несколько народов говорят на одном языке: например, сербы, хорваты, боснийцы-мусульмане - на сербскохорватском ; немцы, австрийцы – на немецком; испанцы, кубинцы, мексиканцы и многие другие народы Латинской Америки – на испанском. В таких случаях обязательно существуют какие то мелкие, но для самих носителей языка очень заметные различия. Этносы отличаются друг от друга прежде всего культурой в самом широком смысле этого слова. Многие думают, что представителя любого народа всегда можно безошибочно определить по внешности. Но это заблуждение. Если кто-либо из ваших знакомых хвастается, что способен отличить по внешности данным татарина, узбека или азербайджанца, можете смело заключать с ним пари: в 90% случаев он проиграет. Зато довольно точно можно определить национальность человека по его акценту (произношению), манере поведения, например по жестикуляции; но это признаки не физические, а языково-культурные. Наука, изучающая, в частности, внешний облик людей, называется физической антропологией. Ученые-антропологи могут определить только обобщённый, среднестатистический облик, характерный для каждого народа. Например, грузины отличаются средним и высоким ростом, умеренно светлой кожей, тёмными волосами и глазами, сильно выступающим носом с горбинкой, не очень широким лицом. Эти характеристики можно получить, измерив и описав 100 или 200 человек из разных районов Грузи. Среди них наверняка окажутся люди с очень светлой кожей, русыми или рыжими волосами, слабо выступающим носом, светлыми глазами, небольшого роста и т. д. Наличие у народа какой-то типичной внешности- это чаще всего основанный на случайных впечатлениях миф. Формы поведения и выражения эмоций у разных народов также очень отличаются: японец будет сдержанно улыбаться и скупо цедить слова там, где афроамериканец начнёт громко негодовать и бурно жестикулировать. Однако это лишь различные внешние проявление радости и огорчения, чувств дружбы и любви, благополучию и успеху, которые в равной мере присущи всем народам на нашей планете.

Сколько на земле народов?

На вопрос, сколько на Земле народов, ответить не легко. Прежде всего нет чётких правил, чтобы определить, какая группа людей является действительно народом, а какая - только частью, подгруппой более крупного народа.

Например, существует русский народ, состоящий из людей, которые сами считают себя русскими. Однако в Краснодарском крае, на Кубани, легко встретить близких родственников, даже родных братьев, один из которых назовёт себя русским, другой возразит: «Нет, я считаю, что мы скорее украинцы», а третий скажет «Я казак, а казаки - это особый народ, который многим отличается от русских». И самое главное, у каждого из этих братьев есть для таких суждений довольно весомые основания.

Некоторые народы оформились как единые лишь в XX столетии и название своё позаимствовали из литературных источников. На статус особого народа претендуют нагайбаки Челябинской области, сойоты Бурятии, ранее считавшиеся лишь этнографическими группами соответственно татар и бурят. Все эти группы маленькие и насчитывают по нескольку тысяч человек.

Неоднократно предпринимавшиеся попытки создать энциклопедически справочники, которые охватывали бы все без исключения народы или языки мира, успеха не имели. Есть ещё немало мест в мире, особенно в Латинской Америке, Африке, Юго-Восточной Азии, на новой Гвинее, где население в этнографическом и языковом плане изучено недостаточно, чтобы решить такую масштабную задачу. Однако уже сейчас можно сделать вывод, что если считать народами и самые мелкие обособленные группы, а их диалекты соответственно языками, то на Земле наберется, по меньшей мере, 15 тыс. , а возможно, и 20 тыс. разных народов и языков.

Если же стать на иную точку зрения и считать отдельными народами только такие, которые нельзя рассматривать как составные части более крупных, то и тогда получится довольно внушительная цифра - не менее 3 тыс. , а может, значительно больше.

Учитывая, что всё население планеты в конце XX в. составляет чуть меньше 6 млрд. человек, легко рассчитать, что средний народ должен насчитывать около 2 млн. человек. В действительности народов численностью от 1 млн. до 5 млн. человек не так много. Народы, включающие более 100 млн. человек каждый, можно буквально пересчитать по пальцам, но именно к ним относят более половины населения земного шара. Это, прежде всего китайцы, которых более 1 млрд. человек, а значит каждый пятый житель Земли - китаец. Конечно, они, как и все крупные народ, делятся на много (несколько десятков) этнографических групп, однако неизменно считают себя китайцами, и одна из них, кроме хуэй (дунган), так называемых китайских мусульман, не претендует на статус отдельного народа.

К крупнейшим народам нашей планеты относятся американцы. Они сложились из представителей почти всех более или менее крупных народов мира, в разное время переселившихся в Америку.

Такие названия, как индейцы, индонезийцы, филиппинцы, обозначают не этносы, а совокупность граждан Индии, Индонезии, Филиппин, подобно слову «россияне», обозначающему всех граждан России. Самый большой народ Индонезии - яванцы, а самый большой народ Индии и, по - видимому, второй по численности в мире - хиндустанцы. Индуист - это любой человек, исповедующий индуизм, в том числе живущий и в других странах, например в Пакистане или Мьянме. Однако индейца, исповедующего ислам или христианство, так назвать нельзя.

Есть очень крупные народы и в Африке. Таковы, например, хауса и фульбе, живущие в странах, расположенных непосредственно к югу от пустыни Сахары (Сенегал, Гана, Нигерия и др. ). Но, ни в одной из них они не составляют абсолютного большинства населения и даже не занимают целостной территории, а расселены «чересполосно» с другими народами.

