Авто  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Изучение лирики Д. Улзытуева

Иногда бывает так, что человеку хочется куда-нибудь уехать, лишь бы только сменить обстановку. Дорожные происшествия и впечатления помогают человеку рассеяться, избавиться от плохого настроения и обрести внутренний покой. Возможно, один из таких моментов своей биографии Гоголь запечатлел в известном лирическом отступлении в «Мертвых душах»:

«Боже! как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала!»

В пути-дороге Гоголь вынашивал и обдумывал свои будущие произведения, здесь обретали плоть и кровь его персонажи. Под звон колокольчиков и стук копыт Гоголь слушал их речи, вглядывался в выражения лиц, становился свидетелем их поступков. Благодарственным гимном дороги звучат строки писателя: «А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!. ».

Дорога – это и жизненный путь Чичикова, и дорога, по которой этот герой едет в бричке, и дороги истории, по которой несется Русь-тройка, и пути развития человечества, и путь развития России – это жгучий вопрос, которому Н. В. Гоголь хочет дать свое решение.

В прозаических произведениях у А. С. Пушкина дорога часто выступает сюжетным или композиционным компонентом («Метель», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель»). В «Дубровском», кроме того, дорога – элемент композиции, особенности которой определяются влиянием жанра авантюрного романа.

В романе «Евгений Онегин» дорога становится одним из средств раскрытия характеров героев. Дорога, привидевшаяся Татьяне во сне (поэма «Евгений Онегин»), с одной стороны, предваряет появление фольклорных образов — это сказочная дорога, с другой — она навеяна сентиментальными романами.

Образ дороги помогает А. С. Пушкину показать и картины жизни, и усилить такие настроения, как грусть, тоска, одиночество, предчувствие. И в прозе, и в поэзии А. С. Пушкина дорога часто предстает как символ судьбы, выбора жизненного пути (на перепутье), а в любовной лирике дорога часто ассоциируется с разлукой влюбленных или их преследованием. Когда поэт пишет о свободе, он называет ее поэтической дорогой.

Итак, традиция обращения поэтов – классиков к теме дороги идет от средневековых паломнических романов-путешествий и романов о странствующих рыцарях до радищевского "Путешествия из Петербурга в Москву" и гоголевской тройки, мчащейся в "Мертвых душах".

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова даются несколько определений слову «дорога»:

1. Полоса земли, предназначенная для продвижения, путь сообщения.

2. Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования.

3. Путешествие, пребывание в пути.

4. (перен. ) Средства достижения какой – нибудь цели, жизненный путь.

Дорожные происшествия способствуют обретению душевного покоя, наталкивают на новые мысли и идеи. Образ дороги помогает поэтам и писателям показать картины жизни, настроения человеческой души. И в прозе, и в поэзии дорога часто предстает как символ судьбы, выбора жизненного пути (на перепутье).

2. Значение образа дороги в традиционной бурятской культуре и его осмысление современниками

Мотив дороги – пути традиционен для бурятской культуры. Издавна наши предки дороге придавали большое значение, считая, что именно она является «путеводной звездой» в жизни человека.

Истоки бурятской литературы обнаруживаем в путевых заметках паломников, путешественников, которые свои впечатления от поездки запечатлевали в письменном виде, и на данный момент они представляют собой уникальные свидетельства того времени.

В фольклоре бурятского народа есть немало пословиц, поговорок, обращенных к этому образу: «Ябаhан хун яhа зууха, хэбтэhэн хун хээли алдаха», «Харгыда ябахада хамаг юумэ дайрагдаха, аянда ябахада алишье юумэ тохеолдохо», «Захагуй зам, харюугуй харгы», «Хунэй харгы хотируухай, хунэрын харгы бэтируухэй», «Эрэ хунэй харгые эхэнэр хун шэмэглэжэ шадаха» (дорогу мужчины украшает женщина) и т. д.

