«Эллэйада» - уникальный труд Г. В. Ксенофонтова
Более 300 лет занимаются ученые темой этногенеза народа Саха. За это время было высказано немало различных гипотез. Многие исследователи сходились на том, что на Среднюю Лену якуты переселились с юга. Комплексные исследования с привлечением различных материалов были предприняты А. П. Окладниковым, И. В. Константиновым и А. И. Гоголевым. В 40-е годы XX века возникла теория С. А. Токарева о местном происхождении саха.
Для восстановления конкретной истории якутского народа можно применить исторические предания. Предания являются своего рода устными летописями. Г. В. Ксенофонтов впервые собрал множество разнообразных вариантов легенд из цикла преданий об Эллэе и Омогое. Так выросла замечательная сводка фольклорного материала, которая получила название «Эллэйада». «Эллэйада» - уникальный труд Г. В. Ксенофонтова. Согласно «»Эллэйаде, встреча двух пришельцев, говорящих на разных языках, положила начало народу ураанхай- саха. Фольклорный сюжет о прародителях народа ураанхай саха Омогое и Эллэе был привнесен тюркоязычными пришельцами на среднюю Лену.
Существует несколько гипотез о происхождении народа Саха.
Вопрос происхождение заинтересовал исследователей почти сразу же после присоединения Якутии к русскому государству и имеет давнюю историографическую традицию. Он был поставлен еще в 17 в. Идесом Исбрандтом. В 18 в. О происхождении якутов выдвигали свои гипотезы Страленберг, Гмелин, Миллер и Фишер, а в 19 в. Серошевский, Аристов, Кочнев и другие. Все они единогласно считали, что якуты – народ южный, на юге сложились как народность, потом переселились на среднюю Лену. Мнение разнились лишь по второстепенным вопросам: какая страна была родиной якутов, когда они переселились на север и каким путем пришли сюда. Одни были уверены, что якуты жили раньше на территории Бурятии, другие утверждали, что Енисейско-Минусинском крае, третьи делали вывод, что они из Уранхайской земли.
Подробный анализ точек зрения перечисленных и других авторов дан большой работе якутского историка Г. В. Ксенофонтова. Он также придерживался теории миграции, проделав огромную работу, издал первую крупную монографию специально по вопросу происхождения якутов.
Первым с новой концепцией выступил С. А. Токарев, опубликовавший в 1941г. Статью о происхождении народа Саха где проводил мысль о необходимости коренного пересмотра концепции о переселении якутов с юга. Это же он повторил и в 1945 г. В своей капитальной монографии «Общественный строй якутов 17-18вв».
С. А. Токарев выдвинул новую концепцию, согласно которой якуты, как народность, сложились не на юге, а на средней Лене, на базе смещения различных этнических элементов, пришлых аборигенных. К такому тезису он пришел в результате анализа их материальной и духовной культуры. Он признал наличие в ней элементов культуры народов южной Сибири и центральной Азии.
Вместе с тем он подметил много элементов местного происхождения: Рыболовное и охотничье хозяйство, многие виды якутской одежды коническая ураса, балаган – юрта с камельком, шаманство, охотничьи – промысловые верования, названия некоторых родов и племен, тунгусский пласт в якутском языке. Исходя из этого, С. А. Токарев пришел к выводу о том , что якуты, как народность, сложились на средней Лене в результате смешения южных пришельцев с местными тунгусскими палеоазиатскими племенами.
А. П. Окладников в отличие от многих авторов, выводивших предков якутов из стран Центральной и Средней Азии, полагал, что «искомый юг», откуда они явились, лежал гораздо ближе к современной их родине. Этим югом, вслед за немногочисленными авторами, он считал Прибайкалье и Забайкалье времен курумчинской культуры железного века, носителями которой были самые северные тюрки: гулигане китайских источников, курыкане – тюрских. В связи с этим он предпринял специальное исследование этой культуры, и в результате пришел к выводу, что она имела самое близкое отношение к вопросу о происхождении якутского народа.
Именно курыкане выделили южных предков современной якутской народности.
Пришлые южане постепенно ассимилировали часть местного населения, часть оттеснили на окраины и, таким образом тунгусская земля стала якутской.
