Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Садово-парковая культура Великобритании и других странах

“Основными направлениями экономического и социального развития РФ на 1989 – 2000 годы и на период до 2005 года” планировалось рекультивировать около 660тыс. га земель; продолжить и улучшить благоустройство земельных зон городов и посёлков, расширить сеть заповедников, национальных парков, заказников и других охраняемых природных территорий; повысить качество архитектурных и градостроительных решений; улучшить благоустройство городов, их озеленение и санитарно – техническое состояние; продолжить развитие сети санаторно-курортных учреждений; удовлетворить духовные потребности людей. В новой редакции Программы России говорится: “Более высокие требования будут предъявляться к архитектуре, эстетическому оформлению и благоустройству городских и сельских поселений”.

Реализация всех этих задач неразрывно связана с озеленением населённых мест, которые являются обширной разветвлённой системой хозяйственной деятельности. В функции озеленения входят проектирование, строительство, формирование и эксплуатация озеленённых территорий различных категорий, включающих: систему озеленённых территорий города – общегородских и районных парков, сады макрорайонов, участки в жилых массивах, улицы, бульвары, скверы загородные рекреационные территории; зелёные зоны, лесопарки, зоны и базы отдыха; внегородские территории различного профиля: парки – памятники истории садово-паркового искусства (или исторические парки), парки лечебно курортных учреждений, национальные парки.

Ландшафтное искусство – это один из видов искусства, существующих наравне с остальными (живописью, скульптурой, музыкой) и соответственно представляющий собой “особую форму общественного сознания и человеческой деятельности” в котором органически сочетается художественное (образное) познание жизни с творчеством по Законам красоты”.

В сферу деятельности ландшафтного искусства входит объёмно – пространственная организация различных территорий с помощью компонентов природного ландшафта, архитектурных и инженерных сооружений. Одна из важнейших задач ландшафтного искусства – формирование здоровой и эстетической полноценной среды для жизни человека. В этом смысле ландшафтное искусство сводится с ландшафтной архитектурой. Но вместе с этим оно представляет собой “определённый качественный уровень ландшафтной архитектуры”.

Ландшафтное искусство выросло из садово-паркового, которое было направленно на создание садов и парков. С середины XIXв. В результате роста и развития городов, вызванных развитием капитализма, появились новые категории озеленённых территорий – скверы, бульвары, общественные парки, лесопарки и национальные парки. Эти новые объекты по своим функциям существенно отличались от грандиозных садов и парков и требовали своего пространственного и художественного решения. При их строительстве мастера опирались на традиции садово-паркового искусства, вместе с этим формировались планировочные приёмы, отвечающие новым требованиям времени.

Таким образом, садово-парковое искусство – это не только этап в развитии ландшафтного искусства, но и фундамент, опираясь на который ландшафтное искусство продолжает своё развитие.

В состав основополагающих задач ландшафтного искусства входит создание объектов высокого эстетического уровня, благоприятных по своим микроклиматическим и санитарно – гигиеническим свойствам, функциональных, т. е. отвечающих своему назначению.

Специфика ландшафтного искусства заключается в том, что основным материалом, с которым оно работает, является природа: рельеф с его геопластическими возможностями, вода в спокойном состоянии и движении, растительность, непрерывно меняющая свой облик, климат. Соединение природных материалов в целостную композицию, несущую определённый художественный образ, составляет суть ландшафтного искусства.

Ландшафтное искусство вместе с архитектурой и градостроительством относится к группе пространственных видов искусства и призвано организовать пространственную среду с помощью природного материала. Формирование пространства в ландшафтном искусстве подчиняется экологическим, функциональным и эстетическим требованиям. Экология в ландшафтном искусстве имеет двоякий характер: экология человека и экология растений.

В первом случае необходимо формирование комфортной среды для человека (включающей температуру и влажность воздуха, ветровой режим, инсовязию), во втором – обеспечение благоприятных условий для произрастания растений. Так, в жарком климате для человека необходимо создать тень и прохладу, обеспечить полив растений. Поэтому в южных садах и парках преобладают закрытые озелененные пространства с разнообразными водными устройствами. В северных широтах, наоборот, нужны открытые, освещённые солнцем пространства, достаточно прогреваемые и защищённые от неблагоприятных северных ветров.

Функциональные требования направлены главным образом на организацию самых разнообразных видов полноценного отдыха населения.

Таким образом, ландшафтное искусство тесно связано как с биологическими науками (экологией, дендрологией, почтоведением и др. ), так и с архитектурой, опирающейся на инженерные науки. В своём развитии от садов древности до наших дней оно накопило немало классических примеров, которые актуальны и в наше время. Поэтому изучение теории композиции ландшафтного искусства немыслимо без предшествующего опыта паркостроения.

1. Сады и парки Великобритании

Сады Хэмптон корта.

Тилтярд

Эта территория была заложена во время правления Генриха VIII (1509-47) для проведения турниров. Король мог наблюдать за поединками, борьбой и другими видами спорта с одной из пяти башен, из которых до наших дней сохранилась только одна. Теперь в ней расположены чайные комнаты

Тилтярд В 17 веке эта территория была огородом, на котором выращивались свежие овощи и зелень для дворца. Сегодня эта территория разбита на серию из 6 небольших садов, включая Сад Роз и Сад Трав.  

Природный заповедник (The Wilderness)  

Первоначально в 16 веке здесь был фруктовый сад, во времена правления династии Тюдоров при Генрихе VIII на севере от дворца соорудили Большую оранжерею. Но ко времени царствования Вильяма III (к концу 17 века) вся территория была оставлена в диком природном состоянии. Но с подрезанной в геометрических формах живой изгородью и с переплетающимися дорожками. Во времена Вильяма III - это был скорее прогулочный сад, чем природный заповедник. Однако уже в 18 веке, знаменитый путешественник Даниэль Дэфо, увидев уже одичавший парк отметил, что "нет ничего более прекрасного".  

