Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Мифические жительницы вод

Языческие народы в древности, относились с благодарностью к воде, как необходимому из предметов к существованию, питающая почву и растительность. Реки, начиная от Индийского Гангеса или Ганга и египетского Нила до Славянского Дуная и других, священных в язычестве языческих рек, озёр населены разными существами. Что водой заведует особое божество. Таким образом, у Греков были Нереиды, у Римлян Наяды, то речные Нимфы, или богини известные у славян под названием « русалки». Часто от реки русалки получали своё название. Так от реки Свитези именуется Свитезянками, от Немана – Немнянками. В Европе, даже в 18 веке верили в существование нимф. В Черниговской губернии русалки называются криницами, от родника Заручейной Криницы. Поверье говорит, что будто у родника в зелёную неделю, на самом рассвете, прекрасные русоволосые девицы являются и расчёсывают себе волосы. С русскими русалками отчасти сходны у Сербов – Вилы в южнославянской мифологии, которые живут в горах, и в прибрежных скалах. Их народное поверье тоже отображает молодых красавиц в белом одеянии, с длинными волосами на голове, спускающимися по спине и груди. В северорусских деревнях русалок называют шутовками (от шут- «черт»), чертовками, водянихами. На Украине – лоскотовками, лоскотухами (от украинского глагола лоскотать – «щекотать»). Мавки, навки, в восточнославянской мифологии злые и смертоносные. Спереди имеют человеческое тело, а спины у них нет. Белорусы часто называют русалок водяницами, купалками и казытками (они «казычут», т. е. щекочут людей). Ундины – в мифологии народов Европы духи прекрасные девушки (иногда с рыбьими хвостами), выходящие расчёсывать волосы. Таких русалок называли Фараонками. Своим пением и красотой завлекают, чтобы погубить или сделать возлюбленным в подводном царстве. Однако в народной традиции встречается и совсем иной облик русалки – страшной, безобразной, косматой, горбатой, с большим брюхом и острыми когтями. Её внешность подчёркивает принадлежность к нечистой силе. В некоторых местах Полесья полагают, что русалка - вроде женщина старая, старуха, такое оборванное всё на ней, страшная. Ещё говорят, будто русалки прячутся в жите со ступой и пестом, кнутом, кочергой и убивают ими людей либо толкут их в своей железной ступе. Иногда русалку представляют вымазанной дёгтем или смолой и называют смолянкой. Как и прочая нечистая сила, русалки склонны к оборотничеству – они могут принять вид коровы, телёнка, собаки, а также птиц.

По мнению профессора Снегирёва, поверья о русалках возникли из одного общего источника. Если и произошли некоторые оттенки в их характеристики, то бесспорно в этом случаи повлиял дух народности, климат, почва, условия жизни, образованность.

Предания о русалках существует уже давно. В 11 веке митрополит Иоанн в послании своём свидетельствует, что его современники «жрут (приносят жертву) бесам, болотам, колодезям». В « Потребнике московском» издание 1639 год верование в русалок называется волхованием и чарованьем. В языческом миру русалка имела значение речной богини, чаровницей. При переходе же Руси из язычества к христианству, она представляется тоскующей и злобствующей на человека.

Из числа поверий о происхождении нечистой силы разного рода и, между прочим, русалок вот как говорили: «Бог при столпотворении Вавилонском наказал народ, дерзнувший проникнуть тайну величия Его, смешением языков, главных из них, лишив образа и подобия своего, определил на вечные времена сторожить воды, горы, леса и прочее. Кто в момент наказания находился в доме – сделался домовым, в горах – горным, в лесу – лешим, в воде – русалкой».

Само слово «Русалка» имеет своё происхождение отрусла реки, где оно по народному поверью имеет своё пребывание. Однако другие убеждают и уверяют, что «русалка» происходит от русых волос, которые у них длинные, густые и ниспадают с головы, прикрывают всё тело своими роскошными волнами, а по другим поверьям у них волосы длинные, густые и зелённого цвета. Профессор Снегирёв приводит тем иные доказательства происхождения слова «русалка». Что многие священные реки назывались руссами и Россами. Именем русалок запечатлены даже некоторые местности. Пример: Русиловка над рекой Сулою в Полтавской губернии. Русловы пустоши в Вышневолоцком и Новоторжском уездах. Над рекой Днепром есть роща Русалок.