Вопросом происхождении якутского народа очень серьезно занимался археолог И. В. Константинов, оставивший большой труд «Происхождение якутского народа и его культуры», «Якутия и ее соседи в древности».
Иначе представляется вопрос о происхождении якутов А. И. Гоголеву – археологу и этнографу, много лет специально изучающему этот вопрос. Им издан ряд работ: «Лекции по исторической этнографии якутов», «Историческая этнография якутов».
Однако многое все еще не ясно. Прежде всего, первичная родина не могла занимать столь обширную территорию. Далее, много неясного в происхождении самих курыкан и их культуры.
Поиск и установление истины о происхождении народа Саха продолжается.
«Эллэйада» - уникальный труд Г. В. Ксенофонтова.
«Эллэйада» - обширный и уникальный труд известного историка и фольклориста якутоведа Г. В. Ксенофонтова. В ряду публикаций, посвященных историческому фольклору якутского народа, этому труду принадлежит особое место.
Широко известны грандиозные фольклорные эпопеи, богатырские былины-олонхо. Их поэтическим достоинствам посвящены многочисленные исследования. Однако Олонхо как источник по конкретной истории якутского народа могут быть использованы лишь в определенном плане: для понимания мифологии, истории, поэзии, мировоззрения. Для восстановления же конкретной истории якутов должны быть использованы фольклорные источники другого рода. Это – исторические предания в собственном и узком смысле слова.
Как оказалось в результате специальных исследований, начатых Г. В. Ксенофонтовым еще в начале века, в устной народной традиции скрыты ценные «залежи» исторического материала. Предания являются своего рода устными летописями. Сравнивая исторические легенды и предания якутов с архивными документами 17-18 веков, хранившимися в сибирских архивах,
Г. В. Ксенофонтов показал, что несмотря на три столетия, устная память народа с удивительной полнотой и точностью донесла до нашего времени не только общие черты, но и различные мелкие подробности событий, происходивших в то далекое время, не говоря уже об именах действующих лиц.
Г. В. Ксенофонтов выполнил огромную и в высшей степени важную работу. Он впервые собрал множество разнообразных вариантов легенд из цикла преданий об Эллэе и Омогое. Так выросла замечательная сводка фольклорного материала, которая получила название «Эллэйада».
Омогой бай и Эллэй.
Легендарными предками якутов считаются Омо5ой-бай и Эллэй Боотур. В древности жил человек по имени Омогой Баай. До него в Якутской земле обитали только тунгусы. Он поселился на берегу Лены, выше теперешнего города Якутска, в местности Ой- бэс. Семья его состояла из жены и двух дочерей. Эллэй, женившись на младшей дочери Омогоя, поселился у озера Сайсар. В легендах Эллэй рисуется религиозным учителем и культурным героем. Он первый горшечник, искусный кузнец-ювелир. С ним связаны хозяйственные нововведения: изобрел кумысную утварь, построил жилище туруорбах балаган. Эллэй, очевидно, является олицетворением тюркоязычных кыпчакских предков якутов из Южной Сибири.
Г. В. Ксенофонтовым 1921г был обнаружен могильный камень. Надпись, высеченная на могильном камне И. Г Шадрина им самим в 1878 г. В возрасте 70 лет и заключающая его родословие. Начиная от общего предка якутов Эллэя. Памятник находится в 40 км от г. Якутска в местности Куллаты Аньага, недалеко от трактовой дороги. Надпись высеченная Шадриным был поставлен не зря,он очень хорошо знал своих предков и уважал их, оставил для своих предков.
Эллэй - прародитель якутов.
По данным фольклорных источников народа Саха, их первопредками являются Омогой и Эллэй – герои исторического предания Г. В. Ксенофонтова считал их «мифическими героями», а Г. У. Эргис называл «легендарными». По В. М. Никифорову, образ Эллэя имеет черты и эпического первопредка, и мифического родоначальника, и культурного героя.
Эллэй, - безусловно, мифологический прародитель народа. В этой личности заключается тысячелетняя история народа Саха. Но мы будем исходить из того положения, что Эллэй является олицетворением якутского образа идеального человека, прародителя всех добрых качеств людей племени айыы.