Лабиринт является единственной уцелевшей частью первоначальной планировки. Один из героев книги, признанной шедевром викторианского юмора, провозгласил лабиринт - "очень простым. это абсурд называть его лабиринтом", только лишь для того, чтобы окончательно в нем заблудиться. Внутри лабиринта герои Джерома К. Джерома встретили других посетителей "потерявших всякую надежду когда-нибудь снова увидеть свой дом и друзей". И сейчас выбраться из старого лабиринта - занятие не из простых.

Сегодня территория Природного заповедника знаменита невероятным количеством растущих свободно весенних цветов.  

Большой Фонтанный сад  

Первоначально эта земля принадлежала Стюартам и была простым парком. Затем она была куплена Вильямом III для королевского сада и расположена в форме полукруглого цветника с 13 фонтанами, из которых сохранился только один. Из-за этих фонтанов парк и получил свое новое имя. Сад был полностью перепланирован во время правления королевы Анны (1702-14). Дикие газоны с постриженными тисами и остролистами заменили сады Вильяма III с его живой изгородью в коробках, фонтанами и статуями. Говорят, что королева Анна не любила запах этих коробок.  

Анной были также посажены большие тиссовые деревья, но первоначально они подрезались до высоты 1,8 - 2,5 метра. В 1710 Анна добавила в интерьер парка полукруглые каналы. С тех времен устройство сада заметно упростилось, и хотя большинство тиссов остались там с 1707 года, нынешнее устройство сада - результат работы садовников конца 19 - начала 20 века. Травяной бордюр вдоль Прогулочной стены (Broad Walk), введённый в ансамбль сада в 1920 году, является самым длинным в мире. Его протяженность 800 метров.  

Клумбы на газоне берут свое начало с викторианских времен, когда было популярно устройство коврового цветника. Две большие урны, стоящие недалеко от дворца, относятся к 1690 году, и были перенесены сюда из Сада Приви в 1700 году.  

На севере от прогулочной стены расположен королевский теннисный корт, разбитый для Чарльза I в 1620 году. Но это не первый теннисный корт во дворце, еще раньше на этом же месте были корты принадлежавшие Тюдорам. Затем в 1660 году корт был обновлен по просьбе Чарльза II, после его восстановления на троне. Известный британский хроникер 17 века Самюэль Пепис, наблюдая за игрой Чарльза II писал, что чувствовал тошноту из-за того, что "видел как королевская игра превозносилась абсолютно без причины". С тех пор корты практически не изменились. Эти корты используются до сих пор во время Открытого чемпионата Британии по настоящему теннису.

2. Сады и парки Китая

Сады и парки Китая, Кореи и Японии принципиально отличались от европейских. В их основе лежало особое отношение к природе, связанное с философией и религией.

Первые сведения о садах в этой стране, дошедшие до нас в различных письменных источника, рисунках и других изображениях, относятся к XII в. до н. э. Речь идёт о китайском владыке чеу, создавшем один из первых парков Древнего Китая. Пришедший к власти (после чеу) Му Уанг разбил роскошные сады с различными сооружениями. Император Цзин Хи – Хоанг за 41 год своего владычества создал грандиозный парк площадью более 1000га и построил в нём такое же количество дворцов, какое количество княжеств он завоевал.

Садово-парковое искусство в Китае зародилось ещё в глубокой древности. Так, император Цин Шихуан – ди, при котором была построена Великая китайская стена, известен также как владелец огромного парка, а у императора Ханьской династии Ву – ди (140 – 87 гг. до н. э. ) был сад с искусственными гротами, ручьями и дорожками. В этом саду росли декоративные деревья и кустарники. Сады того времени были связаны с даоизмом, согласно которому природа рассматривалась как обитатель богов. Они представляли собой участки естественной природы, выделенные из окружающего ландшафта (так называемые «парки красивых мест» – бодарчу).

С приходом из Индии в Китай буддизма (64 г. н. э. ) садовое искусство развивалось в направлении формирования пейзажных композиций, выражающих природу и несущих определённое настроение. Эмоциональная направленность парка обусловила классификацию его пейзажей по впечатлению на устрашающие (с темными рощами, нависшими скалами, грохочущей водой горных рек и т. д. ), смеющиеся (открытые, залитые солнцем поляны, цветущие растения), идиллические (спокойная гладь воды, остров, пагода). Пейзажные композиции строились так, чтобы подчеркнуть красоту естественной природы и создать бесконечное разнообразие меняющихся видов.

Наибольшего расцвета садово-парковое искусство Китая достигло в X – XII вв. и вновь – XIII – XIV вв.

В северной части Китая получили развитие большие сады, занимающие обширные территории в сотни гектаров, а в южной (экономический центр страны) – малые, устраиваемые при жилых домах. Однако для всех садов характерен ряд общих черт. Неотъемлемой (почти обязательной) частью сада и центром его композиции является водоём. Он занимает значительную часть территории (30 – 70%). Около водоёма размещаются дворцовые постройки, образующие архитектурное ядро парка. Водоёмы имеют изрезанную береговую линию и много островов, что обеспечивает чередование живописных композиций при движении. Для их восприятия устраивают многочисленные парковые сооружения – беседки, веранды, платформы, галереи, мосты, ориентирующие взгляд в нужном направлении с помощью фигурных проёмов в стенах – «проникающих окон», в обрамлении опор галерей, путём нейтрального решения или изоляции одной из сторон маршрута. Сооружения имеют яркую раскраску, оттеняющую зелень парков, и являются частью пейзажных картин. Их поэтические названия настраивают на определённое восприятие картин природы или её проявлений (например, павильон, «где слышен снег», или «беседка, омываемая ароматом леса», и т. д. ).

Ассортимент растений чрезвычайно богат: различные виды сосен, можжевельников, клёнов, дуб китайский, кедр, груша, слива, вишня, ива, бамбук; много красивоцветущих – камелии, азалии, рододендроны; цветов, среди которых особенно ценились пионы и хризантемы, водоёмы украшались лотосами, а их берега – ирисами.

