Справки  ->  Поиск людей  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Психологическое исследование состояния персонажей романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

«Преступление и наказание» можно считать первым романом Достоевского не потому, что эта вещь больше по объему,- она значительнее по мысли. В центре романа - сложившаяся уже окончательно в философском и художественном сознании писателя концепция личности. Человек, единый во множестве, такой, каким он изображен в «Преступлении и наказании», пройдет через все творчество художника; и характерная манера изображения действительности через сознание герой определит собой структуру всех его будущих произведений. «Общею точкой» сознаний множества людей отзовется сознание одного человека, и в строгом соответствии с этой идеей выстроится система образов в романе Достоевского – в каждом романе после «Преступления и наказания».

Достоевский – философ в «Преступлении и наказании» размышлял об онтологической природе человека: что есть в нем смерть и грех, что есть жизнь и воскресение. Через все его дальнейшее творчество пройдет мысль о человеке, несущем бремя первородного греха – все сознавать и творить мир от себя вне Творца, и в то же время о человеке, в котором жива память о непосредственном чувстве, когда он знал Бога живого. Для Достоевского эта двойственная природа человека составляет самое существо и тайну личности от начала мировой истории и на веки веков. Как православный мыслитель и писатель, он искал в человеке, прежде всего возможности самосовершенствования и спасения, пути «мертвой» души к воскресению. Эта тема преступления и наказания – одна из важнейших тем русской художественной и философской мысли.

Глава, часть. Персонажи. События.

Часть II, глава VII. Алена Ивановна; «-Да чего-то вы такой бледный? Вон и руки дрожат!»

Раскольников. Руки его были ужасно слабы; самому ему слышалось, как они, с каждым мгновением, все более немели и деревенели.

Он боялся, что выпустит и уронит топорвдруг голова его как бы закружилась.

Он вынул топор совсем, взмахнул его обеими руками, едва себя, чувствуя, и почти без усилия, почти машинально, опустил на голову обухом. Силы его тут как бы не было.

Но как только он раз опустил топор, тут и родилась в нем сила.

Он был в полном уме, затмений и головокружений уже не было, но руки все еще дрожали.

Он вспомнил потом, что был даже очень внимателен, осторожен, старался все не запачкать. Прежде всего, он принялся, было вытирать об красный гарнитур свои запачканные в крови руки. «Красное, ну а на красном кровь неприметнее», - рассудилось, было, ему, и вдруг он опомнился: «Господи!» С ума, что ли, я схожу?» -

подумал он в испуге.

Лизавета; Он бросился на нее с топором. И до того эта несчастная

Раскольников. Лизавета была напугана, что даже не могла защитить лицоУдар пришелся прямо по черепу, острием, и сразу прорубил всю верхнюю часть лба, почти до темени.

Она так и рухнулась.

Раскольников совсем было потерялсяСтрах охватывал все больше и больше, особенно после второго, совсем неожиданного убийства.

Ему хотелось поскорее убежать отсюда.

Часть III, глава V. Разумихин; Он вошел с таким видом, как будто изо всей силы

Раскольников; сдерживался, чтобы не прыснуть как-нибудь со смеху.

Порфирий Петрович. Если припомните приводиться некоторый намек на то, что существуют на свете будто бы некоторые такие лица, которые могут,то есть не то что могут, а полное право имеют совершать всякие бесчинства и преступления, и что для них будто бы и закон не писан.

Все дело в том, что в ихней статье все люди как-то разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных».

Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закон, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески переступать закон, собственно потому, что они необыкновенные.

«Необыкновенный человек имеет праворазрешить своей совести перешагнутьчерез иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи того требует.

Люди, по закону природы, разделяются на два раздела:

на низший (обыкновенных), т. е. , так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, т. е. имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.

Еще с более широкою самостоятельностью рождается, может быть, из десяти тысяч один (я говорю примерно, наглядно).

Еще с более широкою – из ста тысяч один.

Часть IV, глава. Раскольников; Вдруг краска бросилась в ее бледное лицо, и даже слезы

Соня. выступили на глазах.

