Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Специфика выращивания цветочной рассады

Как известно, слово «ландшафт» произошло от немецкого Land - земля путем добавления суффикса schaft - выражающего взаимосвязь, взаимозависимость. В целом оно служит для обозначения пейзажа, местности, картины природы и т. д. С помощью этого слова образовано множество производных терминов, в том числе «ландшафтное проектирование», «ландшафтный анализ», «ландшафтная архитектура», «ландшафтный дизайн».

Специалисты отмечают, что в литературе часто соседствуют два понятия, обозначающие как бы два уровня в зависимости от решаемых задач. Одним из них является «ландшафтное проектирование», относящееся к градостроительным объектам города и выше, другим - «ландшафтный дизайн», имеющий более локальное предназначение.

В этой сфере деятельности, считают профессионалы, зарубежная практика представляет особый интерес, поскольку лидирующие в области передовых технологий страны (Япония, Англия, Франция и Германия) в равной мере внимательно относятся к развитию технологии архитектуры и ландшафтного дизайна, не представляя их раздельно. Таким образом, развитие ландшафтного дизайна становится показателем не только профессионализма в формировании открытых пространств городов и загородных поселков, но и показателем общей культуры нации.

К истории вопроса. Кто и когда впервые ввел понятие «ландшафтная архитектура» Что предшествовало этому событию.

По мнению исследователей, эпоха зарождения садово-паркового искусства началась около 4 тысяч лет. Это подтверждается археологическими раскопками, исследованием целого ряда трактатов древних историков и философов, произведений поэтов и писателей.

Представление о композиции сада, говорят аналитики, начиная с древних цивилизаций включало использование всех положительных качеств растительности, водоемов, рельефа в организации территории вокруг дворцов, храмов, вилл наиболее обеспеченной части жителей. Ландшафтное решение было подчинено созданию искусственной среды с максимально повышенным комфортом пребывания за счет приближения к живой природе. Особенно заметно эти тенденции, по мнению ученых, проявились в период строительства крупных дворцово-парковых комплексов во Франции (ХVII в. ) и пейзажно-паркового строения в Англии (ХVIII в. ).

Термин «ландшафтная архитектура» впервые появился благодаря шотландцу Гилберту Лаингу Мизону, озаглавившему свою книгу, изданную в Лондоне в 1828 году, «Ландшафтная архитектура и великие художники Италии». В книге рассказывалось о типах архитектуры, представленных в пейзажной живописи.

Специалисты отмечают, что профессия и понятие «ландшафтная архитектура» как своего рода «вид изящного искусства, направленного на преображение и украшение окружающей человека природной среды», была официально принята и признана только в 1899 году в США. Еще в середине XIX века архитектор Фредерик Лоу Олмстед (F. Law Olmsted) впервые официально назвал себя ландшафтным архитектором, когда совместно с Калвертом Воксом (C. Vaux) проектировал знаменитый Центральный парк Нью-Йорка. Два знаменитых нью-йоркских архитектора, взяли на себя смелость распланировать от начала до конца все аспекты своего детища: дорожки, тропинки, искусственные озера и пруды, ирригационную систему и постройки на территории Центрального парка. Это парк, словно зеленый, душистый оазис, окруженный каменными исполинами.

Во второй половине XIX-го века Фредерик Лоу Олмстед завершил серию парков, которая и поныне оказывает огромное влияние на ландшафтную архитектуру. Среди его работ можно выделить уже упомянутый Центральный Парк в Нью-Йорке, Проспект Парк в Бруклине и парковую систему в Бостоне, так называемое «Изумрудное ожерелье».

Помимо этой вышеупомянутой пары нью-йоркцев было бы справедливо вспомнить еще о двух ярчайших персонажах в истории американской ландшафтной архитектуры. Первый Генри Франсис Дюпон (H. du Pont, 1880-1969), создатель незабываемого ландшафта музея Winterthur Museum в штате Делавер (Delaware). Дюпон - истинный перфекционист в области декоративного садоводства. Планировка, посадки, дизайн прилежащих к музею земель исключительно прекрасны и безукоризненны в любое время года. Это чудо садово-парковой архитектуры пережило своего создателя, являя особые черты при изменении погоды. Перед посадкой каждого дерева Дюпон снабжал его биркой, говорящей о том, как с ним следует поступить, куда сажать и пересаживать и как ухаживать за ним. «Его глубокие познания в сфере жизни растений и проницательность в предвидении будущего обеспечили его ландшафтам красоту и долговечность», - подчеркивают исследователи.

