Диалектология родного края – деревни Губино
По устным преданиям Губино существует более 300 лет. В прошлом большая деревня Губино называлась Губинской. Существуют две версии происхождения названия. По одной из них, чисто народноэтимологической, название селения произошло от губительной, гиблой, болотистой местности окрест деревни, где скрывались преследуемые царем и никонианской церковной властью старообрядцы. Более правдоподобной назвать версию, по которой основателем деревни является бежавший от преследования Губин.
В те далекие времена Губинская входила в состав Кудыкинской волости Покровского уезда Владимирской губернии и имела три улицы, названные по именам трех братьев помещиков: Измайловскую (ныне ул. Ленинская), Николаевскую (ныне ул. Ленинская), Александровскую (ныне ул. Советская).
Все дома в селе имели окна на улицу и обязательно окно во двор (судне окно), т. е. как бы сочетали признаки бывших однодворческих и помещичьих сел, что подтверждают и другие особенности села. Внутренний вид дома: святой угол – в левом углу, около входной двери; печь – в правом углу, по диагонали от святого угла. По рассказам жителей, в селе пожилые женщины раньше носили кичку, а старухи –поневы;молодые женщины надевали ковты и юбки, поверх них – занавески (вид фартука). Сарафаны в селе не носили (зимней верхней одеждой из домотканой белой шерсти был шушпан). В речи д. Губино отмечены отличительные признаки говоров однодворческих сел (произношение що на месте что, к-мягкое после мягких согласных (Манькя, Петькя), коготанье (произношение прилагательных, местоимений, числительных в род. падеже ед. числа на – го: кого, чего, молодого.
Крестьяне, жившие на улицах Измайловской и Николаевской, сумели ещё до 1861 году откупиться от своих помещиков, в чём им помог какой-то богатый меценат, бывавший в этих местах и выделевший крупную сумму на откуп. Крестьяне помещика Александра откупились лишь после 1861 гола. На службе у этого барина состоял самодур – управляющий Никеша, который завёл порядок – после каждой крестьянской свадьбы в деревне самолично проводить с невестой первую брачную ночь. На одной из таких свадеб мужики вытащили Никешу за волосы через окно из избы и удавили. По вызову барина из Владимира в Губинскую прибыл взвод солдат, расселившийся по домам крестьян, которые сбежали от наказания в болота. Местность в болотах, где спрятались крестьяне стали называть Бежной ← бежать.
В 1859 году деревня состояла из 130 дворов с 990 жителями. Текстильное производство (ручное ткачество) зародилось здесь после отмены крепостного права, и население работало на фабриках местных хозяев Кокуновых, Ешковых, Липатовых, а также на предприятиях Орехово-Зуево, Дрезны, Ликина. Первыми хозяевыми ручного ткачества были местные крестьяне Крыловы и Петровы. Владельцами фабрик хлопчатобумажного и камвольного производства были братья Ешковы (Василий, Кирилл, Платон, Иван), которые имели 4 ткацкие фабрики с 400 механическими станками. У Липатовых в Губино была фабрика на 50 ткацких станков, впоследствии её оборудовали под клуб.
До революции на Губинских фабриках работало около 1000 рабочих. В деревне было три отдельных общества: Измайловское, Николаевское, Александровское, которыми управляли старосты, избираемые на сельских сходах. Накануне революции в Губино было около 2000 жителей.
Губинская старообрядческая моленная ← молиться находилась в доме крестьянина Кузнецова, затем было построено деревянное здание. Это храм старообрядцев – поповцев, его главная икона – Казанской Божией Матери. Существует предание об истории написания этой чудотворной иконы. В Губинской в начале восемнадцатого века свирепствовала моровая язва. Старообрядческое население деревни, ужасно страдая от эпидемии, решило написать икону Божией Матери Казанской. Для этого были выбраны два ходока, которые отправились в Гуслицы, славившиеся искусными мастерами иконописи. На полдороги им встретился иконописец, который взялся за написание иконы и обещал принести её в деревню. Ходоки вернулись домой. Время шло, а неизвестный иконописец икону не нёс. Люди уже хотели сделать заказ другому мастеру, но вдруг встретили прежнего иконописца на том же самом месте. Он отдал им икону Божией Матери Казанской, ничего не взял за работу и ушёл. По сей день никто не знает, кем была написана чудотворная икона. Всенародные почести и православления Губинской чудотворной иконы начались с избавления от холеры сельца Слободищи Богородского уезда. В народной памяти этот год затерялся.
Одной глухонемой девушке в Слободищах трижды являлся старец, который посоветовал съездить в Губинскую, взять оттуда икону Божией Матери и помолиться перед ней. Глухонемая вдруг заговорила и передала отцу о своём видении. В тот же день были происланы гонцы в Губинскую. Икону привезли в Слободищи, стали служить молебен. Поднялся сильный вихрь, затем шум. Все больные в селе выздоровели, эпидемия прекратилась. С тех пор большую часть года чудотворная икона посещала разные места старообрядческой России. Её везде принимали с радостью и умилением. До 1915 года икона находилась в доме братьев Кокуновых.
