Развлечения  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Природные пейзажи в черно-белых и цветных фотографиях

Фотография сопровождает нас всю жизнь. Она взирает на нас с газетных и журнальных страниц. «Намертво» приклеена к нашим документам. Она в наших семейных альбомах. Красуется на стенах и витринах. Фотография – это зримый образ истории. Казалось бы, фотография была всегда, так она привычна для нас. Тем не менее, этому явлению чуть больше полутора веков. История фотографии интересна, подчас драматична и очень поучительна.  

По своему значению в истории мировой культуры открытие фотографии сравнимо с изобретением книгопечатания. Поскольку большая часть информации воспринимается человеком в виде зрительных образов, создание различных процессов и устройств, фиксирующих визуальную информацию техническими средствами, обогатило общество принципиально новыми возможностями. Поэтому чем дальше в прошлое уходит всё то, что связано с открытием фотографии, тем больший интерес вызывают личности ее изобретателей. Слово «фотография» происходит от греческого «фото» – свет, «графо» – рисую, пишу. Фотография – рисование светом, светопись – была открыта не сразу и не одним человеком.

С фотографией как методом получения изображения связаны такие важные признаки как: наглядность; сравнительная точность; универсальность отражения; большая чувствительность; высокая разрешающая способность; оперативность .

Цель работы. Выявить и сравнить свойства пейзажа природных объектов по черно-белым и цветным фотографиям.

Задачи.

Используя литературные источники сделать сравнения в истории создания черно-белых и цветных фотографии.

Сравнить фотографии природных объектов рек Пермского края, выясняя свойства пейзажа и его признаки.

Рассмотреть процессы фотосинтеза и фотографирования.

Решение первой задачи осуществлено через сравнение в виде таблицы по годам и авторам изобретения фотографии. Процессы фотосинтеза и фотографирования имеют одинаковый физический процесс. Вторая задача при анализе фотографий – природных пейзажей - выделили признаки художественной фотографии.

Природные пейзажи, какой смысл они несут?

Пейзаж (франц. PAYSAGE от pays местность), вид, изображение какой-либо местности; в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), в котором основной предмет изображения - природа. Часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина).

Не следует думать, что пейзаж как жанр живописи существует отдельно от людей, которые этот мир населяют. Поэтому данная работа содержит описание фотографий в которых отображены свойства и признаки: взгляд из дома, лес, река, камерный пейзаж, лирический пейзаж, березовая роща, золотая осень, пейзаж с купальщиками, небо, лица Получить данные пейзажи удалось используя фотоаппарат «Зенит» и цифровые фотоаппараты.

Чем отличается художественная фотография от обычной?

Независимо от области применения фотографию можно подразделить на отдельные виды: по цветности изображения на черно-белую (монохромную) и цветную (полихромную); по химическому составу светочувствительного слоя - на использующую галогеносеребряные (обычная фотография) и несеребряные (бессеребряная фотография) слои; по характеру пространств, восприятия фотоизображения - на плоскостную (обычную) и объёмную (стереоскопическую).

Особым видом получения объёмных изображений с использованием светочувствительных материалов является голография.

Черно-белая фотография - охватывает способы получения изображений, на которых яркостные и цветовые различия деталей объекта съёмки воспроизводятся чёрным и белым цветом и промежуточными между ними оттенками серого цвета. Черно-белое изображение характеризуется чувствительностью фотоматериала к различным лучам спектра, в результате действия которых в светочувствительном слое возникает скрытое изображение. Черно-белые негативные фотоматериалы обладают иной чувствительностью к цветам, чем зрение человека. Существует естественная чувствительность галогенидов серебра к сине-голубой зоне спектра. При съёмке на черно-белую плёнку эти цвета отличаются друг от друга тональностью. Материалы с такой спектральной чувствительностью называются несенсибилизированными, они непригодны для съёмки многоцветных объектов, т. к. дают значит, искажения в их тонопередаче. Если на несенсибилизированную негативную плёнку снимают, например, объекты фиолетового и жёлтого цвета, то под воздействием фиолетовых лучей изображение становится чёрным, а под воздействием жёлтых - не проявляется и остаётся прозрачным.

При печати позитива (на фотобумагу) фиолетовый цвет будет воспроизведён белым, а жёлтый - чёрным, т. е. произойдёт искажение яркостей объекта при передаче тонов в черно-белой фотографии. Расширение зоны спектр, чувствительности и получение необходимой тональности черно-белых снимков возможно при сенсибилизации фотоматериалов, т. е. введении в их состав специального вещества - сенсибилизаторов. Благодаря сенсибилизации появляется возможность с помощью полутонов различной плотности дифференцировать и выделять в снимках различные тона изображаемых объектов. Так, изопанхроматические фотоматериалы светочувствительны ко всему видимому спектру - от фиолетовых до красных лучей включительно. Позитивное изображение в черно-белой фотографии может быть получено негативно-позитивным способом или методом обращения изображения. Конечный результат негативно-позитивного способа - фотография на фотобумаге (фототкани, фарфоре и др. ), обращаемого - на плёнке (специальной бумаге, пластинках). По виду лабораторно-химической обработки фотоматериалов можно выделить многоступенный и монованный процессы. Последний предполагает одновременное проявление и фиксирование в одном растворе, что сокращает сроки обработки. Разновидностью одноступенного является диффузионный процесс, позволяющий уже в фотоаппарате практически сразу после съёмки получать позитивное изображение.

Технологический процесс с использованием цифрового фотоаппарата также требует времени на подготовку композиции и установку освещения объекта съемки. В условиях студии стоимость получения мгновенных фотографий очень незначительна, благодаря тому, что цветное изображение можно быстро вывести для предварительного просмотра на подключенный монитор и произвести замер экранным денситометром. Такая возможность предварительного просмотра с помощью электронных средств способствует установлению мгновенной обратной связи, обеспечивающей точность в создании композиции и установке освещения объекта съемки. Необходимость в экспонировании при разных значениях экспозиции обычно отпадает. Портативные камеры могут быть снабжены небольшим экраном на светодиодах для предварительного просмотра. Также можно передать изображения для контроля качества на настольный компьютер, подключаемый прямым кабельным соединением или с помощью сменных карт флеш-памяти PCMCIA и жестких дисков. Изображения, записанные на эти устройства, называемые обычно картами ПК, передаются в компьютер с помощью подключенного к нему устройства для считывания карт.

Системы управления цветом (Colour Management Systems = CMS) на базе компьютера дают возможность убедиться в том, что выводимые на дисплей изображения обеспечивают максимально возможную точность цветопередачи. С их помощью можно также модифицировать выводимые на экран предварительные изображения, моделируя окончательное, выводимое на печать изображение, что дает возможность произвести установки, оптимизируемые для специфических процессов распечатки. Расходы на пленку или обработку не нужны, а конечное изображение будет представлено в формате КЗС (RGB) в течение нескольких минут, полностью, исключая процесс сканирования. Навыки, которые требуются от операторов сканера при разделении цветов ГПЖЧ (CMYK) для печати, эмулируются некоторыми программами CMS. Если между фотографом и принтером установлен хороший контакт, требования к специфическим процессам распечатки могут быть учтены во время фиксации изображения и разделения цветов.

В связи с этими изменениями в процессе фотографирования меняется и методы и способы съёмки, что ведет к новому взгляду на художественную фотографию.

Метод изменения контрастов

Наиболее простой с точки зрения техники выполнения - способ изменения яркостных контрастов. Нормальный человеческий глаз достаточно хорошо различает яркостные контрасты, но все, же имеет границу яркостной чувствительности, поэтому в зависимости от характера объекта и задач фотографирования можно достичь изменения яркостных контрастов путем создания специальных условий освещения объектов съемки.

Косонаправленное освещение используется при исследовании документов для установления подчистки или прочтения вдавленного текста либо для выявления рельефного изображения на предметах.

Бестеневое освещение применяется для фотографирования вытертых или замытых текстов, слабо видимых рельефных изображений на бумаге, дереве и других материалах, для значительного ослабления бликов на поверхностях.

Съемка на просвет осуществляется для исследования объектов, пропускающих свет, и для регистрации следов на них, таких как потожировые следы пальцев, подчищенные участки документов.

Вертикальное освещение применяется для фотографирования вещественных доказательств с участками, по-разному отражающими свет (например, один – диффузно, другой – направленно). Участки объекта, неодинаково отражающие свет, на фотоснимке будут иметь разную плотность.

Способ изменения цветовых контрастов (цветоделение) разработан видным русским криминалистом Е. Ф. Буринским. Его сущность состоит в искаженной передаче яркостей цветных объектов с помощью светофильтров и негативных материалов разной светочувствительности.

Наиболее простой способ – цветоделение путем использования негативных светочувствительных материалов неодинаковой сенсибилизации. Основной же способ – применение разных светофильтров. При использовании этого способа существуют определенные правила: для того чтобы ослабить цвет, мешающий восприятию деталей объекта, необходимо применить светофильтр того же цвета; если определенный цвет нужно сделать более ярким, усилить его, пользуются светофильтром, дополняющим цвет, который необходимо усилить.

