Дом  ->  Квартира и дача  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Геометрическая интерпретация орнаментальных мотивов резьбы

Произведения декоративно-прикладного искусства и материальной куль-туры могут быть изучены с позиции этнографии, семантики, семиотики, ком-позиции, колорита, рисунка и т. д.

Кроме того, среди орнаментальных мотивов в искусстве резьбы много встре-чается геометрических элементов, построение которых часто приме-няется и в графических изображениях.

По этим причинам есть необходимость изучения декоративно-прикладного ис-кусства с позиции практической графики.

В качестве объекта изучения мы выбрали декоративное оформление резными мотивами башкирского жилища.

Задача данной работы - создать на основе тщательного изучения имеющих-ся источников обобщающее исследование об искусстве резьбы по дереву: рассмотреть историю развития архитектурной резьбы в Башкортостане; проанализировать основные виды домовой резьбы; определить связи искусства резьбы с социальной средой, а также осветить сюжеты орнаментальных элементов и способы образования их формы с позиции утилитарной графики.

Искусство резьбы

Резьба по дереву у башкир

Искусство резьбы по дереву было связано в значительной мере с традиционными отраслями хозяйства и старым бытовым укладом, что свидетельствует о раннем появлении у башкир художественной деревообработки.

Мастер - резчик по дереву - делал, прежде всего, вещи, необходимые в скотоводческом быту: остов для юрты, предметы внутреннего её убранства, лук и стрелы, седла и стремена, музыкальные инструменты.

Экспедиционные материалы утверждают, что башкирские мастера хорошо знали свойства деревьев и могли подобрать хороший материал к подходящему изделию. Сосновые доски шли на крыши, полы, полати, лодки и скамьи. Из лиственницы делали колесные оси, из сосновых корней и лиственного нароста вырезали чаши. С развитием художественного промысла из дуба стали вырезать изящные трости. Липу рубили в больших размерах, чем какое-либо другое дерево. В старину из ствола большой липы выдалбливали лодки. В фольклоре есть упоминание о музыкальном инструменте из клена - кубыз. В 1968 г. в деревне Миндишево Салаватского района исполняли мелодии на таком пластинчатом кубызе. Из калины изготавливали решетку ткацких гребней (бред). В XIX в. распространилась плетеная черемуховая мебель. Не менее знаменательными были украшения коня. Особенно нарядная была упряжка при верховой езде. Первостепенным предметом в ней являлось деревянное седло со стременами. Главное внимание мастера - седельщика было сосредоточено на изготовлении передней луки. В книге М. Г. Мулагулова приведено около двадцати вариантов оформления передка седла, при этом автором учитывалась только форма (без украшения). Иные седла с птичьими головками и расширенной чуть приподнятой задней лукой напоминали силуэтом токующего глухаря. В 1971 г. в Баймакском районе для этнографического музея передали сохранившуюся часть старого седла. Деревянные стремена, цельнорезные из березового корня или гнутые составные бывали художественными по своей форме. Некоторые мастера красили свои изделия в черный или темно-коричневый цвет.

Образ водоплавающей птицы неоднократно обыгрывался башкирскими мастерами и при выделки ковшей для кумыса и медовки. Это в частности, подтверждает загадка о ковшах:

«Утка ныряет, под воду уйдет, хвост над водой остается».

«В озере с железными берегами (в ведре) золотая утка плавает».

1. 2 Виды домовой резьбы.

Одной из сфер развития художественной резьбы является архитектурный декор жилища. Хорошо выполненная резьба придает жилому дому индивидуальность. Декоративной отделкой чаще всего украшали наличники, карнизы, колонны, лестницы, балконы, фронтоны, пилястры и т. д. Для украшения дома использовали различные виды резьбы.

Пропильная резьба – это обычная с полностью выбранным фоном. Она может быть геометрической, контурной, заовальной. При хорошем и чистом исполнении придает изделию ажурность и легкость, особенно наличникам, карнизам и ограждениям. Выпиливать орнамент прорезной или накладной резьбой легче, чем выбирать фон с надрезкой контуров в глухой резьбе. Края орнамента не всегда получаются ровными и чистыми, поэтому их закругляют, срезая узкую фаску по краям или выбирают узкие галтели – углубления. Особенно тщательного выполнения домовая резьба не требует, поскольку она чаще смотрится издалека.

