Период как стилистическая фигура в произведениях М. Ю. Лермонтова
Синтаксическая организация художественной речи прежде всего подчинена изобразительным целям, созданию образов и выражению эмоций, что достигается благодаря стилистическим приемам, или фигурам речи.
Одним из таких стилистических приемов является период.
Период – это относительно законченное в смысловом отношении развернутое сложное предложение, распадающееся на две противоположные части. Первая часть состоит и ряда однородных членов и произносится с интонацией повышения. Вторая часть произносится пониженным тоном, заключает первую в смысловом, грамматическом и интонационном отношении.
Примером периода может служить стихотворение М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»:
Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мыль в какой-то смутный сон,
Лепечут мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, -
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога
Идея этого стихотворения заключается в том, что только тогда счастлив человек (а счастье - в единении с богом), когда душа его ощущает всю прелесть природы. Это и свежий лес, и «желтеющая нива» (поспевающие хлеба), и «серебристый» ландыш, и бегущий «по оврагу студеный ключ».
Содержанию стихотворения соответствуют художественные особенности. Все четыре строфы – одно сложноподчиненное предложение – период; три строфы читаются на одном дыхании, четвертая с интонацией понижения. Восторг поэта любованием природы передается нам, читателям.
Период как стилистическая фигура также встречается в поэме «Демон»:
Лишь только ночь своим покровом
Верхи Кавказа осенит,
Лишь только мир, волшебным словом
Завороженный, замолчит;
Лишь только ветер над скалою
Увядшей шевельнет травою,
И птичка, спрятанная в ней,
Порхнет во мраке веселей;
И под лозою виноградной,
Росу небес глотая жадно,
Цветок распустится ночной;
Лишь только месяц золотой
Из-за горы тихонько встанет
И на тебя украдкой взглянет,-
К тебе я стану прилетать;
Гостить я буду до денницы
И на шелковые ресницы
Сны золотые навевать
Впервой части периода рассказывается о волшебной южной ночи, о прекрасном мире природы, перед которым смиряется даже бунтарская душа Демона – духа зла. И тогда все его мысли устремляются к любимой. От внимания поэта не ускользает ни одна деталь: это и ночной ветер, и веселая птичка, и золотой месяц.
По моему мнению, выразительность периода усиливается благодаря лексической анафоре (повторению в начале строк частицы «лишь»), однородным членам предложения.
Период употребляется как в поэзии, так и в прозе.
М. Ю, Лермонтов писал: «Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался это величественной панорамой, - тот не имеет понятия о Москве».
Основная мысль этой лирической миниатюры – в заключительной ее части: «тот не имеет понятия о Москве», кто ни разу не любовался видом этого древнего города.
Таким образом, период как стилистическая фигура в произведениях М. Ю. Лермонтова служит усилению выразительных, запоминающихся образов, помогает выразить чувства лирического героя.
Комментарии