Ранее высказывалось мнение, что Эллэй – реальная историческая личность. При этом исходили из того факта, что Эллэй выступает как сын татарского царя. А древние тюрки называли татарами монголоязычных шивеев, близких к киданям. Отсюда имя Эллэя сравнивают с фамилией царей киданей Елюй.
По свидетельству И. Я. Линденау, в первой половине 18 в. Была распространена другая версия легенды о первопредках якутов: Омогой и Эллэй жили по верховьям Лены, относящимся ныне к территории Иркутской области. На среднюю Лену Саха првел внук Эллэя Бадьай Тойон, который является прадедом Тыгына, во времена которого прибыли первые русские землепроходцы.
Известный тюрколог П. М. Мелиоранский выводил имя «Эллэй» из древнетюркского эллиг, т. е. «имеющий свой эть». О. Бетлинг имя Эллэя производил от уйгурского alla «образователь роды», «распадаться на роды». Но сначала слово эль означало «государство». Таким образом, Эллэй имеет свой эль, т. е. Эллэй – правитель самостоятельного государства.
Следует рассмотреть причину появления Эллэя на средней Лене. Так, по одной версии, Эллэй ранее жил в татарском городе, оттуда убежал от притеснений сумасшедшего царя. По другой версии, он бежал от притеснений монголов.
Еще повествуется о том, что отцом Эллэя был татарский царь, по имени Джура-Хаан. Его сын Эллэй бежал в нашу страну, когда его отец воевал с русскими. Таким образом, этническая принадлежность и Омогоя, и Эллэя не ясна: в одних преданиях они буряты, в других – татары и киргизы. Но ясно одно: они вынуждены были искать спокойные для жизни места.
Особый интерес представляет один вариант предания о прародителе Саха Эллэе, по которому тот будто бы плыл вниз по Лене на судне, сделанном из кож. В одном варианте отец просит Эллэя похоронит его вместе с конем. Он объяснял это так: если покойника отправить на тот свет без коня, то в будущем потомки станут трусливыми ,по жизни не будет скакать ,как конь. В этой связи следует привезти тот факт, что носители культуры погребений с конем связываются с завершающей волной тюркоязычных переселенцев, окончательно определившей язык и культуру этноса Саха.
Эллэй не сумел сохранить книгу отца, она утонула в реке. Так якуты потеряли свою письменность. Значит, наш Эллэй на родине был грамотным человеком. Он приплыл в наш край, сев верхом на корягу.
Таким образом, Эллэй – прежде всего был миролюбивым и свободолюбивым человеком. Он не терпел гнета и своеволия ханов и не любил войну. Поэтому и он присоединился к тем людям, которые скрывались от бесконечных войн в таежной глуши северной реки, или возглавил их.
Эллэй здесь остановился в местности, которую он назвал чтимым местом Бахай, начальным местом Бэлэнтэй. В одно время к жилью Омогоя стали приплывать по реке сверху утиные перья и щепки, рубленные пальмой. Когда Омогою донесли об этом, он очень сильно рассердился на этого человека, осмелевшего охотится в его владениях. Семь работников Омогоя в десяти верстах ниже теперешнего Покровского селения обнаружили голого человека, сидевшего на берегу Лены. Судя по наружности, он был человеком из знатного рода, благородной крови.
Работникам Омогоя Эллэй также говорит о том, что он был человеком знатного рода на свой родине: «Я тоже создан, живу по велению Чынсгыс-Хаана и Одун-Хаана, будучи связан с матерью-землей как бы тонкий волосяной бечевкой, а ко всей вселенной, будучи прикреплен тонкой нитью. Был я кровью человека ханского звания, родовитого человека дитятей, порождением чтимого человека, знатного человека потомков.
Но так как он был очень красивым на вид человеком, то работником Омогоя его одели в самую лучшую одежду, какую имели и привели его к своему владыке. Этот пришелец, поступив на работу к Омогою, очень понравился ему из-за своего трудолюбия. Он полюбил нашу страну из-за обилия пищи и богатого промысла. Охотился он на коне, при этом брал собой арбалет. Омогой полюбил Эллэя больше, чем дочерей, так как тот был превосходным промысловиком.