Более половины народов мира - это маленькие и очень маленькие народы. Среди малочисленных этносов Сибири есть такие, как кеты, юкагиры, нганасаны, насчитывающие около 1 тыс. человек каждый, т. е. более чем в 1 млн. раз уступают по численности китайцам. Но это совершенно особые народы, со своими языками, обычаями и культурой.

Подобно тому как с лица Земли ежегодно исчезают десятки видов редких животных и растений, исчезают малые народы. Они не вымирают физически, просто молодое поколение постепенно забывает родной язык, не соблюдает обычаев, перестаёт считать себя представителями своего этноса.

Возможно, когда-нибудь даже появится КРАСНАЯ книга исчезающих народов самые многочисленные народы мира народ численность, млн. основная страна проживания человек

Китайцы Китай

Хиндустанцы 244 Индия

Американцы 194 США

Бенгальцы 190 Бангладеш, Индия

Бразильцы 149 Бразилия

Русские 146 Россия

Японцы 126 Япония

Пенджабцы 100 Пакистан

Бихарцы 98 Индия

Немцы 89 Германия

Примечание. В таблице представлены данные середины 90-х гг. ХХ

Можно ли народы «разложить по полочкам»?

Планету Земля населяют тысячи народов. Многие из них, так же как люди, похожи друг на друга (как, например, славянские народы). Существует сходство языка, традиций, верований и т. д. В то же время есть много различий. Казалось бы, что может быть общего у каталонца и эскимоса, полинезийца и индейца кечуа? Но ученые всегда пытаются любое разнообразие, в том числе этническое, как-то упорядочить, найти характерные черты, по которым из головокружительной мозаики можно выстроить логическую картину. Иными словами, «разложить» все народы «по полочкам» и на каждую «повесить этикетку». Таких «полочек» и «этикеток» - принципов классификации этносов – придумано много.

Привычно и естественно разделять народы по странам, в которых они живут: испанцы, мексиканцы, лаосцы, марокканцы и т. д. Кроме того часто говорят «народы Средиземноморья», «народы Кавказа», «дальневосточные» или «арктические народы». В основе этих объединений (или разделений) народов лежит географический критерий.

Классификация народов по языку, согласно которой народ и его язык признаются абсолютно нерасторжимыми, весьма популярна и в науке, и в жизни, и в прошлом, и в настоящем. В ее основе лежит история развития языков мира и поэтому о месте конкретного этноса среди других народов эта классификация дает в общем верное, хотя и не вполне точное представление.

Путешественники давно заметили, что у разных народов, живущих в сходных природных условиях, но далеко друг от друга, в культуре, хозяйстве и быту нередко наблюдаются удивительные совпадения: в конструкциях жилых построек, орнаменте на костюме, кулинарных рецептах и т. д. Размышляя об этом, этнографы пришли к двум выводам. Во – первых, в одинаковых или похожих географических условиях у населения часто возникают весьма сходные формы хозяйственной деятельности , которые влияют на разные стороны жизни, культуру и быт. Во – вторых, взаимное влияние народов – ближайших соседей обычно ведет к образованию общих культурных признаков, но при этом сохраняются особенности каждого из них. Так у ученых возникли представления о хозяйственно-культурных типах населения и историко-культурных областях.

Особенности хозяйства (приемы земледелия, в частности) и культуры (конструкция жилищ, национальный костюм и т. д. ) у народов примерно одинакового уровня развития, живущих в сходных условиях, образуют устойчивые сочетания – хозяйственно-культурные типы.

Самым надежным критерием классификации народов по праву считается их традиционная культура. Иногда разделение этносов всего по одному-двум культурным признакам может быть принципиально важным. Например, если в древности у народа появились письменность и монументальная архитектура , то это было свидетельством его приобщения к цивилизованному миру. В наши дни важной характеристикой народа является то, сохраняет ли он свои исконные культурные традиции.

Историко-культурные области – это обширные территории, население которых находится на примерно одинаковом уровне социально-экономического развития. Благодаря постоянному взаимовлиянию у них сложились близкие культурные, производственные, социальные, мировоззренческие нормы. Население каждой части света разделено на крупные историко-культурные провинции (нередко охватывающие несколько стран), затем на области и небольшие районы.

Гипотеза о существовании национального характера очень давно распространена и в обыденном сознании, и в художественной литературе, и в научном мире. Хорошо известны, например, вежливость японцев, сдержанность англичан и дисциплинированность немцев. Несмотря на логичность подобных рассуждений, и аргументов, конкретный этнографический материал пока не подтверждает эту гипотезу полностью, хотя благодаря ей ученые углубленно исследуют многие важные стороны жизни народов.

Еще один возможный критерий классификации народов – их внутреннее строение. Наиболее часто этносы делят на субэтносы и этнографические группы. Обычно этнографические группы складываются, когда основной этнос постепенно расселяется, занимая разные участки, или ниши, внутри этнической территории (области расселения всего этноса). Субэтносы, напротив, являются группой переселившихся представителей других народов, которые со временем настолько приспособились к новым условиям, что полностью слились с местным населением, сохранив лишь память о своем происхождении в виде двойного этнонима (самоназвания).

