Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Планеты земной группы в картинах великих художников

Глубины Вселенной безграничны. Любуясь в ясную погоду звездным небом, мы не всегда отдаем себе отчет, на какие громадные расстояния удалены от нас миры, которые мы наблюдаем.

Но ближе всего к нам расположены, планеты земной группы к ним относятся: Венера, Земля, Марс, Меркурий. Они интересны тем, что их можно изучить, основываясь на мифах древних народов в картинах великих художников.

Миф – это, прежде всего рассказ. Но в этом рассказе заключено самое дорогое для многих народов – их вера, духовный опыт, мечты. Любой миф – отражение народной жизни и культуры. В основе каждого предания – почитаемый, священный сюжет. Поэтому мифы зачастую доверяли рассказывать только избранным людям, в особые дни или во время священных ритуалов и церемоний. Пересказ или разыгрывание мифа – это шаг за пределы нашего мира в особый мир, в таинственную область чудес. В мифах действуют могущественные невидимые силы, которые превращают обыденный мир в живой мир. Миф – это способ понимания и общения с теми силами, которые создают путь между этими двумя мирами.

В Эпоху Возрождения многие художники рисовали картины по мифологическим мотивам. Это эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в 14 веке, достигнув, пика в 16 веке и оказав значительное влияние на европейскую культуру. Термин «Возрождение», означавший возврат к ценностям античного мира.

Меркурий

Хотя эта маленькая планета расположена близко к Солнцу и подвергается воздействию эсктремальных температур, она хорошо сохранила черты ландшафта времён формирования планет - примерно 4,5 млрд. лет назад. На Меркурии встречаются уступы (эскарпы) длиной в сотни километров и высотой до 1-2 км, вытянутые по меридианам. Предполагается, что они - результат "съёживания" планеты и деформации её литосферы в далёком геологическом прошлом. Высота гор на планете достигает четырёх километров. Меркурий совершает полтора оборота вокруг своей оси за свой собственный год (т. е. за орбитальный период). За счёт этого видимые сутки - от восхода до восхода Солнца - длятся 176 земных дней или два меркурианских года.

В точке перигелия Меркурий получает вдвое больше солнечной энергии, чем в афелии, и на порядок больше, чем в лучшие времена получает Земля. Низкая отражательная способность этой планеты (если бы не яркое освещение, она выглядела бы тёмно-коричневой) приводит к ещё большему нагреву поверхности - на солнечной стороне средняя температура составляет +340oС, на ночной стороне -160o С). Ось вращения Меркурия почти перпендикулярна плоскости орбиты, поэтому кратеры на полюсах постоянно находятся в тени и температура на их дне постоянно низкая (-212o С). Поверхность на дне таких кратеров очень гладкая (хорошо отражает лучи радаров) и может представлять собой отложения водяного льда или серы. Примерно 75% диаметра планеты занимает железное ядро. Магнитное поле у Меркурия слабое (меньше 1% от земного) и наклонено на 7о к оси вращения. По-видимому, на дне глубоких кратеров в полярных областях образуется лёд - своеобразные полярные шапки. Когда один раз в 116 суток Меркурий пересекает линию Солнце-Земля, он оказывается повёрнутым к Земле (и, соответственно, к Солнцу) одной и той же стороной.

Меркурий в мифологии

В гроте горы Киллены в Аркадии родился сын Зевса и Майи, бог Гермес (Меркурий), посланник богов. С быстротой мысли переносится он с Олимпа на самый дальний край света в своих крылатых сандалиях, с жезлом-кадуцеем в руках. Гермес охраняет пути, и посвященные ему гермы можно видеть поставленными при дорогах, на перекрестках и у входов в дома всюду в древней Греции. Он покровительствует путникам в путешествии при жизни, он же ведет души умерших в их последний путь - в печальное царство Аида. Своим волшебным жезлом смыкает он глаза людей и погружает их в сон.

Гермес - бог покровитель путей и путников и бог торговых сношений и торговли ("вести торговлю" — mercari). Он дает в торговле барыш и посылает людям богатство. Гермес изобрел и меры, и числа, и азбуку, он обучил всему этому людей. Он же и бог красноречия, вместе с тем - изворотливости и обмана. Никто не может превзойти его в ловкости, хитрости и даже в воровстве, так как он необычайно ловкий вор. Это он украл однажды в шутку у Зевса его скипетр, у Посейдона - трезубец, у Аполлона - золотые стрелы и лук, а у Ареса - меч. Греки называли его " Hermes dolios ", интриган

Каменные столбы, наверху которых высекалась голова Гермеса. Гермес часто фигурирует в мифологических сюжетах, но, как правило, на второстепенных ролях - как посланец богов или в качестве проводника.