3. О неофициальных (уличных) фамилиях в д. Губино.
Уличные фамилии:
Без этих фамилий в деревне не обойтись: они помогают различать однофамильцев. В Губино уличные фамилия образовались:
1. От имени хозяина дома: Павелины (Павел), Степановы (Степан), Филипповы (Филипп), Илюшены (Илья) и др.
2. От имени хозяйки семьи: Катеринины (Катерина), Марьины (Мария), Ульянины (Ульяна), Любашкины (Любаша ← Люба ← Любовь).
3. От прозвища: Барановы (Баран), Мазановы (Мазан), Точиловы (Точила), Хрюмины (Хрюмка).
Они давались по святцам и в память родных. Полные единичные имена мужчин старшего поколения: Арсений, Вячеслав, Гавриил, Глеб, Илья, Пахом, Егор, Ефим, Семён, Степан. Единичные имена женщин: Аграфена, Аксинья, Анастасия, Дарья, Варвара, Прасковья, Ульяна, Устинья, Матрёна. Эти имена старшего поколения забыты частично потому, что прекратилось крещение детей. Детей, молодых людей и людей среднего возраста часто называют сокращёнными именами. Из них мужские: Славка (Вячеслав), Митька (Дмитрий), Юшка → Юха (Илья), Пашка (Павел), Федька, Федя (Фёдор), Коля (Николай), Шура →Сашура (Александр), Ванька (Иван), Вася (Василий). Сокращённые имена женщин: Груша (Агрофена), Глашка, Глаша (Агрофена): Г на место К можно услышать Г от пожилых; Настька, Настя (Анастасия), Маня, Маруся (Мария), Уля (Ульяна), Анка, Нюра (Анна), Валька (Валентина).
В семье к своим детям, сёстрам и братьям чаще обращались ласково: Аннушка, Ванечка, Ленок и т. п. Отца с матерью в нашей деревне называли тятя, мама, редко мамка, тятька. К старшим братьям и сёстрам обращались так: братушка Шура, Сестрица Катя, нянька Уля; к родным дедушке и бабушке: дедушка, бабушка, деда, баба. К крёстным матери и отцу: крёстный, крёстная, кока. Часто при обращении были слова, обозначающие родственную степень: свекр, сват, сваха, свояк, деверь, золовка. К старшим по возрасту обращались словами: дядя, тётя. К особо уважаемым людям по имени-отчеству: Иван Тимофеевич, Ефим Прохорович и др.
4. Прозвища в д. Губино
1. Прозвища-ругательства, скрытые: Их говорят за глаза. Эти прозвища обычно сопровождаются именем человека: Борька Глухой (за глухоту), Гаврила Неумытый (за неряшливость), Мишка Серый(малограмотный, простоватый), Васька Фунтик(небольшого роста). Прозвища женщин: Марья Рыжая (за цвет волос), Манька Чекистка (по мужу чекисту).
2. Прозвища, характеризующие особенности внешнего вида: физические недостатки – Косоручка (без руки), Кулак (телосложение), Голова (размер головы), Крокодил (черты лица), Белый, Рыжий, Чёрный (цвет волос), Чебурашка (размер ушей), Феликс, Чапаев (сходство с известными людьми).
3. Прозвища, связанные с личностными свойствами: Кулак –твёрдость, Святой – доброта, Дубина, - глупость, Живодёр – жестокость, Лиса – хитрость, Зараза – дурной нрав, Балабол, Каляка – излишняя открытость.
4. Прозвища, отражающие манеру поведения: Топтыга – медлительность, Бодрый, Волчок – суетливость.
5. Прозвища, связанные с речевыми особенностями: Мяуколка, Сорока – манера говорить, Заяц – заикание, Батя – любимые слова.
6. Прозвища по профессии: Монах – по занятиям родственников, Агрономка – муж агроном, Цыплятница – по бывшей профессии.
7. Прозвища по увлечению: Мотаня – ловко танцует или мотается, меняет партнёров, Деньга – пляшет, как деньги звенят.
8. По месту жительства: Камчетка – расположение дома, Магадан, Таджикистан – по бывшему месту жительства.
9. Прозвища, образованные от других антропонимов: от имени матери – Марьян, от фамилии – Докучай (фамилия Докучаев), Зубарь (Зубарёв), от прозвища данного в детстве – Моряк, Бутус.
5. Вывод:
Эта работа позволила мне, будущему филологу, расширить свои знания в области этимологии, диалектологии, пополнить свои знания по краеведению, этнографии.
Данная работа не претендует на полноту знаний и будет продолжена мною и учащимися нашей школы.
Полученные результаты работы используются на уроках русского языка, литературы и истории. Школьный краеведческий музей пополнен материалами диалектологии родного края.
Комментарии