Домовую резьбу в основном выполняют пилением и сверлением. Следы, оставленные инструментом, зачищают редко, задиры древесины часто не принимают во внимание. Однако многие столяры стараются выполнить такую резьбу как можно чище.

Отверстия в заготовке или в детали просверливают или прорезают круглыми стамесками, мелкими и крупными, что зависит от того, в каком месте детали должно быть отверстие. Для предохранения детали от скалывания её задней стороны следует плотно прижимать к какой-либо гладкой доске.

Черновую обрезку выполняют вплотную к линиям орнамента. Чистота обрезки зависит не только от умения работать, но и от остроты инструментов.

После черновой обрезки заготовку зачищают или обрезают начисто. Стамеску при этом ставят по отношению к детали с некоторым наклоном, двигая вниз и немного в сторону. Этот прием облегчает работу и позволяет получить более чистую резьбу.

Накладная резьба – это по существу орнамент, выполненный с помощью прорезной резьбы и наклеенный или прибитый гвоздями, закрепленный шурупами и т. п. на готовый фон, который представляет собой те же доски – заготовки. Это могут быть те же доски наличников, подзора, фриза и карниза.

Накладная резьба при таком способе выполнения получается более четкой, рельефной, то есть контрастной, по сравнению с глухой резьбой и смотрится гораздо выразительней. Она придает тому или иному фрагменту дома декоративно-художественный вид.

Таким образом, можно набирать целые композиции геометрического и растительного орнамента.

Но при этом саму прорезную следует выполнять как можно лучше и не делать срезок по граням. Также не рекомендуется снимать фаски с обратной стороны детали, так как может создаваться впечатление оторванности резьбы от основного фона. Нежелательны различные сколы с обратной стороны вырезанной детали, которые могут привести к скорому разрушению всего композиционного решения изделия.

Контурная резьба. Её выполнять несложно, но она требует особой аккуратности и внимания. На заготовку острым инструментом переносят контуры рисунка в виде мелких желобков треугольной или полукруглой формы и по этим контурам или около них угловым резцом со скошенным лезвием или другими инструментами вырезают линии глубиной до 1 мм. Затем резьбу зачищают шлифовальной шкуркой. Рисунок получается плоским.

Плоскорельефную резьбу выполняют с различным фоном: завальным, выбранным, проработанным и прорезным. Рисунок при этом получается выпуклым, хотя наносят его на плоскую заготовку.

Для работы применяют резцы – плоские и полукруглые, угловатые и загнутые. Ширина резцов может быть разная. Резьбу с завальным фоном выполняют так:

Вокруг контуров рисунка вырезают канавки с наружной стороны – вертикально вниз, а с внутренней – не срезают, лишь закругляют по краям. В процессе обработки получают низкий рельеф. Все детали рисунка находятся в одной плоскости. Фон, или плоскость дерева, на заготовке не выбирают.

Резьбу с проработкой формы рисунка выполняют так же, как с завальным фоном, но при этом срезают фон с небольшим уклоном к рисунку. Чтобы получить резьбу с выбранным фоном, рисунок со всех сторон ограничивают впадинами с плоским основанием. Где требуется, рисунок слегка закругляют и отделывают как низкий рельеф. Выбранный фон обрабатывают различно, используя удобный для этих целей инструмент и приспособление.

Этим видом резьбы можно выполнять геометрический, растительный, композитный орнамент с использованием стилизованных фигур птиц, животных и человека.

Углубленная резьба может быть плоскоуглубленной, когда орнамент углубляют на незначительную глубину, в толще самой заготовки, фон остается нетронутым, и углубленным, когда орнамент оставляют на уровне самой заготовки, а фон углубляют.

При углубленной резьбе фон прорезают на большую глубину, чаще всего на 10 мм, в зависимости от толщины заготовки. Контуры рисунка оставляют на первоначальном уровне. Выдолбив глубокий фон, его выравнивают изогнутыми желобчатыми резцами нужной ширины.

Ажурная резьба является практически прорезной резьбой, когда весь фон вы-резают, высверливают и выпиливают. Вырезные фигуры выполняют так. На заготовку переносят контуры рисунка и выпиливают лишнюю древесину, например, изготавливают розетку, какую-либо птицу, животное и т. д. Эти фигуры применяют для отделки домов, конька крыши, стен, дверей, ворот, ограждений.

