Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Стили орнаментов в истории искусства

В зависимости от природы Египта, религии его обитателей, их нравов и всей культуры искусство этой страны отличалось обособленностью, устойчивостью, совершенствовалось, не только отражая на себе чужеземные влияния, но и передавая многое искусству других народов. Главные отличительные черты египетского искусства: в архитектуре – стремление к колоссальности и прочности с соблюдением соразмерности между отдельными частями сооружений и гармоничности всех форм и линий, чем достигалось своеобразие; в ваянии и живописи - старание пользоваться формами и явлениями видимого мира как языком для выражения религиозных представлений или для повествования об исторических событиях и фактах обыденной жизни. Художественная деятельность египтян была обращена на архитектуру, рядом с которой культуры и живопись играли только подчиненную ей роль. Египетское искусство может быть разделено на четыре периода: мемфисский, фиванский, саисский, греко – египетский.

Искусство азиатских народов развивалось самостоятельно или заимствовалось от египетского. Ассирийское имело большое сходство с египетским. Персидское представляло смесь ассирийских египетских и индийских форм. Финикияне и евреи не развивали собственного стиля занимаясь преимущественно торговлей и развивая лишь художественную промышленность; они довольствовались египетскими и ассирийскими формами.

Индия служила центром, откуда другие народы Восточной Азии заимствовали основные формы для своих произведений. Китайцы не удовольствовавшись результатами, достигнутыми индийским строительным искусством , которое перешло к ним вместе с буддизмом. Свое преимущественное внимание они обратили на колоссальные полезные постройки в виде куполов , мостов, стен. Их храмы построены из дерева с фантастическими крышами, наружные края которых заканчивались всякими вычурными украшениями, среди них, фигуры драконов – главные мотивы. В художественной промышленности, особенно в вещах из бронзы, эмали, в фарфоровом производстве они достигли удивительной изобретательности и законченности. Японцы в строительном искусстве превзошли в некоторых отношениях китайцев. Хотя применяемые ими основные формы, были одинаковые с китайцами, но японцы применяли их более целесообразно и с большим вкусом. И в художественной промышленности(особенно в живописи фарфоровой, эмалевой и лаковой) они обнаружили выдающиеся находчивость и способности, заключающиеся в смелом и изумительно правильном рисунке натуральных форм.

• Стиль Греции

Древние греки, согласуясь с потребностями и задачами своего времени, употребляли аргумент, заимствованный из растительного царства, но в живописном или рельефном виде. «Получив элементы орнамента из Азии, искусство развило их блестящим образом и создало в высшей степени изящный, оригинальный стиль орнаментики, отличающийся строгой систематичностью, -стиль в котором каждый орнамент подчиняется украшенному предмету, соразмеряется с ним, соответствует его характеру, отличается в одном случае простою, в другом-сложностью. »(А. И. Сомов. ) Греческая орнаментика образовалась из египетских и ассирийских мотивов, но эллины переработали их в духе своего времени, притом так артистически, что они кажутся вполне самостоятельными элементами и невольно поражают созерцателя своей законченностью и красотой форм. В них орнаментальные украшения строго подчиняются архитектуре и техническим функциям отдельных строительных частей. Их основные формы представляют плетения, каймы, состоящие из пальметт лотоса и чашечек цветка, соединенных ветками, и акантового листа.

• стиль Рима

Постепенно совершенствуя ,римляне довели свое художество до поразительной роскоши, причем главный эффект в украшениях достигался ими при помощи пластики. У римлян формы отдельных строительных частей указывают на отступления от строгого закона образования форм у эллинов. Орнамент выступает в виде украшения отдельных строительных частей значительно сильнее, чем у греков. Самым употребительным мотивом в орнаменте является лист аканта, в более сложной и пышной обработке , хотя встречаются часто и листья дуба, лавра, винограда, пальмы.

• Древнехристианский и византийский стиль

В основу стиля легла древнехристианская церковная архитектура, которая в начале не чужда была римских форм, а затем, дополняя их новыми мотивами, постепенно достигла оригинальных и прочных образцов. Колыбель византийского стиля – Константинополь. В византийском стиле унаследованном от греко-римского искусства элементам применялось немало и восточных. В его украшениях переход от греческого и римского орнамента (листа аканта) к плоскому геометрическому. Самая существенная черта византийского орнамента - яркие краски, бьющие в глаза их контрастом. Покрывая строительные части мозаикой, византийский стиль приближал пластические украшения к цветному плоскому орнаменту.

