Народные приметы и климат Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
На этом этапе я искал и изучал литературу о народных приметах, предсказывающих погоду, о соответствии народных примет с погодными условиями.
Прочитал статью Екатерина Кондрашко «Народные приметы больше не работают». В ней автор доказывает, что народные приметы вроде "на Илью Пророка дождь - к урожаю" уже не работают. Они и раньше были не очень точны и правдивы, но ими приходилось довольствоваться в эпоху отсутствия более точных предсказаний погоды. Не срабатывают и приметы предсказывающие погоду на несколько месяцев вперед. Например, по народному календарю 7 августа властвует Анна-холодница: если в этот день утренники будут холодные, то зима ожидается студеная. Синоптики сомневаются также в том, что температура 15 августа определит погоду на осень, хотя народная мудрость гласит: "Каков Степан Сеновал, таков и сентябрь". Также далеко не всегда сбываются приметы "Каков Вихровей (16 августа), таков и октябрь", "Если ветер с вихрями - ожидай снежную зиму", "Каков Мирон Ветрогон (21 августа), таков и январь". В своей статье Екатерина Кондрашко опирается на мнение гендиректора Гидрометеобюро Москвы и Московской области Алексея Ляхова.
Познакомился состатьей «Мы и погода», которая была опубликована в журнале «Знание – сила» (1931г №7). В ней рассматривается вопрос нашей зависимости от окружающей среды, так как в мире все тесно связано друг с другом, а земля же с животными и растениями образуют общий целый организм. Авторы данной работы дают объяснение многим народным приметам по предсказыванию погоды, основанных на наблюдениях за поведением животных.
Изучил статью синоптика В. В. Завадько « Народные приметы погоды». В ней автор отмечает, что интерес человека к погоде не прошел бесследно, он нашел отражение в пословицах, поговорках и народных приметах, отражающих накопленный человечеством опыт общения с природой, его наблюдательность и оставшуюся с доисторических времен у некоторых людей склонность к суевериям. В. В. Завадько рекомендует читателям для успешности пользования местными признаками иметь желательно хотя бы небольшую метеорологическую подготовку и, само собой разумеется, хорошее знание всех признаков и объективность в их оценке: нельзя желаемое выдавать за ожидаемое, что иногда случается с людьми увлекающимися.
На этом этапе я изучал методики по выяснению соответствия предсказывания погоды, основанные на наблюдениях людей, и погодными процессами. На сайте http://meteoinfo. ru/Ugryumov-particular-n-general#P5 я познакомился с некоторыми исследованиями ученых синоптиков о соответствии погодных условия с народными приметами. Меня заинтересовала методика А. Г. Угрюмова. Этот ученый методом сопоставительного анализа доказал, что приметы такого плана как: «Ну, раз зима была холодной, то лето ожидай жарким» не имеют быть место в предсказывании погоды.
2. Операционно-исследовательский этап.
Я обратился в метеорологическую службу г. Нефтеюганска и, изучив метеорологические и климатические особенности, предположил, что чем больше влияние воздушных масс с Северного Ледовитого и Атлантического океанов, тем больше расхождений процессов погоды с народными приметами. Определил цель и задачи.
Цель: установить соответствие некоторых народных примет с погодными явлениями города Нефтеюганска.
Задачи: выяснить, насколько объективно можно при определении погоды руководствоваться народными приметами; определить круг народных примет, которыми можно полагаться при определении погодных процессов.
Методом сопоставительного анализа я проверил состоятельность следующих народных примет: «Если 3 декабря – снег, то 3 июня – дождь”, Какова погода 1 апреля, такова и 1 октября и наоборот”,“На Самсона дождь - через семь недель то ж”. Сделал выводы:
1. Анализируя соответствие летних и зимних дней согласно народным приметам, можно утверждать, что это соответствие реализуется лишь в 50% случаев, вследствие воздействия различных воздушных масс как с Атлантики, так и с Северного Ледовитого океана.
2. Между народными приметами и погодными условиями города Нефтеюганска нет соответствия, так как они основаны на наблюдениях людей, проживающих в других климатических областях.
Обратился к многовековому опыту людей, проживающих на территории ХМАО. Выяснил, что при определении погодных условий по народным приметам стоит ориентироваться на опыт коренного населения нашей местности, так как он базируется на многовековых наблюдениях и сопоставлениях явлений. Ведь основные занятия - охота и рыболовство - требуют от коренных жителей Югры умения, знаний о географических особенностях местности, о растительном и животном мире, о погодных условиях.
1. Нельзя безоговорочно отвергать предсказание погоды, основанное на наблюдениях за окружающей средой, явлениями природы, состоянием живых организмов и растений, хотя данные приметы не всегда находят подтверждение.
2. Анализируя соответствие летних и зимних дней согласно народным приметам, можно утверждать, что это соответствие реализуется лишь в 50% случаев, вследствие воздействия различных воздушных масс как с Атлантики, так и с Северного Ледовитого океана.
3. Между народными приметами и погодными условиями города Нефтеюганска нет соответствия, так как они основаны на наблюдениях людей, проживающих в других климатических областях.
4. При определении погодных условий по народным приметам стоит ориентироваться на опыт коренного населения данной местности, так как он базируется на многовековых наблюдениях и сопоставлениях явлений.
5. Наиболее достоверно предсказываются изменения погоды на ближайшее время (краткосрочный прогноз).
Комментарии