Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Применение натуральных красителей в быту

Однажды я задумалась о значении натуральных красителей в нашей жизни. Рисуют все. По крайней мере, в детстве. Кто-то ещё и в юности. И лишь единицы всю жизнь творят для вечности. Чем это люди на скале рисовали? А почему эти фрески еще видны? И почему все так же ярки цвета на этой картине, которой уже 150 лет? Известно, что натуральные красители использовались в древности и в настоящее время мы так же широко их применяем.

Что же это за краски такие - пригодные для художников? Заборы ведь тоже краской красят. Так что же делает краску художественной? А моя бабушка яйца красит шелухой от лука. Так в чем причина использования красок и красителей на натуральной основе? Для ответа на все эти вопросы я обращусь к книгам, которые находятся в библиотеке и в интернет.

История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. До нашего времени сохранились первобытные рисунки, выполненные углём и сангиной. Эти материалы, кстати, используются и в современной живописи.

С древнейших времен и вплоть до 19 века краской могло стать все, что дарит мир природы - земли и минералы. Травы, плоды растений, насекомые и животные.

По происхождению пигменты делятся на несколько категорий: неорганические (минеральные) и органические, каждые собой природные или искусственно полученные окислы и соли металлов.

К натуральным неорганическим пигментам относятся минералы, земли, черни и сажи. Это сиены, умбры, охры и земли различных цветов, горный ультрамарин, киноварь. Добываются они в недрах земли или поверхности, освобождаются от посторонних примесей и тонко измельчаются до размеров 45-85 мкм. Издавна такие пигменты назывались по месту происхождения - итальянская сиена, берлинская лазурь, и т. п. А, например, "Умбра натуральная Ленинградская" и сейчас выпускается заводом художественных красок. Или такой пигмент как "шунгит" производится из земли, добываемой на Карельском перешейке, и относиться к черням (т. е. к пигментам черного цвета).

Черни во все времена получали, сжигая без доступа воздуха различные вещества. Оттенки черного цвета зависят от того, что именно сжигается: слоновая кость или косточки плодов - абрикоса, сливы, вишни, миндаля или просто природный газ.

В отличие от природных пигментов, синтетические пигменты обладают значительно более постоянным составом и структурой, яркими оттенками.

Зеленые медные, кобальты, кроны, хром, кадмии, марсы и другие. Многие из них известны с древних времен. Например, ярь-медянка. Рукопись 16 века сохранила для нас рецепт ее приготовления: " Возьми молока кислого, твороженного, и положи его в медный сосуд. Да медным прикрой, да туда же положи всяких медных крох и листу венечного или трав всяких зелёных, а держать все месяц, а смотреть в месяц четыре раза и размешивать, чтобы зелено было, а держать в тепле на печи, а сушить исподволь в тепле же".

В чистом виде натуральные красители использовались при приготовлении, например, сепии и пурпура. Так, самая дорогая краска во времена Римской Империи, пурпур, готовилась из секрета, вырабатываемого улитками (средиземноморский моллюск – иглянка). Эту жидкость с характерным чесночным запахом, извлекали из небольшого мешочка на теле улитки (желез). Улиток измельчали и полученным соком пропитывали ткань. Ткань, под воздействием света и воздуха, окрашивалась сначала в зеленый, затем в синий, и только потом в пурпурный цвет. Правда, одежды из ткани такого цвета были доступны лишь патрициям: для получения 1 г красителя требовалось переработать более8 тыс. моллюсков. Для сепии исходным продуктом являлась коричневато-черная жидкость из желез головоногих моллюсков и каракатиц.

Такие краски, как индиго, желтые лаки, краплаки, кармин, готовились путём осаждения красителя на минеральное основание. Не вдаваясь в технические подробности, заметим лишь, что красящие вещества извлекались как из привычных всем растений - кровохлебки, клюквы, мальвы (для краплаков), из шафрана, ноготков (желтые лаки), так и из частей экзотических сандалового и красного деревьев. А, например, распространённую в старину желтую индийскую краску добывали из мочи коров, которых кормили листьями манго. Кармин (в некоторых источниках - "червлень", "краска из червеца") добывалась из особых насекомых – кошенили, обитающих на кактусах. Высушенные самки этих насекомых похожи на ярко-красные ядрышки, в России их называли " канцелярское семя". Сейчас изготовители красок, конечно, обходятся без жертв. Используются красители только синтетического происхождения, но сам принцип приготовления и цвета "аналогов" полностью повторяют натуральные.

