Понятия молодёжь и субкультура
Ненормативное (отклоняющееся от принятых в обществе норм, асоциальное) поведение молодых людей впервые стало объектом внимания ученых в Соединенных Штатах Америки в 30-50 гг. XX века. Ученые-социологи, психологи, правоведы изучали возникновение и функционирование молодежных банд в больших городах, в первую очередь Чикаго. Исследования показали, что члены таких бандитских объединений живут в соответствии с собственными правилами и нормами, которые являются отклонением от базовой социально-культурной нормы. Именно к ним, этим объединениям, и было впервые применено понятие «субкультура».
После второй мировой войны термин «молодежная субкультура» вошел в обиход социологов и стал употребляться не только применительно к преступным формированиям, но и ко всем явлениям культуры, связанным с молодежью.
С конца 1980-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам России стало более заметным — как у нас, так и за рубежом. В 2000-е годы исследовательская активность в этом направлении усилилась. Некоторые авторы стремятся прояснить субкультурные характеристики молодежи в рамках отдельных территорий (например, к такому пути по мотивам вполне практическим склонны исследователи НИЦ «Регион» Ульяновского госуниверситета, руководимого проф. Е. Л. Омельченко; внимание к субкультурам молодежи на региональном уровне проявляют исследователи Санкт-Петербурга. Другие идут по пути описания большого и разнородного материала, который сгруппирован на основе определенной теоретической ориентации.
Согласно современной точке зрения субкультура — это особая сфера культуры. Это образование внутри культуры, которое отличается собственными ценностями и обычаями. Это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм. Если у молодого человека появляется необычный стиль одежды, поведения, высказываний — все это могут быть приметы причастности к определенной субкультуре. Каждая субкультура хранит собственную «тайну», скрытую, предназначенную исключительно для посвященных.
Подростки воспринимают окружающий мир по-своему. Особенности психологического состояния подросткового возраста не позволяют большинству молодых людей выражать в одиночку свой взгляд на мир. Поэтому подростки предпочитают объединяться в компании, «сбиваться в стаи», весьма преуспев в деле создания своих особых сообществ, где «чувство локтя» — единственно возможный для них способ выживания в обществе. Для подростков принадлежность к таким сообществам была и остается чрезвычайно притягательной, так как, выходя из замкнутой социальной ячейки семьи, молодой человек в современном мире неминуемо попадает в социальный вакуум.
Самым простым способом заполнить этот социальный вакуум является объединение с себе подобными. Объединяясь, молодые люди образуют субкультуры.
Молодёжь — в широком смысле обширная совокупность групповых общностей, образующих на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В более узком, социологическом, смысле молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.
Молодежная субкультура – это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и сереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Под субкультурой следует понимать основные характеристики социальных ценностей, норм и предпочтений подростков, находящие отражение в социальной позиции и в других формах самореализации индивида. Таким образом, любая субкультура является способом выражения индивидуальности молодых людей.
Стержень любой молодежной субкультуры — это уличный стиль. Некоторые субкультуры (в том числе рэп и хип-хоп) имеют национальные и социальные корни и, по сути своей, изначально являлись порождением «криминализированных трущоб». Сленг — одна из главных отличительных черт субкультуры. Владение специфическим языком — пропуск в группу.
Молодежная субкультура возникла потому, что благодаря ей молодое поколение удовлетворяло определенные жизненно важные потребности. При объяснении причин и целей возникновения молодежной субкультуры у специалистов сложилась следующая точка зрения. Перед молодыми людьми в сложный период перехода из детства к зрелости возникает множество сложных проблем, которые они не способны решить, опираясь на имеющийся опыт либо на жизненный опыт взрослых. Им необходима группа сверстников, которые сталкивается с теми же самыми проблемами, имеет такие же ценности и идеалы. Этот период неопределенности возникает потому, что человек покидает детство — период минимальной ответственности, и вступает во взрослость — период максимальной ответственности. Для смягчения перехода от одной крайности к другой и нужна молодежная субкультура, аккумулировавшая в себе опыт решения жизненных проблем, накопленный многими поколениями молодых людей и отличающийся от опыта старших поколений.