Скульптурное оформление используется очень редко. В основном это изображение птиц и животных – аиста, дракона, черепахи. Чаще встречаются естественные камни, которыми не только оформляют берег водоёма или горку, но и устанавливают как «естественные» скульптуры. По ценности они приравниваются к произведениям искусства.

В качестве примера можно привести парк Летнего дворца около Пекина – ИХЭЮАНЬ (парк Безмятежного отдыха). Это комплекс садов площадью около 400га. Начало его создания относится к XIV в. Парк неоднократно подвергался разрушениям (в 1860 и 1900 гг. ), но вновь восстанавливался. В настоящее время он имеет площадь 270 га, из которой ¾ занято озером Куньмыньху. На южном склоне горы Ваньшоушань (горы Долголетия), в северной части парка, обращенной к озеру, расположен архитектурный ансамбль с многоярусной башней и комплексом дворцовых сооружений. К ним примыкают дворики с каменистыми садами, водоёмами для декоративных рыб и лотоса, древовидными пионами, магнолиями. Северный склон решен в виде лесного массива.

У подножия горы протекает ручей. На озере имеются острова с беседками и дамбы с галереями протяжённостью в сотни метров, являющиеся частью прогулочных маршрутов. Северная граница участка искусно замаскирована невысокими холмами.

Китайские мастера выделяют 8 основных принципов садово-паркового искусства:

1. действовать в зависимости от местных условий;

2. максимально использовать окружающую природу;

3. отделять главное от второстепенного;

4. использовать контрасты: большое и малое, светлое и тёмное, широкое и узкое, высокое и низкое;

5. в малом добавить большого;

6. учитывать гармонию пропорций;

7. использовать постепенное раскрытие видов;

8. учитывать время восприятия пейзажей.

Китайские сады оказали большое влияние на садово-парковое искусство других стран, и прежде всего Японии. Китайские сады способствовали развитию пейзажного стилевого направления в Европе (середина и конец XVIII в. ) и побудили к созданию так называемого англо – китайского стиля.

3. Сады и парки Японии

Первые дошедшие до нас из различных источников сведения о парках Японии относятся к нашей эре. Парки в Японии предназначались для уединения, раздумий, тихого созерцания красоты природы, воплощённой в содовой композиции. Главной целью было создать у человека настроение безмятежности. Основные элементы композиции – рельеф, причём не только естественный, но редко и искусственный.

Садовое искусство вместе с буддизмом пришло в Японию из Индии, через Корею и Китай в VI в. На протяжении всей своей истории, насчитывающей почти полторы тысячи лет, японский сад формировался в русле пейзажно-стилевого направления. Этому способствовала природа Японии с её мягким климатом, богатой флорой и разнообразием пейзажей (скалистые горы, озёра, реки, ручья, водопады, песчаные отмели, лесистые холмы и т. д. ). Любовь японцев к природе нашла своё выражение в стремлении сконцентрировать всё это разнообразие на незначительной площади сада. Пейзаж, созданный в таком саду, далёк от естественной природы, но образ природы положен в его основу. Главная функция японского сада – созерцание и оценка красоты пейзажей с определённых мест обзора – террас, окон дома, видовых точек прогулочного маршрута. Японский сад развивался вместе с культурой своего времени, подчиняясь религиозным концепциям буддизма и синтоизма. В его развитии выделяются следующие периоды:

VI – VIII вв. – период Нара, характеризуется влиянием китайской культуры. Строится столица Нара по образцу китайской столицы Чань – чань. При дворцах создаются первые сады по типу китайских, с общей конструктивной схемой – горы и вода. Появляется смысловая символика (сосна – долголетие, бамбук – стойкий и т. д. ).

Это период становления японского сада на основе синтеза японских пространственных концепций и китайских садовых композиций.

IX – XII вв. – Хеанский период. Столица – Киото. Характеризуется утончённой культурной жизнью, развитием искусства. Сад приобретает изысканные формы и используется как для развлечений и придворных праздников, так и для созерцания, размышления и отдыха. Подобно театральной декорации, его композиция строится фронтально и воспринимается как из дома, так и с воды. Сад получает типологическую планировочную схему. Его основу составляют озеро и остров. Таким образом, садовое искусство формируется как специфический жанр со своими формальными признаками и канонами.

XIII – начало XIV в. – период Камакура. Характеризуется приходом к власти военного дворянства и распространением секты дзэн-буддизма. Сады становятся частью храмового комплекса.

XIV – XVI вв. – период Муромати. Характеризуется сближением хеанского и камакурского направлений и новым расцветом культуры. Этот период в истории садового искусства Японии считается классическим. Сады развиваются при монастырях и создаются монахами. В XVI в. появляется новый вид сада – сад чайной церемонии.

В дальнейшем появляются множество вариантов храмового сада, вновь возникают светские сады как необходимая часть жилого дома.

Отправной точкой формирования садов последних двух периодов является положение дзен-буддизма, согласно которому красота природы есть одна из форм постижения истины. Это способствовало обострению эстетического восприятия, выработке поэтически- метафорического способа мышления. Сады должны были располагать к созерцанию, вызывать чувство эмоционального отклика. Основным композиционным принципом, так называемым принципом неопределённости, было создание гармонического равновесия всех элементов сада, в котором есть и свобода, и порядок, и движение, и покой. Его возможно сформулировать как отрицание равенства: объёмно-пространственные элементы сада не должны быть одинакового размера, в их размещении недопустима симметрия.

Длительный период развития садов в одном направлении и их канонизация обусловили формирование ряда типологических черт.

По функциональному назначению сложились дворцовые, храмовые сады, сады чайной церемонии, сады у жилого дома.

Японские мастера XVIII в. выделяли следующие типы садов:

1. По характеру рельефа: плоский сад и холмистый сад.

2. По сложности композиционного построения: полная форма – «син», полусокращённая – «со», сокращённая – «гё». Наиболее развёрнутая форма «син» обычно содержит весь набор композиционных элементов. Форма «гё» более сжата, и хотя число элементов невелико, они более выразительны и содержательны. Недосказанность должна активировать восприятие сада.

