Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Сибирская баня

Мне неоднократно приходилось встречаться с интересными вещами в нашем крестьянском быту, но я никогда серьезно не задумывался над ними, до определенного момента Однажды услышал фразу: «После двенадцати в баню ходить нельзя, там черти моются». Откуда пошло такое поверье? Что еще интересного связано с нашей русской баней? Какие верования бытуют в нашем Седельниковском районе?

И еще один вопрос меня интересовал не меньше, чем мифологический. Как с баней связана медицина? Почему раньше рожениц отправляли бабки-повитухи рожать в баню, почему знахарки после «лечения» шли в баню и усиленно парились, почему баня избавляет от многих болезней, почему я мало что знаю о бане – о том, что всегда было у меня под боком.

Таким образом, передо мной появился определенный круг вопросов, которые мне предстояло изучить.

Столкнувшись с этой интересной темой, мне захотелось поподробнее изучить все, что связано с русской баней и попытаться разобраться со всеми возникающими вопросами. С чего начать? Я начал изучать материалы по русской бане в специальной строительной литературе, в различных исторических журналах, в сборниках по мифологии, опрашивать старожилов с. Седельниково и всех окружающих людей, которые хоть раз сталкивались с баней.

Русская баня: история и современность.

Из истории русской бани.

Толковые словари единодушны в определении понятия «баня». «Баня – помещение где моются и парятся», «Баня – это специальное помещение или учреждение, где моются и парятся».

Впервые на Руси бани упоминаются в летописи 11 века. Были распространены как индивидуальные, так и общественные бани-мыльни. На старых планах Москвы 16 – 17 веков изображено довольно много общественных бань. Это были деревянные срубы с плоскими или двускатными кровлями, рядом с которыми располагались высокие шесты «журавцов» («журавлей»), подававших воду из колодца или реки. Специальный работник, именуемый водоливом, деревянным ведром с помощью журавля поднимал воду на необходимую высоту. Там переливал ее в деревянный желоб, и вода текла к чану, установленному внутри бани.

Традиция «банной культуры» на Руси уходит корнями в глубокую древность. Старые названия – истопка, влазня, мыльница, мыльня – и сейчас бытуют на юге России. Общеславянское слово «баня» - сравнительно новое.

Немецкий путешественник 17 века Адам Олеарий, вернувшись из Московии, писал, что у русских во всех городах и селениях много общественных и частных бань. «В царских палатах мыльни устраивались даже на втором ярусе терема, для чего под полом бани настилали свинцовые листы, а воду отводили по свинцовым трубам. Такие бани были превращены в настоящие хоромы – с комнатой для отдыха, с перинами из лебяжьего пуха»

Следует отметить, что бани встречаются не во всех районах России. Особенно много их строилось на Европейском Севере, в средней полосе, в Сибири, у народов Поволжья. Там, где бань не было, мылись в корыте, а парились в больших русских печах. Кое-где эта традиция жива и по сей день. Из протопленной печи выгребают угли, выметают золу и настилают солому. Забираются в печь через ее устье, женщины нередко брали с собой и детей. Там уже стоят ведра с горячей и холодной водой. Забравшись в печь, ложатся на солому головой к устью, заслонку задвигают и парятся горячим березовым веником. Затем обливаются на дворе, даже зимой, холодной водой.

Банями пользовались и другие народы. Самым древним на земле баням – специальным помещениям для мытья – около 4 тысяч лет. Их обнаружили археологи при раскопках царского дворца на острове Крит в Средиземном море.

Древнегреческая баня – это комната с котлом и кувшинами, где натирались оливковым маслом, смешанным с благовониями, затем старательно скреблись специальным бронзовым скребком и окатывались водой.

Римские бани – термы – служили не только для ухода за телом, но и для общения, занятий спортом и наукой.

Русская баня – явление особенное. Наибольшее распространение получили индивидуальные рубленые бани. Их ставили крестьяне обычно прямо на своей усадьбе. Одни – подальше от дома (в частности, так поступали сибиряки), другие – под одной крышей с избой на хозяйственном дворе. Все зависело от местных традиций. Строилась баня просто, без затей, но в то же время все в ней было продумано. Вытянутый сруб разделен на две части: маленький предбанник и более просторное отделение, где парились и мылись. В углу у порога устроен очаг или калильная печь, каменка. Это искусно сложенная груда камней с отверстием для топки. Печи с трубами в банях появились довольно поздно, поэтому топили по-черному. Дым из очага поднимался вверх и выходил через волоковое окно. Когда камни раскалялись, а сама баня достаточно прогревалась, окно закрывали вытяжной доской и на некоторое время оставляли баню «выстаиваться», чтобы удалить угарный газ.