Рельефная резьба – самая художественно-выразительная резьба. В рельефной резьбе узор довольно высоко возвышается над фоном – до 5-7 сантиметров. Тени в углублениях получаются глубокими, сочными. Фон выводится в один уровень, а по отношению к нему отдельные части рисунка выступают на разную высоту. Это и создает игру светотени, что придает резному узору особую выразительность.

Для рельефной резьбы подходит древесина большинства лиственных и хвойных пород – липы, осины, ольхи, березы, дуба, сосны, ели, ясеня, а также более редкие породы – бук, кедр, тис и др.

Её использовали не только для украшения дома, но и стали вырезать из дерева различные скульптурные фигуры, в том числе и домашнюю утварь.

Ажурная прорезная резьба. Мелеузовский район, д. Бельская

1. 3 Украшение башкирского жилища.

Украшение башкирского жилища резьбой получило распространение лишь в 19 веке. В период, когда полукочевое скотоводство занимало значительное или господствующее место в хозяйстве башкир, постоянные (зимние) жилища представляли у них простые срубы без резных украшений. Заметные изменения в формах жилищ, а также и способах застройки деревень произошли в Башкирии в пореформенный период, когда в процессе перестройки жилого, крестьянского фонда охватил всю Россию. На разработку новых типов домов, планировку башкирских аулов огромное воздействие оказал опыт русского крестьянства, а также крестьян переселенцев из многонациональной области Среднего Поволжья. У русских, татарских крестьян башкиры заимствовали многое из строительной техники, элементы планировки усадьбы, способы украшения домов и, в частности, резьбу на наличниках окон, фронтонах и фризах, на воротах.

Обычно в башкирском ауле было 4-5 домов с наличниками, украшенными сравнительно сложной художественной резьбой. Многие резные украшения на башкирских домах повторяют узоры на наличниках, фризах, фронтонах русских крестьянских домов соседних деревень. В процессе развития архитектурного декора у башкир был сложный. Башкирские мастера - резчики внесли в украшение жилищ не мало спецэффектного. Специфика башкирской архитектурной резьбы в её соответствии народному орнаменту, сложившемуся в течение столетий. Башкиры заимствовали те элементы искусства, к восприятию которых были подготовлены внутренним развитием своей культуры. Так, на наличниках почти всех районов Башкирии, особенно юго-восточных, повторяются s-образные фигуры, которые на протяжении многих столетий были одним из основных элементов в орнаментальном искусстве башкир. Для украшения наличников, фронтонов и фризов, заметных углов, ворот применялась техника: резная, накладная и ажурная, реже - барельефная. До освоения приемов архитектурной резьбы художественное оформление наличников у башкир опиралось на традиции народа, орнаментику и на сложившуюся технику нанесения узора на деревянные предметы. Башкиры знали роспись по дереву, которой они украшали деревянную утварь. Росписью декорировали также деревянные двери юрт. Узор, нанесенный красным, часто повторял орнамент, распространенный на предметах вышивки, тканья, аппликации.

Украшение наличников росписью резной техники не получили в Башкирии дальнейшего развития. Их вытеснили широко распространенные в конце 19 начало 20 века накладная и пропильная резьба.

На гладкую поверхность в накладной резьбе набивались обычно геомет-рические фигуры в виде ромбов, треугольников, розеток и т. д. Применялись и более сложные накладки: фигуры в виде прорезных кругов и соединяющих их прямых линий, запятых и др. Особенно тщательно отделывались украшения в виде витой веревки или жгута, вырезанные обычно из куска дерева и накладное по краям верхней части наличника. Поверхность накладных фигур, особенно розеток, которые по рисунку приблизились к изображению солнца, слегка орнамен-тировали.

Пропильная резьба по-явилась в украшении башкирских деревень не ранее 20 века сразу же после Наличник. Пропильная и накладная резьба. 1958 г.

того, как она стала распространенным видом декоративного убранства русского крестьянского жилища. Но уже в течение одного - двух десятилетий пропильная резьба стала преобладать в украшении наличников окон, фронтонов, фризов домов.

