Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Роль цветовой лексики в поэзии А. С. Ванюковой

Восприятие цвета, а человеческий глаз способен отличить до 200 его оттенков, может быть, одно из самых счастливых качеств, которыми природа одарила человека. Воспринимая цвет предмета, человек ощущает сопутствующие ему настроения: радость, печаль, страх, веселье, лёгкость и другое. Цвет способен не только передавать информацию о предметах, но и вызывать определённые мысли и чувства через образные воздействия в реальных условиях освещения, воздушно-пространственной и окружающей световой среды. С давних пор известно, что красный цвет возбуждает, зелёный - успокаивает, чёрный – угнетает. Великий немецкий поэт и мыслитель Иоганн Вольфганг Гёте считал, что свет, цвет и эмоции (чувства) являются звеньями одной цепи. Цветовой климат влияет на самочувствие, может вызвать бодрость и прилив сил или навеять покой, дремоту.

Все цвета можно разделить на две категории. Бесцветные (ахроматические) – белый, серый и чёрный. Они не имеют цвета и отличаются друг от друга только по светлоте. Но у этих цветов большие изобразительные возможности. Человеческий глаз способен отличить по степени светлоты до 300 – 400 переходных оттенков от белого к чёрному цвету. Например, если сравнить между собой белый цвет бумаги, снега, мела, то окажется, что-то светлее, а что-то темнее.

Остальные цвета в отличие от бесцветных называются цветными (хроматическими).

Цвета можно разделить как бы на две условные части. В одну войдут красные, оранжевые, жёлтые, жёлто-зелёные, получившие название «тёплых», потому что связаны с понятием солнца и огня, а в другую голубовато-зелёные, голубые, синие, фиолетовые, называются «холодными», так как напоминают о льде, воде, воздушной дали.

Человек различает не только цвета, но и их оттенки по тону, светлоте и насыщенности. У одних цветов тон выражен очень резко, значит, он более насыщен, у других – едва заметен, значит, он светлее, менее насыщен. Для обозначения особенностей цветового и тонального строя произведения художники пользуются термином «колорит». Колорит в произведении представляет собой обычно сочетание цветов, создающее на полотне гармонию и красоту цветовых композиций, а также богатство и разнообразие оттенков. Цветовая гамма состоит из цветов, которые в данном произведении преобладают, играют основную роль, определяют характер цветового решения.

Сравниваю решения одной темы, развивающейся в творчестве художника и поэтессы.

Весна «Большая вода» «Весна»

И. И. Левитан А. С. Ванюковой

Широко разлилась весенняя вода. Не сразу отличишь воду от неба – куда Смотрит небо голубое не посмотришь, кажется, всюду половодье: на земле, на небе – всё На продрогший синий снег, затопила эта тёмно-голубая и светло- голубая вода. Голоса неба, Слышен стук капели бойкой, воды, деревьев будто сливаются. Голубизной ликует мир в картине Птичий говор о весне.

Левитана. Это весна света! Половодье – ассоциативно вызывает Заспешил ручей куда-то, представление о богатстве красок. Сбросив зимний панцирь льда,

Вывод: Основной цветовой образ – синева. Художник использовал И поёт на перекатах следующие живописные средства: не яркие, спокойные светлые краски, Стоголосая вода.

тонко согласованные друг с другом. Светло-голубая гамма постепенно И, встречая день безбрежный, переходит в серовато-белые, серо-голубые тона. Такое К солнцу, вытянув листок, взаимопроникновение цветов передаёт общую гармонию в природе. На проталине подснежник,

Голубой огонь зажёг.

По тропинкам, по дороге

Дружно шествуют грачи.

Отошла метель в тревоге,

Растопили снег лучи.

Вывод: Хочется описать полотно не прозой, а стихами.

Стихотворение Ванюковой комментирует картину Левитана.

Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта

Я до тех пор не откажусь от полотна, пока не выскажусь на нём моей кистью.