Воду грели древним способом: в деревянные бочки заливали холодную воду, а потом бросали в нее раскаленные камни. Вода нагревалась так, что кипела ключом.

Вдоль стен стояли лавки, а у дальней от двери стены устраивалась высокая лежанка со ступеньками – полок, на котором парились.

Когда я осматривал основные постройки седельниковцев, то замечал, что бани в старых усадьбах ставили в некотором удалении от дома. Сейчас появилось стремление поставить все дворы «под одну крышу», и баня естественно вошла в этот ряд. Некоторые даже делают крытый переход в баню, чтобы в любую погоду можно было без проблем добраться до нее. Но из практических соображений на это идут не все – пожароопасно.

Просмотрев литературу по строительству бани, фотографии из фондов музеев под открытым небом, я убедился, что за долгие века баня не претерпела значительных изменений. Как утилитарные постройки, бани имели и имеют простые формы. Обычно, это небольшие клети, рубленные «в обло» (реже «в лапу») с выпуском концов бревен. Срубы покрывались двускатной или односкатной кровлей. Обычно бани стояли на четырех или шести столбах, высота которых зависела от уровня воды в половодье (часто бани располагались у реки) и от архитектурных пропорций самого сруба.

При обследовании седельниковских бань выяснилось, что большинство современных стоят на фундаменте из кирпича или бетона, а старые – первой половины 20 века – прямо на земле. При этом естественно нижние венцы сруба служат не долго. Каждая банька состояла из двух помещений: предбанника и мыльни, отделенных бревенчатой перегородкой с дверью. В мыльне мылись и парились, а в предбаннике раздевались, отдыхали, пили квас.

Первые бани седельниковских переселенцев топились по-черному. Об этом вспоминают многие старожилы. При таком способе протопки бани в одном углу устраивали печь-каменку. Она представляла собой груду камней на невысоком срубе с топочным отверстием, выложенным сводом. Когда топили каменку, огонь струился между камнями и раскалял их до красна. Рядом ставили ушат с холодной водой, опускали в нее камни и таким образом нагревали воду. Расплескивая её на камни, получали пар.

Для печи подбирали валуны-окатыши средней величины, но без трещин и сколов. Камни с трещинами или синевато-фиолетового цвета не годились: считали, что от них исходит угар.

Попариться взбирались по приступкам на широкий полок. Его устраивали вдоль одной из стен, у каменки. Вдоль другой стены стояла лавка для мытья, на ней же хранили и различную банную утварь – корыта, шайки, ковши.

Баня, которая топилась «по-черному» имеет свои преимущества. Дым и угар, от горящих в каменке дров распространялся по всему помещению, выходя через проруб-оконце в стене. Во время топки такая баня снаружи выглядела как бы «курящейся» дымом, «курной». Для неё заготавливали ольховые или березовые поленья, причем одинаковой длины и толщины, чтобы прогорали одновременно. Березовые дрова брали охотнее всего: горели жарко и без искр, которые часто приводили к пожарам, источали легкий здоровый аромат, выделяли деготь, со временем покрывавший стены и потолок тонким темным слоем, дезинфицируя их. В таких банях никогда не встречаются древесные грибки, они подолгу не гниют и всегда остаются сухими. Но имелся и один минус: во время мытья к стенам не желательно было прикасаться.

Когда читаешь воспоминания иностранцев, побывавших в России, то понимаешь, что русская баня их просто восхищала. В 1791 году в Москве вышла книга Антонио Нуньес Риберо Санчеса «О парных российских банях, поелику споспешествуют они здравия». Её автор испанский врач, он много лет жил в России и мог считать себя специалистом в банном вопросе. Книга имела огромный успех и способствовала появлению русских бань во Франции, Германии, Англии, Голландии и других странах.

В Европейской России сохранилась легенда о том, как к славянам пришел христианский проповедник Андрей. Приглашенный ими помыться в бане, он чуть не погиб там от ужаса. Впоследствии он рассказывал, как славяне топят бани до красна, раздеваются, обливаются квасом и заходят во внутрь, где «поднимают на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того добивают, что едва вылезают, чуть живые, и обливаются водой студеною, и так оживают». Проповедник особо подчеркивал, что делают это славяне добровольно, «всякий день, никем не мучимые, но сами себя мучат, и то совершают омовенье себе, а не мученье»

Еще с одной интересной особенностью русских бань мне пришлось столкнуться, при изучении её истории. Все мы неоднократно в сказках сталкивались с избушками на курьих ножках. Так вот, прообразы этих избушек реально существуют в Костромской области. Там бани ставят на сваи, чтобы во время половодья избежать подтопления. Когда рассматриваешь фотографии этих банек, то действительно складывается впечатление, что попал в сказочный мир.