2. 2 Основные направления молодёжной субкультуры
В наше время достаточно много субкультур. Существуют несколько классификаций молодёжных субкультур, мы воспользовались следущей:
▪ Связанные с музыкой: рокеры, металлисты, готы, рэперы
▪ Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: хиппи, готы, панки
▪ Связанные со спортом: байкеры, фанаты, роллеры
▪ Связанные с играми: ролевики, толкинитсты
▪ Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера
▪ Враждебно или асоциально настроенные: панки, скинхэды, гопники
▪ Религиозные: сатанисты, индианисты, кришнаиты
▪ Группы современного искусства: граффиттеры, брейк-дансеры
▪ Элита: мажоры, рейверы
▪ Антикварные: битники
▪ Социально-активные: общества защиты окружающей среды
На практике между молодежными субкультурами не существует жестких разграничений. Принадлежность молодого человека к одной молодежной субкультуре не исключает его членства в других. Это возможно потому, что у молодежи есть нечто общее – возможность «тусоваться». В молодежных субкультурах необязательно разделять то или иное мировоззрение – здесь молодые люди должны разделять внешние формы поведения и символику.
1. Футбольные болельщики. Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (фаны) футбольных команд. Сообщества футбольных фанатов — одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России, имеющая давнее происхождение. Многие формы поддержки команд своими болельщиками сложились еще в 1930-е годы, когда футбол был любительским в полном смысле слова и футболисты работали в трудовых коллективах. Позже, по мере профессионализации футбола в России, возникла современная практика организованных выездов фанатов для поддержки команды на играх в других городах (например, фаны московской футбольной команды «Динамо» относят первый такой выезд на игру в другом городе к 1976 г. ).
Специфика этой субкультурной формы состоит в том, что требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. Опрошенные в мае 2000 г. фанаты футбольных команд (37 юношей-москвичей) не знали истории этих спортивных коллективов, им достаточно было актуальных знаний о недавних и предстоящих матчах. Разумеется, сама игра на футбольном поле их вдохновляет, но более значимы (как можно судить из интервью) моменты общей эмоциональной разрядки, возможности «оторваться», проявлять свои чувства в полной мере (орать, буянить).
Молодые болельщики получают возможность в кругу своих сверстников моделировать свое поведение как групповое и в то же время не испытывающее давления основных социально-контрольных инстанций (родители, школа и т. п. ).
Футбольные фанаты — сложное по организации сообщество. В среде фанатов московского «Спартака» (в котором насчитывается по крайней мере 85 тыс. человек: такое число организованных болельщиков отмечалось на некоторых наиболее важных матчах) выделяются, в частности, такие группы, как «Ред-уайт хулиганс», «Гладиаторы», «Восточный фронт», «Северный фронт» и др. Группировка, удерживающая контроль над всем сообществом, — «Правые». В нее входят в основном молодые люди, отслужившие в армии. «Правые» выезжают на все матчи команды, их основная функция — заводить стадион, организовывать реакцию болельщиков («волну» и т. д. ), но также и командовать «военными действиями» — битвами с болельщиками враждебных команд и милицией. Выезды в другие города очень часто связаны с драками — нередко уже на вокзальной площади. Группы, приезжающие на матч в другой город, координируют свои действия по сотовой связи, быстро обеспечивают поддержку тем, кто отражает нападение местных футбольных хулиганов. В целом хулиганствующая масса молодых людей хорошо управляема вожаками (предводителями) из «Правых».
2. «Хип-хоп» («hip hop»), как культурный феномен уличного искусства или искусства мегаполиса включает в себя три разных направления:
1. Живопись/дизайн — «Граффити» («Graffity» — «нацарапанные») настенные росписи и рисунки;
2. Танцевальный стиль — «Брейк-данс» («break dance») уникальный по своей пластичности и ритмичности танец, которой заложил моду для всей культуры хип-хопа — спортивной одежды;
3. Музыкальный стиль — «Рэп» («rap») ритмичный речитатив с четко обозначенными рифмами и музыкальный ритм, задаваемый DJ. Рэп имеет три классификации: «быстрый рэп» (один рэпер разговаривает с другим); «жизненный» рэп (часто содержит мат); «коммерческий рэп» (хип-хоп, r`n`b и танцевальный рэп).
Общие роли в рэпе:
· «DJ» — «диск джокей» или «ди-джей», в их задачу входит программирование ритма на драм-машине, сэмплирование, манипуляции с виниловыми пластинками, т. е. создание музыкального фона;
· «МС» — «Microphone Controller» или «Master of Ceremony» непосредственные исполнители рифмы;
· Танцоры — различные танцоры, которые дополняют выступление МС.
