Культура  ->  Танец  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Становление и развитие Красноярского государственного академического ансамбля

Тема, связанная с изучением творчества ансамбля народного танца, который посвятил себя созданию  выдающихся сценических интерпретаций танцевального фольклора, их взаимодействию с различными аспектами художественной и социально-культурной жизни России второй половины XX века, представляется весьма актуальной. Она позволяет осмыслить процесс становления уникального пласта русской танцевальной культуры и ее развитие в формах современного художественного творчества.

 В основу нашего настоящего исследования, положен исторический период зарождения, а так же первоначальной деятельности Красноярского ансамбля танца Сибири, как период триумфального взлета творческого коллектива, и самого продуктивного и самобытного этапа в творчестве его руководителя М. С. Годенко.

В научном и в научно-практическом плане особенно важно изучить новаторский опыт М. С. Годенко. Его постановки — это явление сценического искусства, обладающее особым типом осмысления фольклорной образности, построения сюжета, ритмической основы. Вопросы о формах сценической интерпретации фольклорного танца М. С. Годенко сегодня актуальны, поскольку речь идет о сохранении творческого наследия русского этноса, его исторической судьбе и перспективах развития. Ценность его творчества — в умении создавать сценические шедевры в сфере интерпретации русского танцевального фольклора, не разрушая его корневой основы, опираясь на неё, воплощая её в формах театрального представления.  Являясь студентом Красноярского хореографического колледжа отделения народного танца считаю, что сохранение драгоценного опыта прошлого – это непременное условие развития дальнейшей постановочной и исполнительской  практики в области народно-сценического танца.

     Степень разработанности проблемы.

На сегодняшний день нет ни одного специального искусствоведческого исследования, посвященного анализу  творчества М. С. Годенко, работы Красноярского государственного ансамбля танца Сибири той поры, когда во главе его стоял М. С. Годенко. Разумеется, в разные годы отдельные работы о деятельности М. С. Годенко публиковались. Одна из первых – небольшая книга А. Михайлова «Государственный русский народный хор северной песни», в которой речь идет о раннем творчестве М. С. Годенко и подробно  описывается творческий процесс создания им номеров для репертуара Северного хора.

Авторами А. И. Мельником и А. А. Вагнером в 1968г. с целью распространения репертуара Красноярского ансамбля танца Сибири, собраны и описаны самые первые танцы Красноярского ансамбля, поставленные  М. С. Годенко.

В монографии Н. Е. Шереметьевской, в книге И. Я. Рахлина кратко описываются отдельные аспекты в творчестве М. С. Годенко в период его работы в Ленинградском мюзик-холле.

В книге С. А. Войтюк собраны воспоминания артистов ансамбля, которые носят описательный характер. В основном исследовательский материал содержится в публикациях в журналах и газетах, а так же документах Управления культуры Красноярского края, видео-фонды ансамбля, телефильмы с танцевальными программами ансамбля танца Сибири, видеоархивы бывших солистов ансамбля.

Большую помощь оказал Г. В. Дзъобак - заслуженный работник культуры России - бывший солист ансамбля, директор Красноярского академического ансамбля танца Сибири 1982-2006 гг. , ныне преподаватель Красноярского хореографического колледжа отделения народного танца, который предоставил фотографии, газетные публикации и свои воспоминания.

Огромный вклад в исследование творческой деятельности М. С. Годенко внесла Инна Александровна Мымликова. Её диссертация раскрывает творчество М. С. Годенко в контексте танцевальной культуры Сибири.

Творчество Михаила Семеновича Годенко  вписало новую оригинальную страницу  в отечественное хореографическое искусство второй половины ХХ столетия. Его деятельность балетмейстера разворачивалась практически во всех направлениях и жанрах танцевального искусства.   Триумфальный взлет его творческого коллектива стал ярчайшим явлением отечественной культуры – феноменом, имя которому Красноярский государственный ансамбль танца Сибири М. С. Годенко посвятил хореографии более пятидесяти лет.