Глава 2. Сибирская баня: на основе анализа бань Седельниковского района.

2. 1 Секреты строительства.

Расположение бани сибиряки выбирали тщательно. Обычно все хозяйственные постройки, в том числе и баня, находились на территории усадьбы, или какая-то их часть выносилась за ее пределы. Бани обычно ставились в огородах.

Для того, чтобы выяснить как строили баню я воспользовался самым доступным методом исследования – наблюдением. При первичном осмотре бань в Седельниково и Седельниковском районе я увидел, что все они рубленые. Чаще всего для связки бревен в срубе использовалась техника «в обло» чашкой вверх, реже – «в лапу» (эта технология более сложная). В основном бани рубились и рубятся в нашей местности из осины, а нижние венцы из лиственницы. Количество лиственничных венцов обычно колеблется в пределах одного – трех.

При беседе с жителями деревни Ново-Уйка Седельниковского района выяснилась интересная особенность. «Использовать в бане осину крайне нежелательно, так как она забирает из человека силу и энергию. Особенно не рекомендуется париться осиновыми вениками. Да и при рубке бани не следует использовать осиновые бревна. Но так как осина сейчас более дешевая, нежели сосна, то обычные крестьяне заготавливают именно ее для строительства, несмотря на указанные поверья». Вероятно, такое отношение к осине восходит к библейской истории о гибели Иуды.

У всех опрошенных мною плотников удалось выяснить, что никто особого времени заготовки древесины сейчас не соблюдает. «Это раньше деды знали, когда и как надо готовить лес на баню. Сейчас же строительный материал заготавливают в свободное время». Очевидно, поэтому современные бани едва переживают пятнадцатилетний рубеж – гниют быстро, древесину «рвет» (появляются продольные трещины в бревнах, да такие, что большой палец свободно входит). А восстановить секреты никто и не пытается.

По неточным данным все же удалось выяснить, что лес необходимо заготавливать на полную луну.

Предбанники в основном если и строят, то досчатые. Рубленые в одной связи с баней предбанники составляют примерно 24 – 27 %. Часть бань вообще лишена предбанника. Это связано с отсутствием места на усадьбе (когда баня находится в ряду хозяйственных построек), отсутствием материала, или ненадобностью для хозяев.

На пол идет лес более прочный, чем на потолок. Чаще всего это лиственница, сосна или береза. На потолок настилают более легкую осину. Утепляют потолок черноземом, а в 80 – 90-е гг. – шлаком. Но при эксплуатации бани шлак накапливает влагу и не просыхает. Потолок сгнивает в течение 3 – 7 лет. Приходится его менять. Земля же «дышит» и позволяет лишней влаге испаряться, что способствует увеличению срока службы потолка. Для заделки щелей на потолке книги советуют стелить рубероид или толь, но из практики он дает такой же эффект, что и шлак. Седельниковцы чаще промазывают щели «настоявшейся» глиной с добавлением костры, опилок, соломы, либо под землю настилают бересту.

2. 2 Банные процедуры: Секреты банного веника.

То, что баня лечит, уже ни у кого не остается сомнений. А вот какой веник какой недуг изгоняет – это интересно. Поэтому, прежде чем идти в баню, тщательно следует подобрать веник, чтобы банное времяпрепровождение было не только приятным, но и полезным.

Березовый веник помогает при болях в мышцах и суставах после упражнений и физических нагрузок. Он хорошо очищает кожу при наклонности к сыпи и гнойничкам, ускоряет заживление ран и ссадин. Когда говорят «прилип, как банный лист», то имеют ввиду березовый лист. Он плотно прилегает к телу и впитывает выступающий пот благодаря пористой поверхности.

Самый хороший веник получается из тонких веток плакучей березы. Не рекомендуется заготавливать веник из кустов березы, растущих от корня большого дерева. Такой веник будет жестким. Для усиления целебного действия в березовый веник можно добавлять полынь, крапиву, тысячелистник, ромашку. В Седельниковском районе чаще в веник добавляют 3 – 4 веточки черной смородины. Её запах наполняет баню приятным ароматом и успокаивает нервную систему. Березовым веником можно пользоваться 2 – 3 раза (в зависимости от состояния). Для повторного употребления веник необходимо вымыть и высушить.