• Стиль ислама

Украшения стиля ислама представлялись в совсем плоском рельефе или в живописном виде, а их композиция дала возможность арабам проявить всю свою неисчерпаемою фантазию. Исключая чисто геометрические плоские узоры, мотивами для орнамента служили им папортниковые растения, шишки-, гранаты и вьющиеся растения, которые изображались в строго стилизованном виде. В различных странах ,Аравии, Палестине, Сирии, этот стиль носил и разнообразный характер.

• Романский стиль

Образовался вследствие перенесения элементов античного искусства вместе с христианством на север от Альп, к Германским племенам. Отдельные эпохи развития романского стиля подразделяются на три периода : ранний романский, средне романский и позднероманский. Отличительные черты стиля раннего романского периода выразилось в массивности всех частей построек, отсутствии украшений. В средне романский период появляются украшения различных частей сооружений (фальшиво – аркадные фризы, орнаментированный порталы, затейливые капители). В позднероманский период полуциркульное очертание окон и портальных входов начинало заменяться стрельчатою, трилиственной и многоцветною формами, тремя или несколькими полукружиями, соединенными вместе и представляющими собой подобие листа трефоля или лепестков листа. В то же время появляется сильное стремление к обильному орнаментированию всех частей сооружения с добавлением статуй в промежутках колонн.

• Готический стиль

Этот стиль произошел из романского, но по причине удачного видоизменения сделался самостоятельным и неузнаваемым. Название «готический» дали этому новому стилю итальянцы, желая тем самым выразить свое презрение к нему как к варварскому, возникшему у готов. Однако варварского в этом стиле ничего не оказалось. Он отличается большим изяществом, гармоничностью и соблюдением логических законов. Более правильное название было бы «стрельчатый», так как стрельчатая форма дуги – существенная принадлежность готического искусства. Французы дали ему вполне соответствующее наименование - «стиль оживаль». ОН продолжался в Европе в течение трех веков и в своем развитии насчитывал три главные периода, между которыми нельзя поставить точных границ. Раннеготический период отличался тяжеловатостью форм, отголоском романики и соразмерностью частей сооружения. Во втором периоде поразительное сочетание красоты, благородства, легкости, последовательного соблюдения системы и смелое стремление возносить сооружения до облаков. Третий- позднеготический период называется также «цветочным» и «пламенеющим» вследствие избытка обременяющих его украшений и особой формы, напоминающей качающееся пламя свечи или рыбий пузырь.

• Стиль Возрождения

Главная отличительная и характерная черта его заключается в возвращении к принципам и формам античного искусства, преимущественно римского, и в сближении художников с природой, в большом проникновении в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений. Эпоху Ренессанса можно разделить на три периода. В период раннего Возрождения применение элементов недавнего прошлого и элементов, заимствованных из классической древности. Впоследствии под сильным влиянием изменяющихся условий жизни и культуры художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства.

В период Великого Ренессанса античное изучается более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью. спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла принадлежность предшествующего периода; на всех созданиях искусства – классический отпечаток. Тем не менее подражание древним формам не заглушает в художниках их самобытности ; все они только с большей находчивостью и живостью фантазии свободно перерабатывают и применяют заимствования из греко – римского искусства.

Поздний Ренессанс отличается каким-то страстным беспокойным стремлением художников совсем произвольно, без разумной последовательности, разрабатывать и комбинировать античные мотивы, добиваться мнимой живописности и вычурности форм.

• Стиль барокко

Название заимствовано от португальского barocco, которым обозначаются предметы, имеющие косокруглую неравномерную и затейливую форму бус. В первой половине обнимаемой этим стилем эпохи появляется на первом плане постройка храмов. Они выражают своеобразный живописный архитектурный стиль, в котором конструктивные части Высокого Ренессанса представляются в виде декоративных мотивов в свободной , независимой от законов древнего искусства, обработке. Его называли так же ранним барокко , или стилем иезуитов, он господствовал в Италии до 1715 года, а в других странах до 1740 года. Среди них Франция – центр художественного развития этого стиля.