Способ физико-химического изменения контрастов. Фотографирование при проведении следственных действий приходится выполнять в очень неблагоприятных условиях. Если в бытовой фотографии испорченный или некачественный снимок, за редким исключением, можно сделать повторно, в исследовательской фотографии такая возможность почти полностью или полностью исключается, поскольку основная масса объектов характеризуется неповторимостью, а снимки – уникальностью.

Отсюда – важное значение исправления фотоснимков.

Метод совмещения изображений

Осуществляется двумя способами: совмещение по прямым линиям и совмещение по ломаным линиям.

Первым способом пользуются в случаях, когда сравнивают объекты, изображенные в одинаковом ракурсе. Одномасштабные снимки разрезают по осевой линии изображения и монтируют комбинированный снимок, состоящий из правой части одного изображения и левой другого. Части снимков соединяют так, чтобы изображения рассеченных элементов объекта оказались в одном месте, являлись как бы непрерывным продолжением друг друга. Если все детали объекта совмещаются, то фиксируется совпадение. Если же совмещается один элемент, а остальные не совпадают, делают вывод о различии.

Второй способ применяется для большей наглядности совпадения или различия внешности исследуемых объектов как на одноракурсных фотоснимках. На фотоснимках находят одноименные линии или точки, контуры или положения которых, при данных различиях, должны определяться одинаково. Репродукцию объекта (или обоих изображений) разрезают по этим линиям или точкам. Полученные фрагменты располагают так относительно сравниваемой репродукции, чтобы часть одного изображения оказалась на месте соответствующей ей части другого. В результате фрагменты изображений совпадающих признаков будут выглядеть естественным продолжением друг друга, а изображения различающихся элементов не совместятся.

Что такое пейзаж?

Откуда появилось слово «пейзаж» и что оно значит? С французского языка оно переводится как «местность, страна». Обычно так называют реальный вид какой-либо местности. Но этим же словом обозначают изображение природы в искусстве. То есть и то, что мы видим своими глазами в поле, в лесу или на улице города, и изображение этого называется одним и тем же словом — «пейзаж». А как называют художника-фотографа, который предпочитает фотографировать только природу? Пейзажистом.

Но возможно ли словом «пейзаж» обозначить и изображение поля ржи, и вид на городскую площадь, и панораму завода? Все эти разные пейзажи имеют свои названия. Общий вид местности: горы, леса, поля, реки, ручьи, озера — все это называется немецким словом «ландшафт». Этим же словом мы называем фотографию, изображающую природу. Улицы, площади и переулки – станут городским пейзажем, а изображение завода назовем промышленным, или индустриальным пейзажем.

Сегодня трудно представить, что во второй половине XVIII века, когда возникло первое (в современном понимании) художественное учебное заведение — петербургская Академия художеств, пейзажная живопись совершенно не ценилась и считалась чем-то второстепенным. Понадобились десятилетия и усилия многих мастеров, в том числе и фотографов, чтобы этот жанр живописи – фотографии стал таким же значительным, как историческая картина или портрет.

Не следует думать, что пейзаж как жанр фотографии существует отдельно от людей, которые этот мир населяют. Во многих фотографиях пейзаж является выразительным её фоном. Унылая осень, изнуряющий летний зной, холодная весна или осеннее преображение природы — все это достойно стать фоном фотографии, рассказывающей о жизни и судьбах людей.

Развиваясь, ландшафтная живопись из «видописи» — скучного протокола, перечисляющего на картине конкретные признаки того или иного пейзажного «вида», — превратилась в интереснейший жанр изобразительного искусства. В нем фотограф не только снимает «портрет природы», а стремится запечатлеть свои чувства, переживания, которые вызывает тот или иной пейзаж.

Передать чувство острой радости, которая овладевает человеком после сильной грозы. Фотографируя луг, автор был уверен, что «картина, полная бесконечного торжества и чистоты природы, отвратит человека от преступного замысла» .

Подчас фотограф не может равнодушно выбирать пейзаж. Тот или иной уголок природы вызывает в нем особое волнение, будит тонкие струны души. Такой пейзаж называется пейзажем настроения .

А еще людей манят дальние страны. Увидеть их, а потом запечатлеть - это ли не прямая обязанность фотографа-пейзажиста? Свои дорожные впечатления он может закрепить фотографиями с натуры. Когда путешественник вернется домой, эти живописные заметки превратятся в большое произведение, а иногда они так и остаются прекрасными фотографиями .

Взгляд из дома

Ты помнишь, когда впервые ощутил многообразие окружающего тебя мира? Когда впервые осознал разделение мира на «природу» и «не природу»? Твой дом (квартира, комната или уголок в ней) и то, что за окном: двор городского дома, травка перед крыльцом на даче — все это малый мир. А есть еще мир большой, простирающийся далеко от тебя. Там дремучие леса, быстрые реки, заоблачные горные вершины. Но, пока ты маленький, для тебя открытием будет даже то, что за порогом (Бялик, 2001г).

Знакомый мир за окном, преображенный выпавшим снегом, поражает. Увиденные сквозь окно забор, изба с заснеженной крышей и деревья, потерявшие еще не всю листву, кажутся расплывчатыми. Их контур «смазывается» стеклом, и привычный вид выглядит сказочным. Чувство удивления и восторга, которое испытывает ребенок, передается и тебе.

Пространство перед крыльцом, еще вчера такое знакомое, неузнаваемо изменилось: все приобрело синий оттенок. Небо, будто заштрихованное тоненькими веточками старой березы, подарило свою насыщенную голубизну дальним избам и дереву у дома, и кустам, и забору. Для ребят — это новое знакомство с привычным окружением. Оттого они выглядят такими восторженно-удивленными.

А у взрослых людей вид за окном вызывает совсем другие чувства. Подчас он будит воображение, рождает литературные ассоциации .

Он — знакомый, простирающийся перед домом, — при взгляде на него сверху изменяется. По-другому смотрятся кусты и речка. Нежные краски заката окрашивают небо в таинственные розово-сиренево-золотистые цвета. Впрочем, следует разделить чувства взрослого человека и ребенка, смотрящих из окна. Маленький зритель готов задохнуться от волнения — так необычно все, что ему открылось. У взрослого этот вид рождает в душе другие чувства: заходящее солнце позволяет ощутить легкую печаль о том, что еще один день заканчивается, а человеческая жизнь не беспредельна. Природа же будет вечно пребывать в состоянии блаженного покоя.

На Чусовой встречаются очень цивилизованные стоянки с крышей над столом, железной крышей с вытяжкой над костром и мусорными баками. Только вот дрова приходится возить с собой.

Представь себя волшебником, способным не только увидеть из окна дома бесконечные дали, но и перенестись туда. Природа нашей страны удивительно красива и многообразна: бескрайние моря, широкие поля, дремучие леса, полноводные реки.

Начнем наше волшебное путешествие с реки. Какой? У каждого фотографа есть своя, дорогая сердцу река.

Для автора это Чусовая. Чусовая - самая живописная река Среднего Урала, Величественная панорама высоко взметнувшихся береговых утёсов, необозримые леса, бурные перекаты, спокойная гладь плёсов - всё это оставляет неизгладимое впечатление.

Причудливо извиваясь в скалистых берегах Чусовая стремительно («чус» - быстрый, «ва» - вода) несёт свои воды через Уральский хребет. На своём пути река пересекает несколько горных цепей, образующих красивые прибрежные скалы - камни. Скалы, как памятники природы, на Чусовой делятся на виды: геоморфологические (имеют причудливую форму от выветривания), геологические (являются местом обнаружения окаменелостей) и ботанические (подлежат охране скальные растения и все придолинные леса). Часть памятников имеет историческое значение. Это должны помнить все путешествующие по удивительной жемчужине Урала.

Причудливо извиваясь в скалистых берегах Чусовая стремительно несёт свои воды через Уральский хребет. На своём пути река пересекает несколько горных цепей, образующих красивые прибрежные скалы - камни. Скалы, как памятники природы, на Чусовой делятся на виды: геоморфологические (имеют причудливую форму от выветривания), геологические (являются местом обнаружения окаменелостей) и ботанические (подлежат охране скальные растения и все придолинные леса). Часть памятников имеет историческое значение. Это должны помнить все путешествующие по удивительной жемчужине Урала.

Он любит её и находит фотографии разных лет и неоднократно снимает сам — днем и ночью. На фотографии автор запечатлел овеянную утренней свежестью леса и уходящую вдаль широкую ленту реки (см. Приложение №9). Только на первый взгляд пейзаж кажется безмолвным и пустынным. Просто все, что вдали, как в перевернутом бинокле, кажется крошечным: катамаран на реке или птица в небе. А если внимательно рассматривать реку на переднем плане, то наш воображаемый бинокль приблизит не только блеск воды но и красоту утреннего рассвета. И все же главное в картине — тишина и величие реки и скал над ней.