По облику своему Меркурий типичный греческий юноша - миловидный и атлетически сложенный. Его постоянные атрибуты - крылатые сандалии (для быстроты передвижения); крылатая шапочка - круглая и низко посаженная, иногда заостренная спереди; КАДУЦЕЙ - волшебный жезл с двумя змеями, обвивающими его, и тоже обычно крылатый; он обладает силой навевать сон. Миф повествует о том, то Меркурий получил жезл от Аполлона. Когда он прибыл с ним в Аркадию, он обнаружил две змеи, которые грызлись друг с другом; он просунул между ними палку, и они слились воедино, и приковались к ней. Отсюда прут или палка получили название КАДУЦЕЙ, как знак мира, обозначающий не что иное, как умиротворение и удаление яда войны при помощи мирных добрых слов. Поскольку Меркурий был учителем Купидона, кадуцей может символизировать красноречие и рассудительность - качества учителя.

Меркурий в искусстве

Картина П. П. Рубенса: «Меркурий и Аргус»

Часто терпит обиды Гера от мужа своего Зевса. Так было, когда Зевс полюбил прекрасную Ио (дочь речного бога) и, чтобы скрыть ее от жены своей Геры, превратил Ио в корову. Но этим громовержец не спас Ио. Гера увидела белоснежную корову Ио и потребовала у Зевса, чтобы он подарил ее ей. Зевс не мог отказать в этом Гере. Гера же, завладев Ио, отдала ее под охрану стоокому Аргусу. Аргос добросовестно исполнял свой долг; только два глаза у него одновременно закрывались, другие были открыты и зорко следили за Ио.

Страдала несчастная Ио, никому не могла она поведать о своих страданиях; обращенная в корову, она была лишена дара речи. Не знающий сна Аргус стерег Ио, не могла она скрыться от него. Зевс видел ее страдания. Призвав своего сына Гермеса (Меркурия), он велел ему похитить Ио.

Быстро примчался Гермес на вершину той горы, где стерег стоокий страж Ио. Он усыпил своими речами Аргуса. Лишь только сомкнулись его сто очей, как выхватил Гермес свой изогнутый меч и одним ударом отрубил Аргусу голову. Ио была освобождена.

Мифологическая символика

Рубенс изобразил момент, когда изобретательный бог (Греки назвал его " Hermes dolios ", интриган) приблизился к Аргусу, загипнотизированному звуками флейты. Меркурий уже достаёт оружие, которым он казнит сонного опекуна.

Ио, возлюбленная Зевса. Опасаясь гнева ревнивой Геры, Зевс превратил Ио в белоснежную тёлку, но Гера потребовала её себе в дар и приставила к ней стражем Аргоса, убитого по воле Зевса Гермесом. После этого Ио, мучимая оводом, насланным Герой, странствовала по Греции, Азии, Египту, где приняла свой прежний вид и родила от Зевса сына Эпафа — родоначальника героев (Данай, Египет, Даная, Алкмена, Персей, Амфитрион, Геракл и др. ). Согласно Аполлодору, почиталась в Египте под именем Исиды. Во время своих странствий Ио встретила прикованного к кавказским скалам Прометея, предрекшего великую будущность потомкам Ио и Зевса.

Аргус, в греческой мифологии многоглазый великан. В переносном значении – бдительный страж. Рубенс изобразил Аргуса в человеческом обличие, усыпленного речами Гермеса.

На заднем плане изображен Зевс, следящий, как Гермес выполняет его волю.

