Отдых  ->  Где развлечься  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Происхождение и развитие древнегреческого театра

Наследие, оставленное нам античностью в области искусства, огромно. Античная архитектура, скульптура, литература, театр являлись предметом изучения и подражания во все последние века. Отличительным свойством греческой культуры является ее гуманность, способная привлекать сочувствие во все времена. После отрицания ее аскетизмом феодальной эпохи она была подхвачена с большим воодушевлением гуманистами в эпоху Возрождения, а оттуда вошла в плоть и кровь всей европейской культуры. Замечательные поэты Греции – Гомер, Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан, Алкей и другие – выработали основные поэтические формы, определили литературные жанры, которые живут и поныне. Созданные ими образы (Прометей, Эдип, Антигона, Медея и др. ) продолжают захватывать зрителя, заставляют трепетать наши сердца, а призывы к миру Аристофана можно и теперь слышать в устах политических ораторов.

В эпоху Возрождения создавались литературные комедии и трагедии, образцами для них послужили пьесы античных авторов. Драматурги более поздних периодов так же неоднократно обращались к богатому театральному наследию, оставленному античностью (Гете, Шекспир, Расин и др. )

В XIX и XX вв. на европейских сценах постоянно шли (и идут) античные драмы. Во Франции на орхестре древнего театра в городе Оранже была поставлена трагедия Софокла «Царь Эдип» со знаменитым трагическим актером Ж. Муне – Сюлли в заглавной роли; впоследствии этот спектакль был перенесен на сцену «Комедии Франсез». Неоднократно обращался к античной драматургии выдающийся немецкий режиссер М. Рейнхардт: в 1910 г. в Берлине он ставит «Царя Эдипа» Софокла, а несколько позже – трагедию Эсхила «Орестея». Целый ряд великолепных спектаклей по пьесам античных драматургов был создан современными греческими режиссерами Д. Рондирисом и К. Куном.

В эпоху Просвещения культ античной литературы и театра находит яркое выражение в ряде европейских стран. В Германии горячими поклонниками античности были Лессинг (1729-1781), Гете (1749-1832) и Шиллер (1759-1805). Создавая вою теорию драмы, Лессинг изучает античную трагедию и комедию и «Поэтику» Аристотеля. Помимо заимствования ряда сюжетов из античной литературы, Шиллер пишет драму «Мессинская невеста», в которой, как и в древнегреческой трагедии, имеются хоры. Гете с живейшим интересом следит за успехами науки и греческой литературы. На основе сюжета, разработанного Еврипидом, он написал драму «Ифигения в Тавриде» (1779-1786). В Италии Альфьери (1749-1809) создает свои трагедии, подражая античным образцам.

Это увлечение античными классиками продолжалось и в первой половине XIX века. Произведения Байрона (1788-1824) полны отголосков античной литературы. Преклонение перед греческим искусством привело его в ряды борцов за независимость новой Греции от турецкого ига, в благодарность за заслуги, оказанные человечеству Древней Грецией. Шелли (1792-1822) пишет в 1819 г. лирическую драму «Освобожденный Прометей» вдохновляясь образом эсхиловского Прометея.

В произведениях Пушкина и поэтов Пушкинской эпохи, таких как – Козловский, Мартос, Баженов, Захаров, Росси, неоднократно разрабатывались античные сюжеты. «Каждый образованный европеец должен иметь достаточное понятие о бессмертных созданиях великой древности » (А. С. Пушкин).

Во времена своего расцвета античный театр, был подлинно народным театром. В дни определенных праздников этот театр собирал все свободное население города. И особенно велика была политическая и культурная роль древнегреческого театра в V веке до н. э. Театр был настоящей школой для афинских граждан. Не отгораживаясь от жизни, он поднимал все вопросы, волновавшие афинское общество: религия, философия, литература, политическое устройство, воспитание детей, положение женщины – все находило отклик у Афинских драматургов.

В заключительном слове на I съезде советских писателей в 1934 г. Горький призвал советских драматургов учиться у античного театра искусству, преображать трагическое «в таких формах, как умели его изображать древние трагики».

К Древнегреческому искусству как к вечно живущему источнику красоты и поэтического вдохновения обращались и такие самые разные по характеру своего творчества мастера, как Тургенев, глеев Успенский, художники Серов и Каноненский.

Искусство античности поэтически вдохновенно утверждало веру в наличие и совершенство человека, красоту его нравственного мира.