Но река — это не только вода, берега, но и обитатели этих мест. Не случайно один из пейзажей назван «Лебеди». Ярко освещенные солнцем, отбрасывающие голубые тени на охристый берег, эти белые птицы — неотъемлемая часть природы . Пейзаж строится на контрасте холодного сине-зеленого (тёмно-серого) цвета воды и активного белого цвета птиц. Фотограф непревзойденный мастер изображения: он часто наблюдал жизнь зверей и птиц на природе .

Подчас бывает, что на какое-то время для фотографа становится важным и дорогим определенное место, куда ему постоянно хочется возвращаться. Таким местом стала река Чусовая. Он отчетливо осознавал, что при создании фотографии необходимо размышлять не только о том, что он снимает (лес, реку, озеро, пашню), но и всегда решать проблему освещения. Какое время дня запечатлено в том или ином пейзаже, что труднее сфотографировать: утро, день, вечер, ночь? Передать свет нарождающегося дня или глубину лунной ночи весьма трудно. Но особенно сложно запечатлеть вечер. Солнце заходит, и пейзаж почти ежеминутно меняется. Только что оно было ярким раскаленным шаром, а потом зашло, закатилось, спряталось, и все вокруг быстро погружается в темноту. Именно это запечатлел в картине «Вечер на Чусовой» . Три умиротворенные стихии - небо, вода и земля — пребывают на фотобумаге в разных состояниях. Земля погружается во тьму приближающейся ночи. Темными становятся все предметы на берегу, даже лодки приобретают ночной, бархатистый цвет. А на небе происходит запоздалая борьба света и тьмы. Но его светлая, розово-желтоватая часть быстро поглощается лиловыми облаками. А река? Она отражает небо, она готова уснуть, и только розовые блики на воде напоминают, что день только что угас. А еще картина говорит, что вся природа, как хорошо поработавший человек, должна отдыхать.

Глядя на фотографию «Берега Малёбского заповедника», кажется, что каждая чешуйка коры кривых сосен купается в солнечных лучах. Фотограф великолепно передает освещенные солнцем медно-красные стволы, покрытые снизу зеленоватым мхом, густые зелёно-фиолетовые тени, отбрасываемые ими на поверхность воды. Деревья свободно растут на прогретой солнцем сухой почве скал. Крепкие, не похожие друг на друга, цепко держащиеся за землю деревья живут своей собственной жизнью .

В 1982 году фотограф запечатлел огромные и мощные сосны около бегущего ручья. Место это было чудесное. Лес из сосен, — впечатляет. Для фотографа сосны были воплощением особой силы и мощи природы. Эта картина напоминает звучный радостный хор, исполняемый сильными голосами. Все в ней наполнено ликующей радостью. Чередование света и тени на траве и стволах деревьев подчеркивает теплоту летнего дня. Кажется, что даже воздух напоен теплом!

«Зима на Чусовой». Хотя зима всегда красива и необыкновенна: она заботливая и опрятная хозяйка, укрывающая снегом всю непривлекательность неухоженной земли. Интересной задачей показалось фотографу передать зимнее оцепенение природы. В этом хвойном лесу все (и деревья, и снег, и вода) погружено в легкую тень быстро уходящего дня. Следы давнего бурелома занесены снегом. В картине царит особая тишина, тени на воде образуются светом низкого солнца. Фотограф создал целую панораму этой местности, делая постепенно несколько снимков (вариантов этого пейзажа), на которых изображены заснеженные корни, коряги, деревья вдоль реки Чусовая.

Тихая жизнь леса в надвигающихся сумерках, его скромная красота пленяют нас в фотографии «Дорога в Басеги». Фотография построена таким образом, что зовет войти в неё, неслышно ступая по грунтовой лесной дороге быстро преодолевая молодую поросль на опушке, пройти через реку и углубиться в светлую сторону дороги. Заметь, как, ритмически повторяясь, «уходят» деревья в глубину леса. Меняющиеся оттенки коричневого, зеленого, серого и голубого составляют колорит этой фотографии.

Фотографии леса можно сравнить со словами Виктора Васнецова: «Если дороги нам картины природы нашей дорогой и милой Руси, если мы хотим найти свои истинно народные пути к изображению ее ясного, тихого и задушевного облика, то пути эти лежат и через Ваши смолистые, полные тихой поэзии леса».

Камерный пейзаж

А как же быть с теми уголками природы, которые находятся непосредственно рядом с тобой? И заслуживает ли внимания пейзажиста какой-нибудь скромный мотив? Да это скромные камерные фотографии. Резвый бег деревенской лошадки, с любопытством глядящие на приближающуюся собачонку гуси — все нехитрые события дня запечатлены на ряде фотографий. Скромный деревенский домик, на заборчике висит тряпка, своим цветом напоминающая снег в тени. В желтоватые сани запряжена темная лошадка. Перед домом береза, вдали лес. Вглядись, какими тонкими цветовыми оттенками переданы серые бревна избы, изгородь, цвет дуги, бархатистая шерсть лошади, рефлексы снега на санях. Снег, вбирая в себя цвета окружающих предметов, наполнен тонкими цветовыми переходами. Фотографии пронизаны ожиданием действий. Кажется, что лошадка сейчас тронется с места, а из избы, возможно, выйдет человек, чтобы сесть в сани. Выразительны деревья, их стволы и сучья.

Красочная гамма фотографии — сложное и тонкое сочетания серых, коричневых, голубых, зелёных и белых цветов. На переднем плане катамаран с различными предметами. Учитель – девушка играет на гитаре. Музыка разносится по всей округе. Двое ребят – исследователей добывают необходимый материал для научной работы. Цветовой строй хорошо передает яркий летний день. Сохраняя непосредственность и свежесть дня, этот пейзаж свободен от случайности, однозначности, фрагментарности и носит камерный характер .

Глядя на эту небольшую фотографию, кто-то вспомнит стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро», а те, кто занимается музыкой, — «Зимние грезы» П. И. Чайковского. В скромном мотиве — заснеженная деревенская дорога, серенький денек — царит тишина, нарушаемая скрипом лыж и тихим разговором путников-туристов. Но этот мир отнюдь не сонный. Силуэты людей на светлом снегу подсказывают, что этот мир вполне обустроен. Удивительные серебристые тона фотографии придают ей почти родниковую чистоту.

Рассмотрев фотографию, подумай вот о чем: изображение избы или забора выглядит вроде бы совсем обыденным и не очень привлекательным. Но разве «обыденное» не заслуживает того, чтобы быть сфотографированным? .

В записях разных лет русский художник Коровин замечает: «Пейзаж нельзя писать без цели, если он только красив, — в нем должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку».

Лирический пейзаж

В июне 2003 года фотографу по-настоящему открылась красота и очарование родной природы. Он оценил тихую прелесть старых, искривленных берез, красивых голубых озер. Передается летнее тепло, свежесть воздуха, словно насыщенного запахами мокрой коры, согретого лучами солнца. Фотограф с убедительностью открыл зрителю поэтическое обаяние и содержательность самого обыденного русского пейзажа. Фотография полностью отвечает тому, что пишет основатель знаменитой галереи Павел Третьяков: «Мне не нужно ни богатой природы, ни эффектного освещения, никаких чудес — дайте мне хоть лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия — дело художника. Она во всем может быть» .

Лирическое настроение этой фотографии рождает в нас чувства просветленной радости. Тончайшая гармония мягких цветовых отношений - неба, земли, воды, кувшинок, кустов — рождает ощущение невидимого движения летнего воздуха. Ритм движения листвы кувшинок, их отражение в воде, желтые головки кувшинок словно дают начало прозрачной и легкой мелодии, заполняющей пространство фотографии.

Березовая роща

Главное в фотографии «Березовая роща» — необыкновенное цветовое решение. Как же фотограф добился этой цветовой яркости, какие приемы использовал? Этот прием эффект светотеневого контраста. Ощути напряжение зеленого цвета: он проникает в голубизну неба, в белизну березовых стволов. Такое цветовое видение дано не каждому. У фотографа была возможность получить фотографию на быстром ходу автомашины. Но чувствительность глаза, возможно, и не дала бы такого эффекта, если бы фотограф не изучал гармонию цвета, проблемы колорита и тона. Чистые, звучные тона усиливают впечатление ослепительного солнечного света, заливающего снимка . Но есть в этом произведении и нечто новое, отличающее эту работу от работ современников. Подумать только, фотограф не стремится передать световоздушную среду, он передал не дуновение ветерка, не трепет березовых ветвей и листьев, а неведомую до того радость жизни, ее полноту, бесконечность. Отражена чистая и совершенная природа, какая она бывает без вмешательства людей.