В состав этноса может входить и диаспора (греч. «рассеяние») – большая группа людей, территориально оторванная от своего народа и расселившаяся во многих странах, а иногда даже численно превосходящая живущих на исторической родине.

Все внутриэтнические подразделения весьма подвижны, границы между ними часто едва уловимы и существует множество переходных состояний и форм. Все это закономерно, потому что этнос – живое, развивающееся и постоянно изменяющееся сообщество.

Народ и язык.

На литовско – белорусско – польском пограничье многие местные жители издавна свободно говорят на нескольких языках. С литовцем из Каунаса они будут беседовать по-литовски, с поляком из Варшавы – по-польски, с белорусом из-под Могилева – по –белорусски, с русским из Москвы – по-русски. При этом одни из них считают себя литовцами, другие поляками или белорусами, а некоторые – русскими. Итак, прежде чем говорить о соотношении понятий «народ» и «язык», следует выяснить, что может скрываться за самими этими понятиями. Понятие «язык» столь же расплывчато, как и понятие «народ»: часто невозможно провести грань между диалектами одного языка и родственными языками. Для неясных случаев лингвисты ввели специальный термин идиом (от греч. «идиома» - «особенность», «своеобразие»), который может представлять собой различные языковые образования – это и язык, и диалект, и группа близких диалектов, и говор.

Значение русского слова «народ» складывалось не без влияния заподно – европейского понятия «нация»,современное значение которого сформировалось в Европе в эпоху Возрождения. Под «нацией» понимают группу людей, имеющих общий язык, культуру, историческую судьбу и осознающих свое единство. Однако практически везде осознание ценности родного языка как символа определенного народа связано с огромными сложностями.

Язык считается единым, даже когда родственные идиомы разошлись настолько сильно, что взаимопонимание между ними невозможно. Таков китайский язык, единство которого основано на иероглифической письменности: если житель южнокитайского города Кантон прочтет текст на литературном китайском языке пекинцу, тот на слух практически ничего не поймет.

Характеристика народов.

Русский народ:

Ру́сские — восточнославянский народ, проживающий в основном в Российской Федерации, а также составляющий значительную долю населения Белоруссии, Украины, Казахстана, Эстонии, Латвии, Молдавии и Литвы. Разговаривают на русском языке, их связывают общая история, культура и этническое происхождение. Число русских в настоящее время составляет около 140 миллионов, из них в РФ 115,9 миллионов. Самой распространённой религией является православие, принятое сначала в 988 году как единое христианство.

Расселение русских по территории Российской Федерации

Значительная часть русских живёт в центральной части, на юге и северо-западе России, на Урале. По данным 2002, среди субъектов Российской Федерации наибольший процент русского населения — в Вологодской области (96,56 %). Доля русских превышает 90 % в 30 субъектах Федерации — главным образом это области Центрального и Северо-Западного федеральных округов, а также юг Сибири. В большинстве национальных республик доля русских колеблется от 30 до 50 %. Наименьшее число русских — в Ингушетии, Чечне и Дагестане (менее 5 %).

Этнографические группы русских

По особенностям языка и быта русские делятся, по предложенной А.  А.  Шахматовым, А.  И.  Соболевским и позднее принятой многими, в частности советскими, исследователями (Б.  М.  Ляпунов, Ф.  Филипп и др. ) схеме, на две или три большие диалектные группы: северная окающая и южная акающая с промежуточным говором. Граница между первыми двумя проходит по линии Псков — Тверь — Москва — Нижний Новгород. Урал и Сибирь почти полностью окают. Ряд исследователей (Д.  Н.  Ушаков, Д.  К.  Зеленин и др. ) трактовали две первые группы как отдельные великорусские народности (северная и южная, названия искусственные, самоназвание и самообозначение независимо от диалекта — русские), между которыми развилась ещё и третья (средневеликорусская) — с культурным и политическим центром — Москвой, на основании которой происходит унификация языка и всей культуры (см. также Русский язык).

Бытовыми и языковыми особенностями, среди русских, выделяется ряд меньших этнографических групп:

• Горюны

• Затундренные крестьяне

• Казаки — в бассейнах рек Дон, Кубань, Урал, а также в Сибири; o Амурские казаки o Астраханские казаки o Донские казаки o Забайкальские казаки o Кубанские казаки o Некрасовские казаки (некрасовцы) o Оренбургские казаки o Семиреченские казаки o Сибирские казаки o Терские казаки (Гребенские казаки) o Уральские казаки (Яицкие казаки) и д. р история

Название «русские» происходит от народа Русь, по мнению составителя Повести временных лет — народа варяжского. Об этническом происхождении первых носителей этого названия ведутся споры: западные и многие российские учёные признают их скандинавское происхождение - норманизм, другие учёные считают их славянами, третьи — ираноязычными кочевниками, четвёртые — другими германскими племенами. Около XII века в результате слияния восточнославянских племенных союзов формируется древнерусская народность. Её дальнейшей консолидации помешал феодальный распад Киевской Руси, а объединение княжеств под властью нескольких государств, Московское великое княжество заложило основу для дальнейшего распада её на три современных народа: русских, украинцев и белорусов.

