Русская народная одежда
Народная одежда во многом сохраняла традиции предшествующих веков. В женском костюме преобладали три предмета: сарафан, понева и телогрея. В мужском костюме – рубаха, порты и кафтан. Нарядное русское платье, будь-то мужское или женское, отличалось от рабочего большей длиной и «полнотой» вещи, а главным образом – качеством материи и богатством отделки.
Преобразования Петра I коснулись главным образом городского костюма, а хранителем традиций народной одежды стали крестьяне. Провинциальные мелкие и средние купцы, сельские и городские разносчики носили обычно крестьянскую одежду. Мелкие торговцы из мещан также одевались в народную одежду, но не сколько более нарядную. В ХVIII в. преимущественно по – русски одевалось и «средние» городское купечество. Одеваться по дворянской моде считалось в среде среднего купечества неблагопристойным. Для новой народной одежды было характерно сочетание русского платья с деталями модного дворянского костюма.
Одежда дворовых, а особенно слуг, отличалась от крестьянской. Платье дворового зависело от его места в той иерархической лестницы, которая существовала среди всей дворни, а главным образом среди прислуги. Платье прислуги зависело и от вкусов хозяев. Это мог быть французский кафтан, камзол, кюлоты, чулки, башмаки и белые перчатки. Лакеев одевали во фраки. Бороду и усы носить им запрещали. Горничные, экономики и женская прислуга одевались в платья модного покроя, но более скромные и закрытые. Носили они белые или цветные фартуки, белые чепчики и наколки.
Таким образом, в России ХVIII в. костюм и мел ярко выраженный сословный характер. Большая часть населения страны – крестьяне, мещане, основная масса купечества все еще одевались по – русски. Западноевропейский костюм был принят в дворянских кругах, среди интеллигенции и купеческой аристократии.
Крестьянки носили белые холщовые или полотняные рубашки, застегнутые у ворота на металлическую пуговицу – запонку. Иногда на плечах и вокруг ворота делали вышивку. На рубахи надевали сарафаны из крашенины красного или синего цветов, спереди на медных или оловянных пуговицах. Сарафаны по вырезу и вдоль застежки обшивали цветной лентой из красного кумача или синей китайки.
Совсем прямые сарафаны шили без разреза, а в талию - с разрезом. Косоклинные сарафаны, шитые из прямых полотнищ с клиньями в боках были одеждой старообрядок. Все сарафаны независимо от фактуры шили на подкладке из холста. Нарядные сарафаны шили из кумача, китайки, шелка, обшивали золотым и серебряным галуном или шелковой лентой. Рубахи к ним полагались из тонкого полотна или батиста.
Куклы появились как только люди научились лепить из глины, вырезать из дерева и высекать из камня фигуры людей и животных. На свете живет большая семья кукол. Знакомые с детства пластмассовые голыши, плюшевые медведи и собаки, оловянные солдатики, непоседливые ваньки – встаньки. Кроме детских игрушек есть куклы – сувениры. Небольшие фигурки людей и животных, сделанные из дерева, глины, сшитые из материи или сделанные из любого подручного материала. Взрослые покупают их на память о далеком крае, в котором удалось побывать, о его народе. Сувениры – веселые куклы, в них немало лукавства, юмора. Очень забавны сувениры -–зверюшки и персонажи старинных народных поверий –гномы, драконы, чертята, эмэгэты. В русской деревне матерчатая кукла была самой распространенной игрушкой с глубокой древности почти до середины ХХ века! Причем эта игрушка очень мало изменилась за прошедшие века. Мы говорим не о тех игрушках, что специально делались на продажу, а о тех деревенских куклах, что мастерили своими руками, с выдумкой и любовью. Ведь в чем магическая сила куколки из сказки. В материнской любви. Эта куколка та самая берегиня, какие матери клала в колыбель ребенку. Пока дети были маленькими, куклы для них шили мамы, бабушки, старшие сестры. Одновременно они учили малышей самим шить таких кукол и передавали им свой опыт. Так что лет с пяти любая девочка могла сделать себе куклу сама.
В период работы по заданной теме мы изучили историю национальных костюмов русского, якутского и эвенского народов.