Фигура Эллэя – легендарного героя требует дальнейшего изучения. Его личность, как мы показали, сравнима с известными деятелями мировой истории. Он фигура такого же масштаба, как древнееврейский Иаков или древнеримский Эней. Поэтому сочетает в себе все добродетели, которые затем становятся характерной особенностью его потомков – людей народа Саха. Это миролюбие, трудолюбие, ум и способность к разнообразному творчеству.
Эллэй, женившись на младшей дочери Омогоя, поселился у озера Сайсар. В легендах Эллэй рисуется религиозным учителем и культурным героем. Он первый горшечник, искусный кузнец-ювелир. С ним связаны хозяйственные нововведения: изобрел кумысную утварь, построил жилище туруорбах балаган. Эллэй, очевидно, является олицетворением тюркоязычных кыпчакских предков якутов из Южной Сибири.
Эллэй имел четырех сыновей: Мунньан-Дархана, Кюрсэн-Дархана, Мэнги-Дархана и Дэги-Дархана. Все четверо были храбрые и мужественные люди. В те времена, рассказывают, в нашем краю жило много тунгусов. Сыновья Эллэя, породнившись с якутами, стали притеснять тунгусов.
Вскоре после этого тунгусы убили Эллэя и всех его сыновей. От потомства Эллэя остался только четырехлетний мальчик. Его, какими-то судьбами оставшегося живых, нашла бедная старушка и воспитала его. Это был внук Эллэя, сын Мунньан-Дархана. Этот ребенок в возрасте шести лет, играя подняв копье острием вверх, сказал:
«Хара-Суорун-Улуу-Тойон, создавший меня! Тунгусы нас, невинных, обидели, стерли наш род с лица земли. Если суждено мне отомстить всем врагам моим, ниспошли свыше кровавый символ духа войны и убийства!»
В ответ на это на самом острие копья очутился сгусток крови. Ребенок тотчас же проглотил этот сгусток. С того момента он быстро вырос и стал грозным человеком. Когда ему было только десять лет, он всех превосходил силой, умом и знанием.
«Высокочтимых людей потомок, знатного рода отпрыск – Тыгын» - так наименовала его воспитавшая старуха.
Изучая фольклорные материалы об Эллэе, Г. В. Ксенофонтов в 1921г обнаружил могильный камень. Надпись, высеченная на могильном камне И. Г Шадрина им самим в 1878 г. в возрасте 70 лет и заключающая его родословие, начиная от общего предка якутов Эллэя. Памятник находится в 40 км от г. Якутска в местности Куллаты Аньага, недалеко от трактовой дороги. Надпись, высеченная Шадриным был поставлен не зря, он очень хорошо знал и почитал своих предков. В настоящее время это место Куллаты считается памятником старины, почитаемым местом. В этом месте в 1995 году жители с. Техтюр поставили священный коновязь – сэргэ, посвятив его внуку Эллэя- Тыгыну.
Эллэй родом из викингов?
Прародитель народа Саха, могучий Эллэй, возможно, был норманнским викингом по имени Эдлай (Эдлей), корабль которого может быть, потерпел крушение во льдах моря Лаптевых. А почему бы и нет?
Ведь уже достоверно установленным фактом является происхождение жителей северного поселка Русское Устье от архангельских поморов, которые на своих утлых судах приплыли по Северному Ледовитому Океану. А плавсредства поморов по сравнению с многовесльными, оснащенными к тому же большим парусом драккарами викингов представляют собой лишь парусные баркасы.
Викинги открыли Гренландию и Исландию, расположенные в северных широтах. Они наверняка в поисках новых земель направляли свои корабли не только на запад от своих владений, но и на восток, вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Поэтому, считаю есть вероятность того, что отважным викингам было под силу на своих быстроходных суднах достигнуть берегов нынешней Якутии. А может быть, пройти дальше – к берегам Америки. Ведь сейчас ученые находят свидетельства того, что Америку намного раньше Колумба посещали викинги.
Некоторое подтверждение своей догадке я нашел в преданиях народа Саха, собранных известным ученым-этнографом Сэhэн-Боло.