Русалки, по народному поверью – существа, живущие на земле и в воде. В клечальную субботу, накануне Троицына дня (в день поминовения усопших накануне Троицы, называемой – Троицкая Суббота) русалки, по мнению Малороссов, начинают бегать по ржи и хлопать в ладоши, (когда зацветала рожь: «пакуль жито красуе (т. е. цветёт), русалки у жите ходят»). Бегают по ржи хлопают в ладоши и приговаривают:

«Бух! Бух!

Соломенный дух!

Мене мати породила, некрещеную положила».

На Русальной неделе русалки выходят из воды и перебираются на землю – в поля и леса. Пока растения не процветут, живут в них. Что же делают русалки в полях и лугах? Об этом в народе говорят по – разному. Одни думают, что они вытаптывают и мнут посевы, высушивают их, объедают зёрна, насылают на поля ливни и град. Другие, напротив, считают, что русалки стерегут жито во время его цветения, следят, чтобы никто не ломал колосьев, а их танцы в жите способствуют хорошему урожаю. По некоторым поверьям, там, где бегали русалки, трава растёт гуще и зеленее, хлеб родится обильнее. Кроме ржаного поля, их можно было видеть у воды, на деревьях, в поле, в лесу. Наиболее традиционные места их пребывания – вода и деревья – осмысляются в народной культуре как пути перехода из мира мёртвых на землю и обратно. Они плетут венки, качаются на ветках, водят хороводы. Хороводы – самое любимое развлечение русалок, и там, где они танцевали, видны круги вытоптанной и пожелтелой травы, а то она и вовсе перестаёт расти. Еще они любят качаться на деревьях. Одни говорят, что они просто раскачиваются на гибких ветвях, а другие – что они мастерят качели и заманивают молодых мужчин покачаться с ними, чтобы погубить их. То, что русалки появляются на Троицу, когда всё цветёт, и вообще их привязанность к растениям – отголоски древних представлений о том, что растения, особенно деревья, связывают «тот» и этот миры и в них могут воплощаться души умерших. Вот откуда берёт начало обычай на Троицу рвать травы, ветки берёзы и липы и приносили их в дом, а также завивать на берёзах венки и оставлять их на все Троицкие праздники. Находившиеся в это время на земле души умерших и, в том числе русалки, будто бы отдыхают на сорванных ветках и венках. Берёзовые ветки, которые на Троицу приносили в дом, называли май. В Полесье ещё совсем недавно ветки несли в дом, чтобы «на них колыхались русалки. Русалка приходит и целую ночь и на другой день до обеда качается на этих ветках». В Западных областях России венок на берёзе оставляли завитым всю Троицу (т. е. Русальную) неделю, «в продолжение которой к нему не подходят, боясь, чтобы русалки, качающиеся тогда на завитом венке, не защекотали подходящего. Спустя неделю, именно в первое воскресенье Духова дня, русалки оставляют венок: кончилась пора их наслаждений, и девки отправляются развивать венок.

Народное поверье говорит, что все младенцы женского пола, родившиеся мёртвыми или умершие без крещения, а также взрослые утопленницы, наконец купающиеся без креста – делаются русалками. Русалки обладают вечной юностью и красотой; по внешности своей они сходны с нашими красивыми девушками. Русалки – в белых сорочках, косы распущены. Если хлопец умирает, тоже будет русалкой – в белом мужчина (белый цвет в Древней Руси был цветом траура). В Воронежской, да прочем в Малороссии и в других губерниях обильных водами, есть поверье, что русалки до того обаятельно поют, что слушатель готов внимать их пение, не сходя с места. В народе русалок считают чародейками и гадательницами, что видно из одной старинной песни, которую пела обитательница реки, загадывая её молодой девушки, попавшей ей в руки:

« Ты послухай мене красна панночка!

Загадаю тебе три загадки:

Коли ты вгадаешь – я до батько пущу;

А як не вгадаешь – я до сибе возьму.

Ой, що росте до без кореня?

Ой, що бежит до без повода?

Ой, що росте без всякого цвету?

Камень росте без кореня;

Вода бежит без повода;

Папороть росте без всякаго цвету!

Девчинка загадочки не вгадала,

Русалочкаеё залоскатала.

