Развлечения  ->  Эротика  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Некрасов – поэт и гражданин

Изучение любовной лирики Н. А. Некрасова – актуальная проблема литературоведения, так как до сих пор нет научных трудов в полной мере описывающих и дающих возможность изучить именно стихотворения лирической направленности.

В работах лишь некоторых авторов мы обнаружили анализ нескольких произведений Николая Алексеевича на тему любви. В книге Степанова Н. Л. «Николай Алексеевич Некрасов» дана точная биографическая справка, которая помогает соотнести жизненную ситуацию с образами любовных посланий; описана и названа муза многих его стихотворений (Панаева).

Чуковский К. И. в своем труде «Мастерство Некрасова» большое внимание уделяет описанию и анализу тех приемов, при помощи которых достигается столь трепетное отношение к возлюбленной в том или ином произведении.

Николай Алексеевич Некрасов занимает на русском литературном Парнасе особое место. Он ввёл в широкий поэтический обиход новые темы, лексику, ритмы, стиль. Благодаря стихотворениям Некрасова у русской поэзии открылось второе дыхание, неповторимый рисунок некрасовского стиха навсегда запечатлелся в её облике, интонации Некрасова зазвучали в творчестве поэтов следующих поколений.

В отличие от большинства своих литературных предшественников, Некрасов не получил систематического образования. Семнадцатилетним юношей с тетрадкой стихов он приехал в Петербург, надеясь начать печататься и поступить в Петербургский университет. В университет он не поступил, знаний, полученных в Ярославской гимназии, не хватило. Отец, человек жестокого и буйного нрава, обидевшись на обман – Некрасов уверил его, что в Петербурге будет поступать в дворянский полк, военное учебное заведение, - лишил сына средств к существованию. Некрасов столкнулся с острой нуждой. Он зарабатывал репетиторством, переписыванием писем для неграмотных, письмом прошений, аттестатов и каторжным литературным трудом – писал рецензии на спектакли и книги, стихотворные пародии, заметки, фельетоны и даже водевили, лёгкие развлекательные пьесы, которые с успехом шли в Петербургском Александровском театре. Мать в жизни Некрасова оставалась светлым лучом – образованная, культурная, чуткая женщина. Елена Андреевна горячо любила своих детей и посвящала им всё время. Часто она читала детям сказки, рассказывала о великих писателях – Данте, Шекспире, знакомила их с бессмертными образами мировой литературы. Всеми силами она старалась оберегать детей от деспотичного отца. На всю жизнь сохранил поэт глубокую любовь к своей матери. В самые трудные минуты жизни он обращался к памяти уже умершей матери, чтобы она помогла ему в тяжёлой жизненной борьбе, чтобы «укрепила волею твёрдою и на правый наставила путь. Она навсегда осталась в его памяти и поэзии символом любви и невинного страдания:

Я знаю, отчего ты плачешь, моя мать!

Кто жизнь твою сгубило! знаю, знаю я!.

Навеки отдана угрюмому невежде,

Не предавалась ты несбыточной надежде –

Тебя пугала мысль восстать против судьбы,

Ты жребий свой несла в молчании рабы

Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;

Она была горда, упорна и прекрасна

«Родина»

В дальнейшем образ женщины – матери станет одним из центральных, сквозных в поэзии Некрасова. У него материнская любовь – любовь святая, идеальная, единственное человеческое чувство, которое не подвергается сомнению, не окрашено иронией. Если во всех других случаях любовь у Некрасова двойственна, то образы матери поэта, матери - крестьянки, матери – солдатки сливаются в единый образ – гимн материнской любви.

2. Панаева – вторая муза. «Панаевский цикл».