Основной мотив орнамента пропильной резьбы - растительный, с его необыкновенной фантазией узора и музыкальной плавностью ритмов. Мастера

- резчики создавали сложные узоры, которые вырезались с помощью заранее изготовленного трафарета. Пропильная резьба применялась по-разному. Её нашивали на гладкую поверхность наличников, прикрепляли к подзорам, ею же украшали подзоры фризов, ворота и т. д. Нередко ажурная вязь пропильной резьбы венчала верх наличника. Сочетание накладной и ажурной пропильной резьбой особенно характерно было для башкирских деревень, близких к горнозаводских поселениям Южного Урала. Башкирские мастера, переняв у русских технические приемы резьбы, внесли в эту отрасль народного творчества немало элементов, заимствованных из традиционной башкирской орнаментики.

В башкирском народном декоре наиболее характерны фигуры в виде круга- простого или концентрического, сердцевидные и, особенно, S-видные фигуры. На верхней части многих наличников просматриваются традиционные для башкирских вышивок сильно стилизованные изображения птиц и зверей в геральдической позе. Позднее, начиная с 1930-х годов, наличники стали украшать и вполне реалистическими изображениями фигур противостоящих птиц (обычно голубей). При украшении пропиловкой башкирские мастера основное внимание уделяли верхней части наличника. Выпиленный орнамент набивался на подкарнизную доску и венчал наличник. Ажурные навершия с изящными изгибами линий сложных фигур и выполненные в том же рисунке накладки на верхней доске наличника создавали нарядные орнаментальные композиции. Подоконная доска оставалась, как правило, без украшений. В редких случаях декорировались накладками в виде розеток или зубчатых линий, имитирующих витую веревку. Иногда оформление наличников окон или ворот венчается изображением «кускара», довольно грубо выструганных обыкновенным топором. Кускарный узор в усложненной форме нередко встречается в сочетании с другими фигурами.

Резьба на фризах, фронтонах домов не отличалась по технике и орна-менту от резьбы на наличниках. Зашитые углы и фризы украшались накладными геометрическими фи-гурами или пропильной резьбой, наложенной на полотнище фриза. Чаще полотнище фриза украшалось сквозной трафаретной резьбой; аналогично оформлялся и фронтон.

Ворота у башкир резьбой укра-шались редко. Однако если ворота строились по русскому образцу на три или четыре столба (башкиры так их и называли - «русские во-рота»), они орнаментировались обязательно. Под двухскатной кры-шей ворот на широкий фриз на-шивались накладки или узор, выполненный пропиловкой. Стол-бы и сами ворота украшались прямоугольными или фигурными деталями.

Но в большинстве случаев украшение ворот состояло из простой выпиловки нашитой на полотнище фриза. Изредка можно было встретить ворота, декорированные старинной врезной или барельефной резьбой.

В современной художественной резьбе башкиры довольно широко используют традиционную народную орнаментику. Красота достигается простотой и строгостью основных линий узора, а также эффективной окраской оконных рам, наличников и фронтонов домов. Главная отличительная черта в оформлении современных наличников – их раскраска. Обычно выбирают контрастные цвета: темный и светлый. Если наличник раскрашивался в темные тона (чаще – в темно-синий), то накладные фигуры – в светлые, и наоборот.

Башкортостан, Мелеузовский район, д. Бельская

Синий цвет на белом фоне особенно красив летом, когда дом окружен зеленью. Подобное контрастное цветовое решение в оформлении новых домов с большими оконными рамами, крышами, покрашенными в красный или зеленый цвет, создает особый стиль в украшении жилища.

Путешествуя по районам родного края, мы ещё раз убедились, что именно бла-годаря применению в декоре разнообразных композиций орнаментальных элементов, старые постройки не перестают радовать нас своей неповторимой красотой, а весь сельский ансамбль подобного жилого дома рассматривается равносильно произведению искусства.

В современной практике строительства сельских малоэтажных деревянных домов заводского изготовления применяются новые средства архитектурного оформления. Использование традиций деревянного зодчества и современной резьбы позволяет из ограниченного числа декоративных деталей создать определенное количество вариантов внешнего эстетического оформления домов.