Театральное искусство Древней Греции само по себе продолжает сохранять высокое художественное значение и захватывает своей гуманностью, жизненностью и силой. Оно все еще «сохраняет значение нормы и недосягаемого образца», как говорил К. Маркс, обладает для нас вечной прелестью и обаянием детства человеческого общества там, где оно развивалось всего прекраснее.

Творческие силы греческого народа нашли яркое выражение в созданиях искусства и литературы, запечатлевших характерные черты жизни, воплотившие лучшие идеалы народа и многие исследователи, занимающиеся изучением культуры Древней Греции обращаются к теме становления античного театрального искусства.

Наиболее достоверно и полно историю античного театра рассматривал Борис Васильевич Варнеке (1874 - 1944) филолог – классик, историк театра. Более 30 его работ посвящены проблеме развития античного театрального искусства.

В. Головня в своей монографии «История античного театра» наглядно рассматривает драматургию, являющуюся основой театра, и идейную сторону драматических произведений в единстве с чисто театральной стороной.

В. М. Полевой «Искусство Греции» рассматривает проблемы истории искусства Греции от античности до наших дней.

Исследования Т. И. Соколовой, посвящены искусству Древней Греции. Под ее редакцией издан сборник «Искусство Древней Греции» куда привлечены литературные источники античности, дающие тем самым широкое представление о культуре Древней Греции. .

Одна из первых книг, посвященных театральному искусству, охватывающей всю историю мировой сценографии от древнейших ритуально – обрядовых истоков до начала XX века - «Искусство сценографии мирового театра. От истоков до середины XX века» В. И. Березкина.

Довольно интересно рассматривается история зарубежного театра профессором Г. Н. Бояджиевой. Она исследует всю историю театра Европы и США.

«Малая история искусств. Античное искусство» Б. И. Ривкина популярно рассказывает о путях развития архитектуры, скульптуры, живописи и прикладного искусства античного мира. Он рассматривает виды древнегреческих театров с точки зрения их архитектурной значимости в культуре Древней Греции. .

В I выпуске «Краткой истории искусств. От древнейших времен до XVI века», под редакцией Н. А. Дмитриевой, в ряде оригинальных очерков, ярко раскрываются основные этапы развития западноевропейского и русского искусства. Рассматривается первобытное искусство средних веков и Возрождения.

При изучении произведений древнегреческих авторов - Эсхила, Софокла, Гомера, Аристофана использовала учебник С. И. Радцига, «История древнегреческой литературы», где дана полная характеристика основных произведений древнегреческих поэтов и драматургов.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы при подготовке лекционных курсов и практических занятий по истории Древнего мира, истории театра и истории изобразительного искусства, истории мировой художественной культуры, истории античного театра.

1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА

Древнегреческий театр возник из сельских празднеств в честь бога Диониса. Вначале Дионис считался богом производительной силы природы, и греки изображали его в виде козла или быка. Однако позже, когда население древней Греции познакомилось с возделыванием виноградников, Дионис стал богом виноделия, а потом и богом поэзии и театра. Несколько раз в году происходили празднества, посвященные Дионису, на которых пели дифирамбы (хвалебные песни). На этих празднествах выступали и ряженые, составлявшие свиту Диониса. Участники мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры. Наряду с торжественными, и печальными, распевались веселые, а часто непристойные песни. Торжественная часть праздника дала рождение трагедии, веселая и шутливая - комедии.

Театральные представления происходили в дни всенародных праздников Диониса. Все дела в это время приостанавливались. Суды закрывались, должники освобождались от уплаты долгов на в течении всех дней праздника. Даже заключенных выпускали из тюрем, чтобы они могли принять участие в общем празднике.