Почти вся интимная лирика Некрасова посвящена женщине, которая, по свидетельствам современников, была необыкновенно хороша собой. «Красавица, каких не очень много»,- писал о ней Чернышевский. А. А. Фет, побывавший в доме Панаевых, так описывает хозяйку: « Это была небольшого роста, не только безукоризненно красивая, но и привлекательная брюнетка. Её любознательность была не без оттенка кокетства; её тёмное платье отделялось от головы дорогими кружевами или гипюрами, в ушах у неё были крупные бриллианты, а бархатистый голос звучал капризом избалованного мальчика. Она говорила, что дамское общество её утомляет и что у неё в гостях одни мужчины». Грановский сообщал жене: «Милая, сколько в ней хорошего. В ней много ума и доброты истинной». «Она умна и хороша, вдобавок любезна и пряма донельзя»,- читаем в письме Ф. М. Достоевского брату.

Этой женщиной, получившей столько лестных отзывов и занявшей огромное место в жизни и поэтической судьбе Некрасова, была Авдотья Яковлевна Панаева.

Поэт познакомился с Панаевой в начале сороковых годов XIX века, когда он ещё только вступал в литературу. Двадцатишестилетняя Авдотья Яковлевна, изящная, черноволосая, гладко причёсанная (такой мы её узнаём по акварельному портрету Е. К. Маковского ), с румянцем на смуглых щеках, слыла одной из первых красавиц Петербурга. Многие из литераторов были тайно или явно влюблены в неё. И та же участь постигла и Некрасова.

Авдотья Яковлевна Панаева принадлежала к аристократической среде. Родилась в семье актёра Я. Г. Брянских. Детские годы её прошли в тяжёлой атмосфере недоброжелательства со стороны матери, тоже актрисы. В последствии в одном из писем Панаева назовёт своё детство «варварским», а юность – «унизительной».

Дом её родителей всегда был полон знаменитостей. Её художественному развитию способствовало слушание опер в театре, восприятие драм и водевилей, в которых играли Асенкова и Самойлова и непревзойдённый комик – Мартынов. Панаева видела Щепкина и Шумского, дружила на протяжении многих лет с М. И. Глинкой. Несмотря на всё это она воспользовалась первым же случаем, чтобы вырваться из родительского дома. Этот случай представился ей в образе блестящего молодого помещика и столичного литератора, который предложил ей руку и сердце.

И в 18 лет, выйдя замуж за Ивана Панаева и расставшись с театральным миром, Авдотья Яковлевна попадает в мир писательский.

В тот момент, когда Панаев стал владельцем журнала «Современник», а его редактором – Н. А. Некрасов, жизненные дороги поэта и его музы пересеклись. Это случилось в 1845 году, когда Некрасов почти ежедневно по делам «Современника» бывал в доме Панаевых. Авдотья Яковлевна, будучи хозяйкой, должна была не только принимать гостей, но и занимать их: участвовать в разговорах, в обсуждении литературных и редакционных дел.

Чувство поэта не сразу встретило отклик с её стороны. Прошло несколько лет, в течение которых он вёл долгую борьбу с самим собой, а она не решалась бросить мужа. Наконец, подталкиваемая обстоятельствами неудачной семейной жизни, Авдотья Яковлевна стала гражданской женой Некрасова.

Важную роль в развитии отношений Некрасова и Панаевой сыграли близость духовных интересов, общее понимание смысла литературы.

Панаева – полноправный участник «Современника». Она регулярно печатала свои рассказы, вместе с Панаевым с первого же номера вела отдел мод, помогала Некрасову по журналу – читала корректуры, принимала авторов, участвовала во всей жизни кружка, не говоря уже о том, что на ней лежали все хозяйственные заботы, приёмы, постоянные редакционные обеды и чаепития.

Союз Некрасова с Панаевой, длившийся около 16 лет, в лучшие его годы освещён любовью, дружбой и взаимопониманием. Их отношения отмечены полной гармонией чувств и благоприятным влиянием Авдотьи Яковлевны. К этой поре относятся стихи, в которых Некрасов назвал её «второй Музой».

