Н. М. Пржевальский и лошадь Пржевальского
В моем родном городе Кяхта есть улица имени Пржевальского. А кто такой Пржевальский, особо я не интересовалась. Прошлым летом с родителями мы были в Москве, посетили Московский зоопарк, там я впервые услышала. что существует в природе лошадь Пржевальского. Мне стало интересно, есть ли связь между лошадью Пржевальского и «нашим» Пржевальским. Чтобы выяснить ответ на этот вопрос, я решила обратиться в наш краеведческий музей имени Обручева, библиотеки города, Интернет, найти различные источники. Поставила перед исследованием задачи:
1. Узнать, чем был знаменит Пржевальский.
2. Каким образом имя Пржевальского связано с историей нашего города.
3. Какая лошадь названа именем Пржевальского.
Глава I. Николай Михайлович Пржевальский и его путешествия.
Побывав в краеведческом музее, я узнала, что Николай Михайлович Пржевальский был великим русским путешественником девятнадцатого века. (Конечно, ранее я посещала наш музей, но меня больше интересовали необычные, красивые экспонаты)
Николай Михайлович совершил пять путешествий, одно из них (первое) на востоке нашей страны по Уссурийскому краю, четыре в Центральную Азию. Из четырех центральноазиатских путешествий три начинались или заканчивались в нашей Кяхте. Верным помощником в его экспедициях был в числе других и бурятский казак Дондок Иринчинов, упоминания о котором встречаются в разных книгах.
Пржевальский по праву называется первоисследователем Центральной Азии. Он прошел по ее горам и пустыням более 30 тысяч километров. Пржевальскому принадлежат крупнейшие географические открытия в Центральной Азии, он изучил и описал наиболее интересные и характерные особенности ее природы.
После каждой экспедиции этого неутомимого исследователя огромное «белое пятно», занимавшее центральное место на карте Азии, сокращалось. Пржевальский первый открыл для науки неизведанные внутренние районы самой большой на земле части света, долго скрывавшей от посторонних глаз свои тайны и географические загадки, много вложил в изучение народов, населяющих страны, которые он посетил.
Удивительны по своей обширности и содержанию батанические и зоологические коллекции экспедиции Пржевальского. Гербарии его экспедиций насчитывают в общей сложности 15 тыс. растений, зоологическая коллекция включает 702 экземпляра млекопитающих среди которых были такие уникальные животные, как дикий верблюд и открытые Николаем Михайловичем дикая лошадь и тибетский медведь.
В книге Б. В. Юсова «Н. М. Пржевальский» - путешествия Пржевальского названы таким образом:
I – По Уссурийскому краю.
II – Путешествие в Монголию и страну тангутов.
III – К загадочному Лобнору.
IV – На верховьях Желтой реки.
V - К истокам Желтой реки.
Сразу же после каждой очередной экспедиции, пока были свежи впечатления, Пржевальский писал отчеты. Но это были отчеты не в буквальном смысле слова, не сухое перечисление того, куда пошли, что и как сделали, а живые, увлекательные рассказы. Он был высокообразованным ( в основном, самоучка) и талантливым человеком. С одной из его книг я познакомилась в нашей районной библиотеке.
Глава II. Лошадь Пржевальского.
21 марта 1979 года началось третье Центральноазиатское путешествие Н. М. Пржевальского. «Это была, пожалуй, его самая интересная и богатая результатами экспедиция» - пишет в своей книге Б. В. Юсов.
Для того чтобы проникнуть в сердце Азии, Пржевальский должен был сначала пересечь Джунгарию – высокую и безлюдную область на северо-западе Китая.
Джунгария не баловала Пржевальского картинами богатой животной жизни. Но именно ему первому из исследователей посчастливилось увидеть табун дикой лошади, которая держится в самых суровых и труднодоступных частях Джунгарской пустыни.
« К одному из этих стад можно было подкрасться на меткий выстрел», - рассказывает он об одном из таких случаев, - но звери почуяли по ветру, по крайней мере, за версту, моего товарища и пустились на уход. Жеребец бежал впереди, оттопырив хвост и выгнув шею, вообще с посадкой совершенно лошадиною; за ним следовали семь, вероятно, самок.
По времени звери останавливались, толпились, смотрели в мою сторону и иногда лягались друг с другом; затем опять бежали рысью и, наконец, скрылись в пустыни».
