СМИ  ->  Периодика  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Журналистская деятельность Велимира Хлебникова

Исследователи по-разному оценивают творческое наследие поэта: мнений о поэтике произведений В. Хлебникова множество, причем мнений противоречивых, как и сама личность поэта. Будетлянин творил в период позднего символизма, с которым поэта сближал интерес к философии, мифологии, русской истории, славянскому фольклору. Однако несмотря на внешнее, ученически-истовое следование «заветам символизма», В. Хлебников был внутренне чужд этому течению. Расхождение основывалось также на коренном различии взглядов на природу слова (языка) и времени. Символисты стремились выявить в отвлечённом слове закодированные «вечные сущности» и перемещали современность в контекст предшествующей культуры, уводили настоящее к «первозданной ясности прошлого». Вместе с тем и философская ориентация Велимира Хлебникова была принципиально иной. По его мнению, прошлое, настоящее, будущее – это лишь части непрерывно текущей реки времени.

Многие знают В. Хлебникова – поэта, художника и политического деятеля, но мало кому известен В. Хлебников – журналист и публицист. Велимир Хлебников создал сложную философско-поэтическую систему письма. В ней слово служило не только средством передачи его культурной традиции в её смысловых и эстетических значениях, а становилось собственнозначимой и самоценной чувственной данностью, вещью и, следовательно, частью его пространства и не была еще предметом специального изучения. Это и определяет актуальность проводимого исследования. Общественный интерес к своеобразной личности Велимира Хлебникова и его новаторской поэзии не ослабевает, но удовлетворить его становится все труднее: верхние, наиболее доступные слои материала уже исследованы и дальнейшая работа требует все большей кропотливости.

Несмотря на усилия литературоведов, в творческой биографии В. Хлебникова остается множество белых пятен. В частности, не исследован астраханский период творчества поэта, о котором до недавнего времени были известны лишь короткие «анекдотные» сведения.

Научная новизна заключается в том, что анализируется наследие Хлебникова-журналиста (астраханский период творчества) и определяется место публициста в литературном процессе ХХ века.

Цель работы – выявить жанровое своеобразие печатных изданий В. Хлебникова астраханского периода и проанализировать стиль его публицистических произведений.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

1. Рассмотреть становление личности Велимира-журналиста.

2. Исследовать астраханский период журналистской деятельности поэта.

3. Выявить жанровые формы публицистических произведений Председателя Земного Шара.

Термины

Статья – это научная или публицистическое сочинение небольшого размера (газетная, журнальная, критическая).

Очерк – небольшое произведение, краткое описание жизненных событий, обычно социально значимых(документальный, публицистический, бытовой).

Заметка – краткое сообщение в печати (газетная), где излагается факт или событие и наиболее важные его состовляющие (место действия, участвовавшие лица и т. д. ). Для заметки характерен небольшой объем, главным является сжатое изложение ответов на вопросы (что? где? когда?).

Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно (философское, литературно-критическое)

Фельетон – газетная или журнальная статья на злободневную тему, в которой используются юмористические и сатирические приемы изложения.

Футуризм – формалистическое направление в искусстве и литературе ХХ века, отвергавшее реализм (направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в ее типичных чертах) и пытавшееся создать новый стиль, который должен был разрушить все традиции и приемы «старого» искусства.

Символизм – направление в литературе конца XIX – начала ХХ века, проникнутое индивидуализмом и мистицизмом, отражающее действительность как идеальную сущность мира в условных и отвлеченных формах.

Псевдоним – это имя (антропоним), используемое человеком в той или иной публичной деятельности вместо настоящего (данного при рождении и зафиксированоого в официальных документах).

Глава 1. Место В. Хлебникова в литературном процессе ХХ века

Хлебников – сотрудник «Бакроста»

В конце октября 1920 года В. Хлебников приехал в Баку, где сразу был приглашен к сотрудничеству в стенной газете Бакроста «Кавказская комунна». Вскоре он стал сотрудником и культотдела Волго-Каспийского флота.

Уже 29 октября 1920 года в Бакинской газете «Коммунист» было напечатано агитационное стихотворение Хлебникова «От зари и до ночи вяжет Врангель онучи». Неполный текст этого стихотворения опубликован в газете «Новый Леф» (1928 год № 2). Другая редакция вошла в том СП. Газетный текст озаглавлен «В берлоге у барона» и подписан фельетонным сатирическим псевдонимом «Каракут».

«От зари и до ночи вяжет Врангель онучи

Совет – стяг везде высок».

Обратившись к новому для него агитационному жанру, В. Хлебников заимствовал ряд приемов у В. Маяковского, который уже разработал систему агитационного стиха.

Первая строка стихотворения «В берлоге у барона» варьирует первую строку известной студенческой песни дореволюционной России «От зари до зари». Эта же песня послужила пародической основой одного из стихотворений «ростинского цикла» В. Маяковского («Октябрьские романсы в лицах» 1919 год). Вторая и пятые строфы «ростинского» стихотворения Хлебникова в переработанном виде вошли в поэму «Горячее поле» (1921 год).

Вскоре после разгрома Врангеля в Бакинской газете «Военмор» (4 декабря 1920 год) была помещена статья Хлебникова «В мире цифр». В этой статье Хлебников с едким сарказмом писал о «белых правительствах», которые «возникали и тронули», «точно игрушечные кораблики, спускаемые на волны».

17 октября 1920 года Хлебников прочитал в Бакинском «матросском» университете «Красная звезда» доклад «Опыт построения чистых законов времени в природе и обществе». Сопоставляя события революционных лет, В. Хлебников упомянул о «наследии колчака» - Врангеля, которым «дело Колчака было навсегда проиграно».

Плакаты Бакроста со стихами Хлебникова вряд ли сохранились. По всей вероятности, он писал стихотворные тексты к плакатам художника М. Доброковского.

Малодостоверные и чрезвычайно развязные воспоминания о Хлебникове «Бакинского периода» принадлежат Т. Верочке и О. Спектор, которые иронически воспринимали личность поэта. Таков, например, враждебно-обывательский шарж, написанный «Верочкой-мемуаристкой» в 1925 году: «Хлебников был важен Пососав всем не то два, не то три пальца, он посмотрел на стены, и все на них навешанное, а перед большим зеркалом останавливался и долго себя рассматривал». По словам второй мемуаристки, поэт «днем толкался по отделу, прожигал должные порции пшена в столовой и не сходился со своими товарищами по службе»1 (имеются в виду сотрудники мужского пола). Первая и вторая цитаты характеризуют мемуарную манеру «автора», третью цитату нетрудно опровергнуть документальными материалами.

Известна дружба Хлебникова с молодыми сотрудниками Бакроста М. Доброковским и Б. Самородовым.