Известно, что способы изготовления красок в старину передавались от живописца к живописцу, из поколения в поколение. Практически в каждой мастерской были свои "секреты". Рецепты русских художников, дошедшие до нас в рукописных списках, отличаются своеобразным "местным колоритом". Например, лазурит, приготовленный и тонко измельчённый, отмучивали в кислых щах в течение 2-4 дней, после чего в них же промывали. Или вот ещё совет 18 века, как писать золотой цвет: " Возьми шафран да щучью желчь сотри вместе и пиши".

Конечно, сейчас подобные рецепты вызывают улыбку, но иногда используются при реставрационных работах.

Во все времена люди по мере возможности старались украсить свое жилище. Эта традиция сложилась еще в доисторическую эпоху. Первобытные художники оставили на стенах пещер многочисленные изображения животных и сцен из жизни. Самые первые их рисунки выполнены древнейшим красителем – сажей. А уже 30 тыс. лет назад нашим предкам были известны мел и охры.

Первоначально рисунки создавались только с помощью пигментов – мелко истолченных твердых окрашенных веществ. Позднее в их состав стали вводить связующие вещества (кровь животных, яичный желток) – так получили краски. До наших дней дошли изображения, возраст которых исчисляется сотнями, а то и тысячами лет – и всё это благодаря долговечности минеральных красок.

Обширную группу природных пигментов составляют охры. В наше время охры используются в производстве резины, цемента, бумаги, пластмассы, однако их постепенно вытесняют синтетические пигменты. Когда-то на Руси природный минерал синего цвета лазурит ценился дороже золота. Краску делали из истолченного в мелкий порошок камня. В качестве зеленого пигмента долго использовалась так называемая богемская земля – минерал. Растительные краски люди научились получать из листьев, плодов, коры и даже корней. Синий краситель индиго известен с глубокой древности, его добывали из листьев тропического растения индигоферы, а так же вайды (травянистое растение, сейчас используется как кормовое). Для получения желтой окраски пряжи использовались шафран, сафлор, сумах, куркума (пряность кари), ревень, фустик и даже луковая шелуха. Для окрашивания тканей и пряжи в красный цвет издревле использовались корни марены. Для той же цели применяли красное дерево и фернамбук. Придавать пряже черный и коричневый цвет помогают акация катеху, дубовая кора, шелуха желудей и грецкого ореха и чай. Старинный оранжевый краситель – хна. А вот для того, чтобы получить зеленый цвет, используют индиго вместе с различными типами желтых красителей. С самых древних времен и до 60-70 гг. ХIХ века роспись тканей осуществлялась натуральными красителями, которые производили из растений и компонентов животного происхождения. Развитие технического прогресса, и в частности химии как науки, привело к появлению во второй половине ХIХ века дешевых, простых в применении и более стойких к разным действиям синтетических красителей, которые на сегодняшний день почти полностью заменили натуральные красители.

Ярко-красный кармин (кошениль), добывают из бескрылых самок кошенили - это насекомые, распространенные в Южной Европе и Мексике, 200 тыс. жучков давали 1 г красного вещества. А так же кермеса (кермесового червеца), обитающего в Средиземноморье. Кермес по большей части использовался до 16 столетия, затем его сменила более дешевая кошениль. Не менее часто используются и пигменты минеральных веществ – таких, как охра (желтый, коричневый, красный цвет), известь (белый), киноварь и сурик (красный), азурит и ляпис-лазурь (синий) и малахит (зеленый). В качестве закрепителей используются лимонная кислота, каустическая сода и другие вещества – они предохраняют краску от вымывания, стирания, и делают ее долговечной. Опытные красильщики пользуются тем же приемом, что и художники, смешивающие краски на своей палитре – красители также смешивают, получая широкую гамму цветов и оттенков. Красильщики также быстро научились комбинировать цвета для получения разных оттенков. Так, к примеру, нет растительного материала, дающего зелёный (важный цвет, если вас интересует цветочный дизайн!). Окраска шерсти сначала синим, а затем жёлтым цветом даёт зелёный оттенок. Если вы посмотрите вблизи на зелёный цвет в ковре, окрашенном растительными красителями, вы, как правило, увидите, что цвет неровен, более сине-зелёный в одних местах и более жёлто-зелёный в других. Это из-за техники двойного окрашивания:

Итак, используя представление о том, что истощённые красители дают разные тона, и что комбинацией некоторых красителей перекрашиванием шерсти, красильщики могут создавать удивительно обширную палитру цветов из весьма ограниченного выбора материалов. Эти люди умны!

1. 2 Радости нашего времени

На протяжении веков многие племена и народности выражали свою индивидуальность и социальную принадлежность, отгоняли злых духов и пытались привлечь внимание противоположного пола с помощью татуировок. Линии, узоры и рисунки выполнялись на любых частях тела. В рамках татуировки получило свое развитие и искусство украшения лица – перманентный макияж в современном понимании этого слова. Натуральные пигменты после имплантации в верхние слои эпидермиса быстрее «размываются» в результате кровообращения и, следовательно, обеспечивают меньшую долговечность перманентного макияжа. Минеральные пигменты отличаются большей стойкостью и более гутой консистенцией, и они подвержены разрушению. В идеальной ситуации под воздействием солнечных лучей такие пигменты должны выгорать и бледнеть до полного исчезновения. Хотя, как правило, клиенты редко дожидаются этого момента и приходят на коррекцию макияжа, когда красители «теряют» только половину своей первоначальной яркости. Сегодня производители предлагают богатейшие цветовые решения, позволяющие создать макияж, что называется, «на все случаи жизни». Учтите также, что для профессиональной работы вам понадобятся красители, имеющие достаточно узкую «специализацию»: отдельные палитры пигментов для бровей, для глаз, для губ и корректирующие пигменты телесных тонов. Перманентный макияж - это нарушение целостности кожного покрова посредством колющих инструментов (электрических дермопигментаторов), с последующим внедрением красителей на растительно-минеральной основе (пигментов) на уровне эпидермиса для получения устойчивых, долгое время не исчезающих линий. Проще, но говоря, это татуировка, наносимая на лицо (а в некоторых случаях – и на тело). При процедуре гипоаллергенные красители (пигменты) с помощью тонких игл вводятся в верхние слои дермы (0,3-1,0 мм), что позволяет сохранить интенсивность цвета в течение 3-5 лет. Еще в Древнем Египте люди научились пользоваться природными дарами. И даже сейчас, наиболее известным косметическим препаратом, получаемым растительным путем, является хна. Хна – это порошок, получаемый из высушенных листьев лавсонии. Традиционно ее используют в арабских странах, на Востоке, в Индии. Порошок хны используется в косметике для окраски волос, лечения сухой себореи, укрепления и улучшения роста волос, для лечения выпадения волос. Хна является натуральным продуктом, питающим волосы. Она обладает эффектом, борющимся с перхотью и кондиционирующим действием. При этом хной издревле пользуются не только женщины, но и мужчины. Она совершенно не аллергена и не содержит химических соединений - аммиака, оксидантов или других вредных химикатов. С помощью натуральной индийской хны можно эффективно закрасить седину, придать волосам нужный оттенок, или просто подлечить ослабленные волосы. При окрашивании волос хной кроме самого порошка используются также эфирные масла и молочная сыворотка. Это помогает избежать малейшего отрицательного воздействия, как на волосы, так и на кожу головы. Сама процедура окрашивания занимает определенное время - около 1,5 часов. Так как хна не является химическим препаратом, ей требуется время, чтобы хорошо закрепиться на волосах. Но результат стоит этих затрат. После окрашивания волосы приобретают красивый насыщенный цвет, здоровый блеск, становятся более густыми и пышными. Кроме этого хна создает своеобразный защитный слой, оберегающий волосы. Особенность порошка хны такова, что она позволяет получить огромный спектр темных тонов, что нельзя сказать о светлых или медных оттенках. Наиболее выигрышные тона для стопроцентного закрашивания седины - это темно-коричневый или черный цвета. Остальные же оттенки, смогут лишь подретушировать седину. Первые два-три сеанса волосы окрашиваются по всей длине - хна закрепляется на волосах, собственный пигмент при этом не повреждается. При последующих сеансах (через 4 - 6 недель) достаточно окрашивать лишь отрастающие волосы у корней, для предотвращения возникновения контраста. Хна не смывается полностью, как химическая краска. Впитываясь в структуру волоса, она держится довольно долго. Так как хна является не только хорошим красителем, но и прекрасным лечебным препаратом, с помощью нее можно восстанавливать и лечить волосы. При лечении, во избежание нежелательного окрашивания, используется бесцветная хна. На волосы наносится смесь, состоящая из порошка хны, лечебных трав и эфирных масел и выдерживается около часа. Замечательно, что результат появляется уже после первой процедуры: волосы становятся более густыми, пышными и приобретают блеск. Курс лечения не более двух-трех месяцев. Натуральная басма иранская предназначена для укрепления и питания волос, а также для окрашивания волос в более темные тона. Басму рекомендуется применять в сочетании с хной для окрашивания волос, в том числе и седых в тона от светло-каштанового до черного.