И. К. Айвазовский

Передо мной «Золотая осень» И. И. Левитана. Она действительно золотая, потому что природа изображена ранней осенью, когда ещё краски не потускнели. Роща пылает кострами берёз. Золотыми россыпями светится земля. В холодной воде отражается прозрачная голубизна неба, жёлтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки кустарника. Всё сияет в ласковых лучах мягкого, нежаркого солнышка.

Вывод: Левитановская осень – праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты. И немного грустный: ведь это красота прощания.

И. И. Левитан. «Золотая осень»

«Загорелая осень» А. С. Ванюковой

С утонченной руки загорелая осень

Обронила браслет из янтарной листвы,

Распустила свои золотистые косы,

Словно струи дождя вдоль изгибов спины.

Взгляд задумчив, затихла мелодия лета,

И пронзительна нежность, как острая боль,

И багрянцевый клён рассыпает сонеты

По следам, где неслышно шагает любовь.

И воздушную шаль из осеннего света

Вышивают лучи, тянут тонкий узор.

Этой шалью прозрачной, янтарным блеском

Завладеет мороз, а приход его скор.

Вывод: Осень Ванюковой – прощальный праздник.

Осень – загорелая, янтарный, золотистые, багрянцевый, осенний цвет. Природа сближает людей, часто рождает у них сходные настроения, раздумья, переживания. Этих мастеров сближает между собою само их отношение к окружающему миру, настроение, которое они выражали в своих произведениях, их чувства и раздумья. Как будто один и тот же пейзаж увидели художник и поэтесса.

И я невольно начинаю смотреть на мир глазами Левитана и моей землячки – поэтессы А. С. Ванюковой, благодаря чему этот мир становится мне понятнее и ближе.

А. С. Ванюковой, как художнику Левитану, удалось донести до нас всю прелесть природы родного края.

Исследование «стихоцвета»

«Миру Мир» - И солнца свет,

И небо голубое,

И в золотистом поле

Мирный труд.

«Весна» - Смотрит небо голубое

На продрогший синий снег

На проталинке подснежник

Голубой огонь зажёг.

«Предвесенние» - Подснежник! Он скоро погибнет,

Закроет свой крошечный глаз.

Но цвет его ласково-синий

Он целой весне передаст.

«В степи» - Небо, словно чисто вымыли,

Да подбавили лазури.

Заструился лентой синею

Ручеёк - весны лазунчик.

Даже листья прошлогодние,

Уцелевшие случайно,

Переспорив с непогодою,

Пожелтели под лучами.

«Синь упала сойкой» Синь упала сойкой на снегу,

И ждала сиреневый листок.

«Песенка о солнышке» -

Я люблю, когда приходит

В гости лучик золотой.

«Загорелая осень» - С утончённой руки загорелая осень

Обронила браслет из янтарной листвы,

Распустила свои золотистые косы

И багрянцевый клён рассыпает сонеты

По следам, где неслышно шагала любовь.

И воздушную шаль из осеннего цвета

Вышивают лучи, тянут тонкий узор.

Этой шалью прозрачной,

Янтарным браслетом

Завладеет мороз, а приход его скор.

«Приходит осень» - Ах осень, осень время золотое,

Как ценны в Кулунде твои дары.

«Осенняя песня» -

И жаркие листья пылают,

Искринки кружатся в дыму,

И ласковый цвет озаряет

Вечернюю синюю тьму.

«Пусть под новый год приснится» - Пусть под новый год приснится

Синий – синий небосвод.

Соловей – земная птица,

Песню – золото куёт.

Таблица частотности использования разных способов создания колористической гаммы в стихотворениях А. С. Ванюковой.