Дубовый веник больше подходит для жирной кожи. Он делает ее матовой и упругой, оказывает сильное противовоспалительной действие. Дубовый отвар используется как лечебное средство при некоторых кожных болезнях, при потливости ног. Заготавливают дубовые веники в сыром лесу, где рядом с дубом растет лопух. Как и в березовый веник, в дубовый можно добавлять полынь, крапиву, тысячелистник, ромашку.

Липовый веник прекрасно устраняет головную боль, проводит мягкую «гимнастику» для почек (мочегонный эффект), ускоряет потоотделение, оказывает успокаивающее, ранозаживляющее, бронхорасширяющее, жаропонижающее действие. (Из практики, и по рекомендациям врачей, с жаром (температурой) вообще в баню ходить нельзя).

Рябиновый веник усиливает процессы возбуждения в нервной системе – устраняет расслабляющее воздействие банной процедуры, хорошо подготавливает организм к работе и поэтому успешно применяется в первой половине дня.

Хвойный веник (пихтовый, можжевеловый, кедровый) стимулирует потоотделение, ускоряет кровообращение глубоко в мышцах и – рефлекторно – даже во внутренних органах. Такой веник хорош для своеобразного массажа. Например, при болях в позвоночнике, радикулите. Веник из пихты или кедра полезен при простудных заболеваниях, заболеваниях почек и мочевого пузыря. Хвойными вениками можно пользоваться только при малочувствительной коже. Используют только свежую хвою. Веник запаривают 15 – 20 минут в крутом кипятке, а парятся им после предварительного пребывания в парной в течение 5 – 7 минут. Хвойным веником можно пользоваться 3 – 4 раза, не просушивая его.

Веник из молодых побегов вишни очень приятен; ветки собирают во время обрезки деревьев в начале лета. Веник очень мягкий и ароматный.

Крапивный веник используют после физических нагрузок, если чувствуется боль в суставах и мышцах. Стоит похлестать (из практики, скорее, поводить) их жгучей зеленью, и все неприятные явления исчезают. Это связано с местным мощным раздражающим, отвлекающим, противовоспалительным действием. Крапивный веник – хорошее средство для лечения радикулита, ревматизма. При его регулярном применении снижается артериальное давление, снимается нервное напряжение. Из опыта применения для лечения радикулита «следует брать крапиву «жгучку», она невысокая с маленькими круглыми листьями, до периода цветения. Веничек получается недлинный, до 30 см, желательно использовать свежую. Двудомная (длинная) крапива не оказывает такого действия».

Чтобы избежать ожога, веник из крапивы готовят так: 2 – 3 раза на 2 – 3 минуты перекладывают веник из горячей воды в холодную. Если же нужно провести «жгучую» процедуру, то веник на 1 – 2 секунды опускают в кипяток, а парятся только после хорошего прогревания кожи.

Веник из полыни менее доступен, но зато хорошо «топит» внутренний жир, применяют для похудения.

Чтобы в бане пар тоже помогал организму, нужно подливать на каменку теплые отвары из трав. А общее правило – для «добычи» пара вода должна быть горячей. Полезны отвары листьев березы, можжевельника, полыни, душицы, чабреца. Можно добавить в воду несколько капель эвкалиптового, лавандового, пихтового или розового масла, выдавить пару ломтей арбуза или плеснуть кваса. Литрами такие отвары на каменку не льют, обычно разводят водой. Но все же, как правило, поливают на каменку той водой, в которой запаривали веник. Березовый или пихтовый отвар дает приятный аромат. К сожалению, в последнее время для улучшения «духа» в бане на каменку стали лить пиво.

Заготовка веника.

Веник необходимо заготовить заблаговременно. Важно знать, что целебные вещества содержатся в почках, листьях и тонких ветках растений. Главные требования заключаются в следующем.

Заготавливать веники желательно в июне, когда лист нежный, ароматный, окрепший. Это пора цветения, травостоя. Дубовые веники заготавливают в августе – сентябре. Хвойные веники, как правило, седельниковцы заготавливают круглый год, непосредственно перед баней.