1. 2. ПОСТАНОВОЧНАЯ ТЕХНИКА ТЕАТРА

В Греции театр был государственным учреждением, и организацию театральных представлений брало на себя само государство, назначая для этих целей специальных людей. Драмы ставили на трех праздниках в честь Диониса: Малых или Сельских Дионисиях (в декабре - в январе); Ленеях (в январе - феврале); Великих или Городских Дионисиях (в марте - апреле). Драматические представления проходили как состязания драматургов. В них участвовали три трагических и комических поэта. Каждый из трагиков должен представить по четыре пьесы: три трагедии и одну сатирическую драму (это веселая пьеса на мифологический сюжет с хором, состоящим из сатиров). Три трагедии, связанные единством сюжета, составляли трилогию, после нее и ставили сатирическую драму. Трилогия и сатирическая драма составляли тетралогию. Состязания продолжались три дня. Каждый день с утра играли три трагедии и одну сатирическую драму. Под вечер исполняли комедию одного из участвовавших в состязании комических поэтов. Драматурги получали хор от архонта, но все издержки, связанные с обучением хора, брали на себя богатые сограждане. Хорег должен был организовать хор на свои деньги, изготовить для него костюмы. Для драматических состязаний требовалось шесть хорегов: три - для тетралогий и три- комедий. В хореги избирали любителей театра, в которых недостатка в ту эпоху не испытывали. Вначале драматурги сами писали музыку и сами обучали хор, но уже очень скоро им пришлось прибегнуть к помощи специальных учителей. Исполнение обязанности хорега и участие в трагическом хоре было делом весьма почитаемым. Считалось, что хореги, актеры и члены хора находятся под особым покровительством божества. Все они на время подготовки к драматургическим состязаниям освобождались даже от военной службы.

Судили на состязании особенные выборные лица. Для победивших драматургов были установлены три награды. Драматург, занявший на состязании третье место, считался потерпевшим поражение. Помимо гонорара, драматург получал от государства в качестве награды венок из плюща. На долю хорегов, которые подготовили хор для победивших драматургов, выпадала большая честь. Такой хорег имел право воздвигнуть памятник в ознаменование своей победы. На этом памятнике писали время представления, имя победившего драматурга, название его пьесы, а также имя хорега. Результаты состязаний вносились дидаскал[3], который хранился в государственном архиве Афин.

1. 3. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА

Народный характер античного театра определил особенности его организации и устройства. Древнегреческий театр сооружался на открытом воздухе и состоял из 3-х основных частей: орхестры, театрона и скены. Древнейшей из этих частей является орхестра — круглая площадка, на которой выступали хор и актёры. 420-400 года - Появление сцены в театре. В течении всего классического периода актеры играли на орхестре, то есть там же, где помещался хор. Лишь в 420-400 годах в театре часть орхестры занимается сценой для игры актеров (проскений), то есть игра актеров отделяется от места игры хора. Возникает первая сцена. Тем самым уменьшается орхестра, перестроенная в начале 5-ого века, и поскольку сцена занимает часть орхестры, орхестра теперь представляет собой полукруг, примыкающий к проскению. В 4 веке была закончена перестройка театра, причем, вокруг орхестры были возведены ряды каменных скамей, выстроенных на склонах Акрополя. Тем самым на много увеличилось количество мест для зрителей. Вначале зрители размещались вокруг орхестры. Позднее поя особые места для публики, расположенные на склонах прилегающих холмов и гор. Античный театр вмещал огромное количество зрителей (Афинский театр, например до 17 тыс. чел. ).

Скена, первоначально предназначавшаяся только для переодевания и выходов актёров, находилась вне круга орхестры, позже уже на касательной к его окружности. Передняя стена скены - проскений, имевшей обычно вид колоннады, изображая фасад храма или дворца, приобрела со временем большое значение в оформлении спектакля. На обоих концах здания скены были пристроены, (возможно, уже в 1-й пол. 5 в. до н. э. ) два боковых строения, которые назывались параскениями. Параскении служили, по-видимому, местом хранения декораций и другого театрального имущества; в тех случаях, когда драма требовала наличия двух или трёх жилищ, параскении могли изображать эти жилища. Между скеной и местами для зрителей, за несколько более половины круга, находились проходы - пароды, через которые вступали на орхестру хор и актёры, по ходу пьесы, привезенные из города, гавани или из чужой страны. В V и IV вв. до н. э. греческие актёры играли на орхестре перед проскением. Никакой высокой или низкой сценической площадки в это время не существовало. Планировка греческого театра была рассчитана на хорошую слышимость. Кроме того, для усиления звука в некоторых театрах применялись резонирующие сосуды, помещавшиеся среди зрительных мест. Если стоя в центре орхестры, бросить на камень пола монетку или разорвать клочок бумаги, то звон упавшей монеты, шорох разрываемого листа будут слышны в самом в верхнем ряду. Занавеса в греческом театре не было, хотя возможно, что в некоторых пьесах какие-либо части проскения временно занавешивались от зрителя.

