Общество  ->  Власть  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Казачество и история Российского государства

Слово казак до революции 1917 года означало принадлежность к казачьему военному сословию - одному из пяти главных сословий Российской империи. Наряду с дворянством и духовенством казаки относились к так называемым неподатным сословиям (т. е. не платящим подати - налоги). Подати платили представители мещанского и крестьянского сословий.

Сословие - это общественная группа людей, отличающаяся от других своим правовым и экономическим статусом. Одна из особенностей - передача сословной принадлежности по наследству. Этим обстоятельством и объясняется стремление крестьян и части мещан перейти в казаки.

Первые упоминания о казаках в русской летописи относятся к середине XV века в описании ордынского набега на русский город Переяславль-Рязанский. С этого времени начинается развитие двух самостоятельных ветвей казаков, которые позднее сольются в однородное казачье войско.

Одна ветвь представляла собой наемных служилых людей - городовых, сторожевых и реестровых казаков. Они попадают под определение слова «казак» как воин, который находится на поселении, принадлежит к особому сословию казаков - легкому конному войску, и который был обязан служить по вызову на своем коне, в своей одежде и со своим вооружением.

Другая ветвь - это казачья вольница, объединенная в своеобразные демократические республики. Здесь более подходит определение казаков как отважных наездников, живущих набегами и войной, не привязанных к земле и дому.

Версии:

По одной из версий, казаки появились более 3 тысяч лет назад, их предки - «касаки» существовали еще до возникновения Киевской Руси.

По другой — казаки произошли от половцев (кипчаков), потомками которых являются кумыки, живущие на Северном Кавказе.

Есть версия о происхождении казаков от скифов. Существует также несколько версий происхождения самого слова «казак». Наиболее распространены следующие:

- от татарского слова «казмак» - скитаться, бродить. У татар этим словом именовались бессемейные и бездомные воины-бродяги, составлявшие авангард татарских войск в XIV веке;

- от монгольских слов «ко» и «зах», означающих «броня, защита» и «граница, рубеж», откуда «козах» - защитник границы;

- от «касогов» - названия кавказского племени, чьи воины использовались в качестве вспомогательной легкой конницы в татаро-монгольском войске, и под которыми стали пониматься вообще конные легковооруженные воины.

История казачества в России может быть разделена на пять основных этапов:

1. ХV-ХVI вв. - возникновение и развитие служилого казачества и казачьей вольницы;

2. XVII в. - переход казаков на государеву службу. Образование первых казачьих войск;

3. ХVIII в. - середина XIX в. - огосударствление казачества. Формирование казачьего сословия и основных казачьих войск;

4. Середина XIX в. - 1917 г. - завершение процесса огосударствления казачества. Государственная служба казачьего сословия в Российской империи;

5. 1918 г. - по настоящее время - период выживания казачества и борьбы за сохранение его традиций и обычаев.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КАЗАЧЬИХ ВОЙСК В РОССИИ

В формировании казачества участвовали представители самых разных народностей, но преобладали славяне. С этнографической точки зрения первые казаки разделялись по месту возникновения на украинских и на русских. Среди и тех и других можно выделить вольных и служилых казаков. На Украине вольное казачество было представлено Запорожской Сечью (просуществовало до 1775), а служилое — «реестровыми» казаками, получавшими жалованье за службу в Польско-Литовском государстве. Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Хотя они приравнивались «к служилым людям по прибору» (стрельцы, пушкари), но в отличие от них имели станичную организацию и выборную систему военного управления. В таком виде они просуществовали до начала 18 века. Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. В отличие от служилого казачества центрами возникновения вольного казачества стали побережья крупных рек (Днепра, Дона, Яика, Терека) и степные просторы, что накладывало заметный отпечаток на казачество и определяло их жизненный уклад. Каждая крупная территориальная общность как форма военно-политического объединения независимых казачьих поселений называлось Войском.

Основным хозяйственным занятием вольных казаков являлись охота, рыболовство, животноводство. Например, в Донском Войске до начала 18 века хлебопашество было запрещено под страхом смертной казни. Как считали сами казаки, жили они «с травы и воды». Огромное значение в жизни казачьих общин играла война: они находились в условиях постоянного военного противостояния с враждебными и воинственными кочевыми соседями, поэтому одним из важнейших источников существования для них являлась военная добыча (в результате походов «за зипунами и ясырем» в Крым, Турцию, Персию, на Кавказ). Совершались речные и морские походы на стругах, а также конные набеги. Часто несколько казачьих единиц объединялись и совершали совместные сухопутные и морские операции, все захваченное становилось общей собственностью — дуваном.

Главной особенностью общественной казачьей жизни являлись военная организация с выборной системой управления и демократические порядки. Основные решения (вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся) принимались на общеказачьих собраниях, станичных и войсковых кругах, или Радах, являвшихся высшими органами управления. Главная исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому войсковому (кошевому в Запорожье) атаману. На время военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было беспрекословным.