И всё же их жизненный путь не назовёшь гладким, а отношения идеальными. Роман с Панаевой был настоящей, большой, но тяжёлой любовью Некрасова, любовью, лишавшей покоя, отдыха, сна, любовью, заставляющей страдать и ревновать, любовью, требующей разлук и расставаний, предельно мучительных для обоих.

Причин для этого было много. Одна из них – трудный характер Некрасова. В иных случаях давало о себе знать положение Авдотьи Яковлевны: оставаясь формально супругой Панаева, она стала невенчанной женой Николая Алексеевича.

Когда горит в твоей крови

Огонь действительной любви,

Когда ты сознаёшь глубого

Свои разумные права,

Верь: не убьёт тебя молва

Своею клеветой жестокой!

Постыдных, ненавистных уз

Отринь насильственное бремя

И заключи – пока есть время –

Свободный, по сердцу союз!

Но если страсть твоя слаба

И убежденье не глубоко,

Будь мужу вечная раба,

Не то раскаешься жестоко.

«Когда горит в твоей крови»

В этом стихотворении отражена ситуация, в которой оказалась Панаева. Похоже, что именно так, такими словами Некрасов внушал своей подруге свои взгляды на брак и семейные отношения, укрепляя её веру в моральное право следовать влечению сердца.

Отношения с Панаевой стали темой множества лирических стихотворений. Они-то и позволяют нам теперь проследить хотя бы в общих чертах историю этой любви, занявшей столь важное место в жизни поэта. Других данных почти нет в распоряжении биографов. Их письма, к сожалению, не сохранились. «Плачь, горько плачь! Их не напишешь вновь» - воскликнул Некрасов, когда узнал, что Авдотья Яковлевна в порыве отчаяния однажды уничтожила их переписку .

Если мы обратимся к творчеству Некрасова, то заметим, что почти все любовные признания поэта были посвящены его единственной музе – Авдотье Яковлевне Панаевой и известны под названием « панаевский цикл», хотя писались они не только на протяжении многих лет их трудного «незаконного романа», но даже и после его окончания. В цикле этих стихотворений чувствуется стремление автора посмотреть на себя как бы со стороны.

В цикле стихотворений, обращённых к возлюбленной («Поражена потерей невозвратной», «Я не люблю иронии твоей», «Да, наша жизнь текла мятежно» и др. ), Некрасов даёт пример этого бесстрашия в раскрытии душевных переживаний. Его любовная лирика – во многом лирический дневник поэта, в котором он поведал о самых сокровенных сердечных переживаниях. В этой обнажённости чувств Некрасов – непосредственный предшественник трагической лирики Александра Блока.

«Панаевский цикл» отличает исповедальность, биографичность; в нём запечатлены многие эпизоды, случаи из жизни, ссоры и примирения, жажда понимания и счастья. Цикл открывается стихотворением «Ты всегда хороша несравненно»

Это самое светлое и оптимистическое стихотворение из всех любовных стихов Некрасова. Оно настолько отличается от последующих, что литературоведы долго не решались отнести его к «панаевским». Любовь героини в нём радостная и искромётная, жаркая и нежная. А сама героиня не только «хороша несравненно», но умна и остроумна, весела и насмешлива, кокетлива и лукава, женственна и обаятельна. Её любовь оказывает положительное влияние на угрюмого поэта, укрепляет его силы, спасает от жизненных невзгод, которых немало досталось на долю Некрасова. Идеал любимой для этого поэта – это женщина-друг, опора в жизни.

В его лирике любовь рисуется такой: она согревает человека, помогает выжить в страшном, жестоком мире, где Некрасову «мерещится повсюду драма». Обращённые к Панаевой стихи – это своеобразный роман, имеющий начало и конец. В нём влюблённые встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, пишут и сжигают письма, вспоминают и пытаются забыть

Именно в этом романе утверждается идеал заботливой, ласковой женщины-подруги как опоры в трудной жизненной борьбе.

