Наш мир в палитре красок
Краски в нашей жизни занимают огромную нишу. При этом чаще всего мы их даже не замечаем: наши машина, мотоцикл и велосипед имеют цветное покрытие. Полы и потолки любого дома окрашены, на стенах могут висеть различные приевшиеся нам пейзажи, искусно выполненные масляными красками. Фасад нашего дома покрашен специальной краской, и даже забор за домом искусно разрисован соседским мальчишкой, мечтающим стать великим художником, причем красками из аэрозольного баллончика, свободно продающегося за соседним углом. С давних пор люди использовали краски для того, чтобы придать окружающим их предметам радующее глаз разнообразие цветов. Для этого использовали природные соединения, иногда химически очень простые, чаще - довольно сложные.
Краска - это декоративная и защитная система, состоящая из пигмента, наполнителя и связующего вещества. Главная задача связующих веществ - закрепить покрытие на грунте и связать их друг с другом.
Красящие вещества - это вещества, которые обладают цветом и способностью окрашивать различные материалы. Красящие вещества делятся по химическому составу и свойствам на две основные группы.
Одну группу составляют красящие вещества неорганического происхождения - минеральные пигменты. Красящим веществам этой группы присущи следующие характерные свойства: они не растворяются в воде и других растворителях; они окрашивают материалы только с поверхности. В живописи практически исключительно применяются неорганические минеральные пигменты.
В другую группу входят красящие вещества органического происхождения - органические красители. Органические красители в большинстве обладают способностью растворяться в воде и других растворителях и прокрашивать материалы в их толще.
Минеральными красками еще несколько десятилетий назад обычно называли пигменты, подчеркивая их происхождение: многие природные пигменты получали измельчением окрашенных материалов. И сейчас порой поступают также, особенно если надо приготовить яркие, сочные, стойкие краски для живописи. Но гораздо чаще в наши дни используют синтетические пигменты - все возможные оксиды и соли металлов.
Исходя из вышеизложенного и моего личного интереса, предметом рассмотрения и исследования в данной работе я избрала способы получения минеральных пигментов. А также - темперной краски, так как, на мой взгляд, ее изготовление и использование не менее привлекательно, чем, например, масляной или акварельной.
Минеральные краски - это различного цвета руды, глины, минералы и другие горные породы. Хромофором у природных пигментов являются окислы железа, марганца и других металлов, а также углеродистые вещества. По цвету минеральные краски делятся на восемь групп:
-1 - белые: мел, барит, каолин;
-2 - желтые: охра, сиена;
-3 - красные: мумия, сурик, железная киноварь;
-4 - зеленые: волконскоитовая зелень, малахитовая зелень, глауконитовая зелень, гарниеритовая зелень;
-5 - синие: лазуритовая синяя, вивианитовая синяя, азуритовая синяя;
-6 - коричневые: жженая, марганцовая коричневая, кассельская коричневая умбра;
-7 - серые: железная слюдка;
- 8 - черные: природная сажа, пиролюзитовая черная сажа.
Количество красок и их цветов настолько велико, что даже непрофессионал сможет навскидку назвать с десяток их различных наименований.
Темперная живопись - одна из наиболее старинных техник, сейчас она широко используется в станковой живописи, в декорировании, сценографии, в иллюстрировании книг и журналов, а также для прочих целей. Это живая яркая техника, быстрая в своем исполнении. Цветные порошки превращаются в пасты и разводятся различными жидкостями: водой (темпера на водной основе, или гуашь), клеями животного происхождения, яичным желтком или белком, крахмалом, молоком, кровяной сывороткой и тому подобными средствами. Темпера - краска, связующим которой выступают различные эмульсии. Эмульсии могут быть приготовлены из сырья природного происхождения - яичный желток, воск, цельное яйцо, казеин, смеси клеевого раствора с маслом и др. В качестве искусственной эмульсии иногда может выступать клей ПВА.
В настоящее время применение красок совершенно разнообразно. Краски различны по составу, и в связи с этим, обширна область их приложения. Они используются как в сфере бытовой жизни, например, в малярном деле, в обойном и гончарном производстве, и мн. др. , так и в области духовного мира - искусстве. В связи с этим, объектом исследования данной работы явились краски минеральные, которые по своему составу значатся классическим представителем бытового назначения, а также - темперные, которые используются в современном художественном творчестве. Интерес к истории создания и применению этих красок ничуть не уступает иным представителям (акварельные, масляные), однако, в силу своего более древнего происхождения, они менее на слуху. Следовательно, целями исследования работы являются следующие: рассмотрение химического состава природных и искусственных пигментов и создание их в лабораторных условиях.
В начале своей деятельности я рассматриваю общую классификацию красок, указывая на их огромное множество и, соответственно, ассортимент свойств. Невозможно видоизменить область использования красок, не меняя их состав, так как каждая краска обладает своими свойствами и условиями существования. Затем рассматриваю минеральные краски, а за ними - такой вид, как темперные.
В связи с этим, постановка задачи моего исследования следующая:
- изучить и проанализировать литературу по истории выбранных мной видов красок и процессов их изготовления;
- рассмотреть химический состав пигментов, которые входят в состав этих красок;
- изучить технологию получения минеральных пигментов и приготовления темперной краски, как производного одного из пигментов;
- получить минеральные пигменты и темперу;
- нарисовать картину техникой темперной живописи;
- проверить гипотезу исследования.
Идея и методы доказательств, проведения эксперимента:
1. Теоретический анализ и синтез литературы, изученной автором.
2. Эмпирические: наблюдения за протеканием химических реакций.
3. Опытно-экспериментальные:
- получение минеральных пигментов;
- получение темперы.
Применимые мной способы и методы получения минеральных пигментов, а также темперы, могут применяться как в быту, так и на уроках химии; в некоторых сферах изобразительного искусства, во внеклассной школьной работе. В этом заключается практическая значимость этой работы.
Внедрение результатов исследования по изготовлению минеральных пигментов и, как следствие, темперной краски, а также их апробация, заключается в представленной мной работе - нарисованной картине.
Комментарии