Русский этнос сформировался из слияния следующих составляющих: славян, пришедших на территорию южной и северной России из центральной Европы, скифов, бывших историческими обитателями причерноморских районов. В меньшей степени на формирование русского народа сказалась позднейшая ассимиляция части финно-угорских племён живших на северо-восточных территориях колонизируемых славянами. Именно они принесли русскому народу балтидные расовые признаки, в то время как в древности среди основных предков русских преобладал нордический облик. То есть, будучи по языку славянским, русский этнос в значительной степени близок балто-германцам, а также древним реликтам индоевропейской общности — скифам, что отражено в антропологических исследованиях. Краткая схема происхождения европеоидных народов показывает, насколько тесной была историческая связь между ними и сколь близко культурно-расовое родство всех североевропейских народов.

На основании этого факта в XIX веке некоторые польские историки вообще отказывали русским в принадлежности к славянам. Данная теория, с самого начала признанная имеющей не научные, а политические основы, до сих пор имеет последователей. Происхождение русских, украинцев и белорусов до сих пор является вопросом дискуссионным и слишком политизированным, чтобы можно было надеяться на полное его разрешение.

Восточные славяне отличаются от других групп славян относительно высокой долей гаплогруппы R1a, характерной для жители Восточной Европы, Индии. Группу R1a часто называют индоевропейской, потому что она осталась в тех местностях, в которых обитали индоевропейские племена и их потомки. Хотя у восточных славян есть примесь гаплогрупп, характерных для финно-угров, у них практически отсутствуют гаплогруппы Q и C, типичных для Восточной Азии. Восточными славянами (в основном вятичами) было также ассимлирирвано предположительно балтоязычное племя голядь.

В XV веке русские начали распространяться в степные районы Поволжья и Северного Кавказа, в XVII веке заселили Сибирь (наибольшую роль при этом играли казаки и поморы).

Со второй четверти XIX — до начала XX веков под русскими понималась совокупность трёх этнографических групп: великороссов, малороссов и белорусов, то есть всех восточных славян. Она составляла 86 миллионов (1897) или 72,5 % населения Российской империи. Это была господствующая точка зрения, нашедшая отражение в энциклопедических изданиях. Однако уже в это время ряд исследователей считали различия между группами достаточными, чтобы признать их особыми народами. В связи с последующим углублением этих различий и национальным самоопределением малороссов (украинцев) и белорусов, этноним «русские» перестал на них распространяться и сохранился лишь для великороссов, заместив собой прежний этноним. Результаты такой смены понятий не стали видны незамедлительно: после первой советской переписи населения к украинцам было причислено около половины жителей Кубани и большинство жителей Новороссии (включая Донбасс) в связи с заменой понятия «русский малороссийского происхождения», но стихийный протест против украинизации среди кубанских казаков, а также реабилитация казачества в 1930-х решительно «вернуло» кубанцам названия русские. В настоящие время, говоря о дореволюционной России, под русскими понимают только великороссов — в частности, утверждая, что русские составляли 43 % её населения (порядка 56 млн).

Происхождение слова «русский»

Русский — субстантивированное прилагательное; др - рус. русьскыи образовано от более раннего этнонима восточных славян — русь. В византийских источниках, помимо основы с -u- (russ-), представлена и основа с -о- — Rhos, R(h)osia, откуда в конечном счёте название Россия. Этимология этнонима «русь» неясна; литература вопроса со времён Ломоносова и Миллера огромна, но к убедительному решению лингвисты и историки так и не пришли. В частности, неясно, занесено ли оно на восточнославянскую территорию варягами (кем бы они ни были по происхождению) или возникло на ней исконно (а если верно последнее, то в каком регионе это произошло).

Молодые великорусские крестьянки.

Религии

По преданию, первым проповедником христианства на землях российских был Андрей Первозванный.

Крещение Киевской Руси, объединявшей тогда всех восточных славян, было совершено в 988 году князем Владимиром. Христианство пришло на Русь из Византии в форме восточного обряда (после Великого раскола 1054 г.  — православия) и начало́ распространяться в высших слоях общества задолго до этого события. Между тем отказ от язычества проходил медленно. Волхвы (жрецы) старых богов имели заметное влияние ещё в XI веке. До XIII века князья получали два имени — языческое при рождении и христианское при крещении (Всеволод Большое Гнездо, например, носил также имя Дмитрий); но это не обязательно объясняется пережитками язычества («княжое», династическое имя имело скорее государственный и клановый, чем язычески-религиозный статус). Православие играло важнейшую роль в самоопределении русских, оказывая влияние на культуру и менталитет.

Второй по численности концессией среди русских является протестантизм (1-2 млн). По экспертной оценке, уже в 1996 году в России насчитывалось свыше миллиона верующих протестантов, принадлежащих к десяткам различных церквей. Крупнейшем протестантским течением в России является баптизм (по разным данным от 85 000 до 450 000 зарегистрированных членов, реальное число выше за счёт незарегистрированных объединений), имеющий 140-летнюю историю в России. Также велико число пятидесятников и харизматов (т.  н. «неопятидесятников»), есть кальвинисты, лютеране, адвентисты седьмого дня, методисты, пресвитериане. Часть русских являются последователями таких религиозных объединений христианской направленности, как Свидетели Иеговы, мормоны и муниты.

В России существует более 200 приходов католической церкви. Общее число католиков — меньше миллиона.

Украинцы

Украи́нцы (укр. украї́нці) — восточнославянский народ, проживающий преимущественно на территории современной Украины. Третий по численности славянский народ, после русских и поляков. Большинство говорит на украинском и русском языках. Кроме того, очень распространен суржик. Украинский язык относится к восточнославянской группе индоевропейской семьи. В украинском языке различаются следующие наречия:

• северное (левобережно-полесские, правобережно-полесские, волынско-полесские говоры),

• юго-западное (волынско-подольские, галицко-буковинские, карпатские, поднестровские говоры),

• южное (поднепровские и восточно-полтавские говоры).