Фотография «Березовая роща» несет в себе столько света, воздуха, что хочется ликовать. Все, изображенное на снимке, будто дышит и трепещет. Первый взгляд, брошенный на фотографию, отмечает кажущуюся случайность композиции. На самом деле построение глубоко продумано: березы даны в расцвете сил и красоты располагаясь стройными рядами выделяя две тропинки. Хотя полностью мы их не видим: их кроны выходят за рамку снимка. Понятие «белоствольная береза», литературно и более точно подходит к данному снимку. Заметь сиреневый, голубоватый и зеленоватый цвет на затененной части ствола, в то время как освещенная солнцем часть — розовая и чуть желтоватая. Время будто бы навсегда остановилось .

В березовом, скалистом лесу живут тонкие, старые деревья. Ни трепету листвы, ни игру солнечных пятен не уделяются внимание. Важно показать рост деревьев на скалистой местности используя черно-белый снимок. Целиком подчеркнув, что люди и животные приходят и уходят, а вечная красота мира остается (см. Приложение №24).

Золотая осень

Осень — щедрое на дары, праздничное, нарядное по цвету время года — всегда радовала поэтов, художников и фотографов. Помнишь знаменитые строки Александра Пушкина: «Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса»?

Многоцветие осени собралось в яркий веселый ковер на фотографии «Золотая осень». Чередующиеся желтые, лимонные, оранжевые листья могли бы составить нарядный орнамент, если бы расположились на земле или ветвях в организованном порядке. Пленяет зрителей своим тонким лиризмом, разворачивая большой пространственный пейзаж

Лес впереди, как в стихотворении Бунина, и лиловый, и багряный. А где то — зелено-коричневые вершины покрыты тусклой охрой.

В каком осеннем пейзаже ты себя чувствуешь уютно, а где величие и красота золотой осени подавляют тебя?

Пейзаж с купальщицами

Впервые появились снимки с купальщиками еще летом 1981г. — чистая и яркая, основанная на натурных наблюдениях. Снимок можно назвать поэмой напоенного солнцем. На втором снимке изменяющиеся от светлых, синих тонов на свету до изумрудных, малахитовых в тени. Незатейливая сценка увидена сверху, и только небольшие снасти да мелькающая вдали вода зеленоватого оттенка создает ощущение перспективы. Фигуры купальщиков на переднем плане фотографии позволяют ощутить прелесть летнего зноя

На снимке, изображающей купальщиков на берегу реки Сылвы, передана та связь с природой, которую так любили прославлять поэты-символисты. Со вниманием и интересом можно наблюдать за эффектом отражения, волнами на поверхности воды создаваемые купальщиками. Расположенные в центре снимка люди, стали объединяющим началом, но главным действующим лицом картины является образ природы. Они воспринимаются естественной частью этого летнего дня на берегу реки.

Портрет, модель или стаффаж?

С особым вниманием подбирается скала. Получается на снимке в светлой одежде с длинными рукавами, неторопливо шагающая девочка по старым каменистым скалам. Сам снимок живописного строя с очень редким мхом, серо-бело-желтые тона камня хорошо сочетаются с голубым осколком неба. Казалось бы, сюжет столь конкретен, что ее можно было бы считать портретом. Но название «Скала» подсказывает, что главным в этом небольшом снимке именно пейзаж .

Снимок сумел рассказать о ярком солнечном дне, и о тени, которая царит под каменным мостом. Крупным штрихом разделяет мост снимок на день и тень. На прозрачном небе облако становится тонким цветовым переходом от белизны в голубизну, и границу земли и неба. Портретно вписывается в этот пейзаж юноша, сидящий на мосту в центре снимка.

Многоцветная, наполненная сложными чувствами фотография названа «Душа». Тут и ветви цветущих кустарников, многовекового кедра, осколков скалы и двух юношей оставляющих свой след в виде «духа» на вершине скалы. Такой эффект можно получить делая два снимка на одном кадре фотопленки. Кадр наполнен едва уловимыми символами. Главное в нем — благоуханная тишина, заполняющий весь снимок. Грусть мимолетна, как и короткая жизнь быстро облетающих цветов.

Уже само название снимка «Девочки на камне» подчеркивает, что в работе главным стал сам пейзаж, а не находящаяся в нем модели. Именно пейзаж занимает на снимке наиболее важное место. Большие размеры камня и взгляд фотографа снизу позволяют ощутить всю значительность старого заросшего леса. Как долго и медленно разрушаются скалы в густом лесу, сколько поколений людей снималось за то время, на выступе скалы. А еще этот пейзаж напоминает театральные декорации. Двое девочек напоминают ползущих змей как в сказках Бажова. Мощные деревья, словно боковые театральные кулисы, справа в камне видна голова охраняющего зверя.

Как же быть с героем, занимающим столь малое место на снимке? Как здесь не вспомнить европейскую традицию XVII века: помещать стаффажи в среду пейзажа. Фотографу было знакомо это правило и для него присутствие стаффажа в снимке — возможность еще раз подчеркнуть грандиозность зеленого царства.

Еще раз о стаффаже

Перед нами аллея в Ключах. В фотографии преобладает графическое начало. Утонченно и изысканно изображаются почти прозрачные кроны деревьев. Их тянущиеся вверх стволы составляют красивый — музыкальный — ритм. Тонкие темно-зеленые тени на земле от деревьев — еще одно ритмическое построение в картине. Самое интересное: какая избрана точка зрения? Кажется, что так увидел эту аллею не взрослый человек с высоты своего роста, а совсем маленький ребенок. Такое построение называется «лягушачьей» перспективой. Снимок живописен. Белое пятно света в сочетании с неяркой изумрудной аллеей оттеняют мрамор застывшей статуи, которая естественно и непосредственно живет в этом саду, позволяя ощутить дух столетий.

Камень Перевалочный напоминает развалины средневекового города. От камня Палатка до Перевалочного река делает петлю 5 км. По берегу же всего 100 метров через небольшую горку. Сокращаем маршрут, перетаскивая катамаран. Смысла немного - зато интересно. Петля реки снятая весной и летом дает возможность ощутить быстрого перехода .

Солнце стоит еще очень высоко и падает на водопад, ярко освещая воду и камни. Второй снимок позволяет солнцу, стоящему уже низко и перемещающему тени на землю. Проникающие снизу солнечные лучи задерживаются тени людей на камнях водопада. Там, где им удается пробиться сквозь листву, они падают ярким световым и цветовым пятном. В лучах солнца вода кажется белой как борода старца рассказывающего легенды .

Николай Петрович Крымов, пишет не только о цвете, но и тонах. «Тоном я называю степень светосилы цвета. Видеть тон гораздо труднее, чем видеть цвет. В этом каждый легко может убедиться, пробуя определить разницу в цвете двух светофоров. Что один светофор -красный, а другой зеленый, это скажет каждый, но только немногие верно определяют, который из них светлее».

В природе в сумерках все темнее, чем в дневные часы,- в солнечный день все освещенные предметы светлее, чем в пасмурный день,- в комнате темнее, чем под открытым небом,- в лесу темнее, чем в поле, и так далее. Желая зрительно воплотить то, о чем он долго размышлял, Крымов создал учебный пейзаж-таблицу, которую назвал «Изменения в пейзаже по тону и цвету в разное время суток». Было это в 1934 году. Увидевшие ее художники были поражены, рассматривая один и тот же пейзаж, повторяющийся 9 раз, в разное время дня и ночи. Мотив был очень скромен: белый дом с красной крышей, рядом с ним поляна, заросшая травой, а вдали лес. Но этот пейзаж художником повторялся при ярком солнце, в серый день и на закате, поздним вечером и в лунную ночь. Эта работа наглядно показывала изменения тона, и цвета в зависимости от времени дня и состояния погоды. Для многих художников было откровением, что окно, написанное в безлунную ночь темно-коричневой краской, ярко светилось на фоне темной зелени, стен дома и земли .

Что у тебя под ногами?

Фотограф стремился передать всю невообразимую сложность и разнообразие форм растительного мира, причудливую анатомию стволов и ветвей, игру солнечного света на трепещущей листве, поверхность земли, природу камня, почвы — все это летопись истории земли. Именно в этих работах передано ощущение времени. Посмотри на снимок «Вход в пещеру». После давнишнего разрушительного падения скалы осталась гряда камней. Скала разбилась на множество осколков, эти осколки более остры и менее округлы. Мастер нашел объединяющую их бело-коричневую гамму. Основной холодный тон камней усложнен светлыми пятнами охры, сверху тонко положены белила, подчеркивающие их отдаленность. Продолжением камней являются горы и кусты на дальнем плане.

В снимке «Ручейники» отсутствие ненужных деталей придает особую убедительность. Фотограф тщательно продумывает не только композицию снимка, но и его цветовое решение . Структура дерева создает ощущение движения ручейников, собранных из под ног реки Сылва.