Родился 1 мая 1919 году в городе Днепропетровске (Украина), закончил московское хореографическое училище (1936) , начало творческой деятельности тесно связано с Куйбышевским театром музыкальной комедии, где он работал солистом балетной труппы. Участник Великой Отечественной войны. Закончил войну в Берлине, был рядовым в ансамбле Второго Украинского фронта. В 1948году вместе с семьей переехал в Красноярск, работал в военном ансамбле, а затем был балетмейстером еще ряда военных ансамблей песни и пляски в разных городах.

Начинался его творческий путь в Московском театре народного творчества, которым руководил Николай Охлопков, один из выдающихся театральных режиссеров XX века. Затем, в качестве солиста балета он работает в театре музыкальной комедии в Куйбышеве, а чуть позже балетмейстером и солистом балета  в Норильском музыкально-драматическом театре (с сентября 1947-го года по май 1948-го года). И этот творческий опыт работы с профессиональными режиссерами, атмосфера театра, стали отправной точкой в дальнейшем развитии творческой личности М. С. Годенко. Именно здесь он получает первые навыки актерского мастерства, работая под руководством профессиональных режиссеров. Здесь же задумывается над вопросом природы театрального жеста, его сценической выразительности. Первые танцевальные постановки М. С. Годенко увидят свет рампы не в театре, а в военном ансамбле песни и пляски. Так, с разными военными коллективами он и проработает в общей сложности более пятнадцати лет.   Самым плодотворным в плане накопления творческого опыта и формирования сценического кредо как руководителя военного ансамбля станет период, когда (с апреля 1944-го года по август 1947-го года) М. С. Годенко назначается солистом балета и балетмейстером Ансамбля песни и пляски войск МВД в Москве.   Образцом для творческого подражания этих лет становится для него творчество Павла Павловича Вирского, главного балетмейстера Краснознаменного ансамбля Советской Армии (с 1943-го года).  

Посещал он джаз милиции под управлением М. Местечкина,  работал у Дм. Покрасса в эстрадном оркестре Центрального Дома культуры железнодорожников.   Любопытно, что в это же время,  (с 1945-го по 1949-й год), у Покрасса работают знаменитые чечеточники, братья Гусаковы.   И, справедливо предположить, что М. С. Годенко по мере возможности осваивал и этот танцевальный жанр.   Увлечение джазом не пройдет для балетмейстера даром.

Самым судьбоносным для балетмейстера становится период работы в Государственном Северном хоре под руководством Антонины Яковлевны Колотиловой. И здесь особенно ценно то, что в этом коллективе образы современности воплощались в формах народных художественных традиций. Серьезной работой в хоре стал перенесенный на сцену Антониной Колотиловой обряд «Северная свадьба». Работа над «Северной свадьбой» дала балетмейстеру немаловажный опыт обобщения и совмещения в одном сценическом действии этнографического материала разных районов одной области. Этот принцип подхода к сценическому действию М. С. Годенко будет совершенствовать, развивать дальше. Именно в Северном хоре, под руководством профессионалов, которые знали, любили и бережно сохраняли народную культуру, М. С. Годенко имел первый опыт, позволивший не просто копировать и воссоздавать ритм, пластику, традиционные па народного танца, но и придавать народному танцу сценическую образность, современные ритмы, сохраняя их народные корни.

