Отдых  ->  Туризм  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Оборона Севастополя

История города Севастополя уходит корнями в глубь веков. В окрестностях Севастополя обнаружена стоянка неандертальцев. Более поздние стоянки кроманьонцев - Мурзак-Коба, Фатьма-Коба и Шан-Коба. Примечательно, что "Коба" в переводе означает - пещера. И действительно, все перечисленные стоянки находятся в пещерах. Следы пребывания древних людей также найдены на берегу Ласпинской бухты и в других местах в границах современного Севастополя.

На территории Севастополя в разное время оставили свои следы: киммерийцы, тавры, скифы, сарматы, древние греки, генуэзцы, венецианцы, готы, гунны, хазары, татары.

На протяжении всей своей истории город был связан с флотом из-за своего географического положения (практически в центре Черного моря) и удобных бухт для стоянки флота (Севастопольская бухта вдается вглубь полуострова на 8 км).

Героическая оборона города Севастополя во время Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 годов имела огромное историческое значение.

Так случилось, что Севастополь первым вступил в бой с врагом. 22 июня 1941 года в 1. 00 приказом наркома ВМФ Н. Г. Кузнецова флоту была объявлена готовность №1. В 3. 07 над севастопольскими бухтами появились немецкие самолёты и начали сбрасывать бомбы и морские мины.

Гитлеровское командование придавало огромное значение удержанию Крыма как важной стратегической позиции в бассейне Черного моря. Немецкие генералы считали, что: «тот, кто господствует в Крыму, господствует на Черном море». Этим  объяснялось их стремление, как можно дольше удерживать Крым, а затем и Севастополь.

1 июля сопротивление в городе прекратилось, только кое-где еще вспыхивали очаги борьбы с захватчиком. Гарнизон одного из фортов отказался сдаться, и форт был взорван вместе с людьми. Остатки Приморской армии, защищавшей город, отступили на мыс Херсонес, где сопротивлялись еще 3 дня. Наконец, 4 июля Севастополь пал окончательно. Немцы захватили в плен около ста тысяч человек пленных.

Оборона Севастополя продолжалась 250 дней.

Первый штурм Севастополя

В советской историографии первым штурмом Севастополя принято считать попытки немецких войск с ходу захватить город в течение 30 октября — 21 ноября 1941 года.

С 30 октября по 11 ноября велись бои на дальних подступах к Севастополю, со 2 ноября начались атаки внешнего рубежа обороны крепости. Сухопутных частей в городе не оставалось, защита осуществлялась силами морской пехоты Черноморского флота, береговыми батареями, отдельными (учебными, артиллерийскими, зенитными) подразделениями при огневой поддержке кораблей. Правда, и у немцев к городу вышли только передовые отряды. Одновременно в город отходили части рассеянных советских войск. Советская группировка насчитывала вначале около 20 тысяч человек.

В конце октября Ставка ВГК решила усилить гарнизон Севастополя силами Приморской армии (командующий — генерал-майор И.  Е.  Петров), до тех пор защищавших Одессу. 16 октября оборона Одессы была прекращена и Приморская армия была морем переброшена в Севастополь. Силы подкрепления составили до 36 тысяч человек (по немецким данным — более 80 тысяч), около 500 орудий, 20 тысяч тонн боеприпасов, танки и другие виды вооружений и материалов. Таким образом, к середине ноября гарнизон Севастополя насчитывал, — по советским данным, — около 50-55 тысяч человек.

9—10 ноября вермахту удалось полностью окружить крепость с суши, однако в течение ноября к своим пробивались силы арьергарда, в частности, части 184-й стрелковой дивизии НКВД, прикрывавшей отход 51-й армии.

11 ноября с подходом основной группировки 11-й армии (четыре пехотные дивизии, механизированная бригада и румынский корпус) завязались схватки по всему периметру. В течение 10 дней гитлеровцам удалось незначительно вклиниться в передовую полосу обороны, после чего в сражении наступила пауза.

Второй штурм Севастополя.