Дипломатические отношения с русским государством поддерживались отправкой в Москву зимовых и легких станиц (посольств) с назначенным атаманом. С момента выхода казачества на историческую арену его взаимоотношения с Россией отличались двойственностью. Первоначально они строились по принципу независимых государств, имевших одного противника. Москва и Казачьи Войска являлись союзниками. Русское государство выступало в качестве главного партнера и играло ведущую роль как наиболее сильная сторона. Кроме того, Казачьи Войска были заинтересованы в получении от русского царя денежной и военной помощи. Казачьи территории выполняли важную роль буфера на южных и восточных границах русского государства, прикрывали его от набегов степных орд. Казаки принимали также участие во многих войнах на стороне России против сопредельных государств. Для успешного выполнения этих важных функций в практику московских царей вошли ежегодные посылки отдельным Войскам подарков, денежного жалования, оружия и боевых припасов, а также хлеба, поскольку казаки его не производили. Все сношения между казаками и царем велись через Посольский приказ, т. е. как с иностранным государством. Часто русским властям было выгодно представлять вольные казачьи общины как абсолютно независимые от Москвы. С другой стороны, московское государство было недовольно казачьими сообществами, постоянно нападавшими на турецкие владения, что часто шло вразрез с русскими внешнеполитическими интересами. Нередко между союзниками наступали периоды охлаждения, и Россия прекращала всякую помощь казакам. Недовольство Москвы вызывал и постоянный уход подданных в казачьи области. Демократические порядки (все равны, ни властей, ни налогов) стали магнитом, притягивавшим к себе все новых предприимчивых и смелых людей из русских земель. Опасения России оказались отнюдь не беспочвенны — на протяжении 17-18 веков казачество шло в авангарде мощных антиправительственных выступлений, из его рядов вышли предводители казацко-крестьянских восстаний — Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачев. Велика была роль казаков во время событий Смутного времени в начале 17 века. Поддержав Лжедмитрия I, они составили существенную часть его военных отрядов. Позднее вольное русское и украинское казачество, а также русские служилые казаки принимали активное участие в стане самых разных сил: в 1611 они участвовали в первом ополчении, во втором ополчении уже преобладали дворяне, но на соборе 1613 именно слово казачьих атаманов оказалось решающим при избрании царя Михаила Федоровича Романова. Неоднозначная роль, которую играли казаки в Смутное время, заставило правительство в 17 веке проводить политику резкого сокращения отрядов служилых казаков на основной территории государства. Но в целом российский трон, учитывая важнейшие функции казачества как военной силы в пограничных районах, проявляло долготерпение и стремилось подчинить его своей власти. Чтобы закрепить верность российскому престолу, цари, используя все рычаги, сумели добиться к концу 17 века принятия присяги всеми Войсками (последнее Войско Донское — в 1671). Из добровольных союзников казаки превратились в российских подданных. С включением юго-восточных территорий в состав России казачество осталось лишь особой частью российского населения, постепенно потеряв многие свои демократические права и завоевания. С 18 века государство постоянно регламентировало жизнь казачьих областей, модернизировало в нужном для себя русле традиционные казачьи структуры управления, превратив их в составную часть административной системы российской империи.

С 1721 казачьи части находились в ведении казачьей экспедиции Военной коллегии. В том же году Петр I упразднил выборность войсковых атаманов и ввел институт наказных атаманов, назначаемых верховной властью. Последних остатков независимости казаки лишились после поражения Пугачевского бунта в 1775, когда Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь. В 1798 по указу Павла I все казачьи офицерские чины были приравнены к общеармейским, а их обладатели получили права на дворянство. В 1802 было разработано первое Положение для казачьих войск. С 1827 августейшим атаманом всех казачьих войск стал назначаться наследник престола.

В 1838 был утвержден первый строевой устав для казачьих частей, а в 1857 казачество перешло в ведение Управления (с 1867 Главное Управление) иррегулярных (с 1879 — казачьих) войск Военного министерства, с 1910 — в подчинение Главного штаба.

ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА В АСТРАХАНСКОМ КРАЕ

История Астраханского казачьего войска связана с именем Петра I. При нем с верховьев Дона были направлены в города астраханского края (в том числе и в Черный Яр) казачьи команды, поверстаны в казаки — с передачей им стрелецких знамен — стрельцы и часто новопоселенцы, а также «новокрещенные татары и калмыки». В этом главное отличие астраханского казачества от всех остальных казачьих войск: оно было создано официальной волей правителей страны, а не стихийной волей самих казаков.

Пограничное положение Астрахани делало форпостом южных границ России. Именно задачи защиты степных рубежей заставили правительство задуматься о создании казачьих формирований в Астраханской губернии. Особую инициативу в этом деле проявил астраханский вице-губернатор Саймонов, и по указу Сената от 4 января 1737 года в Астрахани была сформирована казачья команда, преобразованная в 1750 году в пятитысячный казачий полк. Астраханский казачий полк размещался в Астрахани, казаки жили в своих домах, управлять полком было сложно и трудно. Поэтому было решено поселить полк отдельной казачьей станицей на бугре Сунгур. Поселение стало называться Казачьей слободой, позднее— Казачьим бугром и, наконец, Казачьебугоринской станицей, а речка Луковка, омывающая бугор, — Казачьим ериком.

В уездных городках губернии существовали самостоятельные казачьи команды: Красноярская, Черноярская, Енотаевская, Царицынская, Камышинская, Саратовская. Все они позднее были причислены к Астраханскому казачьему войску, учрежденному 7 мая 1817 года правительством Александра I.

Так в ходе русской колонизации края в Нижнем Поволжье сформировалось свое казачество. Особенностью Астраханского казачьего войска было то, что оно в отличие от природных казачьих войск Дона, Терека, Урала являлось государственно созданным подразделением, предназначенным для охраны границ осваиваемого Нижнего Поволжья.

Этими задачами определялась и служба казаков, заключавшаяся в охране солепромыслов, рыбных ватаг, ямского дела в губернии; кроме этого, астраханские казаки охраняли границу от разбойничьих нападений, производившихся с территории Кавказа и из-за Урала. Казаки обеспечили карантинные мероприятия в Астрахани и окрестностях во время эпидемий холеры и чумы в 1807 и 1892 годах.

Казаки-астраханцы были участниками всех зарубежных походов российской армии, отличились в Отечественной войне с Наполеоном, войнах в Закавказье и на Балканах.

Подвиги «астраханцев-лихачей» получили достойную оценку. После наполеоновских войск в 1817 году Астраханское казачье войско было восстановлено с вручением новых знамен.

В царствование Екатерины II, во многом считавшей себя преемницей Петра Великого, и по распоряжению астраханского губернатора Бекетова, в 1764-1766 годах были созданы Лебяжинская, Замьяновская, Сероглазинская, Ветлянинская, Грачевская, Косикинская, Копановская станицы. Они и стали одними из первых сельских поселений на пустынном тракте Астрахань-Черный Яр.

Во вновь образованные станицы назначались прапорщик, сотник или хорунжий, 1-3 урядника, 1-4 капрала и казаки. Каждой станице передавалось несколько пушек. Для их обслуживания в станицы приписывались и канониры. А для обеспечения хозяйственных нужд казаков направлялись кузнецы, плотники, шорники.

От Астрахани до Царицына было 12 почтовых станций с расстоянием между ними от 20 до 46 верст. Зимой почта перевозилась на лошадях, а в теплое время на лодках. На лодку назначался лоцман-казак или унтер-офицер. Позже почтовые станции перешли во вновь созданные станицы. Доставка почты строго контролировалась. В специальном журнале отмечалось время прибытия и убытия на почтовую станцию. В течение часа почта должна была двинуться к следующей станции. По всей линии до Саратова с 1778 года почту обслуживали Астраханские станичные казаки.