Но со временем у Панаевой развиваются и нарастают пессимистические настроения, их усиливает не только двойственность её положения, но и смерть детей, рождённых в браке с Панаевым, а затем – с Некрасовым. Смерти одного из детей поэт посвящает, пожалуй, самое горькое стихотворение в его лирике – «Поражена потерей невозвратной» .

Вызванное смертью ребёнка подавленное состояние объединяет героя и героиню. Они не способны ни радоваться, ни страдать, ни любить, ни ненавидеть. Они даже не способны помочь друг другу в горе – так оно велико. Стихотворение проникнуто ощущением смертного холода и беспросветного мрака. Мрак, холод и терзания души героев дают почувствовать читателю невосполнимость утраты. Это стихотворение воспринимается как жизненная драма.

Ещё одно из лирических стихотворений – «Тяжёлый крест достался ей на долю» – Чернышевский назвал «лучшим лирическим произведением на русском языке». В этой лирической исповеди Некрасов поведал о самых тяжёлых, мучительных переживаниях, усугубляемых болезнью. В ней и сознание своей невольной вины, и раскаяние, и неугасаемая страсть, преодолевающая физические страдания.

Уже первая строфа говорит о мучительной драме, которую испытывает поэт, о готовности его принять вину в сложной и трудной ситуации, приведшей к разрыву.

Некрасов не боится резких выражений. Его стихи – не чувствительный романс, а безжалостно – суровое обвинение. Он не может говорить о своей трагедии размеренно - мелодичными стихами, поэтому обращается к драматическому монологу.

Это разнообразие интонаций живой, взволнованной речи и смятение поэта, и его душевная боль. В стихотворении две контрастные сферы образов, возникшие из противопоставления молодости и красоты героини – и обречённости на гибель, на мучительную смерть самого поэта.

Поэт понимает неизбежность разрыва, оправдывая свою возлюбленную, он винит самого себя. Уже одно это выделяет стихотворение Некрасова из традиционного круга мотивов любовной лирики. В его стихах любовь не идеализируется, а показана в своей жизненной обнажённости. Его лирика доносит до читателя подлинный голос человеческого отчаяния, жестокую правду чувства.

Интимная лирика Некрасова раскрывает внутреннюю, психологическую сложность и противоречивость чувства поэта. Это, прежде всего глубокое переживание, одновременно и радости и страданий любви.

Но не следует расшифровывать любовную лирику Некрасова лишь в плане её автобиографизма. Она сильна общечеловеческой природой чувств, глубиной драматического конфликта, в ней заложенного, психологическим богатством переживаний.

Сама любовь представляется в этих стихах переходящей от радости в «любовь - страдание», испепеляющую человека, в мучительный поединок:

Если, мучимый страстью мятежной,

Позабылся ревнивый твой друг

И в душе твоей, кроткой и нежной,

Злое чувство проснулося вдруг –

Всё, что вызвано словом ревнивым,

Всё, что подняло бурю в груди,

Переполнена гневом правдивым,

Беспощадно ему возврати.

Счастье в любви невозможно без страдания, так как любовь рождается в «движении страсти»:

Одним прошедшим я живу

И то, что в нём казалось нам страданьем,

И то теперь я счастием зову

Любовь – борьба, любовь – поединок, в которой немыслима радость без страдания, определяет характер и строй всей любовной лирики поэта.

Ю. М. Лотман о любовной лирике Некрасова сказал: «Именно потому, что любовные отношения между людьми – область слишком ответственная, в которой незначительные оттенки выражения получают серьёзное значение, здесь особенно удобны и держатся дольше привычные, готовые, ритуализованные формулы и стилистические штампы».

В некоторых стихотворениях Некрасова – «Пускай, мечтатели осмеяны давно», «Ты всегда хороша несравненно» главное – обновление и пробуждение любви, наверное, потому, что они были написаны в годы совместной жизни с Панаевой. А произведение «Три элегии» было написано уже после окончательного разрыва с ней и вполне традиционно: в нём жанр элегии выдержан классически.