В первой половине XX века, в новых социальных условиях, постепенно меняется отношение к танцевальному жанру. Приобщение к танцевальному фольклору лучших самодеятельных и профессиональных творческих сил, таких как И. Моисеев, Т. Устинова, А. Колотилова, К. Голейзовский и многих других, привело к возникновению и выходу на профессиональную сцену сначала хоров народной песни, а в конце 30-х годов, и ансамблей народного танца. Стремление сохранить и утвердить ценность фольклорного танца на эстрадной сцене, способствовало активным поискам в сфере его сценической интерпретации, сценического решения. Толчком же к этому послужил Всесоюзный фестиваль народного танца (1936г. ),   в котором участвовали коллективы и отдельные танцоры почти всех национальностей Советского Союза. Постепенно, народно-сценический танец становится на советской сцене не только явлением в искусстве, но и в политике. Своим многообразием, особенно в его массовой форме, он подчеркивает принцип интернационализма Советского государства и утверждается как основной танцевальный жанр советской эстрады. Это были Государственный ансамбль танца (ГАНТ) СССР  под руководством И. А. Моисеева;   «Березка» под руководством Н. С. Надеждиной;   Русский народный хор им. М. Е. Пятницкого,  танцевальную группу которого возглавляла Т. А. Устинова; дважды Краснознаменный ансамбль песни и пляски им. А. В. Александрова.   Эти коллективы пользовались огромным успехом у зрителей нашей страны и за рубежом. Появился подобный профессиональный коллектив (в 1946г) и в Красноярске, где в структуре ансамбля большое место занимал хор и руководители края принимают нестандартное, смелое по тем временам решение – оставить только танцевальную. А на ее базе создать «Сибирский ансамбль народного танца». И данное решение стало историческим. В то время в России не было ни одного русского государственного ансамбля танца, работающего на региональной базе.   А «после знаменитой «Березки» - это второй танцевальный коллектив в Российской Федерации». Региональная танцевальная культура была впервые выделена как пласт художественной культуры огромного Красноярского края. Кроме увеличения количества участников танцевальной группы, в нем оставлен вокальный мужской дуэт и женское вокальное трио.   Это явилось «изюминкой» ансамбля, сделав его структурно не похожим ни на знаменитый ансамбль И. Моисеева, ни на «Березку» Н. Надеждиной. Руководителем ансамбля был Яков Абрамович Коломыйский, который поставил концертную программу для ансамбля. Выступил с ней в Кремлевском театре и, по отзывам прессы и критики, достаточно успешно.

3. Зарождение и становление Красноярского государственного ансамбля танца Сибири под руководством М. С. Годенко.

Краевому управлению культуры огромного края, взявшего курс на интенсивное развитие, хотелось создать такой танцевальный коллектив, который по-особенному, ярко и красочно отображал бы все протекающие в крае процессы и они активно искали такого балетмейстера. Им оказался М. С. Годенко. 1 мая 1963 года ему исполнилось 44 года, и он приехал в Красноярск. Перед тем как приехать в Красноярск М. С. Годенко поставил задачу перед руководством края о трудоустройстве Я. А. Коломыйского, и вскоре он был, переведен на работу главным балетмейстером Омского народного хора. Ансамбль тогда был малочисленным по составу, с маленьким оркестром и вокальной группой.

Консультантом на рекламных афишах ансамбля объявлялся И. А. Моисеев. Михаил Семенович бережно относился к поставленной программе и к артистам, не позволял никому высказываться отрицательно в адрес прежнего художественного руководителя (как это часто бывает в артистической среде).

Его первый лирический хоровод в Красноярском ансамбле получает образное название «Рожь» (поставлен в 1963 году на музыку к песне А. Долуханяна «Ой, ты, рожь»).   Действующие лица и сюжет хоровода остаются традиционными – парень и девушка и их отношения. Но в содержание, заключенное в имитации слов песни, не разрушая хороводной формы, фантазией автора добавлен первый художественный образ, поле ржи. Пока этот образ решен примитивно, - за счет цветовой гаммы сарафанов танцовщиц и колосков в каждой их руке, которые поднимались и опускались, смещая образное восприятие к конкретному предмету, колоску. И это смещение акцента,  конкретизация, открывает пространство для зрительской фантазии, которую ведет за собой философская мысль автора.

Приняв небольшой ансамбль, перед ним стал вопрос, по какому пути вести дальше коллектив? Конечно, для реализации своих творческих замыслов ему необходимо было увеличить численность состава, сформировать достойный оркестр. Это требовало понимания и поддержки руководства края. Такую поддержку он получил. Для того чтобы быть свободным в творческом развитии он изменил название ансамбля - « Красноярский ансамбль танца Сибири».

Естественно, при наличии в СССР таких признанных во всем мире коллективов как, ансамбль И. Моисеева, «Березка», ансамбль танца Украины, ансамбль танца Белоруссии, ансамбль танца Молдавии «Жок», ансамбль танца Грузии и многих других национальных ансамблей союзных республик СССР, Михаил Семенович поставил перед собой задачу преобразования коллектива в ансамбль танца, который должен иметь свое лицо, свой стиль, свою самобытность и неповторимость.

