Место псевдонима в системе антропонимов
Имя дается человеку один раз при рождении и сопутствует ему всю жизнь. Наречение младенцев во все времена рассматривалось как один из важнейших ритуалов, обеспечивающий человеку в будущем благоденствие, здоровье, удачу или напротив, ведущий к неудачам и болезням. Имя должно быть красивым, не очень длинным и легко произносимым, хорошо сочетающимся с отчеством и фамилией. Оно не только предрекает человеку выдающееся или теневое положение в жизни, но и до некоторой степени очерчивает его характер.
Но многие люди, ставшие известными и не желавшие по тем или иным причинам называть свое имя или фамилию, используют псевдонимы.
Большинство литературных произведений имеют автора, имя и фамилия, которого помещается на обложке. Знаете ли вы, что не всегда они истинны. Встречались случаи, когда произведения не подписывались, выдавались за находку или перевод, приписывались другому лицу, но чаще, чтобы скрыть настоящую фамилию, прибегали к псевдониму.
Многие «звездные» люди тоже скрывают свои имена под псевдонимом. И для некоторых они стали паспортными.
Известно, что жизнь некоторых политических деятелей тесно связана с псевдонимами.
Смежное с псевдонимией явление – использование никнеймов вместо имен при коммуникации в Интернете.
Какова история псевдонима? Кто скрывается за псевдонимами и никнеймами? Почему люди берут вымышленные фамилии и имена? Как образуются псевдонимы и никнеймы? Сколько их может быть у человека? Эти вопросы представляют большой интерес, поэтому мы и обратились к данной теме.
1. 1 Из истории исследования псевдонимов
Наука, изучающая псевдонимы, называется псевдонимика. Она всегда интересовала библиографов, историков, социологов, политологов.
Первые труды, касающиеся псевдонимов, появляются в эпоху Возрождения. Международным языком науки и культуры была латынь, поэтому первые словари псевдонимов перечисляли авторов, писавших на этом языке. Первый такой труд принадлежит И. Сауэрсу. Он был издан в 1652 году и назывался «О подписях и знаках, под коими скрыты истинные имена». Спустя 17 лет в Лейпциге был издан трактат Ф. Гейслера «Об изменениях имен анонимных писателей». А уже через 5 лет гамбургский юрист Винцент Плакций составил сборник псевдонимов и анонимов. Впоследствии этот труд был расширен до 10 тысяч псевдонимов и переиздан в 1708 году Фабрициусом, а в 1740 году Милиусом.
В 1690 году Адриен Байе издал в Париже трактат «Авторы, укрывавшиеся под чужими, заимствованными, придуманными, ложными, зашифрованными, нарочито измененными, вывороченными или переведенными на другой язык фамилиями». Из книги Байе видно, что во Франции уже в 17 веке среди литераторов был широко распространен обычай заменять собственные имена и фамилии псевдонимом.
В русской литературе нет фундаментальных работ, посвященных анализу псевдонимов. В России в 19 веке изучением псевдонимов занимались исследователи П. Быков. Его список содержал 337 псевдонимов на буквы А – Л. Список составлен на основе материалов для «Словаря русских писателей второй половины 19 столетия», которые собирал этот библиограф. Список печатался на страницах периодического издания.
Один из основоположников русской библиографии С. Д. Полторацкий издал работу о псевдонимах русских авторов, писавших на французском языке». В «Библиографическом словаре русских писательниц» Н. Голицына также указаны произведения, вышедшие под псевдонимами.
Наиболее важной для своего времени библиографией псевдонимов была опубликованная в 1891году книга В. Карцова, М. Мазаева «Опыт словаря псевдонимов русских писателей». В нем раскрыто 4700 единиц(Карцов,Мазаев). Этот справочник был составлен на основе всех ранее опубликованных библиографических работ по русскому литературному псевдониму. В качестве дополнения к указателям В. С. Карцова и М. Н. Мазаева в журнале «Библиографические записки» за 1892 год был напечатан список псевдонимов, составленный владимирским библиографом и краеведом А. В. Смирновым. В списке раскрыто около 1000 псевдонимов.
В 20 веке необходимость в составлении полного справочного материала, полно раскрывающего псевдонимы русских писателей, учёных, общественных деятелей, публицистов и журналистов была очевидной. Число псевдонимов росло. В 20 веке библиограф И. Масанов сумел собрать свыше 50 тысяч псевдонимов. Его «словарь псевдонимов» был выпущен издательством Всесоюзной книжной палаты в 1956 – 1960 годах, состоял из четырех томов. Свой библиографический труд составитель разделил на 2 части: алфавитный указатель псевдонимов и алфавитный список авторов. Словарь учитывает псевдонимы и подписи, встречавшиеся под печатными произведениями. В работу включены псевдонимы; инициалы и другие сокращения подлинных и ложных имён; действительные фамилии, если они указаны под произведениями, фактически принадлежащими другим лицам; разные знаки(звёздочки, цифры и др. ), поставленные под произведениями в качестве подписей авторов; действительные фамилии авторов с искажёнными инициалами или искажения действительных фамилий; девичьи фамилии писательниц, изменённые при замужестве. Словарь псевдонимов И. Ф. Масанова на сегодняшний день является наиболее полным справочником этого рода.