Не менее интересны загадки, свидетельствующие о широкой фантазии, остроумии бурятского народа: «Хузуугуй тэмээн хутэл дабаба» (верблюд без шеи за перевал перешел), «Алтан аргамжа эбхэжэ болохогуй» (Золотую веревку невозможно свернуть), «Бодоо hаа, тэнгэридэ хурэхэ hэм, хэбтээл хадаа хэбтэнэб» (Если бы я встала, достала до неба; жаль, что все лежу) и т. д.

Баир Дугаров, современный бурятский поэт, говорит, «женщине – очаг, мужчине - дорога». «Эрэ хунэй (залуу хунэй) харгынь ута» («У мужчины (молодой человек) дорога длинная»).

Буряты, чтящие буддийскую религию, часто обращаются в дацан к ламам. Особенно это наблюдается, когда происходят значимые события: рождение ребенка, женитьба, поездка (дальняя или близкая), смерть и т. д. Часто можно слышать от лам выражения: «Харгы хаалтатай» (Дорога закрыта), «Харгы нээхэ» (Надо открывать дорогу).

Самое распространенное благопожелание бурятов своим близким, гостю - это «Сагаан харгытай байгты!» («Пусть ваша дорога будет светлой!»).

Отсюда делаем вывод, что путь – дорога в традиционной культуре бурят – это способ существования в жизненном пространстве.

3. Тематическое многообразие образа дороги в лирике Д. Улзытуева.

Лейтмотивом, организующим все произведения поэта, является дорога, путешествие, поездка героя. Для него чрезвычайно важна метафора человеческой жизни как дороги, пути с неожиданными встречами.

Дорога выступает частью топографического пейзажа, лирический герой восхищается красотой окружающего мира:

Запахом ая –ганги

На меня повеяло вдруг.

Здравствуй, мой край привольный

С кипящими родниками!

(«Шибертуй»)

Когда по степи ароматной брожу,

Здоровьем, простором, прохладой дышу

(стр. 226)

По дороге, по дороге, по дороге

Летний зной,

Запах трав, чистый воздух!.

Я шагаю,

Я шагаю по дороге

(«По мотивам Николаса Гильена»)

Возникает образ путника, ищущего своего места, предназначения в этом мире, и слышится мотив одиночества :

Перепутья дороги – судьбы

Увлекают меня от земли

В космос,

К звездам,

На Млечный Путь.

Перепутья дороги – судьбы,

Космос, горы – в песнях моих,

Жизнь моя бесконечна – иду

Дальше, дальше!.

( «Путь»)

Дорога всегда зовет лирического героя:

С грустью гляжу на гусиную стаю.

Хочется мне от земли оторваться

И полететь вслед за ними – на Север

(«Крупные гуси»)

Уж лучше версты посчитать,

Дышать горячим ветром странствий.

(«Люблю зеленую тайгу»)

Дорога — это «карнавальное пространство» (термин М. Бахтина), и на ней можно встретить кого угодно:

— путника:

Шибертуй, родное село

Тихо еду,

Уздечкой звеня,

И поскрипывает седло

Моего вороного коня.

«Шибертуй, родное село"

– друга:

В Москве, в деревне, в городе, в улусе,-

Друзья повсюду!

Мама, не волнуйся,

Исчезло одиночество, как сон.

Ты помнишь, как приехала в Москву,

Как встретили тебя мои собратья?

«С берегов последнего моря»

–всадника:

На заре оседлаю коня

И помчусь,

Чтоб лицом к лицу

Повстречаться со словом

«Мэндээ!»

«Утренняя песнь» незнакомку:

У коня моего походка неровная-

Седло на спине не держится.

А эта девушка так молода-

Не понимает слова душевного.

(«Размышление»)

В основе философского осмысления дороги в лирике поэта — метафора: дорога — жизненный путь человека, который не всегда прям и гладок.

Если хребет этот не одолею,

Буду пенять на дорогу плохую.

Если сдружиться с тобой не сумею,

Буду пенять на себя.

У Улзытуева много философских размышлений о дороге, о жизни, о времени

Да, жизнь прожить - куда сложней,

Чем поле

Преодолеть,

И потрудней, чем море,

И если годы – горы – за спиною,

Куда ни глянь – лежит высокогорье.