Как же выглядели казачьи поселения в первые годы своего существования? Вот как в 1769 году описывал путешественник С. Гмелин станицу Грачевскую по пути из Черного Яра: «. Проплыв 25 верст вниз, слева — Мартыненский остров, а справа — другой остров, называется Грачевским. Название оттого, что на острове селились грачи. В станице было 50 домов из глины. Дома чистые, избы с каминами, внутри побелены мелом. Станица вокруг укреплена валом и рвом, а на валах выставлены по несколько пушек, входы в крепость загорожены рогатками».

За свою службу станичные казаки получали жалование как в военное, так и в мирное время. Понемногу начинали заниматься земледелием, разводили скот, огороды. Казаки также занимались рыболовством, для чего каждой станице были отмерены определенные воды. А Копановская станица стала пионером в хлебопашестве — именно здесь в начале XIX века появились первые пашенные пшеничные поля. Отсюда с 40-х годов выращивание хлеба начинает распространяться по селам Енотаевского и Черноярского уездов. Из-за нехватки земли государственные крестьяне этих уездов засевали арендованные у калмыков земли.

Важную роль играло астраханское казачество и в хозяйственном освоении края. Именно казаки первыми начали превращать безжизненные степи в поля, бахчи, сады и огороды. Уже в середине XIX века в Копановской станице появились первые пашенные поля, засеянные пшеницей. К этому времени в Астраханском крае появились 11 сельских казачьих поселений. Численность городского и сельского казачества составила 7283 души обоего пола.

Своеобразием астраханского казачества был его полиэтнический состав. Здесь были русские и поляки, калмыки и татары, малороссы. Казачество являло пример и религиозной терпимости. Хотя подавляющее большинство казаков были православными, среди них были, кроме того, мусульмане, католики, старообрядцы. Будучи весьма отличными по этническим и религиозным признакам, казаки были объединены конвойно-караульной службой и взаимной экономической заинтересованностью.

Станица Копановская была родиной первого выборного атамана Астраханского казачьего войска — Василия Скворцова. Только она одна давала 15 человек юношей на службу ежегодно. Казаки служили всю жизнь — до 38 лет и далее находились в войсковом ополчении.

Сравнительно небольшое по численности — в 1916 году астраханских казаков насчитывалось около 40 тысяч человек, донских же было в то время около полутора миллионов — войско решало важные государственные задачи по охране границ, рыбных и соляных промыслов, стояло в кордонах во время эпидемий холеры и чумы, принимало участие в экспедициях и походах в тяжелейших условиях безводных степей Астраханского края. Причем служба на чумных и холерных кордонах была более опасна, чем участие в боях. В связи с такой загруженностью в войнах принимали участие небольшие, но лучшие формирования астраханцев.

Во время войны с Наполеоном были созданы 2 калмыцких полка (Тюменевский и Тундутовский). Инструкторами в них были направлены по 10 казаков от Астраханского войска. Благодаря им полки были приучены к военному строю и успешно воевали с врагом, дойдя до Парижа.

Калмыков командование охотно использовало для отлавливания оказавшихся в нашем тылу французов во время наступления нашей армии. Равных калмыкам в действиях на пересеченной местности (леса, овраги, перелески) не было. Ну, а цивилизованные французы, завидя столь грозных всадников, предпочитали сразу сдаться.

Астраханские казаки принимали участие в войнах с Ираном, Турцией, Кавказской войне. В Крымскую войну 1853-1856 годов пятисотенная команда находилась на службе в городе Петровске, противодействуя набегам мятежных горцев Шамиля. Астраханцы также активно участвовали в русско-турецкой войне за освобождение Болгарии 1877-1878 годов и других военных походах русской армии.

Ветлянинские казаки, возвращаясь с русско-турецкой войны 1877-1878 годов, с трофеями завезли к себе в станицу чумную палочку. Здесь вспыхнула эпидемия этой страшной болезни. За день умирало до 30 человек. Приезжие врачи и местный священник отец Георгий боролись за жизнь людей. Карантинные отряды взяли станицу в плотное кольцо, не допуская дальнейшего распространения смертельной инфекции. Некоторые из казаков карантинной службы тоже погибли «за друга своя». Но станица выжила, потеряв 400 человек. Тогда, в 1878 году, на общей братской могиле поставили деревянный крест с казанской иконок Божьей Матери и памятник из гранита «врачу Александру Агафоновичу Григорьеву». Памятник сохранился до наших дней, крест был восстановлен 23 февраля 2001 года.

Астраханское казачество имело свои отличия в униформе: цвет мундира темно-синий, погоны и выпушки на них желтого цвета, верх папахи и лампасы тоже были желтого цвета. У донских казаков, для сравнения, лампасы были алого, а у оренбуржцев василькового цвета. Войсковые регалии: простые цветные знамена, 6 старых знамен желтой материи без надписи с изображением кабана на горящем костре. Атаман войсковой также имел насеку с надписью «Астраханское казачье войско». У войска был и есть свой праздник — 1 сентября (19 августа по старому стилю), день Донской Богоматери. В этот день казаки вспоминали былые дни, устраивали состязания в конной джигитовке, рубке лозы, ловкости и меткости.

СТАНИЦА ЧЕРНОЯРСКАЯ

Самая верхняя (по Волге) станица первого Отдела Астраханского Казачьего Войска. Она относится к той ветви астраханских казаков, которые длительное время существовали в виде городовых казачьих команд, не входящих ни в Астраханский казачий полк, ни в Астраханское Войско. Черноярскую городовую казачью команду включили в Войско в 1786 г. , в 1873 г. преобразовали в Черноярскую станицу. Но берега Волги впервые увидели казаков еще до присоединения Астраханского ханства к Русскому государству, а. именно, в 1520 г. , когда отряд рязанских казаков совершал свой поход по Волге на Терек. Затем здесь побывали Донские казаки в составе русских войск, направленных на овладение Астраханью в 1554 г. Позже по Матушке - Волге не один год проходили казаки Степана Разина; не обошли ее стороной повстанцы Пугачева. Следует отметить, что по Волге долгое время действовали и разбойные шайки воровских казаков.