Сын И. В. Масанова, Ю. И. Масанов продолжил работу отца по сбору и изучению псевдонимов и в 1963 году издал книгу «В мире псевдонимов, анонимов и литературных подделок». Эта работа литературоведческого характера, в ней автор обращается к отдельным, сложным и любопытным случаям изменения настоящих имен, а также предпринимает попытку классификации псевдонимов.
Изучением псевдонимов долгое время занимался литературовед В. Г. Дмитриев. Его книги на эту тему: «Скрывшие свое имя: из истории анонимов и псевдонимов»(1978), «Замаскированная литература»(1973), «Придуманная литература (рассказы о псевдонимах)» (1986). Автор обращается к происхождению псевдонимов, раскрывает их значение, способы образования, создает классификацию. В 1999 году вышла в свет «Энциклопедия псевдонимов» С. Подсеваткина, в которой содержится информация о жизни известных политиков, ученых, писателей, деятелей театра и кино, композиторов и художников, а также дается краткая история псевдонимообразования. В энциклопедии представлены одновременно псевдонимы русских и зарубежных авторов, охвачен период времени с 16 по 20 век. Издание носит научно-популярный характер.
В Интернете можно встретить небольшие списки, раскрывающие псевдонимы современных писателей, политиков, журналистов, артистов, певцов, футболистов (http://www. borriska. narod. ru/psev).
Однако из словарей псевдонимов можно лишь узнать, кто стоял за тем или иным псевдонимом и как подписывался тот или иной автор; в литературоведческих работах анализируются причины, по которым автор начал ставить вместо своей фамилии другую или изменил, либо зашифровал настоящую, почему выбрал именно такой псевдоним.
Ученым всегда было интересно выявить не только происхождение псевдонима, но и его смысл, разобраться в способе его составления и, наконец, в самом мотиве принятия.
1. 2 История образования псевдонимов
Чтобы узнать истоки псевдонима приоткроем его историю. Это слово имеет греческие корни. Оно состоит из основ: pseudos(ложный) и opum(имя). Иначе сказать, обозначает вымышленное имя.
Образование псевдонимов имеет интересное прошлое. Первое применение ложных имен встречается в древности, только называли их по-другому.
Один из первых случаев перемены имени, засвидетельствованных в памятниках, относится к библейскому Иакову, переименованному в Израиля после единоборства с чудовищем. Потомки Иакова носили название не Бану-Акаб(сыновья Иакова), а Бану-Израиль. В этом переименовании есть оценочный фактор – облагораживание имени: Иаков по-еврейски значит «пятка», а Израиль – «богоборец».
Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным. Оно хранилось в тайне и произносилось во время важных обрядов. Имя и носитель составляли одно целое: характерен египетский миф о боге Ра. Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось его выведать, вскрыв ему грудь, - имя оказалось внутри тела. Известно также, что египетские фараоны, вступая на престол, меняли свои имена. В этих тронных именах отражалась религиозная настроенность и политический курс правителя.
А в Древней Греции бывало так, что, подрастая, юный грек, благодаря каким – либо особенностям своего характера или внешности, получал второе имя, которое он сам признавал и принимал. Иногда это имя закреплялось за ним навсегда, настоящее же вскоре забывалось. Так, знаменитый Платон первоначально звался Аристоклом (славный своим совершенством) – такое имя ему дали родители. Со временем его прозвали Платоном, то ли за сильную, широкую грудь, как полагают одни, то ли за высокий лоб, как думают другие. Но до нас дошел псевдоним этого человека. Платон известен всем, а настоящее его имя знают единицы. Древнегреческий комедиограф Аристофан ставил свои пьесы под именами Филонид и Каллистрат.
Ложные имена использовали и в эпоху Возрождения. Например, мировую славу нидерландскому гуманизму принес Эразм Роттердамский. Это псевдоним Герта Гертсена (1466 - 1536), писавшего на латыни и бывшего одним из лучших мастеров латинской прозы эпохи Возрождения. Анджело Амброджини, вошедший в историю литературы под гуманистическим псевдонимом Полициано, был одним из первых крупных поэтов зрелого итальянского Возрождения.
