Учеба  ->  Науки  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Дмитрий Иванович Менделеев, «славный сын и гражданин земли русской»

Многие думают, что понятие гениальности связывалось с чем-то недосягаемым, почти фантастическим. Развеять такое представление поможет нам высказывание Н. Г. Чернышевского: “Гений – просто человек, который говорит и действует так, как должно на его месте говорить и действовать человеку со здравым смыслом; гений – ум, развившийся совершенно здоровым образом, как высочайшая красота”.

Из многих черт, отличающих гениальных людей, исследователи творчества Д. И. Менделеева выделяют, прежде всего, две, наиболее ему свойственные. Это, во-первых, способность охватывать и объединять широкие области знания и, во-вторых, способность к резким скачкам мысли, к неожиданному сближению фактов и понятий, которые другим людям кажутся несопоставимыми. Именно эти черты стали основой глубокой связи между всеми направлениями деятельности ученого и плодотворности его переходов от одной части знаний к другой.

Великий учёный известный во всем мире, но вряд ли бы он достиг своих высот один без помощи и поддержки своих друзей и соратников. Меня заинтересовало, кто же эти люди, в чем был смысл их жизни и трудов. Именно это я хотела бы поподробней раскрыть в своей работе.

Дмитрий Иванович Менделеев,

«славный сын и гражданин земли русской»

Все указывало в нем на гениального человека

Г. К. Джонс, американский физикохимик (1865—1916)

«Большая, умная медвежья голова, длинные нечесаные волосы и задумчивые, иногда мечтательные глаза.

Излагая новую теорию или мгновенно родившуюся мысль, Менделеев вперял в пространство глаза и точно пророчествовал.

Крутил толстейшие папиросы и подымал густой столб табачного дыма, среди которого казался каким-то магом, чародеем, алхимиком, умеющим превращать медь в золото и добывать жизненный эликсир».

Так пишут в своих воспоминаниях современники ученого.

В одном из журналов я встретила целую подборку высказываний о Дмитрии Ивановиче. Это отрывки из мемуаров и воспоминаний, которые позволяют нам, живущим в 21 веке, представить этого великого человека.

Вот некоторые из них.

В. Орлов в своей книге «Гамаюн» (М. , 1980) пишет: «Химия и физика, гидродинамика и технология, разведка нефти и угля, бездымный порох и маслобойное дело, мука, крахмал, вазелин и винокурение, производство стекла и техника земледелия, освоение пути через Северный полюс и полёт в одиночку на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения, таможенный тариф и разоблачение спиритизма, реформа фабрично-заводской промышленности и народного просвещения, великолепное презрение к чинам, званиям и наградам, равное обращение и с министром, и с мужиком, мгновенная вспыльчивость и быстрая отходчивость, увлечение русской живописью и бульварными романами с кражами и убийствами, шахматы, неизменная толстейшая папироса собственной закрутки и столь же неизменный крепчайший чай свежей заварки – это всё Менделеев»

«Он был личностью, производящей большое впечатление: среднего роста, коренного сложения с длинными седыми волосами Его необычный интерес к науке в целом, а к природе растворов в особенности, его несогласие с обычными социальными идеями, его своеобразная внешность — все указывало в нем на гениального человека» (Г. К. ДЖОНС, американский физикохимик (1865—1916)).

«В Гейдельберге, тотчас по приезде, (Швейцария. 1861 г. ) я нашел большую русскую компанию: знакомую мне из Москвы семью Т. П. Пассек (мать с тремя сыновьями), занимавшегося у Эрлинмейера химика Савича, трех молодых людей, не оставивших по себе никакого следа, и прямую противоположность им в этом отношении — Дмитрия Ивановича Менделеева. Позже — кажется зимой — приехал А. П. Бородин. Менделеев сделался, конечно, главою кружка, тем более что, несмотря на молодые годы (он моложе меня летами), был уже готовым физиком, а мы были учениками» (И. М. СЕЧЕНОВ, ученый-физиолог (1825—1905)).

«Как лектор Менделеев оставил во мне и многих моих товарищах неизгладимое впечатление. Неизгладимость эта обусловливалась, с одной стороны, обаянием научного авторитета творца периодической системы, с другой стороны – исключительностью тех условий, при которых Менделеев читал нам лекции в конце своего семестра, но главным образом зависела она от поразительного лекторского таланта покойного» (Б. П. ВЕЙНБЕРГ, физик (1871—1942)).

«Разносторонность интересов, умение везде оставить печать своего таланта, какая-то удивительная способность внешне легко достигать подлинных высот в познании предмета, несомненно, роднят его с Леонардо да Винчи, Михаилом Васильевичем Ломоносовым Сам же Дмитрий Иванович говорил об этом просто: «Сам удивляюсь, чего только я ни делывал на своей научной жизни»» (академик Ю. А. Овчинников).

