Озеро Светлояр и его легенды
Не так много у нас в России сохранено мест, где мы могли бы вживую соприкоснуться с прошлым. Памятников, способных так зримо передать неповторимую красоту и очарование русской природы и русской души. Уголков земли, где бы удивительная природа соседствовала с не менее удивительными преданиями.
Существует немало гипотез происхождения легенды о граде Китеже и легенд озера. Свои предположения высказывают и историки, и географы, но нам хочется остановиться на литературных версиях. Исторические и географические данные обогащают произведения, делают их достоверными.
Одно из красивых русских сказаний- народная легенда о граде Китеже, не раз вдохновлявшее поэтов, художников, музыкантов. Китежская легенда привлекла внимание и П. И. Мельникова-Печерского, В. Г. Короленко, А. М. Горького, И. С. Глазунова. Предания о невидимом граде Китеже вдохновили Н. А. Римского – Корсакова на создание оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». В этой легенде рассказывается о реальных исторических фактах, которые переплетаются с мифическими, невероятными событиями.
Действительно, в Заволжье есть прекрасное большое озеро Светлый Яр, на берегу которого в XIII веке князь Георгий Всеволодович, по преданию, построил город-крепость Большой Китеж, «в месте вельми прекрасном и многолюдном». В «Китежской летописи» говорится, что великий владимирский князь Георгий Всеволодович, посетив ряд городов Руси, приехал в волжский Городец – Малый Китеж. Впоследствии, спасаясь от преследования его по пятам Батыя, князь Георгий скрылся в этом городе. На утро Батый взял штурмом Малый Китеж и всех во граде порубил, а некий Гришка Кутерьма, не выдержав пыток, показал ему путь к озеру Светлый Яр, где в Большом Китеже скрывался князь Георгий. А дальше начинается народная фантазия.
В одном из преданий, в своей скромной лесной избушке жила красавица простолюдинка Феврония, которая понимала язык птиц и зверей. Она молила богов и природу, чтобы они спасли, защитили Китеж от разорения и порабощения. И погрузился белокаменный город в глубины озера, оставаясь видимым сквозь воду лишь другу, а не врагу.
А П. И. Мельников-Печерский так излагает эту легенду: «Подошел татарский царь ко граду Великому Китежу, восхотел дома огнем спалить, мужей избить, либо в полон угнать, жен и девиц в наложницы взять. Не допустил господь басурманского поругания над святыней христианскою.
Десять дней, десять ночей батыева полчища искали града Китежа и не могли сыскать, ослепленные. И досель тот град невидим, стоит –откроется перед страшным Христовым судилищем. А на озере Светлом Яре тихим летним вечером виднеются отраженные в воде стены, церкви, монастыри, терема княжеские, хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой заунывный звон колоколов княжеских. Так говорят за Волгой. Старая там Русь, исконная, кондовая.
По народным представлениям, град Китеж, скрытый от глаз греховного мира, - земной рай, откуда праведники посылают грамоты людям, наставляя, как жить в миру. Жизнь в славном Китеже совсем особая- ясная и светлая. Можно попасть туда и заживо, но возврата оттуда нет. А попасть можно так: отговев и причастившись, без сумы и посоха надо пройти по Батыевой тропе к Светлому Яру, там откроется в одном месте темная пещера- вход в Китеж-град. И путник входит в открытые врата затонувшего мира, храня веру в существования чуда на земле.
Много спорили и спорят до сих пор о происхождении этой легенды, изучают почву, измеряют глубину озера, ныряют с аквалангом на дно Светлояра. Доказывают научно, что нет и не могло быть града Китежа на озера, что другой Китеж штурмовали полчища Батыя, в другом месте останки древней крепости. Но главная прелесть легенды о граде Китеже в том, что раскрывает она и красоту, и удивительную чистоту народа, хранящего в своей памяти светлую веру в чудо, в красоту земную.
Илья Глазунов в своей книге «Россия распятая» приводит интересную, на мой взгляд, версию нашей прародины- «Страны совершенного творения» - и связывает ее с легендой о граде Китеже. «Эта легенда уходит корнями в глубину веков, когда в результате гигантской катастрофы богатая и цветущая «Страна совершенного творения» (рай) была затоплена и очутилась на дне огромного озера, которое сегодня называется Иссык-Куль,-пишет автор. - В тихую погоду в водах Иссык-Куля можно увидеть следы затонувшего города, обозначенного очертаниями построек и стен, покоящихся на дне загадочного озера. В непогожие дни волны выносят на берег кирпичи и бытовые предметы.