Ландшафтная архитектура продолжает свое развитие как область дизайна и отражает многие течения дизайна и архитектуры, сложившиеся на протяжении XX века. Сегодня значительный уровень инноваций способствует появлению вызывающих дизайнерских решений в ландшафтах улиц, парков и садов. Работа Марты Шварц в США и улица Шубургпляйн в Роттердаме — это лишь два примера.

В конце XX века появились новые технологии. Профессии газонокосильщика и дровосека вытеснены электрической газонокосилкой и бензопилой. Грабли, прежде необходимые при повседневном уходе за садом, сейчас заменены пневматической системой уборки листьев, которая создает немыслимый шум (свыше 120 децибеллов) и выбрасывает в воздух огромное количество выхлопных газов, так как не имеет очистных фильтров.

III. Ландшафтный дизайн в России. Когда впервые стали создавать парки, аллеи и почему.

Принято считать, что история отечественного садово-паркового искусства начинается в эпоху правления Петра I (начало XVIII века). Несомненно, что именно с этого времени сады и парки, на устройство которых выделяются колоссальные средства, начинают рассматриваться как предмет искусства, призванный не только подчеркнуть могущество, достаток и власть, но и выступающий средством воспитания.

До начала XVIII века садово-парковая архитектура не рассматривалась как отдельный вид искусства. К самым первым предшественникам современных парков и садов, которые имели распространение еще до расцвета Киевской Руси, можно отнести, во-первых, плодовые сады при древних поселениях и, во-вторых, окружающие их лесные угодья, где жители этих поселений занимались охотой, сбором грибов, орехов, ягод, меда.

После принятия христианства широкое распространение получили сады при монастырях. Кроме плодовых растений, эти сады включали декоративные кустарники, цветы, живые изгороди, заросли ореха и жасмина.

Сад при русской усадьбе XV–XVI веков - это были почти исключительно плодовые «огороды», даже в придворцовых садах и загородных царских и боярских усадьбах преследовались в основном утилитарные цели. Декоративные цветники появляются позже, уже к исходу XVII века.

Начиная со второй половины XVII века, в период царствования Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых, после долгих лет разорения в период смутного времени в Москве вновь оживилась строительная деятельность, возрождались старые и закладывались новые сады. Наибольшей известностью, благодаря сохранившимся рисункам и чертежам, пользуется усадьба Измайлово, которую, начиная с 1663 года, царь Алексей Михайлович решает преобразовать в место, где будет показан пример ведения сельского хозяйства, с тем, чтобы в дальнейшем распространить этот опыт во всём Российском государстве. В Измайлове создается система прудов (более тридцати), в которых разводили рыбу разных видов (стерляди, карпы, щуки, караси и др. ), организовываются полотняное, стекольное и чугунолитейное производства, первый ботанический сад, растения в который доставлялись из различных областей России и из-за границы. На всю Россию и далеко за ее пределами славились измайловские сады: Виноградный, Аптекарский, Просянский, Круглый, Островской, лабиринт Вавилон. Это были одни из первых в России регулярных садов, в которых утилитарное начало сочеталось с художественным. Помимо плодовых и сельскохозяйственных культур широко были представлены и декоративные растения. В измайловских садах разводились белые лилии, махровые пионы, тюльпаны, гвоздики.

Возникшая в XVI веке во времена царствования царя Ивана Грозного загородная подмосковная усадьба Коломенское также представляет собой пример слияния художественного и утилитарного начал. Усадьба построена в красивейшем месте на высоком берегу Москвы-реки. С трех сторон к центральной группе сооружений примыкали плодовые сады, оставляя берег реки открытым. Посадки имели регулярный характер. Это в основном яблони, вишни, сливы, кусты шиповника, малины, крыжовника, смородины. Помимо плодовых деревьев, по краям сада на более крутых участка и на некоторых прямых аллеях росли кедры, дубы и другие деревья. Некоторые из них сохранились до наших дней, достигнув 600-летнего возраста.