Любой мотив достоин того, чтобы быть изображенным на полотне. Великий поэт XX века, Анна Ахматова, писала об искусстве стихосложения.

Внимание фотографа-пейзажиста, влюбленного в природный мир вокруг себя, не может обойти вниманием ни траву, ни камни, ни почву, ни дорогу.

Каким ты видишь небо?

Мы, горожане, редко смотрим на небо. Мир над нашими головами — это особая стихия со своей жизнью, своими законами. Почти у всех пейзажистов в фотографиях есть небо, но кто из них изобразил его неведомую, неповторимую жизнь?

Чувство, которое испытывает человек в момент затишья перед грозой или в промежутке между грозами, он и стремился передать. Нависшая огромная туча будто придавила воздух, и все затаилось в безмолвии. То, как фотограф передал огромное водное пространство и надвигающуюся стихию, напоминает более позднюю по времени фотографию, несущую в себе декоративность и световые эффекты . Нам кажется, что главное в снимке — противоборство стихий: земли и неба, природы и человека. Справа на небе видна темно-лиловая грозовая туча, огромная и тяжелая. Ближе к нам, слева направо, движется серебристо-сиреневое облако, похожее на дельфина. И еще ближе к зрителям чуть задержалось на небе легкое розовое, как шелковый шарф, облачко. Оно могло бы уплыть со снимка, если бы его не уравновесил маленький островок катамаранов. Под этим огромным небом расстилается. что? Река, залив, озеро?

А теперь посмотрим на землю. Высокий берег со сломанным мостом, зелеными и низкими деревьями — весь этот хрупкий мир человека противопоставлен величию природы. Но, увы, память о человеке недолговечна. Так можно ли сравнивать великий, вечно меняющийся мир природы с маленьким человеком, совершающим на земле столько неправых дел? Каждый человек отвечает на этот вопрос своей жизнью. Величие природы в том единении воды и неба, что можно увидеть только во время рассвета.

Мирная, ничем не омраченная жизнь в Басеговских горах, возможно, просто мираж, пригрезившийся усталому путнику. А удивительные всплески облаков на небе, напоминающие бестелесные светлые существа, возможно, ангелов, мелькающие на небе, это тоже мираж? Снимок подчеркивает бескрайность просторов России

Городской пейзаж

Мы так долго путешествовали по лесам и морям, созерцали бесконечность неба, трогательную жизнь растений и почвы под ногами, готовы были покорить Водные и земные пространства, что теперь пора отправиться в город. Что для нас важно в городском пейзаже? То, как изображены площади и переулки? Или сколько на улице машин? И какой Чусовой (поговорим пока об этом городе) интереснее сегодняшнего, вчерашнего, позавчерашнего?

Была близка и стихия русского народного искусства: лубка, вывески, провинциальной фотографии, глиняной и деревянной игрушки, искусства жостовских подносов. В ярких, сияющих чистым и густым цветом пейзажей открывается в новых возможностях цвета и формы. Деревья, дома, облака сведены к простым крупным формам. Они полны тяжеловесной плотности и цветовых контрастов. «Городской пейзаж» наполнен веселой перекличкой куполов и крыш, светлых колонн и розовых колоколен, синих горизонтов и белых облаков.

Да, красный, изумрудный, синий, желтый, табачный, фисташковый цвета вплетены в палитру этого холста. Кстати, если будешь рассматривать эту картину в музее, увидишь на ней в некоторых местах наклейки фольги. Подобный способ работы называется коллажем. Вводя в живописную ткань полотна подобные новые материалы, художник не только обогащает палитру, но и заставляет «соревноваться» в выразительности цвета красочное живописное пятно и холодный серебряный цвет наклейки.

Среди городских пейзажей замысел фотографии «Звон» он объяснял так: «Изображена колокольня в скошенных формах, в центре колокол, раскачиваемый двумя людьми. Вокруг всего сооружения кругами расходятся волнообразные плоскости, передающие ощущение звука-гула, а повторяемые отдельные формы композиции в виде натянутых струн создают впечатление органа или гигантских гуслей».

Тебе кажется, что это высказывание автора для тебя сложно, да и второго звонаря невидно. Можно ли доверять автору? Давай проделаем небольшой опыт. Несомненно, у тебя дома есть несколько колокольчиков: маленький металлический — такие дарят выпускникам школ, глиняный, фарфоровый, деревянный. Поставь их перед собой и позвони каждым по очереди. Все они будут звучать по-разному. А если закрыть глаза, то возникнет ощущение, что каждый звук имеет свой цвет: какой-то более яркий, а какой-то более нежный и мягкий, А теперь снова посмотри на картину. Светлая, воздушная, с тонким переливом сиреневых, светло-розовых, изумрудных, фисташковых, табачных цветов, она воспринимается как чистый звук-звон среди утренней пустынности города. А все-таки где второй звонарь? Да его просто невидно: он заслонен боковой стеной арки.

Наш острый взгляд подметил в них еще одну особенность: когда-то они были написаны с натуры. Прошли десятилетия, поменялись века, и сегодня они несут зрителям ту полноту знаний, которую может дать историческая картина.

Древняя земля

Древность земли, ее историческое прошлое сумел фотограф увидеть, распознать и снять. Кроме того, ему важно было передать предзакатное освещение. Для этого мастер сближает все цвета в передаче вечернего состояния природы. Создается величественная панорама белого камня как мироздания. Главное для живописца — суметь снять хранителя древности, стерегущего вход в пещеру. Для передачи многообразной формы и цвета камня помогает многосложность фотографии – выращенное дерево прямо из под скалы и образовавшийся вечерний туман. Расположение пластов камня дает ощущение вечности – древности

Вход в пещеру ограничен не только структурой камней, но и расположением всевозможной растительности – шиповник, крапива, низкие и худые сосенки, растительности в виде мха на самом камне, кривые деревья сверху входа. Белые пласты камня напоминают о старой структуре земли. Вечно молодая крапива напоминает, что время идет.

Почему разговор о древней земле мы вынесли в отдельную главу? Всюду земля едина. Она, существующая миллионы лет, только кажется вечной, неизменной. Грубое обращение наносит ей непоправимый урон. Любуясь представленными здесь произведениями, осознай, что каждый, живущий на этой планете, в ответе за красоту и благоденствие земли.

Памятники природы

Вашкур - ландшафтный памятник природы. Создан на основании описания Н. А. Прокошева (1935) как историко - природный охраняемый комплекс. В 2001 году по предложению И. А. Лаврова преобразован в ландшафтный памятник природы. Расположен на левом берегу Чусовой, в устье реки Малый Вашкур. В геологическом отношении представлен известняками турнейского яруса Нижнего Карбона. Комплекс растительности составляют смешанный хвойно - мелколиственный лес и растительность скальных обнажений. Общее количество видов сосудистых растений, выявленных в 1999 году, - 75, в том числе занесённых в Красную книгу Среднего Урала - 2 (шиверекия подольская и цицербита уральская). В 1915 году в одной из пещер Вашкура жителем деревни Верхняя Заимка найдено погребение X - X! веков. Согласно литературным сведениям, найденные при скелете вещи переданы в 1915 и 1926 годах Пермскому музею. В 1932 году в пещере Малый Вашкур обнаружены кости зверей, птиц, рыб, ломоватовская керамика, обломок костяного наконечника стрелы. Мощность культурного слоя достигает 30 см.

Гнездо филина у отметки 122,5 - зоологический заказник. Предложил к охране А. И. Шепель (1989). Место обитания филина - редкого вида с сокращающейся численностью, занесённого в Красные книги России и Среднего Урала.

Глухие камни - ландшафтный памятник природы. Памятник создан на основе описаний И. М. Переслегина (1935), К. Г. Бутыриной, В, А. Букина (1963) из трёх самостоятельных ООПТ. В 1997 году И. А. Лавровым было предложено образовать из них единый ландшафтный памятник природы. Представлен двумя скалами, сложенными известняками девона и карбона, высотой до 50 м, имеющими многочисленные карстовые образования (пещеры, горы, арки, источники - воклюзы), и находящимся между ними участками поймы река Чусовой. В пределах ООПТ представлены сосново - еловый лес, типичная растительность скальных обнажений, фрагменты околоводной растительности в прибрежной части. Общее количество видов сосудистых растений, отмеченных в 1999 году, - 84; в том числе занесённых в Красную книгу Среднего Урала - 2 (шиверекия подольская и пион уклоняющийся). В 1985 - 1986 годах в Большом Глухом гроте найдены обожженные кости зверей и птиц, черепа пещерного медведя, берцовая кость неандертальца, ожерелья из роговых колец, орудия труда. Общая мощность культурного слоя достигает 3 м.

