Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Ландыш как растение

Цветы часто находят отклик в душе лириков, наделялись эмоциями, очеловечивались, но при этом остаются реальными цветами - воплощением неисчерпаемого богатства вечной природы

Цветы - древнейшие мифопоэтические образы. Они <<обросли>> огромным количеством символических значений, связанных с древними представлениями о природных явлениях, событиях человеческой жизни, с обрядами, в том числе и религиозными.

Символика цветов во многом зависит и от народа, особенностей его проживания. Так, например, символом Франции является лилия. Священный цветок в Индии - это лотос. В Голландии существует культ тюльпанов. Кроме этого, символика цветов связана с природным циклом. Например: весна - подснежник, ландыш; лето - ромашка, подсолнух; осень - геогргин. Чувства человека также связаны с цветами. Например: красная роза ассоциируется с любовью, страстью; ромашка - с чистотой, простотой и т. д.

Цель нашей работы - рассмотрев черты образа ландыша в фольклорных и литературных произведениях, определить динамику изменения данного образа.

Задачи работы:

-узнать о природном своеобразии ландыша;

-изучить мифы, легенды разных народов, посвященные ландышу;

-выявить символику образа ландыша в стихотворениях русских поэтов;

-исследовать общее и различное в образе ландыша в разных произведениях.

Объект исследования: научные статьи о ландыше как о растении, кельтские мифы и французские и немецкие легенды о ландыше, стихотворения русских поэтов XIX - XXв. в. , содержащие образ этого цветка.

Предмет исследования: художественное своеобразие и динамика развития образа ландыша в европейском фольклоре и русской литературе.

Структура работы: работа состоит из четырех глав, введения, заключения, списка использованной литературы.

Гипотеза: Образ ландыша достаточно популярен в фольклорных произведениях и определяется его природными свойствами, видом, фантазией людей, связан с силами добра и зла. В литературных произведениях в создании образа этого цветка прослеживается фольклорная традиция, а также воплощается субъективное восприятие поэтов.

Ландыш как растение.

В древние времена в Германии ландыши приносили в дар богине восходящего солнца, лучезарной зари и весны Остаре. В честь ее на Пасхе (а Пасха до сих пор от ее имени называется по немецки Ostern) зажигались костры и устраивались празднества, на которых все молодые парни и девушки украшали себя цветами ландыша, как цветами любви и счастья. Праздник этот продолжался пока держались ландыши, а затем когда цветы увядали их бросали в костры и жгли как приятную богине Остаре жертву. Немецкий поэт Ф. Вебер в своей поэме <<Тринадцать Лиц>> говорит: <<Бог любви, о белый Бальдер, благосклонно наш привет прими, цветы чистые, как наше сердце, мы кладем к твоим стопам.>>.

Кельтская легенда гласит, что ландыши - это сокровища эльфов. Все знают, что эльфы не жалуют людей, но в чем причина этой вражды? Легенда гласит, что во всем виновато человеческое любопытство и жадность. Под зеленым пологом леса раскинулось эльфийское царство. Прекрасные эльфы порхали на своих перламутровых крылышках и не знали никаких хлопот. Но однажды их беззаботному существованию пришел конец. Как-то раз молодые охотники забрели в чащу леса, чтобы устроить засаду на диких зверей. Устроившись поудобнее в зарослях кустарника, они затаили дыхание и замерли. И тут один из охотников увидел пролетающего мимо эльфа. Малютка нес что-то очень тяжелое, пыхтел с натуги, поэтому не расслышал шороха шагов последовавших за ним охотников. Увидев, куда привел их эльф, люди замерли в восхищении - под старым раскидистым деревом высилась гора жемчужин. Эльф подлетел к ней и положил на самую ее вершину еще одну жемчужину. Завороженно смотрели люди на все это великолепие. Наконец, один из охотников не выдержал и подкрался к сокровищам эльфов. Он решил взять себе одну крохотную жемчужину. Но как только его рука коснулась жемчуга, гора обрушилась, и крохотные белые шарики рассыпались по поляне. Тут и другие охотники не выдержали соблазна и бросились собирать жемчуг. На шум прилетел сам эльфийский король со своей свитой. И в тот же миг жемчуг превратился в тысячи прекрасных душистых цветков. Эльфийский король решил пожертвовать своим сокровищем, лишь бы оно не досталось людям! И с тех пор эльфийский народец при любом удобном случае мстит людям за потерю своего клада. Ландыши- любимые цветы эльфов, поэтому они каждую ночь натирают их кусочками ткани сотканной из лунного света.