В Древней Руси некоторые вторые имена имели «профессиональную» окраску, например, Кожемяка, Баян. Кожемяка – «мастер по выделке кож, тот, кто кожу мякает». Интересно также происхождение древнего имени Баян. Его носил поэт и музыкант – импровизатор 11 века, певший свои песни на княжеских пирах и тризнах под звуки своих гуслей. Судя по описаниям, что сохранились до наших дней, это был талантливый исполнитель. За одаренность, за умение красиво «баять» и получил он свое второе имя, которое можно назвать псевдонимом.
Причиной возникновения у древних славян псевдонимов-метафор был особый взгляд на слово вообще. Слово, по их мнению, могло обладать «чудесной силой», «все сделать»: поднять воинов на ратный подвиг, принести людям мир, остановить струящуюся из раны кровь, причинить зло. Эта вера в особую магическую силу слова привела наших предков к мысли о том, что личное имя способно не только отражать характер, но и формировать его. Слово, думали они, способно сделать человека таким, каким хотят его видеть называющие люди. Весь мир им казался одушевленным. Поэтому славяне использовали в качестве вторых имен названия животных, птиц, растений: волк, медведь, соловей, жук, орел, дуб, береза и так далее. Нам кажется смешным быть похожим на того или иного зверя. Но древние люди рассуждали иначе. Да, волк некрасив, но силен, смел и вынослив. А эти свойства нужны человеку, так почему бы не пользоваться словом «волк» как личным именем, если оно способно передать желаемое качество носителю имени. Поэтому в Древней Руси можно было нередко встретить с грозным «звериным» именем. А позже такими именами стали называть детей при рождении, т. е. они входят в широкое употребление. Из истории, например, известно, что в 1492 году из Москвы в Вену был отправлен в качестве посла опытный русский дипломат по имени Волк Курицын.
В 15 веке использование вторых, вымышленных имен получает еще большее распространение. Люди придумывали себе имя и «прикрывались» им от «злых людей» и «нечистой силы». Им казалось, что имя как шапка - невидимка прикроет их и спасет от всякой нечисти, беды.
Официально использование вторых имен на Руси было запрещено только при Петре Первом. С этого времени русские во всех случаях жизни были обязаны зваться лишь одним именем.
Но можно утверждать, что многие ныне существующие имена и фамилии образованы от вымышленных имен наших предков. Их можно считать интересной и важной частью дохристианских общеславянских традиций, дошедших – несмотря на многовековое сопротивление церкви – до наших дней.
1. 3 Способы образования псевдонимов
Интересны способы образования псевдонимов. Большинство из них по форме напоминают фамилии, поэтому можно предположить, что построены они традиционными способами, какими образовывались русские фамилии: основа + суффиксы –ов, -ин, - ской. Эта самая распространенная модель образования русских фамилий. Однако псевдоним – это элемент индивидуального творчества, одно из многочисленных творений автора, поэтому часто они приобретают совершенно неожиданные, причудливые формы.
По мнению исследователей, сейчас имеется свыше пятидесяти типов псевдонимов, но общепринятой их классификации до сих пор не существует. Описаны далеко не все виды псевдонимов, четко не определены объем и границы данного раздела антропонимии. Изучая литературу по данному вопросу, мы выбрали наиболее частотные способы образования псевдонимов и подобрали примеры, демонстрирующие их.
• Создание коллективного псевдонима
Псевдоним, под которым скрывается несколько человек.
Козьма Прутков – псевдоним, под которым выступали А. К. Толстой и братья Жемчужниковы (Алексей Владимирович и Александр Михайлович).
Кукрыниксы - псевдоним составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества.
• Написание имени и фамилии наоборот
Псевдоним из букв собственного имени, читающийся в обратном порядке, называется аноним.
Нави Волырк – Иван Крылов.
• Усечение фамилии
Александр Грин – настоящая фамилия автора Александр Степанович Гриневский.
Интересный псевдоним у поэта Константина Михайловича Фофанова, он подписывался Ко-ми-фо, образовав псевдоним из первых букв имени, отчества и фамилии.
• Создание фамилии из букв настоящей
Такие псевдонимы называются анаграммы.
Илья Ильф – настоящая фамилия автора Илья Арнольдович Файнзимьберг.
• Замена женского имени мужским
Подписи, имеющие форму мужского имени, под которым пишут женщины, называются псевдоандронимы.
Жорж Санд – так подписывала свои произведения Аврора Дюпен.
Антон Крайний – под этим псевдонимом выступала Зинаида Гиппиус как литературный критик.
Н. Станицкий - псевдоним Авдотьи Яковлевны Панаевой. Вместе с Н. А. Некрасовым написала романы «Три страны света» и «Мертвое озеро».