Хип-хоп зародился в афроамериканской среде в конце 60-х годов в США. Исторической родиной принято считать городской район Нью-Йорка Бронкс. Хип-хоп, как это не странно зародился тоже под влиянием выходцев с Ямайки.
А) Рэперы
Большинство рэпперов носят джинсы-»трубы» и плотные рубашки или спортивные футболки (хоккей или баскетбол), куртка-аляска, ювелирные украшения, стилизованные под рэп-культуру.
Одежда больших размеров приветствуется. Есть 2 версии, почему это является частью моды: 1) Одежда заключенных в США раньше шилась большой, что бы подходить разным по комплекции заключенным;
2) Взрослые братья или отцы передали младшим свою поношенную одежду, которая была больших размеров.
Часто рубашки на рэперах свисают до колен, а сползающие джинсы задевают пол. Однако одежда должна быть чистой, ее отличает лишь небрежная мешковатость.
Шапочки, «бейсболки», повёрнутые назад, рюкзаки до пояса, цепочки, спортивные курточки, футболки — все это обязательные «примочки» молодого рэпера.
Украшениям уделяется отдельное внимание. В настоящее время хип-хоп одежда — это в первую очередь роскошь. Это очень дорогие вещи, как правило, из золота с обилием камней. Обязательность наличия подобных украшений вызвана тем, что в гетто афроамериканцы могли только одним способом демонстрировать свой «успех и значимость», а так как большая часть из них была малограмотна, то особое внимание уделялось драгоценностям. К тому же долгое влияние криминального мира на становление рэпа и то, что многие звезды состояли в бандах отразилось на рэп-моде.
Б) «Бэггеры»
В субкультуре хип-хопа есть группа людей, которые не слушают рэп, не танцуют брэйк и не рисуют граффити. Их интересует только стиль одежды рэперов. Их называют «бэггеры» («baggyers», «baggyboys», «baggy» — широкие штаны, «boy» — парень).
«Бэггер» предпочитает просторные спортивные штаны и аккуратно заправляет штанины в высокие кроссовки или вставляет на концах штанин резинки, а за его плечами всегда болтается капюшон «кенгурушки» (куртка с капюшоном). Одежда рядового «бэггера» — это мягкая широченная футболка с капюшоном и лёгкие просторные спортивные или камуфляжные штаны. В отличие от «рэперов», края штанин и рукава которых болтаются и пачкаются, у «бэггеров» штанины и рукава непременно заканчиваются резинкой или манжетой.
В среде бэггеров не принято употребление спиртного и курение.
3. Толкиенисты. Особняком в молодежных субкультурах стоят толкинисты.
В молодежной культуре 90-х годов появились толкиенистское движение и связанная с ним, порожденная им толкиенистская субкультура. Известный английский филолог и писатель Джон Рональд Руэл Толкиен (на сленге толкиенистов – Профессор) родился в 1892, умер в 1973 году. Его книги «Властелин колец», «Сильмариллион» и другие относятся к жанру «фэнтези» – сказочной фантастики. Толкиен – мастер особой, завораживающей атмосферы повествования, так что читатель начинает отождествлять себя с героями книги (эльфы, тролли, гномы, гоблины, хоббиты).
Это стало одним из факторов, вызвавших к жизни неожиданный для самого автора социокультурный феномен – ролевые игры («хичек» на толкиенистском жаргоне) по книгам Толкиена. Ролевая игра близка к импровизированной театральной постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда, соответствующая толкиеновскому условному средневековью). Мастера – режиссеры игры – распределяют роли, игроки проходят нечто вроде экзамена на знание фантастического мира Толкиена и предыстории своего персонажа, намечается сюжетная линия.
В начале 80-х гг. толкиенисты появляются в СССР, прежде всего в Москве и Ленинграде. С 1990-х годов проводятся всероссийские игры («Хоббитские игрища») и несколько региональных. В 1995 и 1997 годах всероссийские игры прошли в марийских лесах. Организовывали их москвичи.
В начале 90-х годов отечественные толкиенисты стремительно вовлекли в свою «сферу влияния» и ассимилировали часть представителей других молодежных субкультур (хиппи и даже панков). Появляются продолжения произведений Толкиена, написанные с иных мировоззренческих позиций, издается обширная фэн-пресса, есть странички толкиенистов в Интернете. Это существенно отличается от движения западных почитателей Толкиена: известно, что там преобладают узость, изолированность, деятельность толкинистов сводится к компьютерным играм, переписке по E-mail и узкоакадемическим штудиям.