К сожалению, немного нам известно о тех садах, которые создавались в XVI–XVII веках, и еще меньше – о садах Древней Руси. Если в других видах искусства, таких, как архитектура, скульптура, живопись, древние памятники в том или ином виде сохраняются тысячелетиями, то сады и парки исчезают почти бесследно. Однако, несомненно их влияние на возникновение и развитие садово-паркового искусства России в более поздний период вплоть до сегодняшнего дня. К примеру, современные владельцы загородных усадеб, располагая в укромных местах сада модных ныне гномиков, черепашек, птичек, и не догадываются о связи своих поступков с древними языческими верованиями наших предков, а получающие все большее распространение «сады на крышах» – не что иное, как продолжение идеи «висячих» садов Древнего Кремля.

И все-таки не случайно историю развития садово-паркового искусства в России делят на допетровский и послепетровский период. Ведь именно Петр I стал рассматривать садовое зодчество как одну из сфер своих обширных реформ Российского государства и считал его не только средством украшения, но и воспитания.

Сам Петр совершил путешествие почти по всей Европе, был (в 1717 году) в Версале – чуде из чудес, парке французских королей, слава которого гремела по всему миру. Петр был поражен величественной красотой этого парка. Вот он, стиль будущей могучей Российской империи! Вернувшись в Россию, Петр незамедлительно приступил к воплощению своего дерзкого замысла: построить новую столицу и окружить ее прекрасными дворцами и парками.

Помимо садов во французском регулярном стиле внимание царя привлекли сады в стиле голландского барокко. Они также были геометричными, но не требовали таких огромных пространств. Кроме того, Петр очень любил цветы, которые во французских садах не использовались, но зато в голландских их было более чем достаточно. И, наконец, природа Голландии, в отличие от южной природы Франции, больше похожа на русскую, а ее низинная территория, пересеченная многочисленными речками и ручейками, очень напоминает район Петербурга.

Так и появились русские регулярные сады, с легкой руки их основателя, Петра Первого, соединившие в себе величие Версаля с такими чертами голландского барокко, как обилие воды и цветов. Удивительно, как Петр, занятый созданием армии и флота, укреплением границ, ведением войн и установлением дипломатических отношений с европейскими государствами, пропагандой новой культуры и многими другими, не менее важными делами, находил все же время для того, чтобы интересоваться архитектурой и обустройством садов. Он сам выбирал и приглашал архитекторов для своих дворцов и парков, рассматривал их проекты, вносил в них изменения, а иногда даже и делал собственные эскизы. Вот цитата из собственноручного письма Петра Т. Н. Стрешневу: «Цветы, шесть кустов пионы, привезли в целости, чему зело удивляемся, как не разтрясло, а цветы немалые. Зело жалеем, что калуферу, мяты и прочих душистых не прислано»

IV. Особенности русского регулярного паркостроения

Вода – важнейшее средство художественной выразительности. Мало где еще можно встретить такое изобилие фонтанов, каскадов, бассейнов и каналов, как в русском регулярном парке петровской поры.

Отсутствие идеального геометрического плана. Часто парк представлял собой множество небольших регулярных садиков, соединенных воедино системой просек, и окруженных лесом или водой. (Эту особенность парки петровского времени, без сомнения, унаследовали от старинных русских садов).

Характерная русская флора. Аллеи, шпалеры и живые изгороди создавались из таких растений, как ель, можжевельник, береза, рябина, черемуха; в партерах высаживались брусника и зеленый лук.

Парки служили не только для отдыха и развлечения, но и для обучения людей. Каждая скульптура в парке «говорила»: или рассказывала о той или иной античной легенде (а в то время, когда Россия только еще знакомилась с европейской культурой, это было отнюдь не маловажно), или призывала следовать какой-либо добродетели, или же увековечивала военные победы русской армии.

Примеры регулярных садов петровского времени известны, пожалуй, всем. Самый богатый и торжественный парк эпохи, это, конечно, Петергоф, «русский Версаль», по праву соперничающий с Версалем французским. Парк был заложен весной 1714 года, а в августе 1723 года состоялось торжественное открытие этого «приморского парадиза». По замыслу Петра Первого, он был посвящен военной славе молодого русского флота. Так, например, знаменитый фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва», стоящий в центре Большого каскада, напоминает о победе Петра над шведским королем Карлом Двенадцатым в Северной войне. Большой каскад начинается от дворца и переходит в главный канал, который прямой стрелой пересекает парк и врезается в Финский залив. Это — тоже своеобразный символ прорыва России в Европу. На берегу моря, восточнее канала, находятся дворец и сад Монплезир (что в переводе с французского означает «мое удовольствие»). Дворец представляет собой «голландский» краснокирпичный, покрытый черепицей домик. Сад – четыре партера, которые разделены крестообразно расположенными аллеями – также выполнен в голландском стиле. Главное его украшение – это фонтаны, самым крупным из которых является «Сноп». У западной границы парка расположен Марлинский ансамбль. Небольшой двухэтажный дворец Марли («малые приморские палаты») с разных сторон окружают многоступенчатый каскад «Золотая гора», Большой и Секторальный пруды. Тут же находятся сады Венеры и Бахуса. В центре первого стоит мраморная статуя Венеры, по границам – подпорные стенки с нишами и вазами, фигурные лестницы, балюстрада и беседки.