"Утренняя звезда", самая яркая на нашем небе, воспетая поэтами. Она стыдливо закрыта толстым непроницаемым одеялом, под которым скрывается пышущее жаром молодое тело, - такая метафора довольно точно раскрывает истинное положение дел. Толстая атмосфера (открытая Ломоносовым в 1761г) и поверхность планеты нагревается почти до 460oС (намного больше, чем у Меркурия на его дневной стороне!). В венерианской атмосфере присутствуют три зоны или слоя облачности: верхняя (67-58 км), средняя (58-52 км) и нижняя (52-48 км). Над верхней зоной до высоты 80 км простирается надоблачная дымка. Имеется также подоблачная дымка, спускающаяся до высоты 32 км. Облака на Венере имеют меньшую плотность, чем земные: видимость в них превышает километр. Внешние слои облаков хорошо отражают видимый свет, отсюда у планеты такое высокое альбедо и она светит в земном небе ярче других планет (и звёзд). Предполагается, что верхняя, самая плотная зона облаков состоит из мелких сферических частиц серной кислоты. Средняя и нижняя зоны облаков состоят, видимо, из большего размера частиц, возможно, тонких кристаллических пластинок солей соляной кислоты. Состав дымки над и под облаками неизвестен вовсе. На радарных изображениях поверхности Венеры, сделанных советскими станциями Венера-15, -16 и американской Magellan, учёные насчитали сотни больших и десятки тысяч относительно маленьких вулканов. Возможно, многие вулканы действуют и сегодня. Лавовые излияния имеют протяженности порядка сотен км, длина одного из них достигает 6800 км и напоминает долину или русло очень мощной реки. Высокая активность недр является, очевидно, причиной геологически молодого возраста поверхности Венеры - порядка 300 млн лет. Обнаружены также ударные кратеры, и их относительно много - около 860, - и благодаря наличию плотной атмосферы они находятся в относительно узком диапазоне размеров (от 1,5 до 280 км). У планеты нет океанов или морей, у её поверхности, где плотность атмосферы в 60 раз больше земной, не дуют сильные ветры (в верхней же атмосфере - до 140 м/сек), не идут дожди, да и видимость нормальная. Верхние слои атмосферы поглощают синюю часть спектра и поэтому поверхность освещается жёлтым светом с зеленоватым оттенком (а не рыже-красным, как показывают на компьютерных имитациях) с примерно той же интенсивностью, как на Земле в пасмурный полдень (в пасмурный полдень на Земле цвет венерианского грунта был бы тёмно-серый). Два огромных приподнятых над равнинами блока, во многом похожих на земные материки, расположены одно в южном полушарии, ближе к экватору (Земля Афродиты), другое - в северном, ближе к полюсу (Земля Иштар). Крупнейшая возвышенность планеты - гора Максвелла (вулкан) - расположена примерно в центре Земли Иштар. Её высота ок. 11 км над средним планетарным радиусом, а давление на её вершине падает до 45 атм. По данным спускаемых аппаратов советских межпланетных станций серии "Венера" равнинные участки сложены базальтами, напоминающими базальты на дне земных морей, тогда как приподнятые участки - более лёгкими породами, что (в числе прочего) и указывает на сходство последних с земными материками. Венерианский грунт более плотный, чем на Луне и Марсе. Посадочные аппараты зафиксировали многочисленные атмосферные электрические разряды (один из спускаемых аппаратов АМС "Венера" зарегистрировал 15 минутный раскат грома), но их природа пока не ясна. По одной из гипотез разряды связаны с вулканической деятельностью. Магнитное поле у Венеры очень слабое. Из-за плотной атмосферы измерить период вращения этой планеты вокруг оси удалось только в 60-е годы 20 века (советскими и американским исследователям) с помощью радара. Вращение Венеры происходит в "обратном" направлении и синхронизировано с орбитальным вращением Земли. Смена фаз Венеры (видимая с Земли), так называемый синодический период, происходит за 584 земных суток. И каждые 584 суток Венера оказывается обращённой к нам одной и той же стороной. Подобное явление встречается, например, среди спутников Сатурна. 11 апреля 2006 года к Венере прибыл аппарат Европейского космического агентства Venus Express (запущенный русской ракетой). Основная его цель - исследование венерианской атмосферы.

Венера в мифологии

Венера (Venus) · богиня садов, имя ее употреблялось как синоним плодов. По некоторым предположениям, первоначально она являлась персонификацией абстрактного понятия "милости богов" (venia). С распространением предания об Энее Венера, почитавшаяся в некоторых городах Италии как Фрутис, была отождествлена с матерью Энея Афродитой, став не только богиней красоты и любви, но и прародительницей потомков Энея и покровительницей римлян. Большое влияние на распространение культа Венеры в Риме оказал знаменитый сицилийский храм Венеры на горе Эриксе, откуда было заимствовано почитание этой богини как Венеры Эруцины. Особую популярность Венера приобрела в I в. до н. э. , когда ее покровительством пользовались: Сулла, считавший, что Венера приносит ему счастье (отсюда ее эпитет Felix), и сам принявший прозвище Эпафродит; Помпей, посвятивший ей храм как Победительнице; и особенно Цезарь, считавший ее прародительницей Юлиев (Венера Genetrix). Другие ее эпитеты: "милостивая", "очищающая", "конная", "лысая" (по преданию, в память самоотверженных римлянок, отдавших во время войны с галлами свои волосы для изготовления канатов) и др. У писателей Венера - прежде всего богиня любовной страсти, мать Амура. С распространением восточных культов Венера стала отождествляться с другими богинями - Исидой, Астартой. Известное распространение получил культ Венеры и Адониса - ее погибающего и воскресающего любовника. В астрологии большую роль играла планета, названная именем Венеры, определявшаяся как "милостивое ночное светило, муж или женщина".