3. По основному компоненту, на котором заостряется восприятие: сад камней, сад мхов, сад воды, сад пейзажей и т. д.

Независимо от типа сада камни и вода составляет неотъемлемую часть, его «скелет» и «кровь».

Камни подбирают по форме, цвету, фактуре. Из них образуют группы:

1. Основную – определяют всю композицию – высоту холмов, размеры и очертание водоёма, размещение растений в саду;

2. Вспомогательную – подчиняется главной и подчёркивает её основную идею: «гостевую группу» – композиционно не подчиняется главной, но уравновешивает её;

3. Связующую группу, которая композиционно объединяет сад с домом и др.

Схема композиции элементов в каждой группе близка к разностороннему треугольнику, длинная сторона которого должна быть обращена к фасаду дома, выходящему в сад, короткая – слева, а средняя – справа. Задача художника состоит в том, чтобы почувствовать возможности каждого камня, найти точное соотношение камней, организовав тем самым пластическое пространство сада.

Вода – основа жизни любого сада. Она присутствует в форме водоёма с заливом, островами, песчаными и каменными берегами и изображает спокойную и широкую реку или бурный поток с порогами. Излюбленным элементом сада является водопад.

Почти во всех композициях с водоёмом и островами главное место отводится «острову черепахи» и «острову журавля», символизирующих стремление человеческого духа к глубинам познания и воспарения вверх, а также «райскому острову», который не соединяется с берегом.

В «сухих» садах вода символически изображается галькой или песком.

Особое внимание уделяется растениям. В ассортименте преобладают вечнозелёные хвойные и лиственные. С помощью растений акцентируется смена времён года: весна – цветением плодовых, осень – окраской листьев (особенно клёна), зима – рисунком обнажённых ветвей. Предпочтение отдаётся красивоцветущим деревьям и кустарникам. Цветов очень мало, иногда их нет совсем. Самое любимое растение, воспетое в поэзии и живописи, - сосна японская плотноцветная. Из цветущих – слива (уме), вишня (сакура), камелия, азалия, хаги. Хризантема, слива, орхидея и бамбук, по японским понятиям, образуют «четвёрку благородных» растительного мира. Компоновка растений канонизирована и ведётся по их символике и декоративным признакам.

Неотъемлемой частью сада являются садовые сооружения: мосты, скамьи, каменные светильники, ограды, ворота. Они выполнены из естественного материала – дерева, бамбука, камня, иногда металла (чугунные или бронзовые скамьи), без лака и краски, с тем чтобы передать текстуру материала, его естественный цвет и, что особенно ценится, налет времени – лишайники на камне, блеклость тонов дерева и бамбука, патина на металле.

В композиционном и цветовом решении сад тесно связан с живописью. Общая приглушённость и мягкость колорита, некоторая монохромность, отсутствие ярких красок сближает картины японского сада с монохромной живописью тушью.

Характерной чертой японского сада является символика. За видимым пейзажем с его красотой, отточенной формой и тонко продуманной композицией кроется более глубокое содержание. Его можно прочесть по той символике, которую несут компоненты сада, - по форме и расположению камней, островов и т. д. «эстетическая ценность растений, камней, песка, воды (как таковых) является второстепенной по сравнению с тем, что они символизируют». Отсюда и метафоричность сада, и недоговорённость в передаче образа, который должен раскрыть сам зритель. Наиболее ярко эти черты проявляются в плоских (философских) садах.

Одним из самых популярных является сад камней монастыря Рёандзи в Киото, созданный в конце XV – начале XVI в. Сад представляет собой небольшую прямоугольную площадку (около 23 х 9 м), расположенную в доме с верандой, которая тянется вдоль сада и служит местом для его созерцания. С противоположной стороны сад ограждён невысокой глинобитной стеной, за которой поднимается зелёные кроны деревьев. На площадке, засыпанной белым крупнозернистым песком, расположено группами 15 камней. Песчаная поверхность «расчёсана» специальными граблями так, что бороздки идут параллельно длинной стороне сада и образуют концентрические круги вокруг каждой группы, состоящей из 2 – 3 или 5 камней. С любой точки веранды из 15 камней видны только 14. «Чисто визуально сад напоминает морские волны, омывающие скалистые острова, или белую пелену облаков, над которой возвышаются вершины горных пиков. Зритель сам в зависимости от внутреннего состояния, направленности воображения может создать любой образ, и главная задача художника как раз и состояла в том, чтобы дать импульс его фантазии».

Символизм японского сада тесно связан с другой его отличительной чертой – образной трактовкой природы. Художественная задача сада – показать природу, нетронутую человеком. Но сам способ показа с помощью символики, углубляющий смысл виденного, и композиционных канонов, как бы раздвигающих границы сада до размеров вселенной, не скрывает, что эта задача решается мастерством человека. В отличие от европейских пейзажных садов рукотворность японского сада очевидна.

Помимо придворных и храмовых садов с XVI в. в Японии формируется новый тип сада – сад чайной церемонии. Он связан с обрядами чаепития, которые, появившись в стране в XII в. , стали популярными во всех слоях населения. Церемония служила своеобразным отдыхом и в итоге превратилась в ритуал наслаждения красотой природы и искусства. Сад стал частью этого ритуала.

Сад чайной церемонии имел небольшие размеры, его неотъемлемые части – дорожка ведущая к Чайному домику, сосуд для омовения рук, каменный фонарь. Дорожка имела различное покрытие. Неровные камни заставляли посетителя смотреть себе под ноги, а специально выровненные её участки позволяли оглядеться и полюбоваться садом.

Идея сада чайной церемонии оказалась жизнеспособной и сохранилась до наших дней как современное художественное творчество японского народа.