Что касается сроков заготовки веников, то здесь мнение опрошенных жителей Седельниковского района расходятся: «Веники заготавливаем всегда в конце июня», «веники заготавливают с 7 по 12 июля», «веники заготавливают в июне, перед полнолунием», «веник заготавливают до Ивана Купалы», «веники заготавливать надо до 12 июля», «заготавливали веники в период с Иванова дня до петрова (7 – 12 июля)». По рекомендации врача скорой помощи Тарской городской больницы Дерюшева Александра Николаевича, все наземные части растений заготавливаются «на молодой месяц», в этот период все целебные свойства находятся в верхней части растения.

В ходе эксперимента по заготовке веника в разное время мы взяли период за последние 3 года. Веники заготавливались на одном и том же месте, приблизительно в одном километре от села Седельниково. Результат же был различным. 2003 и 2004 год – удачная заготовка: веник выдерживал как минимум парение двух человек по три захода каждый. Некоторые могли выдержать и две бани. Лист на них не опадал. В 2005 году веник не выдерживает одного пропаривания, не говоря уже о трех заходах хотя бы для одного человека.

В этом вопросе мы попытались разобраться и составили сводную таблицу по заготовке веника именно в Седельниково. Как видно из таблицы суеверия, насчет дня недели в который заготавливается веник, безосновательны. А вот фаза луны имеет существенное значение. Конечно, для более уверенных выводов необходимо вести наблюдение ну хотя бы лет 10, но и на четырехлетнем отрезке уже заметны определенные выводы.

Год Дата заготовки Фаза луны День недели Степень прочности

2001 2 и 3 июля Полнолуние (1 и 2 день Понедельник, вторник Средняя полнолуния)

2003 20 июня Последний день полнолуния пятница Средняя

2004 15 августа Последний день старого воскресенье Высокая месяца. 16. 08. 2004 года новолуние

2005 1 июля Старый месяц (новолуние 6 пятница Низкая июля)

2. 3 Медицина и баня.

Баня принесет здоровье, если соблюдать все ее заповеди. Надо знать, как строить баню, где её лучше поставить, какое дерево использовать для строительства и, конечно же, как париться. В том, как топить баню, тоже есть свои премудрости. Подобрать поленья (лучше березовые) надо так, чтобы сгорели они одновременно. Жар должен быть сухим, а потому баню строят из легкого пористого дерева, впитывающего влагу, - липы или осины (но сибиряки за отсутствием липы, и из-за суеверия про вред осины эти деревья практически не использовали в первой половине ХХ века. Предпочитали сосну. Сейчас все чаще обращаются к осине. Атеистическое воспитание у многих отняло веру в суеверия, да и доступность осины выше. Как показала практика, осиновая баня очень хорошо держит жар, в ней легко париться, только она менее долговечна, нежели сосновая). Водой, в которой запаривают веник, обычно моют голову, чтобы волосы были здоровыми. Березовый настой придает свежесть телу и бодрость духу. Помимо этого настой «смягчает» воду.

В банях натирались и различными снадобьями от простудных заболеваний (редькой, молодой крапивой, бодягой). Веники предпочитали березовые, лучше из березы бородавчатой, но парятся и дубовыми, и пихтовыми. А вот как надо париться. Сначала веником гонят пар к телу и только потом легко касаются кожи листиками, затем веточками и уже всем веником хлещут по спине, причем только вдоль, а поперек спины нельзя.

В современных условиях все чаще молодежь обращается к различным диетам для похудения. А наши предки знали, что в этом поможет русская баня. Для того чтобы похудеть, перед баней необходимо выпить настой из малины или липы. Эти настои отлично подготавливают организм к предстоящей процедуре. Затем следует облиться теплой водой или вымыться, вытереться насухо. Эти процедуры разогреют тело. Затем одеваем шапочку (обязательно сухую): она предохранит от перегрева и в парилку. Есть два способа для стимуляции потоотделения. Первый: натереть тело медом с солью, второй – натереться 76-градусным спиртом. Медом натирают сухое тело и идут в парилку, а спиртом натираются уже на полке. Не нужно долго сидеть в парилке. Лучше сделать несколько заходов по 5 – 10 минут. После парилки нельзя охлаждаться, так как это прервет потоотделение, и все попытки похудеть пойдут насмарку. После парилки лучше облиться горячей соленой водой, выйти в предбанник, закутаться в простыню или одеяло и лежать минут 15. Затем повторить процедуру. Мне приходилось наблюдать такой способ похудения в среде спортсменов. Фоменко Евгений из г. Тара, кандидат в мастера спорта по гирям, неоднократно проделывал такие процедуры для снижения веса, чтобы попасть в низшую весовую категорию. И результаты были значительные.