17 декабря 1941 г. после трехнедельной передышки 11-я армия немцев начала второй штурм Севастополя. Кроме главного удара на Северной стороне, противник нанес отвлекающий удар на фронте гора Гасфорт – д. Нижний Чоргунь (ныне Чернореченское). В ходе боев 18-19 декабря 1941 г. немцы овладели г. Гасфорт и Н. Чоргунем, но 20 декабря 7-я бригада морской пехоты при поддержке 2-го полка морской пехоты отбросили их на прежние позиции.

Основные события второго штурма разворачивались на Северной стороне. Там противник к 20 декабря захватил станцию Мекензиевы горы и окружил находившуюся южнее 365-ю зенитную батарею. Отсюда отдельные группы немецких солдат просачивались в район Братского кладбища. В это время в тылу противника, в Камышловском овраге вела бой пулеметная рота под командованием лейтенанта Садовникова М. Н. Эта рота ранее входила в состав одного из двух батальонов морской пехоты Электромеханической школы. После их расформирования в конце первого штурма, рота заняла оборону в пулеметных ДОТах на линии фронта между селами Дуванкой и Камышлы. Ведя бой в тылу противника, гарнизон ДОТа №11 уничтожил значительное количество живой силы. В этих ожесточенных боях гарнизон ДОТа №11 полностью погиб, за исключением краснофлотца Григория Доли, отправленного в тыл за боеприпасами. В связи с глубоким прорывом немецких войск на Северной стороне, командование Черноморского флота решило перебросить из Новороссийска в Севастополь 79-ю Морскую стрелковую бригаду. Эта бригада была сформирована в ноябре-декабре 1941 г. в Северо - Кавказском военном округе и готовилась к участию в Керченско - Феодосийской десантной операции. Но в связи с ее переброской в Севастополь, начало операции было перенесено на неделю.

Во время второго штурма из частей морской пехоты наибольшие потери понесла 8-я бригада морской пехоты. С 31 октября 1941 г. по 2 января 1942 г. она потеряла 592 человека убитыми и 2049 – ранеными.

Десант в Евпатории

5 января Черноморский флот произвел высадку десанта в порту Евпатории силами батальона морской пехоты. Одновременно в городе вспыхнуло восстание, в котором участвовала часть населения города и прибывшие на подмогу партизаны. На первом этапе операция шла успешно, румынский гарнизон силой до полка был выбит из города. Однако вскоре немцы подтянули резервы. В завязавшихся уличных боях противнику удалось одержать верх. 7 января бой в Евпатории был окончен. Силы десанта частично погибли в неравном бою, частично попали в плен.

Керченский десант

Керченско - Феодосийская десантная операция (1941)

26 декабря советское командование предприняло попытку стратегического наступления в Крыму, известную как «Керченский десант». Несмотря на первоначальный успех, операция закончилась неудачно: в конце мая 1942 противник разбил основные силы десанта на Керченском полуострове, после чего начался третий штурм Севастополя.

Третий штурм Севастополя

Третий штурм Севастополя начался 7 июня 1942 года. Непрерывно шли бои на суше и в воздухе, совершенствовалась оборона, пополнялись, хотя и в неполной мере, запасы продовольствия и боеприпасов. После декабрьского штурма и после того, как противник в январе вторично взял Феодосию, снабжать Севастополь с каждым днем становилось все труднее. Готовя большое наступление в Крыму, немецкое командование широко использовало авиацию и торпедные катера, чтобы прервать наши коммуникации, главным образом те, что шли к фронту. Командование Черноморского флота не имело возможности обеспечить прикрытие тихоходных транспортов с воздуха, а потому было вынужденно использовать для перевозки людей и грузов боевые корабли, подводные лодки и самолеты.

Вопросы снабжения Севастополя всем необходимым для отражения натиска противника постоянно находились в центре внимания Военсовета флота. Город не был в полном смысле блокирован с моря, но господство в воздухе немецкой авиации делало каждый рейс в осажденную крепость все более рискованным и опасным. От транспортов пришлось отказаться поручив эту задачу боевым кораблям. С февраля по июнь они сделали 92 рейса. Пришлось привлекать и подводные лодки. 27 из них совершили в мае–июне 1942 года 80 переходов с целью доставки грузов и вывоза раненых.