Венера в искусстве

Картина Сандро Боттичелли: «Рождение Венеры»

Прекрасная богиня Венера появляется из морской раковины как идеал неземной красоты. Богиню. Гонимую к обетованному берегу дыханием гениев воздуха. Встречает Ора( олицетворяющая Весну), чтобы укрыть ее покровом, расшитым прекрасным цветочным узором. Эта работа была по настоящему новаторской. Впервые на холсте зритель увидел мифологические фигуры изображенными в натуральную величину. Полотно демонстрирует знакомство Боттичелли с философией неоплатонизма. Рассматривавшей античную мифологию как предтечу христианских идей. Картина, написанная темперой по холсту, предназначалась для украшения загородной виллы Медичи и представляет собой непревзойденный образец утонченной, поэтической живописи.

Поэзия в красках

Лик Красоты

Венера написана в характерной для художника тонкой манере. Она изображена с поднятой головой и мечтательным взглядом - таким же, как взгляд многих Мадонн на картинах Боттичелли.

Венера- скромница

Одна рука богини приподнята к груди (хотя и не скрывает ее), а вторая прикрывает низ живота. Эта поза скопирована художником с классической античной статуи Венеры.

Рождение розы

Ветер несет розы. Согласно мифу, розовый цветок появился на Земле одновременно с Венерой, став ее возлюбленным и символом любви.

Раковина богини

Название картины не соответствует изображенному на ней. Самого рождения богини зритель не видит, да и его было бы весьма затруднительно написать- согласно основной версии. Венера родилась из крови оскопленного Урана, попавшей в море и образовавшей пену. Источником вдохновения для

Боттичелли стала поэма Анджело Полициано, в которой описывается. Как Венера приплыла к берегу на огромной морской раковине.

Раковину Венеры окружает белая пена (миф утверждает, что богиня родилась именно из пены морской). Очертания волн сведены к простым V-образным формам, постепенно уменьшающимся в размере по мере удаления в перспективу.

Весенние цветы

Фигура Орры прикрыта цветами. Живыми и вышитыми на ткани. Ее белую накидку украшают васильки, а талия перехвачена поясом из розовых цветов (как у Флоры на картине «Весна»). На шее Орры надето ожерелье из вечно зеленого мирта- дерева, посвященного Венере и считающегося символом вечной любви.

Золотые блики

Стволы апельсиновых деревьев. Растущих на берегу моря. Демонстрируют умение Боттичелли использовать золотые блики, создающие декоративный эффект и подчеркивающие божественное происхождение Венеры. Цветы апельсинового дерева окружены золотистым мерцанием, а стилизованные золотые блики на стволах деревьев написаны точными диагональными линиями.

Биосфера, обилие жидкой воды на поверхности и кислорода в атмосфере - вот, пожалуй, основные отличия Земли от всех известных на сегодняшний день небесных тел. Земная атмосфера представляется из космоса тонкой и прозрачной (и если бы не облака, она выглядела бы совсем жалко), зато занимающие около 70% поверхности океаны выглядят впечатляюще. Средняя глубина этой полноправной оболочки - гидросферы - примерно 4 км, и она представляет собой не просто заполненные водой впадины. Различие суши (материков) и океана простираются вглубь планеты до литосферы. Диаметр Земли 12 756 км, масса 5,98х1024 кг. Среднее расстояние от Солнца принято за 1 астрономическую единицу (оно равно 149,6 млн. км). Атмосфера Земли более плотная, чем на Марсе, но менее плотная, чем на Венере. В состав атмосферы входят азот (78%), кислород (21%), благородные газы (0,94), углекислый газ (0,03) и незначительное количество других газов. Наша планета отличается от других еще и тем, что обладает огромными запасами жидкой воды. Более 70% ее поверхности покрыто океанами. Скорее всего, именно это обстоятельство и стало решающим в зарождении жизни. Присутствие кислорода в атмосфере в довольно большой концентрации позволило сформироваться озоновому слою. Озоносфера стала своеобразным защитным экраном на пути солнечной радиации, губительной для жизни. Значительная часть земной воды - около 25 млн. км3 (это почти 70% всей пресной воды планеты) - сосредоточена в полярных шапках и высокогорных ледниках. Особенно много её в районе южного полюса, где толстым слоем льда (в среднем 1,7 км) покрыт целый материк - Антарктида (открытый, кстати, не так уж давно - в 1820 г. - 1-й русской антарктической экспедицией). Глобальное потепление, происходящее в последнее время, может привести к расплавлению льда в полярных шапках через 50-100 лет и, соответственно, исчезновению большей части запасов пресной воды.