В 1993 – 94-х годах субкультура толкиенистов пережила кризис роста. Он был преодолен путем расширения диапазона ролевых игр, включившего произведения не только Толкиена, но и других писателей-фантастов, а также исторические сюжеты.
Проблема общения — одна из актуальных для молодежи, и ролевые игры оказываются важным средством технологической подготовки к более эффективному общению в молодежной среде. Проблема идеала накладывается на проблему общения в аномичном обществе, и фантазии Толкиена оказываются большей реальностью, чем мир российской социальной действительности. В одном из интервью (девушка 19 лет, активная участница встреч толкинистов до 1999 г. ) есть выразительное представление такого соединения реальности и иллюзии: «Я по телефону обсуждала сюжеты из «Сильмариллион» Толкиена, всю ночь говорили о стихах, рыдали над их трагическим звучанием».
4. Скинхеды
Первая волна. «Скинхэды» конца 60-х. Первые «скинхэды» отдавали предпочтение американской одежде «Levi Jeans» и «Alpha Flight Jackets» и узким подтяжкам (braces) с ботинками «Doc Marten».
Скинхэды любили пиво. «Скинхэд–девушки» одевались подобно парням, стриглись коротко.
В начале 70-х «скинхэды» набирали силу по сравнению с другими молодежными субкультурными движениями. «Скинхэды» первой волны взрослели: они все меньше появлялись на улице, обзаводились семьями, остепенялись, занимались воспитанием детей, но все же оставались преданными своим корням.
Вторая волна скин-движения ознаменовалась ростом «панк-рока» в Великобритании. «Панк-рок» взорвал чопорную и холодную Англию. «Панк-рок» выглядел диким, грубым, агрессивным. Он пугал домохозяек, респектабельных граждан и прочих господ. Но рабочая молодежь искала и хотела более жесткое и быстрое звучание для своей культуры. К тому же «панк-рок» стал просто студенческой бунтарской музыкой, музыкой для колледжа.
Новые «скины» 70-х носили в основном голубые джинсы «Levi», рабочие ботинки, подтяжки и куртки американских летчиков. Себя они называли «Bald Punks». В течение 70-х произошло много изменений у классических «скинхедов». Мода от размытого стиля перешла к лучшей одежде, чем ту которую могли себе позволить рабочие — «синие воротники». В 70-х появляется «военный» стиль одежды у скинхедов. На других «скинов» сильно повлиял «диско» семидесятых: они «ставили волосы», надевали вычурные штаны и ботинки в стиле 70-х.
Третьей волной стали скинхэды середины 90-х. Появился признак «Гражданской войны» в «скинхэд-движении». Многие из тех, кто стал «скинхедом» более 15 лет назад, начали появляться на улицах, участвовать в развитии «скинхэд-культуры». 17-18 летние «панки» начали забривать себе головы, избавляясь от «ирокезов» и «помоек».
Современные «скинхэды» Европы и Запада — это смесь из «hard-mod/rudeboys» (хард-модов/рудебойев) конца 60-х, и «punk/hard-core» (панк/хард-кор) скинов начала 80-х. Их музыкальные пристрастия простираются от «регги» до современного «хард-кора», а также «ска», «рокстэди», «рокабилли», «панк», «Ой!». Некоторые слушают только «регги», некоторые лишь «Ой!» или «панк». Конечно, они интересуются своими корнями, культурой «модов», «скутеров» и т. п.
С формированием собственных музыкальных групп у «скинхедов» их политические идеи стали склоняться к борьбе правых и левых партий, и даже аполитичности. Политически правые группы склонялись к отношениям с «Национальным фронтом» (неофашисты в Англии) и имели схожие с ним идеи. Левые группы ориентировались на борьбу рабочего класса, использовали коммунистическую политику. Аполитичные группы часто избегали обеих сторон, поскольку хотели сами выбирать свою субкультурную политику.
Стоит заметить, что движение классических (традиционных) скинхэдов пропагандируют аполитичность, являются не расистскими организациями и больше трансформируется в свою начальную стадию — в музыкальное неформальное движение со своей атрибутикой, культурой поведения и потребления. «Классические скинхэды» продолжают оставаться приверженцами определенных ценностей:
— ты должен быть патриотом своей страны;
— ты должен работать;
— ты должен учится;
— ты не можешь быть расистом.