Для укрепления иммунитета после парилки используется холодное обливание. Однако здесь существует одно «но». После холодного обливания обязательно должно последовать горячее. Дело в том, что когда клетка охлаждается, она, для поддержания нужной температуры, вынуждена сжигать большое количество внутриклеточного сахара. Образуется множество продуктов распада. А так как сосуды сжаты, то отток их затруднен. Поэтому для облегчения выводов из клетки продуктов распада, необходимо опять нагреть организм.

Лечение в бане.

▪ Наешься луку, ступай в баню, натрись хреном да запей квасом.

▪ Баня – мать вторая. Кости распаришь, все тело направишь.

▪ В бане пристало (болячка, чесотка и прочее, говорится шутя о человеке, который заразился).

▪ Заря орина (зарина), заря скорина, возьми с раба божия младенца N зыки и рыки дневные и нощные. (С этими словами нагая бабка обносит нагого новорожденного вокруг бани)

2. 4 Мифология и баня.

Отношение у русских к бане было двойственное. Верили в то, что «баня все грехи смоет». И в то же время считали ее «поганой», опасным и нечистым местом, баня всегда отделялась от дома. В деревнях баню топили часто, а во время сенокоса и молотьбы – чуть ли не ежедневно. Могли топить и по случаю приезда кого-то, перед проводами.

По верованиям славян в бане проживал дух бани – Банник (баенный, банный). «Это крошечный, злобный старикашка, одетый в липкие листья, отвалившиеся от веников», «черный, мохнатый, злой мужик», «дух бани в поверьях восточных славян, пугающий людей и требующий жертв, которые ему оставляли в бане после мытья». Считалось, что после того как в бане вымоются люди, наступает очередь банника, а так же чертей. Банник не любит тех, кто после полуночи моется в бане. Может его до смерти «зашпарить». Черти задушат человека, а людям покажется, что тот человек угорел, или запарился. Иногда любит злобно пошутить над женщинами – хохочет, свистит и воет за каменкой. Чтобы задобрить банника, ему оставляют в бане кусок ржаного хлеба, густо посыпанный солью. В кадушках - немного воды и хоть маленький кусочек мыла, а в углу веник. Чтобы навсегда отнять у банника силу и охоту вредить, ему приносили в дар черную курицу, которую закапывали в землю под порогом бани. Банник особенно был недоволен, когда баня использовалась не по назначению, даже временно. Никто из путников не решался остановиться на ночлег в бане, а предпочитали выспаться где-нибудь в стогу, в сарае или под кустом. На ночлег банник пускает в том случае, если путник вежливо попросит у него позволения: «Хозяинушко-батюшко! Пусти ночевать!» Такого прохожего банник охраняет от всякой нечистой силы.

Шутить с собой банник не позволял, но в то же время именно в баню приходили девушки погадать на Святках, узнать свое будущее. Гаданий в бане было много, вот одно из них. Гадающий просовывает в двери бани голую спину или голую руку, а банник либо бьет его когтистой лапой (к беде), либо нежно гладит мохнатой и мягкой, как шелковой, большой ладонью (к счастью).

Все были убеждены, что банник очень любит, когда женщины приходят к нему рожать: он становится свидетелем вступления в новый мир нового человека. А еще у него на глазах невеста смывала свою «девью волю» перед свадьбой.

У банного хозяина спрашивают разрешения, когда желают истопить баню: «Банный хозяин, дай мне баню истопить!» - и так трижды.

В журнале «Родина» мне встретилась статья Ольги Щербининой (собственного корреспондента журнала по Уралу и Сибири) о верованиях сибиряков, связанных с баней. Ей был записан небольшой рассказ со слов Марии Николаевны Суслопаровой, 1931 года рождения, жительницы деревни Шайдурихи.

«Было это в 1942 году, когда мама уже получила похоронку и сильно переживала, тосковала об отце. Четверка у неё осталась дома-то без отца. Вот как-то она мылась в бане. Выполоскала волосы, подняла голову, а за колодой с водой стоит отец!

- Иди сюда, набирай воды. Или не ждала меня?

Мать так и окаменела, но набралась сил и говорит:

- А ты сам подойди!

- Сними крест, тогда подойду.

Тогда она давай читать Богородицу и креститься. Он пошел к двери и в сердцах сказал: «А-а-а, догадалась!» смотрит она – а у него ноги-то петушиные. Ещё пуще испугалась, давай еще жарче молиться, а выйти-то боится: он вдруг за дверью! Оделась и стоит, не выходит.