Весна Лето Осень Зима Родина моя Детство звонкое

Прилагательные, обозначающие Синий-синий Зелёный Золотистый Белый Золотой Жёлтый цвет Голубой Золотой Багрянцевый Синий-синий Ласково-синий Красный

Изумрудный Голубой Янтарный Бело-снеговой Розовый Зелёный

Белый Белый Серый Жёлтый Синий

Ласково-синий Жёлтый Красный Белый Голубой

Сиреневый Зелёный Золотой

Радушно-лиловый

Цветовая лексика других частей Лазурь Побелело Багрянец Белизна Золотинки Белизна речи Синь Белизна Просинь Золото Белоснежность

Белеет Обагрённый Седеет Серебро Голубеть

Пожелтели Порыжели Серебрится

Лексика, содержащая Туман (голубой) Коса (зелёная) Косы (золотистые) Пелена (белая) Диск (золотой) Стая (синяя)

ассоциативную сему «цвет» Речка(синяя-синяя) Лучик (золотой) Клён (багрянцевый) Небосвод (синий-синий) Солнце (золотое) Платочек (синий)

Небо (голубое) Браслет (янтарный) Скатёрка (белоснеговая) Свет (белый) Солнце (красное)

Огонь (голубой) Колос (золотой) Иголки (белые) Трава (зелёная)

Серебро (изумрудное) Время (золотое) Восток (малиновый)

Ресницы (белые) Дождь (серенький) Берёза (белая)

Цвет (ласково-синий) Василе (бледно-синий)

Лента (синяя) Вьюнок (синий)

Листок (сиреневый)

Струя (голубая)

«Оживление слова цветом, звуком, запахом

(из стихотворений А. С. Ванюковой)

Цвет: Прозрачный, белый, серый, бесцветный, яркий, жёлтый, солнечный, голубой, бело- снеговой, белизна, золотистый, синий-синий, янтарный, белоснежная, багрянцевый.

Звук: Шум, звон, трель кузнечика, жаворонка, разноголосый, шуршание моторов, песнь, басовою струной, прибой, шелест парусов, многоголосый лепет.

Запах: Свежий, дождя, цветочный, лёгкий, душистый, весенний, земляничный.

Ассоциации, вызванные словом

Во всех темах стихотворений есть цветовые прилагательные и другие части речи с цветовым значением.

В теме «Весна» широко используется группа лексики с семой «голубой»; в «Осени» она вытесняется группой «золотой», «багрянцевый». В теме «Детство звонкое» есть цветовые прилагательные различных оттенков.

Вывод: особое место в поэзии Ванюковой отводится словам, содержащим сему «синий, голубой, золотой».

Золотой цвет у Ванюковой выражает любовь в широком смысле этого слова: к окружающему миру, к жизни, природе, детям.

Золотой – «полное проявление», торжество справедливости, гармония души.

Голубой, ярко-синий цвет – глубина любви поэтессы к Родине.

Синий – символ Родины.

Поэтический герб А. С. Ванюковой

Солнце – символ жизни.

Книга – символ знаний.

Свеча – символ нравственной чистоты и духовности.

Зелёные побеги – символ весны, тепла, доброты.

Шестигранник символизирует личность А. С. Ванюковой, многогранную, богатую, талантливую.

Цветовая гамма выражает истоки ванюковской поэзии, её духовное богатство.

Зелёный цвет – символ природы.

Синий цвет – символ Родины.

Глубина синего цвета – (голубой, лазоревый, светло-голубой) – глубину любви А. С. Ванюковой к Родине.

Золотой – любовь в широком смысле этого слова: любовь к матери, к окружающему миру, к жизни, к детям.

Красочное слово А. С. Ванюковой

В арсенале изобразительных средств А. С. Ванюковой немалое место занимает цветопись. Её изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их. Каждое слово, каждая фраза определённо выражает у неё мысль.

Краски Ванюковой ярки и свежи. Читатель зримо представляет себе летний день, ослепительное лето в Кулунде, чувствует аромат сочных трав, слышит трель жаворонка.