Получаемый в результате окрашивания цвет зависит от структуры, толщины, исходного цвета волос и времени окрашивания.

Гамма получаемых оттенков - от темного каштана до черного. Для окрашивания рекомендуется использование смеси хны и басмы (соотношение красок и время контакта с волосами подбирается индивидуально).

Волосы с проседью рекомендуется окрашивать последовательно хной, а затем басмой.

Басма имеет в своем составе дубильные вещества, они питают кожу головы, способствуют росту волос, укрепляют их и возвращают жизненную силу и блеск. Следует помнить, что хной окрашиваются только натуральные природно-коричневые или природно-темно-русые волосы. Хна имеет обыкновение выцветать. Но используют ее не чаще, чем раз в два месяца. От частого использования возникает обратный эффект: волосы становятся тусклыми. Но если волосы недавно были окрашены средством на химической основе, промелированы или подверглись химической завивке, то надо воздержаться от окраски хной, так как растительные красители очень плохо сочетаются с химическими. В этом случае результат может быть абсолютно непредсказуемым. Цвет может приобрести любой оттенок - от апельсинового до зеленого. Обесцвеченные или осветленные волосы после окрашивания хной становятся морковно-красными, золотисто-русые - ярко-рыжими, а природно-черные волосы вообще не окрашиваются. Настороженно следует обращаться и с ранее подвергавшимися химической завивке волосами, поскольку они моментально "схватят" новый цвет. Соответственно, время воздействия хны на химически завитых волосах должно быть минимальным. Если женщина привыкла менять цвет волос, как перчатки, то хна далеко не самый лучший препарат для этого. Она не смывается, и ее никак нельзя удалить с волос. После окраски хной и другими природными красителями категорически нельзя делать химическую завивку и пользоваться химическими красителями, а так же освежать волосы мелированием. Придется ждать, пока окрашенные волосы отрастут, а места окрашивания отстригутся, в противном случае вы рискуете остаться вообще без какой-либо растительности на голове.