Гребешок - ландшафтный памятник природы. Памятник создан на основе описания Н. А. Прокошева (1935) как историко - природный комплекс. В 2001 году преобразован в ландшафтный памятник природы. Небольшая, высотой до 50 м, известняковая скала с пещерой Гребешок. Находится на правом берегу реки Чусовой, против устья реки Малый Вашкур. Комплекс растительности представлен елово - пихтовым, с примесью сосны, осины и берёзы, лесом и растительностью скальных обнажений. Общее количество видов сосудистых растений, выявленных в 1999 году, - 89; в том числе занесённых в Красную книгу Среднего Урала - 3 (шиверекия подольская, астра альпийская, цицербита уральская). В 1932 году в пещере Гребешок найдены родановская керамика, обожжённые кости, осколки кремня. Мощность культурного слоя до 0,5 м.

Кладовый камень и пещера Чудесница - геологический памятник природы. Находится на левом берегу реки Поныш, в 2 км выше устья. Близ подножия горы, в 46 м от уреза воды, расположен вход в пещеру Чудесница - крупнейшую пещеру долины реки Чусовой. Она имеет протяжённость 512 м и отличается многочисленными натёчными формами. Для ООПТ характерны елово - пихтовый лес и растительность скальных обнажений. Общее количество сосудистых растений, выявленных в 1999 году, - 61; в том числе занесённых в Красную книгу Среднего Урала - 2 (цицербита уральская и пион уклоняющийся.

Плакун (Боюн) камень - ландшафтный памятник природы. Впервые описан А. Н. Пономарёвым (1940), М. М. Даниловой (1955). Расположен на левом берегу реки Чусовой, в приустьевой части реки Большая Иваковка и ниже её устья, в 10 км ниже посёлка Усть - Койва. Представлен скальными выходами нижнепермских известняков с большим количеством карстовых объектов (пещеры, гроты, провалы, карстовый мост, карстовая арка). Отмечены елово - берёзовый лес и растительность скальных обнажений. Общее количество сосудистых растений, выявленных в 1999 году, - 74; в том числе занесённых в Красную книгу Среднего Урала - 2 (шиверекия подольская, астра альпийская).

Шайтан - ландшафтный памятник природы. Памятник создан на основе описания Н. А. Прокошева (1935) как историко - природный комплекс. В 2001 году преобразован в ландшафтный памятник природы. Находится на правом берегу реки Чусовой, В устье реки Шайтанки. Представлен скальными выходами известняков карбона высотой до 60 м над уровнем реки. В скалах имеется несколько пещер, в том числе пещера Шайтанская с находками костей животных и фрагментов керамики. Отмечены елово - берёзовый лес и растительность скальных обнажений. Общее количество сосудистых растений, выявленных в 1999 году, - 80; в том числе занесённых в Красную книгу Среднего Урала - 4 (шиверекия подольская, астра альпийская, гвоздика иглолистная, пион уклоняющийся).

Царица - ночь

Среди множества пейзажей, отдается предпочтение Ее Величеству Ночи. В огромном пространстве, погруженном в ночную тьму («Ночь на Чусовой»), эффектно выделяется поверхность Чусовой, слабо освещенные стены белых домиков и края облаков. Ее декоративность вполне соотносится с поэтичностью выбранного мотива. «. вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает величественное свое течение, и небо — настоящее бездонное и глубокое».

Пейзаж как неотъемлемая часть другого жанра

Пейзаж бывает не только эпическим, камерным, лирическим, романтическим и героическим. Он может играть важнейшую роль в картине другого жанра.

Если предшественники Иванова считали, что пейзаж — только аккомпанемент действиям человека, то сам художник пришел к глубокому пониманию закономерностей жизни природы. Для него природа самоценна. Весь этот пейзаж: и дерево, и горы, и пустынную каменистую дорогу. Все могучие составляющие природы — вода, земля и небо — являются не фоном, а естественной частью картины. Художник уподобляет дерево человеческой жизни: одни его листья зеленые и сочные, другие пожелтели, а некоторые совсем упали, оставив голые ветви. Это символизирует быстротечность пути человека на земле. «отмечено его искусство пейзажиста. Ему удавалось в своих картинах тесно связать людей и пейзаж так, что в них не было того разлада, какой встречается иногда в картинах очень крупных мастеров между фигурными изображениями и окружающим их пейзажным фоном».

Снять портрет в пейзаже, да еще так, чтобы солнце на героиню падало сквозь листву. Нежное лицо девушки написано тонкими цветовыми отношениями розового, чуть зеленоватого, сиреневого. Солнечный свет, проходя сквозь листву, падает зелеными и желтыми рефлексами на ее белую блузку. Пейзаж стал органической частью этого портрета

История создания черно-белого и цветного изображения

Химическое действие света лежит в основе фотографии. Слово «фотография» происходит от греческого «фото» – свет, «графо» – рисую, пишу. Фотография – рисование светом, светопись – была открыта не сразу и не одним человеком. В это изобретение вложен труд ученых многих поколений разных стран мира. Люди давно стремились найти способ получения изображений, который не требовал бы долгого и утомительного труда художника. Некоторые предпосылки для этого существовали уже в отдаленные времена.

Делая анализ различных источников в этой области, построена таблица сравнения.

Изобретения черно-белого изображения Изобретения цветного изображения

Год Автор изобретения Год Автор изобретения

7 января 1839 В этот день на заседании Парижской Академии наук ее секретарь 1777 Мысль о получении цветного изображения прямым путем

Доминик Франсуа Араго выступил с сообщением об изобретении захватила некоторых пионеров фотографии, стало ясно, что

Л. Ж. М. Дагером дагерротипии. Дагеру достались все лавры необходим путь, связанный с использованием цветных изобретателя фотографии: слава, деньги, почести. светофильтров или вычитающих красителей.

1802 Первая попытка получить изображение с помощью камеры-обскуры 1800 Томас Янг читает лекцию в Лондонском королевском была предпринята в Англии Гемфри Дэви и Томасом Веджвудом, обществе о том, что глаз воспринимает только три цвета которые экспонировали в камере обычную бумагу, пропитанную раствором азотнокислого серебра и поваренной соли. С помощью такой бумаги можно было получить изображение различных фигур.

1825 Жозеф Нисефор Ньепс исследовал асфальт-смолу природного 1810 Йоганн Т. Сибек открывает, что хлористое серебро под органического происхождения, который обладал хорошей воздействием белого света вбирает все цвета спектра растворимостью в некоторых растительных маслах.

Светочувствительный асфальт наносился тонким слоем на цинковую или оловянную пластину, которая затем экспонировалась в камере-обскуре с очковой линзой. При действии света асфальт терял растворимость и становился твердым. Полученные на пластине углубления заполнялись типографской краской. Прикладывая сверху лист бумаги, можно было получить одноцветное позитивное изображение. Ньепс опубликовал свое открытие, назвав его гелиографией. Однако предложенный процесс как чисто фотографический метод широкого развития не получил.

1827 В то же самое время в Париже художник-декоратор Луи Жак Манде 1840 Эдмонд Бекерел в ходе экспериментов получает цветное

Дагерр (1789-1851) посетил в Париже оптическую мастерскую изображение на пластинках, покрытых хлористым серебром знаменитого оптика В. Шевалье, где узнал об экспериментах

Ж. П. Ньепса по изысканию светочувствительных веществ, позволяющих регистрировать всякого рода изображения.

В 1827г. Дагерр и Ньепс заключили договор о совместном сотрудничестве.

1833 Ньепс умер, и Дагерр по условиям договора унаследовал 17 мая Первое в мире цветное (трехцветное) изображение на оборудование и все дневники экспериментов. 1861 основе фотографического метода получил английский физик

Повторяя первые опыты Ж. Н. Ньепса по возгонке йода на серебряную Джеймс Клерк Максвелл пластину, при случайных обстоятельствах Дагерр получил отчетливое и хорошо видимое позитивное изображение объекта съемки.

20 августа 1835 Фокс Тальбот нашел, что изменение последовательности купания 1869 Луи-Дюко дю Орон публикует работу "Цвета в фотографии", бумаги в указанных выше растворах существенно повышает в которой излагает принципы аддитивного и субтрактивного светочувствительность. Также он впервые предложил обрабатывать цветовых методов пропитанную бумагу после длительного экспонирования в растворе поваренной соли, что позволило «закреплять» полученное изображение на бумаге. Разработанный Фоксом Тальботом 20 августа

1835 г. процесс получил название калотипия.

7 января 1839 Секретарь Парижской академии наук, физик и астроном Доминик 1873 Герман В. Фогель получает эмульсию, чувствительную не

Франсуа Араго доложил об успехах художника Л. Ж. Дагерра, только к синему, но и к зеленому свету.

получившего с помощью светового луча прочное изображение на серебряной пластине в камере-обскуре.

30 июля 1839 Великий химик Гей-Люссак убедил пэров в том, что изобретение 1878 Дю Орон вместе с братом публикует работу "Цветная имеет будущее, и Французская палата депутатов одобрила закон о фотография", где описываются применяемые ими методы приобретении его в собственность. получения цветного изображения

Август 1839 Способ был обнародован и назван дагерротипией. Это выдающееся 1882 Появляются ортохроматические пластинки (чувствительные к изобретение легло в основу всего последующего развития синему и зеленому свету, но не к красному).