Готовясь к штурму, противник сосредоточил вокруг Севастополя около 204 тысяч немецких и румынских солдат и офицеров, 670 артиллерийских орудий калибра от 75 до 420 мм, 655 противотанковых пушек, 720 минометов, 450 танков и 600 самолетов, 500 из которых были сосредоточены на аэродромах в Крыму. Близость их от Севастополя позволяла немецким летчикам совершать до 5 вылетов в день. В составе армии имелась сверхмощная артиллерия калибра 305, 350 и 420 мм и батарея сверхтяжелых 615-миллиметровых мортир «Карл», а также знаменитая 800-миллиметровая пушка «Дора» на железнодорожной установке. Эта исполинская пушка предназначалась для разрушения линии Мажино во Франции еще в первую мировую войну. Ствол «Доры» был длиной около 30 метров, а лафет достигал высоты трехэтажного дома.

Численность войск СОР составляла около 106 тысяч человек, из них в боевых частях насчитывалось 82 тысячи. На вооружении этих сил имелось 600 орудий разных калибров, около 2 тысяч минометов, 38 танков, 53 исправных самолета.

Соотношение сил было явно в пользу противника. Для морской блокады немецкое командование использовало специальную группу из 19 торпедных и 30 сторожевых катеров, 8 катеров противолодочной обороны, 6 итальянских подводных лодок, а также самолеты. С мая они начали минирование внутреннего Севастопольского рейда.

Севастополь, вокруг которого все туже смыкалось кольцо осады, не мог больше рассчитывать на регулярную поддержку крупных кораблей. Военный совет флота настойчиво просил о помощи, но ни главнокомандование направления, ни Ставка не могли в той обстановке оказать ее в тех размерах, в каких это требовалось. Пробиваться в осажденный город морем или по воздуху с каждым днем становилось все труднее. За первую половину июля флот потерял транспорты «Грузия», «Абхазия», «Белосток». Погиб танкер «Громов». К концу месяца только подводные лодки могли снабжать Севастополь. Только за июнь ими было доставлено 23,5 тысячи человек пополнения, 15 тысяч тонн самых разных грузов – от боеприпасов и оружия до горючего и продовольствия. Эвакуировано обратными рейсами 25 тыс. раненых, женщин и детей.

7 июня немецкая пехота под прикрытием артиллерийского огня и авиации и в сопровождении танков перешла в наступление. За два дня наступления противнику на направлении главного удара удалось вклиниться в оборону 79-й бригады и 172-й дивизии всего на глубину одного километра и окружить часть сил 747-го полка (около батальона). В немецком донесении сообщалось: «Наступление наталкивается на планомерно оборудованную, сильно минированную и с большевистским упрямством защищаемую систему позиций. Непрерывный губительный огонь артиллерии противника ведется по всем немецким позициям. Уже первые дни боев показывают, что под этим адским артиллерийским огнем наступление дальше вести невозможно».

Враг нес огромные потери. За пять дней ожесточенного сражения на направлении главного удара враг потерял до 50 % состава всей ударной группировки и более 150 танков. Немалыми были потери и у защитников Севастополя. 9 июня получила серьезное повреждение береговая батарея № 30, известная меткостью своего огня. 10 июня были потоплены эсминец «Свободный» и санитарный транспорт «Абхазия».

Росли потери флота, но, несмотря ни на что, корабли продолжали сражаться за Севастополь.

30 июня командование СОР получило приказ Ставки – оставить город. Вечером началась эвакуация войск. В это время город подвергался жестоким бомбардировкам и артиллерийским обстрелам. Когда немцы продвинулись к последним рубежам севастопольцев на Херсонесе и все водное пространство вокруг стало простреливаться, посылать туда транспорты или крупные боевые корабли стало невозможно. Малые же сделали все, что было в их силах, люди уже вплавь добирались до них под огнем пушек и автоматов. После 1 июля в район смогли прорваться лишь две подводные лодки, два тральщика и несколько сторожевых катеров.