В ранних трагедиях Эсхила, например, декорации представляли собой массивные деревянные сооружения (большой алтарь с кумирами для богов в «Умоляющих», гробница царя Дария в «Персах», скала в «Прикованном Прометее»). При Софокле появились расписные декорации, помогавшие превращать проскений в фасад дворца или храма, в переднюю стену палатки предводителя. В некоторых комедиях действие переносилось из одного месте в другое (например, из города в деревню, с земли в подзем царство и т. д. ), причём в театре они располагались рядом. Содержание греческой драмы требовало применения театральных машин. Божества взлетали вверх и спускались вниз с помощью блоков, причем от зрителей ничего не скрывалось и всегда были видны веревка и крюк, которым зацепляли за пояс «парящего в воздухе» актера. Существовало в древности латинское выражение Deus ex machina (бог из машины). С помощью этих машин на сцену являлось божество и легко разрешало чересчур усложнившееся взаимоотношения действующих лиц. Наиболее употребительными были: эккиклема (в трагедиях, обычно сцены убий), зорема.

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕКОЙ ДРАМЫ И ЕЕ ЖАНРЫ

Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская драма (сатировская драма названа так по хору, состоявшему из сатиров). Драма стала как бы синтезом достижений ранее сложившихся, родов литературы, вобрав в себя монументальный, героический характер эпоса и индивидуальное начало, идущее от лирики.

Возникновению драмы, как уже отмечалось, предшествовали эпос и лирика. Это богатый героический эпос — поэмы «Илиада» и «Одиссея», дидактический (поучительный) эпос—поэмы Госиода (VII в. до н. э. ); это произведения лирических поэтов VI в. до н. э.

Рождение греческой драмы театра связано с обрядовыми играми мимического характера, которые возникли у многих народов на ранней ступени развития и сохранялись на протяжении веков. У земледельческих пародов мимические игры входили в состав праздников, посвященных умирающим и воскресающим богам плодородия. Праздники этого типа имели две стороны: «страстную», серьезную, и карнавальную, прославляющую победу светлых сил жизни.

2. 1. ТРАГЕДИЯ

Трагедия, по свидетельству Аристотеля, ведет свое начало от запевал дифирамба. Эти запевалы, отвечая на вопросы хора, могли рассказать о каких-либо событиях из жизни бога и побуждать хор к пению. К этому рассказу примешивались элементы актерской игры, и миф как бы оживал перед участниками праздника. Слово трагедия происходит от двух греческих слов: «трагос» - козел и «оде» - песнь, т. е. песнь козлов, так как спутниками Диониса были сатиры, козлоногие существа, прославлявшие подвиги и страдания бога.

Почвой древнегреческого искусства считают мифологию. В ходе развития греческой трагедии круг ее сюжетов, помимо мифов о Дионисе, вошли рассказы о судьбах героев древности - Эдипа, Агамемнона, Геракла и Фесея и других. Таким образом, греческая драматургия заимствовала свои сюжеты из мифологии. Это объясняется характером греческой мифологии - ее глубокой художественной выразительности. Мифология греков выросла из стремления объяснить окружающий мир, и была тесно связана с религией.

Греческая трагедия целиком основывается на мифологии. Но сквозь мифологическую оболочку драматург отражал в трагедии современную ему общественную жизнь, высказывал свои политические, философские и этические воззрения. Использование мифологии делало трагедию необычайно доходчивой. В каждой пьесе зритель встречал уже знакомые ему лица и события и мог свободнее следить за тем, как эти мифы перерабатывала творческая фантазия драматурга.

По свидетельству самих греков, трагедия уже во второй половине VI в. до н. э. достигла значительного развития, использовав богатое наследие эпоса и лирики. Усилению действенной стороны трагедии очень способствовало нововведение трагик Феспида. Он выделил из хора особого исполнителя - актера.

Феспид был первым афинским трагическим поэтом. Первая постановка его трагедии состоялась весной 534 г. до н. э. на празднике Великих Дионисий. Этот год по традиции принято считать годом рождения мирового театра. Ранние греческие трагедии напоминали, скорее всего, лирические кантаты и почти сплошь состояли из песен хора и актера. Произведения ранних греческих трагиков до наших дней не дошли. В содержании комедии, так же как и в трагедии, с первых же дней ее существования к религиозным мотивам примешивались житейские, которые в дальнейшем занимали все больше и больше места и, в конце концов, стали преобладающие или даже единственными, хотя в целом комедия по-прежнему считалась посвященной Дионису. Своего высшего выражения театральное искусство V в. до н. э. достигло в творчестве трех великих трагиков - Эсхил, Софокол, Еврипида - и комедиографа Аристофана.