V. Особенности паркостроения старой России

Как уже упоминалось выше, парковое строительство не является совершенно новой областью в нашей стране. Начиная с XVIII в. , в дореволюционной России было построено не мало парков, но все они обслуживали узкий круг лиц, отражая идеологию господствующего класса — дворянства, а позже и буржуазии.

Перенесенная с Запада на русскую почву развившаяся «садомания» вызвала в XVIII и XIX вв. строительство роскошных парков при царских резиденциях и частновладельческих поместьях. Доступ в большинство этих парков был весьма ограничен; так, например вход в дворцовый Головинский сад в Москве строго ограничивался указом 1742 г. «смотреть накрепко, чтобы никого кроме знатных персон в сад не пущать».

Не только дворцовые постройки высокопоставленных лиц, но даже и любая дворянская усадьба окружались парком с прудами, каскадами, беседками, различными диковинками и затеями, великолепие и размах которых отвечали материальным возможностям их владельцев. Эти сады и парки предназначались исключительно для личного пользования владельцев: то для проведения празднеств и увеселений, то для показа своих неисчерпаемых богатств или просто как место уединения от всех «земных печалей».

Западная культура паркостроения, переработанная мастерством русских художников-паркостроителей, а подчас дополненная самобытным изобретательством самоучек, создала ценнейшие образцы дворцовых и усадебных парков, сохранившиеся до настоящего времени.

В конце XIX в. , знаменующегося значительным ростом городских населенных мест, возникает особый тип парка общественного пользования, так называемый «городской сад» или «бульвар» — небольшой клочок озелененного пространства с традиционной музыкальной эстрадой для «полковой музыки» и другими примитивными развлечениями, с обязательной «роскошной» цветочной клумбой и центральной аллеей для «дефилирования публики». Здесь уже не участвует художник-паркостроитель, а чаще садовник-любитель.

Как редкое исключение, отдельные столичные города выделяют более значительные территории для организации отдыха городского населения (как, например, Сокольническая роща или Петровский парк и др. в Москве).

Для трудящегося населения изредка разрешались и устраивались массовые «народные гулянья» на мало приспособленных для этих целей участках — кладбищах, пустырях или просто на улицах и площадях.

Эти «гулянья», приуроченные обычно к каким-либо церковным празднествам или ярмаркам, носили не вполне регулярный характер и не имели специально отведенных территорий. Среди пыльных улиц и площадей срочно возводились легкие балаганы, шатры, карусели, качели. Устраивались всевозможные зрелища и развлечения, богатые самобытным народным творчеством, с затейниками, петрушкой, кукольным театром и др.

Таким образом, для паркостроения старой России характерно классовое подразделение мест отдыха.

Огороженные чугунными оградами и охраняемые каменными львами, дворцовые парки высокой архитектурной культуры, но ограниченного пользования, безвкусно разделанные клочки зелени «общественного городского сада» с музыкой и, наконец, стихийно возникающие на городских площадях пестрые балаганы и шатры народных гуляний — этим полностью исчерпывались городские территории, предназначенные для отдыха и развлечений различных классов общества.

VI. Опыт советского паркостроения

ПАРКИ культуры и отдыха в СССР родились и выросли вместе со всей советской страной, с ее культурным и хозяйственным ростом, вместе с созданием и воспитанием нового человека — гражданина первого в мире социалистического государства.

Советский парк культуры и отдыха открывает новую страницу в истории паркостроения. «Парк культуры и отдыха является учреждением нового типа, сочетающим широкую политико-воспитательную работу с оздоровлением миллионов трудящихся» (из постановления МК ВКП(б) от 3/IX 1931 г. ).

Советский парк обслуживает новый контингент посетителей с новой идеологией, иными вкусами и стремлениями. Поэтому историческое прошлое паркостроения можно и нужно рассматривать только как художественное наследие минувших эпох, критически осваивая и перерабатывая которое легче выработать стиль архитектуры советского парка.