«С берегов последнего моря»

Дорога-судьба у каждого человека своя:

А когда я бродил босиком

По крутым берегам Шибертуя,

И за радугой бегал бегом,

И свистел, подражая синицам,

Молчаливый старик Шойсорон

Повстречал мою мать и промолвил:

«Либо станет сказителем он,

Либо просто чудным человеком».

(«Предсказание»)

- Дорога выступает как соединяющее звено между жизнью и смертью:

Когда с тусклого земного пространства

Мы уйдем, превратившись в тень,

Смена дня и ночи

Все также продолжаться будет.

(«Человеческая жизнь»)

- Дорога предполагает наставления старших потомкам, родителя – сыну:

Если быть терпеливым,

Если быть тихим, покорным,

Если ходить по жизни,

Не поднимая глаз,

Вечное успокоенье

Познаешь ты очень скоро

И время придет блаженное –

Так говорится у нас.

– Образ дороги связан с образом матери, к которой так трепетно относится лирический герой.

Белый туман опускается в падь,-

Может быть, это звучит Шэбэртэ?

Уж не моя ли родимая мать

На перекрестке стоит в темноте?

«Встреча с матерью»

В любовной лирике дорога – момент расставания с любимой:

Одноколка заскрипела,

Пыль взметнулась по дороге,

И за синим перевалом

Исчезает твой любимый.

– Дорога – это возвращение человека в родные места:

О Байкал,

Глаза моей горной страны,

Я вернулся к тебе

Из дальнего далека!

(«Возвращение»)

- Мотив дороги соотносится с темой защиты Родины от врагов:

Вас было семнадцать парней,

Мы вас провожали в дорогу.

Дорога к далекой войне

Вела от родного порога.

(«Братья»)

– Дорога – это надежда на новую, лучшую жизнь:

Если любимую ты потерял -

Волноваться не вижу причины.

Земля велика, и я повторял:

Дорога – дело мужчины.

– Дорога, как и человеческая жизнь, имеет конец, где – то оборвется:

Наш поезд стремится на запад,

И солнце стремится на запад,

И звезды за солнцем вдогонку

Летят параллельно вагону.

«Дорога на запад»

Итак, обратившись к культуре своего народа, проанализировав поэтические тексты Д. Улзытуева, приходим к выводу, что путь – дорога в жизни человека представляет собой достаточно многообразное начало: это способ существования в жизненном пространстве, это часть пейзажа, это символ судьбы, предназначения человека и т. д.

Заключение

Мотив дороги – пути традиционен для русской и бурятской культуры. Издавна наши предки дороге придавали большое значение, считая, что именно она является «путеводной звездой» в жизни человека.

Нам было интересно узнать, с чем ассоциируется образ дороги у учителей и учащихся МОУ Шибертуйская СОШ. Провели опрос, и результат оказался очень интересным: для учащихся Дорога в основном представляет собой тропинку, путь, шоссе, по которому идут, ходят, ездят и т. д. Здесь наблюдается «приземленное» отношение детей к слову.

Учителя дали самые разные ответы, которые заставляют серьезно задуматься над смыслом этого емкого слова «дорога».

Итак, взрослые люди, уже сложившиеся, определившиеся в жизни, имеющие свое мировоззрение, образ дороги рассматривают с философской точки зрения, связывая ее с бытием, местом и назначением человека в этой жизни. Дорога для них – это постоянное движение, путь (может быть тернистым, трудным), средство, приводящее человека в светлое будущее.

Проанализировав произведения Д. Улзытуева, мы пришли к выводу, что лейтмотивом, организующим все, является дорога, путешествие, поездка героя.

Мотив дороги в лирике поэта достаточно многообразен, каждый раз предстает дорога в различных аспектах. Образ пути помогает нам понять и глубоко осмыслить идейно – художественную основу стихотворений поэта.

Дорога – это пространство, и на ней можно встретить кого угодно: путника, незнакомку и друга.

При философском осмыслении дорога предстает как символ судьбы, выбора жизненного пути, предназначения человека.

Охарактеризовав образ дороги в лирике поэта, мы прекрасно осознаем, что данная тема требует еще более детального анализа, и в дальнейшей своей учебной деятельности мы продолжим работу над ней.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)