1842-1843 гг. Фокс Тальбот разработал новый фотографический процесс, 1891 Габриэль Липман получает естественные цвета методом впоследствии названный тальботипией. интерференции. На фотопластинке Липмана беззернистая

Заслуга Фокса Тальбота заключалась в том, что он впервые открыл фотоэмульсия находилась в контакте со слоем жидкой и применил на практике процесс проявления скрытого изображения, ртути. Когда свет падал на фотоэмульсию, он проходил разделил фотографический процесс на две стадии - негативную и сквозь нее и отражался от ртути. Входящий свет позитивную, что дало возможность получения нескольких позитивных "сталкивался" с исходящим. В результате образовывался изображений с одного негатива с помощью контактной или устойчивый рисунок, в котором яркие места чередуются с оптической печати. темными. Габриэлю Липману за эти исследования была вручена Нобелевская премия.

1852 Дагерротипия и тальботипия были полностью заменены новым 1891 Фредерик Айвис изобретает фотоаппарат для получения трех методом, получившим название мокрый коллодионный процесс, цветоделенных негативов путем съемки в одну экспозицию.

предложенный в 1851г англичанином Фредериком Скоттом Арчером.

К преимуществам мокрого коллодионного процесса следует отнести:

высокую чувствительность (выдержка при съемке сократилась до долей секунды); использование стеклянной подложки существенно облегчило печать с негатива; хорошее качество негативного изображения; дешевизну.

1871 Английский врач Ричард Лич Мэддокс(1816-1902) впервые предложил 1893 Джон Джоули изобретает линейный растровый светофильтр.

для приготовления «светочувствительной жидкости» использовать Вместо изображения, составленного из трех цветных желатин-белок животного происхождения, получаемый из костей и позитивов, в результате получалось многоцветное кожи крупного рогатого скота, который хорошо набухает в холодной изображение.

воде и становится проницаемым для водных растворов

До 80-х гг Все негативные материалы готовились только на стеклянной 1903 Братья Люмьер разрабатывают процесс "Автохром".

подложке, что создавало в свою очередь большие трудности, в Экспозиции при хорошем освещении не превышали одной-двух особенности при использовании фотографии в полевых условиях. секунд, а экспонированная пластинка обрабатывалась по методу обращения, в результате получался цветной позитив.

1887 Изобретатель фотоплёнки американский фотолюбитель Г. В. Гудвин 1912 Рудольф Фишер открывает химикаты, которые выделяют подал заявку на изобретение "Фотографическая плёнка и процесс её красители в процессе проявления. Эти цветообразующие производства". химикаты - цветные компоненты - могут вводиться в эмульсию. При появлении пленки происходит восстановление красителей, и с их помощью создаются цветные изображения, которые могут потом совмещаться.

1854 -1933 Введение фотоплёнки, а затем разработка Дж. Истменом системы 1924 Леопольд Манис и Леопольд Годовский патентуют фотографии с использованием данного фотоматериала привели к двухцветный субтрактивный метод с использованием пленки фундаментальным изменениям в фото промышленности, сделали с двумя эмульсионными слоями.

фотографию доступной массовому потребителю как технически, так и экономически.

1935 В продажу поступают пленки "Кодахром" с тремя эмульсионными слоями. Поскольку цветные компоненты для этих пленок добавлялись на стадии проявления, покупатель должен был отсылать отснятую пленку изготовителю для обработки. Обратно приходили диапозитивы в картонных рамках

1942 В продажу поступает пленка "Кодаколор" - первая пленка, позволяющая получать цветные отпечатки.

1963 В продажу поступает фотоаппарат "Полароид", позволяющий делать моментальные цветные снимки в течение минуты

1996 Электроника заменила плёнку в фотокамерах сравнительно недавно – первые модели цифровых фотокамер появились на рынке в Украине.

2002 Появилась технология, которую можно назвать революционной – многослойные матрицы, в которых каждый элемент (пиксель) регистрирует полную информацию о цветовом диапазоне

Химическое действие света

Любое превращение молекул есть химический процесс. Химические процессы, протекающие под действием видимого света и ультрафиолетовых лучей, называются фотохимическими реакциями. Световой энергии достаточно для расщепления многих молекул. В этом проявляется химическое действие света.

К фотохимическим реакциям относятся: фотосинтез углеводов в растениях, распад бромистого серебра на светочувствительном слое фотопластинки, взаимодействие хлора с водородом на свету с образованием HCl и многое другое. Выцветание тканей на солнце и образование загара (потемнение кожи человека под воздействием ультрафиолетовых лучей) – это тоже примеры химического действия света.

Процесс фотосинтеза

Важнейшие химические реакции под действием света и солнца происходят во многих микроорганизмах, траве, зеленых листьях деревьев и растений, дающих нам пищу и кислород для дыхания. Листья поглощают из воздуха углекислый газ и расщепляют его молекулы на составные части: углерод и кислород. Происходит это в молекулах хлорофилла под действием красных лучей солнечного спектра. Этот процесс называется фотосинтезом. Хлорофилл – зеленый пигмент, сосредоточенный в хлоропластах и находящийся в непрочном состоянии с белковыми веществами. Наличие хлорофилла является необходимым условием фотосинтеза, т. е. создания органического вещества из углекислоты и воды при участии солнечного света. Эти богатые энергией органические вещества служат пищей для всех других организмов и обеспечивают существование на Земле всего органического мира. В результате фотосинтетической деятельности растений в прошлые геологические эпохи в недрах и на поверхности Земли накопились громадные запасы восстановленного углерода и органических продуктов в виде каменного угля, нефти, горючих газов, сланцев, торфа, а атмосфера обогатилась кислородом. Фотосинтез может протекать только под действием света определенного спектрального состава.

В изучении строения и значения хлорофилла видное место занимают работы великого русского ученого К. А. Тимирязева. Механизм фотосинтеза еще не выяснен до конца.

Сравним фотосинтез с фотографированием.

Строение черно-белых фотоматериалов

Фотоматериалы (пленки, пластинки, бумаги, ткани) состоят из подложки (основы), на которую наносят подслой, светочувствительный эмульсионный и противоореольный слои.

Эмульсионный слой содержит микроскопически малые светочувствительные кристаллы – галогенид серебра, - равномерно распределенные в желатине и создающие оптические плотности – почернения.

Желатина – прозрачное клеящее вещество белкового происхождения, которое связывает кристаллы галогенида и крепит их к подложке.

Подслой в фотопленках и фотопластинках служит для удержания эмульсионного слоя на подложке, в фотобумагах – для предохранения проникновения эмульсии в пористую структуру бумаги.

Противоореольный слой предназначен для поглощения лучей, прошедших через пленку и создающих при отражении от внутренней поверхности подложки ореолы. Краситель противоореольного слоя поглощает лучи тех цветов, к которым материал наиболее чувствителен. Эмульсионный слой также подвергается противоореольной прокраске. Противоореольные красители разрушаются и выводятся при обработке. Они придают фотоматериалам легкую окраску различного тона.

Строение цветных фотоматериалов

Цветные фотоматериалы содержат три основных светочувствительных слоя.

Цветная негативная пленка предназначена для получения цветного негативного изображения. Она состоит из следующих слоев:

Первый слой – синечувствительный – заключает в себе компоненту, дающую в процессе цветного проявления желтый краситель. Излучения зеленой и красной зон спектра не воздействуют на этой слой.

За первым слоем расположен фильтровый желтый подслой. Он нейтрализует действие активной синей зоны спектра на нижние светочувствительные слои.

Второй слой – зеленочувствительный – содержит компоненту, дающую пурпурный краситель.

Третий слой – красночувствительный – содержит компоненту, дающую голубой краситель.

Зеленый противоореольный слой нанесен на обратную сторону подложки. Он поглощает весь дошедший до нее красный цвет, исключая возможность ореолов.

Светочувствительность

Светочувствительность – свойство фотослоя к химическому изменению под воздействием света с образованием скрытого изображения, которое после проявления (усиления) превращается в видимое.

Под критерием светочувствительности понимают величину, обратную количеству освещения, необходимого для получения почернения фотослоя, превышающего на определенную величину плотность вуали.

Изучением свойств светочувствительных материалов занимается особая область науки – сенситометрия (фотографическая метрология). В разных странах в соответствии с принятыми там сенситометрическими системами и стандартами светочувствительность фотопленок определяется по-разному.

Цветочувствительность

Фотографические материалы неодинаково реагируют на лучи различных зон спектра. По виду цветочувствительности они делятся на несенсибилизированные, ортохроматические, изопанхроматические и инфрахроматические.