«Великий учёный Менделеев был интересен в домашней обстановке. Разговор вел простой, особого русского склада. От него веяло Русью, которую он любил» (Я. Д. МИНЧЕНКОВ, художник-передвижник (1871— 1938)).

Друзья и соратники великого ученого

Скажи мне, кто твой друг

Народная мудрость

Один из соратников Д. И. Менделеева – А. П. Бородин.

Александр Порфирьевич Бородин принадлежит к числу выдающихся русских деятелей науки и искусства второй половины XIX столетия.

А. П. Бородин был необыкновенным человеком. С одной стороны – это известный учёный-химик – представитель блестящей плеяды русских химиков 60 – 80-х годов, обогативших мировую науку открытиями первостепенного значения. В то же время Бородин - являлся одним из наиболее ярких и популярных представителей “Могучей кучки”, заложившей вслед за гениальным М. И. Глинкой подлинные основы русской музыкальной культуры.

Море бурно шумит,

Волны седые катит,

Борется с морем пловец удалой, не робеет,

Казалось, он справился с бурной волной, одолеет.

(Из романса А. П. Бородина)

Этот романс по сути кредо многих великих людей всех времен: лучше погибнуть в единоборстве с силами природы, чем покориться им.

Две страсти владели им с детских лет: химия и музыка. «Множество дел по профессуре и женским медицинским курсам вечно мешали ему», - писал композитор Н. А. Римский-Корсаков. «К несчастью, академическая служба, комитеты и лаборатории страшно отвлекали Бородина от его великого дела», - вторил ему В. В. Стасов. А вот Дмитрий Иванович Менделеев считал, что «Бородин стоял бы еще выше по химии, принес бы еще больше пользы науке, если бы музыка не отвлекала его слишком много от химии».

42 оригинальные научные работы, выполненные А. П. Бородиным, доставили ему ещё при жизни широкую известность в учёном мире, как в России, так и за границей. Д. И. Менделеев рассказывает, например, в своих воспоминаниях, что во время заграничных поездок, при встрече с иностранными химиками он нередко слышал вопрос: “Ну, что сделал нового ваш Бородин?”

Жаль, но многие русские ученые, которые внесли значительный вклад в развитие отечественной науки, были незаслуженно забыты. К сожалению и А. П. Бородин оказался в забвении как химик. При упоминании его имени наши современники разве что вспоминают его музыкальные произведения.

Осенью 1859 г. Конференция Академии “за отличные успехи в науке” послала Бородина за границу для научного усовершенствования по химии сроком на два года (этот срок впоследствии был продлен ещё на один год).

Решение Конференции Академии Бородин встретил с большим удовлетворением. Заграничная командировка давала ему возможность обдумать и осуществить намеченные им исследования. Он мог теперь лично познакомиться с известными европейскими учеными и посетить их лаборатории. В письме-наказе, данном Конференцией Бородину, профессор Н. Н. Зинин указывал, что для основательного изучения способов химических исследований Бородин должен за границей “посетить лаборатории и осмотреть замечательнейшие в химическом отношении фабрики и заводы”.

Бородин ехал заграницу отнюдь не как ученик. Доктор наук, читающий теоретический курс химии студентам и даже окончившим высшее учебное заведение, имеющий свои печатные труды, отправлялся за границу не на поклон и учебу к западным светилам, а для дальнейшей самостоятельной работы по химии.

Нередко в книгах и статьях, написанных низкопоклонствующими перед Западом историками, командировки за границу молодых русских ученых рассматриваются как поездки за “идеями” и “темами”, которых будто бы недоставало у русских химиков. Кратковременная работа в лаборатории какого-либо химика за границей рассматривалось как “обучение” молодых русских ученых и часто после такого “обучения” русские химики причислялись к той или иной западной школе и упоминались в химической литературе в связи с именем главы этой школы. Это был один из многих путей, какими создавалась легенда, впоследствии широко развитая фальсификаторами истории науки, о, якобы, несамостоятельности химической науки.

Между тем, имеющиеся исторические факты свидетельствуют о совершенно противоположном. Русские химики ехали за границу отнюдь не за новыми “идеями”. Они стремились туда потому, что в тяжелых условиях материальной нужды, в которых им приходилось работать в России, они имели достаточно времени для научных исследований. К тому же плохое оборудование в химических лабораториях нередко препятствовало осуществлению экспериментальных замыслов наших ученых. За границей же они могли отдать все время научной работе, были материально обеспечены и свободны от всяких забот и формальных обязанностей.