Письменность на основе кириллицы. История

В средневековых документах Руси в качестве этнонима для предков украинцев использовался термин «Русь», для единичного представителя этноса — «русин». Множественная форма от «русина» — «русские» — использовалась в качестве этнонима на большей части современной Украины до начала XX века, при этом в западных регионах (Прикарпатье, Боковина) и в украинской эмиграции самоназвание «русины» сохранялось до середины XX века. В настоящее время в Закарпатье, а так же в восточных областях Польши и Словакии, а так же, в меньшей степени, Венгрии и Румынии — это самоназвание употребляется и в настоящее время. В Галичане самоназвание «русины» было довольно распространённым, так в ХIХ веке создавались организации такие как «Главная русская рада», «Русская троица», «Руський Собор» (данная организация были пропольской), согласно переписи в Австро-Венгрии 1900 г. русинами себя считали почти 3 млн человек, что составляло почти 90 % населения территории современной Западной Украины, в довоенное время (обе межвоенные польские переписи также зафиксировали распространение «русинов» на территориях Волыни, Галиции и в Закарпатье), во всяком случае, собрание Галицких и закарпатских политиков, собравшееся в Прешове после распада Австро-Венгрии называлось «Рада Галицких и угорских русинов».

Запорожские казаки в официальных документах Московской Руси во 2-й половине XVI — 1-й половине XVII веков именовались казаками, а также черкесами (после Переяславкой Рады 1654 года казаки называются «малороссийскими казаками»). Как этноним, Черкассы известны и в некоторых письменных западноевропейских источниках этого же времени.

Существует теория, что термин «Украина», от которого позднее был образован этноним «украинцы», первоначально (в XII—XVII вв. ) на Руси имел не столько этническое, сколько географическое значение, и применялся в значении «пограничье», причём не, только на территории современной Украины, где он впоследствии закрепился. Классический «Толковый словарь живого великорусского языка» Даля (издание 1865 года), объясняя это слово, приводит такие примеры: «Сибирские города встарь звались украйными. А город Соловецкой место украинное».

В документах XVII века встречается также термин «народ казацкий». В письмах и приказах Петра I начала XVIII века — «народ малороссийский». Наряду с этим в Российской империи находит всё более широкое применение этноним «малороссы» (от «Малая Русь» — то есть изначальная, первичная часть Руси, по аналогии с Малой (Балканской) и Великой (на территории Южной Италии) Грецией времён греческой колонизации побережья бассейнов Средиземного, Чёрного, Азовского и др. морей). «Происхождение нового славянского поколения в южной России, которого вся жизнь была борьба и которого историю взялся представить» Николай Гоголь в своей работе».

До начала XX века в Российской империи по отношению к украинцам в основном использовалось понятие малороссы или малорусы как одна из трёх русских народностей наряду с великороссами (великорусами) и белорусами. Вплоть до XVIII—XIX веков некоторые жители нынешней восточной Украины называли себя русскими, как правило, отделяя это понятие от великороссов.

В Австро-Венгрии применительно к местному украинскому населению использовалось этнонимы русины и руснаки. В период, когда украинские земли находились в составе Речи Посполитой, польское правительство старалось убедить русинов в том, что они часть польского народа, поэтому многие представители украинской шляхты отказывались от своей национальности и веры, и объявляли себя поляками; некоторые из них называли себя поляками русинского происхождения.

Этническая история

Украинцы вместе с родственными русскими и белорусами относятся к восточным славянам. К украинцам относят также Полесские этнографические группы (Полищуки) и ряд западноукраинских этнографических групп (бойки, гуцулы, лемки).

Становление русинов началось приблизительно в XII веке, с распадом Руси, и завершилось в основных чертах в концу XVII века.

Предки украинцев — Русь (народ), славянские племена полян, древлян, тиверцев, северян, уличей, волынян (дулебов) и белых хорватов наряду с другими племенами вошли в состав средневекового древнерусского государства — Киевской Руси (IX—XII вв. ), а позднее, после его распада — Галицко-Волынское княжество (XII—XIV вв. ), Переяславское княжество, Киевское княжество, Черниговское княжество. Позднее земли вошли в состав Великого княжества Литовского, Русcкого и Жемойтского, затем — к Речи Посполитой, и к исходу XVIII века все земли нынешней Украины, за исключением Галиции, Закарпатья и Буковинцы, вошли в состав России.

Этноним русин употребляется наряду с его множественной формой — русь — для обозначения жителей Древней Руси как внутренними, так и внешними источниками. Впервые он встречается в Повести временных лет в разделе договоров Олега с греками 911 г. (упоминается 7 раз) и Игоря 945 г. (упоминается 6 раз). позднее употребляется в договорах Смоленска с немцами. Ещё позднее в XIII—XVIII вв. в литовских и польских документах в качестве названия жителей древнерусских княжеств. Часто встречающимся названием жителей Руси, имевшим признаки этнонима, в её средневековых источниках является русский (руський) народ, русские (руськие) люди.