Сохранилась запись хлебникова о том, что 15 февраля 1921 года «Самородов дал обмотки и ботинки». Подарок Самородова, прославившегося своими подвигами в Красном море, представляет своеобразный «исторический интерес». Об унаследованных им сапогах Самородова Хлебников с гордостью вспоминает в стихотворении «Ночь в Персии»:

В них самородов в красные дни

На море поднял восстание

И белых суда увел в красноводье

В красные воды

В Баку Хлебников жил в общежитии Морского политпросовета. В одной из своих записей этого периода он говорит о братских взаимоотношениях с моряками Каспийской флотилии:

«Моряки! Вы делали со мной кашу, а я хочу поделиться с вами мыслями».

«День поэзии 1975»

Советский писатель – Москва 1975.

15 января 1919 в Астрахани начал работу III съезд Советов Астраханского уезда. Хлебникову атрибутируется анонимная информационная заметка «3-й уездный съезд Советов», напечатанная в «Красном воине» 21 января 1919 года.

В. Хлебников не просто сообщает о вопросах, обсуждавшихся на съезде, он осмысливает великое время, рожденные революцией формы государственной жизни – народное «законотворчество», «законодательный труд», сам механизм действия власти «устроителей жизни».

На съезде был оглашен «наказ делегатам на III Астраханский уездный съезд Советов», выработанный и утвержденный Самосдельским волостным съездом. Здесь звучит торжественное заверение крестьян – ловцов – «защищать Советскую власть и бороться за нее до последней капли крови»; в то же время автором овладевает большая тревога, вызванная тяжелым продовольственным положением: «ввиду полного и страшного голода ловецкое наследие не только не может выехать на лов рыбы, но ему даже придется покидать свое местожительство и уезжать в хлебородные местности» («Борьба за власть советов в Астраханском крае» Документы и материалы – часть 2-я Астрахань 1960 год, стр. 97 - 98).

В заметке поэт предстает как человек, остро воспринимающий драматизм и силу народного движения.

Велимир Хлебников – сотрудник «Красного война»

Общественный интерес к своеобразной личности Велимира Хлебникова и его новаторской поэзии не ослабевает, но удовлетворить его становится все труднее: верхние, наиболее доступные слои материала уже исследованы и дальнейшая работа требует все большей кропотливости.

Несмотря на усилия литературоведов, в творческой биографии Хлебникова остается множество белых пятен. В частности, практически не исследован астраханский период творчества поэта, о котором до недавнего времени были известны лишь короткие, нередко «анекдотные» сведения.

Для Хлебникова имел огромное значение тот факт, что он «по происхождению принадлежит месту встречи Волги и Каспия моря», которое «не раз на протяжении веков держало в руке весы дел русских и колебало чаши».

Еще до того, как основное наследие Хлебникова было собрано в известном пятитомнике («степановском»), критик Д. С. Мирский проницательно указал на астраханско-восточные истоки его творчества: «Астрахань – один из ключей к Хлебинкову», - и уточнил: «И кажется правильным, что его городом была Астрахань, узел России, Турана и Ирана самый полный и онтологический из русских городов, караван-сарай, окруженный стихиями – пустыней и водой.

Поэт родился и провел детство «на стыке Европы и Азии»[4], подолгу жил и работал в Астрахани – на родине своего отца, видного лесного ученого – природоведа. В поэтический мир Хлебникова вошли природа и история Астраханского края, культура и религиозные воззрения разных народностей, осевших и кочевавших в его степях, Волга и Каспийское море, Степан Разин и Емельян Пугачев, местный быт и события.

В августе 1918 года Хлебников в последний раз приехал в Астрахань, вскоре оказавшуюся в кольце фронтов гражданской войны. С этим последним в жизни Хлебникова пребыванем в городе «великих предков» (по его собственному серьезно-ироническому слову) связан малоизвестный, но чрезвычайно значительный период биографии поэта. Вечный скиталец, в Астрахани он впервые в жизни поступил на службу штатным сотрудником в армейской газеты.

8 сентября 1918 года на улицах Астрахани появилась небольшая, вдвое меньше обычного формата (наподобие обычных «многотиражек»), отпечатанная на желтой грубой бумаге газета «Красный войн» – Орган Астраханского Военного совета и Губернского военного комиссариата (позднее – орган политотдела XI армии).

Газета «Красный воин» - одна из самых старейших армейских газет – прошла вместе с XI армией весь ее боевой путь от Астрахани до Тифлиса. Долгое время она выходила в Тбилиси под названием «Ленинское знамя» Краснознаменного военного продукта.

В ту трудную пору газеты почти не поступали в розничную продажу, а расклеивались на заборах, на стенах домов, на специальных тумбах и в учреждениях воинской части, в библиотеках, в рыболовецких промыслах.

С первых выпусков газеты Хлебников стал ее активным сотрудником, но до недавнего времени об этом было известно лишь немногое: «слепое» упоминание в автобиографической заметке 1920 года о публикациях в газете и один текст – статья «Открытие народного университета» («Красный воин» 1980 год № 66 28 ноября), опубликованная Н. Харджиевым и Т. Трениным в сборнике Хлебникова «Неизданные произведения». Известно также, что в одно из своих стихотворений, напечатанных в «Красном воине», Хлебников включил «монтажную» поэму «Война в мышеловке» (1919 год), но пока не представляется возможным установить, какое именно. В комментариях к собранию произведений указано, что напечатанное в пятитомнике стихотворение «Воля всем» впервые было опубликовано в «Красном воине». Это не соответствует действительности: в газете был напечатан, как удалось установить, иной, разительно отличающийся вариант стихотворения под тем же названием.

Сохранилось также кроткое свидетельство в автобиографии (1932 год) писателя С. Ф. Буданцева, знавшего Хлебникова еще по дореволюционной Москве, а в астраханскую пору – поэта и журналиста, одного из организаторов и редакторов «Красного воина»: «В Астрахани жил в это время с родными Хлебников. Мы постарались привлечь его к сотрудничеству, но из гениального поэта не выходило газетчика, а выходили печальные курьезы и за одну его заметку я едва не угодил под суд. Паек мы ему, помнится, выдавали. Мы напечатали несколько его стихотворений и воспоминания «Октябрь на Неве» - украсили номер, посвященный первой годовщине октября (Буданцев С. Ф. Роман, рассказы). В черновом варианте этой автобиографии есть существенные уточнения при общей скудности сведений: «Мы печатали Велимира Хлебникова: воспоминания его «Октябрь на Неве» {стихи, воспоминания, научную смесь и границу} написаны по настоящему закону».

{} – вычеркнутые автором слова.

Проанализировав немногие из разысканных номеров «Красного воина» за 1918 – нач. 1919 года, удалось установить, что кроме известного прежде и новонайденных текстов, подписанных собственным именем Хлебникова и инициалами В. Х. , поэт напечатал в газете несколько статей публицистического характера и воззвания под неизвестными ранее псевдонимами и анонимно. Буданцев, рассказывая о Хлебникове в своей автобиографии, не отметил этот важный факт, но сопоставление псевдонимных и анонимных с аутентичными хлебниковскими вещами не оставляет сомнения в авторстве Хлебникова. Перед нами открывается новый Хлебников-публицист, мгновенно и заинтересованно отвлекающийся на злобу дня, – автор статей, хроник, отчетов, призывных обращений, мемуаров и политических стихов.