• Стиль рококо

Стилем – рококо называется архитектурный и декоративный стиль, народившийся во Франции и перешедший в другие страны Европы, где господствовал до 1780года. Он представлял собой видоизменение барокко. Он не внес в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, довольствуясь лишь старыми, не стесняясь при их употреблении никакими традициями и имея в виду достижения декоративной эффективности. Архитектура стиля стремится быть легкою и игривою ; она не заботится ни об органическом сочетании и распределении частей сооружения , ни о целесообразности их форм и распоряжается ими с полным произволом, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментные детали. Лепная орнаментика , заполнявшая свободные места в постройках, состояла из завитков, отдельно напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд, фестонов, раковин.

• Стиль Людовика XVI

С половины XVIII Столетия во Французской архитектуре и декоративном искусстве стало замечаться сильное отклонение от форм рококо, которое вместе с угасанием придворного блеска в 1760 году пошло к упадку и было окончательно побеждено. Снова настало время, когда понятие о красоте ограничилось соображениями чисто физического закона и правил. Фасады получают снова прямоугольные карнизы , без выпусков по углам окон и дверей; свободно стоящие колонны или их половинки поддерживают балки ; строго дорическая колонна с стержнем и с тригрифным карнизом имеет большое применение. Все наружные украшения сокращаются до минимума. Ниши и большие волюты на церковных фасадах почти исчезают.

В орнаменте характеристическими мотивами являются венки из цветов, грубые подушки из лавров, легкие драпировки , размещаемые дугообразно между розетками. Лист аканта получает своеобразный вырез, напоминающий формами римско –коринфскую капитель. Пальмовое опахало и натуралистически обработанные цветы, в особенности тонколистый лавр, розы, плющ и виноградная зелень , появляются в соединении с античным гротеском в филенках, бронзовых приборах как наиболее излюбленные формы украшения. Только в 1775 году новые стильные формы проясняются : появляется свободная художественная мысль, очистившая грубые формы и облагородившая их изяществом и грациозностью. Этот тонкий изящный стиль Людовика XVI достиг грациозного декоративного применения.

• Ампир

В эпоху Наполеона искусства снова выдвинулись на один из первых планов. В подражание римской антике, римским триумфальным аркам, победным колоннам новый цезарь воздвиг величавые сооружения. Появившиеся в живописи и пластике победные трофеи, орлы, венки из лавров напоминают наполеоновские победы, а пирамиды, капители с цветами лотоса и сфинксы – намекают на поход императора Франции в землю фараонов.

• Особенно орнамент стиля империи отличается от стиля Людовика XVI тем, что рядом с появившимися на первом плане натурализованными и стилизованными венками из лавров, бантами, драпировками применяются античные пальметты, образованные из тщедушных листьев аканта, далее появляются розаны, перекрещивающиеся факелы, головы баранов, вазы с меандровыми ручками и египетские сфинксы. Жидкая листва, прозрачные и убогие гирлянды резко отличают натурализм стиля империи от стиля Людовика XVI

• Направление стиля XIX века

Только со второй половины XIX столетия в строительном искусстве и в художественной промышленности начинается постепенное развитие нового стиля. В тесной связи с борьбой народа за политическую свободу проявляется участие его в художественных стремлениях, и возникновение жизненных запросов у народа пробуждает в нём живой и сильный интерес к искусству. Основываются богато обставленные музеи и хорошо организованные художественно-промышленные школы. При возрастающем благосостоянии народа проявилась любовь его к художественной обстановке жизни. Это прежде всего побудило заняться предварительным изучением архитектуры прежних времён, в надежде при его помощи найти затерянный путь к возрождению общей, национально-художественной формы. При этом в строительном искусстве развилась стилистическая многосторонность. Только в два последних десятилетия выработалось правильное суждение о значении исторических стилей и пришли к заключению о необходимости воспринимать их всегда в культурной связи. Почти на исходе XIX столетия появился «второй Ренессанс». Рядом с выдающимися творениями в духе древних, главным образом вследствие соприкосновения с английскими, американскими и японскими художественными произведениями на выставке в Чикаго в 1893 году, появилось энергичное стремление к самостоятельному способу выражения художественных форм. Это стремление было поддерживаемо своеобразным запросом на архитектурные сооружения (железнодорожные станционные галереи, громадные банковые учреждения), не имевшие никакого отношения к храмам и дворцам прошлого.