Ситуация на данный момент складывается в России таким образом: у нас мало «красных скинов» (коммунистических), ШАРП скинов, классических (традиционных) скинов. В России почти не употребляется слово «бонхед». «Bonehead» (костяная голова) — термин, используемый классическими и другими скинами, для обозначения любых «оборотней-скинхедов», придерживающихся расистских или неофашистских взглядов.
Понятие «скинхэд» в 99 случаях из 100 в России ассоциируется с неонацизмом и расизмом.
Активность приверженцев экстремистской молодежной субкультуры скинхедов (скинов, неонацистов) в России заметно возросла. Идеи у них типично нацистские: «Россия – русским!», «Смерть евреям (неграм, китайцам, кавказцам)!». Идеальным политическим деятелем для них является А. Гитлер. Скины, как правило (но не всегда), выделяются начисто выбритой головой. Одеваются скинхеды в подобие военной формы или просто в узкие темные джинсы. На ногах – тяжелые ботинки – «хаки», которыми скинхеды умело действуют в драке. Любимая их музыка – это стиль oi (политизированное ответвление хардкора), а также немецкие военные марши. Враги скинхедов – все, кто не скинхеды. Они часто нападают на людей с другим цветом кожи, на бомжей, представителей нетрадиционной сексуальной ориентации. Особая ненависть – к рэперам и всем длинноволосым. Основную массу скинхедов составляют молодые люди от 14 до 22 лет, преимущественно выходцы из рабочих кварталов и окраин, школьники, учащиеся техникумов, студенты вузов.
5. ЭМО (эмокиды)
Эмокиды – поклонники эмо-музыки. Происхождение названия: англ. Emotional – эмоции.
Движение сформировалось в США, в конеце 80-х гг. XX века. У эмокидов есть способы выразить себя: через музыку и обостренные эмоции по поводу всего, что происходит в их жизни. Самое главное стремление эмокида – найти большую чистую любовь. Влюбившись, они целиком отдаются этому всепоглощающему чувству. А если окажется, что они ошиблись и этот человек ненастоящая вторая половинка, то страданиям эмокидов не будет предела, ближайшие дни они посвятят размышлениям о несовершенстве нашего мира. Но поплакав пару дней, они устремляются к дальнейшему поиску. Особенно сильные эмоции вызывает в эмокидах музыка. Тематика: любовь-разлука, разбитые сердца
Манера исполнения: визг, плач, стон, шепот
На эмо-фестивалях толпы эмокидов в яркой одежде не в силах справиться со своими эмоциями и едва ли не заливают слезами танцпол.
Алкоголь и наркотики: не употребляют
Внешний вид: черные волосы срезаны бритвой спереди до середины лба и высоко по ушам пирсинг на ушах и губах глаза иногда подведены узкие джинсы с двумя поясами скейтерские кроссовки очки в толстой черной оправе тяжелые слаксы кофты из полиэстера маленького размера майки детского размера тесные жакеты и свитера штаны из черного денима
Куртки из серии рабочая одежда.
6. Готы
Происхождение названия: анг. Goths. Основная идея: романтизация смерти, боли, эстетика смерти.
Это результат слияния ностальгии «романтиков» по модной одежде, декларативного нигилизма и могильного юмора панков. Одеваются они во все черное, в крайнем случае в темно-серое. Прическа гота – настоящее произведение искусства. Из предметов обихода приветствуются кожаные штаны, жилетки, бусы, цепочки, серьги. Многие готы носят древнеегипетские символы – «анки» (анкх – крест с петлей; египтяне использовали его как символ бессмертия, жизни, соединения мужского и женского начал; копты интерпретировали анкх в качестве символа загробной жизни). Традиционно среди них обращение к готическому роману – от Уолпола до Шелли; почитаются также Камю, Кафка, поздний Тургенев и прочие «сильно перепуганные гении». Слушают, соответственно, готический рок (“Joy Division”, “Cure”, “Bauhaus”, “H. I. M”, “Evanescence”). Настоящие готы, помимо забот об одежде, стремятся поддерживать и соответствующий образ жизни. Готы обильно и охотно заимствуют декадентскую, кладбищенскую, вампирическую эстетику. Приветствуется все, что относится к темной стороне бытия, связано со смертью. Излюбленные места сборищ готов – кладбища. Часто практикуют садомазохизм. Готы склонны превращать свои тусовки в ролевую игру.
Молодежная субкультура отражает перемены, происшедшие во второй половине ХХ века. Ее появление и оформление как социального феномена было подготовлено развитием индустриальных обществ и произошло в начале перехода индустриально развитых обществ к постиндустриализму.