2. 2. КОМЕДИЯ

Слово комедия происходит от слов комос и оде. «Комос» — это шествие подвыпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, на сельских праздниках в честь Диониса. Следовательно, слово комедия обозначает «песнь комоса».

Комедия ведет свое начало от запевал фаллических песен. Слово комедия тоже происходило от двух греческих слов комос и оде. Слово комос обозначало шествие подпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками на сельском празднике в честь Диониса. Следовательно, слово комедия обозначает песнь комоса.

Участники комоса стали разыгрывать и маленькие комические сценки: похищение ворами съестных припасов и вина и другие сценки. К шуткам, песням и небольшим сценкам уже в то время примешивались элементы социальной сатиры. Возникшая из аттического комоса древняя аттическая комедия V в. до н. э. была политической по своему содержанию. Она постоянно затрагивала вопросы политического строя, деятельности отдельных учреждений Афинской республики, ее внешней политики, войны, мира и т. д. Такая комедия существовала в условиях афинской рабовладельческой демократии. Комедия отражала — карнавально-сатирическую сторону дионисийского культа.

В комедии гораздо шире, чем в трагедии, к мифологическим мотивам примешивались житейские, которые постепенно стали преобладающими или даже единственными, хотя в целом комедия по-прежнему считалась посвященной Дионису. Так, во время комоса стали разыгрываться небольшие сценки бытового и пародийно-сатирического содержания. Эти импровизированные сценки представляли собой элементарную форму народного балаганного театра и назывались мимами (греческое слово мимос обозначает «подражание», «воспроизведение»; исполнители этих сценок также назывались мимами). Героями мимов были традиционные маски народного театра: горе-воин, базарный воришка, ученый-шарлатан, простак, дурачащий всех, и т. д. Песни комоса и мимы — это главные истоки древней аттической комедии.

Злободневность древней аттической комедии усугублялась тем, что в ней допускалась полная свобода в карикатурном изображении отдельных граждан, выводимых к тому же под своими подлинными именами (поэты Эсхил, Софокл, Еврипид, Агафон, вождь афинской демократии Клеон, философ Сократ и другие — у Аристофана). При этом древняя аттическая комедия создает обычно образ не индивидуальный, а обобщенный, близкий к маске народного комедийного театра. Например, Сократ в «Облаках» Аристофана наделен не чертами реального лица, но всеми свойствами ученого-шарлатана, одной из любимых масок народных карнавалов. Такая комедия могла существовать только в условиях афинской рабовладельческой демократии.

3. СОПРОВОЖДЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

3. 1. АКТЕРЫ И МАСКИ

По преданию, Феспид сам был единственным актером в своих трагедиях. Партия актера, чередуется с песнями хора, и составляла всю пьесу. Вскоре после Феспида Эсхил ввел девтерагониста, а младший современник Эсхила Софокл тритагонист. Основные роли исполнял в драме протагонист.

Благодаря тесной связи греческого театра с культом Диониса актеры пользовались в Греции большим почетом и занимали высокое общественное положение. Актером мог быть только свободнорожденный. Они, как и драматурги, могли принимать деятельное участие в жизни Греции. Их могли избирать на высшие государственные должности в Афинах и отправлять в качестве послов в другие государства.

Победителями на драматических состязаниях вначале признавались только хорег и драматург. Но, начиная со второй половины V в. до н. э. в театральных состязаниях принимали участие и протагонисты. В греческой драме число актеров не превышало трех человек, то одному и тому же актеру в течении пьесы приходилось играть несколько ролей. Если в пьесах присутствовали немые роли, их играли статисты.

Женские роли всегда исполнялись мужчинами. Трагические и комедийные актеры должны были не только хорошо декламировать стихи, но и владеть вокальным мастерством, так как в наиболее патетических местах драмы актеры исполняли арии. Путем постоянных упражнений греческие актеры вырабатывали у себя силу, звучность и выразительность голоса, безукоризненность дикции и доводили до большого совершенства искусства пения. Но кроме этого, греческий актер должен был владеть искусством танца и вообще искусством движения в самом широком смысле этого слова. Поэтому греческому актеру необходимо было много работать над гибкостью и выразительностью тела.