Хлебников-публицист печатал статьи об открытии «Вечерней народной школы» (26 ноября 1918 года).

В самый канун выпуска «Красного воина» в Астрахань прибыл хорошо знавший Хлебникова по Петрограду поэт Рюрик Ивнев. По распоряжению наркома А. В. Луначарского он должен был содействовать открытию университета и заповедника. Рюрик Ивнев написал для первых номеров «Красного воина» несколько статей о «текущем монолите», а также выступил (11 и 15 сентября) в большом зале бывшей городской думы с лекциями на политические литературные темы, от которых половина сбора поступила в фонд организации Астраханского университета.

В связи с проектом создания заповедника (организатором которого являлся отец поэта В. А. Хлебников) поэты Велимир Хлебников и Рюрик Ивнев совершили (12-13 сентября) двухдневную поездку в дельту Волги на теплоходе «Почин». Хлебников был радостно возбужден поездкой, особенно тем, что маленькая экспедиция обнаружила заросли лотоса (каспийской розы), – для Хлебникова этот священный цветок Египта и Индии был преисполнен значительности: Он по формуле поэта – «обручальное кольцо Индии на суровой руке русского севера». Здесь же, на теплоходе, Хлебников продиктовал Ивневу два манифеста, обращенных к народам Азии: «Индорусский союз» и «Азосоюз».

С этим манифестом перекликается и хлебниковский проект создания в Астрахани интернационального литературного сборника (на русском, калмыцком, киргизском, армянском, грузинском, персидском и татарском языках), объявление о котором было напечатано в «Красном воине» (№ 31). Не исключено, что с этим же манифестом связано и другое начинание Хлебникова: 20 октября 1918 года в этой же газете № 35 появилось такое воззвание:

«Школа поэтов.

Вниманию поэтов города Астрахани! Всех народностей, всех песен! Мы – творцы песен, преподымающие занавес будущего, шествуя впереди, зовем товарищей по художественной работе над звонким словом основать первую в Астрахани кузницу слова баяны, баснописцы и поэтессы, идите на Учредительный сбор поэтов города Астрахани.

Первое заседание состоится во вторник с шести до восьми часов вечера, посвящается выработке задачи. Место собрания: Большая Димидровская, дом Поляковых, квартира Хлебникова.

Три поэта»

Двумя из «трех поэтов» были Хлебников и Буданцев, а третьим, вероятно, был Ивнев (к этому моменту уже покинувший Астрахань) или начинающий поэт-красноармеец Чудин, активный сотрудник «Красного воина» того времени. Текст воззвания от имени «трех поэтов», несомненно, составлял один Хлебников. Ивнев вспоминает в неизданных мемуарах о поэте, что Хлебников по настоянию Буданцева написал тогда же, в сентябре 1918 года, рецензию на спектакль, который они смотрели втроем.

По свидетельству одного из сотрудников газеты, Хлебников участвовал в первой встрече редакции «Красного воина» с ее читательским активом в конце декабря 1918 года (или в начале января 1919). Прямо с фронтов армии в редакцию брали на работу в качестве корреспондентов красноармейцев, которые в течение некоторого времени осваивали азы печатного дела. Для газеты было важно, чтобы бойцы не только читали свою газету, но и писали для нее, важно было для армии подготовить постоянных корреспондентов и сделать газету подлинно армейской. Встречи в редакции стали традицией. К первой годовщине революции Хлебников поместил в «Красном воине» (№49) воспоминания «Октябрь на Неве» и стихотворение «Воля всем». Эта газетная публикация – единственная авторская редакция рассказа, позволяющая уточнить дату его создания – октябрь – начало ноября 1918 года. Рукопись рассказа не сохранилась, а в собрании произведений он воспроизведен по недостоверному списку, изобилующему ошибками, пропусками, опечатками, не говоря уже о непреднамеренных и произвольных искажениях, внесенных поэтом Д. В. Петровским, который в 1923 году опубликовал этот рассказ в воспоминаниях о Хлебникове.

С тех пор рассказ неоднократно перечитывался, причем количество ошибок и отступлений от подлинного Хлебниковского текста возрастало. Здесь он впервые воспроизводится в авторской редакции.

«Октябрь на Неве» – один из первых в русской литературе документальных рассказов о событиях революционных идей в Петрограде и Москве. Его документальность подтверждается другими источниками, например, воспоминаниями поэта Петишкова: «Наше письмо временному правительству обсуждалось вместе, сообща с теми, кто его подписывал. Писано в виде открытого письма (открытки) рукою Хлебникова. Очень четко, где писалось письмо. В Академии художеств, в Петрограде, в предоктябрьские дни, в квартире № 5, где я жил в ту осень в семье художника Льва Бруни Второе же письмо в Зимний дворец Керенскому писалось в васильеостровской столовке, в то голодное время, куда мы заходили обычно с Хлебниковым ради скудной похлебки с плавающей картофельной шелухой и четвертинкой тощей костенистой воблы».

По-видимому, в рассказе Хлебникова отразились и астраханские события – впечатления от январских боев (Советская власть в Астрахани была установлена 25 января (7 февраля – новый стиль) 1918 года) или от тревожных дней августовского белогвардейского мятежа, свидетелем которых был поэт. О событиях «астраханского октября» Хлебников рассказал в прозаическом очерке без названия («Никто не будет отрицать»), опубликованном в собрании произведений.

Едва ли достоверно указание Буданцева на то, что название хлебниковского рассказа принадлежит ему. Уж очень много однотипных названий встречается и «вокруг» Хлебникова. В том же праздничном номере был опубликован этот мемуарный рассказ, помещены материалы самого Буданцева и Лазияна под названием «Мой октябрь» и «Наш октябрь в Берлине», соответственно. Стихи с одинаковыми названиями «Октябрь на Неве» и «Октябрь в Петербурге» есть у друзей Хлебникова Петникова и Петровского, а Асеев назвал свои воспоминания «Октябрь в Дальнем». Очевидно, что такие публицистические названия являлись традиционными для того времени.

Найденные экземпляры «Красного воина» позволяют ввести в творческое наследие Хлебникова еще одно стихотворение «Жизнь», опубликованное в рождественском номере газеты (№ 5 1919 года. ). В нем поэт, говоря о путях «новой свободы», соединяет языческую символику (бог солнца – Хорс, гадалка, русалка и другие) с размышлениями о трагизме переломной эпохи, о зарождении новой жизни:

Здесь красных лебедей зари

Сверкает новыми крылами.

Там надпись старого царя

Засыпана песками.

Здесь скачешь вольной кобылицей

По семикрылому пути.

Здесь манишь алою столицей,

Точно последнее прости.