В песне русалки, предлагающей девушке загадку высказывается то, что в эту пору каждый рискующий путешествовать по рекам, или по берегам рек, должен иметь большое соображение и рассудок, чтобы предупредить всё предстоящие неприятности в этой загадке русалки и так сказать заранее, разгадать её. Понятно, что в такое опасное время, каким представляется начало весны, богатое разливами, заводами, омутами, не то что девушкам, но и мужчинам требуется большая осторожность, как при плавании, так и при ходьбе по берегам рек ещё не окрепшим и представляющие разного рода опасности. Народное поверье допускает любовь между русалкой и людьми, о чём существует много поэтических рассказов. Русалка, защекотав мужчину, уносит его в своё жилище, где он оживает и делается её мужем. Окружённый роскошью, он начинает там новую жизнь, непонятную для людей живущих на земле. Пользуясь всевозможным довольствием, этот человек ограничен только желанием – хоть на мгновение оставить водяное царство.

В Русальную неделю,(8-ю по пасхе), а также в ночь под Ивана Купала (24 июня) Русалки делаются опасными для человека. В это время они стараются очаровать, защекотать, унести в своё водяное жилище. Во многих местах Воронежской губернии народ не купался в продолжение русальной недели, боясь сделаться жертвой русалок. В четверг на зелёной или Троицкой недели, девушки и даже женщины, боясь прогневать русалок, чтобы они не испортили скотину, не работают, называя этот четверг «великим днём для русалок». Взрослые девушки в этот день плетут венки и бросают их в лесу русалкам, чтобы они добыли им суженного и ряженного, после чего тотчас убегают. По их мнению, в этих венках русалки рыскают (бегают) по ржи. Избегали работ, связанных с прядением, тканьем, шитьём: «щоб русальцы очей не зашить», не выполняли никаких полевых и огородных работ: « не ходят в огород копать и окучивать, бо там всюду буде русалка», не подмазывали печь и стены избы: «щоб русалкам очи не забрызгать глиною», не ездили за дровами в лес. На ночь специально для Русалок оставляли на столе ужин, на ближайших деревьях или ограде возле дома оставляли одежду.

Прошу вас, русалки,

Мой дар примите,

А скотину возвратите.

Проводы Русалок.

Обычно говорят, что русалок можно видеть только на Русальной неделе, в остальное время они невидимы для человека. Кончается Троицкие праздники, и русалки снова уходят в воду, в могилы, в землю, на «тот» свет. В последний день перед уходом русалки собираются на большом дубе, веселятся там, поют песни, а затем исчезают. В этот последний день, который приходился на воскресенье Троицкой недели или понедельник следующей (первый день Петровского поста), русалкам устраивали проводы, выпроваживая их за пределы человеческого мира. В разных местностях это делали по – разному: «палили», «топили», «закапывали», «хоронили», «прогоняли», «провожали».

Делалось это так - в селе выбирали кого – нибудь на роль «русалки» - молодую девушку или старую бабу, которой на спине прикрепляли сделанный из тряпок «горб». Реже «русалкой» становился парень. Все участники обряда, в том числе и сама «русалка», рядились в белые одежды, надевали на головы венки. Иногда свиту « русалки» составляли ряженые парни, они надевали белые рубашки, повязывались платками и вставали на ходули, изображая высоких белых женщин. «Русалку» с головы до ног украшали зелёными ветками, травами и цветами, надевали на неё большой венок из папоротника, причём так, чтобы он закрывал ей лицо. Или же девушке, ряженой русалкой, распускали волосы, но тоже так, чтобы лица не было видно. Поскольку « русалка» ничего не видела, её в течение всего обряда водили под руки. Образ существа, принадлежащего к потустороннему миру, дополнялся соответствующим одеянием: «русалки» то щеголяли в одних сорочках, то напяливали на себя рваную, безобразную одежду, лица мазали сажей. Кое – где они участвовали в обряде проводов верхом на кочерге или с помелом в руках. А в некоторых деревнях роль русалки выполнял не человек, а сделанное из тряпок и соломы чучело в женской одежде. Торжественное шествие с ряженой «русалкой» во главе проходило по всему селу и заканчивалось выпроваживанием, за околицу. Во время шествия пели:

Проводили русалочек, проводили,

Чтобы они до нас не ходили,

Да нашего житечка не ломили,

Да наших девочек не ловили.