Актеры носили маски, так что мимика из игры была исключена. Тем больше должны были греческие актеры работать над искусством движения и жеста. Маски проникли в греческий театр впоследствии исконной связи последнего с культом Диониса. Жрец, изображавший божество, всегда выступал в маске. Однако в театре классического периода маски уже не имели культового значения. Зато она отвечала задачам греческого театра создавать крупные обобщенные образы. Так, например, характер или сиюминутное настроение действующего лица определялось маской, которую надевал на лицо актер: хохочущая, скорбная, умиротворенная. Они менялись всякий раз, как только исполнитель переходил соответственно от веселья к печали, от горестей к покойному расположению духа. Кроме того, определенное значение имела окраска маски, например, по багровому ее цвету зрители узнавали раздражительного человека, по рыжему - хитрого и коварного.

Исполнение женских ролей мужчинами вызывало необходимость использование маски. Употребление маски обусловливалось также размерами греческого театра. Без маски лица актеров были бы плохо видны зрителям последних рядов. Маски делались из дерева или полотна, в последнем случае полотно натягивалось на каркас, покрывалось гипсом и раскрашивалось. Маски закрывали не только лицо, но всю голову, так что прическа была укреплена на маске, к которой в случае необходимости прикреплялась так, же борода. У трагической маски обычно делали выступ надо лбом, увеличивавший рост актера.

В древней комедии большая часть масок должна вызывать смех, отсюда их карикатурный и гротесковый характер. Кроме вымышленных персонажей, поэты древней комедии выводили на сцену и своих современников. Маска в таких случаях была обычно шаржированным портретом.

Костюм трагических актеров был некоторым видоизменением пышной одежды, которую носили жрецы Диониса во время исполнения религиозных церемоний. Театральный хитон имел длинные рукава и спускался до пят. Плащи употреблялись в основном двух видов: гиматий и хламида. Отдельные персонажи носили специальную одежду. На театральных хитонах и плащах вышивались различные, нередко сложные рисунки - цветы, пальмы, звезды, спирали, арабески, а также фигуры людей и животных. Цвет на одежде имел тоже определенное значение: роли счастливцев исполнялись в одеяниях с желтой или красной полосой, а синие или зеленые полосы отмечали неудачников. Обувь трагического актера называлась котурнами. Сценические котурны имели толстые, состоящие из нескольких слоев подошвы, благодаря чему, увеличивался рост актера. Чтобы придать своей фигуре еще большую величественность, трагические актеры укрепляли под одеждой специальные подкладки или небольшие подушки, сохраняя при этом естественные пропорции тела. В комедии употребление подушек и подкладок, наоборот, вызывалось стремлением нарушить нормальные пропорции человеческого тела и тем вызвать смех.

Женские персонажи комедий носили обычный женский костюм, мужские персонажи - короткий плащ.

До наших дней дошло много статуэток, изображающих актеров древнегреческой комедии. У маски вытаращенные глаза, безобразный нос, широко открытый рот, живот и зад увеличены с помощью подложенных подушек.

3. 2. ХОР И ЗРИТЕЛИ

Трагический хор насчитывал сначала 12 человек, затем состав его был увеличен до 15. В комедии хор всегда состоял из 24 человек. Участники хора назывались хоревтами, предводитель хора - корифеем. При выходе на орхестру во главе хора шел флейтист, который останавливался на ступенях алтаря, расположенного в центре орхестры.

В трагедии хор обычно изображал людей, близких главному герою. Так, в «Прометее Прикованном» Эсхила хор составляют Океаниды, дочери Океана, сочувствующие страданиям Прометея и готовые разделить его судьбу. Комический хор изображал не только людей, но и животных и сказочных существ. Например, в комедии Аристофана «Облака» хор состоит из облаков. Существует мнение, что в трагедии хор тормозит действие и является данью культовой традиции. Однако это не так. Трагедия развивалась на основе трагического хора, из которого впоследствии был выделен один актер. С появлением второго и третьего актера роль хора ослабевает, драматический конфликт может происходить теперь между героями и без участия хора. Но хор не исчезает. Он существует как непременный компонент у всех трагических поэтов классического периода, хотя несет не всегда одинаковую драматическую нагрузку. Жизненность хора в этот период объясняется тем, что в трагедии он был необходим как выразитель общественного мнения. Хор был героем коллективным, его партии и поныне помогают понять философский и человеческий смысл трагедии в плане решения основного конфликта.