Наверное, многим кажется, будто Луна - объект хорошо изученный, однообразный и скучный. Она как бы всё время на виду, во всяком случае, та её половина, которая постоянно обращена к Земле. (приложение 9) Но это представление неверно. Большинство спутников планет обращены к своим орбитальным центрам всегда одной стороной. Луна в их числе. Её сторона, обращённая к Земле, заметно отличается от "обратной стороны. Объяснения того, почему видимая с Земли сторона Луны изобилует морями (тёмными областями, образовавшимися миллиарды лет назад в результате разлива вулканической лавы), а на противоположной стороне их нет, сводятся к ссылкам на влияние приливных сил Земли на ранних стадиях существования СС. Характерными деталями лунного ландшафта являются кратеры (в количестве примерно 30 тысяч), небольшая часть которых, как предполагают учёные, может иметь не ударное (метеоритное), а вулканическое происхождение, трещины, достигающие 300 км в длину, 5 км в ширину и сотен метров в глубину, крутые обрывы, уже упомянутые моря, по краям которых вздымаются горы кордильеры. Встречаются извилистые каньоны, тянущиеся на десятки и даже сотни километров. На "обратной стороне" Луны обнаружены светлые области, получившие название талассоидов и вроде бы являющиеся аналогом лунных морей "нашей" стороны. Область в районе южного полюса, известная как Море Мечты, представляет собой часть древнейшей кольцевой структуры ударного происхождения – бассейна Айткена , имеющего диаметр около двух с половиной тысяч километров и среднюю глубину 10 км. Там же, в районе южного полюса, орбитальный зонд Lunar Prospector в конце 1990-х обнаружил признаки подяного льда, количество которого в приполярном грунте может составлять порядка 1%. Под поверхностью лунных морей, на сравнительно небольшой глубине, существуют гравитационные аномалии - масконы - вызванные, как полагают, расположенными под морями линзами очень плотной затвердевшей лавы. Поверхность Луны покрыта слоем реголита толщиной в несколько метров. Лунные породы представлены в основном базальтами. Их анализ на содержание тантала и ниобия говорит в пользу гипотезы о том, что Луна сформировалась в результате космической катастрофы - удара большого астероида, врезавшегося в Землю примерно 4,53 миллиарда лет назад. Магнитное поле Луны примерно в 1000 раз слабее земного, но на поверхности наблюдаются разнообразные магнитные аномалии. Диаметр единственного естественного спутника нашей планеты составляет 3474,8 км, масса 7,35х1022 кг, плотность 3,344 Г/см3, среднее расстояние от Земли 384 401 км, время обращения 29,5 суток, отражает около 12% видимого света.

Как Воздушная Дева стала Водной Матерью. Земля

Старые финки рассказывали внукам историю о том, что некогда в небесах жила прекрасная девушка, дочь Воздушного Царя. Столетия проходили за столетиями, а ничего интересного не происходило. Однажды что-то привлекло ее внимание внизу, и дева ринулась с небес в воды океана, который сплошь покрывал планету. Упав в воду, она почувствовала, что должна стать матерью всего живого. Но как создать мир, в котором мог бы жить ее ребенок? Подсказка пришла неожиданно: неизвестно откуда прилетела птица, села на колено Водной Матери, свила там гнездо и снесла несколько яиц. Поняла Мать, что и ей нужно поступить так же: свить гнездо, а потом родить сына. Куда указывала она рукой, там стали подниматься из океана острова и целые континенты. Водная Мать родила сына и назвала его Вянемейненом. Он так долго ждал рождения, что появился на свет уже мудрым и седобородым. Сразу же принялся за дело: стал создавать растения, наполнил море рыбами, землю — зверьми, а воздух — птицами. Посмотрела мать на творения сына и улыбнулась: понравилась ей новая земля. Она ушла жить в океан, а Вянемейнену оставила сушу: ему предстояло еще много трудиться.

Земля в искусстве

Картина: П. П. Рубенса «Союз Земли и Воды»

Композиция изображает аллегорическую сцену союза Земли, которую олицетворяет Кибела, держащая в руке рог изобилия, наполненный плодами, и Воды - Нептуна, прекрасно узнаваемого по трезубцу в руках. Союз освящает крылатая Виктория, которая возлагает золотую корону на голову богини. Существует и другая интерпретация произведения: художник изобразил союз города Антверпена с рекой Шельдой, то есть союз торговли и морских дорог - залог и символ процветания Фландрии.

Рубенс написал эту картину около 1618 года, по возвращению на родину из Италии. В ней чувствуется сильное влияние, которое художники полуострова, в частности, Тициан и Аннибале Караччи, оказали на Рубенса. Картина ранее находилась в коллекции князя Киджи в Риме; между 1798-1800 годами она была приобретена для Эрмитажа.

Мифологическая символика

Кибела — фригийская богиня "Великая Мать", мать богов и всего живущего на земле, возрождающая умершую природу и дарующая плодородие. Считалось, что Кибела полюбила Аттиса. Когда Аттис разлюбил Кибелу и захотел жениться на смертной, богиня явилась на свадьбу и наслала на всех присутствующих безумие. Охваченный неистовством, Аттис бежал в горы, оскопил себя и умер. Траур по умершему Аттису, по преданию учрежденный Кибелой после его смерти, стал основой мистерий, посвященных этой богине (в религиозном экстазе жрецы наносили друг другу кровавые раны). Позднее Кибела становится супругой Ясиона, от которого имела сына Корибанта.