Во Франции есть красивая легенда, окружающая ландыш таинственной пеленой. Святой по имени Леонард, близкий друг короля Холдвига, живший в 6 веке, любил природу и мир созданный Богом так сильно, что однажды решил стать отшельником. Леонард пожелал уединиться, чтобы жить среди цветов и птиц, раствориться с природой. После долгих странствий и скитаний по полям и лесам, Леонард наконец-то нашел лесную поляну для обитания. Он остался наедине со своими мыслями и хотел отдохнуть, не ведая, что за ним пристально следит дракон по имени Искушение. В тот момент, когда Святой Леонард приступил к молитве, к нему обратился дракон и повелел оставить это место. Но святой так увлекся молитвой, что не заметил присутствия опасности. Тогда дракон обжег его дымящим из пасти огнивом, и Леонард вступил с ним в бой. Битва разыгралась не шуточная, и в итоге дракона победил Святой Леонард. Но каждый раз, когда он наносил раны дракону, из падающей на землю драконьей крови появлялись сорняки. А из капель крови Леонарда на земле появлялись ландыши

Не только легенды, сказания, стихи посвящались очаровательному цветку, в его честь устраивались праздники, гуляния. Испокон веков ландыш ассоциировался с чистотой, нежностью, любовью и самыми возвышенными чувствами. Из ландышей составляли свадебные букеты для юных невест, символизирующий молодость и непорочность.

С 17 века накануне майского воскресенья отмечают праздник ландышей французы. Ландыши считали символом любви. Если девушка приколет цветок, подаренный юношей, к прическе или платью, то это значит, что она согласна выйти замуж, если бросит на землю - значит, его предложение не принято.

Ландыш является любимым цветком и парижан. И 1-го мая, когда рабочие, желая выразить свою солидарность с остальными рабочими мира, появляются с красной гвоздикой в петлице, остальные парижане ходят украшенные белыми ландышами как эмблемой <<излияния сердец>>, потому первое мая носит в Париже название Дня ландыша. В этот день спрос на ландыши бывает так велик, что их привозят из провинции целыми вагонами, не считая тех миллионов цветов, которые выгоняются искусственно в теплицах в окрестностях Парижа. На того, кто не имеет в этот день в руках, на груди или в петлице ландышей, в Париже все смотрят с каким-то недоумением.

III. Образ ландыша в литературе.

1. Образ ландыша в европейской литературе.

Немало поэтов и писателей увлекались этим прелестным цветком, но особенно любил их французский писатель Анри Мюрже, знаменитый автор <<Жизни богемы>> и <<Латинского квартала>>, отправлявшийся каждую весну любоваться ими в окрестности Парижа.

Однажды он пришел в контору журнала с рукописью романа, которого от него никак не могли дождаться.

- Где же Вы пропадали, что с Вами? - воскликнул редактор этого журнала Бюлоз. -Мы совсем уже потеряли надежду Вас увидеть.

- Я жил в ландышах, - отвечал с увлечением Мюрже.

- В Ландышах? Где же это такое, я что-то не знаю такой местности.

- Это не местность, - отвечал, улыбаясь, Мюрже, - я был в лесу в Фонтенбло, куда езжу каждую весну любоваться, как цветут дорогие моему сердцу ландыши; любовался ими по целым часам и теперь.

- Дитя! - воскликнул с презрением Бюлоз, который ничего не признавал, кроме своего журнала, - истинное дитя!

Но дитя это было поэтом - поэтом, проникнутым любовью к природе, находившим среди нее отдых, находившим, как это можно видеть из его популярного романа <<Каникулы Камиллы>>, в ней свое утешение. Всякий любитель природы во Франции знаком с этим произведением.

Широко известна европейскому читателю немецкая загадка о ландыше, в переводе она звучит так: <<Я знаю хорошо один колокольчик, он блестит ярко по всей стране. Из серебра он кажется вылитым, а между тем вырос из земли; снабжен он и язычком, но никогда никто не слыхал его звона. Не висел он также ни на одной из колоколен. Он только блестит и красуется в глубине>>.

2. Ландыш в стихотворении Афанасия Фета <<О первый ландыш>>.

Помимо того что цветы дарят радость людям, их с древних времён любят писатели и поэты всего мира. Не только древние, но и авторы более поздних эпох, так или иначе, затрагивали эту тему в своих произведениях.

Особую роль в её развитии играют русские писатели и поэты. Считающиеся непревзойденными общепризнанными мастерами описания природы. Русский свободный дух и восхищение необъятными просторами, вот что выгодно отличает авторов русской школы от их коллег из душной индустриальной Европы.