Ревнитель научного и культурного развития своего края, Хлебников откликнулся на открытие Астраханского краевого университета сразу двумя газетными материалами. Один из них – «Открытие народного университета», подписанный инициалами В. Х. , был известен прежде по публикации в указанном сборнике неизданных произведений Хлебникова 1940 года.

Другой – «Открытие первого университета» (№ 52, 1918 год) стал известен только после смерти поэта. Это небольшая статья, напечатанная анонимно, так как ее объективно-информационный характер почти не оставлял места для собственно «хлебниковского». Такое соотношение двух материалов – сначала информация о событии, затем публицистический отклик на него в виде «мыслей по поводу» (формулировка Хлебникого) – оказывается важным подспорьем при установлении авторства других анонимных или псевдонимных текстов Хлебникова в «Красном воине».

Точно такое соотношение дают два других материала, приписываемые Хлебникову. Первый из них – «Третий съезд Советов» (№ 15, 1919 год) с откровенно хлебниковским стилем, но в то же время соответствующий «жестким» требованиям передачи информации и поэтому, по-видимому, напечатанный анонимно. Другая статья «На съезде» (№ 16, 1919 год) написана в характерной для Хлебникова метафорической манере со свободным переключением на разные темы. Эта вторая статья написана прозаичным и подписана глубоко смысловым псевдонимом «Веха». Псевдоним – это имя (антропоним), используемое человеком в той или иной публичной деятельности вместо настоящего (данного при рождении, зафиксированного в официальных документах). Использование псевдонима обычно не подразумевает отказа его от идентичности. Основными причинами возникновения псевдонима являются: цензурные условия советского времени, стремление взять «говорящее» имя, соответствующее избранному роду деятельности, личной творческой или гражданской позиции, эстетическим предпочтением эпохи. Дело не только в том, что псевдоним дает фонетическую транскрипцию инициалов В. Х. , но и в том, что поэт любил сопоставлять решающие события и в жизни выдающихся деятелей науки и искусства с историческими «вехами» – очень «хлебниковский» ход поэтического мышления.

Эти материалы хорошо связываются с другими материалами, достоверно Хлебниковскими текстами, в частности, с утопической статьей «Лебедия будущего» (1918 год), напечатанной в собрании рукописей. Навеянная, вполне возможно, решениями и проектами уездного съезда советов, статья «Лебедия будущего» тоже скорее всего была написана для «Красного воина».

Хлебникова, делившего все человечество на «изображателей» и «приобретателей», не могло не привлечь еще одно из астраханских начинаний 1918 года – «Союз изобретателей науки и техники». Хлебников принимал участие в работе заседаний «Союза» и написал статью , оставшуюся среди его бумаг и увидевшую свет только в 1940 году в том же сборнике «Неизданные произведения». Статья эта, вероятно, также предназначалась для «Красного воина».

Хлебников выступал в «Красном воине» как художественный критик. Его статья «Открытие художественной галереи» (№ 85, 1918 год – под тем же псевдонимом «Веха») представляет собой обзор шедевров живописи, подаренных городу местным коллекционером М. П. Догадиным для картинной галереи. Это единственная работа Хлебникова, специально посвященная изобразительному искусству, затрагивающая некоторые теоретические вопросы и поэтому особенно важная для понимания эстетических взглядов поэта.

Статья носит полемический характер – «Вторая родина». Найденная в Астрахани, она не звучит слишком дерзко и неожиданно. Идея органической связи художественного произведения картин с «родным городом», живыми людьми, становящимися для картины «лучшей рамкой», имела для Хлебникова принципиальное значение, была одним из проявлений художественного стиля поэта.

Последний из обнаруженных в «Красном воине» Хлебниковских материалов – анонимная заметка «Освобожденная женщина» (№ 37, 1919 год) посвящена женскому мятежу в Черном Яру. Это событие привлекло внимание Хлебникова, и прежде интересовавшегося вопросами женской эмансипации, еще и тем, по-видимому, что митинг прошел в местах, где проходило детство поэта.

В это время Хлебников ушел из газеты и работал в информационном бюро политотдела Каспкавфронта (впоследствии реорганизованного в политотдел ХI армии).

В штатском расписании Терроста (Пятигорск 1921 год) Хлебников указал в главе «прежнее место службы»: «В ХI армии – председатель литературной комиссии». На этой службе в информационном отделе Хлебников пробыл около месяца и в конце февраля – начале марта 1919 года выехал в Москву, где решался вопрос об издании его сочинений. Есть сведения о том, что 27 марта того же года Хлебников был уже в Москве с группой единомышленников, подписал приветственную телеграмму Горькому по случаю его пятидесятилетия.

Таким образом, Хлебников был внештатным сотрудником «Красного воина» пять месяцев – с сентября 1918 года по январь 1919 года. Этот «красновоинский» период работы чрезвычайно плодотворен и жанрово своеобычен: поэт выступал в газете с художественными произведениями в стихах и прозе и, что особенно интересно, с материалами публицистического характера. Все это печаталось под собственным именем поэта, под крептонимом «В. Х. », «Три поэта», а также анонимно. Всего в найденных номерах «Красного воина» выявлено по разным подсчетам от 10 до 15 ранее не известных текстов Хлебникова, а также объявление об интернациональном собрании.

Сотрудничество Хлебникова с «Красным воином» было важным для поэта выходом к читательским массам. Поэт впервые обратился к этому – для него социально идеологически новому – читателю и поставил свое перо на службу воинам революции. Само название газеты «Красный воин» может стать основанием поэтической автохарактеристики Хлебникова – таких как «свободы войн», «войн разума», «войн будущего», «войн чести», «войн времени, «песни войн», «войн духа».

В ту пору А. Блок писал: «всё, что напечатано в 1918 году, в истории будет потому что каждый месяц, если не каждый день этого года – равен году или десятку лет». В 1918 году в Астрахани было много нововведений: университет и первый в республике заповедник, картинная галерея и союз изобретателей, широкая общественная самодеятельность. Небольшая красноармейская газета «Красный воин» благодаря участию в ней Хлебникова, который стал своеобразным летописцем этого времени, навсегда войдет в историю литературы.

Глава 2. Жанровое своеобразие Хлебникова-журналиста

Литературно-критические жанры отличаются от художественно-документальных, в первую очередь, той целью, которую ставит перед собой автор.

В критическом эссе, критической статье, заметке или очерке жизни и творчества позиция критика предполагает акцентирование внимания на анализе творческого пути художника, на выявлении законов его творческой эволюции и т. д. В художественно-документальных жанрах автор занимает позицию очевидца, а элементы анализа, или точнее оценки, затронутой в процессе анализа проблемы, носят факультативный характер, отличающийся подчеркнутой субъективностью (отсюда привлечение широкого спектра ассоциаций, активное использование тропов), и подчинены основной задаче – глубокому раскрытию затронутой проблемы.