Для молодёжной субкултуры характерны следующие черты:
1) плюралистичость, поскольку вбирает в себя и панков, и хиппи, и готов, и многих других;
2) множественность, поскольку у молодежной субкультуры нет стержневого единства;
3) неопределенность, так как нельзя сказать с полной уверенностью, чем же на самом деле является молодежная субкультура;
4) фрагментарность, то есть каждая молодежная субкультура сохраняет свои особенности и своеобразие;
5) изменчивость, так как периодически молодежная субкультура обновляется, перерождается;
6) эклектичность, так как вбирает в себя абсолютно несовместимые элементы, которые мирно сосуществуют и даже взаимно дополняют друг друга.
2. 3. Хакеры и их история
Ха́кер (от англ. hack — разрубать) — квалифицированный специалист, человек, который понимает самые основы работы компьютерных систем. Это слово также часто употребляется для обозначения компьютерного взломщика, что в общем случае неверно.
Субкультура хакера возникла, как это ни странно, в 50-х годах в США, задолго до изобретения компьютеров и сетей, почти за 20 лет до возникновения движения скинхедов.
Движение хакеров оформлено, структировано, финансово обеспечено. Хакеры, прежде всего профессиональное движение – является одним из основных проявлений развития глобальной экономики и транснациональных корпораций. Движение хакеров представляет из себя значимую силу, благодоря научно-технической революции в сфере компьютерных систем и программного обеспечения.
Хакеры представляют так называемою «элиту» технической революции.
Впервые упоминания о движения «хакеров» появились в конце 50-х годов в США. Возникновения и развитие движения «хакеров» обязано студентов Массачусетского технологического института, одного из лучших технических в узовох США. Данное учебное заведения выпустило немало знаменитых ученных.
Слово «хак» (hack) имеет несколько разных значений:
• делать топором мебель;
• мотыга, кляча;
• изысканная проделка интеллектуалов;
• оригинальный ход в программировании или использовании программного обеспечения, в результате которого компьютер позволял осуществлять операции, ранее не предусмотренные или считавшиеся невозможными;
• нестандартное действие;
• творческое преодоление ограничений;
Наиболее часто данный термин употреблялся в лаборатории «моделирования перемещения железнодорожных составов» (Tech Model Railroad Club) при Массачусетском технологическом институте и означал «разбор до винтика» электрических поездов, путей и стрелок, для поиска нового способа ускорить движение поездов.
Существуют несколькуо версий возникновения названий движения, но мы остановимся на одной из более правдивой истории. С середины 50-х годов студенты выпускного курса на «День дурака» (1 АПРЕЛЯ), должны были оригинально пошутить. Пол традициям студенчества данного вуза, лучшей и оригинальной шуткой было установка одного крупного и громоздкого предмета на куполе главного учебного корпуса. Там устанавливали шкафы, и рояль, и ограмное кольцо из романа Толкиена, однажды там оказалось полицейская машина! Так не ординарно пошутить называлось «хаком».
Применительно к инфомационным технологиям термин «хак» означал оригинальный ход в програмированние или использования програмнного обеспечения, в результате которого икомпьютер позволял осуществлять операции, ранее не придусмотренные или считавшиеся невозможными. Тех, кто мог осуществить данную задачу, стали называть «хакерами», а пользователи, которые не могли овладеть даже предписанными действиями и не стремились к исследованию системы, получили название «ламеры» (от англ. « lamer»- не полноценный, убогий, калека).
Хакеры – компьютерные пользователи, программисты, придерживающиеся активной, наступательной линии поведения в сетевом пространстве. Объектами атаки хакеров являются чужие сайты и серверы, которые они взламывают, выводят из строя. В 1988 году мир впервые испытал на себе мощь одного из самых эффективных хакерских орудий – компьютерного вируса. Некоторые специалисты предрекают возникновение веб-мафии, которая займется кибершпионажем и кибертерроризмом. Вместе с тем хакеры как таковые выступают против корпоративности, они превыше всего ценят свободу и своеволие. Хакерами в основном являются студенты вузов, старшеклассники школ с физико-математическим уклоном. Установить точно численность хакеров затруднительно, потому что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, не все хакеры осознают себя некоей общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем.