Поэзия Афанасия Фета не соответствовала духу времени и накаляющейся социально-политической обстановке второй половины 19-го века. Его стихи не были признаны широкой публикой при жизни поэта, но в то же время находили своих восхищенных поклонников в литературных кругах. Одним из цветков, к которому часто обращался А. Фет, был ландыш.

Строки стихотворения <<О первый ландыш!.>>точно передают настроение весенней природы и разнообразие её состояний. Ландыш представлен цветком, появляющимся из-под снега. Метафора <<подарок воспламеняющей весны>> дополняется в создании образа лексическими повторами, содержащими сравнение: <<как первый луч весенний>>. Автор не только формирует у читателя зрительный образ ландыша, но и создает ощущение аромата, исходящего от цветка. Эта <<душистая чистота>> сравнивается с дыханием прекрасной девы, вздох которой <<благоухает избытком жизни молодой>>.

Восприятие запахов тесно связано с эмоциями, имеет устойчивую субъективную или ситуационную окраску. Аромат ландыша в этом произведении пробуждает, по нашему мнению, чувство радости от наступившей весны, любви, молодой жизни, чувство прекрасного, но неясного. Стихотворение начинается обращением <<О первый ландыш!>>, восклицательный знак при котором подчеркивает восторженность чувств лирического героя. Экспрессивный фон произведения формируется посредством использования далее четырех восклицательных предложений, два из которых начинаются местоимениями <<какая. , какие.>>, а два других - наречиями <<Как.>>. Стихи обращены не к уму, а к чувствам человека с его склонностью к неожиданным связям и ассоциациям Лирический герой не просто любуется цветком. Он пробуждает раздумья, воспоминания и желания. <<Избыток жизни молодой>>, исходящий от ландыша, вдохновляет героя, <<воспламеняет>> его.

Ландыш в этом стихотворении становится образом-переживанием, который стирает границу межу человеком и природой. Речь идет и о ландыше, и о деве, невинность и духовная красота которой сродни прелести этого цветка.

Еще одна особенность стихотворения А. Фета - его музыкальность. Она проявляется в озвучивании предметов и явлений окружающего мира. Его создают лексические параллели: <<душистой - благоухает>>, <<девственная - дева>>, <<первый ландыш - первый луч>> и др. , а также анафоры: <<как>>, <<какие>>, синонимы: <<душистой - благоухает>>.

Люди живут и умирают. А цветы, пока ими любуются и восхищаются, - вечны. Именно такой образ мы находим в данном произведении.

3. Образ ландыша в стихотворении С. Есенина <<Я по первому снегу бреду>>

В истории русской поэзии Есенин занимает совершенно особое место как проникновенный лирик родной природы, которой он посвятил свое творчество. Родина и ее природа - с этими двумя темами связано все лучшее в лирике поэта: "Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве".

В стихах его деревья, цветы, травы, реки, пашни исполнены жизни, все живет и говорит с героем: У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: "С добрым утром!" Подобного рода мировосприятие основано на фольклорной эстетике - эстетике олицетворения, параллелизма, соответствия явлений природы и внутреннего мира человека. Поэт, проведший свое детство в деревне, среди крестьян, с самого начала впитал в себя особенности народного, природного подхода к миру.

Природное начало у него пронизывает все творчество, душевные переживания и картины природы как бы сливаются. Особенно это чувствуется в стихотворении <<Я по первому снегу бреду>>.

Я по первому снегу бреду,

В сердце ландыши вспыхнувших сил.

Вечер синею свечкой звезду

Над дорогой моей засветил.

Я не знаю, то свет или мрак?

В чаще ветер поет иль петух?

Может, вместо зимы на полях

Это лебеди сели на луг

Метафора <<ландыши вспыхнувших сил>>, в первой строфе помогает поэту не только сравнить чистоту и свежесть первого снега с чувством, которое испытывает лирический герой, но подчеркнуть красоту и силу внезапно возникших эмоций.

Хороша ты, о белая гладь!

Греет кровь мою легкий мороз!

Так и хочется к телу прижать

Обнаженные груди берез.