Театральные представления происходили в дни всенародных праздников Диониса. На эти представления люди собирались с восхода солнца. Сперва, им было предоставлено право самим, занимать какие угодно места, и нередко дело доходило до драк (драчунов разнимали нанятые для этой цели служители). Позже чтобы устранить беспорядки и для покрытия расходов по содержанию театральных зданий, городские власти ввели выдачу входных билетов - медных кружочков, похожих на монеты и называвшихся символами. При Перикле неимущим гражданам выдавались на посещение театра особые зрелищные деньги (теорикон).

В театре были строго определены места для разных групп зрителей. Первый отводили государственным лицам, жрецам и полководцам. Им, восседающим в креслах, билеты были не нужны.

За креслами, отделенными проходом, начинались скамьи-ступени для богатой публики. Каждый сектор был помечен одной буквой, начиная с «А» (альфа). Той же буквой и помечали, и оборотную билетов-символов с изображением головы богини Афины или морды льва, которого считали охранителем от всего плохого. Значительно хуже вычеканенные символы, без каких либо изображений и помеченные одной и той же буквой на обеих своих сторонах, служили билетами на следующий ярус. Буквы на этих билетах соответствовали обозначением секторов для зрителей со средним достатком.

Существовали символы, изготовленные еще грубее и помеченные двумя одинаковыми буквами на лицевой и оборотной сторонах. Эти билеты предназначались для верхнего яруса, где скамьи секторов, на которых располагались бедные зрители, были обозначены четырьмя буквами.

Количество людей, получивших символы на один раз, не должно было превышать числа мест на скамьях. При входе билеты отбирались.

Драматические представления в Афинах начинались на рассвете и шли до самого вечера. Зрители ели и пили в самом театре. Все были одеты в праздничные одежды, головы украшали венками. На Великих Дионисиях происходило громадное стечение горожан, к которым присоединялись еще и жители других городов-государств, приезжавшие со всей Греции.

Жребий определял порядок представления пьес соревнующихся драматургов. Звук трубы возвещал о начале каждой пьесы.

Афинская публика была очень восприимчивой и непосредственной. Если пьеса нравилась, зрители выражали одобрение аплодисментами и криками. Среди зрителей были и подставные лица. Рассказывают, что комедиограф Филемон (IV в. до н. э. ) не раз с успехом использовал их против своего противника - Менандра. Если пьеса не нравилась, зрители свистели, щелкали языком, стучали ногами. Бывали и такие случаи, когда актера прогоняли со сцены камнями и требовали прекратить пьесу и начинать новую. Таким образом, суждение народа имело существенное значение для успеха представления.

4. ВИДЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ТЕАТРОВ

1. Театр Диониса в Афинах

Театр Диониса в Афинах является древнейшим из известных театральных зданий. Расположен он в священной ограде Диониса на юго-восточном склоне Акрополя. Его раскопки были завершены в 1895 году. Дёрпфельдом. Каменных сидений в этом театре еще не было: зрители сидели на деревянных скамьях, а может быть просто стояли. Пьесы pозыгрывались по-прежнему на уровне орхестры, перед скеной.

2. Театр Эллинистической эпохи

В III-I вв. до н. э. театр стал одним из проводников греческой культуры на Востоке. До нас дошли руины эллинистических театров, так как они сооружались уже из камня (хотя отдельные части строились иногда еще из дерева). Раскопки позволяют с большой точностью восстановить их план и составные части. Из театров эллинистической эпохи известны театры в Эпидавре, Мегалополе (города в Пелопоннесе), Приене, Эфесе (Малая Азии).

3. Театр в Эпидавре

Театр был построен в IV в. до н. э. архитектором Поликлетом Младшим. Считался самым знаменитым из всех греческих театров по изяществу своей архитектурной формы. Сохранившийся лучше других греческих театров театр в Эпидавре — единственный театр, руины которого дают возможность получить представление о внутреннем устройстве скены.

4. Театр в Мегаполе

Театр был сооружен перед Терсилионом — помещением для собраний 10 тыс. аркадян. Великолепное здание Терсилиона было построено в сер. 4 в. до н. э. , тогда же был построен и театр. Около 200 до н. э. в театре был построен мраморный проскений и с этого времени представления шли уже на высокой сцене.

5. Театр в Приене

Театр был построен между 350 и 330 до н. э.

6. Театр в Пергаме

Построен на склоне путей горы в узкой лощине. Один сохранял значительные остатки деревянной конструкции от 2 в. до н. э.