Создавая опорный пункт на Нижней Волге для охраны волжских судовых караванов от нападения кочевников и понизовой вольницы, Русское правительство, одним из первых основало в 1627 г. в 256 верстах от Астрахани «Черный Острог», обнесенный прочным деревянным забором.

На этом месте правый крутой берег имел черный цвет; вероятно этот оптический эффект создавала большая тень обрывистого берега на фоне залитых яркам солнцем других участков берега.

Но берег в этом месте часто обрушался и в 1634 г. поселение перенесли на новое место, возвели земляные валы и рвы, поставили несколько пушек и назвали Черноярской крепостью. Жителей крепости наделили водами на 5 верст вверх и вниз по Волге. У живущих по соседству ногайцев новое поселение получило название «Янкала» (Новый город), также стали называть его и калмыки. Важное местоположение Черного Яра предопределило его беспокойную судьбу со многими бурными событиями и потрясениями.

В 1670 г. крепость была разрушена разинскими отрядами; в 1690 г. крепость отразила нападение казаков - раскольников; в 1705 г. крепость приняла участие в «Астраханском возмущении», это восстание Зажарского и Московского стрелецких полков, расположенных в Астрахани, а также городского населения из-за налогового гнета, произвола властей и против нововведений Петра Первого. Восстание охватило Черный Яр, Красный Яр, Гурьев, Терек. После подавления восстания, в основном Донскими казаками (за что они были награждены царем специальным знаменем) оставшиеся в живых стрельцы были отправлены на войну со шведами, где большинство из них погибло.

В 1741 г. город весь выгорел, но вновь отстроился, и был обнесен палисадом. В начале XIX века от интенсивного подмыва берега часть строений обрушилась и жителям пришлось селиться дальше от берега.

В 1810г. крепость упразднили. В 1708 г, когда Астрахань входила в Казанскую губернию, Черный Яр приписали к Астрахани под названием «пригорода». А в 1717 г. , с образованием Астраханской губернии, Черный Яр вошел в ее состав. В 1769 г. в крепости введено гражданское правление. В 1782 г. Черный Яр передан в состав Саратовской губернии.

В 1785 г. Черный Яр вновь включается в Астраханскую губернию и становится центром одноименного уезда.

Для защиты Нижнего Поволжья от нападения Турции и набегов прикубанских народов в 1694 г. стала создаваться Царицынская укрепленная линия, которая стала пополняться солдатами, стрельцами и казаками, В числе пополнения были солдаты Дмитриевского полка, которыми командовал полковник Буш. Полк был набран в Казанском крае в 1692 г. и размещен в городе Дмитриевске (позже переименован в Камышин). В 1722 г. Петр Первый повелел полк разделить на две части, одну из которых перевести в казаки и направить на пополнение Царицынской линии (куда формально Черный Яр не входил). Солдаты полка, не переведенные в казаки, остались служить в Дмитриевске. В 1698 г. в Черный Яр сослана часть стрельцов, участвовавших в Московском бунте.

В 1721 г. все стрельцы и ружейники города по Указу Петра Первого обращены в казаки. Этим указом в казаки были обращены все оставшиеся в России стрельцы и ружейники (всего 7000 человек).

Организационно казаки входили в городовую казачью команду, которая в 1737 г состояла из 100 казаков и имела свою хоругвь, которая после упразднения казачьей команды в 1873г. слала храниться у Наказного Атамана Войска. В 1786 г. в команде были сотник, хорунжий, два пятидесятника, писарь и 96 казаков: Бочкарев Дмитрий, Вахнин Филипп, Ляхов Федор, Карашманов Михаил, Марин Николай, Сережников Василий, Попов Максим, Сережников Иван, Кузнецов Матвей, Дьячков Денис, Болдырев Иван, Вахнин Михаил, Кропотов Семен, Полетаев Яков, Караганов Иван, Кузнецов Михаил, Глиничев Матвей, Лямин Василий, Пономарев Иван, Гулявсков Иван, Гулявсков Никита, Караганов Сергей, Свиязов Алексей, Ваулин Борис, Карашманов Михаил, Разгонов Илья, Полетаев Максим, Курасов Василий, Сережников Матвей, Лепехин Иван, Ляхов Козьма, Подмарев Василий, Гранацков Яков, Белоярцев Иван, Шаталин Петр, Кузнецов Дмитрий, Свиязов Степан, Колмагаров Петр, Ваулин Иван, Старков Василий, Бородин Федор, Плеханов Михаил, Сережников Андрей, Сережников Василий, Пономарев Василий, Черемин Яков, Свиязов Яков, Плотников Алексей, Разногов Иван, Лямин Егор, Плотников Матвей, Кузнецов Гавриил, Мимбиринов Семен, Шталаин Михаил, Болдырев Михаил, Карашманов Ефим, Черемин Петр, Марин Михаил, Болдырев Иван, Кузнецов Алексей, Смирнов Яков, Ржецов Илья, Сережников Андрей, Болдырев Петр, Полетаев Яков, Мурыгин Прокофий, Глинчев Иван, Вахнин Алексей, Попов Осип, Ляхов Федор, Вахнин Даниил, Кузнецов Андрей, Василий, Сережников Яков, Есачиев Сергей, Арзамасцев Иван, Сережников Михаил, Курбатов Николай, Матюшков Алексей, Трунов Абрам, Ульянов Никита, Плотников Петр, Попов Иван; на казачьем окладе капралы: Сережников Василий, Мурыгин Семен, Каргин Иван, Бирюков Василий; писарь Симбиринов Василий.

Следует отметить, что наиболее распространенными фамилиями черноярцев в начале XX века (согласно книге И. А. Бирюкова «Астраханские казаки») были: Белоярцевы, Карагановы, Карашмановы, Ляховы, Сабуровы, Саранцевы.

Со временем, около крепости образовался «форштадт», в котором селился различный не ратный люд. Казаки жили, в основном, в расположении самой крепости, хотя меньшая их часть жила в «форштадте». В 1840 году произошло размежевание и казакам выделили свой участок городской земли. Однако, по общему мнению казаков при нарезке земли была допущена ошибка, им отвели землю, подходящую к очень крутому яру над Волгой. В 1870 году казаки решили всем переселиться на свою землю, но для этого они потребовали у городского общества вернуть упомянутый участок со спуском. Безрезультатная переписка по этому вопросу длилась 7 лет. Нужно было решать вопрос в суде, но у казаков не нашлось для этого необходимых средств и достаточных доказательств. Тем не менее, 1 мая 1888 года казаки получили разрешение от Наказного Атамана на переселение с пособием в 50 рублей на двор и двухлетней льготой от несения службы. Однако, в силу вышеуказанной причины, переселение не состоялось и казаки остались жить, в основном, в городе. Станица имела два хутора: Черемин - Болдырев (31 двор, 149 душ) и Бирюков (13 дворов, 79 душ).