Проведу русалок до бору,

В зелёную дуброву,

Русалки чтобы не лоскотали,

Летом не пугали.

В Белоруссии русалок провожали в понедельник после Троицкой недели в лесу, возле разожженных костров. Молодежь выбирала на роль русалки самую красивую девушку, украшала её голову венком из цветов и трав, затем все вставали по обе стороны от неё и начинали петь. Спев несколько песен, участники обряда вели «русалку» к ручью, где она снимала с себя венок и вешала на дерево. После этого все возвращались к кострам и продолжали веселиться. В других белорусских сёлах проводы русалки были приурочены ко дню Ивана Купалы. Девушки выходили за околицу и с песнями плели венки. Самый большой венок надевали на голову «русалке». Выбирали также маленькую девочку и называли её дочерью русалки. После этого «русалка» раздевалась и в одной сорочке вместе с «дочерью» вставала во главе шествия, двигавшегося по направлению к полю. Все пели песню:

Поведу я русалочку до бору,

А сама вернусь до дому,

Поведу я русалочку в тёмный бор,

А сама вернусь в отцовский двор.

В некоторых местах России бытовали и совсем необычные обряды. Например, русалку символизировало чучело в виде коня. Вот как это происходило в конце 19 века. Русалка – это конь, сделанный из соломы, на нём сидит мальчик лет 15- ти. Смешит своими прибаутками. Конь весь увешан разноцветным тряпьём и бубенчиками. Толпа народа с песнями и шутками идет к реке и топит чучело.

Бывает, что русалку не провожают, а изгоняют. В воскресенье на Троицкой неделе ряженные русалками девушки бродят по всему селу, то, прячась в коноплёвом поле либо на задворках, то, появляясь на улице, пугают и ловят людей, а, поймав детей, щекочут и теребят их. В полночь все остальные участники обряда вооружаются палками и кнутами и с криками: «Гони русалок!» бросаются на ряженых «Русалки» убегают во всего всех ног и спасаются на землях соседнего села, где их уже не преследуют. После этого все возвращаются по домам, приговаривая: «Ну, теперь прогнали русалок!» В некоторых местностях обряд изгнания русалки был приурочен к субботе накануне Троицы. Вечером крестьяне собирались на поляне, и пели песни. С наступлением темноты они принимались бегать по полям с мётлами, размахивая ими в воздухе и кричали: «Догоняй, догоняй!» Иные потом уверяли, что видели, как русалки с плачем и воплями убегали из их селений в лес. Затем все шли купаться на реку, поскольку опасность попасть в руки русалкам миновала.

Обереги от русалок.

Прежде всего, это – выполнение различных запретов, особенно строгих для тех семей, где были утопленницы или умирали молодые девушки. Смысл запретов заключался в том, чтобы не повредить русалкам, не потревожить их, а следовательно, не вызвать их гнева и мщения. Против русалок использовались универсальные средства, годные против любой нечистой силы – крест, молитва, матерная брань. Сильнейшим оберегом при нападении русалок служит магический круг, обведённый железным предметом – ножом или серпом. Чтобы уберечься от русалок, полезно иметь при себе что- нибудь острое или колючее, например, булавку или иголку. Пугают русалок и предметы, связанные с огнём и домашним очагом, в частности, кочерга. Русалки очень боятся полынь, чеснок, хрен и не когда не приблизятся к тому, от кого исходит их запах:

«Хрен да полынь, плюнь да покинь».

Полагают, что, когда русалка встречает человека, она у него спрашивает:

«Полынь или петрушка? Если человек по незнанию ответит: «Петрушка», русалка скажет: «Ах ты, моя душка!» - и защекочет его насмерть. По этой же причине нельзя было произносить слово «мята», русалка ответила: «Тут твоя хата». Если же на вопрос русалки ответить: «Полынь», она скажет: «А ну тебя, сгинь!» - и отстанет. Очень важно первому заметить русалок и крикнуть: «Чур моя!» Тогда русалки не только не причинят вреда, но одна из них даже последует за человеком в дом и будет целый год служить, как усердная работница, питаясь только паром выходящих из горшков. Проживёт в доме до следующей Русальной недели, а потом убежит в лес.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)