• Замена мужского имени женским
Псевдонимы в форме женских имен, которыми подписываются мужчины, называются псевдогинимы.
Мадам де Курдюкова – Иван Петрович Мятлев. Адель – Петр Андреевич Вяземский. Клара Газуль – Проспер Мериме.
• Сокращение имени и фамилии
Подписи в виде инициалов и разнообразных сокращений называются криптонимы.
Один из самых распространенных криптонимов-инициалов – буква А. В «Словаре псевдонимов», составленном И. Ф. Мосановым, криптонимов А. насчитывается более 130. Так подписывался, публикуясь в журнале «Сатирикон» в 1908 – 1912 гг. писатель Аркадий Аверченко. Такой псевдоним был и у А. И. Герцена, когда он сотрудничал с журналами «Московские ведомости» в 1843 году и «Москвитянин» в 1844.
А вот криптоним Я. в словаре Масанова встречается около 60 раз. Букву Я делали своим псевдонимов владельцы фамилии Языков. Среди них поэт Николай Михайлович Языков.
Не всегда буква псевдоним совпадала с инициалами настоящего имени и фамилии. Буквой А. подписывал свои публикации в журнале «Весы» в 1905 году Борис Николаевич Бугаев, известный как поэт-символист Андрей Белый. Буква А в данном случае значила «Альфа». Кстати, псевдоним Андрей Белый стал так называемой литературной фамилией, полностью вытеснившей настоящую. Позже псевдонимом А подписывался другой поэт-символист Валерий Брюсов. Александр Сергеевич Пушкин пользовался буквой Я в качестве псевдонима в журнале «Северные цветы» за 1828 год.
Помимо псевдонимов-инициалов встречаются криптонимы, полученные в результате пропуска части букв имени и фамилии. Они имели самые разные варианты. Чаще всего они состояли не из одной буквы, а из нескольких. В именах и фамилиях пропускались гласные. Н. К. так подписывался Николай Михайлович Карамзин; Ал. П. – Александр Сергеевич Пушкин или Александр Н. к. ш. п. (псевдоним из согласных фамилии, написанной наоборот); Ч. б. с. – сокращенная форма псевдонима «Человек без селезенки» Антона Павловича Чехова; Жуковский в «Вестнике Европы подписывался В. Жквск.
• Соединение части имени и части фамилии в одно слово
Лазарь Лагин – Ла-зарь Гин-збург; Лайбов – Нико-лай До-бролюбо-в
• Перевод имени и фамилии на другой язык
Камень Виногоров – Петр Исаевич Вейнсберг
• Замена имени и фамилии ребусом
MI – Дмитрий Дмитриевич Минаев
• Замена имени и фамилии числами
200-1 – Сергей Аксаков.
• Замена фамилии отчеством
Александр Серафимович – Александр Серафимович Попов;
Андрей Платонов – Андрей Платонович Климентов;
Евгений Петров – Евгений Петрович Катаев.
• Указание на национальность
Национальные псевдонимы (псевдонимы – нарицания) – подписи, указывающие на национальность автора или место его жительства.
Москвитянин – Валерий Яковлевич Брюсов; Леся Украинка – Лариса Петровна Косач.
• Указание на профессию, род деятельности
Учительница – Лидия Николаевна Сейфуллина
• Выдуманный титул
Барон Брамбеус – Осип Юлиан Иванович Сенковский
• Указание на ранее напечатанные произведения
Подписи, в которых авторы указывают на принадлежность им других, ранее напечатанных произведений, называются титлонимами.
«Автор Дки» ( т. е. автор Душеньки) – Ипполит Федорович Богданович.
• Замена имени звездочками.
Подписи, состоящие из одной или нескольких звездочек, называются астронимами.
* - Евгений Абрамович Баратынский; ** - Николай Алексеевич Некрасов,
*** - Федор Иванович Тютчев.
• Замена на действительную фамилию другого автора
Владимир Гиппиус – Владимир Бестужев
1. 4 Причины образования псевдонимов
Почему авторы прибегают к псевдонимам? Известный литературовед В. Г. Дмитриев называет несколько причин:
• Цензурные преследования
Известно, что жизнь многих политических деятелей тесно связана псевдонимами. Как правило, их партийные имена, псевдонимы связаны с попытками скрыть настоящее имя, чтобы избежать преследований. Только у Владимира Ульянова-Ленина было около 150 псевдонимов. Самые известные из них – Большевик, Карпов, Куприянов, Мирянин, Петров, Осипов, Силин. Ни для кого не секрет, что Сталин – это И. Джугашвили, Троцкий – Лев (Лейба) Бронштейн.