Великий русский химик Д. И. Менделеев, приехавший в Гейдельберг (несколько ранее Бородина) с намерением работать в лаборатории Бунзена, быстро понял, что в такой лаборатории ему нечему учиться, создал собственную домашнюю лабораторию и в ней выполнял большую ранее задуманную работу о капиллярных явлениях. В письме к Л. Н. Шишкову Менделеев писал по этому поводу следующее: “Я увидел, что ничего-то мне там необходимого нет в этой лаборатории, даже весы и те куды как плоховаты, а главное нет чистого, покойного уголка, где можно было бы заниматься такими деликатными опытами, как капиллярные Все интересы этой лаборатории, увы, самые школьные: масса работающих – начинающие. Я и решился устроить все у себя дома”. Бородин, который уже в день приезда в Гейдельберг побывал в этой лаборатории, писал матери: “ у него (Менделеева. - Авт. ) очень миленькая лаборатория, чистенькая и даже снабженная газом”.

Главою Гейдельбергского кружка учёных был Дмитрий Иванович Менделеев, с которым Бородин быстро подружился. В своем письме к матери из Гейдельберга Бородин писал: “Русские разделяются на две группы: ничего не делающие, т. е. аристократы Голицыны, Олсуфьевы и пр. и пр. , и делающие что-нибудь, т. е. штудирующие; эти держатся все вместе и сходятся за обедами и по вечерам. Я короче всех сошелся, конечно, с Менделеевым и Сеченовым – отличным господином, чрезвычайно простым и очень дельным”.

Еще один великий ученый, близкий по духу Дмитрию Ивановичу - Николай Николаевич Бекетов.

Николай Николаевич Бекетов родился 1(13) января 1827 г. в семье морского офицера.

В 1844 г. он поступил в Петербургский университет, но с третьего курса перешел в Казанский университет, где стал учеником знаменитого российского химика-органика Н. Н. Зинина. Вопреки традиции идти по стопам учителя, молодой Бекетов заинтересовался физической химией, в то время еще только зарождавшейся областью химической науки. После окончания университета Бекетов возвратился в Петербург, где в химической лаборатории Зинина в Медико-хирургической академии выполнил магистерскую диссертационную работу. Эта работа положила начало широкой программе физико-химических исследований.

В 1855 г. Н. Н. Бекетов становится профессором Харьковского университета.

В 1858-1859 гг. Бекетов отправляется в командировку. Он посетил множество европейских стран, где ему посчастливилось присутствовать на лекциях выдающихся химиков Ф. Вёлера, Р. Бунзена, А. Сент-Клер-Девилля и др. Н. Н. Бекетов пишет в своих работах: "быстрое развитие науки и ее практических применений требует того, чтобы преподавание в университете и изучение химии шли рука об руку с самостоятельными исследованиями".

Вскоре Бекетов добивается открытия в Харьковском университете первого в России физико-химического отделения. На этом отделении он не только читал студентам курс физической химии, но и руководил практическими занятиями по определению плотности паров и молекулярной массы веществ, изучению спектров и т. д. В 1886 г. Бекетов издал свой учебник по физической химии. Позднее по его инициативе при Харьковском университете было создано Общество опытных наук с физико-химической секцией, где проводились исследования и читались научные доклады. Научная деятельность Бекетова продолжалась 58 лет, и все это время было посвящено им физической химии.

Среди друзей ученого были великие русские художники Максимов, Шишкин, Куинджи.

По соседству с Бобловым, в Шахматове, в усадьбе деда – А. Н. Бекетова, крупного ботаника, жил Александр Блок, который в августе 1903 г. обвенчался с Любовью Дмитриевной Менделеевой.

"Отец страстно любил живопись и скульптуру, составлял художественные коллекции и, можно сказать, так же дышал искусством, как наукой, которые считал двумя сторонами единого нашего устремления к красоте, к вечной гармонии и высшей правде» - так пишет Иван Дмитриевич Менделеев, сын ученого.

Часто в Боблово гостили великие русские художники, И. Е. Репин, А. И. Крамской, И. А. Ярошенко, М. А. Врубель. Здесь были учёные, составившие славу российской науки: К. А. Тимирязев, В. В. Докучаев, И. М. Сеченов.

Заключение

Я ни капиталу, ни грубой силе, ни своему достатку я ни на йоту. не служил, а только старался.

дать плодотворное промышленно-реальное дело своей стране в уверенности, что политика, устройство, образование и даже оборона страны ныне без развития промышленности немыслимы. »

Д. И. Менделеев

Д. И. Менделеев – уникальный человек. На самом деле, наверное, нет ни одной сферы жизнедеятельности того периода российского государства, в котором бы не только поучаствовал Менделеев, но не оставил бы самый яркий след.

Свою работу я хочу закончить словами академика, вице-президента АН СССР Ю. А. Овчинникова:

«Имя Д. И. Менделеева бессмертно. Личность его легендарна, а подвиг научный благодарное человечество не забудет никогда. Жизнь великого человека всегда достойна подражания. И пусть будет для нас примером, пусть вдохновляет нас во всех делах на благо родины и народа, во имя прогресса и мира на земле величественная фигура гениального учёного, творца главного закона современной химии, славного сына и гражданина земли русской, нашего соотечественника Дмитрия Ивановича Менделеева»

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)