В связи с развитием туризма из года в год будет увеличиваться обьем потребности туристов в сувенирной продукции. В настоящее время изготовление и сбыт этой продукции налажен только в двух предприятиях и то в недостаточном объеме. В перспективе при 10% ежегодном увеличении притока туристов республика будет испытывать недостаток сувенирной продукции через 3 года. Учитывая складывающееся положение мы в своей работе, попытались разработать технологически упрощенные в изготовлении образцы сувенирной продукции, с минимальным расходом сырья и электроэнергии. При изготовлении кукол я их нарядила в национальный костюм русского народа. При создании костюмов я старалась не отходить от канонов народного костюма, разработала технологическую последовательность по изготовлению сувенирных кукол.
В древнерусской творчестве делали ложки из дерева. Дерево самый распространенный материал для изготовления посуды в лесной полосе России. В руках опытных мастеров такие изделия становились подлинным произведением искусства. Круглые ложки тесали из осиновых чурок, а затем расписывали затейливым орнаментом. В каждой местности были свои традиции. В русской деревне были свои мастера, которые делали матрешки. Матрешки были разных вид, фигур, размерах, цветов. Они встречались почти каждой избе. Матрешки олицетворяли женскую, русскую красоту.
В русской деревне матерчатая кукла была самой распространенной игрушкой с глубокой древности почти до середины ХХ века! Причем эта игрушка очень мало изменилась за прошедшие века. Я говорю не о тех игрушках, что специально делались на продажу, а о тех деревенских куклах, что мастерили своими руками, с выдумкой и любовью. Ведь в чем магическая сила куколки из сказки. В материнской любви. Эта куколка та самая берегиня, какие матери клала в колыбель ребенку.
Пока дети были маленькими, куклы для них шили мамы, бабушки, старшие сестры. Одновременно они учили малышей самим шить таких кукол и передавали им свой опыт. Так что лет с пяти любая девочка могла сделать себе куклу сама.
2. Национальная русская одежда
Народная одежда во многом сохраняла традиции предшествующих веков. В женском костюме преобладали три предмета: сарафан, понева и телогрея. В мужском костюме – рубаха, порты и кафтан. Нарядное русское платье, будь-то мужское или женское, отличалось от рабочего большей длиной и «полнотой» вещи, а главным образом – качеством материи и богатством отделки.
Преобразования Петра I коснулись главным образом городского костюма, а хранителем традиций народной одежды стали крестьяне. Провинциальные мелкие и средние купцы, сельские и городские разносчики носили обычно крестьянскую одежду. Мелкие торговцы из мещан также одевались в народную одежду, но не сколько более нарядную. В ХVIII в. преимущественно по – русски одевалось и «средние» городское купечество. Одеваться по дворянской моде считалось в среде среднего купечества неблагопристойным. Для новой народной одежды было характерно сочетание русского платья с деталями модного дворянского костюма.
Одежда дворовых, а особенно слуг, отличалась от крестьянской. Платье дворового зависело от его места в той иерархической лестницы, которая существовала среди всей дворни, а главным образом среди прислуги. Платье прислуги зависело и от вкусов хозяев. Это мог быть французский кафтан, камзол, кюлоты, чулки, башмаки и белые перчатки. Лакеев одевали во фраки. Бороду и усы носить им запрещали. Горничные, экономики и женская прислуга одевались в платья модного покроя, но более скромные и закрытые. Носили они белые или цветные фартуки, белые чепчики и наколки.
Таким образом, в России ХVIII в. костюм и мел ярко выраженный сословный характер. Большая часть населения страны – крестьяне, мещане, основная масса купечества все еще одевались по – русски. Западноевропейский костюм был принят в дворянских кругах, среди интеллигенции и купеческой аристократии.
Крестьянки носили белые холщовые или полотняные рубашки, застегнутые у ворота на металлическую пуговицу – запонку. Иногда на плечах и вокруг ворота делали вышивку. На рубахи надевали сарафаны из крашенины красного или синего цветов, спереди на медных или оловянных пуговицах. Сарафаны по вырезу и вдоль застежки обшивали цветной лентой из красного кумача или синей китайки.