Не только политиков, но и писателей власть и цензура заставляла скрывать свои настоящие имена. Неслучайно говоря о жизни литераторов в России, теоретик марксизма Г. Плеханов говорил, что русский писатель «состоит» из души, тела и, конечно, псевдонима. Так, участник декабристского восстания В. Кюхельбекер печатал свои статьи под псевдонимом В. Гарпенко. А друг А. Герцена, поэт и публицист, Н. Огарев ставил две буквы «Р. Ч. », что означало «русский человек.
В 1832 году была издана книга с вполне безобидным названием « Русские сказки, из предания из устного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими изукрашенные казаком Владимиром Луганским». В этой сборнике было всего 5 сказок, но вот что писал по поводу этой книги директор канцелярии 3-его отделения департамента помещик Мордвинов шефу жандармов Бенкендорфу: «В ней содержатся насмешки над правительством, жалобы на горестное положение солдат и прочее. Я принял смелость поднести её его величеству, который приказал арестовать сочинителя и взять его бумаги для рассмотрения». Под псевдонимом Казак Луганский выступал создатель известного словаря «Живого русского языка» Владимир Иванович Даль.
• Наличие однофамильцев
В писательской среде было много однофамильцев. Чтобы выйти из затруднительного положения, литератор обзаводился псевдонимом. Так автор книги «Детство Темы» стал Н. Гариным. Его настоящая фамилия Михайловский совпадала с фамилией редактора, где издавался Н. Гарин. А родная сестра С. Маршака взяла себе псевдоним Е. Ильина (автор книги «Четвертая высота»), чтобы не афишировать свое родство с известным писателем. Брат писателя В. Катаева, Е. Катаев, один из авторов книг «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», взял псевдоним Е. Петров.
В 80-е годы 19 века в сатирических журналах «Будильник», «Стрекоза», «Осколки» стали появляться рассказы, подписанные Антоша Чехонте, Врач без пациентов. Вы, наверное, догадались, что под этими псевдонимами печатался великий писатель Антон Павлович Чехов. Многие из вас знают о том, что у Антона Павловича были братья Михаил и Александр, которые также выступали на литературном поприще.
Один из них – Михаил – подписывался М. Богемский (под влиянием предания, что Чеховы родом из Чехии. ), кроме того – Максим Халява, Капитан Кук, С. Вершинин, К. Треплев. Александр использовал другие псевдонимы – А. Седой, А. Чехов-Седой, Агафонд Единицын.
Писатель-этнограф Н. Ф. Лесков предостерегал читателя от заблуждений насчёт автора «Левши» и подписывался псевдонимом Корельский. Подобным образом поступил и однофамилец М. Шолохова. Он тоже выбрал псевдоним-топоним - Синявский. А писатель и литературовед с родной фамилией Синявский подписывался псевдонимом Абрам Терц.
• Боязнь провала на литературном поприще.
Почти все начинающие поэты и писатели не подписывали настоящим именем и фамилией свои первые произведения. У них е было уверенности, что критика и читатели благосклонно отнесутся к ним.
Свой первый сборник стихов А. Некрасов по совету Жуковского издал под псевдонимом Н. Н. Действительно, книга успеха не имела, В. Г. Белинский «обругал» молодого поэта.
Первое произведение Н. Гоголя – поэма «Ганц Кюхельгартен». Боясь критики и не доверяя своим силам, Гоголь подписался псевдонимом В. Алов. Поэма была раскритикована Н. Полевым. Гоголь понял, что это не его род сочинений, скупил все экземпляры и сжег их.
Первую свою басню Иван Андреевич Крылов подписал И. Кр. , затем либо не подписывал басни совсем, либо ставил под ними одну букву К. И только в 37 лет начал подписываться своей фамилией.
А. Ф. подписал свой первый сборник стихов «Лирический пантеон» Афанасий Фет. Сборник был встречен критиками откровенно издевательски.
• Неблагозвучие настоящей фамилии
Псевдоним Пётр Замойский появился потому, что настоящая фамилия автора повестей «Лапти» и «Подпасок» была Зевалкин.
Федор Кузьмич Сологуб – настоящая фамилия Тетерников. Псевдоним ему придумал Н. Минский, «потому что неудобно будет музе венчать лаврами голову господина Тетерникова».
Виктор Хлебников заменил свое имя на Велимир и услышал много похвал от самого Вячеслава Иванова.
Украинский советский писатель Яков Баш, автор романа «Горячие чувства», вынужден был сократить фамилию Башмак, чтобы придать ей некоторую респектабельность.
• Сословные предрассудки.
Двоюродный дядя Николая Второго подписывал свои стихи и драмы К. Р. (Константин Романов), т. к. относился к правящей династии, являлся президентом Академии наук и не хотел чтобы окружающие знали о его поэтических опытах.