Нептун - один из самых древних богов римского пантеона. Его отождествляли с богом греческой мифологии Посейдоном. В Древнем Риме 23 июля отмечали праздник в честь бога Нептуна, надеясь таким образом спасти урожай от засухи. О происхождении этого бога почти ничего не известно, но не вызывает сомнений то обстоятельство, что Нептун всегда был связан с водой. В свите бога состояли такие божества, как Салация и Ванилия. Салация у римлян отождествлялась с греческими богинями Фетидой и Амфитритой. В основном Нептуна почитали люди, которые так или иначе были связаны с морем: мореходы, торговцы, рыбаки. Этому богу приписывали также покровительство лошадям. В честь конного Нептуна устраивали празднества и конные соревнования.

Рог изобилия, в греческой мифологии рог козы Амальфеи, вскормившей своим молоком Зевса. Обладал волшебным свойством давать все, что пожелает его владелец. Переносное значение – источник изобилия, богатства.

Луна в мифологии

Когда смуглая богиня Никта сменяла уходящую на покой бледнолицую сестру Гемеру, на радость природе из-под горизонта выходила величественная колесница, которую влекли неторопливые быки. Ими управляла Селена - олицетворение луны - дочь титанов Гипериона и Тейи, сестра Гелиоса и Эос, прекрасная девушка в длинном одеянии цвета шафрана с лунным серпом на белом лбу.

Рождаемые ее затуманенным взором лучи, ниспадая на землю, сплетались между собой в сказочные узоры и образовывали какие-то фантастические строения. При появлении Селены море, охваченное беспокойством, с шумом катило волны на берег. И не было на земле смертного, не испытавшего с появлением Селены неясного томления и грусти. По воле Аполлона в часы Селены к людям с тонкой душой приходило вдохновение, и они прославляли полуночное царство, рассеивающееся с первыми лучами Гелиоса.

Луна в искусстве

Картина Николы Пуссена: «Селена и Эндимион»

В Элиде жил прекрасный юноша, Эндимион. Сам Зевс взял его за красоту на Олимп. Эндимион был так прекрасен, что и Гера не осталась к нему равнодушной. Заметив это, Зевс обрек его на вечный сон в глубоком гроте горы Латма в Карии (Кария - область на юго-западе Малой Азии, на побережье Средиземного моря).

Тьма окутала все кругом. Вокруг колесницы богини Ночи толпятся звезды и льют на землю свой неверный, мерцающий свет - это юные сыновья богини Зари-Эос и Астрея. Много их, они усеяли все ночное темное небо. Вот как бы легкое зарево показалось на востоке. Разгорается оно все сильнее и сильнее. Это восходит на небо богиня Луны - Селена. Круторогие быки медленно везут ее колесницу по небу. Спокойно, величественно едет богиня Луны по небу в своей длинной белой одежде, с серпом луны на головном уборе. Она мирно светит на спящую землю, заливая все серебристым сиянием. Однажды, случайно бросив свои лучи под свод пещеры, увидела Селена прекрасного Эндимиона и, пораженная его умиротворяющей красотой, потеряла покой. С тех пор в часы, когда ее не видно из-за туч, богиня, остановив колесницу, спускалась в грот, нежно склонялась над спящим красавцем, целовала смежившиеся очи и произносила слова любви. Слышит их Эндимион, но, зачарованный Гипнозом, не в силах приподнять век и ответить на ласки. Поэтому всегда тоскует Селена, и ее тоска порождает среди всего живого такую же тоску и грусть. И печален свет ее, который льет она на землю ночью.

Мифологическая символика

Гера, в греческой мифологии царица богов, жена Зевса. Отличается властностью, жестокостью и ревнивым нравом.

Зевс - верховный бог Римской империи, царь богов и всего рода человеческого. Считается отцом многих богов и героев античности: Аполлона и Дианы, Марса, Меркурия, Минервы и Вакха, Геркулеса, Персея, Прекрасной Елены и Минервы. Зевс обитает на горе Олимп, сотрясая небо и землю громом и молниями, посылает на землю бури и дожди, если хочет выразить свой гнев, или хорошую погоду, выражая свое благосклонное отношение к людям.