Совсем прямые сарафаны шили без разреза, а в талию - с разрезом. Косоклинные сарафаны, шитые из прямых полотнищ с клиньями в боках были одеждой старообрядок. Все сарафаны независимо от фактуры шили на подкладке из холста. Нарядные сарафаны шили из кумача, китайки, шелка, обшивали золотым и серебряным галуном или шелковой лентой. Рубахи к ним полагались из тонкого полотна или батиста.
На голову крестьянские девушки надевали повязки из шелковой или иной материи, расшитые цветными нитками или узкой лентой, натянутые на толстую бумагу или бересту. Сзади такие головные уборы завязывались лентами. В праздник повязку украшали золотым галуном, речным жемчугом, цветной фольгой. На шее носили бусы из цветного стекла, крашеного дерева или хлеба.
Верх головы и коса девушек всегда были открыты. Женские головные уборы – сороки, кокошники и кички с подубрусниками закрывали голову полностью. Поверх кокошника повязывали льняной или шелковый платок. Головные уборы в разных губерниях отличались друг от друга.
Верхней женской крестьянской одеждой служили суконная или крашенинная душегрейка, холстинный зипун, овчинные шубы. Дворовые женщины обычно одевались не в сарафаны, а в рубахи, юбки и душегреи. Дополняли костюм чепцы и передники. Девицы из дворни носили и сарафаны.
Основной женского купеческого и мещанского костюма были рубаха, юбка, кофта, платок, старинные душегреи и телогреи, шали. Рубахи купчихи носили из тонкого батиста или кисеи, реже из полотна. Душегреи шили из плотного шелка или бархата светло – синего, малинового или алого цветов, обшивали по всем краям серебряным или золотым галуном. Рукава были узкие или расширялись к запястью и собирались в сборку. Душегрея была от талии расклешенной, этот клеш придавали вставки из плиссированной тафты.
Юбки шили из хлопчатобумажной, шелковой или шерстяной материй, а для выхода – атласные. Как правило, они были у пояса на сборке. Носили белые чулки, а туфли черные на маленьком каблуке. В праздничные дни купчихи надевали и сарафаны – из штофа или парчи.
На голову надевали кокошники с золотым галуном, атласные повойники или волосники. Сверх кокошника полагалась тонкая косынка или фата. Венцы купеческих девиц расшивали жемчугом и фольгой по атласу. Косники из парчи расшивали кораллами, жемчугом, бисером. На шее купчихи и мещанки носили нитку жемчуга, а в ушах серьги из недорогих камней.
Верхней одеждой купчих были мантильи, салопы, епанечки из бархата на листьев, куньем, заячьем и беличьем меху с меху с меховой оторочкой и воротником. Иногда эта одежда покрывалась атласом, шелком и редко камлотом или сукном. Несмотря на явное стремление купчих следовать моде, открытые и прозрачные наряды дворян в их среде считались совершенно неприличным.
Традиционная траурная одежда у русских была белого цвета. До сих пор старшее поколение в сельской местности сохраняет белый цвет в качестве траурного, надевая на похороны и в поминальные дни головные платки белого цвета. Очень редко, но еще встречается древняя традиция (в Пермской области), согласно которой траурной считается одежда красного цвета, так как это цвет жизни, воскресенья (ведь, по церковному учению, все усопшие должны воскреснуть к жизни вечной). Черный цвет в качестве траурного широко распространился в ХIХ в.
Женский костюм походил на мужской, хотя был еще более длинным и широким, так как обтягивать фигуру считалось неприличным. Женская рубаха прямого покроя больше напоминала длинное платье до пят с длинными рукавами и круглым воротом. Рукава рубахи были узкие и облегающие собирались у кистей рук запястьями в складах запястья пристегивались отдельно и вышивались золотом, серебром и жемчугом. Ворот рубахи имел прямой разрез посередине, отделывался вышивкой и застегивался на пуговицу. Красные рубахи как у мужчин, были в почете, но делали еще и белые.