Полностью эвакуировать все войска из города не удалось. Оставшиеся на берегу дрались до тех пор, пока не иссякли боеприпасы, продовольствие и питьевая вода. Части защитников города все же удалось пробиться в горы и соединиться с партизанами.

Вступившие 3 июля 1942 года в разрушенный город фашисты бесчинствовали в нем 22 месяца. Они уничтожили в инкерманских штольнях 3 тыс. женщин, стариков и детей, в Троицком туннеле - более 400 рабочих. 12 июля оккупанты согнали на стадион "Динамо" 1500 жителей, а после ограбления и издевательств расстреляли их на 5-м км Балаклавского шоссе. За время оккупации города фашисты расстреляли, сожгли, утопили в море, насильно угнали в Германию десятки тысяч севастопольцев.

Несмотря на жесточайший оккупационный режим, севастопольцы не прекратили борьбу с фашистами. В Севастополе начали создаваться и действовать подпольные патриотические организации во главе с коммунистами В. Д. Ревякиным, П. Д. Сильниковым, Н. И. Терещенко. Советское правительство по достоинству оценило мужество и подвиги севастопольских подпольщиков: руководителю севастопольского подполья ВД. Ревякину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, орденами Ленина, Отечественной войны, медалями "За отвагу" и "За боевые заслуги" награждены 59 участников подполья.

Последний штурм.

Штурм Сапун – горы.

Освобождение Крыма и Севастополя весной 1944 г. Ставкой Верховного Главнокомандования было возложено на войска 4-го Украинского фронта под и войска Отдельной Приморской армии, при поддержке сил и средств Черноморского флота во главе с адмиралом Ф. С. Октябрьским и Азовской военной флотилии под командованием контр-адмирала С. Г. Горшкова, авиации дальнего дейсгвия под командованием маршала авиации А. Н. Голованова. Их действия координировали представители Ставки Верховного Главнокомандования Маршалы Советского Союза А. М. Василевский и К. Е. Ворошилов.

5 мая 1944г. в 12 часов, после мощной двухчасовой артиллерийской и авиационной подготовки, 2-я гвардейская армия под командованием генерал-лейтенанта Г. Ф. Захарова начала наступление с Мекензиевых гор, чтобы освободить Северную сторону и форсировать Северную бухту.

В 9. 00 7 мая на всем 12-километровом участке прорыва от горы Сахарная Головка до южного склона высоты Балаклавы артиллерия 51-й и Приморской Армий открыла массированный огонь. Здесь было сосредоточено свыше орудий на километр фронта. Артиллерийско-авиационная подготовка атаки длилась более полутора часов. противника, а затем, с началом действий штурмовых групп, вели огонь по команде командиров батарей, которые находились совместно с штурмовыми группами.

Артиллеристы-разведчики одними из первых врывались во вражеские укрепления, совместно с атакующими пехотинцами, личным оружием уничтожали вражеские гарнизоны в укреплениях и тут же корректировали огонь своих батарей по вновь выявленным целям противника.

В начале Второй мировой войны, в 1941-1942 гг. по гребню Сапун-горы проходил второй рубеж обороны 7 и 8-ой бригад морской пехоты Черноморского флота.

Перед началом наступления Сапун-гора представляла невероятно трудный для штурма объект. Она возвышается над прилегающей к ней местностью на 180-215 метров и  имеет протяжённость около 8 километра от высоты Карагач до Инкермана. Ее восточный, крутой и каменистый склон местности переходит в отвесные скалы высотой до 10 метров и более, которые предоставляли возможность противнику создавать многоярусную систему опорных пунктов, чередуясь с ДОТами и железобетонными сооружениями с артиллерийскими и крупнокалиберными пулеметными установками. Через каждые 25-30 метров в цепи траншей оборудовались тщательно замаскированные площадки с пулеметными установками. Все подступы к инженерным сооружениям были заминированы и прикрывались большой плотности огнем всех видов оружия.