Обработка фотоматериала

Под обработкой фотоматериала обычно понимают все операции, которые необходимы для получения изображения – экспонирование фотоматериала, его проявка и фиксирование. Указанная последовательность процессов верна всегда, даже в случае современного способа получения прямого позитивного изображения (при использовании специальных материалов).

Прямое позитивное изображение

Приведенная выше последовательность процессов даёт негативное (противоположное реальному) изображение. Это происходит потому, что больше всего выделяется металлического серебра в местах наибольшей яркости. Следовательно наиболее светлые участки снимаемого объекта будут изображены наиболее темно. Чтобы получить реальное изображение, описанный выше процесс экспонирование ( проявление ( фиксирование необходимо повторить (в фотографии применяют термин «отпечатать»), т. е. направить поток света через негатив снова на светочувствительный слой, а затем вновь обработать полученное изображение в растворах проявителя и закрепителя.

В современной фотографии разработаны способы получения прямого позитивного изображения. Обращение негативного изображения в позитивное обычно осуществляют с использованием двух слоев светочувствительного материала с диффузионным переносом изображения в приёмный слой. Этот способ позволяет получить позитивное изображение прямо в фотоаппарате.

Новые возможности художественной фотографии в работе с цифровыми фотоаппаратами

Постоянный обмен информацией, короткое время производства, экономия финансов, польза для окружающей среды — вот только несколько причин, которые объясняют гигантский рост интереса к цифровым фотоаппаратам. Если вы когда-либо вообще занимались фотографией, т. е. получением изображения посредством фиксирования его на фотопленке, потом ожидали, когда они будут изготовлены, затем устанавливали их в свой сканер, а потом нетерпеливо покусывали губы в ожидании результата оцифровывания ваших фотографий, то вы, несомненно способны по достоинству оценить устройство, которое сразу преобразует изображение в цифровую форму и "запоминает" его для дальнейшего использования. В цифровых фотоаппаратах не используется пленка, т. е. не теряется время на обработку и не используется фотореактивы для вывода изображения на печать. Если вы снимаете на природе и видите, что ваше изображение получается плохого качества, то просто нажимаете кнопку удаления. Большинство цифровых фотоаппаратов, используемых в студийной работе, имеют функцию предварительного просмотра кадра непосредственно на экране компьютера. Это дает возможность изменять освещение или перегруппировывать композиционные элементы до тех пор, пока вы не добьетесь желаемого результата.

Что касается качества изображения, сделанного при помощи таких камер, то оно вполне приемлемо для цветной полиграфии. Мы выводим на пленки оригинал-макет с разрешением 250 dpi. Цифровые фотокамеры 1024х768 позволяют с таким разрешением публиковать снимки размером 10,4х7,8 см. Камеры 640х480 выдают картинку полиграфического качества меньшего размера — 6,5х4,8 см (но и они в некоторых случаях вполне допустимы). Конечно, для того чтобы сделать художественный снимок на целую полосу, нужны серьезные пленочные профессиональные аппараты и услуги соответствующих специалистов — никто и не собирается отрицать необходимость их существования. Но для среднестатистической рутинной съемки сложно придумать что-нибудь лучше “цифровиков”.

Еще одна область применения цифрового фото — Web-дизайн. Так как практически все цифровые камеры используют Motion JPEG-компрессию и “родной” для них формат. jpg весьма распространен в Интернете, то задача быстрого периодического обновления снимков на Web-сайте решается при помощи цифровой камеры очень легко. К тому же в Интернете редко требуются снимки с разрешением больше 320х240, иначе посетители вашей странички будут целый час ждать вывода изображения на экран. Кстати, многие фирмы, торгующие такими фотоаппаратами, позиционируют их именно как устройства для владельцев Web-сайтов.

Как они устроены?

Сердцем любого цифрового фотоаппарата является светочувствительная матрица CCD (Charge Coupled Device, то есть ПЗС — прибор с зарядовой связью). Обычно в камерах используется 1/3-дюймовая CCD, состоящая из элементов, преобразующих световые волны в электрические импульсы (Аналогово-цифровой преобразователь заменяет электрические заряды цифровой информацией). Количество таких элементов колеблется от 350000 в камерах с разрешением 640х480 до 810000 и более в камерах 1024х768. Сами матрицы не являются новым изобретением — родившись как оборудование для физических экспериментов (в частности в физике высоких энергий), они уже давно используются в видеокамерах.

Как и в обычных фотоаппаратах, качество кадра “цифровиков” во многом определяется качеством объектива. В среднем, камеры любительского уровня (и высокого, и низкого разрешения) комплектуются объективами с фокусным расстоянием около 5 мм. (ЭТО примерно соответствует фокусному расстоянию 35-миллиметровых объективов обычных пленочных камер) и фиксированной диафрагмой (aperture). Некоторые модели обладают объективами с переменным фокусным расстоянием (zoom), но они дороже стоят. Как правило, скорость спуска затвора (выдержка) регулируется автоматически. В общем, любительские цифровые камеры мало отличаются своими объективами от пленочных собратьев, именуемых в народе “мыльницами”. Естественно, на более серьезные, полупрофессиональные аппараты ставят уже вполне приличную оптику с возможностью отключения автоматики и ручной регулировки резкости, диафрагмы и выдержки. Сами понимаете, что с помощью автоматических цифровых фотоаппаратов любительского уровня, оснащенных стандартными короткофокусными объективами с фиксированной диафрагмой, достаточно сложно получить одинаково приличные кадры в меняющихся условиях съемки. Лучше всего эти камеры работают при ярком солнечном освещении, как и обычные “мыльницы”.

У большинства современных цифровых камер есть небольшие (около 2 дюймов по диагонали) жидкокристаллические дисплеи. Они выполняют две основные функции: просмотр содержимого памяти и дублирование оптического видоискателя. Кстати, наводить камеру на объект гораздо удобнее именно при помощи дисплея. Правда, последний требует достаточно много энергии, и батарейки (или аккумуляторы) быстро садятся. Практически все камеры с дисплеями имеют и довольно развитые экранные меню, при помощи которых осуществляется выбор опций работы с изображением.

Отснятые фотографии хранятся во флэш-памяти камеры. Наиболее привлекательными, с точки зрения пользователя, являются аппараты со сменными Smart Media-картами памяти. Объем этих карт от 2,4 до 8 Мбайт (все одинакового размера), и в один спичечный коробок их влезает штук десять. В среднем на 2 Мбайт Smart Media-карту помещается 4—10 кадров с разрешением 1024х768 или 20—40 кадров с разрешением 640х480 (цифры колеблются в зависимости от степени используемой в камере компрессии). Фирма Kodak выпускает свой стандарт флэш-карт, которые называются Kodak Picture Card. Они несколько больше по размеру, чем Smart Media, и бывают емкостью 2 и 4 Мбайт. Кодаковские карты несколько прочнее и надежнее, чем обычные, однако другие производители этот стандарт игнорируют.

Большинство камер использует последовательный (СОМ) порт компьютера для передачи изображений. Процесс этот, несмотря на низкую пропускную способность порта, не занимает много времени. Ко многим камерам помимо коммуникационных пакетов прилагаются и TWAIN-драйверы, которые позволяют работать с фотоаппаратами из любых графических пакетов, разрешающих работу со сканерами.

Как только вы разберетесь в том, как глубина цвета и разрешение цифрового фотоаппарата влияют на качество вывода, то будете точно знать, нужен ли он вам. Перед тем как вы начнете пользоваться цифровым фотоаппаратом, то так же должны знать, что не все модели (даже не все дорогие модели) захватывают каждый нюанс цвета в изображении, особенно если условия освещения удовлетворительные. Это вовсе не означает, что цифровые фотоаппараты производят изображения плохого качества, которые нельзя использовать, а только говорит о том, что вам, возможно, понадобится прибегнуть к услугам таких программ редактирования изображений, как Adobe Photoshop, HSC Live Picture, Fauve Xres, Micrografx Picture Publisher или Corel PhotoPaint, или коррекционного программного обеспечения, поставляемого вместе с вашим фотоаппаратом для расширения динамического диапазона изображения, установки четкости цветокоррекции.

Современная художественная фотография находит все большее применение в науке, технике и повседневной жизни. На начальных этапах невозможно было предугадать, сколь широки будут возможности использования фотографического метода. Благодаря фотографии человечество получает изображения элементарных частиц, составляющих атом, и изображения земного шара, Луны и других планет; изображения живой клетки и кристаллической решетки минералов; изучает процессы, протекающие за одну миллионную долю секунды, и процессы, длящиеся десятилетия. Самое главное было получено разнообразное количество вариантов пейзажей, объясняющих и строящих нашу жизнь.

Художественной фотографией можно провести исследование местности и объектов природы спустя много лет.

Наряду с повсеместным применением фотографии в науке и технике наиболее давнее и массовое распространение она получила как вид искусства.

Фотография сочетает в себе оптику, точную механику и тонкую химическую технологию, а со стороны технической и художественной – теорию композиции, эстетику и теорию восприятия.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)