Ей было и тошно, и стыдно, и сладко

-Кто принес?

-Лизавета принесла, я просила.

«Лизавета! Странно!»

Он перенес книгу к свече и стал перелистывать.

-Где тут про Лазаря?

-Про воскресенье Лазаря где?

-Найди и прочти мне.

Странно звучали для него эти книжные слова, и опять новость: какие-то таинственные сходки с Лизаветой, и обедивые.

-Зачем вам? Ведь вы же воруете?

-Читай! Я так хочу!- настаивал он,- читай же.

Она уже вся дрожала в действительной, настоящей лихорадке. Он ожидал этого.

Часть IV, глава IV. Раскольников; - Вы, кажется, этого не ожидали?- проговорил

Николай; Раскольников, конечно, ничего еще не понимавший ясно,

Порфирий Петрович. но уже успевший сильно ободриться.

-Да и вы, батюшка, не ожидали. Ишь как ручка-то дрожит!

Он до того был сбит, испуган, что, уже придя, домой и, бросившись на диван, с четверть часа сидел, только отдыхая и старался хоть сколько-нибудь собраться с мыслями.

Ложь не могла не обнаружиться, и тогда примутся опять за него.

Часть V, глава IV. Раскольников; Он должен был объявить Соне, кто убил Лизавету.

Соня. Дойдя до квартиры, он почувствовал в себе внезапное бессилие и страх.

Он еще не знал, почему невозможно, он только почувствовал это, и это мучительное сознание своего бессилия перед необходимостью, почти придавило его.

И вдруг странное ощущение какой-то едкой ненависти к

Соне прошло по его сердцу, тут была любовь, ненависть его исчезла.

Эта минута была ужасно похожа, на ту когда он стоял над старухой.

Он обернул к ней свое бледное лицо; губы его бессильно кривились; усиливаясь что-то выговорить.

Ужас прошел по сердцу Сони. Он смотрел на нее и вдруг в ее лице как бы увидел лицо Лизаветы.

Часть VI, глава VIII. Раскольников; « Он был как бы сам не свой. Он даже и на месте не мог

Дуня; устоять одной минуты, ни на одном предмете не мог

Соня; сосредоточить внимания; мысли его перескакивали одна

Порох; через другую, он заговаривался; руки его слегка

Илья Петрович. дрожали». « - Свидригайлов!

Свидригайлов застрелился!» - вскричал он.

«Он вышел; он качался. Голова его кружилась. Он не чувствовал, стоит ли он на ногах.

Он постоял, усмехнулся и повторил наверх, опять в контору».

«Раскольников с побледневшими губами, с неподвижным взглядом тихо приблизился к Илье Петровичу, подошел к самому столу, уперся в него рукой, хотел что-то сказать, но не мог;

Слышались лишь какие-то бессвязные звуки.

« - Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру

Лизавету топором и ограбил».

«Илья Петрович раскрыл рот. Со всех сторон сбежались».

В «Преступлении и наказании» автор изобразил человеческую душу, прошедшую через страдания и ошибки к постижению истины.

Главным героем романа «Преступление и наказание» является Родион Раскольников, отзывчивый, добрый по натуре человек, который тяжело переживает чужую боль и всегда помогает людям, даже если ставит под угрозу свое дальнейшее существование. Он необыкновенно умен, талантлив, терпелив, но, вместе с тем горд, малообщителен и очень одинок. Что же заставило, что побудило этого доброго, умного, бескорыстного человека пойти на убийство, совершить тяжкий грех? Кажется, у такого человека и мотива к убийству никогда не будет. Но постоянно уязвимая гордость Раскольникова мучает его, и тогда он решается на убийство, чтобы бросить вызов окружающим и доказать себе, что он не «тварь дрожащая», а «право имеет». Этот человек много вытерпел и перестрадал. Раскольников был беден, и его гордость была задета тем, что он питался объедками, прятался от хозяйки, которой долго не платил за свою убогую каморку. В этой нищенской комнате и родилась чудовищная теория преступления. Автор тщательно описывает ее зарождение. Раскольников спрашивает себя: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Он долго размышляет, к какому разряду людей принадлежит сам, однако после совершенного преступления вдруг осознает, что не соответствует своей теории, так как совесть не дает ему покоя.