Поэтому в практической части своей работы мы предлагаем варианты орна-ментальных мотивов, умелое чередование и использование которых способно, на наш взгляд, улучшить общий архитектурный облик жилых зданий в населенных пунктах.

Предлагаемые варианты включают ряд чертежей, выполненных с учетом геометрической интерпретации, подчиняющейся правилам инструментальных геометрических построений.

2. Геометрическая интерпретация орнаментальных мотивов резьбы.

Интерпретация означает истолкование, объяснение чего-либо. Геометрическая интерпретация предполагает представление художественных и утилитарных (практически полезных) изображений в виде совокупности линий, подчиняющихся законам и правилам глазомерных или инструментальных геометрических построений.

2. 1 Геометрические построения, применяемые в практической графике.

Деление окружности на четыре и восемь равных частей.

В крышке имеется восемь отверстий, равномерно расположенных по окружности. При построении чертежа контура крышки необходимо разделить окружность на восемь равных частей. Сначала проводят две перпендикулярные оси Из точки О пересечения осей проводят окружность, на которой должно быть расположено восемь отверстий. Точки 1, 3, 5, 7 деления окружности на четыре части получают на пересечении осевых линий с окружностью.

Для получения точек 2, 4, 6 и 8 применяют известный прием деления прямого, угла на две равные части при помощи циркуля или угольника с углами 45° . При делении окружности на четыре и восемь частей с применением угольника гипотенуза угольника должна проходить через центр окружности.

Деление окружности на три, шесть и двенадцать равных частей.

Деление окружности на три и шесть равных частей. В фланце просверлены три отверстия, равномерно расположенные по окружности. При выполнении чертежа контура фланца надо разделить окружность натри равные части. Для этого ножку циркуля ставят в точку А окружности и радиусом, равным радиусу окружности, описывают дугу до пересечения с последней в точках 2 и 3. Точки 1, 2 и 3 - искомые.

Разделить окружность на три части можно и угольником с углами 30 и 60°; гипотенуза угольника должна проходить через центр окружности. На рис. 13, б показано деление окружности циркулем на шесть равных частей. В этом случае применен тот же прием, что и на рис. 12, б, но дугу описывают не один, а два раза из точек 7 и 4 радиусом, равным радиусу окружности. Деление окружности на шесть частей можно выполнить и угольником с углами 30 и 60° .

Деление окружности на 12 равных частей. На рис. 14,а показана крышка, которая имеет 12 отверстий, равномерно расположенных по окружностям. Для построения чертежа контура этой детали нужно разделить окружность на 12 равных частей. Используя угольник с углами 30 и 60° с последующим поворотом его на 180°, делят окружность на шесть равных частей . Для деления окружности на 12 частей этот же угольник следует положить на линейку или рейсшину малым катетом.

2. 2. Геометрически интерпретированные мотивы и варианты их исполнения.

В геометрической интерпретации мотивов башкирской резьбы применяются линейная и модульная интерполяции.

Самой простой линией, используемой в орнаментах, является прямая. Разнообразные сочетания отрезков прямых составляют мотивы геометрических орнаментов. Например, ряд пересекающих и наклонных в разные стороны отрезков прямых образуют ленточный орнамент. Возможны следующие приёмы построения данного орнамента:

1. Проводят две взаимно параллельные прямые, определяющие ширину орнамента.

2. Используя линейку и угольник, проводят ломаную линию, звенья которой ограничены горизонтальными прямыми.

3. Аналогично проводят ломаную линию.

Ряд сложных ромбовидных мотивов являются распространёнными элементами башкирского орнамента.

В орнаментальные мотивы геометрической резьбы входят: треугольники, которые можно представить как части ромба, полученные делением его на две части биссектрисой тупого угла; цепочки, состоящие из двух рядов треугольников с сомкнутыми основаниями.

Еще одной часто встречающейся фигурой на орнаментальных украшениях фризов, фронтонов, наличников, кровли, ворот и др. является окружность и фигуры, образованные делением окружности на равные части. При построении элементов декора круглых форм и розеток применяется деление окружности на 3, 4, 6, 8 частей.

Для башкирского народного декоративного творчества, в целом, характерно широкое использование кускара (рога барана) и солярных знаков (знаков солнца, земли, огня и др. ), завитков и бегущих волн, каждый из которых имеет два исполнения: с прямолинейными и криволинейными очертаниями. При этом один и тот же мотив допускает несколько вариантов геометрической интерпретации .