Душа русского народа в своей глубине таит смутные воспоминания о счастливой стране «белых вод», «теплых рек».
Вторая легенда, о которой пойдет речь дальше, необычная легенда, рассказанная Леонидом Ивановичем Бородиным в повести «Год чуда и печали». В ней рассказывается о том как образовалось озеро. Кроме этого объяснения мы нигде больше не нашли ничего подобного. Ни одна байкальская легенда не касается истории происхождения озера. Хотя озером-то его называть опасно.
Европеец Избрант Идес в «Записках о русском посольстве в Китае (1692-1695)» предостерегал:
«Следует заметить, что многие люди с большим жаром предупреждали и просили меня, чтобы я, когда выйду в это свирепое море, называл бы его не озером, а далаем, или море. При этом прибавляли, что многие знатные люди, отправлявшиеся на Байкал и называвшие его озером, то есть стоячей водой, вскоре становились жертвами сильных бурь и попадали в смертельную опасность».
Исследователь Байкала Б. И. Дыбовский (1868) продолжил эту мысль:
«Байкал, называемый туземцами «святым морем», полон дивного обаяния: что-то таинственное, легендарное и какой-то необъяснимый страх связывались у всех с представлением об этом озере. Всякий раз, когда мы собирались отправиться на озеро, нам пророчили неминуемое несчастье».
Валентин Григорьевич Распутин подытожил:
«Поверия, как и предания, живучи: попробуйте, попав в байкальский шторм, смеяться над местными рассказами о всемогущих духах моря, которое словно бы и выпускают, как из рукава, шквал за шквалом, сокрушительные порывы, один другого яростней и опасней. Если вы способны в такой момент над этим смеяться- честь и хвала вам, способным на все. Предания, кстати, связывают остров Ольхон с именем Чингисхана: здесь якобы и обрел он вечный покой».
Вернемся к легендам. «Посмотрел Господь: неласковая вышла земля как бы не она на него обижаться!. И, чтоб не держала обиды, взял и вымахнул ей не какую-нибудь подстилку для ног, а саму меру щедрот своих, которой мерил, чему сколько быть от него. Упала мера и превратилась в Байкал». Такую бесхитростную и гордую легенду о сотворении Байкала рассказал В. Г. Распутин. Услышанную или придуманную им самим, как он сам об этом говорит. И эту мысль «Мера щедрот его (Господа)- Байкал» как бы продолжает Бородин.
«Давным, давно на берегу далекого океана жило племя смелых и добрых людей. Но однажды из океана вышла смерть и накинулась на людей племени. Старейшие люди племени думали о том, как спасти свой народ , и многие умирали не дожив до утра.
Но вот пришли к старейшим четверо братьев, самых отважных охотников племени: Байколла, Баргуззи, Ольхонна, Бури. И рассказали они о стране голубых гор, где есть стада оленей и кабанов, и стаи птиц. И предложили увести племя в ту далекую страну. Не было у людей другой надежды на спасение, и отправились они за отважными братьями-охотниками. По пути погибают, спасая людей от смерти, Ольхонна, Бури и Баргуззи.
А люди шли вперед. Непроходимыми становились места, и нигде не виделось долины для жизни. На пути у людей выросли неприступные склоны хребта. И вдруг увидели они над горами великана. Это был богатырь Сибир, в чьи владения и края пришли люди в поисках долины жизни. Рассказали люди ему всю правду о себе. Тронули доброго богатыря людские беды, вырвал он ледяной хребет, серпом изгибающийся под ногами и закинул его в небо. А перед людьми открылась глубокая долина. И чем глубже спускались, тем теплее становилось вокруг.
Прошли годы, и люди расселились по всей Долине Молодого Месяца. Они разделились на четыре племени, и каждое племя взяло себе названием одно из имен братьев-охотников, спасших народ от черной смерти.
Прошло много лет, когда в Долине появилась неизвестная женщина с двумя сыновьями. Она поселилась отдельно от всех племен, ни с кем не сходясь, ни с кем не знакомясь.
Старшему ее сыну, Нессею, было 17 лет. Он был сильный, умный и ловкий. Самые сильные мужчины Долины не могли соперничать с ним. Мариту, младшему сыну, было 10 лет, но он уже мог камнем сбить птицу с неба, оттянуть тетиву с самого большого лука и усмерить самого резвого коня.