«Три элегии» – это самостоятельный цикл и произведение, которое входит в предсмертный цикл «Последнее стихотворение». Замысел этих элегий и некоторые строфы появились раньше, в кризисные годы расставаний «навсегда». Но окончательно сформированные в 1873 году в трилогию, стихи достигают апогея в выражении непобедимой никакими жизненными бурями любовной страсти поэта. Любовь, «не знающая конца», проникает во все строки элегии, о чём бы ни говорили: об упрёках, сомнениях, ревности. Особенно страстна первая элегия «Ах! Что изгнанье» . Она вобрала в себя противоречивые ощущения утраты и близости любимой. Последняя строфа элегии раскрывает смысл происходящей на наших глазах душевной драмы.

Вторая элегия «Бьётся сердце беспокойное» – это романтическое воспоминание о «дальней страннице» и мечта о встрече с ней в «обетованной земле Любви». Стихи проникнуты нежностью. В то же время образ любви и возлюбленной слишком обобщён, стёрт романтическими штампами. Однако льющаяся песенность мелодики и ритмики стиха придают элегии дыхание переживаемого живого чувства.

Завершающая трилогию элегия «Разбиты все привязи» кажется самой скорбной. В ней нет буйства страстей и сомнений первой, нет приподнятости второй. «Всё кончено!» – вот её лейтмотив.

И всё-таки «Три элегии» – это лишь неосуществимая попытка воскресить былое. Настоящее лирическое прощание с героиней произошло раньше. И венчает этот долгий, счастливый и мучительный роман трогательное, искреннее и нежное стихотворение «Прости» .

Сравнивая стихи этого цикла, Н. Н. Скатов пишет, что «незаконный» характер любви ставит героев Некрасова «в положение необычное, кризисное».

Любовь у Некрасова почти никогда не бывает счастливой – всегда рядом ревность, «ужасные, жестокие, неправые упрёки», «падение», «тоска», «унынье», «озлобленье» и «слёзы».

У него постоянно присутствует разлука, разрыв – то, как предчувствие, то, как уже свершившийся факт: «Да, наша жизнь текла мятежно» «Давно – отвергнутый тобой», «Ты меня отослала далёко», «Где твоё личико смуглое» и др.

Б. О. Корман видит в лирике Некрасова «социальное объяснение биографии и характеров героев». В значительной степени это так и есть: в «Еду ли ночью», в «Застенчивости», в стихотворении «Когда из мрака заблужденья» многое связано именно с социальными обстоятельствами персонажей: особенно выделяется тема падшей женщины и её возрождения, воскрешения. На первом плане здесь – женский характер.

В 1847 году Некрасовым написано было одно из наиболее проникновенных лирических стихотворений «Еду ли ночью по улице тёмной» . В нём уже заложены характерные черты его лирики: психологическая обнажённость, социальная острота изображения жизни. Дело не в степени автобиографической точности фактов. Типическая картина нужды, горя, будничная, мучительная петербургская драма показаны с безжалостной правдой. Это рассказ о безрадостной любви бедняков, о зловещей нищете, калечащей самые светлые и чистые чувства человека. Голодное существование, холодная, нетопленная комнатёнка в столичной трущобе, смерть ребёнка, самоотверженная решимость матери продать своё тело для того, чтобы иметь возможность купить гроб для ребёнка и ужин отцу:

В разных углах мы сидели угрюмо,

Помню, была ты бледна и слаба,

Зрела в тебе сокровенная дума,

В сердце твоём совершалась борьба.

Я задремал. Ты ушла молчаливо,

Принарядившись, как будто к венцу,

И через час принесла торопливо

Гробик ребёнку и ужин отцу.

Голод мучительный мы утолили,

В комнате тёмной зажгли огонёк,

Сына одели и в гроб положили

Случай нас выручил? Бог ли помог?