Для поддержки действий штурмовых групп артиллерия широко применяла стрельбу с открытых и полуоткрытых огневых позиций, часто уничтожая противника огнем прямой наводкой. Так например, при отражении одной из многочисленных контратак противника, при бое за овладение очередным ярусом укреплений, командир одного из артдивизионов гвардии майор Грибанов Вениамин Петрович, находясь с командиром роты 85-го гв. сп в захваченном у немцев блиндаже, вызвал огонь на себя. В результате противник потерял до двух взводов пехоты и вынужден был отступить на исходные позиции. Это был один из тех редких штурмов, когда потери оборонявшихся превосходили по численности потери штурмующих.

9 мая 1944 года  войска  4-го Украинского фронта полностью освободили Севастополь, а 12 мая 1944 года взятием мыса Херсонес,  Крым был полностью очищен от фашистских захватчиков.      

Оценивая значение Сапун-горы, бывший начальник штаба 4-го Украинского фронта, Маршал Советского Союза С. С. Бирюзов отмечал: «Штурм Сапун-горы является одной из блестящих страниц в летописи Великой Отечественной Войны.   Наши войска овладели этой высотой в течение одного дня. Со взятием Сапун-горы путь на Севастополь был открыт».

Мемориальный комплекс Сапун – гора.

Ратный подвиг  освободителей Севастополя навсегда запечатлены на полотне знаменитой диорамы "Штурм Сапун-горы" и в материалах музея Славы, который сооружен на Сапун-горе. Создание мемориального комплекса на Сапун-горе началось в октябре-ноябре 1944 г. , когда инженерно-саперные части Приморской армии возвели монументы воинам, павшим в боях за Севастополь при штурме Сапун-горы. Памятник бойцам Приморской армии был сооружен по проекту лейтенанта А. Д. Киселева. Рядом с ним уже 1 мая 1945 года открыли небольшой военно-полевой музей, экспозиция которого отражала события боев 7-12 мая 1944 г. В нём экспонировались реликвии войны: документы, фронтовые фотографии воинов-освободителей, их личные вещи, оружие, трофеи, захваченные у врага. В 1944 году на Сапун-горе были сооружены памятники воинам 51-й и Приморской армий. Музей Приморской армии просуществовал до конца 1958 г. , когда на его месте началось строительство здания Диорамы.

Рядом с Диорамой, в парке - обелиск Славы, сооруженный в 1944 г. На стелах высечены наименования соединений армии и флота, участвовавших в освобождении города. К 1970 году обелиск Славы, сооружённый в ноябре 1944 года, реконструировали. На каждой из 4 сторон памятника установили по две плиты из розового гранита, на которых был высечен перечень из 230 соединений и отдельных частей 4-го Украинского фронта и ряда других общегосударственных структур, принимавших участие в освобождении Севастополя.

Высота обелиска 28 метров, авторы проекта реконструкции - архитекторы В. М. Артюхов, В. К. Цаккер.

В 25-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне, 9 мая 1970 г. у обелиска Славы зажгли Вечный огонь, доставленный с Малахова кургана. Через каждые пять минут звучит мелодия "Сапун-гора" композитора Б. В. Боголепова.

Вместе с памятником Славы воинам-освободителям и Вечным огнем, мемориальными стенами, обрамляющими с трех сторон площадку вокруг памятника, Диорама образует единый архитектурный ансамбль.

На Сапун-горе расположена открытая экспозиция образцов боевой техники СССР и Германии периода Второй Мировой войны. Мемориальный комплекс является филиалом Музея героической обороны и освобождения Севастополя.   У подножия Сапун-горы сооружены памятники воинам 32-й гвардейской и 77-й стрелковой дивизиям, которые 7 мая 1944 года первыми вышли на её вершину.

К 50-летию Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне на Сапун-горе вознёсся храм-часовня Святого Великомученика Георгия Победоносца.

Так к настоящему времени выглядит мемориально – музейный комплекс на Сапун – горе.

В дни празднования Победы Великой отечественной войны, военно-патриотические клубы Севастополя воссоздают эпизоды штурма Сапун-горы.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)