Время выдержки красителей растительного происхождения колеблется от нескольких минут до двух часов. Их можно приготовить в виде настоев, ополаскивателей, кашицы. Если их наносят чистые волосы в виде кашицы, то после окрашивания волосы надо тщательно промыть под проточной водой. Натуральные красители - это красящие вещества, подаренные нам самой природой. С давних пор для придания пищевым продуктам привлекательного вида применяли пищевые красители. Натуральные пищевые красители – это красящие вещества, выделенные физическими способами из растительных и животных источников. Сырьем для этого служат натуральные ингредиенты: цветы, ягоды, листья, корнеплоды и т. д. Естественные пищевые красители содержат в своем составе не только красящие пигменты, но и другие биологически активные компоненты: витамины, гликозиды, микроэлементы, органические кислоты, ароматические вещества. Поэтому их использование в пищевой промышленности не только насыщает цветом готовый продукт, но и повышает его пищевую ценность. Сырьём для натуральных пищевых красителей могут быть ягоды, цветы, листья, корнеплоды и т. д. в том числе в виде отходов переработки растительного сырья на консервных и винодельческих заводах.   Содержание красящих веществ в растительном сырье зависит от климатических условий произрастания и времени сбора, но в любом случае оно относительно невелико (обычно несколько процентов или доли процента).   При производстве препаратов натуральных пищевых красителей от побочных веществ в той или иной степени избавляются. Современные технологии позволяют получать препараты натуральных пищевых красителей с заданными свойствами и стандартным содержанием основного красящего вещества. Любой оттенок желтого и оранжевого, естественная палитра пурпурного и красного, зеленые краски природы, черный и коричневый цвета – завершение набора выбора красителей. Для получения светло-желтых оттенков (лимон, банан, ананас) лучше всего применять краситель куркумин (экстракт куркумы, турмерик). Получают из корней куркумы. Цвет порошка: оранжево-желтый, желто-коричневый. Применение - майонезы, соусы и салатные заправки, консервы, продукты переработки овощей, кондитерские изделия, напитки, мороженое, горчица, смесевые пряности. Чаще всего для окрашивания мороженого в красный цвет применяют свекловичный краситель (Получают из корней красной свеклы). Применение - фруктовые йогурты и другие молочные продукты, супы, соусы, жевательная резинка, десерты, мороженое, фармацевтика, косметика, а также красный краситель кармин (Получают из самок насекомых вида Dactylopius Coccus costa). Цвет - красный, темно-красный. Применение - напитки, колбасы, кондитерские изделия, десерты и др. В мороженом на молочной основе голубые оттенки обычно получают из синей капусты. Для получения коричневых оттенков в мороженом можно применять темный солод (Получают из жаренного ячменного солода). Цвет - темно-коричневый. Применение - безалкогольные напитки, пиво, ликеры, кондитерские изделия, бисквиты, мясные продукты, хлебопечение. Или карамельные красители. Получают путем контролируемого нагревания глюкозы, сахарозы, фруктозы или декстрозы. Цвет - от темно-коричневого до почти черного. Применение - спиртные напитки простой сахарный колер спиртостоек, соусы, десерты, кондитерские изделия и др. Экстракт древесного угля получают путем карбонизации растительных материалов. Древесный уголь состоит из измельченных частиц черной сажи, суспензированных в воде. Экстракт древесного угля не растворяется, что позволяет получить очень эффектный краситель для окрашивания лакрицы и других кондитерских изделий. Уголь (уголь растительный). Получают термической обработкой растительного сырья (дерева, торфа, целлюлозы, скорлупы орехов и т. д. ). Цвет - черный. Применение - драже, сырные оболочки, в производстве водки и сахара, напитков, сиропов.

Цветовая палитра изменяется от сероватого цвета до черного, в зависимости от концентрации. Краситель имеет великолепную устойчивость к световому и тепловому воздействию.

Вывод: В последнее время растет интерес и спрос на натуральные краски. Это касается и использования натуральных красителей мастерами прикладного и декоративного творчества, работающих в отрасли художественного текстиля и в пищевой промышленности. Древние рецепты росписи по ткани натуральными красками используются и в наше время, так как они дают красивые стойкие цвета и могут использоваться в крашении и росписи тканей в домашних условиях.

Глава 2 Применение натуральных красителей в быту жителей с. Архангельское

2. 1 Использование натуральных красителей жителями с. Архангельское

В результате опроса жителей нашего села было установлено, что в старину широко использовались натуральные красители коры деревьев, луковой шелухи, цветков сон – травы, ягод черники, голубики и свеклы. Луковую шелуху, кору ольхи, ягоды черники и голубики использовали для окрашивания холстины . Луковая шелуха, свекла, ягода черники использовались для покраски яиц. В настоящее время жители нашего села так же используют натуральные красители для покраски яиц к празднику Пасхи, окрашивания кремов для тортов (используют морковь и свеклу), окрашивания сладких напитков ягодами черники, голубики, брусники и др.