Неоспоримым фактом является то, что Эллэй был человеком особенным, не похожим ни на кого из окружающих его людей, превосходящим всех физической силой, знаниями, умением и сноровкой. Эти знания и умение его могут быть свидетельством того, что он прибыл из мест, где человеческая цивилизация была более развита, нежели на территории Сибири тех времен.
В те времена якуты жили в урасах, построенных из жердевого каркаса, обтянутого берестой или шкурами животных, и они, очевидно, не имели окон, как подобные жилища других степных и северных народов. Пришелец же (Эдлай) построил деревянное жилище в виде современного якутского балагана, снабдил его окнами и камельком. Конечно, строительство деревянного жилья было распространено во времена викингов в Европе, и для норманна оно не было в новинку.
Эллэй изготовил много разной домашней утвари, очевидно, деревянной и кожаной, опять же незнакомой Омогой Баю. Прототипом этой посуды могли быть кубки и чаши, из которых ели европейцы, а кожаной утвари – Сумины, в которых, возможно, викинги хранили запасы пресной воды и продуктов питания в своих походах по морям.
Согласно преданиям, Эллэй впоследствии имел от дочери Омогой Бая несколько сыновей, ставших родоначальниками якутских улусов. Имена сыновей также приводятся по-разному в разных вариантах предания об Эллэе. Очевидно, что в этих именах значительный поздний домысел. Но есть среди имен сыновей Эллэе такие, которые могут быть свидетельствами европейского происхождения их отца. Например, Дьуон Дьааны. Дьуон – не исходит ли оно от европейского имени Джон.
Исследования генетиков последних лет известны находкой в крови якутов примеси арийской крови, привнесенной давно и кратковременно, что, считают, согласуется с моим предположением. Арийский гены мог привнести в кровь якутов прародитель народа – викинг Эдлай.
Все исследователи старины народа Саха, с трудами которых я познакомился, рассматривают историю только с точки зрения тюркского происхождения якутов, круг их исследований ограничивается территориями земель, простирающихся около озера Байкал, где некогда проживали азиатские предки якутов. Происхождение главного из прародителей народа Саха Эллэй Боотура исследователями в большинстве просто умалчивается из-за скудности сведений, или, в лучшем случае, предполагается, что он «видимо, из татар». Исследователями совершенно не учитывается та поразительная разница в знаниях и умениях Эллэя и Омогоя Бая, тоже, по мнению историков, являвшегося выходцем из татар.
Мое предположение позволяет по-новому взглянуть на историю народа Саха, значительно расширяет круг поисков при исследовании прошлого якутов, и, как знать, может, нас ожидают в будущем интересные открытия на этом поприще.
Существует несколько гипотез о происхождении народа Саха.
Вопрос происхождение заинтересовал исследователей почти сразу же после присоединения Якутии к русскому государству и имеет давнюю историографическую традицию.
В своей работе мы взяли за основу работу Г. В. Ксенофонтова «Эллэйада». «Эллэйада» - обширный и уникальный труд известного историка и фольклориста, якутоведа. В ряду публикаций, посвященных историческому фольклору якутского народа, этому труду принадлежит особое место.
Мы предполагаем, что прародитель якутов Эллэй мог быть викингом, представителем более цивилизованной страны.
Считается, что он татар и прибыл из дальних стран. Иные предания гласят, что он был сыном татарского царя. У отца имелась книга, которую он спрятал у себя на родине. Значит, он знал письменность.
Эллэй внес много культурных нововведений. Он был искусным гончаром, учил жену шить берестяную посуду. Из цельного дерева выдолбил чороны с ножками (возможно кубки). Летом он устроил праздник встречи с солнцем.
При первой встрече Эллэе с людьми Омогой бая, он разговаривал с помощью пальцев, они не смогли определить, на каком языке он разговаривает. Надо полагать, что Омогой бай и его люди наверняка знали татар и киргизов, обитавших на просторах Сибири, и в какой-то мере могли изъясняться с ним на их языке.
Эллэй – образ фольклорный, собирательный. Эллэй, - безусловно, мифологический прародитель народа. В этой личности заключается тысячелетняя история народа Саха.
Комментарии