Честь, порядочность и совесть
Честь, порядочность совесть- это качества, которыми дорожить надо так же, как мы дорожим своим здоровьем, ибо без этих качеств и человек не человек.
Эти слова можно отнести к жизни Дмитрия Сергеевича Лихачёва, русского учёного, литературоведа, историка культуры, текстолога, публициста, общественного деятеля. В 2006 году отмечали столетие со дня рождения великого русского человека. Имя Лихачёва неразрывно связано с культурой и образованием в России. Смысл жизни Лихачёва-это служение Родине, воспитание в людях духовного начала; эти проблемы стали наиболее актуальны в наше столь непростое время, когда происходит переоценка нравственных и духовных ценностей.
Сам учёный так писал о смысле жизни человека: «Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого своё собственное, неповторимое. Но всё же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах.
И ещё самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым значительным».
Откуда же у этого человека доброта, совесть, забота о сохранении и развитии русской культуры?
Может быть, его жизнь была безоблачной? Нет. Много испытаний выпало на долю Дмитрия Сергеевича.
Он родился 28 ноября (по старому стилю 15 ноября ) 1906 года в Петербурге в семье инженера – электрика. «Метафорична» оказалась профессия отца в судьбе сына. Лихачёв – сын был светочем в изучении и пропаганде древнерусского искусства, в утверждении духовности, честности, в торжестве культуры над бескультурьем, в умении делать счастливыми других, забывая о себе. После революции окончил гимназию, а в 1928 году - факультет общественных наук Ленинградского университета, защитив два диплома – по романо – германской и славяно – русской филологии. Дмитрий Сергеевич как человек передовых взглядов попал под колесо сталинских репрессий, с 1928 по 1932 он находился в заключении на Соловках и на каторжном строительстве Беломоро – Балтийского канала. Только в 1938 году с него сняли судимость. С этого времени он становится научным сотрудником Института русской литературы АН СССР Пушкинского дома. Следующим испытанием была блокада. Он не просто переживает все тяготы в блокадном городе, а как истинно русский человек работает. В осаждённом фашистами Ленинграде в соавторстве с археологом М. А. Тиановой написал брошюру «Оборона древнерусских городов», которая вышла в свет в 1942 году. В ней выражалась вера Лихачёва в победу русского народа.
Лишь летом 1942 года он вместе с семьёй по «дороге жизни» по Ладоге был вывезен из осаждённого Ленинграда. В 1981 году у него трагически погибла в автокатастрофе дочь. Дмитрий Сергеевич не сломался, не согнулся, а остался Человеком и Борцом, Русским Интеллигентом. Лихачёв был из тех, кто не боялся «истину царям с улыбкой говорить» (из стихотворения Г. Р. Державина «Памятник»).
Девизом и жизненным принципом для Дмитрия Сергеевича стало стремление быть одинаково честным как в большом, так и в малом. Он считал, что стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя, что зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека. Доказательством тому служат его публицистические произведения. Хочется остановиться на фрагментах из его книги « Письма о добром и прекрасном». Это был диалог с читателем. Так публицист Лихачёв определяет свою задачу: «Для своих бесед с читателем я избрал форму писем. В читателях я представляю себе друзей». Почему именно письма? Потому что откровенным можно быть в письме как в дружеском послании, как в личном дневнике.
Эти «Письма о добром и прекрасном» могут стать для юных не только путеводителем по жизни, но и подсказать каким быть. Трудно не согласиться со следующим, что цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас. «Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них, прежде всего лучшее». Лихачёв подчёркивал необходимость уметь извиняться, признавать перед другими ошибками, чем врать и юлить. Об этом же писал и Л. Н. Мартынов в стихотворении «Люди».
В общем,
Мало просят,
Но дают довольно много.
Люди многое выносят
Обманывая, человек, прежде всего, обманывает самого себя. Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. Нужно начинать с себя. В современном мире , может быть, архаически ненужными покажутся следующие рассуждения, что надо накормить ребёнка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливыми обходительным. Всё это просто для человека, но, вероятно, трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать себя. Дмитрий Сергеевич писал, что мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной информацией. Заметили ли вы, что всё дурное и мелкое в жизни быстро забывается. Ещё людьми владеет досада на дурного и эгоистичного человека, на сделанное им плохое, но самого человека уже не помнят, он стёрся в памяти. А люди, служившие другим, служившие по – умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества.
«В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое, в конечном счёте, верное по пути к личному счастью. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль».
Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – это очень и очень важно».
Что же мешает быть счастливыми? По мнению Лихачёва, счастлив тот, кто живёт ради других. По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке. Если для счастья человек рассчитывает приобрести только элементарные материальные блага: финансовое благополучие, «крутую» машину последней модели, роскошную дачу, мебельный гарнитур, то этот человек думает только о себе. Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то этот человек гуманист, он по – настоящему человечен. Он ставит себе цель, достойную человека. Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость.
Если он ставит перед собой задачу увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, его не могут постигнуть неудачи. Если задача – карьера или приобретательство, человек испытывает больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу. Важно, конечно, чтобы добро, которое он делает, было бы его внутренней потребностью, шло от сердца, а не только от желания выделиться, продемонстрировать свою доброту.
Поэтому жизненная задача должна быть обязательно шире, чем личностная, она не должна быть замкнута на собственных неудачах и удачах, определяться добротой к людям, любовью к семье, к своему народу, ко всему окружающему миру.
Комментарии