Нельзя сказать, что начало творческому пути Виктора Хлебникова положила гимназия. Конечно, будущий поэт и публицист ждал с нетерпением некоторых уроков, которые помогали постоянно работавшей мысли этого замкнутого и неуверенного в себе юноши, например уроки математики и физики. Однако наука – наукой. Но не только ею была наполнена студенческая жизнь В. Хлебникова. Политические события и социальные потрясения не могли не пройти мимо будущего поэта – приближался 1905 год. 18-ти летний мечтательный юноша Виктор Хлебников не был сознательным революционером, не посещал он и заседаний подпольных кружков. Но обостренное чувство необходимости борьбы с несправедливостью всегда жило в нем. Нельзя сказать, что революционно-демократические идеи были чужды Виктору, он впитывал их с детских лет. Его мать в молодости была участницей народовольческих кружков, она часто вспоминала своего двоюродного брата, профессионального революционера-народовольца А. Д. Михайлова, погибшего в каземате Алексеевского равелина Петропавловской крепости. Имя Михайлова в семье Хлебниковых было окружено почтением. Нужно помнить о том, что среди домашних учителей Виктора в гимназические годы были убежденные социал-демократы, студенты Н. П. Брюханов и З. П. Соловьев (впоследствии видные партийные советские работники). Участие первокурсника математического отделения в студенческом движении, в частности, в массовой демонстрации 26 октября 1903 года в связи с гибелью студента социал-демократа Сергея Симонова, которого насильно продержали четыре месяца в психиатрической лечебнице в ужасных условиях, свидетельствовало о политической активности Виктора. Первая демонстрация протеста состоялась в день похорон Симонова – 27 октября, вторая, более массовая – в день основания университета, 5 ноября. В ней активно участвовал и Виктор Хлебников.

Толпа студентов собралась около университета, пела «вечную память» очередной жертве произвола властей и долго не расходилась. Из ворот Первой полицейской выскочил отряд конных жандармов и разогнал студентов нагайками. Большинство демонстрантов разбежалось, но некоторые остались, их фамилии записали, а на следующий день арестовали и посадили на месяц в тюрьму. Среди 35 арестованных был и Виктор Хлебников Тихий и скромный мечтатель получил наглядный урок российской действительности. Демонстрация (она запала в память на всю жизнь) и месяц тюремного заключения много значили для формирования мировоззрения будущего Председателя Земного Шара. Мать поэта, Е. Н. Хлебникова, вспоминает: «Осенью он начал посещать университет. С удовольствием ходил на лекции и увлекался математикой, 5 ноября была студенческая демонстрация. Полиция разгоняла учащихся. Отец пошел и уговаривал Витю уйти, но он остался. Когда стали арестовывать, многие убежали почти из-под копыт полиции. Витя не бежал, а остался. Как он объяснял потом: «Надо же было кому-то и отвечать». Его записали и на другой день увели в тюрьму. В тюрьме он провел месяц. С этих пор с ним произошла неузнаваемая перемена: вся его жизнерадостность исчезла, он с отвращением ходил на лекции или совсем их не посещал»[9]. Таким был мягкий, но несгибаемый Велимир Хлебников. Он не мог – просто не мог – покинуть поле боя. А в тот день Воскресенская улица стала для него таким полем.

Многие исследователи творчества поэта придерживаются мнения, что именно благодаря этой демонстрации произошло становление во многом противоречивой, слегка бунтарской личности Велимира-журналиста, что способствовало формированию своеобразного стиля его публицистических работ.

Художественные свойства публицистики В. Хлебникова: субъективизм, мозаичность, эскизность и недосказанность – помогают воссоздать примерную картину творческого мировосприятия Хлебникова-журналиста. Хлебников часто обращался к достаточно популярному в то время жанру заметки, где излагается факт или событие и наиболее важные его составляющие (место действия, участвовавшие лица и т. д. ). Для заметки характерен небольшой объем, главным является сжатое изложение ответов на вопросы (что? где? когда?).

Используя приемы экспрессивного синтаксиса в заметке «Астраханская Джиоконда», автор поднимает проблему истощения культурного наследия так дорогого для него города Астрахани (экспрессивная окраска придает этому тексту подвижную структуру).

Статьи, рецензии, заметки и очерки В. Хлебникова приобретают силой своей экспрессивности и особой образности не только отличительный «содержательно-стилевой», но и индивидуальный жанровый характер (интересным является тот факт, что В. Хлебников одним из первых начал придавать целостно информационному жанру экспрессивную окраску, затрагивая «насущные» проблемы, что сближает заметку со статьей).

Степень включения личностных черт критика и публициста и усиление лирического начала является жанровой доминантой хлебниковских заметок.

Хлебников-журналист в определенной степени сближает критику и публицистику с лирикой: он открыто вводит в текст лирическое «я» и явно отстаивает свою субъективную точку зрения по поводу обсуждаемой проблемы при помощи стилистически окрашенных слов («лучшей рамой», «бесценная картина»), риторических вопросов («Рама из городского населения, из живых людей, - чем она хуже деревянной?», «взять из Астрахани Мадонну – не значит ли отнять у бедного его последнюю овцу?»), вводных слов («наверное», «кстати»), однокоренных слов, отражающих авторскую позицию («художника», «художественная», «художественных», «родине», «родной» и т. д. ). Основной чертой этой заметки является не логичность рассуждений и выводы, основанные на объективности, а наоборот, размышления прямо в тексте: автор делится своей мыслью в ее движении.

Условное деление жанров на две группы: художественно- публицистические, критические и аналитические обуславливает имманентные (внутренние) свойства субъекта.

Несколько иная субъектная ситуация организует повествование с элементами критики в заметке «Открытие картинной галереи». Эта заметка построена по основным законам данного публицистического жанра и соответствует основным требованиям: в начале заметки отображается ее цель: во-первых, привлечь читателя; во-вторых, донести до сведения читателей основную информацию (когда открытие? и кто основатель?).

Данная заметка включает в себя элементы рецензии (краткой характеристики художников, картины которых выставлены на суд общественности). Хотя автор напрямую не говорит: «Мне понравилось» или «Я в восторге», но на протяжении всего текста роль «я-повествования» усиливается. Это обусловлено тем фактом, что в подобных синтетических образованиях – синтезе нескольких жанров, авторские размышления становятся частью «я-концепции» журналиста.

Поражает одна из первых статей Виктора, написанная 24 ноября 1904 года. Хлебников еще не решил, кем будет – поэтом или ученым, но уже полон ощущений того, что предстоит свершить.

В то время Виктор Хлебников осознает абсолютное единство человека и природы. Не верится, что эти строки написаны 80 лет назад, когда о проблемах экологии почти никто всерьез и не задумывался. Как же нужно было опередить свою эпоху, чтобы без тени сомнения писать: «Пусть на могильной плите прочтут: он боролся с видом и сорвал с себя его тягу. Он не видел различия между человеческим видом и животными видами и стоял за распространение на благородные животные виды заповеди и ее действия: «возлюби ближнего, как самого себя». Он называл неделимых благородных животных своими ближними и указывал на пользу использования жизненного опыта прошлой жизни наиболее древних видов. Так он полагал, что благу человеческого рода соответствует введение в людском обиходе чего-то подобного установлению рабочих пчел в пчелином улье, и не раз высказывал, что видит в идее рабочей пчелы идеал свой лично ‹.