В основе идеологических и этических требований хакеров первого периода (60-е) лежали следующие принципы:
• свободный и неограниченный доступ к любой информации;
• полный демократизм (отрицание доверия к любым авторитетам), децентрализованность как абсолютное кредо;
• отрицание возможности использования критериев возраста, образования, национальной и расовой принадлежности, социального статуса при оценке человека, значимыми являются только результаты его деятельности;
• вера в гармонию, красоту, бескорыстность и неограниченные возможности нового мира;
• компьютер способен изменить жизнь к лучшему.
В 70-х годах развитие телефонных сетей породило первую специализацию в субкультуре «хакеров». Хакеры, которые специализируются на работе голосовых сетей (телефонные сети, коммуникационное оборудование по передачи голоса) стали называться «фрикерами». Телефонные хакеры (фрикеры) занимались взломом региональных и международных сетей, получая в результате возможность, звонить бесплатно.
Хакерское движение начала и середины 80-х годов перешло от новаторского исследования к несанкционированному вторжению в чужие системы, повышение агрессивности, использование знаний в целях протеста (против общества взрослых), удаление или изменение важных данных, распространение компьютерных вирусов и т. п.
Конец 80-х годов ознаменовался первой массовой вирусной атакой в мире и первым случаем кибершпионажа. Роберт Моррис-младший, аспирант Корнеллского университета и сын научного директора одного из департаментов Агентства национальной безопасности, запустил в сеть «ARРAnet» (предшественницу Internet) программного «червя», автоматически рассылающего свои копии по электронным каналам. Моррис хотел посмотреть, какое воздействие его программа окажет на системы, работающие под управлением операционной системы «Unix».
«Червь», выпущенный на волю, поразил около 6 тыс. компьютеров, парализовав важные федеральные и университетские системы. Моррис был исключен из университета, приговорен к трем годам условного заключения и штрафу в 10 тыс. долл.
В конце 80-х и на протяжении 90-х годов хакерское движение стало мощной силой, способной дестабилизировать общественные структуры, становится одним из главных объектов изучения государственными органами и международными правозащитными организациями.
В 90-е гг. формируется новый образ хакерской субкультуры, для которого наиболее характерен выраженный интерес к новинкам компьютерной техники, устройствам связи и программным средствам. Системная подготовка взлома, широкое использование агентурных и оперативно-технических методов, предварительная апробация системы методов взлома и предельно быстрое осуществление атаки, исключающее возможность зафиксировать факт ее осуществления и принятие контрмер по отражению, выявлению личности и местонахождения атакующего типичны для хакеров нового поколения.
Они точно рассчитывают рациональность методов взлома защиты компьютерной системы, разрабатывают программы действий, обеспечивающих анонимность атаки, никогда не действуя под собственным именем и тщательно скрывая свой сетевой адрес. Мировоззренческое обоснование взлома — отличительная черта хакеров этого периода.
Наиболее распространенными становятся следующие виды атак:
• на системы управления базами данных;
• на операционные системы;
• сетевое программное обеспечение.
Новый 21 век стал веком мощных хакерских атак. Полностью их отразить еще не смогла ни одна система до сих пор.
Наиболее крупные из групп хакеров регулярно проводят хакерские съезды. Функционирует ежегодная конференция в Лас-Вегасе, где собираются несколько тысяч участников из многих стран мира — от США до Австралии. С 1989 года раз в четыре года проходит представительный хакерский форум в Голландии «Hackers At Large» («Все хакеры»). Ежегодно в Германии проходит Всемирный конгресс хакеров под эгидой «Chaos Comрuter Club» («Клуб компьютерного хаоса — ССС»). «ССС» — это трехдневная конференция, посвященная технологиям, обществу и будущему человечества. В 2000 г. в Москве прошел фестиваль русских хакеров России и близлежащих стран — «СПРЫГ-2к». По сравнению с первым «СПРЫГом», проходившим в 1993 г. , заметно возросло число участников конгресса: несколько десятков против 15 в прошлом. «Спрыги» приобрели статус ежегодных конференций («СПРЫГ-Ш» — 2001 году; «СПРЫГ-2002» -2002 году; «СПРЫГ-2003» — 2003 году). Помимо сайтов и порталов, конференций и съездов ценности хакерской субкультуры широко представлены в печатной продукции.
Издательства многомиллионными тиражами выпускают литературу, пропагандирующую их деятельность. В России в 2001-2002 гг. вышли сразу три книги Максима Левина:
• «Библия хакера»,
• «Хакинг с самого начала: методы и секреты»,
• «Методы хакерских атак».
Спрос на книгу «Библия хакера» столь велик, что ее коммерческая цена достигла 20800 рублей.