Селена - Благодаря тому, что оба имени богини, особенно первое из них, сохраняли в греческом языке своё нарицательное значение Луны, месяца, подлинный смысл эпитетов и атрибутов Селены и мифологических рассказов о ней довольно прозрачен. Образ Селены как бы стоит на пороге мифотворческого процесса, который задерживается в своём развитии реальным представлением о небесном светиле, носящем то же самое имя. Если бы Луна с раннего времени получила у греков другое название, и первоначальное, реальное значение имени selene было совершенно забыто, то богиня Селены наверное явилась бы героиней мифических рассказов и более многочисленных, и более сложных, и пространных, и, наконец, более отдаленных по содержанию от известного цикла небесных явлений, как это случилось с именем Артемиды.

Эндимион, по мнению Преллера, это — гений глубокого ночного сна или самой смерти. В Элиде, древнейшее население которой было родственно жителям Карии, Эндимион почитался сыном царя Аэолия и счастливым любимцем Селены, которая имела от него 50 детей (50 лунных месяцев олимпийского цикла).

Четвертая планета Солнечной системы. Расстояние от Солнца 1,52 а. е. он примерно в два раза меньше Земли по размеру (диаметр 6794 км) и в 9 раз - по массе (6,42х1023кг). Период его обращения вокруг Солнца равен около 686 земных суток, а период вращения вокруг своей оси составляет чуть больше земных суток. Как и на Земле, на Марсе происходит смена времен года. Поверхность планеты – каменистая пустыня, огромные пространства покрыты красноватым песком. Известно несколько горных районов. Отдельные высокие горы представляют собой потухшие вулканы. Наибольший из них – Олимп, его высота около 27 км. Имеются полярные шапки, которые состоят из водяного льда и замерзшего углекислого газа. Атмосфера “красной планеты” содержит в основном углекислый газ и азот, присутствует небольшое количество водяных паров. Ее плотность в несколько сотен раз меньше плотности земной атмосферы. На Марсе часты сильные пылевые бури. Они происходят из-за резкого перепада температур. Средняя дневная температура колеблется от -10 до -30оС, а ночная бывает ниже -100оС. Марс имеет два спутника – Фобос и Деймос.

Марс в мифологии

Бог войны, неистовый Арес, - сын громовержца Зевса и Геры. Не любит его Зевс. Часто говорит он своему сыну, что он самый ненавистный ему среди богов Олимпа. Зевс не любит сына за его кровожадность. Не будь Арес его сыном, он давно низверг бы его в мрачный Тартар, туда, где томятся титаны.

Сердце свирепого Ареса радуют только жестокие битвы. Неистовый, носится он средь грохота оружия, криков и стонов битвы между сражающимися, в сверкающем вооружении, с громадным щитом. Следом за ним несутся его сыновья, Деймос и Фобос - ужас и страх, а рядом с ними богиня раздора Эрида и сеющая убийства богиня Энюо. Кипит, грохочет битва; ликует Арес; со стоном падают воины. Торжествует Арес, когда сразит своим ужасным мечом воина и хлынет на землю горячая кровь. Без разбора разит он и направо и налево; груда тел вокруг жестокого бога. Свиреп, неистов, грозен Арес, но победа не всегда сопутствует ему. Часто приходится Аресу уступать на поле битвы воинственной дочери Зевса, Афине-Палладе. Побеждает она Ареса мудростью и спокойным сознанием силы. Нередко и смертные герои одерживают верх над Аресом, особенно, если им помогает светлоокая Афина-Паллада. Так поразил Ареса медным копьем герой Диомед под стенами Трои. Сама Афина направила удар. Далеко разнесся по войску троянцев и греков ужасный крик раненого бога. Словно десять тысяч воинов вскрикнули сразу, вступая в яростную битву, так закричал от боли покрытый медными доспехами Арес. Вздрогнули в ужасе греки и троянцы, а неистовый Арес понесся, окутанный мрачным облаком, покрытый кровью, с жалобами на Афину к отцу своему Зевсу. Но отец Зевс не стал слушать его жалоб. Он не любит своего сына, которому приятны лишь распри, битвы да убийства.

Если даже жена Ареса, прекраснейшая из богинь Афродита, приходит на помощь своему мужу, когда он в пылу битвы встретится с Афиной, и тогда выходит победительницей любимая дочь громовержца Зевса. Воительница Афина одним ударом повергает на землю прекрасную богиню любви Афродиту. Со слезами возносится на Олимп вечно юная, дивно прекрасная Афродита, а вслед ей раздается торжествующий смех и несутся насмешки Афины.

Марс в искусстве

Картина Сандро Боттичелли: «Венера и Марс»

Бог Войны, который воюет с каждым - под ветвями мирта. Мирт, дерево ВЕНЕРЫ, поясняет, что это место - территория богини Любви.

Она уверенно и пристально смотрит на Марса, погружённого в глубокий сон Любовь победила. Венера отвлекла Бога войны от агрессивных действий и маленькие сатиры играют его доспехами. Один из сатиров, безуспешно пытается разбудить Марса, дуя в морскую ракушку у него над ухом. С юмором изображены хитрые рожицы сатиров.