В XVII – XVIII вв. (период позднего средневековья) создаются обширные сады-парки, представляющие собой комплекс садов, переходящий один в другой. Это сады императорских резиденций и дворцов сегунов. Наиболее известными являются парковые ансамбли Кацура (1625 – 1659) и Шигакуин (1656 – 1695 и позже). При всех различиях эти ансамбли характеризуются уже значительной площадью (Кацура – 6,6 га, Шигакуин – 20 га), сетью дорог и сменой пейзажных картин, раскрывающихся на маршруте. Благодаря этому сады получили название чередующихся.

Ансамбль Кацура создавался по общему замыслу его владельца – принца Тисихито. Его центром является обширное искусственное озеро с довольно сложной береговой линией и островами. Дворец размещён на берегу, имеет сложную форму и состоит из трёх частей, обращённых к различным частям сада. В традиционные тип сада – сад «озёра и острова» – органически вошли приёмы других типов садов. Но самое главное – это развитие сада чайной церемонии, выразившееся не только в изысканной простоте композиций, любовании природным материалом, но и в активном использовании маршрута, который, подобно гиду, то заставляет отвлекаться от картин сада, то фиксирует внимание на его особо интересных местах. Сложный план сада не позволяет охватить его одним взглядом, образ постигается через детали, через часть раскрывается целое.

Сад Шигакуин – бывшая резиденция императора Гомицуно. В отличии от остальных садов он расположен на трёх уровнях, террасах поднимающихся по склону горы, и благодаря этому ориентирован на внешние виды далеких гор и деревьев. Все искусственные элементы сада становились передним планом композиции и получали подчинённую роль.

В XIX в. в Японии окончательно сформировался ансамбль традиционного жилого дома и сада как его неотъемлемой части.

Особенности садово-паркового искусства Японии сводятся в основном к следующим положениям:

1) типологичность;

2) традиционность;

3) символизм;

4) образная трактовка природы;

5) связь с живописью;

6) канонизация композиционных приёмов в использовании парковых компонентов – камней, вода, растительности, сооружений.

Японский сад как образ живой природы представляет собой интерес для современной урбанизированной среды. В 1959 г. у здания ЮНЕСКО в Париже был создан небольшой (200 м2) Сад мира. Его автор – скульптор И. Ногуки. Принципы национального сада широко используются современными японскими специалистами, как в больших архитектурных комплексах, так и у отдельных зданий. Некоторые приёмы получают распространение и в Европе.

В 1987 г. в Главном Ботаническом саду АН СССР был открыт японский сад, созданный на площади 2,7 га по проекту (и под руководством) Кен Накадзимы. Сад решен в традициях японского паркостроения. В ассортимент включены растения японской флоры (сукара, вяз Давида, клён моно, рододендроны), а также других флористических зон, передающие характер японского ландшафта (сосна горная, можжевельник казацкий, рододендроны понтийский, жёлтый и тд. ).

4. Сады и парки Кореи

Национальный Парк- Сеораксан и их особенности.

Самый лучший из всех национальных парков в Корее, Сеораксан, действительно великолепен. Раскинувшаяся на восточном побережье, это территория с высокими горными вершинами, густыми лесами, изумительными водопадами, перекатывающими валуны бурлящими реками, пляжами и старинными храмами.

Самое лучшее время для приезда - осень, когда меняющаяся листва превращает горы в буйство красок. Парк необыкновенно красив, но очень популярен. Лучший способ здесь уединиться - взять с собой палатку и отправиться на несколько дней во Внутренний Сеорак, на западе парка. Для тех, кто предпочитает быстрый взгляд на природу с элементами роскоши, подойдут горячие источники Осаэк, в Южном Сеораке.

Те, кто легок на подъем, несомненно получат удовольствие от пеших походов на Даэчеонбонг, высочайшую вершину парка, а менее мобильные туристы могут прокатится по канатной дороге на Гвонгеумсонг, Большинство гостиниц парка, а также кемпинги, находятся в Осаэк Спрингс и Сеорак-донг (в Наружном Сеораке), и именно здесь собирается больше всего народа. Если вы предпочитаете остановиться в более спокойном Внутреннем Сеораке, вам лучше взять с собой палатку, если у вас её нет, то можно взять напрокат в одном из парковых пунктов. Из Сеула ходят прямые автобусы в Сеорак-донг.

Национальный парк "Соннисан"

Национальный парк "Соннисан" известен своим осенним пейзажем. В горах парка находится знаменитый буддийский храм "Бопджуса", придавая горам национальную корейскую атмосферу. Километровая дорога от кассы до храма "Бопджуса" приходит через густой лес, который к концу октября окрашивается в 5 различных цветов и благодаря этому лес приобретает роскошный вид. Поднявшись выше и посмотрев сверху, можно изумиться красотой пейзажа: на фоне разноцветного листопада вид старых деревянных домиков выглядит великолепно. Высота буддийского храма "Бопджуса" 33 метра, это один из знаменитейших буддийских храмов Кореи.

Национальный парк "Джирисан"

Национальный парк "Джирисан", долина "Пхиаголь» Очень красив курс, который начинается с храма "Ёнгокса" и по дороге "3-х красных вещей": это горы, вода и сердца свидетелей этой красоты.

Это красивейший маршрут для желающих полюбоваться осенним листопадом, и он является гордостью "Джирисан". Где-то в октябре, когда листья полностью окрасятся в красный цвет, перед самым падением приведётся «Осенний Фестиваль Листвы» (точно число проведения фестиваля ещё не известно).

На территории

Национального парка «Джирисан», в долине "Пхиаголь" можно также посетить заповедник, где находятся редкие животные, являющиеся ценностью страны, а также знаменитый буддийский храм «Хваомса», насчитывающий 1500 летнюю историю.

Национальный парк “Нэчжансан”

На горах «Нэчжансан», знаменитой красотой осеннего леса, сезон золотой осени продлится с середины октября до начала ноября. На склоне около храма «Нэчжанса» растет очень много столетних кленов возраст и множество других видов деревьев, скрасивших осенний лес разноцветными красками. Кленовые листья здесь тонкие и маленькие, быстро меняют цвет, наполняясь нежными и красивыми тонами.