Как и большинство городских станиц, черноярцы не имели своей церкви и училищ. До 1828 года в районе Сероглазинской станицы существовал Черногрядинский поселок, в котором была церковь во имя святых Апостолов Петра и Павла. К приходу этой церкви были приписаны Черноярские, Косикинские и Сероглазинские казаки. Земли этого поселка впоследствии перешли Сероглазинской станице. После этого Черноярские казаки были приписаны к приходу Черноярского городского собора. Вполне естественно, что жизнь черноярских казаков неотделима от жизни Черного Яра, типичного небольшого уездного города России. Особенностью города была довольно большая прослойка купечества, в основном, второй гильдии. В 1835 году таких купцов было более тридцати. Казакам же вести торговые дела и заниматься ремеслами не разрешалось, но казаки нелегально обходили эти запреты. Только в конце первой половины XIX века казакам разрешили вести мелкую торговлю и среди них зародилась торговая прослойка. Крупной торговли в это время в городе не было, и он жил, в основном, за счет скотопромышленности, рыбного промысла и продажи соли. Как выглядел Черный Яр в эти времена можно узнать из воспоминаний сына известного писателя С. Т. Аксакова: «Черный Яр - собрание низеньких и маленьких мещанских домиков, разделенное на улицы. Имеет две церкви, каменный дом присутственных мест и ни одной лавчонки. Нет возможности что-либо купить или достать. Мы попали на квартиру к одному бедному мещанину, другие наши товарищи и сам князь Гагарин стоят на квартире купцов богатых, занимающихся рыбною ловлею и выписывающих все нужное из Москвы или Астрахани.

Нынче были на обедне в соборной церкви. Служили два священника с протопопом. Собор во имя Вознесения Господня выстроен здешним купцом Голощаловым. Богатые купцы, промышляя рыбой, посылают ее почти всю в Москву, а потребности здешних жителей так ограничены, что кроме муки, говядины, горшочков и веревочек, почти ничего нельзя достать».

После отмены крепостного права в 1861 году город стал разрастаться, были построены каменные здания, общественный банк, на средства того же купца Голощапова строится двухэтажное здание почты. Строят особняки богатые люди: Сабуров, Лопатин, Кудачкин, возросло число лавок на базарной площади. Еще большее развитие получила торговля с развитием судоходства на Волге. В 1870 году в Черном Яру случился большой пожар, когда выгорела центральная часть города.

После пожара стало возводиться много зданий из кирпича. Из кирпича строились особняки, магазины, лавки, хлебопекарня, чайная, пожарная каланча.

Наиболее состоятельными людьми в городе были: Якунины и Тимофеевы - разводили и продавали скот; Максимов и Ляхов - торговля хлебом и кондитерскими изделиями; Булгаков и Пономарев - занимались лесом и скобяными товарами; Сутырин торговал вином, включая иностранные марки; Лукъяков держал трактир; астраханский купец Тютюнин в конце века открыл большое винное дело. Славились рыбные ватаги Калашникова и Орлова, построившего в 1880 году в городе миножный завод, вступивший в серьезную конкуренцию с рижским и петербургским заводами. В конце XIX века в городе было 2 церкви, городское мужское училище (94 уч. ), приходское мужское училище (51 уч. ), женское приходское училище (25 уч. ), церковноприходская школа, школа грамоты (25 уч. ) т. е. 5 учебных заведений с 239 учащимися. В этих же заведениях успешно учились и дети казаков, что дало основание И. А. Бирюкову в 1904 году написать: «Много обучающихся в городском училище, много грамотеев ищущих службы и занятий по большим городам, в конторах и прочее. Многие служат писцами, чиновниками и прочее». Таким образом, среди других станиц Черноярская отличалась повышенной грамотностью казаков.

В 1800 году вместе со станицей в городе было 7642 души, в том числе: мещан 5129, казаков 1004, калмыков 174. В городе имелась больница, богадельня, аптека, 25 лавок, 1 казенный винный склад, 2 питейных заведения, 11 ветряных и 4 конных мельницы, 12 кузниц, 1 рыболовная ватага, 1 миножный завод, 1 кирпичный завод, ремесленников 103. На рубеже XIX - XX вв. Черный Яр становится наиболее красивым среди всех уездных городов Астраханской губернии. В проектировании зданий и планировке города принимали участие известные архитекторы, в том числе Александр Дигби, по проектам которого в Астрахани построено много зданий, в том числе сохранившийся губернаторский дом на углу улиц Кирова и Советской.

Черноярский уезд в конце XIX века состоял из 38 селений и поселков и 215 приписанных к ним хуторов. Население уезда составляло 95409 душ, в уезде имелось: крупного рогатого скота – 170295 голов, овец - 415000 голов, коз - 15546 голов, верблюдов - 4170 голов. Основными занятиями жителей станицы были земледелие, скотоводство, рыболовство, станицы состояли: из станичного юрта, расположенного в 8 верстах ниже города (21558 десятин из них 13877 удобной); «Межеумка» (1089 десятин из них 464 удобной). Часть земель сдавалась в аренду, а пахотная делилась между казаками (с 16 лет) по паям на 6 лет.

Сенокосные лиманы в степи («мочаги») делились каждые 3 года, а заливные земли каждый год. На землях станичного юрта станицы находилось 6472 десятины леса. Дополнительный надел - Ровинский участок (853 десятины из них удобной 344 десятины) сдавалась в аренду (в 1903 году 231 рубль).

В 1910 году в станице было 190 дворов, 1566 душ (643 муж, и 923 жен. ). В хуторах за 44 двора, Черемин - Болдырев - 31 двор (149 душ), Бирюков - 13 дворов (79 душ). Ещё до вхождения в Астраханский казачий полк в 1736 году 32 казака Черноярской команды участвовали совместно с саратовскими казаками в очень успешном походе русских войск под командованием генерал - фельдмаршала Ласси в Крым.