Из-за исключительной чуткости и осторожности дикой лошади, охота на которую могла бы занять много времени, Пржевальский не стал заниматься охотой на нее. Но один экземпляр редчайшего зверя ему дал для коллекции бывший начальник Зайсанского поста. По словам самого Пржевальского, этот экземпляр находится в музее Санкт-Петербургской Академии наук. Он опубликовал отчет о своем открытии в 1880 году, и с тех пор Азиатская дикая лошадь называется в его честь.
Леонид Репин в своей книге «И вновь я возвращаюсь» пишет «до Пржевальского о существовании дикой лошади в Центральной Азии вообще ничего не было известно» О том же прочитали в книге И. В. Козлова «Великий путешественник».
Вот, что удалось узнать из Интернета:
Лошадь Пржевальского (Eguus caballus) – вполне типичная лошадь, плотного телосложения, с тяжелой головой, толстой шеей, крепкими ногами и небольшими ушами. Хвост короче, чем у домашней лошади, грива короткая, стоячая, челки нет. Окраска, песчано-желтая или рыже-желтая, беловатаяна нижней поверхности. Грива и хвост черно-бурые, посредине спины от гривы до корня хвоста проходит черно-бурый ремень. Такого же цвета ноги ниже скакательного сустава. Конец морды белый. Летом волос короткий, плотно прилегающий и окраска яркая. Зимой волос длинный, густой и окраска его светлее и грязнее летней. Спинной ремень в передней части слабо заметен. Длина тела 220-280 см. , высота в холке 120-146 см. , масса 200-300 кг.
Держатся дикие лошади небольшими табунами, к которым врагу очень трудно подойти: они обладают тонким чутьем и слухом, хорошим зрением и большой осторожностью. Сильные ноги с крепкими копытами позволяют степным животным в более низких местах выбивать в земле большие ямы, добираясь до водоносных слоев. Жеребенок при рождении имеет крупные размеры, с первых дней жизни крепко стоит на ногах и может следовать за матерью. Только способные передвигаться детеныши могут сохраниться у кочующих по открытым просторам животных. От природы, не поддается дрессуре, ее невозможно объездить.
Первые живые лошади попали в Европу в 1899 году, а всего из Азии было вывезено лишь 52 лошади Пржевальского, оказавшихся в различных зоопарках и частных коллекциях. Но во время войны все они были уничтожены фашистами, за исключением двух лошадей, вывезенных в Германию.
После войны только зоопарки Праги и Мюнхена обладали дикими лошадьми. Советские экспедиции конца пятидесятых годов принесли удручающие вести – в Монголии удалось встретить лишь два маленьких табунка – всего около 20 лошадей Пржевальского. До наших дней они, видимо, не дожили. Теперь дикие лошади сохраняются только в зоопарках, резервациях – всего в 30 коллекциях мира.
Племенную книгу лошадей Пржевальского ведет Пражский зоопарк, в ней записано уже больше 1100 животных.
В детской энциклопедии «Я познаю мир. Животные» написано, что последней пойманной на воле лошадью Пржевальского была кобыла Орлица III. Жила она у нас, тогда еще в Советском Союзе, и пала в декабре 1973 г. в возрасте 27 лет.
Раньше считали: домашняя лошадь произошла от лошади Пржевальского. Ученые признали эту гипотезу несостоятельной, обнаружив у лошади Пржевальского две лишние хромосомы – у нее 66 хромосом вместо 64.
Была широко распространена, но к концу 19 в. Сохранилась лишь на юго-западе Монголии, где в 1968 г. ее видели (в естественных условиях) в последний раз. Единственный вывод из положения – вернуть лошадь в природу. Сейчас на основе разводимого в неволе поголовья идет восстановление вида в естественной среде обитания в Монголии.
Заключение
Будучи человеком, устремленным и самоотверженным, Николай Михайлович Пржевальский, очень много сделал для науки. Это был универсальный исследователь, очень тонкий наблюдатель и широко мыслящий ученый. Вклад Н. М. Пржевальского в мировую науку был высоко оценен его современниками. Имя Н. М. Пржевальского увековечено на географической карте мира. Его именем названы: Город, в котором он умер, горный хребет, открытый им, крупный ледник. Именем Пржевальского назван также ряд видов животных и растений, открытых им во время путешествий по Центральной Азии. В том числе и лошадь, изучением которой я занималась. Наш город по праву может гордиться тем, что здесь начинались экспедиции великого путешественника.
Комментарии