• Модерн

В это время с одной стороны появляется запрос на совершенно новые, не бывшие до сих пор, образы, с другой стороны – необходимость крепкого придерживания художественного наследия страны, которая одна только в состоянии давать правдивое и точное основание для содержательного и плодотворного преобразования форм. Более выгодную позицию занимали те художники, которые свои руководящие мотивы искали в преданиях своего отечества и их типы применяли к своим художественным замыслам. Другое направление опирается в своём декоративном образе на стиль Людовика XVI и стиль империи, которые от свободной обработки античных элементов и добавления новомодного соединения железа и камня получили своеобразный, совершенно новый отпечаток.

В образовании орнамента нет единодушия, встречаются самые разные направления. Одно, опираясь на древнее, создаёт совершенно новые формы, выражающие дух времени и личность автора и дающие полезную основу для дальнейшего плодотворного развития. Другое направление находит орнамент излишним и заменяет его конструктивными и декоративными линиями, или же разрабатывает его как пластический, пригодный к обработке материал, образуя в соединениях и оконечностях хрящеобразные изображения, напоминающие собой строение костей. Дальнейшее направление – в игре линий, образующихся при сплетении и удволении, и в красочной обработке светлых и тёмных площадей. Применяемый растительный материал упрощается настолько, что трудно определить в нём породу растений, и производит приятное ритмическое украшение между линиями и светлыми и тёмными пятнами. Там, где орнамент появляется самостоятельной формой или украшением, преобладают свободные натуралистические мотивы, которые строго стилизованы, переданы с резким выделением характерных особенностей. Этот новый орнамент обладает бросающейся в глаза ясностью и простотой.

• Русское искусство- русский стиль

История искусства в России распадается на два неравных периода, резко разграниченных между собой: на древний (до эпохи Петра Великого) и на новый. В течение первого периода вырабатывался оригинальный тип русского искусства из элементов, заимствованных у Византии, занесённых в Россию с Востока и отчасти с Запада. Второй период ознаменовался пересадкой к нам западноевропейского искусства. Русское искусство начинается только с принятием христианства. В Киеве и соседних местах воздвигались храмы, украшенные иконами византийских мастеров, мозаикой и резьбой ( в византийском стиле). Русский орнамент до XII века был почти рабским подражанием византийскому, но с этого времени стали всё более и более притекать в него элементы западноевропейские (романские и итальянского Возрождения) и азиатские (персидские, индийские, монгольские), которые, сливаясь с византийской основой и местными народными элементами (славянскими и финскими) образовали особый стиль, поражающий своей оригинальностью, разнообразием и красотой. В него входят геометрический узор и офантазированные формы растительного и животного царства, но эти составные части, как по очертанию так и по роли, играемой ими в общей композиции, существенно отличаются от тех, какими они являются у других народов. К числу наиболее характерных русских орнаментов принадлежит сплетение лентообразных полос, которые то расширяются, то суживаются, ломаются под разными углами, изгибаются, пере6путываются между собой и переходят в подобие листьев и в фигуры грифонов, птиц и других небывалыех животных, реже – в человеческие облики. Часто орнамент состоит из завитков, образующихся из стеблей вьющегося растения, как бы винограда или хмеля, и заключающих в своей середине нечто вроде цветочной распуколки, грозди, ананасового плода или шишки хвойного дерева. Иногда орнамент изображается в виде тонкой филигранной работы, украшенной розеттами и бусами. В некоторых случаях орнамент представляется монохромным с добавлением позолоты и серебрения. В раскраске орнамента главную роль играют чистые, яркие цвета (красный, голубой, жёлтый и зелёный).

II. Правила создания орнамента

Правильное – соразмерное и гармоничное изображение декоративного узора – залог его успеха, а именно приятности для глаза.

При исполнении, какого- либо рисунка, рисующий должен обратить свое особенное внимание:

1) На правильное распределение рисунка на бумаге;

2) На правильное изображение основной фигуры, служащей для построения узора;

3) На чистоту исполнения.

При изображении, какого- либо плоского орнамента основанием или распределение этого рисунка всегда служит геометрическая фигуры. Кроме того, плоские геометрические фигуры составляют основание для правильной передачи сложных изображений, при помощи их рисующий учится разлагать изображения на части и сознательно воспроизводить их.

Прямоугольник

Построение этой фигуры может быть произведено при помощи осевого креста, каждая пара лучей которого, смотрю по размеры самой фигуры, принимает одинаковую величину. Прямоугольники отличаются от квадрата только тем, что основание у первых бывает в два, три, четыре и т. д. раз меньше высоты или высота во столько раз меньше основания.