Богатые женщины непременно носили по две рубахи – сорочку или исподницу, то есть нижнюю полотняную рубаху, верхницу – шелковую верхнюю. Колснатная одежда, какой и была рубаха, не предназначена для посторонних глаз, поэтому ее носили с поясом, обозначавшем талию и грудь. Пояс служил оберегом, так же как и вышивка. Показываться же людям в рубахе считалось неприличным.
На рубахе в Древней Руси в качестве комнатной одежды надевали глухие, прямые или расклешенные цельные платья на двух лямках без рукавов – сарафаны. Они были подтянутыми над грудью и распашные к низу, имели множество пуговиц. На рубаху и сарафан богатые люди надевали душегрею – короткую, широкую кофту на лямках по плечам и без рукавов. Сзади душегрея собиралось в складку и охватывала талию пышным кольцом сборок. Так же как и сарафан, душегрея застегивалась на множество пуговиц. В последствии душегреи стали делать с рукавами, и они стали праздничной одеждой.
Сверх рубашки в последствии русские женщины стали носить летники. Одежда эта была не такой длинной, как рубаха, не доходило до пят, а лишь до щиколотки, была глухой, надевается через голову, сильно расклешенной книзу. Рукава летника были такой же длины как и сам летник, и чрезвычайно широки, коло колообразной формы и сшивались лишь до локтя. От локтя они висели длинными полотнищами – как арками. Иногда так назывался и весь рукав. К нижнему концу рукавов пришивались куски бархата, шелка, вышитые золотом и серебром, шнуренные, различными изображениями.
Подол летника обшивался другой материей с золотой тесьмой со шнурком и бахромат. Вдоль одежды на передней стороне делали разрез, который застегивался под самое горло! В то время считалось не обходимым, чтобы грудь женских нарядов была застегнута как можно плотнее. К летнику пристегивался низкий глухой круглый воротник шейное ожерелье. Иностранцы находили похожим на собачий ошейник. Оно было из тесьмы черного цвета, с золотом и жемчугом, достаточно узкое, и пристегивался к летнику пятью пуговицами. Летник для зимы подбивали мехом и называли кортелем.
Сами же летники шили из дорогих шелковых тканей – атласа, тафты или камки зеленого, синего, желтого, червчатого, цветов. Очень богатые летники изготавливали не из тафты, а серебротканных или золотоцветных алелковых материй. Но особенность всех летников были вошвы – вышитые места из дорогих кусков ткани – атласа, бархата или особого шелка. Вошвы, возможно нашивали на рукава, но чаще на полы летника по обеим сторонам разреза, как нашивки на мужских кафтанах. ткань на вошвак отличалась от основной ткани тем, что на ней всегда был узор в виде листьев, трав, зверей, она была более народной. На подкладку же летника употребляли не менее ценные материи. Женщины среднего достатка нашли летники из зуфи, киндяка, дороги вошвы расшивали цветной пряжей, шелком. Все комнатные женские одежды – рубахи, сарафаны, летники надевались через голову, как тогда говорили, накладывались.
В древнерусской творчестве делали ложки из дерева. Дерево самый распространенный материал для изготовления посуды в лесной полосе России. В руках опытных мастеров такие изделия становились подлинным произведением искусства. Круглые ложки тесали из осиновых чурок, а затем расписывали затейливым орнаментом. В каждой местности были свои традиции. В русской деревне были свои мастера, которые делали матрешки. Матрешки были разных вид, фигур, размерах, цветов. Они встречались почти каждой избе. Матрешки олицетворяли женскую, русскую красоту.
В русской деревне матерчатая кукла была самой распространенной игрушкой с глубокой древности почти до середины ХХ века! Причем эта игрушка очень мало изменилась за прошедшие века. Я говорю не о тех игрушках, что специально делались на продажу, а о тех деревенских куклах, что мастерили своими руками, с выдумкой и любовью. Ведь в чем магическая сила куколки из сказки. В материнской любви. Эта куколка та самая берегиня, какие матери клала в колыбель ребенку.
Пока дети были маленькими, куклы для них шили мамы, бабушки, старшие сестры. Одновременно они учили малышей самим шить таких кукол и передавали им свой опыт. Так что лет с пяти любая девочка могла сделать себе куклу сама.
Комментарии