Жестокие подробности жизни взывают к протесту, к отмщению за подобное унижение человека. Некрасов один из первых поднял тему трагизма повседневности, мучений человека и разрешил её в суровых и потрясающих своей простотой и драматизмом стихах.

В стихотворении «Ты всегда хороша несравненно» рассказывается, какую силу имеет любовь, освещающая серую жизнь труженика:

С тобой настоящее горе

Я разумно и кротко ношу,

И вперёд – в это тёмное море –

Без обычного страха гляжу - говорит герой стихотворения своей возлюбленной.

«Суровое, короткое и сухое письмо», заставившее героя плакать, оказывается шуткой «Так это шутка? Милая моя» . В стихотворении «Тяжёлый крест достался ей на долю»героиня «угнетена, пуглива и грустна», но не может возразить на жестокие «язвительные речи» героя. Основной чертой «панаевского цикла» Н. Н. Скатов называет «мятежность».

Традиционный мотив любовной лирики – воспоминание, обращение к прошлому. Можно назвать стихотворения «Влюблённому» , «Давно, отвергнутый тобой» , «Еду ли ночью по улице тёмной» , «Прости», «Прощание» и, наконец, «Я посетил твоё кладбище» с сожалением о прошлой и неоценённой любви.

Стихи Некрасова – предельно искренний лирический дневник, сохранявший горячие следы сердечной жизни двух людей, их любви, ревности, горьких размолвок и расставаний.

И всё же, несмотря на частые размолвки и расставания, годы совместной жизни с Панаевой благотворно влияли на творчество поэта. В это время, после преодоления многих препятствий, приобретён и начал выходить журнал «Современник», который долго служил русскому обществу.

Здоровье Некрасова в сороковые годы было серьёзно подорвано . Его мучил рак горла. Самочувствие его было настолько плохо, что Некрасов думал о возможной смерти. Эти мысли отразились и в стихах, обращённых к Панаевой.

3. Любовные терзания

Шли годы, но личная жизнь Некрасова не налаживалась. Летом 1860 года поэт с горечью писал Добролюбову: «Сколько у меня было души, страсти, характера и нравственной силы – всё этой женщине я отдал, всё она взяла, не поняв, что таких вещей даром не берут, - вот теперь и чёрт знает к чему всё привело».

А привело это к тому, что в августе 1863 года всё усложняющиеся отношения с Панаевой завершились полным разрывом.

Вся деятельность Некрасова шестидесятых годов показывает, что поэт в это время испытывал новый прилив жизненной и творческой энергии. Он опять много работал, сочинял стихи, ездил на охоту.

В личной жизни Николая Алексеевича серьёзных изменений не произошло, если не считать знакомства с Селиной Лефрен – актрисой французской труппы, выступавшей в Михайловском театре.

Селина, женщина с живым нравом и лёгким характером, в течение нескольких лет скрашивала трудную жизнь поэта. Она любила музыку, хорошо пела и играла на фортепиано, что очень нравилось Некрасову.

Что же касается Селины, то её отношения к поэту было ровным, чуть суховатым. Некрасов долго не забывал её, помогал, а в предсмертном завещании назначил ей десять с половиной тысяч рублей.

Карабиха Почти каждое лето Некрасов проводил здесь. Это были едва ли не самые плодотворные месяцы его поэтического труда и отдыха.

Поэт собирался в Карабиху летом 1870 года. В мае просил брата: «Любезнейший брат Фёдор, я думаю приехать через неделю в Карабиху. Пожалуйста, распорядись, чтобы моё помещение было в порядке, ибо приеду не один Мне нужны повар и прачка. Мне бы нужен на эти полтора месяца рояль. Нельзя ли, во избежание хлопот, взять порядочный в Ярославле напрокат?. »

Все эти приготовления объяснялись очень просто: Некрасов решил провести лето с Зиной (Фёклой Анисимовной Викторовой ), своей последней любовью. Зина – это имя ей дал Некрасов – была простой крестьянкой, которую поэт учил музыке и французскому языку.