Пятиугольник

Эта фигура служит основанием многих лиственных форм, и поэтому должно быть произведено по возможности точно. Прежде всего, рисуют круг с вертикальным и горизонтальным диаметром, откладывают в обоих нижних прямых углах радиусы, отмерив по обе стороны вертикального диаметра по 2/5 части прямого угла (36°) и в обоих верхних прямых углах радиусы, отмерив от горизонтального диаметра по 1/5 части прямого угла(18°); таким образом, получаются на окружности вместе с верхней конечной точкой вертикального диаметра пять конечных точек для построения пятиугольника. Соединив эти пять точек прямыми. Получаем пятиугольник. Чтобы найти 2/5 и 1/5 части прямого угла, нужно разделить его на пять равных частей. Эта фигура может быть изображена и без круга, при помощи осевого креста и через деление прямого угла на пять равных частей.

Для изображения этой фигуры рисуют осевой крест, на горизонтальных лучах которого на равном (и необходимом) удалении от центра отмечают две точки. В этих точках при помощи кнопок своими концами закрепляется нить определенной (но всегда большей, нежели расстояние между точками её крепления) длины. Кривая, описываемая острием карандаша, скользящим по этой туго натянутой нити, будет иметь форму эллипса.

Спираль

Всякая кривая линия, изогнутая наподобие часовой пружины, называемая спиралью. Изображение этой фигуры производится следующим образом: проводят по середине листа вертикальную линию; делят её пополам и через точку деления проводят вертикальную линию; делят правое (или левое) плече полученного таким образом осевого креста на четыре (или три) равные части и эту каждую часть опять на четыре части (отрезка). Так же поступают с другими линиями- лучами креста. По этим точкам проводится от центра кривая линия, изображающая извитую вправо спираль. Таким же образом можно построить спираль, извитую влево.

III. Правила раскрашивания мотивов

Если несколько расположенных рядом цветов действуют приятно ан глаз, то говорится, что краски согласуются, гармонируют между собой. Гармония цветов во многом зависит от вкуса, но, чтобы гармонично расположить их, необходимо оценить значение и характер каждого тона. Цветной орнамент, расположенный на цветном фоне, должен быть изображен ярче или бледнее фона. У большинства орнаментов преобладают не чистые тона. Краски, имеющие между собой близкое химическое средство, сочетаются между собой, например: золотистая желтая и оранжевая гармонично сочетанию в небольших интервалах. При малых зеленых интервалах темные цвета должны быть синевато- зелеными, при желтых - голубоватыми. Очень важно для гармонического сочетания, чтобы каждый цвет выступал в нескольких переходных оттенках разной светлости и яркости.

Практические правила при раскрашивании

1. Всегда начинать водяными красками.

2. Наполнить блюдечко наполовину водою.

3. Взять гуммигут и растирать мокрою кистью одну сторону его при этом часто обмакивать в блюдечко с водой.

4. Если вода уже довольно сильно пожелтела, то образом, описанным выше, примешивать немного сиены, чтобы желтая получила красноватый тон (золотисто-желтый).

5. При рисовании доска должна быть немного наклонена

6. При каждом обмакивании кисти краска должна быть хорошо размешана

7. Надо красить очень мокро, чтобы краска густо стекала с кисти

8. По раскрашенному месту до совершенной просушки не следует дотрагиваться кистью

9. Кисть следует равномерно тушевать слева направо

10. Чтобы не перейти границы рисунка, находящегося на правой стороне, следует держать кисть в этом месте постоянно вертикально и только концом её касаться бумаги.

11. Фон может быть отчасти задет краскою, так как впоследствии он будет покрыт гуашною краскою.

12. Излишек краски собирается мокрою (слегка выжатою) кистью

13. Если требуется почему- либо второй раз покрыть какое-нибудь место, то его следует сушить до тех пор, пока оно перестанет блестеть.

14. Растертую краску не следует сберегать

15. Гуашные краски разводятся также водой

16. Рисовать следует тоненькою кистью, колонковою или хорковою

17. Так как кисть при наклонном положении только налево дает резкие границы, то для покрытой правой границы какой-либо поверхности следует повернуть доску или рисунок так, чтобы прежде находившаяся граница с правой стороны была бы теперь с левой

18. Засохнувшие гуашные краски могут быть разведены водой и снова употреблены в дело

19. Гуашная краска, которая должна быть употреблена без примеси другой (например, индийской красной), не растирается на блюдечке, а берется прямо с палитры или из баночки

IV. Применение орнаментов.

Возникнув на заре человечества, орнамент эмоционально и эстетически обогащает многообразие форм и образную структуру каменной и деревянной резьбы, тканого узора, ювелирных изделий, книжной миниатюры. Орнаменты с давних времён использовались людьми для украшения одежды, посуды, жилищ и храмов.