М. Салтыков, будучи вице-губернатором в Твери и Рязани, подписывался псевдонимом Щедрин.
Ответственный работник министерства внутренних дел П. Мельников писал под псевдонимом Печерский. Этот псевдоним ему предложил собиратель русских слов В. И. Даль. Дело в том, что Мельников жил на улице Печерской.
Если говорить о такой причине выбора псевдонима, как родственные связи, то нельзя не упомянуть и о недовольстве родных. Недовольство носило разный характер. Во-первых, оно было связано с убеждением в том, что профессии писателя, актёра, художника непрестижны и даже презираемы в добропорядочном буржуазном обществе. Так, Мольер, настоящее имя которого Жан Батист Поклен, взял себе псевдоним, поскольку его отец, придворный обойщик и камердинер, был против увлечения сына театром.
Старший королевский советник нотариус Аруэ, узнав о том, что сын собирается стать поэтом, человеком, по его мнению, бесполезным для общества, отправил его учиться на юриста. Однако Аруэ-младший не оставил своей мечты. Став не просто поэтом, а властителем дум многих поколений, он взял себе псевдоним Вольтер. Сам Вольтер шутливо объяснял необходимость изменить своё фамильное имя тем, что «Аруэ» слишком созвучно со словом «руа» (король). Происхождение псевдонима до сих пор остаётся загадкой. Одни считают, что так называлось крохотное поместье матери Вольтера, но его местонахождения никто не знает. Другие думают, что «Вольтер» – это анаграмма имени «Аруэ-младший», третьи утверждают, что это прозвище, которым его наградил крёстный (скороговорка от «волонтёр»). Некоторые склонны выводить происхождение псевдонима Вольтер от испанского volter (скакать) или итальянского voltare (менять).
• Желание подчеркнуть какое-то своё качество.
Дмитрий Минаев выступал под псевдонимом Обличительный поэт.
• Стремление показать себя иным, чем в действительности (литературная маска)
«Станционный смотритель», «Выстрел», «Барышня-крестьянка», «Метель», «Гробовщик» известны как «Повести Ивана Петровича Белкина», хотя написал их А. С. Пушкин.
• Создание комического эффекта
Создатели некоторых псевдонимов имели одну цель – вызвать улыбку читателей. Писатель В. Гиляровский часто подписывал свои статьи – «Театральная крыса», а Писемский – «Фельетонная кляча Никита Безрылов». Иногда после своих материалов И. Анненский ставил псевдоним «Ник. Т-о»
Дмитрий Дмитриевич Минаев, русский поэт- сатирик, под некоторыми произведениями подписывался Трифон Шекспир
Антон Павлович Чехов себя самого в письмах величал то Гудияди Янос, то Бокль, то граф Черномордик, то Повсекакий, то Аркадий Тарантулов, то Дон Антонио, то академик Тото, то Шиллер Шекспирович Гете, Гайка № 6, Некто, Крапива, Вспыльчивый человек.
Рекордсменом по количеству псевдонимов среди литераторов – сатириков был К. Михайлов, который активно печатался с 1890 – 1916гг. в юмористических изданиях. Он имел 325 псевдонимов.
Помимо тех причин возникновения псевдонимов, которые были рассмотрены выше, существует ещё множество, не поддающееся классификации. Кроме того, не всегда возможно точно определить мотивы, по которым берутся те или иные псевдонимы. Вариантов объяснения какого-то одного случая использования псевдонима вместо настоящего имени может быть несколько, если, конечно, нет свидетельств самого обладателя псевдонима или его современников.
1. 5 Звездные псевдонимы
Псевдонимы имеют всем известные звезды эстрады, не желавшие кому-либо называть своё настоящее имя или фамилию, ведь имя на эстраде должно «звучать». Так, Н. Порывай стала Наташей Королевой, С. Гейман — Линдой, а Н. Заседателева — Надеждой Бабкиной. Алле Перфиловой сценическое имя Валерия придумал её муж — продюсер Шульгин. Кстати, когда певица подала на развод, бывший супруг предъявил ей права на псевдоним. И певица официально поменяла имя. До работы на эстраде певец Александр Малинин имел фамилию Выгузов. Фанатки Андрея Губина и не догадывались, что настоящая его фамилия — Клементьев, а Витаса — Виталий Грачев. Подлинное имя известного Андрея Разина, создателя когда-то популярного ансамбля «Ласковый май», - Вадим Криворотов. И этот перечень продолжает расти. Небольшой список звездных псевдонимов смотрите в Приложении 2
Глава 2 Юзерник или никнейм
Наш век – это время компьютерных технологий и глобальных сетей. Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни, огромной популярностью пользуются различные сайты, созданные для коммуникации людей. Глобальная сеть является необъятным простором для новых знакомств, общения, где каждый может найти для себя что-то интересное. Для пользования различными возможностями Интернета многие берут себе никнейм. Он может или полностью совпадать с официальным именем, написанным в русской сети кириллическим или латинским шрифтом, или полностью заменять имя интернет-псевдонимом.