Не случайно в стихотворении соединение природных образов, связанных с белым цветом, - первому снегу, ландыши, звезду засветил, лебеди сели на луг, белая гладь, обнаженные груди берез. События, описанные в стихотворении, происходят осенью (ландыши цветут весной). В связи с этим, возникает необходимость определения причины обращения к данному образу. Мы считаем, что использование ландыша в данном ассоциативном ряду не случайно. Есенин позволяет читателю увидеть параллель: цветок весны - чувства человека. Они вспыхивают в лирическом герое <<белыми ландышами>>. Оксюморон, инверсия, эпитет, олицетворение <<греет кровь легкий мороз.>>, восклицательные предложения <<Хороша ты, о белая гладь!. О лесная, дремучая муть! О веселье оснеженных нив!>> подчеркивают нарастание эмоций, которые направлены на природные образы: оснеженные нивы, обнаженные березы, древесные бедра ив. Белые ландыши с чарующим ароматом - в душе, это своего рода зрительная проекция того, что видит лирический герой С. Есенина в природе.

4. Образ ландыша в стихотворениях С. Маршака и Б. Пастернака.

Поэтический образ << колокольчики весны>> мастерски создал С. Маршак в стихотворении <<Чернеет лес, теплом разбуженный>>. Колокольчики ландыша звенят, возвещают о начале весны, словно живые существа. Красота цветка характеризуется поэтом при помощи эпитетов <<прохладен, хрупок и душист>>. По мнению автора, этот цветок особенно любим природой (<<бережно спеленутый>>), охраняется ею от разрушительных сил (<<Растет цветок в глуши нетронутой>>). Весь лес отдает ему <<И всю счастливую тоску, И. все. свое. благоухание.>>.

Это описание ландыша, в самой статичности которого есть особая прелесть, проникнуто чувством наслаждения. Цветок спокойно застыл перед глазами, <<природой бережно спеленутый, завернутый в широкий лист>>. Статичный пейзаж, центром которого является ландыш, передает умиротворенное чувство спокойствия.

Совершенно иначе пишет о ландыше Борис Пастернак. В его стихотворении, по мнению Виктора Шкловского, ощущаешь. стихийный лирический напор, порывистость, динамичность. Строчки его стихов <<рвутся и не могут улечься, как стальные прутья, набегают друг на друга, как вагоны внезапно заторможенного поезда>>.

Начало стихотворения - это яркая метафора середины дня, обрушившегося жарой: <<И грузный полдень разом всей массой хряснет позади, обламываясь под алмазом>>. Затем происходит масса всяких действий: борьба между тенью кустов - продолжением ночной прохлады - и зноем: <<Жары нещадная резня сюда не сунется с опушки>>. А рядом с враждой намечается также некая дружба, человек и березняк моментально вступают во взаимодействие: <<Вы всматриваетесь друг в дружку>>. Человек всматривается в березняк, а березняк всматривается в человека. Они всматриваются друг в друга с очевидной симпатией. И вдруг кто-то третий незримо вторгается в их общество, нарушает интимность. Этот третий - ландыши: <<сырой овраг сухим дождем росистых ландышей унизан>>. Здесь сами понятия находятся в причудливой связи. Они сталкиваются, как бы отрицают друг друга. Но через это отрицание утверждается единство. Вот как: овраг сырой, а дождь ландышей сухой. <<Сухой дождь>> - это оксюморон. А между тем сказано, что ландыши - росистые. Это допустимо, потому что в природе настоящий дождь, состоящий из чистой влаги. И по сравнению с ним дождь ландышей, хотя бы и росистых, конечно, сухой. А дождю ландышей на земле не лежится: <<он отделился и привстал, кистями капелек повисши>>. Он повис, потому что устал от напряжения. И мы точно знаем, что он привстал чуть-чуть от земли. Мы ощущаем совершенную работу: <<на палец, на два от листа, на полтора от корневища>>. Пастернак это знает, потому что он сам воскликнул: <<Искусство - дерзость глазомера>>. Последняя строфа насыщена действием: <<Весь сумрак рощи сообща. Их. разбирает. на. перчатки.>> Синявский так охарактеризовал последние строки данного произведения: << (Здесь)Пастернака увлекала задача - воссоздать всеохватывающую атмосферу бытия, передать владеющее поэтом "чувство. короткости. со. вселенной".

5. Образ ландыша в поэзии Татьяны Лавровой

Особенным лиризмом окрашено восприятие ландыша в поэзии Татьяны Лавровой. Пейзажной зарисовкой пробудившегося к новой жизни леса, в центре которой <<белый колокольчик нежной красоты>> начинает поэтесса свое произведение. Эпитеты <<серебристый и белый>> создают зрительный образ цветка; <<зеленый>> и <<белый>> не являются антонимами, автор использует их не для контраста, а воплощает плавный переход из одного цвета в другой.

Если иные <<скромные цветы>> растут <<на ковре зеленом>> поляны, то этот цветок помещен на опушку. Он словно бы возвышается над всеми, более значим для лирического героя. Объяснение этому находим в следующих строчках: колокольчики ландыша в отличие от других цветов обладают фантастической способностью звучать музыкой весны, которую подхватывают птицы.