Старшей дочери Байколлы, в ту пору исполнилось 16 лет. Ее звали Нгарой, что означало «быстроглазая». Нгара и Нессей полюбили друг друга. И однажды Нессей сказал матери, что хочет жениться на дочери князя Байколлы. И тогда мать пошла к князю сватать его дочь. Но безродная женщина не могла рассчитывать на согласие князя, ведь по обычаю, брачными союзами скреплялась из века в век дружба племен.
Но ответил он, князь Байколла:
-Уходи, женщина! Я не хочу тебе зла, но и не приглашаю тебя впредь в свой замок.
В Долине Молодого Месяца был обычай: если кто приходил к Байколле с просьбой, возвращался на дареном коне, какой бы ответ ни получил. И женщине у ворот подвели коня, но она отказалась от него и пошла пешком. И не было большего оскорбления князю Долины! Когда Нессей узнал об отказе, он в гневе сломал свой лук и принял решение. Через младшую сестру Ри Нессей связался с Нгарой и предложил ей бежать. Та согласилась.
Ночью братья на лошадях прокрались к замку Байколлы, и Ри привела свою сестру. Нессей посадил ее на коня, и они помчались прочь от замка. Марит тоже почувствовал себя мужчиной, схватил Ри и помчался за братом.
Мать кинулась на помощь своим сыновьям и успела своей тайной силой открыть Нессею проход в горах. Но Мариту помочь не успела. Его загнали в пропасть, и он решил ее одолеть. Но он лишь успел скинуть с лошади на уступ Ри, а сам упал в пропасть.
В Долине Молодого Месяца никогда не убивали людей и, когда это случилось, люди ужаснулись. Мать прискакала к месту гибели сына и сказала: «Вы убили потомка богатыря Сибира. Я пришла сюда, чтобы спасти вас от диких народов, а сыновья-богатыри могли вам помочь. Скорбите теперь. », - женщина велела положить тело сына в мраморный гроб и унести в самое глубокое место в долине. Она вывела людей из долины, тайной силой растопила лед на вершинах синих гор, вода хлынула в долину и затопила ее, и стала долина могилой Марита. »
Значит, на месте Байкала была долина, где жили люди, цвели сады. И вот теперь здесь море, в названии сохранившее память о герое предания Долины Молодого Месяца, чудесной страны, исчезнувшей под водой и не оставившей о себе никаких следов, кроме знакомых созвучий в названии ветров(Сарма, Ангара, Баргузин), поселка(Маритуй), острова(Ольхон).
У Марка Сергеева в книге «Капелька по капельке» можно прочитать «Поперек Байкала дует свежий ветер- ветер смелых, сильных, как настоящий батыр, повоевать с ним- надо храбрость иметь, надо моря не бояться. Баргузин называется.
С севера горный ветер идет. А еще его зовут Ангара, потому что быстр он и строптив, как красавица- дочь Славного моря, Ангара.
А есть такая падь между гор, на северо-западе, прямо напротив острова Ольхон - Сарма. И речка по ней течет – тоже Сарма. И ветер оттуда дует, с той стороны – тоже Сарма. Все рыбаки называют его «хозяйка». Хозяйка идет!. »
Если внимательно посмотреть на карту Байкала, можно встретить знакомые слова: Ольхон, Ангара, Енисей.
Интересно, как сохранилась в памяти людей подлинная история Байкала: «Дочь Байкала Ангара убежала с красавцем Енисеем!». И на карте Байкал по форме походит на серп молодого месяца.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интересные легенды хранит русская земля. Два озера, две легенды, две тайны. Люди всегда верили в добро и справедливость. Мечта о месте, где счастливы все, пришла с легендами с тех далеких времен. Удивительные предания и легенды, сберегшие наивную, искреннюю веру в то, что есть на свете места, где царит божий закон, справедливость и мир. Эти легенды выражают самые заветные чаяния русского человека – представление о справедливости, мире, правде, достатке.
«СТРАНА СОВЕРШЕННОГО ТВОРЕНИЯ» - РАЙ- ДОЛИНА МОЛОДОГО МЕСЯЦА.
И от злобы людской, от плохого поступка канет в лету град Китеж, Долина. И только человек с добрым, чутким сердцем может прикоснуться к этой тайне и попытаться приоткрыть завесу.
Комментарии