Никнейм, по толкованию, данному интернет-энциклопедией Википедия, - «прозвище— сетевое имя — псевдоним, используемый пользователем в Интернете, обычно в местах общения: в чате, форуме, блоге.
Процесс выбора ника не так прост, как может показаться. Пользователями интернета даже разработаны специальные негласные требования, которым должно соответствовать виртуальное имя. Первое требование — это корректность никнейма по отношению к другим. Не приветствуются ники, составленные из собственного имени, так как они встречаются очень часто в тех или иных вариациях: записанные латинскими буквами, с добавлением цифр и так далее. Опытные пользователи также советуют избегать излишне сложных ников, особенно использования латинских цитат и выражений. Хорошим источником служит мифология. Однако имена греческих и римских богов и героев считаются уже достаточно простыми. Особенно богатый материал необычных имён представляет фантастическая литература. Нередко используются знания научных терминов. Так появляются ники вроде «Диалектика». По мнению пользователей, оригинально и красиво смотрятся никнеймы, основанные на известных аналогиях или явлениях (Женская логика, Лакриция, Morwen, Xenomorfi, Aeternitas)
Для своего исследования мы взяли ники с сайтов mail. ru и www. vkontakte. ru. Выбор именно этих страничек для анализа объясняется тем, что они, одни из наиболее известнейших и часто посещаемых сайтов, созданных именно для коммуникации людей, а также тем, что эти странницы позволяют пользователям интересно обыгрывать ник и действительные имена и фамилии.
Анализ проводился на основе 100 пользователей с каждого сайта. Сразу же обращает на себя внимание то, что далеко не все посетители этих страниц считают нужным указывать свои реальные данные. Более того, фамилию предпочитают не указывать чаще, чем имя. При этом около трети владельцев взятых для исследования ников используют не полные имена, а их уменьшительно-ласкательные производные (Валентинка-Веселинка). Это может быть обусловлено различными причинами.
Во-первых, этим человек (сознательно или нет) показывает свое желание избежать излишней официальности. Во-вторых, самим интернетом стираются границы субординации. Довольно строгие рамки, которые, допустим, в реальности устанавливают разница в возрасте, социальное положение, в процессе виртуального общения не имеют такой значимости. Кроме того следует учитывать и субъективный фактор, когда пользователю может просто не нравится его реальное имя или фамилия.
Использование никнейма позволяет выразить себя, показать свою индивидуальность. В Vkontakte. ru. из 100 человек 80 — указывают ник, а в mail. ru из 100 - 48 с никнеймом.
В никнеймах чаще всего заложена какая-то информация о носителе. Большинство из них выражено прилагательными или существительными: Конфетка, Киса, Мармеладка, Искательница, Богиня, Небесное очарование, Принцесса, Шпилька, Тюбик блеска, Милая милочка, Ангел, Феникс. Реже, но тоже достаточно распространены виртуальные имена, связанные с чувством любви («Любимая», «Влюбленная и счастливая», «Love», «Me to you»). Вероятно, это обусловлено тем, что в той или иной степени любовь испытывают все люди, и к тому же большая часть активных пользователей достаточно юны и очень остро переживают это чувство, а некоторые с помощью ника пытаются заинтересовать лиц противоположенного пола (Одиночка, Нежный, Злой, но милый, Я буду твоим ангелом).
На сайте mail. ru встретились ники, указывающие на профессию или род занятий (Сержант, Лекарь, Арнольд ДПС, Ксения Таро, Танцовщица).
В качестве основы могут выступать ключевые слова, связывающие людей по роду деятельности или интересам. Например, «Мишка *ЯКО* Сухарев» и «Олег *РЕК* Floyd» — ники, образующие название группы «Якорек», участниками которой являются эти пользователи.
Никнеймы могут быть в виде цитаты, фразы или лозунга, но они встречаются достаточно редко («уМякрЫльЯзаСпиноЙ», «I want your skull», «Добавляйтесь в друзья», «Мама – это свято», «Проходи мимо»).
Почти в половине из взятых для анализа никнеймов посетителей сайта «В Контакте» используется латинский алфавит. Из 80 виртуальных имен vkontakte. ru. в 40 случаях латинские буквы встречаются именно в никах («Chudo», «President», «Kisa”). Из них – 7 человек используют латиницу для записи никнеймов-фраз на другом языке («Me to you», «In love with you»). Это своеобразное противопоставление привычному алфавиту может выразить желание человека выделить себя из окружающего мира. Кроме того, люди, постоянно находящиеся в глобальной сети, быстро привыкают к латинским буквам. В mail. ru латинские буквы встречаются реже.