Существуют две классификации хакеров:
Первая:
• «шутники» — осуществляют взлом компьютерной системы для достижения известности. Не склонны причинять серьезного вреда системе, и выражают себя внесением различных юмористических заставок, вирусов с различными визуально-звуковыми эффектами (музыка, дрожание или переворачивание экрана, рисование всевозможных картинок и т. п. );
• «фрикеры» — осуществляют взлом телекоммуникационных сетей, которые передают голос в личных целях и для обогащения; бурное развитие IР-телефонии, вылилось в уменьшение случаев правонарушений с участием фрикеров, т. к. данная технология сильно удешевила региональную и международную связь (тот же разговор с Нью-Йорком стоит 14 рублей в минуту).
• «сетевые хакеры» — осуществляют взлом интрасети в познавательных целях для получения информации о топологии сетей, используемых в них программно-аппаратных средствах и информационных ресурсах, а также реализованных методах защиты;
• «взломщики-профессионалы» — осуществляют взлом компьютерной системы с целью кражи или подмены хранящейся там информации. Для них характерна системность и организованность действий (исследование вычислительной системы с выявлением изъянов в ней, разработка программной реализации атаки и непосредственное ее осуществление). Разновидностью этой категории хакеров являются взломщики программного обеспечения и специалисты по подбору паролей;
• «вандалы» — осуществляют взлом компьютерной системы для ее разрушения: порча и удаление данных, создание вирусов или «троянских коней».
Другая типология специализаций в движении выглядит следующим образом, выделяемых по способу деятельности:
• software хакеры, которые взламывают программное обеспечение;
• сетевые хакеры, работающие с Интернетом;
• «почтальоны»-хакеры, отвечающие за транспортировку (перемещение в сети) и упаковку (разбивку, конвертацию) программного кода, так что бы правоохранительные органы и спецслужбы не смогли определить «исполнителей» заказа в случае обнаружения у кого то из группы хакеров украденной информации;
• «вирусописатели», отвечающие за написание вирусов, предназначенных для определенных целей;
• «вербовщики», отвечающие за психологическое давление («контроль сознания») на третьих лиц посредством методов экономического шпионажа, для получения необходимой информации (пароли, технические особенности, поддержку изнутри организации и т. п. ).
Субкультура хакеров многолика и огромна, она включает в себя тысячи представителей различных и непохожих культур. Выделяют американский, финский, азиатский, российский типы хакеров, различия связаны с тем или иным типом культуры.
Российский тип хакеров обусловлен общими чертами культурного развития нашей страны:
• неопределенностью самосознания и поиском культурной идентичности;
• бинарным характером существования и развития культуры;
• коллективизмом сознания, отрицающего иерархию;
• отношением к власти и законам как внешнему, чуждому элементу;
• установкой на восприятие руководителя государства как защитника народа и противопоставлением его бюрократическим структурам.
Русский хакер - это подросток или мужчина в возрасте от 15 до 45 лет, как правило, не привлекавшийся к уголовной ответственности;
• владеющий компьютером в диапазоне от начального до высокопрофессионального уровня;
• добросовестный работник, но с завышенной самооценкой, нетерпимый к насмешкам, потере социального статуса;
• отличается ярко выраженной индивидуальностью, обычно скрытен, любит уединенную работу, мало общителен.
Характерно и двоякое отношение к хакерам, — с одной стороны, отождествление их с преступниками, с другой — стремление увидеть у начинающих хакеров творческий импульс, требующий государственной и общественной поддержки.
В 2000-е годы палитра молодежной субкультуры чрезвычайно широка. В ней появились и оформились новые поколения, направления, вкусовые пристрастия и модные поветрия — где угодно можно встретить киноманов, алисоманов, рейверов, блэкеров, трешеров, думеров, толкиенистов, гранжиров, рэпперов, гопников и т. п.
← Молодежная субкультура — это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов
← Участие в субкультуре - это «игра во взрослую жизнь», где молодежь конструирует некое подобие жизненных ситуаций и учится поведению в них
← Индивид ищет свой статус в своей субкультуре и пытается достигнуть признания. Неформальные молодежные группы культивируют протест против общества взрослых. Данный протест часто эксплуатируют различные производители товаров и услуг
← Молодежные субкультуры, создавая собственную культуру, помогают молодым людям адаптироваться к жизни, берут на себя часть функций социализации индивидов, с которыми не справляются семья, школа, формальные молодежные организации и государство.
Комментарии