Уже в первых постановках Михаила Семеновича было видно новаторство, тонкое чувство времени, веяние моды в народных танцах, и хореографии в целом. Со временем он создал экспериментальную лабораторию новизны и стилизации народного танца, сумел привлечь талант всего коллектива к постановочному процессу. Почти все номера «золотого фонда» наследия М. С. Годенко поставлены с участием артистов. Это тоже проявление его таланта.

Михаил Семенович перед началом новой постановки знакомил артистов ансамбля с идеей сюжета танца, обсуждал с композитором музыкальную основу будущей постановки, и начиналось рождение нового неповторимого, со своеобразной манерой исполнения, именно «годенковского» номера.

Зная идею, каждый солист предлагал свои варианты танцевальной лексики, формы, стиля, и Михаил Семенович выслушивал всех, раздумывал, отклонял, отбирал, пробовал и потом снова отклонял. В итоге получался выверенный коллективным поиском концертный номер. Так был поставлен «Сибирский лирический » (в прошлом «Ланца»). И здесь главным для балетмейстера становится не воспроизведение с этнографической точностью танцевального шага или танцевальной формы, а развитие взаимоотношений танцующих.   Соединив в своем воображении образ северного моря с образом могучей сибирской реки, уловив сходства жизни в условиях сурового климата, он провел черту от характера северных поморов к характеру сибиряков - это и неторопливость, и целомудрие, некая торжественность и горделивость, скупость и расчетливость  в движениях, обусловленные  монументальностью природы.   Но, есть здесь характерная только для Сибири женская самодостаточность, женское лукавство и игривость. Плывущие в танце девушки, величавые, гордые, потупив взор, и зрителя поражает легкость, почти воздушность, с которой танцовщицы движутся по сцене в такт мелодичной раздольной музыки. Были случаи, когда за границей некоторые корреспонденты-критики приходили за кулисы, чтобы удостовериться, что это танцевальный шаг, а не коньки на которых движутся девушки. Очень интересен рисунок каждого танца. Постановщик в совершенстве владеет техникой его построения, часто осуществляемого чуть заметным движением головы, руки, изменением танцевального шага, что обычно рождает свежее и неожиданное.

Над фольклорным вариантом номера «Ненецкие танцевальные картинки»  М. С. Годенко подробно работал еще в Северном народном хоре.   Новый номер, поставленный в Красноярске, соединил в единое целое и трудовые будни и праздничные игры, и ритуальную природу танцев (характерные рисунки ненецкого танца – круг и полукруг). Но, картинки из современной жизни северного народа объединены придуманной единой сюжетной линией, в которую логически точно вплетены действия персонажей. Хореограф придумывает историю, продумывает образ всего номера, четко определяет для себя его сверхзадачу. А при помощи фольклорных форм рассказывает ее зрителю.

Удачным шагом к созданию ярко выраженной театральности форм народного танца можно считать «Старинный свадебно-обрядовый танец «Сибирские пельмени» (музыка А. Вагнера, 1964). Этот номер вобрал в себя конкретные, типичные для свадьбы образы, уже более объемное непрерывное сценическое действие, которое выстроено Годенко, выступившим здесь ярким режиссером. Режиссерская изюминка - пять финалов танца - визуально и ассоциативно соединили номер ансамбля с широтой Сибирской свадьбы, которую играли в течение недели.

Новизной в творчестве Михаила Семеновича того времени было живое вокальное смысловое сопровождение многих его постановок. «Красноярочка», , «Рожь», «Во деревне то было Ольховке», «Под гармонь», «Клен», «У колодца» и другие номера сопровождали своим пением великолепное знаменитое трио в составе Людмилы Елесиной, Тамары Сергиенко, Людмилы Беляевой. Такое вокально-танцевальное соединение создавало новое эмоциональное восприятие танцев, раскрывало их содержание. Таким образом, органическое сочетание песни и танца дополняло и обогащало друг друга и всю композицию. Огромную роль в сценическом танце играет костюм. Он помогает донести мысль балетмейстера, делает более выразительным образом каждого персонажа, способствует более яркому восприятию каждого танцевального номера. Костюмы ансамбля созданы заслуженным художником Тувинской АССР Е. Аксельрод, Б. Кноблоком и В. Мамонтовым.