Проблемы экологии долгое время интересовали Хлебникова. Брату Александру 16 января 1910 года он пишет: «Может быть можно к твоему докладу добавить хвостик, чтобы высказаться мне о происхождении видов? Мне кажется, что в этом вопросе я был глубок и нов». Однако в статье 1904 года Хлебников пишет о том, что вид – понятие не чисто научное, речь идет о гуманистической предназначенности человеческой личности – особенно в отношениях с животными – «братьями нашими меньшими», об использовании людьми окружающей природы, о том, что каждый должен трудиться (отсюда полемически заостренный пример: идеал – в целесообразности жизни «рабочей пчелы»). А далее – набросок программы самому себе: «Он грезил об отдаленном будущем, о земляном коме будущего, и мечты его были вдохновенны, когда он сравнивал землю со степным зверьком, перебегающим от кустика до кустика. Он нашел истинную классификацию наук, он связал время с пространством, он создал геометрию чисел. Он нашел славяний (общеславянский язык. - В. А. ), он основал институт изучения дородовой жизни ребенка. Он нашел микроб прогрессивного паралича, он связал и выяснил основы химии в пространстве»

Поразительно, что это написано в неполные 20 лет. Так остро почувствовать собственный долг перед человечеством! Поистине 1903 – 1908 годы – это время становления не только Хлебникова-естествоиспытателя, подающего надежды ученого-натуралиста. Это, прежде всего, годы становления Хлебникова – человека и поэта. Но сначала – человека, гражданина!

Следующей продуктивной жанровой разновидностью является проблемная статья, представляющая собой развернутую, четко сформулированную, хорошо аргументированную авторскую концепцию, раскрывающую эстетические взгляды поэта на проблему взаимодействия художника и толпы, раскола народа и интеллигенции, соотношения стихии, лирического начала и культуры. Основные особенности разработки концепции в проблемных статьях В. Хлебникова – системность, комплексность и дискуссионность.

Статья «Пусть на могильной плите прочтут», как и все тексты Велимира Хлебникова, сложна в понимании и глубоко психологична. Чтобы понять ее проблематику, недостаточно только прочесть ее, для действительного осознания проблемы необходимо прочувствовать ее, проникнуться ей. Проблема, затронутая автором, – это, на наш взгляд, не желание простых обывателей принимать простые истины как должное, считая их ложными и бесполезными.

Текст Виктора Хлебникова «Пусть на могильной плите прочтут» интересен как синтез нескольких жанровых форм. Подобное жанровое сопряжение характерно практически для всех прозаичных текстов поэта. Произведение совмещает признаки критической статьи (автор указывает на несправедливость суждений общественности, говоря: «Впрочем, он никому не навязывал своего мнения и, считая его своим лично, признавал священнейшее право всякого иметь мнение противных свойств») и религиозно-философской статьи (в частности, В. Хлебников цитирует отрывок из Библии: «Возлюби ближнего, как самого себя»). Композиция текста «Пусть на могильной плите прочтут» подчинена структурной логике проблемной статьи: во введении очерчивается круг поднимаемых автором вопросов (хотя прямого указания на проблему и на вопросы нет, все в этой статье довольно образно, данный момент все равно имеет место). «Он боролся с видом и сорвал с себя его тягу». В основной части раскрывается концепция, предполагающая системный, с одной стороны, и оценочно-субъективный, с другой – подходы к классификации литературных явлений (символизм и футуризм). В заключении В. Хлебников приходит к выводу: «Скорости пробегания ощущениями неведомого пространства подобраны так, чтобы с наибольшей медлительностью протекали те ощущения, которые наиболее связаны положительно или отрицательно с безопасностью всего существа. И таким образом были бы рассматриваемы с наибольшими подробностями и оттенками. Те же ощущения, которые наименее связаны с вопросами существования, те протекают с быстротой, не позволяющей останавливаться на них сознанию». Между тем такие отличительные особенности хлебниковской статьи, как метафоричность, образность, разветвленная система ассоциативных связей, явно выраженное лирическое начало, отсутствие обширной публицистической историко-литературной документации, свидетельствуют о трансформации жанра проблемной статьи.

Рецензии В. Хлебникова насыщаются актуальной социально-нравственной проблематикой, включают в себя отклики на разные явления жизни – литературу, историю, политику; усложняется их форма. В наследии Велимира Хлебникова встречаются различные жанровые разновидности рецензии. Так, например, поэт создает объемные отзывы, в которых наблюдается синтез рецензии и других литературно-критических жанров. Будетлянин пишет преимущественно короткие рецензии на театральные постановки и не пишет рецензии «по указке», а пишет о том, чему он как зритель отдает предпочтение – в этом и заключается своеобразие написания рецензий Велимира Хлебникова. Композиция рецензий автора традиционна: почти везде дана развернутая характеристика рецензируемой работы, а также характеристика в литературном процессе того времени.

Многие рецензии поэта аккумулируют жанровые признаки эссе, являются составной частью лирического очерка, посвященного какой-либо нравственно-психологической или религиозно-философской проблеме, и имеют обобщенные заглавия, посвященные сразу нескольким литературным фактам, строятся как очерки, состоящие из ряда фрагментов, и в итоге перерастают в жанр рецензии. При анализе рецензий Виктора Хлебникова нельзя ограничиваться рассмотрением оценок конкретных произведений. Интерес представляют размышления автора о литературе, а также публицистические включения, характеризующие его общественную позицию и мировоззрение.

В критическом наследии поэта можно определить ряд текстов, которые в жанровом отношении представляют собой явления, близкие к прозе. Жанровая принадлежность таких текстов определяется как очерковая заметка – основной тип художественно-публицистического жанра, в который органично включены фельетон и памфлет. Главной отличительной особенностью очерка является описание положительных явлений, в отличие от сатирических жанров памфлета и фельетона. Очерк позволяет наглядно, ярко, доходчиво, оперативно откликнуться на события, раскрыть образ интересного человека, рассказать о быте, нравах, обычаях людей разных стран.

Существует несколько видов очерка:

1. Проблемный (человек остается на втором плане. Автор прежде всего анализирует важную проблему в ее конкретных проявлениях).

2. Научно-популярный (главная цель – рассказать о научной проблеме глубоко и доказательно, но вместе с тем доходчивым языком).

3. Путевой (один из старейших видов художественной публицистики, цель которого – описание в ярких красках окружающей автора природы).