Ждали-ждали мы её и решили в баню за ней идти. Пошел брат Коля. Стучит.

- Мама!

- Ты ли это, Коля?

- Да я! Ты что, мой голос не узнаёшь?

- Заходи. Ты никого не встретил по дороге?

Посмотрели на снегу днем-то, а на крыше бани весь снег исслежен петушиными ногами.

С тех пор мать одна в баню ходить не стала»

Сюжет явления покойного мужа в бане (впрочем, как и другой нечистой силы) – один из самых распространенных по всей России. «А-а, догадалась!» - хрестоматийная фраза, обычный возглас нечистого, когда козни его оказываются раскрытыми. Эти верования во многом не утратили своей актуальности и сегодня, хотя объяснений научных им еще нет.

Быличка о баннике.

Как-то, запоздавши в дороге, забрался мужик перед праздником в свою баню после полуночного часа. Но, раздеваясь, второпях вместе с рубашкой прихватил с шеи крест, а когда полез на полок париться, то никак не мог оттуда слезть подобру-поздорову. Веники так сами собой и бьют по бокам. Кое-как, однако, слез, сунулся в дверь, а она так притворена, что не отдерешь.

А веники все свое делают – хлещут. Спохватилась баба, что долго нет мужа, стала в оконце звать – не откликается, начала ломиться в дверь – не поддается. Вызвонила она ревом соседей. Эти пришли помогать, рубили дверь топорами – только искры летят, а щепок нет. Пришла на выручку баба-знахарка, окропила дверь святой водой, прочла свою молитву и отворила. Мужик лежал без памяти, насилу оттерли его снегом.

Мы попытались провести небольшое исследование, целью которого было выяснение знаний жителей района о фольклоре и мифологии, связанными с баней. Но, к нашему сожалению, удалось выяснить немного. Практически никто ничего не помнит и не знает. Самым распространенным суеверием было «после двенадцати часов в бане моются черти, и туда нельзя ходить», хотя тут же все указывали, что проверяли этот факт и сами неоднократно мылись в бане после полуночи и живы. Но встретился и ряд интересных поверий. Мы их приводим с небольшими комментариями.

Поверья, связанные с баней, бытующие в Седельниковском районе.

▪ В первую очередь в баню должны ходить молодые члены семьи, а старики в - последнюю. (вероятнее всего это связано с верой в то, что если старики пойдут первыми, то смоют с себя все болезни, и они перейдут на молодых)

▪ Если женщина идет в баню во время «критических дней» с ребенком, то первым порог бани должен переступить ребенок. Если же первой в баню войдет женщина, то ребенок покроется сыпью.

▪ Перед тем как идти в баню, нельзя есть, иначе вши заведутся (вероятнее всего, так пугали маленьких детей, так как на полный желудок тяжело париться в бане, по крайней мере, так говорил дедушка Медвецкого В. П. , перед посещением бани).

▪ При ополаскивании в бане говорится приговорка: «С гуся вода, с худоба» - (вода в мифологии всегда имела очищающие свойства и могла смыть не только обычную грязь но и «грязь душевную», болезнь. Вероятно, с этим свойством и связана данная присказка)

Баня в фольклоре.

Пословицы и поговорки.

▪ Пар костей не ломит, вон души не гонит.

▪ Пар костей не ломит, а простуду вон гонит.

▪ Бане не сгореть, а овина не потушить (поверье).

▪ Овина не отнимывать, а бане не сгарывать.

▪ Баня здоровит, разговор молодит.

▪ Который день паришься, тот день не старишься.

▪ Баня без пара, что щи без навара.

▪ Баня любую болезнь гонит.

▪ Баня – не заговенье, на нее нет запрета.

▪ В бане кости распаришь – тело исправишь.

▪ В баню ходить – не вино пить, а тело мыть, помыть, попарить, молодцом поставить.

▪ Парься – не ожгись, поддавай – не опались, с полка не свались.

▪ В бане веник – всем начальник.

▪ Добрая та речь, что в бане есть печь.

▪ Эх, жар-суховей, пар-береза на спине.

▪ Сижу у банной печи да грею плечи.

▪ Пар любить – баню топить.

▪ В баню идти – пару не бояться.

▪ Баня парит, баня правит.

▪ Баня все грехи смоет

▪ И в одной бане, да не одни приметы.

Загадки о бане.

▪ Чертова бабка вся в заплатках (каменка в бане).

▪ Полна поветка воробышков: сидят, не летят, почирикивают (камни на каменке шипят при поддаче).