Постепенно в постановках М. С. Годенко обобщенно-образный, символистко-философский  смысл, а так же ритм, начинают доминировать как основное выразительное средство для выражения его мысли и художественных идей. Начинается это с танцевально-сценического мини-спектакля  «Крепкий сибирский орешек» (музыка В. Корнева, 1967), в основе которого лежит отношение сибиряков к кедровому ореху. Кульминацией использования ритма в номере является фрагмент, где девушки исполняют дробь без музыки, точно соединяясь в финале с оркестром.

Апогея художественного переосмысления  М. С. Годенко достигает в шуточной пляске «Сибирская потеха» (музыка С. Пожлакова, 1967). Хорошо освоив традиционную лексику русских мужских плясок, начиная с армейских танцевальных ансамблей, пройдя фольклорную школу Северного народного хора, поставив в нем «Северную скоморошину»,  создав уже в Красноярском ансамбле номер «Каждый со своим стулом», в Ленинградском мюзик-холле «Новгородских ложечников» с пляской скоморохов, он заново переосмысливает весь накопившийся материал. В новом танце М. С. Годенко, древняя история русского народа преломляется в творческой мысли художника и предстает перед нами новыми философскими гранями.   И игра на балалайках, и искусное  владение разнообразными силовыми трюками, и способность быть смешными, высмеивая человеческие пороки,  способность к характерному перевоплощению, доходящая до гротесковых размеров, до карикатуры – все это традиционно на бытовом уровне для скомороха. И все это присутствует в танце М. С. Годенко.

В «Хороводной пляске с трещотками».    (Музыка А. Вагнера,  1965) фольклорная форма, становится не целью, а средством, усиливающим придуманное сюжетное действие. Ранее разработанная свадебная тема трансформируется в творческом воображении балетмейстера, приобретает все более обобщенное, аллегорическое воплощение. И Сибирский рисунок «хождения воротцами», выстроенный поднятыми наверх шалями, проводит параллель с рушниками, под которыми проходят молодожены. Исчезает театральный реквизит, а сохраняется только традиционный элемент костюма Сибири – шаль.

Каждый новый танцевальный номер становится выразительнее и более зрелищным, сценически более разнообразным за счет соединения элементов разных фольклорных форм. А это усиливает эмоциональное воздействие на зрителя.

Таким образом, фольклорный танец у М. С. Годенко становится интересным и увлекательным  сценическим танцем, ориентируясь на эмоциональную реализацию зрителей. Сценический танец М. С. Годенко активно воздействует на зрителя, тогда как фольклорный танец эмоционально реализует только самого исполнителя. «Образное» танцевальное движение у М. С. Годенко отнюдь не бытовое движение. С одной стороны, движения его танцев просты, как и движения фольклорных танцев, с другой стороны они усложняются за счет динамичного исполнения простых элементов, за счет эффектного, порой неожиданного, сочетания этих элементов между собой. Отсюда, и знаменитый Годенковский темп, который и зрительно и технически усложняет движение. Танцы шли с сумасшедшей скоростью, смотрелись на одном дыхании, захватывали зрителя. Когда они впервые приехали в Америку, газета «Нью-Йорк тайм» писала: « Ансамбль танца Годенко начинает выступление в таком темпе, в котором ансамбль Моисеева заканчивает». «Они делают пируэты с грацией балетных танцовщиков. Делают прыжки в воздухе с легкостью гимнастов. И показывают невероятные фигуры с четкостью акробатов. А вы думали, что народный танец – это медленные, сложные и методичные движения, да?

Нет – когда речь идет о Красноярском ансамбле танца Сибири, одном из наиболее признанных ансамблей в мире

Эти танцоры вращаются в калейдоскопической хореографии, привнося новые элементы в традиционный народный танец, основанный на сибирском народном жанре.

Современные интерпретации труппы очень далеки от того, что можно понимать как традиционный народный танец.