Николай Алексеевич встретился с ней, видимо, в 1870 году. Он был пленён её молодостью (19 лет), открытым, весёлым нравом, душевной теплотой и привлекательностью.

Живой портрет Зины сохранился в воспоминаниях А. А. Плещеева, сына поэта, бывавшего в доме Некрасовых с 1872 года. По его мнению, она « была красавицей, располагающей к себе и нежным взглядом, и всегда приветливой улыбкой Душа русской добрейшей женщины чувствовалась в ней с первого знакомства».

Зина стала последней радостью в жизни Николая Алексеевича. Она везде сопровождала Некрасова, самоотверженно ухаживала за ним в дни тяжёлой болезни и со временем сделалась духовно близким ему человеком. Некрасов любил Зину и ценил её душевные качества. И за год до смерти они обвенчались.

Посвященные ей стихи «Ты ещё на жизнь имеешь право», «Двести уж дней», «Пододвинь перо, бумагу, книги» – это стихи не столько о любви, сколько о благодарности за терпение, ласку и заботу, которыми она окружила его во время смертельной болезни.

Заключение

Некрасову принадлежит формула «проза любви». Как писал Скатов, «эта проза состоит не в особой приверженности к быту, к дрязгам»; это «не романтический мир сложных, «достоевских» страстей, ревности, самоутверждения и самоугрызения». Впрочем, в немногие стихи, например, в «Слёзы и нервы» попадает настоящая проза.

Н. Н. Скатов обращает внимание и на многоточия, которыми заканчиваются любовные стихи Некрасова. «Это указание на фрагментарность, на неисчерпанность ситуации, на неразрешённость её» превращает отдельное стихотворение в небольшую главку одного большого романа.

Интимную лирику Некрасова высоко ценил Чернышевский. По утверждению великого критика, такие стихотворения Некрасова, как «Когда из мрака заблужденья», «Давно отвергнутый тобой», «Я посетил твоё кладбище», «Ах, ты, страсть роковая, бесплодная», буквально заставляли его рыдать.

В лирике отражается вся жизнь поэта. С предельной точностью передаёт он в стихах свои раздумья, сомнения, мечты, страдания, надежды.

В своём творчестве Некрасов высказывал новое понимание жизненных отношений, отказ от традиционной морали, от искажения человеческих чувств, в том числе и чувства любви. Поэт очистил высокое и прекрасное чувство от всего ложного, мелочного, корыстного, привносимого условиями современной ему жизни.

Лирика Некрасова не умещается в привычные жанровые границы. Он продолжил и завершил начатую Пушкиным ломку привычных классических жанров, унаследованных от поэзии классицизма.

Некрасов широко разомкнул границы лирики. Прежде всего, необычайно раздвинул круг лирических тем. Не только сфера личных переживаний поэта, но и всё многообразие окружающей жизни. Это лирика жизни, лирика действия. Ей чужды пассивность, созерцательность, недоговорённость. Центральное место в ней занимает человек со своим стремлением к счастью, справедливости, красоте. Это стремление у Некрасова приобретает конкретный характер.

Стихи Некрасова о любви волнуют читателя своей достоверностью, психологизмом и бесстрашием искренности. Необычайной высотой лирического самовыражения поэта стали «Последние песни», написанные в дни его тяжёлой болезни. В «Последних песнях» (в них входят и «Три элегии») он подводит жизненные итоги, пишет о своей судьбе, поэзии, о родине, матери и о любви.

Его творчество многочисленными нитями связано с нашей современностью, многие его стихи звучат сегодня актуально и по-новому сильно.

Я посвятила свою контрольную работу любовной лирике Некрасова, потому что считаю, что данная сторона творчества поэта мало изучена и ей не уделяется должного внимания. В противовес любовной лирике во всех литературоведческих статьях рассматривается лишь гражданская тематика произведений проникновенного автора.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)