▪ Черная корова целый ушат воды выпила (банная каменка).

▪ Шапка татарка (Чертова шапка) вся в заплатках (каменка).

▪ Стоит свинка, золота щетинка (накаленная каменка).

▪ Мал, да удал: всех людей перебил и царю не спустил (веник банный и платяной).

▪ Маленький пузанчик по городу ходил, всех ребят перебил (веник банный).

▪ Вечор меня зеленушка уползал, уерзал и спать уклал (веник банный).

▪ По сараю (по повети) ходу, ерыкалу ищу; ерыкаться хочу (веника ищу париться).

▪ Мать грузна, дочь красна, сын легче перышка (баня, огонь, дым).

▪ Сидит барыня в амбаре, не свезешь ее на паре (печь в бане).

▪ Двое парятся, третий толкается, когда открывается, вся сласть поднимается (заслонка в печи).

▪ Без рук, без ног, не мал клочок, кверху ползет (пар).

▪ Отец не родился, а сын уже в лес ходит (огонь и дым).

2. 5 Современная баня: какая она, что мы о ней знаем?

Для получения необходимых данных мы провели опрос респондентов в возрасте от 16 до 80 лет и получили ряд интересных сведений. Для начала изучили обработанные материалы опросников по строительным технологиям, затем по фольклору. Так же нас интересовала степень владения информацией по предложенным заданиям в разных возрастных категориях, заинтересованность и практическая значимость изучаемого предмета.

В процентном отношении по разным моментам результаты выглядят следующим образом:

Соотношение опрошенных по полу.

Соотношение в процентах по участию в строительстве бани.

Типы банных печей в Седельниковском районе.

Процентное соотношение парящихся в бане.

Заготовка веника.

По вопросу заготовки веников выяснилась причина их недолговечности. Мы просто не знаем, когда их нужно заготавливать. Ни в одной книге о бане не учитывается фаза луны, на которую надо готовить веник. А от нее многое зависит. К сожалению, современный человек практически все утратил, растерял дедовский опыт и теперь приходится восстанавливать его по крупицам. Наши четырехлетние наблюдения - это лишь капля в море. Их необходимо продолжать.

Типы веников, заготавливаемых в районе (в процентах).

Ароматические вещества, применяемые для ароматизации пара в парилке.

В результате опроса выяснилось, что часть сибиряков (даже учитывая что баня и алкоголь несовместимы) для ароматизации пара используют пиво. Но здесь же дают предупреждение (правда, не все, в основном люди с опытом), что пиво надо разводить водой в соотношении 2:1. Только в этом случае запах будет мягкий, без примеси горелого солода.

Из поверий, связанных с баней, седельниковцам известно лишь одно: «После полуночи в бане черти моются». В остальном знаний вообще нет. Около 90 % с трудом вспоминают по 1 – 2 пословицы о бане, хотя их существует великое множество.

Заключение.

В результате проведенного исследования мы попытались ответить на поставленные перед работой вопросы. На многие из них мы так и не получили вразумительных сведений, и это делает данную тему перспективной. Современный человек, с его стремлением к научно-техническому прогрессу растерял накопленный тысячелетиями опыт, восстановить который сейчас довольно сложно.

При проведении исследования в будущем необходимо увеличить процент респондентов до 1940 года рождения. Сейчас же наша задача выяснить знания современной молодежи о бане уже дала определенный результат. По части вопросов мы больше не знаем, нежели имеем конкретные вопросы. Современному человеку необходимо уже сейчас, немедленно восстанавливать наследие своего народа, национальную гордость России – русскую баню. Ведь именно она исцелит наше больное поколение, вернет к жизни, наделить физическими и духовными силами.

Да и чего греха таить, поможет и в бизнесе многим молодым людям. Баня – это прежде всего общение. На наших глазах неоднократно положительные вопросы решались именно в бане. Может быть этот факт не примут люди более старшего поколения, мы не беремся оценивать. Мы лишь констатируем нашу современную действительность.

В конечном счете – современному человеку, в столь интенсивном ритме жизни, надо научиться отдыхать. А что лучше бани поможет расслабиться и отдохнуть.

Материал данной работы можно использовать как теоретический при проведении экскурсий, беседах о жизни сибирской деревни, так и в практических целях. Здесь приводятся советы по строительству, заготовке веника, лечении, проверенные на практике в Сибири, в условиях жесткой зимы, с использованием практичных средств. И пусть это не всегда красиво, зато надежно.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)