Необычно красивый вид открывается на дорогу, ведущую к храму, где вдоль тропинки с обеих сторон растут деревья возрастом от 50 до 200 лет. На севера от храма возвышается причудливая скала «Сорэбон», также знаменитая своими осенними пейзажами.

Желающие любоваться осенними красками, не восходя на гору пешком, могут посетить храм «Нэчжанса», а затем сесть на канатную дорогу и доехать до вершины «Ёнчжабон». На юге парка расположен буддийский храм "Пэкянса".

Этот храм окружён скалами и прозрачной речкой, стекающая по скалам. Древние постройки, тихая атмосфера привлекает туристов возможностью сбежать сюда от городской суеты. Здесь можно остановиться и на ночлег целыми группами. Провести одну ночь можно за 4000 вон.

Национальный парк «Халласан»

Главная привлекательность острова «Чжеджудо»- это национальный парк Халласан вместе с его пышными лесами и широкими полями. Листья начинают окрашиваться к концу октября. В национальном парке «Халласан» много пеших маршрутов, где можно посмотреть на осеннюю листву, но самый известный среди них «Ёнщиль». Маршрут «Ёнщиль» занимает примерно 2 часа, подъём даётся легко и поэтому можно не спеша подниматься, наслаждаясь великолепием окружающей осенней красоты и голубым, высоким небом.

Для безопасности, спускаться рекомендуется, перед тем как стемнеет, лучшее время - не позже 14:00.

Другой фантастический маршрут осенних листьев находится на восточной стороне хребта «Халласан», надо передвигаться по 43 километровому пути, пешеходная дорога называется 5-16, она соединяет город «Чжеджу» с областью «Согвипхо».

Ещё один маршрут-это путь 1100, который соединяет «Ёнщиль» с курортом «Джунмум» по западному склону.

5. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ В ЮЖНОЙ КОРЕЕ

Корейские заповедники – При огромной плотности населения (а, во многом, именно из-за нее) у жителей Кореи велика тяга к живой природе, к относительно нетронутым уголкам своей страны. Заповедники, которые в Корее на американский манер именуются «национальными парками», стали одним из главных мест проведения отдыха корейских горожан. Строго говоря, возникшая в США идея «национального парка» несколько отличается от принятой у нас концепции «заповедника», но отличия эти невелики. Не случайно, в последние годы многие из новых заповедников России (и почти все новые заповедники в бывших советских республиках) стали именоваться «национальными парками».

Система национальных парков возникла в США в конце XIX века. В Корее же первый национальный парк появился в декабре 1967 года.

Национальный парк Чирисан

Находится в южной части страны, на стыке провинций Северная и Южная Чолла. Чирисан и поныне остается крупнейшим из «сухопутных» национальных парков страны: его территория составляет 440 кв. км. Как и большинство других корейских национальных парков, Чирисан располагается в горах.

Это и понятно: во-первых, корейцы с давних времен любили свои горы (действительно, прекрасные), а во-вторых, дикая природа в густонаселенной Корее может сохраниться только в труднодоступных горных районах.

К настоящему времени в Корее существует 20 национальных парков. Любопытно, что создание парков шло с большой интенсивностью в семидесятые годы, а после 1988 г. не был организован ни один новый национальный парк. Скорее всего, к тому времени под охрану государства уже были взяты все оставшиеся в Корее уголки дикой природы. Пятнадцать национальных парков располагаются в горах, четыре – на прибрежных островах, а один парк включает в себя территорию древней столицы страны – города Кёнчжу и окружающие его горные массивы (этот национальный парк в большей степени является историко-культурным, а не природно-экологическим, да и во многих других отношениях имеет особый статус).

Парк Пукхансан

Небольшой национальный парк находится в самом Сеуле излюбленное место отдыха жителей корейской столицы.

Морские парки включают в себя живописные прибрежные острова, а также и водное пространство между ними.

Всего национальные парки занимают 3. 824 кв. км корейской суши и 2. 648 кв. км корейских территориальных вод.

Иначе говоря, заповедными являются в Корее 3,8% всей суши и 2,5% всех территориальных вод страны. Доля эта не слишком велика, но в густонаселенной Корее трудно было бы рассчитывать на что-то большее. Кроме национальных парков центрального подчинения, существуют в Корее и т. н. «провинциальные парки» и даже «уездные парки». Таких заповедников более низкого уровня и с менее жестким режимом охраны (своего рода «заказников») сейчас насчитывается более пятидесяти, но все они невелики по размерам – самое большее, несколько десятков квадратных километров – и в сумме занимают лишь 0,7% всей территории страны.

Интересная особенность корейских национальных парков – концентрация на их территории не только памятников природы, но и памятников культуры, в первую очередь – буддистских храмов. С давнего времени эти храмы основывались в самых живописных уголках Кореи, то есть, иначе говоря, в горах. Для корейцев посещение горных национальных парков неотделимо от странствий по монастырям, причем этому нисколько не мешает то обстоятельство, что большинство из них сейчас – христиане.

Все национальные парки подчиняются специально созданной организации – Государственной компании по управлению национальными парками. Первоначально эта компания входила на правах департамента в Министерство строительства, потом – в Министерство Внутренних Дел, а с 1998 года она подчиняется недавно созданному Министерству по вопросам охраны окружающей среды.

Жители сверхурбанизированной Кореи ездят в национальные парки часто и охотно. Наиболее посещаемым является.

Парк Кёнчжу

Привлекает туристов не столько природными красотами, сколько памятниками старины. В 2000 г. там побывало более 8 млн. посетителей – каждый шестой кореец. На втором месте находятся горные национальные парки Чирисан и Сораксан, в которых в 2001 г. побывало по три с лишним миллиона любителей горных пейзажей.

Вход на территорию национальных парков – платный, хотя и не очень дорогой. На территории парков запрещено строительство, там нельзя пользоваться автомобилями, а значительные территории в пределах парков просто закрыты для доступа туристов. В последнее время на территории национальных парков жестко ограничивается и курение. Большинство туристов прибывает в парк на машине, но машину надо оставлять у входа. Автостоянки, разумеется, платные, и доход от них поступает в распоряжение Государственной компании по управлению национальными парками. Там же, у входа на территорию самих парков, располагаются и большие «гостиничные деревни», в которых туристы могут остановиться на ночь.