Строго говоря, языковые средства колористического изображения мира у А. С. Ванюковой мало чем отличается от тех, которые имеются в распоряжении других поэтов и писателей. Это цветовые прилагательные (красный, белый, синий), существительные (белизна, желтизна), глаголы (синеть, белеть, зеленеть).

Но почему же строки поэтессы приобретают необычайную живописную яркость, а изображаемые ею картины становятся зрительно ощутимыми? Какими способами создаёт Ванюкова «картину мира»?

При тщательном анализе стихотворений, я выяснила, что Анна Сергеевна умеет обыденным словом возвращать первозданный смысл, усиливать их изобразительные возможности. Так она поступает с постоянными цветовыми эпитетами, повышая их экспрессивность с помощью присоединения к существительному ещё одного определения. В результате совершенно по-новому начинают звучать привычные словосочетания: речек блестящих, с ледниковой водой, изумрудная и зелёная.

Ощутимость изображения достигается также путём сопоставления близких друг другу цветов, например золотого и жёлтого, красного и багрового. При таком сопоставлении краски приобретают особую яркость и свежесть. Другой способ усиления яркости цвета – противопоставление.

Необычную свежесть и живость краскам придают сравнения: золотистые косы, словно струи дождя; громы, будто пушки; молнии, словно отблески костра.

Цвет и свет у Ванюковой неотделимы друг от друга. Внимание к цветовой гамме поэтессы неслучайно: если говорить только сборнике стихотворений «Живое слово», то его пронизывает сквозной семантический ряд «свет». Его образуют слова с семами «блеск», «свет», «сияние», «прозрачность», «золото», которые употребляются как в прямом, так и в переносном значении.

В стихах поэтесса передаёт и свои, и детские, и взрослые впечатления от каждого нового момента бытия, она воспринимает жизнь в звуке, цвете, запахе. Это определяет особую роль цветовой и звуковой лексики слов, характеризующей свет. Мир, окружающий автора, рисуется как мир, несущий в себе полноту и красоту земного бытия, мир ярких красок, чистых звуков.

Понятно, что «свет» бывает разным: например, в словаре эпитетов К. Горбачевича к слову свет более 200 (!) эпитетов.

«Светлый» сборник стихотворений А. С. Ванюковой начинается с эпиграфа:

«Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звёздной красоте Земля добра.

Она дарит нас хлебом,

Живой водой и древом во цвету.

Под этим светлым и лучистым небом

Давайте воевать за доброту».

И в основе большинства её стихов свет – «озарение», свет – «теплота», свет – «доброта», свет – «чистота», свет – «радование».

Справка

Употребление «световых» метафор обусловлено культурной мотивацией: мы говорим светиться радостью, любовью. Световая мотивация эмоций – это историческая память языка о слове и его семантическом ареоле. Она связана с идеей божественной природы света (ведь свет и свят, как показал В. Н. Топоров, относится к одному и тому же праславянскому корню-svet-).

А. С. Ванюкова в основном придерживается традиционной символики, сложившихся в фольклоре, в русской литературе: белый цвет означает чистоту, невинность; синий и голубой – цвет небес; золотой – вечность, совершенство, жёлтый цвет – цвет осени, жизни.

Делаю вывод: цвет передаёт мироощущение, состояние души, «умозрение». Неслучайно говорят: кто-то всё видит «в чёрном цвете», а другой – «в розовом».

Читая стихи А. С. Ванюковой, пришла к выводу, как тщательно она работает над текстом, в том числе и над цветописью, добиваясь предельной точности, ясности и красочности языка.

Стилю А. С. Ванюковой свойственно «концентрация образных средств» (Н. А. Николина), но у поэтессы, как у каждого мастера слова, есть своё: это к примеру

• паузы, многоточие («Учитель», «Незабудки», «Дыхание»)

• повторы одних и тех же слов для экспрессивности изложения («Миру – мир»)

• сложных эпитетов (ласково – синий)

• односоставных предложений

• синонимических и антонимических объединений и ассоциативных сближений.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)