Культурные формы танца были заменены головокружительными вращениями, прыжками и кувырканием колесом без ручных поддержек

Оркестр народных инструментов красноярского ансамбля танца – неотъемлемая часть его успеха; он вплетает музыку в ткань танца и помогает передавать сюжет

И все же, несмотря на обилие вращений колесом и акробатику, красноярский ансамбль старается бережно сохранить то наследие, которое передается в танцах. Ансамбль был основан покойным Михаилом Годенко, хореографом с мировой известностью».

Концептуально - новый подход балетмейстера виден и в шуточном танцем «Валенки» (музыка В. Корнева, 1970), где главным героем становятся валенки – основной вид обуви для жителей Сибири. Он находит совершенно новые образные движения – потирание ладошек и плеч от холода, вставляет современные движения, которые перемешиваются с народно-сценическими и, наконец, неожиданная, философско-образная  картинка в финале, когда девушки убегают, а на сцене остаются одни валенки. Все элементы, приемы, музыкальные и лексические сочетания М. С. Годенко, заставляют зрителя активно реагировать, указывая верность поисков хореографа в области зрелищности.

В то время зарубежная печать восхищенно писала: «Этот танцевальный ансамбль полностью очаровывал тех, кто побывал на его концерте», «восхитительное танцевальное целое. Зритель не может насытиться, ему хочется еще и еще. Какая прелесть: девушки, то темпераментны, то воздушны. Их скольжение по сцене показывает искусность в танце, это видно в каждом движении, в каждом повороте. И известная находка – длинные платья, чтобы у зрителя создавалось впечатление, что у танцовщиц на ногах роликовые коньки». С не меньшим восхищением писалось в газетах и о мужской половине танцевального коллектива – о «мужчинах со скоростью как волчки», «о головокружительном ритме молодости», «об их полной самоотдаче».

В результате его неустанных творческих поисков новые черты и элементы выводят хореографа на новую творческую высоту – ни к ограниченной, локальной стилизации народного танца, а к интерпретации философско-обобщенной создающей языком танца сценически выразительное и ёмкое художественное произведение нового типа и нового содержания. Наше исследование показало, что сформироваться эта ступень могла только при тщательном, добросовестном и неустанном  изучении подлинного, фольклорного танца, что и имело место в творчестве М. С. Годенко. Это доказывает и структурное построение  постановки М. С. Годенко 1970 года – балета «Взятие снежного городка». Балетмейстер объединил здесь элементы сибирского праздника в единый пластический  сценический рассказ, где меняются действия, персонажи, характеры. Но любой эпизод: элементы ярмарочных гуляний жителей разных сел и деревень, соответственно и разных корневых особенностей фольклорного танца, и мужская пляска, и народная кадриль, и хоровод, и салонный танец выполнены в едином ключе – языком народно-сценического танца.

Татьяна Устинова, главный балетмейстер хора им. Пятницкого, народная артистка СССР так писала о творчестве М. С. Годенко: «Михаил Семенович именно новатор в русском эстрадном хореографическом искусстве. Некоторые пытались доказать, что он стилизовал народную хореографию, но нет, он показывал народное искусство в современном качестве.

У М. С. Годенко – все узнаваемо. Посмотрите на этих балалаечников, на эти пляски, потехи. Это трогательно и современно. А «регулировщицы». Работать так можно, только имея чуткое ухо, некое внутреннее видение, которое рождает сценический образ. Вы не скажете, вспоминая его работы, что где-то оглупил своего соотечественника. У него нет дураков на сцене. У него все красиво и все красивы. Его типичное настроение – радость. Его творческое кредо: концерт – это праздник. Он, проехав весь мир, внушал зрителям всех континентов мысль о том, что русский народ – жизнерадостный. Я отношу Михаила Семеновича к авангардистам, в лучшем смысле этого слова, идущим впереди. Он все время шел впереди и ощущал дыхание молодежи».

Таким образом, между постановками народных, масштабных, основанных на сибирском фольклоре танцев, таких как «Сибирский лирический», Михаил Семенович все время экспериментировал, выдумывал что-то дерзкое, молодежное. Так, в общем-то, складывался стиль М. С. Годенко, за который критиковали, переубеждали, но не смогли переубедить. Он искал свое творческое лицо в искусстве танца и нашел его.