Большое место орнамент занял в народном художественном ремесле. Один из крупнейших чешских исследователей народной культуры Йозеф Выдра выделяет четыре главные функции орнамента: 1) конструктивную — она поддерживает тектонику предмета и влияет на его пространственное восприятие; 2) эксплуатационную — она облегчает пользование предметом; 3) репрезентационную — она увеличивает впечатление ценности предмета; 4) психическую — она действует на человека своим символизмом и, таким образом, волнует или успокаивает его. «Орнамент в народном творчестве и народном искусстве был всегда на пользу делу, и его трактовка, в сущности, соответствует принципам современной эстетики».

На практике бордюры встречаются в разных видах. Это может быть настенная роспись, украшающая стены зданий, галереи, лестничные переходы.

Это может быть чугунное литье, используемое в оградах парков, решетках мостов и набережных. Это могут быть гипсовые барельефы или керамика.

Бордюры, как ленточные орнаменты, применяют маляры и художники при оформлении комнат, зданий. Для выполнения этих орнаментов изготавливают трафарет (одну ячейку узора). Трафарет представляет собой рисунок, вырезанный на листе картона или какого-либо другого плотного материала. Маляр передвигает трафарет, переворачивая или не переворачивая его, обводит контур, повторяя рисунок, и получает орнамент. Передвигая трафарет вправо или влево на расстояние, равное ширине трафарета (такое преобразование называется параллельным переносом), маляр получает бордюр.

Наклеивание бордюра считается завершающим этапом работы при оклейке обоями комнаты (квартиры). Но на самом деле этим применение бордюра далеко не исчерпывается. С их помощью можно найти интересное решение для отделки стен даже в скучных типовых квартирах, создав декоративное оформление для самых обычных окон и дверей. Происходит так потому, что бордюры сразу же обращают на себя внимание. С их помощью можно даже (опять таки чисто оптически) увеличить многие элементы интерьера. Например, маленькое окно в рамке из бордюра выглядит гораздо больше, чем оно есть на самом деле.

Паркетные бордюры – эффектный и экономичный способ создания неповторимого художественного паркета.

Бордюры выделяют и разделяют функциональные зоны в помещении. Традиционно бордюры располагают по периметру помещений, обозначая центральную и наиболее значимую часть пространства.

Бордюры могут зрительно изменить масштаб и геометрические пропорции помещения. В частности, возможно визуальное увеличение размеров комнаты, создание гармоничного восприятия пространства с большим числом углов и выступов, объединение в единый ансамбль разных частей помещения неправильной формы.

Применение бордюров позволяет сочетать фрагменты пола с отличающимися рисунками укладок паркета, а также создавать эффект слитности на стыках паркета с другими отделочными материалами (плитка, камень, керамогранит).

Отношение к орнаменту в разные времена было неоднозначно. Так в XIX столетии он являлся предметом бурной полемики. В связи с развитием промышленности и применением новых пластических материалов многие считали, что орнамент утерял свое значение. Но в настоящее время происходит некоторая реабилитация декора, связанная с возрождением старинных ремесел, художественных промыслов, с повышенным интересом к прошлой культуре народов. Кроме того, в наше время рождаются совершенно новые узоры, создателями и носителями которых становятся различные пространственные конструкции, узоры на подошвах обуви, шинах колес, современные пластические материалы и т. д.

Искусством порядка назвал Ю. Герчук орнамент. «. Орнамент организует вещи нашего практического мира. Покрывая функциональные формы, архитектурные или прикладные, орнамент задает определенные способы их восприятия, направляет движение взгляда, соотносит целое с его частями. Орнамент может придать поверхности характер незамкнутого фрагмента, заполняя его равномерной, допускающей бесконечное развитие сеткой, или же четко ограничить ее, обведя по краю бордюром. Он может помочь ориентировать предмет, обозначив его верх и низ, правое и левое направление. Орнамент, подчиненный вещи, скромно исполняющий почти служебную функцию, тем не менее, разворачивает на ее поверхности свою собственную художественную тему.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)