7. Театр Ликурга

Построен в эллинистическую эпоху в Афинах, получивший по образцу древних театров этой эпохи высокую сцену, поддерживавшуюся впереди колоннами проскения.

8. Кукольный театр

Первый кукольный театр создал греческий ученый Герон. Передвигался этот театр на скрытых от зрителей колесах и представлял собой небольшое архитектурное сооружение - четыре колоны с общим цоколем и архитравом. Куклы на его сцене, приводимые в движение сложной системой шнуров и зубчатых передач, тоже скрытых от глаз публики, воспроизводили церемонию празднества в честь Диониса.

Второй театр, Герона, был очень мал по размерам, и все легко переносилось с места на место. Он представлял собой небольшую колонну, на верху, которой находился макет театральной сцены, скрытой за дверцами. Они открывались и закрывались пять раз, разделяя на акты драму о печальном возвращении победителей Трои. На крошечной сцене с исключительным мастерством показывалось, как войны сооружали и спускали на воду парусные корабли, плыли на них по бурному морю и погибали в пучине под сверканье молний и раскаты грома.

Театральное искусство обладает специфическими особенностями, делающими его произведения уникальными, не имеющими аналогов в других родах и видах искусства.

Для нас великое здание античного эпоса, обаяние лирики VII – V в. в. до н. э. , трагический гуманизм Эсхила, Софокла, Еврипида, героическая ширь аристофанова юмора, наделенный нетленной и прекрасной жизнью мир греческой пластики есть не просто одна из первых ступеней в истории культуры. Искусство античной Эллады – одна из вершин творческого гения человечества, искусство живое, связанное с нашим духовным миром.

Истоки театрального искусства лежат в первобытных языческих ритуалах и обрядах, связанных с коренными моментами жизни тогдашнего общества. Персонификации явлений природы в том или ином божестве обуславливала необходимость своеобразного диалога с богами – в обрядах и ритуалах разыгрывались (т. е. подавались в театральной форме) ключевые моменты, жизненно важные события. В обрядовых действах, казалось бы, не было зрителей, как таковых, все их участники, сколько бы их ни было – много ли, при массовом обряде, или только жрецы, при обряде тайном были непосредственно включены в само действо. Тем не менее, зритель был, точнее, подразумевался: эти театрализованные действа, первобытные мистерии, адресовались божествам, с ними вступали в диалог участники обряда. Так задавалась сакральность действа, высочайшая нота, сохраняющаяся в лучших произведениях театра и сегодня. Возникло первое осознание необходимой профессионализации будущего театра: чем искуснее ведется диалог с богами, тем вероятнее достижение их благосклонности.

Таким образом, первыми профессионалами архаичных театрализованных форм были жрецы и шаманы; позже – плакальщицы, певцы, танцоры, прославлявшие древних богов – Диониса, Сатурна, Осириса, Ваала, Коляду, Астарту.

Именно в древнегреческих театрах впервые сформировалась и была осознана одна из важнейших социальных функций будущего театра - идеологическая. Близость к богам дает жрецам власть; для того, чтобы ее поддерживать, необходимо формировать нужное общественное мнение и настроение, идеологическую доктрину. Высокая степень эмоциональной включенности участников обрядовых действ (а позже – театральных зрителей), т. е. коллективное переживание, делает их наиболее внушаемыми. Отсюда идет распространенное и вполне объективное утверждение, что театр есть общественная трибуна, с которой пропагандируется и внушается система политических, правовых, религиозных и других взглядов общества.

На гигантских амфитеатрах, под открытым небом собирались десятки тысяч зрителей. Именно на таких трибунах создавались образы легендарных героев и богов, утверждались нормы морали и гражданственности, отстаивались те или иные социально – политические идеалы. В комедиях остро высмеивались пороки, отражалась социальная и политическая борьба в античном обществе.

Мастерство античных актеров воздействовало на зрителя так, что впоследствии побуждало его к активным действиям. Такие идеи как страстный протест против всякого насилия и угнетения, проповедь горячей любви к Родине, непоколебимость в отстаивании гражданских и гуманистических убеждений, становились близки и понятны народу на всем протяжении его истории.

Достигнув больших идейных и художественных высот, античный театр заложил основы всего последующего развития европейского театра. Можно смело утверждать, что театр Древней Греции стал основой для последующего развития театрального искусства, которое продолжатся и в наши дни.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)