Рассмотрим жанровое своеобразие написания хлебниковских очерковых заметок на примере портретной очерковой заметки (в данном случае – автобиографической). Предметом изображения является сам Велимир Хлебников. В начале очерковой заметки он дает краткую историческую справку о месте, где он родился («Родился 28 октября 1885 в стане монгольских исповедующих Будду кочевников – имя "Ханская ставка"»). Данная заметка включает в себя жанр проблемной статьи. Не навязчиво автор указывает читателю на экологическую проблему Астраханского края, что довольно часто встречается в его публицистических работах. (« в степи – высохшем дне исчезающего Каспийского моря»). Эта очерковая заметка имеет сатирическую направленность (относится к самому автору: «Вступил в брачные узы со Смертью и, таким образом, женат»). Композиция текста своеобразна, впрочем, как и все творения поэта. Текст построен по принципу отчета – отсюда использование «сухих цифр» и фактов («Не был на военной службе» - употребление односложных предложений).

Проанализировав публицистические тексты Виктора Хлебникова, мы пришли к следующим выводам:

1. Публицистика поэта отличается книжным характером синтаксиса: обилие односоставных предложений, активное использование обособленных конструкций, выраженных причастными и деепричастными оборотами, употребление вводных слов и словосочетаний.

2. Для выражения авторской позиции в текстах активно используются эмоционально-окрашенная лексика, риторические вопросы и восклицания, однокоренные слова.

3. В основе большинства хлебниковских текстов – симбиоз нескольких публицистических жанров (очерковая автобиографическая заметка, заметка с элементами статьи и проблемная статья).

4. Своеобразие прозаических произведений В. Хлебникова – в их лиризме, который делает жесткую структуру текста более подвижной. Статьи, рецензии и очерки силой своего лиризма приобретают особый жанровый характер, тяготея к стиховой лирике.

Заключение

Публицистические работы Велимира Хлебникова носят глубоко психологичный и проблемный характер. Круг тем, которые поднимает «Великий гений современности» в своих статьях, рецензиях, очерках и заметках, тесно связан с его творчеством. Изучив газетные публикации Виктора Хлебникова, мы выделили ряд признаков, сближающих публицистические произведения поэта с художественными: прозаичность, эскизность и ассоциативность. Журналист обращается к самым актуальным проблемам своего времени: оскудение культуры Астраханского края, экологическое состояние окружающей среды, взаимоотношение личности и общества.

Необходимо сказать, что «субъективность» и «индивидуальность» являются имманентными свойствами критической прозы В. Хлебникова. Также нельзя не сказать о жанровом и стилистическом своеобразии текстов поэта. Синтезируя различные виды публицистических жанров (статья, заметка, очерк), поэт создал свой особенный, хлебниковский стиль, отличительными чертами которого являются незавершенность, монтажный и фрагментарный характер зарисовок, импрессионистичность.

Очерковая автобиографическая заметка

      Родился 28 октября 1885 в стане монгольских исповедующих Будду кочевников - имя "Ханская ставка", в степи - высохшем дне исчезающего Каспийского моря (море 40 имен). При поездке Петра Великого по Волге мой предок угощал его кубком с червонцами разбойничьего происхождения. В моих жилах есть армянская кровь (Алабовы) и кровь запорожцев (Вербицкие), особая порода которых сказалась в том, что Пржевальский, Миклуха-Маклай и другие искатели земель были потомк<ами> птенцов Сечи.

      Принадлежу к месту Встречи Волги и Каспия-моря (Сигай). Оно не раз на протяжении веков держало в руке весы дел русских и колебало чаши.

      Вступил в брачные узы со Смертью и, таким образом, женат. Жил на Волге, Днепре, Неве, Москве, Горыни.

      Перейдя перешеек, соединяющий водоемы Волги и Лены, заставил несколько пригоршней воды проплыть вместо Каспийского моря в Ледовитое.

      Переплыл залив Судака (3 версты) и Волгу у Енотаевска. Ездил на необузданных конях чужих конюшен.

      Выступил с требованием очистить русский язык от сора иностранных слов, сделавши все, что можно ждать от 10 стр<ок>.

      Напечатал: "0, рассмейтесь, смехачи"; в 365-+48 дал людям способы предвидеть будущее, нашел закон поколений; "Девий бог", где населил светлыми тенями прошлое России; "Сельскую дружбу", через законы быта люда прорубил окно в звезды.

      Некогда выступил с воззванием к сербам и черногорцам по поводу Босно-Герцеговинского грабежа, отчасти оправдавшимся через несколькo лет, в Балканскую войну, и в защиту угророссов, отнесенных немцами в разряд растительного царства.

      Материк, просыпаясь, вручает жезл людям морских окраин.

      В 1913 году был назван великим гением современности, какое звание храню и по сие время.

      Не был на военной службе.  

Проблемная статья

«Пусть на могильной плите прочтут»

Пусть на могильной плите прочтут: он боролся с видом и сорвал с себя его тягу. Он не видел различия между человеческим видом и животными видами и стоял за распространение на благородные животные виды заповеди и ее действия «люби ближнего, как самого себя». Он называл неделимых благородных животных видом своими ближними и указывал на пользу использования жизненного опыта прошлой жизни наиболее древних видов. Так, он полагал, что благу человеческого рода соответствует введение в людском обиходе чего-то подобного установлению рабочих пчел в пчелином улье, и не раз высказывал, что видит в идее рабочей пчелы идеал свой лично. Он высоко поднял стяг галилейской любви, и тень стяга упала на многие благородные животные виды. Сердце, плоть современного порыва человеческих сообществ вперед, он видел не в князь-человеке, а в князь-ткани - благородном коме человеческой ткани, заключенном в известковую коробку черепа. Он вдохновенно грезил быть пророком и великим толмачом князь-ткани, и только ее. Вдохновенно предугадывая ее волю, он одиноким порывом костей, мяса, крови своих мечтал об уменьшении отношения , где ε - масса князь-ткани, а ρ - масса смерд-ткани, относительно себя лично. Он грезил об отдаленном будущем, о земляном коме будущего, и мечты его были вдохновенные, когда он сравнивал землю с степным зверком, перебегающим от кустика до кустика. Он нашел истинную классификацию наук, он связал время с пространством, он создал геометрию чисел. Он нашел славяний, он основал институт изучения дородовой жизни ребенка. Он нашел микроб прогрессивного паралича, он связал и выяснил основы химии в пространстве. Довольно, сему да будет посвящена страница, и их несколько.

Он был настолько ребенок, что полагал, что после пяти стоит шесть, а после шести - семь. Он осмеливался даже думать, что вообще там, где мы имеем одно и еще одно, там имеем и три, и пять, и семь, и бесконечность -.

Впрочем, он никому не навязывал своего мнения и, считая его своим лично, признавал священнейшее право всякого иметь мнение противных свойств.

(О пяти и более чувствах. )

Пять ликов, их пять, но мало. Отчего не: одно оно, но велико?

Узор точек, когда ты заполнишь белеющие пространства, когда населишь пустующие пустыри?

Есть некоторое много, неопределенно протяженное многообразие, непрерывно изменяющееся, которое по отношению к нашим пяти чувствам находится в том же положении, в каком двупротяженное непрерывное пространство находится по отношению к треугольнику, кругу, разрезу яйца, прямоугольнику.