В средние века, особенно активно в XVI—XVII веках, на территории Запорожской Сечи и Войска Запорожского термин руський применялся к языку, религии, а также национальности людей, проживавших на данных территориях, и использовался как синоним слова «русcкий». На территории Галичины и Боковины название русин сохранялось до начала 50-х годов XX века, а в Закарпатье сохранилось и по сегодняшний день.

Начиная с XIV века территория современной Украины оказалась разделенной между Литвой, Польшей и Молдавией. С конца XV века начались набеги утвердившихся в Северном Причерноморье татарских ханов. Немалую роль в истории современной Украины сыграло казачество и созданное им в нижнем течении Днепра административно-военное образование XVI—XVIII вв. Запорожская Сечь.

Важными моментами этнической истории русского населения современной Украины XVII века было дальнейшее развитие ремесла и торговли, в частности, в городах, пользовавшихся магдебургским правом, ремесленники в которых были объединены в цеха со своим уставом и внутренним самоуправлением. Благоприятную роль при этом сыграло Великое княжество Литовское, в XIV веке вобравшее себя основную часть земель Руси и развившее её традиции. Ещё более важным моментом в этнической истории стало создание в результате освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого казачьего государства — Гетманщины. В 1654 году значительная часть русских земель вместе с Киевом добровольно переходит под протекторат России, а к исходу XVIII века, после Третьего раздела Польши, вне территории Российской империи оказывается лишь Галичина со Львовом, отошедшие к Австро-Венгрии, а также Закарпатье и Буковинца.

В XVIII веке на территории современной Украины уже имеется развитая по меркам своего времени система светского образования, включающая многие сотни начальных «полковых» школ, коллегиумы и академии (в Киеве и Чернигове).

В XVII веке произошло перемещение значительных групп крестьян и казаков из находившегося в составе Польши Правобережья, а также из Поднепровья на восток и юго-восток, освоение ими на территории Российской империи пустующих степных земель и образование так называемой Слобожанщины, а затем — с падением Крымского ханства — и «Новороссии». Согласно Всероссийской переписи населения 1897 г. , представители малорусской языковой группы русского языка (по формулировке переписи) численно доминировали на всей украинской (в нынешних границах Украины) территории Российской империи, за исключением Одессы и Крыма.

Историческим центром становления украинского народа было Среднее Поднепровье — Киевщина, Переяславщина, Черниговщина. Важную роль в этногенезе украинцев сыграли галицкие (в период, когда они находились под властью Австро-Венгрии) и волынские земли.

Молдаване

Географическое распределение молдаван. Жёлтым цветом помечены страны, где румынский (молдавский), язык обладает официальным статусом.

Молдава́не (молд. moldoveni, молдовень) — народ, основное население Молдавии (76,1 %). Живут также на Украине (258,6 тыс. чел. ), в России (172,3 тыс. чел. ), Казахстане и других странах. Общая численность — около 3,35млн человек. Говорят на молдавском языке. Литературный язык не отличается от румынского. Распространены также русский и украинский языки. Большинство верующих молдаван — православные.

Традиции

В традиционной пище значительное место занимали блюда из кукурузной муки, молочные продукты, овощи. Мамалыгу из кукурузной муки, дополнявшую хлеб, варили ежедневно. Наибольшее количество блюд молдаване готовили из овощей — их употребляли в свежем виде, варили, жарили, пекли, фаршировали, тушили, солили. Характерные блюда — овощной суп (молд. ciorbă, чорба), мясной суп (молд. zamă, замэ, зама), слоёный пирог с брынзой (молд. plăcintă, плэчинтэ, плацинда), голубцы, завёрнутые в виноградные листья (молд. sarmale, сармале), протёртая фасоль с толчёным чесноком (фасоле фэкэлуите) и другие. Устное народное творчество представлено календарной и семейной обрядовой поэзией, сказками, героическим эпосом, историческими, лирическими и другими песнями, пословицами, поговорками. Крупнейший памятник лиро-эпической народной поэзии — баллада «Миорица». Народные песни преимущественно одноголосные, в некоторых районах (в основном, на границе с Украиной) — двухголосные. Наиболее распространённые музыкальные инструменты — кобза (струнный), най (духовой типа флейты Пана), чимпой (волынка), скрипка. Традиционные танцы — хора, жок, молдовеняска; исполняются обычно в сопровождении оркестра. Одно из древнейших ремесел — гончарное. Глиняные горшки, кувшины, тарелки и чашки повсеместно использовались в повседневной жизни. Высококачественные керамические изделия могли быть самой разнообразной формы, украшенные разноцветными узорами. Также широко распространено изготовление ковров. По давней традиции, невеста должна была дать в приданое ковер, сотканный её руками. Молдавские ковры гладкие, без ворса, как будто сотканные изо льна.

Современная «каса маре»

Молдавские поселения в XV—XVII вв. располагались в основном на берегах, террасах и в долинах рек, на склонах холмов. Наиболее древний тип планировки поселения в Молдавии — приречный, или линейный. Со временем появились и другие типы поселений — кучевой, или гнездовой, улично-квартальный.

Крестьянская усадьба состояла из жилого дома и нескольких хозяйственных построек различного назначения (помещение для скота, для хранения зерна и орудий труда, погреб, летняя кухня и т.  д. ). Часть усадьбы занималась под сад, огород и виноградник. Усадьба окружалась деревянным или каменным забором, а ворота украшались орнаментом.