Среди выбранных для изучения ников с обоих сайтов в 41 встречаются различные символы. Практически в каждом символы парные, они расположены в начале и в конце ника, представляя собой обрамление никнейма. Самым распространенным, пожалуй, является символ «*»,он встречается в 10 никнеймах («*Kasat*», «*Валькирия*»). Также часто используются точки («::PoisSson_GirL::») и скобки («((((Krollik))))»). Причиной использования символов является стремление пользователя выделиться, желание быть необычным, отличающимся. Выбор символов свидетельствует об индивидуальных особенностях человека (например, сердца или волны в нике – показатель романтичного склада («ღfin♥amorღ», «~SwEet gIrL~»), круглые скобки – чувство юмора, веселье («(-:{Медвед}:-)»)). Чаще никнеймы берут девушки.
Показательным также является использование заглавных букв. Ники, полностью или частично написанные заглавными буквами, использует 21 из 100 посетителей сайта «В Контакте»(«UNIQIE», «сТИляГа») и 5 пользователей mail. ru («НеЗЛО», «МеГоЗАЙКА»). Вероятно, это желание выделить, обратить особое внимание на никнейм или подчеркнуть значимость.
Таким образом, при создании никнейма пользователи руководствуются не только творческим воображением и фантазией, но и всевозможными языковыми и графическими средствами, что позволяет им получить виртуальное имя, которое в достаточной мере отражает и внутренний мир человека, и его уровень интеллекта, и уникальность взглядов на жизнь.
Мы провели опрос учителей и анкетирование учеников нашей школы. Было опрошено 50 человек. Им были заданы вопросы:
• Являетесь ли вы пользователями интернет-сайтов?
• Если да, назовите каких именно?
• Имеете ли никнейм или зарегистрированы под своим реальным именем?
Результаты опроса:
Из 50 учителей 35 зарегистрированы на сайте «Одноклассники», из них же 19 – в mail. ru, 4 - Vkontakte. ru. На сайте «Одноклассники» все указывают свои реальные имена и фамилии, добавляя девичью, наличие истинных имен упрощает поиск школьных друзей, в mail. ru учителя тоже указали свои имена, а vkontakte. ru. трое имеют никнеймы, для того чтобы «спрятаться» от учеников, и только один человек зарегистрирован под реальным именем .
В анкетировании участвовало 80 человек, учащихся 7-11 классов. Им были заданы вопросы:
• Зарегистрированы ли вы на сайте Vkontakte. ru?
• Если да, под своим именем или никнеймом?
Результаты анкетирования:
Из 80 анкетируемых 68 зарегистрированы на сайте Vkontakte. ru. и все имеют никнейм вместо фамилии.
Можно сделать вывод, что использование и выбор никнейма зависит от возраста аудитории, типа чата и непосредственной коммуникативной цели, стоящей перед его участниками.
Заключение
Задача нашей исследовательской работы – изучение псевдонимов и никнеймов. Тема исследования кажется нам актуальной. В процессе работы мы узнали много интересного и обогатили свой кругозор. На уроках литературы учитель нас знакомит с понятием «псевдоним», рассказывает о псевдонимах некоторых писателей. В своей работе мы расширили круг вопросов по данной теме: для чего люди берут псевдонимы, способы образования псевдонимов и причины их приобретения, а также предприняли попытку исследовать современные псевдонимы, так называемые никнеймы. Исследование по данным вопросам помогло нам сделать некоторые выводы:
• Псевдонимы появились в далеком прошлом и активно используются до сегодняшнего дня. Их используют не только политики и деятели литературы и искусства.
• Ученым всегда было интересно выявить не только происхождение псевдонима, но и его смысл, разобраться в способе его образования и, наконец, в самом мотиве его принятия.
• Существует много способов образования псевдонимов и причин их принятия. Некоторые из них получили освещение в нашей работе.
• Сегодня псевдоним является результатом исключительно искусственного, целенаправленного самонаречения. При его выборе реализуются потребность человека в речетворчестве и самовыражении.
Все цели, поставленные нами в начале работы, на наш взгляд, выполнены. Мы выступали с сообщениями по изучаемому вопросу на уроках литературы. В ходе работы использовали разные методы исследования, а также подготовили презентацию, которая отражает содержание нашей работы. Нами был проведен опрос и анкетирование для изучения частотности использования интернет-псевдонимов и сделана их классификацию по некоторым признакам. В дальнейшем мы планируем продолжать изучение данной темы.
Комментарии