Черноярские казаки участвовали в Отечественной войне 1812 года, были инструкторами в калмыцких Тюменовском и Тундутовских полках. С боями дошли до Парижа, стояли лагерем на Елисеевских полях и поили коней из Сены. Все были награждены и повышены в чине. За боевые подвиги в Русско - Турецкой войне 1877 - 1878 гг. все черноярцы были награждены светло- бронзовыми медалями и специальным знаком на головные уборы. Урядник Николай Плотников награжден серебряной медалью, а урядник Василий Разгонов стал Георгиевским Кавалером.

В 1906 году в нашем Войске создан взвод Лейб-гвардии, включенный в 3 сводную сотню Лейб-гвардию казачьего полка квартировавшего в городе Гатчине под Петербургом. Половина 3 сотни набиралась из Сибирских казаков, 1 взвод из Астраханских казаков и 1 взвод из Семиреченских казаков. Взвод состоял из 30 казаков. В первый набор гвардейцев от Черноярской станицы вошли казаки Асонов Иван и Болдырев Павел. Ежегодный наряд на службу составлял 5-7 человек, т. е. одновременно на службе находилось около 25 казаков.

Располагаясь вблизи довольно крупного города Царицына, Черный Яр, как ни один из населенных пунктов Астраханской области, менял административную подчиненность и свой статус. Напомним, что при введении в России губернского правления в начале XVIII века, Астрахань и все поволжские города вошли в состав Казанской губернии. При образовании Астраханской губернии в 1717 году в нее включили города Царицын, Саратов, Самару, Симбирск (Ульяновск), Заволжские земли до реки Урал, Калмыцкие степи, Ставропольский край и Моздокский уезды на Северном Кавказе.

В 1918 году образован Черноярский горсовет, преобразованный в сельсовет в июле 1925 года, когда Черный Яр был лишен статуса города и превращен в село.

К А З А Ч Е С Т В О В ХХ В Е К Е

В конце 19 века в недрах царской администрации обсуждались проекты ликвидации казачества. Накануне Первой мировой войны в России насчитывалось 11 казачьих Войск: Донское (1,6 млн. ), Кубанское (1,3 млн. ), Терское (260 тысяч), Астраханское (40 тыс. ), Уральское (174 тыс. ), Оренбургское (533 тыс. ), Сибирское (172 тыс. ), Семиреченское (45 тыс. ), Забайкальское (264 тыс. ), Амурское (50 тыс. ), Уссурийское (35 тыс. ) и два отдельных казачьих полка. Они занимали 65 млн. десятин земли с населением 4,4 млн. чел. (2,4 % населения России), в том числе 480 тыс. служилого состава. Среди казаков в национальном отношении преобладали русские (78%), на втором месте были украинцы (17%), на третьем буряты (2%). Большинство казаков исповедовало православие, имелся большой процент старообрядцев (особенно в Уральском, Терском, Донском Войсках), а национальные меньшинства исповедовали буддизм и мусульманство.

На полях сражений Первой мировой войны принимало участие более 300 тыс. казаков (164 конных полка, 30 пеших батальонов, 78 батарей, 175 отдельных сотен, 78 полусотен, не считая вспомогательных и запасных частей). Война показала неэффективность использования больших конных масс (казаки составляли 2/3 численности русской кавалерии) в условиях сплошного фронта, высокой плотности огневой мощи пехоты и возросших технических средств обороны. Исключения составили сформированные из добровольцев-казаков мелкие партизанские отряды, успешно действовавшие в тылу противника при выполнении диверсионных и разведывательных заданий. Казаки как значительная военная и социальная сила участвовали в Гражданской войне.

Боевой опыт и профессиональная воинская подготовка казаков вновь была использована при решении острых внутренних социальных конфликтов. Декретом ВЦИК и СНК от 17 ноября 1917 формально казачество как сословие и казачьи формирования были упразднены. В Гражданскую войну казачьи территории стали основными базами Белого движения (особенно Дон, Кубань, Терек, Урал) и именно там велись самые ожесточенные бои. Казачьи части являлись в численном отношении главной военной силой Добровольческой армии в борьбе с большевизмом. К этому казачество подтолкнула проводимая красными политика расказачивания (массовые расстрелы, взятие заложников, сожжение станиц, натравливание иногородних против казаков). В Красной Армии также имелись казачьи подразделения, но они представляли малую часть казачества (менее 10 %). По окончании Гражданской войны большое количество казаков оказалось в эмиграции (около 100 тыс. человек).

В советское время официальная политика расказачивания фактически продолжалась, хотя в 1925 пленум ЦК РКП(б) признал недопустимым «игнорирование особенностей казачьего быта и применение насильственных мер в борьбе с остатками казачьих традиций». Тем не менее казаки продолжали считаться «непролетарскими элементами» и подвергались ограничению в правах, в частности, запрет служить в рядах Красной Армии был снят лишь в 1936, когда создали несколько казачьих кавалерийских дивизий (а затем и корпусов), отлично проявивших себя во время Великой Отечественной войны. Гитлеровское командование с 1942 также формировало части из русских казаков (15 корпус вермахта, командир генерал Г. фон Панвиц) численностью более 20 тыс. человек. Во время боевых действий они главным образом использовались для охраны коммуникаций и борьбы против партизан в Италии, Югославии, Франции. После поражения Германии в 1945 англичане передали разоруженных казаков и членов их семей (около 30 тыс. человек) советской стороне. Большинство из них было расстреляно, остальные попали в сталинские лагеря.

Весьма осторожное отношение властей к казачеству (результатом чего стало забвение его истории и культуры) породило современное казачье движение. Первоначально (в 1988-1989 годах) оно возникло как историко-культурное движение за возрождение казачества (по некоторым оценкам, около 5 млн. человек). К 1990 движение, выйдя за культурно-этнографические рамки, стало политизироваться. Началось интенсивное создание казачьих организаций и союзов, как на местах бывшего компактного проживания, так и в крупных городах, где за советский период осело большое количество потомков, спасавшихся от политических репрессий. Массовость движения, а также участие военизированных казачьих отрядов в конфликтах в Югославии, Приднестровье, Осетии, Абхазии, Чечне заставили правительственные структуры и местные власти обратить внимание на проблемы казачества.

ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Движение за возрождение российского казачества, подвергшегося репрессиям в годы Советской власти, приобрело широкий размах в конце 80-х годов. С этого времени стали появляться казачьи общественные организации на территории всех бывших казачьих войск, а также в местах, куда судьба занесла потомков казаков и где они сумели организоваться.

30 июня 1990 года в Москве состоялся первый Большой учредительный круг казачества всей страны, на котором было объявлено о создании Союза казаков. Эта организация носила в то время ярко выраженный политический характер. Ее лидер А. Г. Мартынов позднее стал депутатом Государственной Думы. На протяжении ряда лет влияние этой организации во многом было связано с близостью ее лидера к движению «Наш дом - Россия» (НДР), возглавляемому тогдашним председателем правительства страны В. С. Черномырдиным, который носит почетное звание полковника Оренбургского казачьего войска. Привязка к сиюминутным политическим интересам всегда заканчивается одинаково. Закатилась звезда НДР, вместе с ней и Союз казаков потерял свои позиции. Однако определенную положительную роль в становлении казачества Союз, несомненно, сыграл.

Вместе с тем главные события новейшей истории казачества развивались на исконно казачьих землях: на Дону, Волге, Кубани, Тереке, в Сибири, Забайкалье и т. д.

Казачество большую часть своей истории было связано с государственной службой. Именно в период своей государственной службы оно приобрело те черты, которые характеризуют его как специфическую часть российского народа. Сочетание службы государству и специфического военно-хозяйственного уклада явилось предпосылкой восстановления традиционных форм государственной службы казачества, доказавшей свою эффективность на протяжении нескольких столетий.

С принятием 26 апреля 1991 года Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» и Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 года № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества» общественное движение за его возрождение приобрело наибольшую активность. Прежняя политика государства в отношении казачества была признана преступной. Были определены новые принципы государственного отношения к казачеству.

Новая российская власть пошла дальше. С утверждения в 1995 году Государственного реестра казачьих обществ началось восстановление государственного статуса казачества. В Государственный реестр до 1 января 2001 года внесено 10 войсковых и 5 отдельных окружных и отдельских казачьих обществ, достигших численности более 650 тысяч человек, проживающих на территории 49 республик, областей и краев Российской Федерации.

Государственный реестр казачьих обществ ориентирован на поддержку казачества и становление государственной службы казаков.

Так была создана стройная структура возрожденного казачества России, состоящая из войсковых, окружных, станичных и хуторских обществ.

Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 года №563 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе» определил механизм привлечения казаков к различным видам государственной службы с учетом традиций казачества.

В настоящее время казаками комплектуются 15 воинских частей Министерства обороны (в том числе 28-й отдельный Астраханский танковый казачий батальон в г. Буденновске Ставропольского края), 39 погранзастав Федеральной пограничной службы. К невойсковой охране границ привлечены Уссурийское, Забайкальское и Сибирское войсковые казачьи общества. Министерством внутренних дел совместно с органами местного самоуправления создаются казачьи дружины по охране общественного порядка. Казаки работают в природоохранной, экологической и таможенной службах.

А для восстановления традиционного уклада жизни казачества, обеспечивающего сочетание государственной службы с решением вопросов жизнеобеспечения казачьих обществ, создаются условия для восстановления традиционного казачьего общинного землепользования с учетом новых исторических условий.

Правительство Российской Федерации Постановлением от 8 июня 1996 года №667 утвердило Положение о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления казачьим обществам, включенным в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования.

АСТРАХАНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО НА РУБЕЖЕ ХХ - ХХI ВЕКОВ

Потомки астраханских казаков не остались в стороне от тех процессов, которые проходили в казачьей среде России в последние годы.

Так, спустя 73 года после роспуска Астраханского казачьего войска 20 октября 1991 года в Успенском соборе города Астрахани состоялась первая встреча потомков астраханских казаков.

У истоков возрождения астраханского казачества стояли А. Ф. Милейковская и Ю. П. Русанов, которые объединили казаков и разработали Устав Астраханского союза казаков.

В 1992 году состоялся первый Большой Круг астраханских казаков, утвердивший Устав и избравший атаманом Е. А. Переловского, а также атаманское правление Астраханского союза казаков. В Администрации Астраханской области было зарегистрировано Астраханское казачье войско, вошедшее в Союз казаков России.

Однако в августе 1996 года Большой Круг Астраханского казачьего войска (АКБ) признал деятельность Войска как общественной организации несостоявшейся.

Кругом был избран новый атаман - А. И. Полежаев и принято решение о создании реестрового казачьего общества.

На Большом Круге АКВ было принято решение о вхождении Астраханского окружного казачьего общества в Государственный реестр. На Круге был принят Устав Астраханского окружного казачьего общества (АОКО).

Решением Главного Управления казачьих войск при Президенте Российской Федерации в декабре 1997 года Астраханское окружное казачье общество внесено в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

В состав АОКО вошли семь станичных и одно хуторское казачье общество с фиксированной численностью 2001 казак.

На Большом Круге АОКО 15 февраля 1998 года первым атаманом возрожденного реестрового казачьего общества был избран А. И. Полежаев.

1 сентября 1999 года, в День Донской иконы Божьей Матери, на Большом Круге АОКО в с. Копановка Енотаевского района было принято решение о переименовании Астраханского окружного казачьего общества в отдельное Астраханское окружное казачье общество (ОАОКО).

ОАОКО совместно с областным военным комиссариатом с 1998 года проводит работу по комплектованию казаками-призывниками 28-го отдельного Астраханского казачьего танкового батальона, дислоцированного в городе Буденновске Ставропольского края. Личному составу батальона от астраханских казаков торжественно вручены казачье знамя батальона и Донская икона Божьей Матери (войсковая икона Астраханского казачьего войска). Администрация Астраханской области и ОАОКО оказывают постоянную шефскую помощь воинам батальона.

В основных станичных казачьих обществах на общественных началах начали действовать казачьи дружины по охране общественного порядка. Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Астраханской области и Правлением округа начато формирование целевого земельного фонда ОАОКО площадью свыше 12000 га.

В 2000 году в связи с 110-летием казачьего хора Астраханского казачьего войска начата работа по возрождению мужского казачьего хора.