Талант М. С. Годенко разнообразен и уникален. Ведь не многие знают о его постановке в 70-е годы мюзикла «Снежное ревю» в коллективе Красноярского театра музыкальной комедии. Это было культурное событие, творческий взрыв в городе. Мюзикл с аншлагами шел на сцене театра более двух месяцев, затем с успехом показан в других городах России. Его постановки в Ленинградском мюзик-холле, где он сотворил прекрасную программу, включающую «народный блок». Это тоже было творческой новизной. Номера были стилизованны: народный костюм и движения народного танца в сочетании с эстрадой. Сейчас это направление заполонило сцены, но тогда это было открытием. А его постановки в Московском балете на льду. Это же совершенно другая специфика в хореографии, с которой Михаил Семенович успешно справился.

Михаил Семенович был мастером массовых фестивальных интернациональных представлений. В 1974 вместе со знаменитым режиссером Иосифом Тумановым, собрав разножанровых «звезд» со всех Советских республик, причем в основном участников художественной самодеятельности, а вместе с ансамблем около 300 человек исполнителей, поставил программу «Фестиваль искусств народов СССР в Париже», который был посвящен 50-летию образования СССР. Это был триумф народного искусства братских тогда республик. В центре Парижа, во Дворце спорта в течение трех месяцев четырехтысячный зал был переполнен. Е. А. Фурцева, тогдашний министр культуры СССР, прилетала в Париж специально с целью встретиться с участниками фестиваля, и от имени Правительства СССР выразить всем благодарность за этот праздник искусств.

Мексиканская газета в рецензии "Сибирский балет завоевывает Америку" писала: "Говорить о балете Сибири трудно. Большое разнообразие движений и цветов. Но совершенно точно, не боясь впасть в ошибку, впечатление об ансамбле можно выразить одним словом: "Сказка!"

Из французской газеты "Франс Суар": "Совершенной неожиданностью и полным откровением явилось для нас выступление Сибирского балета из Красноярска. Такой размашистой удали, огня и танцевального накала парижане еще не видели!»

В 1979 году Михаил Семенович талантливо осуществил новый творческий международный проект – организовал и поставил программу «Фестиваль танца народов СССР в США». В Америку М. С. Годенко повез всего 75 человек. Основу творческой делегации составляли ансамбль танца Сибири, а к нему в дополнение Михаил Семенович подобрал национальные группы из республик, причем артистов пригласил не из крупных профессиональных коллективов, а из средних, были даже из самодеятельности. С ними поехали представители всех братских республик. Все танцы исполнял ансамбль и соответствующая группа.

Как вспоминал один из ведущих солистов ансамбля – Г. В. Дзъобак – «Программа была разнообразна по национальному колориту и эффектна. С ней мы проехали по 67 –ми крупным городам США. После выступлений нас приглашали в гости, местные диаспоры звали своих соплеменников пообщаться. И что вы думаете? Глава делегации М. С. Годенко дал такую свободу всему коллективу, чему мы откровенно удивлялись. Он разрешал любые встречи. «Пожалуйста. Только имейте голову на плечах. Мы приехали сюда работать, а не на гулянку и потому к такому-то часу возвращайтесь в гостиницу» Это было начало такой демократии, что нам запомнилось на всю жизнь. Ведь какую ответственность он брал на себя! На какой риск шел! Это нас, сибиряков он хорошо знал, а других – то танцоров - нет. Но Михаил Семенович верил людям. Никто его не подвел. Более того, компания-организатор фестиваля сделала дополнительные двухнедельные концерты в Нью-Йорке».

Поставленные Михаилом Семеновичем многонациональные хореографические композиции церемоний открытия и закрытия XX Олимпийских игр в Москве в 1980 году явились творческим триумфом таланта хореографии нового направления. Ведь только исполнителей насчитывалось около 3-х тысяч человек, ими нужно было не только управлять, но поставить задуманное уникальное, массовое танцевальное представление.

Анализируя номера этого периода, мы приходим к выводу, что народный танец остается первоосновой сценических произведений балетмейстера. Но лексика народных танцев уступает  обобщенно-образному, символистко-философскому  смыслу, а так же ритму, который с первых постановок М. С. Годенко доминирует как основное выразительное средство его мысли и художественных идей.