В СССР нет парков личного пользования, как противоречащих основным законам страны. Парки СССР являются собственностью советского народа, советского государства, общественной собственностью.

Советское паркостроительство является новой областью советского строительства, но за небольшой период времени оно проделало достаточно сложный и интересный путь развития. Возникший в 1929 г. в Москве Центральный парк культуры и отдыха является первым по времени парком этого типа в Советском Союзе. На опыте работы этого парка установилось совершенно новое социалистическое содержание парковой работы и было положено начало новому этапу развития паркостроения в других городах Союза.

Первые годы советского паркостроения шли под лозунгом выявления нового содержания и методологии работы социалистического парка. В этот период было сделано не мало ошибок и перегибов в понимании нового содержания. Отдых посетителей парка чрезмерно «активизировался» различными мероприятиями; характер последних был достаточно стандартен и значительно отставал от быстрого темпа развития советской культуры.

Проектирование парков, охватившее в первую очередь крупнейшие города Союза, в поисках за новыми архитектурными решениями, соответствующими новому социалистическому содержанию, также не избежало ряда ошибок.

Проекты планировок парков в первые годы характеризуются чрезмерной «гигантоманией»; под парки отводятся территории в несколько тысяч гектаров; на них размещаются грандиозные поля массовых действий, трибуны на несколько сот тысяч человек. Для прохождения по парку массовых общегородских демонстраций проектируются широчайшие аллеи и площади; понятие архитектуры зелени отсутствует; культурное наследие при проектировании не учитывается.

В этот начальный период паркового строительства парки рассматривались не как произведения искусства, а лишь как «плацдарм» для массовой работы.

Опыт реального строительства парков культуры и отдыха за первые 3-4 года внес свои поправки в толкование новых форм отдыха и выдвинул повышенные требования к архитектуре парков.

Советское паркостроительство отразило все творческие этапы развития советской архитектуры. Громадное влияние на повышение качества оказало освоение паркового архитектурного наследства, значение которого было указано в историческом постановлении ЦК ВКП(б) от 23/IV 1932 г.

Временное мелкое деревянное строительство, характерное для первых лет и случайно из года в год размещаемое на парковых территориях, сменяется возведением более капитальных парковых сооружений, место и назначение которых строго определяются разработанным генеральным планом строительства парка.

В настоящее время строительство парков твердо встало на путь реализации генерального плана, отвергающего всякую случайность и организующего парковую территорию в единый архитектурный ансамбль. Столичные парки Москвы, Ленинграда, Баку, Тбилиси перешли на крупное капитальное строительство.

Скульптура вошла в парковую архитектуру как неотъемлемая часть общего ансамбля архитектуры; последние годы обогатили парковую скульптуру советской тематикой взамен излишнего увлечения античными и классическими образцами.

Архитектура парков обогатилась фонтанами, каскадами и другими видами водных устройств.

Особенно широко ставятся вопросы обводнения парковых территорий путем создания больших декоративных и спортивных водоемов (пруды, озера, бассейны). Последний опыт создания большого озера в 1939 г. в Комсомольском парке культуры и отдыха Ташкента является убедительным тому доказательством.

Значительно выросло качество общего благоустройства парков, зеленого строительства, цветочно-декоративного дела и инженерного благоустройства. Над проектированием и строительством современных советских парков культуры и отдыха работает целый ряд специалистов: архитекторы, дорожники, озеленители и инженеры различных специальностей.

Опыт строительства советских парков показал, что все самые различные специальные области строительства в условиях парка связаны эстетическими требованиями. В парке нет ничего второстепенного: все, начиная с мелкой детали, утилитарной вещи, должно быть разрешено, как художественное произведение.

VII. ВЫВОД

Основной принцип работы ландшафтных дизайнеров – «Не навреди». Главное - заметить и подчеркнуть естественную природную красоту участка.

Работать с местным, привыкшим своеобразному климату посадочным материалом (деревья, цветы) и, конечно, газоном собственного производства.

Технологии ландшафтного дизайна в России еще только начинают формироваться. Слабая законодательная база, отсутствие четко определенных требований к выполнению работ и достаточного финансирования лишь тормозят развитие ландшафтного дизайна в нашей стране. За границей сад - показатель благополучия семьи, а у нас такое представление пока не сложилось.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)