Вообще, корейская дисциплина, законопослушность, привычка к организации и самоорганизации хорошо проявляются именно во время «выходов на природу». Несмотря на толпы посетителей (три миллиона посетителей в год на парк площадью в 440 кв. км – это очень немало), национальные парки содержатся в образцовом порядке. Порою в воскресные дни по главным дорожкам движется настоящая толпа горожан, желающих приобщиться к «дикой природе». Это несколько напоминает «час пик» в Сеуле, но при этом никому из них не приходит в голову идти по лужайкам и полянам, бросать мусор и вообще, как говорят у нас, «нарушать». Над этим качеством корейцев россиянам иногда хочется поиронизировать, но без него жизнь в Корее была много хуже – и не только в национальных парках.

6. Русское садово-парковое искусство

В России сады, даже в городах, известны издавна. Об устройстве садов в Нижнем Приднепровье упоминает Геродот (V век до н. э. ), в Киеве — летописец Нестор (XI-XII вв. ). Интересные сведения о московских садах в XIV-XV вв. имеются в «Домострое». Древнерусские сады носили утилитарный характер.

Главное место в них отводили плодовым деревьям и огородам, но со временем появились и декоративные деревья: липа, лещина, рябина и др. древнерусские сады располагались на возвышенностях, обносились живой изгородью или деревянной оградой.

Обязательной принадлежностью сада был пруд, который служил для полива, купания катания на лодках и для разведения рыбы. До XIV века были распространены монастырские сады, например известный сад митрополита Алексея, разбитый на южном склоне Кремлевского холма у Москвы-реки. В конце XVI века появились так называемые аптекарские огороды или сады, в которых выращивались различные лекарственные растения. Кроме утилитарных садов, в XVII веке развиваются и декоративные увеселительные — «красные» сады.

Такие сады разбивались при царских дворцах в Коломенском и Измайлове. В самом Кремле существовали Нижний и Верхний Набережные сады, лежавшие на искусственных террасах перед дворцом.

Любопытны «висячие» или «верховые» Кремлевские сады. Для их устройства на террасы верхних этажей кремлевских зданий укладывали слой гидроизоляции из листового свинца. Поверх него насыпали толстый слой земли (до метра) и сажали плодовые и парковые деревья.

Знамениты также Измайловские сады в Москве, с лабиринтом, зверинцем, ботаническим садом, виноградником и большим количеством искусственных водоемов. В период царствования Петра I (1672-1725 гг. ) в русском садовом строительстве осуществляется резкий поворот в сторону создания классических регулярных парковых ансамблей. Именно в это время были созданы знаменитые садово-парковые ансамбли в Петродворце, Стрельне, Царском селе, Ораниенбауме.

Регулярные сады в Петербурге и его окрестностях сначала строили иностранцы: французский архитектор Ж. Б. Леблон (1679-1719), Д. А. Трезини (1670-1734), Н. Микетти (ум. 1739 г. ) Впоследствии в России появились талантливые отечественные паркостроители И. К. Коробов (1700-1747), П. М. Еропкин (1690-1740), В. В. Растрелли (1700-1771), А. В. Квасов(1711-1772)и другие. В 1710 г. была создана так называемая Садовая контора, в обязанности которой входила закупка и испытание различных растений, ввозимых из-за границы и предназначенных для строительства парков Петербурга и Москвы.

Летний сад в Петербурге

В начале XVIII века. в России создаются и первые в мире публичные сады. Одним из них стал знаменитый Летний сад в Петербурге. Ансамбль Летнего сада и дворца — самый ранний в Санкт-Петербурге. Его возникновение связано с победами русского оружия в ходе Северной войны со Швецией.

По указу Петра I на выбранном им месте и по его плану в 1704 г. стали создавать Летний сад. Здесь работали известные архитекторы И. Матвеев, М. Земцов, Н. Микетти, Ж. Б. Леблон и др. Летний сад был разбит по образцу регулярных садов XVIII в. — с симметрично расположенными аллеями, фигурной стрижкой деревьев и кустарников, партерными цветниками, декоративной скульптурой, фонтанами.

В петровское время он являлся парадной царской резиденцией, где в летнее время протекала общественная и придворная жизнь Петербурга. Известно, что в петровские времена в Летнем саду был птичник, изящная беседка, дом с фонтанным снарядом, приводимым в движение по средству большого колеса, а рядом с ним зверинец. Была большая оранжерея с экзотическими цветами. В центре парка располагался водоем, выложенный плиткой, а в центре водоема был грот из которого бил фонтан.

Постепенно Летний сад утратил свой первоначальный облик, но и поныне сохранилась его регулярная планировка и ценнейшая садово-парковая мраморная скульптура работы итальянских мастеров XVII-XVIII вв. — П. Баратта, Д. Боцацца и др. Это самое старинное в нашей стране собрание садовой скульптуры. Подбор тематики мифологических статуй не был случаен — образы античных богов и героев иносказательно передавали идеи государственной и преобразовательной деятельности Петра I. Украшением Летнего сада со стороны Невы является и всемирно известная решетка, выполненная в 1784 г. по проекту архитектора Ю. Фельтена — строгая, стройная, с позолоченными орнаментальными украшениями и гранитными колоннами.

Русская дворянская усадьба

В сельской же местности усадьба была центром целого экономического района с деревнями, пашнями, выпасами, лугами, лесами, реками и озерами. Формирование этого комплекса происходит во второй половине XVII-XVIII веках.

И уже в начале XIX века этот комплекс предстает перед нами в своей законченности как дворянская или помещичья усадьба. Архитектурно тип русской усадьбы закрепляется в начале XVIII века. Именно тогда создаются первые образцовые проекты, предназначенные, впрочем, более к использованию во вновь строящемся Петербурге.