Традиционный молдавский ковёр

Если в XIV—XVI вв. преобладало однокамерное жильё-землянка или полуземлянка, то в конце XVI — начале XVII вв. уже появляется наземное жильё, которое в XVII—XVIII вв. распространяется по всей территории Молдавии. В XIX веке возникает молдавский трёхкамерный дом, состоящий из сеней (тиндэ), жилой комнаты и «каса маре» (гостиная). В настоящее время крестьяне строят многокомнатные дома с удобствами приближающимися к городским, однако традиционные комнаты сохраняются. Значительное место в украшении жилых домов занимает художественно обработанное дерево и камень. Народное молдавское жилье различается в разных регионах. В северных районах жилые дома украшают орнаментом больше, чем в южных. На севере дома часто украшаются цветной росписью и украшениями из декоративной прорезной жести. Обязательным элементом является стеклянная веранда. В центральных и южных районах в зданиях сохраняются завалинка и галерея, деревянные столбы или каменные колонны. На юге распространены длинные дома, стоящие торцом к улице, имеющие обычно двухскатную крышу и деревянные столбы или каменные колонны. Интерьер украшают изделиями народных ремесленников.

Традиционная молдавская женская одежда состоит из белой орнаментированной рубашки, многоклиновой юбки, полотняного фартука и платка. Одежда мужчин включает белую рубашку, штаны, суконный жилет или меховую безрукавку, баранью шапку и самодельную обувь из кожи. Неотъемлемой частью костюма является тканый шерстяной пояс красного, зелёного или синего цвета, длиной до 3 метров. Некоторые детали народной одежды сохранились до сегодняшнего дня: меховые и суконные безрукавки, бараньи шапки.

Цыга́не — собирательное название около 80 этнических групп, объединённых общностью происхождения и признанием «цыганского закона». Единого самоназвания нет, хотя последнее время в качестве такового предлагается термин Romanies, то есть «ромоподобные».

Британцы традиционно называли их Gypsies (от Egyptians — «египтяне»), испанцы — Gitanos (также от Egiptanos — «египтяне»), французы — Bohémiens («богемцы», «чехи»), Gitans (искажённое испанское Gitanos) или Tsiganes (заимствование от греческого — τσιγγάνοι, тсинганос), немцы — Zigeuner, итальянцы — Zingari, голландцы — Zigeuners, венгры — Cigany или Pharao nerek («фараоново племя»), финны — mustalaiset («чёрные»), турки — Çingene(ед. чис. ), Çingeneler(мн. чис. ); азербайджанцы — Qaraçı (гарачы, т. е «чёрные»); израильтяне, на иврите — Tso’anim (צוענים), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте; болгары — Цигани. В настоящее время всё бо́льшее распространение в различных языках получают этнонимы от самоназвания части цыган, «рома́» (англ. Roma, чешск. Romové, финск. romanit и др. ).

Можно заметить, что в традиционных названиях цыган преобладают три вида:

• буквальный перевод одного из самоназваний цыган кале (цыг. чёрные)

• отражающие старинное представление о них, как о выходцах из Египта

• искажённые версии византийского прозвища «атсинганос» (в значении «гадатели, маги»)

Сейчас цыгане живут во многих странах Европы, Передней и Южной Азии, а также в Северной Африке, Северной и Южной Америке и Австралии. Численность по разным оценкам определяется от 2,5 до 8 млн и даже 10—12 млн человек. В СССР насчитывалось 175,3 тысячи человек (перепись 1970). В России по переписи 2002 года проживало около 183 тысяч цыган.

Национальные символы

Цыганский флаг

8 апреля 1971 года в Лондоне состоялся первый Всемирный цыганский конгресс. Результатом конгресса стало признание себя цыганами мира единой нетерриториальной нацией и принятие национальных символов: флага и гимна, основанного на народной песне «Джелем, джелем». Вместо герба цыгане используют ряд узнаваемых символов: колесо кибитки, подкову, колоду карт. Такими символами обычно украшаются цыганские книги, газеты, журналы и сайты, один из этих символов обычно входит в логотипы мероприятий, посвящённых цыганской культуре.

В честь первого Всемирного цыганского конгресса 8 апреля считается Днём Цыган. У некоторых цыган есть связанный с ним обычай: вечером, в определённое время, дружно выходить на улицу с зажжённой свечой.

История народа

Цыганская девушка в Чехии Украинские цыгане, Львов

После Второй мировой войны цыгане Европы и СССР условно разделились на несколько культурных групп: цыгане СССР, социалистических стран, Испании и Португалии, Скандинавии, Великобритании и Западной Европы. Внутри этих культурных групп культуры разных цыганских этногрупп сближались, тогда как сами культурные группы отдалялись друг от друга. Культурное сближение цыган СССР происходило на базе культуры русских цыган, как самой многочисленной цыганской этногруппы.

В республиках СССР шла интенсивная ассимиляция и интеграция цыган в общество. С одной стороны, преследования цыган со стороны властей, имевшие место незадолго до войны, не возобновлялись. С другой стороны, самобытная культура, кроме музыкальной, подавлялась, велась пропаганда на тему освобождения Революцией цыган от поголовной нищеты, формировался стереотип скудости собственно цыганской культуры до влияния советской власти, культурные достижения цыган объявлялись достижениями в первую очередь советской власти, цыгане СССР были отсечены от информационного пространства европейских цыган, что отрезало советских цыган также и от культурных достижений европейских соплеменников. Однако и помощь со стороны советской власти в развитии художественной культуры, в повышении уровня образования цыганского населения СССР была высока.