Эта картина была заказана семейством Веспуччи к свадьбе для одного из её детей. В знатных семействах Флоренции, был день перед свадьбой, когда приданое невесты показывали перед домом - серебро, позолоченное серебро и драгоценные камни - в шкатулках, которые становились все более декоративными и экстравагантными, и которые назывались "большими сундуками". Самым большим художникам заказывали украсить их. Странные размеры этой работы, являются подтверждением факта, что это было фасад "большого сундука". Невеста изображена, как Венера, рассматривающая уже молодого мужа, в образе спящего Марса. Венера - Любовь и Гармония, Марс - Война и Разногласие. Человеческий характер состоит из этих двух вещей. Союз Венеры и Марса создает баланс этих сил и, таким образом, совершенствуется. Этот неоплатонический урок этики был оговорен заказчиком. ОСЫ, вылетающие из пня, подтверждают, что это - заказ Веспуччи (ит. "vespe" -оса); оса присутствует и в гербе Веспуччи.

Интересно, что очень религиозный Боттичелли, показывает Венеру бестелесной, заменив тело мастерски написанной тонкой тканью. Марс, одна из первых обнажённых фигур Боттичелли, поразил современников. По воспоминаниям, вся Флоренция прибыла, чтобы полюбоваться картиной, восхищаясь как фигурами, так и количеством подробно написанных мелких деталей.

Мифологическая символика

Венера (Venus) · богиня садов, имя ее употреблялось как синоним плодов. По некоторым предположениям, первоначально она являлась персонификацией абстрактного понятия "милости богов" (venia). В данной картине Венера олицетворяет Любовь и Гармонию.

Согласно древнеиталийским мифам, божество полей и урожая, затем - бог войны. Считался отцом основателей Рима детей Ремула и Рема. Соответствует древнегреческому богу Аресу. В настоящее время считается символом войны и мужского начала.

Сатиры, в греческой мифологии лесные божества, демоны плодородия в свите Диониса. Они похотливы, падки на вино, вместе с нимфами бродят по лесам, водят хороводы. Тело их покрыто шерстью, иногда с хвостом и копытами. В переносном значении – похотливый, сладострастный человек.

Атрибуты: меч, копье, горящий факел, собаки, коршун.

Почитался в облике древнего железного меча, водруженного на вершине четырехугольного хворостяного алтаря. Скифы (древние племена в Сев. Причерноморье (7в. до н. э. - 3 в. н. э. ) в 4 в. до н. э. создали Скифское государство. От скифов остались многочисленные памятники (курганы, городища)) в качестве богов почитают ветер, и меч как двуединство начал, подающих и отнимающих жизнь. Сходное со скифским поклонение вертикально воткнутому в землю мечу как божеству, идентичному римскому Марсу, отмечено и у Сарматов.

Заключение

Все мы живем на Земле – небольшой планете, затерянной в бескрайних просторах Вселенной. Все мы живем под одним и тем же небом – снова и снова манящим к себе. В ясную ночь там можно увидеть несколько тысяч звезд; а сколько миллиардов миров скрывается за полосой Млечного Пути? Неудивительно, что люди тысячелетиями поднимают головы вверх в надежде разгадать тайны Урании – древнегреческой музы астрономии.

В переводе с греческого слово астрономия означает «закон звезд», «наука о звездах». Наверное, это древнейшая наука: изменения длительности дня и ночи, сезонные колебания погоды, наводнения и засухи – что могло быть важнее для первобытных людей? Постепенно астрономия становилась уделом немногочисленных людей знания, все глубже и глубже проникая в законы движения небесных тел, в тайны мироздания.

С тех пор прошли тысячелетия. Сейчас в мире несколько тысяч профессиональных астрономов, но их усилиями мы уже знаем многое о галактиках и черных дырах, Большом взрыве и далеком будущем нашей Вселенной. И всегда, во все времена находились любители, к числу которых я отношу и себя.

Все планеты индивидуальны - красивы, таинственны, чудесны, уникальны. Древние философы преклонялись перед планетами , присвоив им имена богов, а художники использовали мифы в своих произведениях. Каждый художник по-своему видел этот миф, отразив его в своих картинах.

Астрономия полезна потому, что она возвышает нас над нами самими; она полезна потому, что она величественна; она полезна потому, что она прекрасна. Именно она являет нам, как ничтожен человек телом и как велик он духом, ибо ум его в состоянии объять сияющие бездны, где его тело является лишь темной точкой, в состоянии насладиться их безмолвной гармонией. Так мы приходим к сознанию своей мощи, и это сознание многого стоит, потому что делает нас сильнее.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)