Примеры на построение орнаментальных мотивов в домовой резьбе с использованием названных элементов рассмотрим в практической части нашей работы. Все чертежи выполнены в ручную.

Этапы работы над созданием резного орнаментального мотива:

1. Построение чертежа интерпретированного мотива.

В процессе работы над данным чертежом применялись операции:

- построение окружности и деление на 4 части;

- построение восьмиконечной розетки на основе четырехугольника;

2. Изготовление шаблонов - трафаретов элементов, входящих в мотив.

3. Разметка и вырезания элементов из материала.

4. Склеивание мотива.

Представленный мотив разработан и изготовлен в форме имитации под дерево из картона.

Этапы работы над созданием резного орнаментального мотива:

1. Построение чертежа интерпретированного мотива.

В процессе работы над данным чертежом применялись операции:

- построение окружности и деление на 4 и 8 частей;

- построение восьмиконечной розетки на основе четырехугольника;

2. Изготовление шаблонов - трафаретов элементов, входящих в мотив.

3. Разметка и вырезание элементов из материала.

4. Склеивание мотива.

Представленный мотив разработан и изготовлен в форме имитации под дерево из картона.

Этапы работы над созданием резных орнаментальных мотивов.

Вариант1:

1. Построение чертежа интерпретированного мотива.

В процессе работы над данным чертежом применялись операции:

- построение окружности и деление на 4, 8 частей;

- построение восьмиконечной розетки на основе четырехугольника;

2. Изготовление шаблонов - трафаретов элементов, входящих в мотив.

3. Разметка и вырезание элементов из материала.

4. Склеивание мотива.

Представленный мотив разработан и изготовлен в форме имитации под дерево различных пород из картона.

Вариант2:

1. Построение чертежа интерпретированного мотива.

В процессе работы над данным чертежом применялись операции: построение окружности и деление на 12, 8 и 6 частей.

2. Изготовление шаблонов - трафаретов элементов, входящих в мотив.

3. Разметка и выпиливание элементов из древесного материала.

4. Сшивание гвоздями мотива.

Представленный мотив был создан по нашему разработанному чертежу в школьной технологической мастерской из ДВП.

Вариант3:

1. Построение чертежа интерпретированного мотива.

В процессе работы над данным чертежом применялись операции:

- построение окружности и деление на 4 части;

2. Изготовление шаблонов-трафаретов элементов, входящих в мотив.

3. Разметка и вырезание элементов материала.

4. Склеивание мотива.

Представленный мотив разработан и изготовлен в форме имитации из цветного картона.

Графическая интерпретация варианта орнаментального решения наличника

Графические вариации орнаментальных композиций на основе геометрических построений

Заключение

Рассмотрев одно из направлений декоративно-прикладного искусства с позиции практической графики, мы убедились как важно знать и изучать башкирское народное творчество не только на уроках ИЗО деятельности.

Декоративное искусство надо изучать и на уроках художественно-производственной графики (черчения), т. к. основные мотивы декоративных работ чаще всего имеют ярко выраженную геометрическую форму и их можно интерпретировать геометрически. При изображении орнаментальных элементов закрепляются знания и умения работы с чертежными инструментами, а так же формируются навыки способов оптимизации чертежа.

Работая над выбранной темой, мы так же заметили, что и в наше время сохранились и находят применение народные традиции декора в сельском быту и архитектуре. Башкирское народное искусство резьбы имеет богатые традиции и развивается в индивидуальном творчестве современных народных мастеров, но, к сожалению, в основном в декоре сельской архитектуры.

Следует отметить - декоративное творчество башкирского народа настолько богато, что приведенные в работе геометрически интерпретированные мотивы не исчерпывают орнаментальные решения произведений прикладного искусства Башкортостана. Кроме того, геометрическая интерпретация многих элементов всегда будет беднее оригиналов.

Однако мы считаем, что декоративные элементы в интерпретированном виде прекрасно вписываются в архитектурные формы не только сельской местности, но и города. Надеемся, что поколение молодых архитекторов нашего города станет применять в будущем традиции своего народа в архитектурном декоре жилых и общественных зданий.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)