5 октября 1956 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», приравнивающий кочевых цыган к тунеядцам и запрещающий кочевой образ жизни. Реакция на указ была двоякой как со стороны местных властей, так и со стороны цыган. Местные власти исполняли этот указ, либо, выдавая цыганам жильё и побуждая или принуждая их вместо кустарного ремесла и гадания официально трудоустраиваться, либо просто прогоняя цыган со стоянок и подвергая кочевых цыган дискриминации на бытовом уровне. Цыгане же либо радовались новому жилью и достаточно легко переходили в новые условия жизни, либо же считали указ началом попытки ассимилировать, растворить цыган как этнос и всячески уклонялись от его исполнения. Те цыгане, что сначала приняли указ нейтрально, но не имели информационной и моральной поддержки, вскоре восприняли переход на оседлость как несчастье. В результате указа осело более 90 % цыган СССР.

В современной Восточной Европе, реже в Западной Европе, цыгане нередко становятся объектом дискриминации в обществе, особенно со стороны правоэкстремистских партий, в 2009 году сообщалось о нападениях на румынских цыган в Северной Ирландии

В конце XX — начале XXI века Европу и Россию захлестнула волна цыганских миграций. Обнищавшие или маргинализировавшиеся цыгане из Румынии, западной Украины и бывшей Югославии — бывших соц. стран, в которых после развала СССР возникли экономические и социальные трудности — отправились на заработки в Европейский союз и Россию. В наши дни их можно увидеть буквально на любом перекрёстке мира, женщины этих цыган массово вернулись к старинному традиционному занятию — попрошайничеству.

Цыганский язык

Цыгане говорят на цыганском языке индоарийской группы индоевропейской семьи, распадающемся на ряд диалектов, обычно владеют также языками народов, среди которых живут оседло или кочуют.

В СССР в 1930-е годы в основу литературной нормы цыганского языка был положен диалект русских цыган. В мире, как правило, для межэтнического общения используется диалект кэлдэрари, как наиболее широко рассеянной группы, с вкраплением слов из других диалектов.

Цыганские «большие» этнические группы

Можно выделить шесть основных ветвей цыган. Три западных:

• Рома, основная территория проживания — страны бывшего СССР и Восточная Европа. К ним относятся и русские цыгане (самоназвание руска рома).

• Синти и мануш, проживающие в основном в германоязычных и франкоязычных странах Европы.

• Иберийские кале, проживающие в основном в испаноязычных и португалоязычных странах.

И три восточных:

• Люли, основная территория проживания — Средняя Азия, Пакистан, Афганистан.

• Лом (известные в основном, как боша или поша), проживающие на Кавказе и севере Турции.

• Дом, проживающие в арабоязычных странах и Израиле.

Есть также «малые» цыганские группы, которые трудно отнести к какой-либо определённой ветви цыган, такие, как британские кале и романичелы, скандинавские кале, балканские хораханэ.

В Европе существует ряд этнографических групп, близких по образу жизни к цыганам, однако иного происхождения — в частности, ирландские трэвеллерс, центральноевропейские ениши. Местные власти, как правило, рассматривают их как разновидность цыган, а не как отдельные этносы.

Заключение.

Каждому человеку свойственно любить свой народ и гордиться принадлежностью к нему.

Каждый народ, за исключением, пожалуй, только цыган, имеет свою исконную территорию, на которой он сформировался и где проживает большинство его представителей. Каждый народ обычно говорит на своём языке. Впрочем, исключений здесь довольно много. Народы отличаются друг от друга прежде всего культурой в самом широком смысле этого слова. Многие думают, что представителя любого народа всегда можно безошибочно определить по внешности. Но это заблуждение. Если кто-либо из ваших знакомых хвастается, что способен отличить по внешности данным татарина, узбека или азербайджанца, можете смело заключать с ним пари: в 90% случаев он проиграет. Зато довольно точно можно определить национальность человека по его акценту (произношению), манере поведения, например по жестикуляции; но это признаки не физические, а языково-культурные. Формы поведения и выражения эмоций у разных народов также очень отличаются: японец будет сдержанно улыбаться и скупо цедить слова там, где афроамериканец начнёт громко негодовать и бурно жестикулировать. Однако это лишь различные внешние проявление радости и огорчения, чувств дружбы и любви, благополучию и успеху, которые в равной мере присущи всем народам на нашей планете. На вопрос, сколько на Земле народов, ответить не легко. Прежде всего нет чётких правил, чтобы определить, какая группа людей является действительно народом, а какая - только частью, подгруппой более крупного народа.

Однако уже сейчас можно сделать вывод, что если считать народами и самые мелкие обособленные группы, а их диалекты соответственно языками, то на Земле наберется, по меньшей мере, 15 тыс. , а возможно, и 20 тыс. разных народов и языков.

В своей работе я анализировала многообразие черт характера русских, украинских, молдавских, цыганских людей и выяснила, что это напрямую связано с географическими условиями. Естественно, как и в характере любого народа, в нёх есть как положительные, так и отрицательные качества.

Также с природными условиями связаны особенности жизни и быта любого народа. Я выяснила влияние климатических условий на тип расселения, устройство жилища, формирование одежды и пищи людей. И самое главное - показала отражение реального мира через культурную среду людей, т. е. выполнила свою задачу.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)