Но, конечно, сам по себе статус реестрового казачьего общества не решил на тот момент основных вопросов возрождения государственной службы казаков.

23 декабря 2000 года состоялся отчетно-перевыборный Большой Круг ОАОКО. Атаманом был избран Владимир Петрович Зотов.

Основными направлениями деятельности казаков стали: организация работы по созданию казачьего отряда пограничной стражи, охраны общественного порядка, службы охраны и воспроизводства рыбных запасов, природоохранной и экологической службы. Казаки ведут работу по организации пограничных кордонов в пограничных районах области. Особое внимание уделяется работе по созданию в Астрахани кадетской школы-интерната, учебного центра подготовки и переподготовки членов казачьих обществ к несению государственной и иной службы, а также созданию мужского казачьего ансамбля и центров казачьей культуры в районах области.

В 2001 году Управление Президента по вопросам казачества и Правительство Российской Федерации утвердили план финансирования отдельного Астраханского окружного казачьего общества по подготовке казаков к несению государственной службы, по возрождению казачьей культуры. Бывший астраханский губернатор А. П. Гужвин утвердил областную целевую Программу государственной поддержки отдельного Астраханского окружного казачьего общества на 2001-2004 гг. Практически по всем направлениям работы казаки имеют поддержку Администрации области и руководителей муниципальных органов власти. Какие бы трудности ни встречались астраханским казакам на нелегком пути возрождения, они уверены, что справятся с ними.

«С нами Бог и слава предков!» - говорят казаки.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Казачество на протяжении веков являлось универсальным родом вооруженных сил. Про казаков говорили, что они рождались в седле. Во все времена они считались великолепными наездниками, не знавшими себе равных в искусстве джигитовки. Военные специалисты оценивали казачью конницу как лучшую в мире легкую кавалерию. Воинская слава казачества укрепилась на полях сражений в Северную и Семилетнюю войны, во время Итальянского и Швейцарского походов А. В. Суворова 1799. Особенно отличились казачьи полки в наполеоновскую эпоху. Возглавляемые легендарным атаманом М. И. Платовым иррегулярное воинство стало одним из главных виновников гибели наполеоновской армии в России в кампании 1812, а после заграничных походов русской армии, по словам генерала А. П. Ермолова, «казаки стали удивлением Европы».

Без казачьих сабель не обошлась ни одна русско-турецкая война 18-19 веков, они участвовали в покорении Кавказа, завоевании Средней Азии, освоении Сибири и Дальнего Востока. Успехи казачьей конницы объяснялись умелым применением в боях нерегламентированных никакими уставами дедовских тактических приемов: лава (охват противника в рассыпном строю), оригинальная система разведочной и сторожевой службы и др. Эти унаследованные от степняков казачьи «обороты» оказывались особенно эффективны и неожиданны при столкновениях с армиями европейских государств.

«Для того казак родится, чтоб царю на службе пригодиться» — гласит старинная казачья поговорка. Его служба по закону 1875 продолжалась 20 лет, начиная с 18-летнего возраста: 3 года в подготовительном разряде, 4 на действительной службе, 8 лет на льготе и 5 в запасе. На службу каждый являлся со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью. За подготовку и несение воинской службы отвечала казачья община (станица). Собственно служба, особый вид самоуправления и система землепользования, как материальная основа, были тесно взаимосвязаны и в конечном итоге обеспечивали стабильное существование казачества в качестве грозной боевой силы. Главным собственником земли выступало государство, которое от имени императора отводило казачьему войску завоеванную кровью их предков землю на правах коллективной (общинной) собственности. Полученную землю войско, оставив часть на войсковой запас, делило между станицами. Станичная община от имени войска периодически занималась переделом земельных паев (колебался от 10 до 50 десятин). За пользование наделом и освобождение от налогов казак и обязан был нести военную службу. Войско также выделяло земельные наделы и казакам-дворянам (пай зависел от офицерского чина) в потомственную собственность, но эти участки не могли продаваться лицам невойскового происхождения. В 19 веке основным хозяйственным занятием казачества стало земледелие, хотя в разных войсках имелись свои особенности и предпочтения, например, интенсивное развитие рыболовства.

В результате проделанной мной работы я пришла к следующим выводам:

Российское казачество всегда играло важную роль в истории нашего государства. Добровольное служение Церкви и Отечеству, готовность защищать православную веру и родную землю до самопожертвования – эти чувства всегда были характерны для казаков. Казачество в России всегда руководствовалось евангельским принципом : «Нет большей той любви, как если кто положит душу свою за други своя». И на протяжении веков казаки жизнью и подвигами своими подтверждали верность этой истине.

Астраханское казачество не оставалось в стороне от общероссийских дел. Черты казачьего характера выделялись в воинах, землепашцах, первопроходцах. Казачья форма, традиции семейного воспитания, система казачьего образования, статус государственной службы – все было значимым и полезным для нашего государства.

Сегодня перед российским казачеством вновь открывается возможность служить Отечеству. Специфика Астраханского края и Черноярского района находит отражение в направлениях развития казачьего движения.

Черноярские казаки сегодня играют большую роль в общественной жизни села и района. Круг Черноярского станичного казачьего общества оказывает поддержку во всех проводимых администрациями района и села мероприятиях. В целях увековечивания памяти павших в годы сталинских репрессий казаки выступили инициаторами возведения Памятных Крестов на хуторе Лещев и черноярском сельском кладбище. С их участием было осуществлено это строительство. Сегодня сельчане имеют возможность поклониться и отдать дань памяти невинно погибшим землякам у этих Поминальных Крестов. Актив станицы принимает участие в праздничных богослужениях в храме Петра и Павла, в наведение общественного порядка при проведение массовых мероприятий в селе, делает все для возрождения традиций казачества на черноярской земле. 20 марта 2007 года состоялся отчетно-выборный Круг Черноярского станичного казачьего общества. Соблюдая традиции были отданы почести знамени, прочитана молитва. Атаманом общества в третий раз был единогласно избран Лохманов Сергей Леонидович. В планах развития станичного общества - найти помещения для размещения правления и музея казачества в Черном Яру. У черноярских казаков есть благородная цель: несмотря на трудности в работе, сохранить общество и направить его работу по пути дальнейшего развития.

Кровь казачья – алая,

Как у всех – обычная

Форма – дело малое,

Главное – обычаи.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)