Достоевский, разумеется, не согласен с философией своего героя, и автор заставляет его самого в ней разубедиться. Рассматривая с христианской точки зрения преступление Раскольникова, автор выделяет в нем в первую очередь факт преступления нравственных законов, а не юридических. Родион Раскольников- человек по христианским понятиям являющийся глубоко грешным. Имеется в виду не грех убийства, а гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что все-«твари дрожащие», а он, возможно, «право имеющий», избранный.

Как же Раскольников смог постичь ошибочность собственной теории и возродиться к новой жизни? Безусловно, он совершил преступление, жесткое преступление, но разве он не страдает из-за этого? Раскольников становится жертвой преступления: « Я себя убил, а не старушонку». Хотя, согласно морали, убитая старушонка, вызывающая чувство страха и отвращения, тоже имела право на жизнь, однако жизнь ее ничего не стоила. «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая», - вот так ее описывает Достоевский. Согласитесь, очень похожа на пушкинскую «Пиковую даму». Раскольников пришел к убеждению, что «на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки» значит «не более как жизнь вши», поэтому он решил избавить окружающих от безжалостной старухи. Но он не задумывается над тем, что одно преступление влечет за собой другое, независимо от того, какого человека убили, «тварь ли дрожащую» или «право имеющую». Так случилось и с Раскольниковым. Убив никчемную старуху, он лишил жизни человека, который вызывает у читателя жалость и, по сути, ни в чем не провинился перед человечеством.

Итак, мы видим, что Раскольников - это не просто преступник, а жертва своего же преступления. Душа его болела, отчего он никак не мог оправиться, пока не нашел в мире человека, способного понять его и помочь. Именно с появлением Сони в Раскольникове побеждает чувство жалости. Жалость охватывает его при мысли, что он «пришел мучить» Соню; он не хочет страдания, но хочет счастья. Особенно его поражает смирение, с которым она от него принимает страдание: «После службы Раскольников подошел к Соне, та вдруг взяла его за обе руки и приклонила к его плечу голову. Этот короткий жест поразил Раскольникова недоумением, даже странно было: «Как? Ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в ее руке! Это уже была какая-то бесконечность собственного унижения Ему стало ужасно тяжело». В сущности, отношение Сони к Раскольникову-это отношение Бога к человеку, т. е. всепрощение. Соня жалеет Раскольникова и именно поэтому прощает ему. Она вернула Родиона к истине, направила его на верный путь, помогла увидеть мир в иных цветах. Это и помогло Раскольникову обрести веру. Вся жизнь Сони Мармеладовой является самопожертвованием. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь самого себя и воскреснуть. Эта героиня олицетворяет начало жалости для Раскольникова: «Он вдруг увидел, что это приниженное существо до того уже принижено, что ему вдруг стало жалко. Когда же она сделала, было движение убежать от страха, в нем что-то как бы перевернулось».

Достоевский изначально признает абсолютность человеческого «я», духовное достоинство и свободу всякого, даже самого забитого и ничтожного человека. Это достоинство проявляется в смирении перед страданием, посылаемым Богом. «Благодарю тебя, боже, за все, и за гнев твой, и за милость твою!» - восклицает один из героев «Униженных и оскорбленных». Достоевскому открылась способность слабого человека на духовный подвиг.

Итак, роман Достоевского «Преступление и наказание» - это произведение, в котором религия является способом разрешения нравственных проблем. «Не убий», - гласит заповедь Христа. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», и тогда тебе, как и Раскольникову, откроется истина, познать которую, можно только пройдя через страдания и лишения. Чтобы можно было любить людей, они должны стать, как Бог, чистыми, преисполненными милосердия. «Душа хочет любить только прекрасное», и люди должны стать прекрасными, все уродливое в них должно уничтожаться. Любить людей, можно только веруя в их преображение, веруя в Бога. В этом и заключается сущность последнего романа Достоевского «Преступление и наказание».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)