Их авторы - А. Леблон, Д. Трезини - намечали небольшой дом с фасадом на улицу, парадный двор (курдонер) перед домом и регулярный сад за домом, выходивший обычно к реке.

Петергоф

Чуть позже, с середины XVIII века вокруг Петербурга возникают загородные дворцы знати. Строились они в разное время, отразились в их планировке разные принципы, но основа планировки оставалась одной. Дворец делил обширное пространство сада на две части, террасами спускавшийся к морскому заливу: верхний регулярный и нижний ландшафтный. Так, уже с самого начала в русской усадьбе соединялись черты различные типов парков.

Типичной загородной резиденцией начала XVIII века был Петергоф, 2-ой половины XVIII века - Царское Село. Потому Петергоф, все же, более регулярен, чем Царское Село Центром типичной помещичьей усадьбы XVIII века был усадебный дом, который вместе с хозяйственными пристройками (флигелями) составлял в плане букву «П». Внутри находился парадный двор (курдонер) оформленный на «французский» манер. У самого усадебного дома устраивали два фасада - парадный и парковый. Парковый фасад выходил в обширный парк, распланированный «по-английски». Таковы московские усадьбы графов Шереметевых (Кусково и Останкино) и князей Юсуповых (Архангельское). Часто барский дом ставился на высоком холме над речкой. Рядом стремились расположить церковь.

Царское село

Резиденция российских царей Екатерининский парк - великолепное произведение русского садово-паркового искусства XVIII-XIX веков, в котором сочетаются шедевры архитектуры и красота преображенной северной природы В его планировке можно обнаружить черты различных парковых стилей. Регулярная часть парка находится между Екатерининским дворцом, Большим прудом и Каскадными прудами. Над её планировкой трудились садовники Я. Розин и И. Фохт. Исторически она носит название Старого сада, заложенного в самом начале XVIII века перед дворцом Екатерины I.

В 1750-ые годы парк украсили многочисленные увеселительные павильоны. Пейзажная часть создана во второй половине XVIII века и расположена за Камероновой галереей.

Парк одновременно наполнялся архитектурными сооружениями, воскресившими формы военных памятников Древнего Рима и стиль средневековых зданий, а также повторяющими китайские мотивы. Мост «Большой каприз», соединяет Екатерининский и Александровский парки.

Александровский Парк

Александровский парк площадью 188 га по проекту Н. Жирара, работами руководили садовые мастера К. Шредер и М. Кондаков. Пейзажный парк расположен на месте бывшего Зверинца (лесного массива для содержания диких зверей) и создан по аналогии с английскими пейзажными парками, пришедшими на смену регулярным. Проект парка создан А. Менеласом и И. Ивановым. Парковую среду заполнили декоративные постройки в духе средневековой готики.

Павловский парк

Известный русский историк архитектуры В. Курбатов, автор множества книг, в том числе монументального труда "Сады и парки мира", в своем путеводителе по Павловску писал: "Как ни прекрасен Павловский дворец и как ни драгоценны его сокровища, ему не сравниться с Павловским парком". Действительно, Павловский парк уже давно пользуется славой лучшего пейзажного парка в Европе. Поэтичный и бесконечно разнообразный, он, по словам французского писателя начала XIX века Сен-Мора, отвечает "всем вкусам и всем настроениям души"

Сейчас, анализируя причины очарования парка, главной из них часто называют удивительную соразмерность природного ландшафта и архитектурных сооружений, которые в то же время находятся в гармонии с миром человека. Залогом успеха был выбор уже самого места с холмистым, но не имеющим сильных контрастов ландшафтом. Безошибочное понимание природы, умение наилучшим образом выявить ее возможности - одно это уже было заслугой создателей парка.

Несомненной удачей можно считать идею использовать долину реки Славянки в качестве основы композиции. Именно повороты и разная высота ее берегов позволили так гармонично сопоставить строгие и ясные по своим архитектурным формам постройки с растительностью, выделенной из лесного массива или специально в него привнесенной.

Деревья в Павловском парке сами по себе не поражают яркой красотой, как это бывает в садах южных стран. Они, скорее, похожи на краски в палитре живописца, которые, смешиваясь и сопоставляясь, создают гармоничное целое, так что подчас трудно выделить значение той или иной составляющей. Именно во взаимосвязи всех деталей и есть удивительная сила воздействия Павловского парка на посетителя. Раскинувшийся на площади в шестьсот гектаров парк имеет районы, очень отличные между собой: от тенистых лесных тропинок в Долине прудов до широких, открытых пространств Белой березы. Однако при переходе из одного района в столь не похожий на него соседний никогда не возникает ощущения попадания в другой парк - все связано в одно органичное целое.

Главный ботанический сад

Первые парки в России стали развивать при Петре Великом, когда в Царских резиденциях, а затем в дворянских усадьбах начали создавать зеленые ансамбли на европейский манер. Господствовал регулярный, или французский садовый стиль - симметричная в плане система аллей, цветников, водоемов правильных геометрических очертаний.

Регулярные сады, примыкавшие снаружи к замкам эпохи средневековья и Возрождения, появились во Франции еще на рубеже XV и XVI вв. Непременными элементами французского парка были: сильная композиционная ось, стержень всего регулярно распланированного, широко раскинувшегося пространства сада. Среднюю треть оси занимает смысловой центр композиции - замок и регулярные сады. Рельеф выражен в парке мало, вся композиция носит плоскостной характер.

Заключение

Садово-парковое искусство Японии, Китая, Великобритании и других стран просто потрясающе.

Не менее впечатляюще сады и парки дореволюционной России.

Жаль, что до последнего времени в России очень мало внимания уделялось ландшафтному дизайну, что и понятно. Ведь после распада СССР, в годы глубочайшего экономического кризиса, было не до этого.

Но, по–моему, пришла пора украсить наши города, посёлки прекрасными парковыми ансамблями. И я надеюсь, что и в Тынде руками моих сверстников будет создан парк моей мечты.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)