2. 2 Технология окрашивания тканей и яиц натуральными красителями

1. Способ покраски тканей: Если вы используете для покраски тканей соки, то их не разбавляют, нагревают в кастрюле и поддерживают горячую температуру. Когда сок начинает закипать, опускаем ткань и кипятим от 10 до 20 минут. Чтобы цвет был интенсивнее, оставляем на 7 часов. Сами красители разбавляем небольшим количеством воды, кипятим от 10 до 20 минут. В зависимости от желаемого цвета оставляем на определенное количество времени, от 3 до 7 часов.

• Желтый цвет подарит чай .

• Коричневый цвет дает кофе .

• Зеленый оттенок получается при использовании крапивы.

• Синий цвет можно получить при использовании черники .

• В темно – коричневый окрасит шелуха лука .

• В сливовый цвет покрасит голубика .

2. Покраска яиц создает особое пасхальное настроение. Особенно интересно приготовить краски своими силами, потому что никогда нельзя угадать заранее, какого цвета получится яйцо, ярко-красного или нежно-розового. Добавить в кипящую воду немного уксуса, чтобы обезжирить скорлупу. Тогда краска ляжет лучше. Почти все красители можно найти, не выходя из дома, или в природе. Если вы используете для покраски яиц соки, то их не разбавляют, нагревают в кастрюле и поддерживают горячую температуру, не доведя до кипения. Все остальные красители сначала в течение 10 мину кипятят в 1 л. Воды, после чего процеживают и также оставляют на медленном огне, не доводя до кипения. Можно добавить немного уксуса, это сделает цвет более интенсивным. Яйца погружают в этот отвар и держат в нем, пока они не приобретут нужный цвет. 15 минут достаточно для получения нежного цвета, а для получения более насыщенного цвета должно пройти не менее 45 минут. Затем яйца следует промокнуть и натереть тряпочкой в растительном масле для придания красивого блеска.

• Желтые яйца получатся, если отварить их в воде с добавлением луковой шелухи , семян тмина или ромашки. Шафран тоже подойдет, но это обойдется дороговато.

• Коричневый цвет дают березовые листья и черный чай .

• Красный цвет можно получить при использовании марены, свекольного сока и красной мальвы, продающейся в виде чая.

• Розовые и сиреневые оттенки брусника, их можно купить в виде сока. Кошениль, растение, похожее на мате, продается в виде чайных листьев.

• Зеленые оттенки получатся при добавлении сушеного шпината, петрушки, крапивы или плюща.

• Голубой цвет дают ягоды бузины.

• Ярко-алый или темно-красный цвет можно получить при окраске яиц шелухой красного лука. Интенсивность цвета зависит от времени окраски.

• Позолотит пасхальное яйцо - куркума. Надо добавить в горячую воду 2-3 столовые ложки куркумы, вскипятить и покрасить яйца.

• Синий цвет подарит яйцу черника и краснокочанная капуста. Два кочана, мелко порезанной капусты залить 500 мл, кипятка, добавить уксуса и сварить в этом отваре яйца.

• Если замочить вареные яйца в виноградном соке, они станут лавандового цвета.

• В коричневый цвет - яйца покрасит кофе .

Вывод: Использование натуральных красителей по старинным рецептам при окрашивании тканей и продуктов питания в старину было необходимостью, так как не было синтетических красителей. В настоящее время население вернулось к использованию натуральных красителей при окраске яиц, в качестве пищевых добавок, так как синтетические красители экологически опасны. Использование натуральных красителей при окраске тканей имеют свои недостатки: 1. Не всегда получается нужный оттенок. 2. Слабая устойчивость красителя при стирке изделия (необходим закрепитель краски).

Заключение.

В ходе исследования установлено, что натуральные красители используются с глубокой древности. Спектр использования натуральных красителей широк. Их использовали для росписи своего жилища, предметов утвари, картин, для покраски пряжи (ковровое производство) и др.

В ХХ веке в большей степени использовались синтетические красители, так как шло развитие промышленности, они были дешевые и доступные для населения. В ХХI веке вновь возрос интерес к натуральным красителям, так как они экологически безопасны. Их широко используют в пищевой и текстильной промышленности, в косметологии.

В нашем селе (по результатам опросов) в качестве натуральных красителей использовались луковая шелуха, кора ольхи, цветки подснежников (сон – травы). В настоящее время натуральные красители используются для покраски яиц, приготовления морсов, окраски кремов для украшения тортов.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)