Сочетание звуков " ц, л," и троекратного повторения <<о>> в просторечном слове <<колокольцы>> мастерски используется поэтессой как поэтический прием звукописи: тонкий, нежный в сочетании согласных и одновременно открытый гортанный в гласных, он передает специфику мелодии, издаваемой ландышем.

В следующей строчке аллитерация реализуется через сочетание тройного повторения звука <<з>> с <<л,н>>. Эпитет <<веселой>> рядом со словом <<музыкой>> в сочетании с глаголом <<зазвенят>> создает, по нашему мнению, особенно радостное настроение у читателя. Мы действительно << слышим>> праздничный оркестр девицы-Весны, главную музыкальную партию в котором исполняет ландыш. Такой образ весеннего цветка создала в своем стихотворении современная поэтесса Татьяна Лаврова.

Заключение.

В процессе исследовательской работы мы изучили научную и художественную литературу о ландыше, рассмотрели, как воплощается его образ в мифах, легендах и сказаниях. Обращает на себя внимание, что ландыш был достаточно популярен у народов, на территории проживания которых он произрастал. Этому цветку приписывали различные чудесные свойства, которые отчасти связаны с его морфологической характеристикой как растения.

Интересен тот факт, что в большинстве сказаний он связан с несчастной любовью, расставанием. Например: в Христианской мифологии это слезы Богородицы; в древнерусском сказании о Садко в ландыши превратились слезы царевны Волховы; в сказаниях украинского народа ландыши - слезы девушек, а в английском эпосе - капли крови святого Леонарда. Кроме этого, традиционно цветок наделяют волшебной силой или связывают его с представителями ирреального мира (эльфами, феями, гномами); в языческой религии древние германцы считали ландыш любимым цветком богини восходящего солнца и весны Остары, славяне связывали его - со смехом мавки, существа, живущего на лесных полянах, в болоте, имеющего сходство с русалками. Мавки (навки) - порождение темных сил, стремящихся погубить человека. Можно предположить, что славяне считали так из-за того, что ландыш - ядовитое растение, при всей своей красоте людям опасен.

В культуре и литературе разных народов ландыш традиционно связан с весной. День ландышей во Франции - 1 мая, в Германии ландышами украшают себя верующие на Пасху. Любят этот и в России.

В ходе наблюдений было установлено, что ландыши в культуре и литературе многих народов, на территории проживания которых он произрастает, ассоциируются с возвышенными чувствами: любви, нежности, утонченности, непорочности. Однако всегда он связан с какой-то тайной и загадкой.

Анализируя литературные произведения о ландыше, мы установили, что в стихотворении А. Фета ландыш становится образом-переживанием, который стирает границу межу человеком и природой. Его <<душистая чистота>> сравнивается с дыханием прекрасной девы, вздох которой <<благоухает избытком жизни молодой>>.

В поэзии С. Есенина лирический герой, по цветовому принципу ассоциирует ландыши с первым снегом, обнаженными березами, оснеженными ивами. Далее появляется параллель: цветок весны - чувства человека. Белые ландыши с чарующим ароматом в душе лирического героя становятся своего рода зрительной проекцией того, что он видит в природе.

Поэтический образ << колокольчиков весны>> мастерски создал С. Маршак.

По мнению автора, ландыш особенно любим природой, охраняется ею от разрушительных сил. Весь лес отдает ему <<И всю счастливую тоску,И. все. свое. благоухание.>>.

Если С. Я. Маршак создал образ прелестного цветка, спокойно застывшего перед глазами, то в поэзии Б. Пастернака появляется образ сухого дождя из ландышей, которому не лежится на земле, <<он отделился и привстал, кистями капелек повисши>>. Поэт создал образ ландыша в действии, решая, по мнению критиков, задачу воссоздания картины бытия, невозможной без движения.

Особенным лиризмом окрашено восприятие ландыша в поэзии Татьяны Лавровой. Она сосредоточила внимание на формировании зрительного образа ландыша-колокольчика, связав его с общепринятыми представлениями о красоте.

Проведенные исследования позволяют утверждать, что образ ландыша достаточно часто встречается в фольклорных произведениях и определяется его природными свойствами, внешним видом, а также фантазией людей, связывающих цветок с силами добра и зла.

В поэтических произведениях Ф. Фета, С. Есенина, С. Маршака, Б. Пастернака и Т. Лавровой в создании образа ландыша прослеживается фольклорная традиция, а также воплощается субъективное восприятие этого цветка.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)