В 1993 г. М. С. Годенко ушел из жизни. В память о нем, ансамбль провел два гастрольных тура, в США и Канаду. В течение 3-х месяцев ансамбль дал 81 выступление во всех крупных городах.

Концерт Красноярского сибирского танцевального ансамбля в Бруклине был одним из самых захватывающих и волнующих представителей фольклорных танцев, которые приезжали в Нью-Йорк Сити за последние годы. Программу так приятно смотреть из-за веселого настроения, бесшабашной комедии, достигаемых непринужденно, мило и с большим достоинством, а также при помощи тончайших эффектов ритма и фразировки. Привезли с собой огромную коллекцию ярких, красочных головокружительных костюмов. В программе было много блеска и сверкания, типичных для циркового заключительного танца. Характерной чертой ансамбля являются яркие костюмы, вращающаяся пиротехника и веселые игры-соревнования.

Заключение.

Анализ творчества М. С. Годенко и возглавляемого им. Красноярского государственного ансамбля танца Сибири позволяет нам придти к выводу, что балетмейстер и его ансамбль занимают выдающее место в истории становления сценического танцевального искусства Сибири и на всей территории России второй половины XX века. Именно М. С. Годенко открыл миру красоту Сибири, уникальность людей, живущих в ней, имеющих самобытное яркое искусство.

Михаил Семенович инициатор многочисленных акций, изменивших культурное пространство не только Красноярского края, но и всей России. Одним из первых Красноярский государственный ансамбль танца Сибири перелетел границы иностранных государств в замечательном диалоге искусства. Огромен его вклад в растоплении «льдов холодной войны» 70-80-х годов, в открытии для иностранцев сибирского материка, жизни, характера и творчества «сибирских казаков» - как называли участников ансамбля в зарубежной прессе.

С его именем связано и открытие на базе хореографического училища (ныне колледжа) отделения народного танца, выпускники которого пополняют состав ансамбля.

Из воспоминаний Г. В. Дзьобака: «Талант Михаила Семеновича и созданное им его детище государственный Красноярский академический ансамбль танца Сибири дал нам возможность с триумфом продолжить его перспективные планы, которые он вынашивал на будущее.

Вспоминаю трогательные душевные встречи с русскими американцами разных поколений, которые со слезами на глазах и гордостью за Россию благодарили коллектив за то, что мы, несмотря на трудные перестроечные годы, сохранили коллектив – сохранили наследие выдающегося мастера танца – М. С. Годенко.

В 2004 году была организованна и осуществлена гастрольная поездка коллектива во Францию и Швейцарию. Во Франции М. С. Годенко тоже знают как талантливого хореографа нового стиля. Ведь это были уже пятые гастроли ансамбля в эту страну, и как прежде Годенковский репертуар принимался с триумфом. Годенковская школа оказалась очень высокой пробы – целым университетом, создатель которого обладал способностью видеть людей в перспективе, предопределять степень развития талантов. Он давал им такие партии в танцах, что таланты становились ведущими солистами, выдающимися исполнителями, хотя основная масса артистов при выходе новичка ничего особенного в нем, как правило, не видит и даже удивляется иногда: кого это М. С. Годенко взял и чего в нем нашел? Возьмет «промокашку» (так называли у нас юную девочку, еще ничего не знающую) и вдруг смотришь, через какие-то полгода она становится звездой. В этом – талант М. С. Годенко. Он был неподражаемый педагог, способный сразу настроить на творческий процесс. Только с уходом Михаила Семеновича мы все остро ощутили ценность этих годенковских качеств» - из воспоминаний Г. В. Дзьобака

Сегодня тот репертуар, который оставил Михаил Семенович коллективу, не только актуален, но и принимается нашим и зарубежным зрителем с восторгом. И если продолжать его новаторский стиль в народной хореографии, то нужно развивать коллектив в направлении идей Михаила Семеновича, его манеры, его творческого кредо. Чтобы на всех сценических площадках были, как при М. С. Годенко, сибирский характер, удаль и озорство, лирика и нежность, как было и есть в его постановках.

К сожалению, наша память скоротечна, тем не менее, в суете будничных дел давайте вспомним о таком человеке и будем гордиться тем, что мы являлись его современниками.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)