То есть, как треугольник, круг, восьмиугольник суть части плоскости, так и наши слуховые, зрительные, вкусовые, обонятельные ощущения суть части, случайные обмолвки этого одного великого, протяженного многообразия.

Оно подняло львиную голову и смотрит на нас, но уста его сомкнуты.

Далее, точно так, как непрерывным изменением круга можно получить треугольник, а треугольник непрерывно превратить в восьмиугольник, как из шара в трехпротяженном пространстве можно непрерывным изменением получить яйцо, яблоко, рог, бочонок, точно так же есть некоторые величины, независимые переменные, с изменением которых ощущения разных рядов - например, слуховое и зрительное или обонятельное - переходят одно в другое.

Так, есть величины, с изменением которых синий цвет василька (я беру чистое ощущение), непрерывно изменяясь, проходя через неведомые нам, людям, области разрыва, превратится в звук кукования кукушки или в плач ребенка, станет им.

При этом, непрерывно изменяясь, он образует некоторое одно протяженное многообразие, все точки которого, кроме близких к первой и последней, будут относиться к области неведомых ощущений, они будут как бы из другого мира.

Осветило ли хоть раз ум смертного такое многообразие, сверкнув, как молния соединяет две надувшихся тучи, соединив два ряда переживаний в воспаленном сознании больного мозга?

Может быть, в предсмертный миг, когда все торопится, все в паническом страхе спасается бегством, спешит, прыгает через перегородки, не надеясь спасти целого, совокупности многих личных жизней, но заботясь только о своей, когда в голове человека происходит то же, что происходит в городе, заливаемом голодными волнами жидкого, расплавленного камня, может быть, в этот предсмертный миг в голове всякого с страшной быстротой происходит такое заполнение разрывов и рвов, нарушение форм и установленных границ. А может, в сознании всякого с той же страшной быстротой ощущение порядка А переходит в ощущение порядка В, и только тогда, став В, ощущение теряет свою скорость и становится уловимым, как мы улавливаем спицы колеса лишь тогда, когда скорость его кручения становится менее некоторого предела. Самые же скорости пробегания ощущениями этого неведомого пространства подобраны так, чтобы с наибольшей медлительностью протекали те ощущения, которые наиболее связаны положительно или отрицательно с безопасностью всего существа. И таким образом были бы рассматриваемы с наибольшими подробностями и оттенками. Те же ощущения, которые наименее связаны с вопросами существования, те протекают с быстротой, не позволяющей останавливаться на них сознанию.

24 ноября 1904

Заметка

«Астраханская Джиоконда»

Вы видели, наверное, покрытые старым теплым золотом потемневшие холсты, от времени, точно одетые шелковатой кожей, особым пухом, налетом золотой пыли.

Вы видите руку великого художника, но подписи художника на картине нет.

На родине старой живописи, в Италии, родные города берегут такие холсты, как свой единственный глаз.

Вы помните Джиоконду Леонардо да Винчи? Она была похищена каким-то своим безумным поклонником и после тысячи приключений все-таки вернулась родной город, с великим торжеством.

Города, столетиями хранившие полотно, становятся для него лучшей рамой.

Рама из городского населения, из живых людей, - чем она хуже деревянной?

У Астрахани есть своя Джиоконда. Это – Мадонна кисти великого Леонардо да Винчи; никому не известная и затерянная, она входила в собрание Сапожниковых, потом была раскопана известным художником Бенуа и продана им в Эрмитаж за 100 тысяч руб<лей>.

Просто и мило.

Не может ли эта картина рассматриваться как общественное достояние города Астрахани?

Если да, то бесценная картина должна быть водворена на свою вторую родину.

Петроград имеет достаточно художественных сокровищ, и взять из Астрахани Мадонну – не значит ли отнять у бедного его последнюю овцу?

Кстати, Астраханская художественная галерея находится на Кужуме против дома Лбова.

«Открытие художественной галереи»

В воскресенье, 15 декабря, состоялось открытие основанной П. Догадиным картинной галереи.

Составленное с большим вкусом собрание охватывает многие течения русской живописи, впрочем, не левее «Мира искусства».

Здесь и маститый Шишкин с его сухим и мертвенным письмом. Глаз этого художника рабски понимал природу, точно чечевица светописного прибора, рабски и верно. Он воссоздавал природу, как бездушный молчаливый раб, отказываясь от живописного вмешательства и волевого приказа.

Дерзкий красочный мятежник Малявин, «Разин алого холста», представлен сдержанным наброском к «Бабам». Этот художник, давший на своих холстах неслыханную свободу красному цвету, из которого в языческом сумраке выступает смуглая женщина русских полей, он своими холстами первый приучил глаз зрителя к «красному знамени».

Так, красное пламя его души рвалось навстречу нашего времени.

И. Репин расписался в своем бессилии и особой дряблой слащавости, коснувшись темы «Прометея».

Бенуа, как всегда, безличный и средний во всех отношениях, представлен видом вечернего Пекина. Нужно отметить увядающие «Розы» Сапунова и «Камни» Рериха.

Нестерову принадлежит большая прекрасная вещь «За Волгой», полная красоты гордого молчаливого увядания. Другая его вещь «Видение отрока Варфоломея», где мальчик в лаптях, с пастушеским бичом и золотым сиянием кругом русых волос, очарованный стоит перед своим видением - пришедшим с того света старцем, опершимся на дерево призраком, в клобуке инока. Эта вещь - жемчужина всего собрания.

Сурикову принадлежит голова стрельца, набросок к его «Стеньке Разину».

Несколькими вещами представлен Серов с его «кровным», сильным мазком и Сомов, владелец утонченной кисти «горожанина». Теодорович-Карповской принадлежит одна прекрасная вещь. Великий Врубель представлен наброском к «Царевне-Лебеди». Врубель, этот Мицкевич живописи, в алое бешенство Малявина, тихое отречение и уход от жизни Нестерова и неодолимую суровость Сурикова вносит свою струну языческой сказки и цветовой гордости.

Астраханские художественные силы, собранные теперь в общину художников, представлены красочным Кустодиевым, Мальцевым и Котовым. «Верочка» Котова, освещенная солнцем и утопающая в цветах, — крупная надежда.

В собрании есть, кроме того, письма Толстого, Скрябина, Достоевского и других.

Собрание охватывает русскую живопись между передвижниками и «Миром искусства».

Может быть, в будущем рядом с Бенуа появится неукротимый отрицатель Бурлюк или прекрасный страдальческий Филонов, малоизвестный певец городского страдания; а на стенах будет место лучизму Ларионова, беспредметной живописи Малевича и татлинизму Татлина.

Правда, у них часто не столько живописи, сколько дерзких взрывов всех живописных устоев; их холит та или иная взорванная художественная заповедь.

Как химик разлагает воду на кислород и водород, так и эти художники разложили живописное искусство на составные силы, то отымая у него начало краски, то начало черты. Это течение живописного анализа совсем не представлено в собрании Догадина.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)